36468

Мировые войны и кризис индустриального общества

Доклад

История и СИД

германские войска в конечном счете потерпели тяжелое поражение и правительство Германии обратилось к США с предложением о перемирии. Но еще до подписания перемирия в Германии началась революция. Этот кризис способствовал обострению внутриполитической ситуации в Германии Италии и Испании что привело к возникновению в этих странах фашистских партий захвативших власть в 192030 гг.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

4 чел.

мировые войны и кризис индустриального общества

Нарастание противоречий между ведущими европейскими державами привело к  созданию противостоящих друг другу военно-политических блоков «Тройственного союза»в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии и Антанты в составе Великобритании, Франции и России. В 1914 г. между этими блоками развернулась Первая мировая война. Война обострила внутренние противоречия во всех воюющих странах, в особенности, в России и  странах австро-германского блока. В ходе революции 1917 г. Россия вышла из войны. На стороне Антанты вступили в войну США, направившие свои войска в Европу. В 1917 г., несмотря на репрессии, во всех странах участились и приобрели значительный размах забастовки, участники которых требовали улучшений условий труда, восстановления и расширения свобод, а также прекращения войны. Все чаще вспыхивали бунты голодавших горожан. Массовый характер приобрело антивоенное движение. Против войны стали протестовать многие военнослужащие: они отказывались повиноваться командирам, братались с солдатами противника. Активизировались революционные группы, призывавшие свергнуть правительство, покончить с капитализмом и добиться мира путем социалистической революции.

В сражениях 1918 г. германские войска в конечном счете потерпели тяжелое поражение и правительство Германии обратилось к США с предложением о перемирии. Но еще до подписания перемирия в Германии началась революция. Кайзер бежал, и страна была провозглашена республикой. После поражения австро-венгерских войск капитулировала империя Габсбургов, в которой тоже началась революция. В результате революций с карты мира исчезли Германская и Австро-Венгерская империи.

Окончанием войны стало подписание Версальского договора в 1919 г. По условиям этого договора Западная Германия на 15 лет оккупировалась союзными войсками. Германия потеряла все свои колонии, ей разрешалось иметь только стотысячную армию, комплектуемую на основе найма, она не могла иметь подводных лодок, военной и морской авиации. Германия обязывалась платить репарации. Версальский мир был непрочным и противоречивым. Он породил германский реваншизм под лозунгом: «Порвем версальские оковы!».

После первой мировой войны был сделан ряд шагов для стабилизации международной обстановки. В 1919 г. была учреждена Лига Наций - международная организация, призванная поддерживать мир и пресекать агрессию в самом ее зародыше. Но как показало последующее развитие событий, Лига Наций не выполнила возложенных на нее задач.  

Для первой мировой войны были характерны неслыханные ранее масштабы. В ней приняло участие 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн. чел., а общие потери воевавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых. Война принесла неисчислимые бедствия народным массам. В результате войны экономика многих европейских стран находилась в кризисе. Этот кризис способствовал обострению внутриполитической ситуации в Германии, Италии и Испании, что привело к возникновению в этих странах фашистских партий, захвативших власть в 1920-30 гг. В результате в Германии, Италии и Испании сформировались правототалитарные политические режимы.  

По окончании экономического кризиса промышленность в западноевропейских странах постепенно восстановила довоенный уровень производства, а затем превзошла его. Германия в годы стабилизации сумела восстановить и даже увеличить свою мощь. К концу периода стабилизации по ряду важнейших отраслей производства она вновь заняла второе место в капиталистическом мире. Заметно снизился в мировом промышленном производстве удельный вес Англии. Усиление неравномерности развития капиталистических стран неизбежно вело к росту противоречий между ними. Уже к концу периода стабилизации стали множиться признаки, свидетельствовавшие о том, что произведенный в результате первой мировой войны передел мира не соответствует новому соотношению сил. Рост экономической мощи США и Японии, снижение удельного веса английской экономики, быстрое восстановление экономического и военного потенциала Германии - все это обостряло борьбу за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.

В 1929 г. в США произошел биржевой крах, возвестивший наступление мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.), вошедшего в историю под названием «Великая депрессия». Промышленное производство в капиталистических странах сократилось более чем на одну треть, была парализована половина производственной мощности промышленности, объемы мировой торговли сократились в три раза. Вместе с подрывом мировых торговых связей пришли в глубокое расстройство финансы, валюты 56 государств обесценились. К началу 1932 г. в капиталистических странах насчитывалось свыше 26 млн. безработных. Используя безработицу, работодатели неуклонно снижали заработную плату рабочих. Небывалых размеров достигли разорение и обнищание миллионных масс мелких и средних крестьян. Резко ухудшилось положение городской мелкой буржуазии и интеллигенции.

В этой тяжелейшей ситуации власти некоторых стран сумели найти выход, прибегнув к новой социальной политике. В США в рамках «нового курса» президента Рузвельта был проведен комплекс реформ: организована помощь нуждающимся; миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством; был принят закон о социальном обеспечении, предусматривавший страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам; правительство получало право устанавливать минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальную продолжительность рабочей недели; с целью более справедливого распределения национального дохода были повышены налоги на наследство, сверхприбыль и т.д. Курс реформ был успешно осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Реформы рузвельтовского «нового курса» и реформы социал-демократов в Швеции сыграли значительную роль в преодолении экономического кризиса. Однако они имели и гораздо более важное долговременное значение, ибо благодаря им начали разрабатываться механизмы создания государства всеобщего благоденствия – демократического государства, выражающего интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство.

Менее удачными оказались попытки оздоровления общества в других европейских странах. В результате выступлений трудящихся здесь усилилась радикализация общества, до предела обострились социальные и политические противоречия. В Германии в середине 1932 г. они достигли кульминационной точки. На фоне экономического кризиса широкую пропаганду развернула национал-социалистская (фашистская) партия Гитлера. Заявляя, что все бедствия трудящихся масс Германии вызваны Версальской системой, фашисты обещали немедленно после прихода к власти ликвидировать Версальский договор, ограничения, касающиеся вооружений, возвратить Германии территории, потерянные в результате первой мировой войны, и завладеть другими территориями, необходимыми «германской расе» в качестве «жизненного пространства». На состоявшихся в 1932 г. выборах в рейхстаг фашистская партия получила большинство мест. В 1933 г. в Германии установилась фашистская диктатура,  Германия вышла из Лиги наций, покинула конференцию по разоружению, потребовала отмены всех статей Версальского договора.

В 1936 г. в результате гражданской войны в Испании был установлен фашистский режим генерала Франко.  

В 1938 г. немецкая армия вошла в Австрию, которая превратилась в одну из провинций фашистского рейха. Англия, Франция и США официально признали захват Австрии.

В 1938 г. правительства Германии, Англии, Франции и Италии заключили договор о разделе Чехословакии (Мюнхенский договор), предложенный гитлеровцами. В результате в 1939 г. вся Чехословакия была оккупирована немецкими войсками, что открыло Гитлеру дорогу для экспансии в страны Восточной и Юго-Восточной Европы.

1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Англия и Франция, в соответствии с договорными обязательствами перед Польшей, объявили Германии войну. Однако Польша не получила помощи от своих западных союзников и была захвачена. Учитывая уроки первой мировой войны, когда Германия была обескровлена военными действиями на два фронта, Гитлер приостановил экспансию на Восток и захватил Западную Европу. В 1940 г. немцы захватили Данию и Норвегию, Голландию, Бельгию, Францию. Таким образом, почти вся континентальная Европа перешла под контроль гитлеровской Германии и ее союзников.

В 1941 г. Германия напала на СССР, правительства Великобритании и США заявили о своей поддержке СССР в войне против Германии. В 1942 г. 26 государств, назвавших себя Объединенными Нациями, подписали декларацию, в которой брали на себя обязательства использовать все свои военные и экономические ресурсы в войне против фашистского блока. Наибольшим весом в антигитлеровской коалиции обладали СССР, США и Великобритания – «Большая тройка». В соответствии с решением Тегеранской конференции (1943 г.) лидеров «Большой тройки» в 1944 г. была осуществлена высадка англо-американских войск в Северной Франции, т.е. состоялась открытие второго фронта. В мае 1945 г. капитулировала Германия, в сентябре - Япония. В ноябре 1945 г. в Нюрнберге начался судебный процесс по делу главных военных преступников, в ходе которого фашизм был осужден как преступление перед человечеством.

Вторая мировая война по своим масштабам и разрушительным последствиям намного превзошла первую. Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80 % населения планеты. Военные действия охватили гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн. чел. Погибло около 65 млн. чел., половину из которых составили жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций. Материальный ущерб выражался огромной цифрой – 3300 млрд. долл.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23792. Тяговые расчеты 354.5 KB
  Целью тяговых расчетов является изучение сил, действующих на поезд, законов его движения, методов определения скоростей движения, времени хода и других показателей, влияющих на оценку и выбор проектного решения.
23793. Простые и составные числа, урок 41.5 KB
  Определите простым или составным является число Выявление причин затруднений и постановка учебной цели. – Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке Найти методы определения каким является число. Число составное т. по определению составное число – это число у которого больше двух делителей.
23794. Методы передачи данных по линиям связи 158.5 KB
  При передаче данных по линиям связи применяются два основных типа кодирования – на основе синусоидального сигнала и на основе последовательности прямоугольных импульсов.
23796. Декларация прав человека 49 KB
  €œБременские музыканты€ нарушалось право на свободу передвижения право на труд право на личную неприкосновенность право на защиту себя в суде право на участие в мирных собраниях право на свободу. €œКолобок€ нарушалось право на личную неприкосновенность право на жизнь право на свободу мирных собраний право на порядок в стране право на свободу убеждений право на гражданство право на имущество €œКот и лиса€ нарушалось право на свободу передвижения право на труд право на личную неприкосновенность право на защиту себя в...
23797. Циклы. Цикл с параметром 514 KB
  Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером....
23798. Циклы. Цикл с параметром. Решение задач 164.78 KB
  Цикл с параметром. Цикл с параметром. Цели: Образовательные: повторить понятия цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром закрепить решение задач с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером. Ученик должен...
23799. Побудова діаграмм в Excel 135 KB
  Організаційний момент: слайд 1Учитель. І так починаємо слайд 2 Вопросы к кроссворду: Блок ячеек таблицы. Відкрийте будьласка зошити запишіть сьогоднішнє число і тему нашого уроку слайд 3 Побудова діаграм в Excel. слайд 4.