36478

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория

Доклад

История и СИД

Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Русский

2013-09-22

93.5 KB

9 чел.

Билет №1

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория.

Появление термина «цивилизации» связано с эпохой просвещения, однако само слово латинского происхождения (civic – гражданство, городское население, община). В античности данное понятие противопоставлялось варварским территориям. В широком смысле оно включало в себя нормы поведения греческого или римского гражданина. Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения «цивилизация» ассоциировалась с концепцией прогресса, стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. О цивилизации, как об этапе развития человечества, начинают говорить лишь с 18 века. Это связано с постепенным отказом от господствовавшей в средние века концепции линейного развития человечества. Жан-Жак Руссо предположил наличие в истории человечества трех этапов. Век Богов, век Герое и век Людей. На первом этапе человечество жило в единении с природой, занимаясь охотой, земледелием (присваивающие хозяйства) при отсутствии социальных конфликтов. На втором этапе люди перешли к производству, появилось социальное неравенство, возникли государственные структуры. Возникла демократия и формы эксплуатации человека человеком. На третьем этапе социальные противоречия усугубляются, демократия вырождается в монархию, эксплуатация распространяется повсеместно. Отсюда ясно, что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Во второй половине 19 века сложилось концепция смены циклов исторического развития. Кроме того, исследователи выделяют локальные, социокультурные образования. Данилевский ввёл теорию культурно-исторических типов. Он хотел отказаться от деления истории на условные периоды и предлагал рассматривать эволюцию одиннадцати основных исторических типов, в рамках которых осуществлялся самостоятельный путь развития. Однако каждый из них (локальные цивилизации) проходит в своем развитии три стадии: юность, зрелость и упадок. Не все существуют сейчас и почти не смешиваются друг с другом. Данилевский сформировал пять законов исторического развития:

  1.  всякий народ самобытная локальная цивилизация;
  2.  цивилизация не может существовать без политической независимости;
  3.  цивилизации взаимодействуют, но не порождают друг друга;
  4.  общности цивилизаций должны быть объединены;
  5.  цивилизация может развиваться очень долго, но достигнув высокого развития неизбежно исчезает.

Карл Маркс и Фриндих Энгельс видели цивилизацию, как социально-экономическую систему, не принимая в расчет духовный мир цивилизации.

Арнольд Тойнби выделил пять живых цивилизаций:

  1.  западно-христианская
  2.  православно-христианская
  3.  исламская
  4.  инуисская
  5.  дальневосточная

По теории Тойнби цивилизация постоянно изменяется. Источник ее развития – реакция на внутренние и внешние кризисы.

Концепция Гумилёва. Исследовал 40 различных этносов и пришел к выводу, что все они проходят одинаковые стадии. Гумилёв разработал единую цивилизационную теорию.

  1.  Мировая цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических отношений и уровнем развития духовного мира.
  2.  Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, економическое-географические особенности, связанные общей исторической судьбой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28841. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века 51.5 KB
  Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...
28842. Педология в Советской России: основные направления работы достижения 44.5 KB
  Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...
28843. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского 48 KB
  Филосовская основа Марксизм: Считалось что Человек природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....
28844. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности 44 KB
  Психологическая теория деятельности. Виды деятельности. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля как субъекта деятельности ввёл в психологических обиход сам термин деятельность. Анализируя психологическое содержание поведенческого акта деятельности; действия он предпочитает рассматривать его с позиций известной бихевиористической схемы S R.
28845. Развитие детской и дифференциальной психологии в советской России 66 KB
  привели к необходимости развития отечественной науки. Басов заложил основы нового понимания механизмов психического развития которые были развиты в концепции Выготского. Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды который собственно и изменяет психику ребенка приводя к появлению специфических для человека высших психических функций ВПФ. При этом знаки будучи продуктом общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума в котором растет...
28846. История психологии как наука 52 KB
  История психологии как наука Предмет История психологии это особая отрасль знания имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. В истории психологии изучается не сама психическая реальность а представления о ней какими они были на разных этапах развития науки. История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались.
28847. Психологические учения античности 66 KB
  Психологические учения античности Понимание души в донаучных представлениях о переселении душ орфической и тотемной религии их влияние на античную психологию: понятия анимизма гилозоизма. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души а его успокоение во сне или в смерть ее отсутствием; сон или транс временное а смерть постоянное отсутствие души. анима душа дух одухотворение окружающего мира утверждение что за всеми явлениями реальности живыми и неживыми стоят духи души. Начало понимания связи...
28848. Характеристика психологических учений средневековья 67 KB
  Главное качество души единство ввёл принцип холизма душа и разум едины. Бог поставляет в мировой разум идеи душа получает идеи и передает человеку в материю материя чувственный мир. Душа производит все живые существа вдохнув в них жизнь. Душа человека находится в связи с Душой божественной и чувственным миром.
28849. Особенности психологических воззрений в новое время 55 KB
  встаёт проблема соотношения физического и психического опыт становится основным методом изучения природы в том числе и человека. Задача науки это покорение природы и усовершенствование человека. Он отверг душу как силу организующую поведение и управляющую им открыв путь к объективному изучению явлений органической природы. интуитивное знание истинное объективное содержаться в разуме и открываются интуитивно Спиноза утверждал существование единой неделимой и вечной субстанции преодоление дуализма Декарт Бога или Природы.