36478

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория

Доклад

История и СИД

Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Русский

2013-09-22

93.5 KB

10 чел.

Билет №1

Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория.

Появление термина «цивилизации» связано с эпохой просвещения, однако само слово латинского происхождения (civic – гражданство, городское население, община). В античности данное понятие противопоставлялось варварским территориям. В широком смысле оно включало в себя нормы поведения греческого или римского гражданина. Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения «цивилизация» ассоциировалась с концепцией прогресса, стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. О цивилизации, как об этапе развития человечества, начинают говорить лишь с 18 века. Это связано с постепенным отказом от господствовавшей в средние века концепции линейного развития человечества. Жан-Жак Руссо предположил наличие в истории человечества трех этапов. Век Богов, век Герое и век Людей. На первом этапе человечество жило в единении с природой, занимаясь охотой, земледелием (присваивающие хозяйства) при отсутствии социальных конфликтов. На втором этапе люди перешли к производству, появилось социальное неравенство, возникли государственные структуры. Возникла демократия и формы эксплуатации человека человеком. На третьем этапе социальные противоречия усугубляются, демократия вырождается в монархию, эксплуатация распространяется повсеместно. Отсюда ясно, что цивилизация носила отрицательный оттенок.

Во второй половине 19 века сложилось концепция смены циклов исторического развития. Кроме того, исследователи выделяют локальные, социокультурные образования. Данилевский ввёл теорию культурно-исторических типов. Он хотел отказаться от деления истории на условные периоды и предлагал рассматривать эволюцию одиннадцати основных исторических типов, в рамках которых осуществлялся самостоятельный путь развития. Однако каждый из них (локальные цивилизации) проходит в своем развитии три стадии: юность, зрелость и упадок. Не все существуют сейчас и почти не смешиваются друг с другом. Данилевский сформировал пять законов исторического развития:

  1.  всякий народ самобытная локальная цивилизация;
  2.  цивилизация не может существовать без политической независимости;
  3.  цивилизации взаимодействуют, но не порождают друг друга;
  4.  общности цивилизаций должны быть объединены;
  5.  цивилизация может развиваться очень долго, но достигнув высокого развития неизбежно исчезает.

Карл Маркс и Фриндих Энгельс видели цивилизацию, как социально-экономическую систему, не принимая в расчет духовный мир цивилизации.

Арнольд Тойнби выделил пять живых цивилизаций:

  1.  западно-христианская
  2.  православно-христианская
  3.  исламская
  4.  инуисская
  5.  дальневосточная

По теории Тойнби цивилизация постоянно изменяется. Источник ее развития – реакция на внутренние и внешние кризисы.

Концепция Гумилёва. Исследовал 40 различных этносов и пришел к выводу, что все они проходят одинаковые стадии. Гумилёв разработал единую цивилизационную теорию.

  1.  Мировая цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических отношений и уровнем развития духовного мира.
  2.  Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, економическое-географические особенности, связанные общей исторической судьбой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79507. Психодиагностическая работа педагога-психолога 31.79 KB
  Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС создание психологопедагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников. тесная связь с педагогической проблематикой ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия создание оптимальных психологических условий для развития детей. Основные задачи: Изучение проявлений отдельных...
79508. Содержание диагностической работы в школе 31.17 KB
  Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов дети группы риска. В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде: Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Обследование первоклассников на этапе адаптации. Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы.
79511. Структура психологической службы 30.76 KB
  Психологический кабинет управления образованием районный городской областной; Практический психолог работающий в образовательном учреждении; Центр психологической службы образования головная организация руководящая деятельностью психологов работающих в образовательных учреждениях психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. В Центр могут обращаться родители педагоги другие работники народного образования. Психологические кабинеты отделы при районных областных городских...
79512. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа 32.14 KB
  Так психопрофилактика предусматривает меры по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома школы-интерната. В процессе работы необходимо решать вопросы которые обычно не встают так остро перед психологами в массовой школе: взаимоотношений воспитанников со взрослыми и сверстниками в массовой школе с семьями учеников; взаимоотношений воспитанников с родителями и опекунами. Важно также способствовать оптимизации отношений ребенка с официальными опекунами; взаимоотношений воспитанников с шефами и...
79513. Развивающая и психокоррекционная работа 26.8 KB
  Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей в русле воспитательных мероприятий с участием родителей и других родственников ребенка.
79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...