36478

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория

Доклад

История и СИД

Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Русский

2013-09-22

93.5 KB

9 чел.

Билет №1

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория.

Появление термина «цивилизации» связано с эпохой просвещения, однако само слово латинского происхождения (civic – гражданство, городское население, община). В античности данное понятие противопоставлялось варварским территориям. В широком смысле оно включало в себя нормы поведения греческого или римского гражданина. Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения «цивилизация» ассоциировалась с концепцией прогресса, стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. О цивилизации, как об этапе развития человечества, начинают говорить лишь с 18 века. Это связано с постепенным отказом от господствовавшей в средние века концепции линейного развития человечества. Жан-Жак Руссо предположил наличие в истории человечества трех этапов. Век Богов, век Герое и век Людей. На первом этапе человечество жило в единении с природой, занимаясь охотой, земледелием (присваивающие хозяйства) при отсутствии социальных конфликтов. На втором этапе люди перешли к производству, появилось социальное неравенство, возникли государственные структуры. Возникла демократия и формы эксплуатации человека человеком. На третьем этапе социальные противоречия усугубляются, демократия вырождается в монархию, эксплуатация распространяется повсеместно. Отсюда ясно, что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Во второй половине 19 века сложилось концепция смены циклов исторического развития. Кроме того, исследователи выделяют локальные, социокультурные образования. Данилевский ввёл теорию культурно-исторических типов. Он хотел отказаться от деления истории на условные периоды и предлагал рассматривать эволюцию одиннадцати основных исторических типов, в рамках которых осуществлялся самостоятельный путь развития. Однако каждый из них (локальные цивилизации) проходит в своем развитии три стадии: юность, зрелость и упадок. Не все существуют сейчас и почти не смешиваются друг с другом. Данилевский сформировал пять законов исторического развития:

  1.  всякий народ самобытная локальная цивилизация;
  2.  цивилизация не может существовать без политической независимости;
  3.  цивилизации взаимодействуют, но не порождают друг друга;
  4.  общности цивилизаций должны быть объединены;
  5.  цивилизация может развиваться очень долго, но достигнув высокого развития неизбежно исчезает.

Карл Маркс и Фриндих Энгельс видели цивилизацию, как социально-экономическую систему, не принимая в расчет духовный мир цивилизации.

Арнольд Тойнби выделил пять живых цивилизаций:

  1.  западно-христианская
  2.  православно-христианская
  3.  исламская
  4.  инуисская
  5.  дальневосточная

По теории Тойнби цивилизация постоянно изменяется. Источник ее развития – реакция на внутренние и внешние кризисы.

Концепция Гумилёва. Исследовал 40 различных этносов и пришел к выводу, что все они проходят одинаковые стадии. Гумилёв разработал единую цивилизационную теорию.

  1.  Мировая цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических отношений и уровнем развития духовного мира.
  2.  Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, економическое-географические особенности, связанные общей исторической судьбой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55219. Зв’язок науки про РПС і регіональну економіку з іншими науками. Роль науки РПС у розвитку економіки регіонів 25.47 KB
  Теорія розміщення продуктивних сил базується на загальних економічних законах. Тому розміщення продуктивних сил повинно здійснюватися за законами, керуючись якими, можна досягти максимального економічного й соціального ефекту при мінімальних витратах. Основним законом, який визначає характер РПС
55220. Наши права и обязанности 35 KB
  Оборудование: карточкизнаки по правам человека; выставка детских рисунков и литературы по правовому воспитанию; индивидуальный раздаточный материал. Учитель: Права ребенка Лишь появиться ребенок И начнет едва дышать У него уже с пеленок Всякие права Он имеет право жить Развиваться и дружить Иметь просторный дружный...
55221. Права і обов’язки дитини 73.5 KB
  Мета Розширити знання дітей про основні права та обовязки громадян які гарантує Основний закон України - Конституція а також Декларація прав дитини; розвивати бажання дбати про повноцінність свого життя; мовленнєві компетенції; виховувати...
55222. Знаємо свої права, виконуємо обов'язки 41.5 KB
  Обладнання: картки роздатковий матеріал Конвенція ООН про права дитини Конституція України прислівя. Дорогі діти 20 листопада 2009року виповнилося 20 років з дня прийняття Генеральною Асамблеєю ООН Конвенції про права дитини.
55223. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 768 KB
  Цель воспитательного часа: дать первоначальное представление о документах по правам ребенка раскрыть основные понятия: конвенция декларация государство Оборудование: магнитная доска иллюстрации по теме картинки...
55224. Інтерактивні форми навчання при вивченні прав людини в початкових класах 44.5 KB
  Мета заняття: знайомство учнів з основними правами дитини сприяти вихованню моральноправових норм. Задача занять: надати школярам знання про права дитини сприяти вихованню впевненост...
55225. Конвенція ООН про права дитини. Права дитини в Україні 7.16 MB
  Розглянемо малюнки та спробуймо класифікувати права: Всі діти мають право на життя. Всі діти мають право на піклування і турботу. Ти маєш право на достатнє та здорове харчування.
55226. Правила обращений с домашними животными и бродячими собаками 101 KB
  Цель: учить правильному обращению с домашними животными; рассмотреть ситуации встречи с бродячими собаками правильному поведению в таких ситуациях оказанию первой помощи при укусе животных.