36480

Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере

Доклад

История и СИД

В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую раннеклассовую античную средневековую индустриальную и наконец постиндустриальную цивилизации. Условия формирования античной цивилизации. Безусловно их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации тем не менее античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим политическим и духовным институтам.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

28 чел.

Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере.

Безусловно, любая цивилизация – динамичное явление. Она постоянно развивается, проходя при этом определенные этапы.  Любая цивилизация с течением времени либо видоизменяется, порождая новую, отличную от предыдущей цивилизацию, либо становится реликтовой – то есть погибает.

В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую, раннеклассовую, античную, средневековую, индустриальную и, наконец, постиндустриальную цивилизации.  

Условия формирования античной цивилизации.

Античная цивилизация приходится на пик первой цивилизационной волны развития человечества.  Она зародилась на периферии влияния двух локальных раннеклассовых цивилизаций – египетской и месопотамской. Безусловно, их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации, тем не менее, античный период  в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим, политическим и духовным институтам. Это обусловлено сочетанием следующих факторов.

Во-первых, географический фактор. Формирование античной цивилизации проходило в рамках равнинной, плоскогорной  местности, разделенной горными хребтами (Древняя Греция), и в непосредственной близости к океану - на территории  Балканского (Древняя Греция) и Апенинского (Древнеримская Империя) полуостровов, в рамках средиземноморского бассейна. Во-вторых, немаловажную роль сыграл экономический фактор. Состоялся переход к железному веку, что в определенной мере можно назвать технологической революцией. Это привело  к окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, что породило дальнейшее разделение труда и специализации отраслей производства.

Основные этапы развития античной цивилизации.

Хронологические рамки античной цивилизации охватывают действительно внушительный временной период – тринадцать веков, с  VIII века до н.э. вплоть до V века н.э. В рамках античной цивилизации выделяют две локальных – цивилизацию древней Греции и древнего Рима, а также сравнительно недолго просуществовавшую империю Александра Македонского.

Зарождение античной цивилизации.

Для этого периода характерно формирование автономных городских гражданских общин путем превращения объединений сельских и родовых общин в однотипные гражданские коллективы. Этот сложный и длительный процесс растянулся на VIII-VI вв. до н.э. и приходится на Архаический период  древней Греции. В это время происходит:

- формирование основ товарного производства;

- распространение элементов частной собственности;

-  переход от аристократического строя общества (так называемой раннегреческой тирании) к демократии (полисной республике);

-  великая греческая колонизация, вызванная демографическим ростом, развитием торговли и обострением социально-политической борьбы.

Первый подъем античной цивилизации.

Первый подъем приходится на Классический период  истории древней Греции. Его временные рамки VIV вв. до н.э. В это время происходит:

- окончательное формирование и укоренение древнегреческого полиса;

- победа греков в греко-персидских войнах ( 500 – 449 гг. до н.э.) и, как следствие, возвышение Афин;

- наблюдается общий подъем экономики, стабилизация политического устройства и небывалый расцвет культуры (особенно ярко это заметно во время правления Перикла с  443 по 429 гг. до н.э.).

Первый кризис античной цивилизации.

Первый кризис вызван кризисом полисной системы древней Греции и утратой ею независимости.  Это связано с резким контрастом вызванным развитием товарно-денежных отношений и, как следствие, резкой социальной дифференциацией. Это приводит:

- к междоусобной  Пелопонесской войне (431 – 404 гг. до н.э.), нанесшей огромный ущерб сельскому хозяйству, истощившей финансы и вызвавшей кризис политической системы;

- к общему спаду культуры;

-  к усилению раздробленности полисов и, как следствие, невозможность унификации внутреннего устройства и создания единого государства;

-  к потери независимости под властью Александра Македонского.

Второй подъем и период зрелости античной цивилизации.

Рамки этого периода можно обозначить следующим образом: IVв. до н.э. – I в. н.э.

В 334 г. начинаются завоевания Александра Македонского (высадка его войск в Малой Азии). Постепенно Александр подчиняет себе всю Малую Азию,  завоевывает державу Ахеменидов и подчиняет себе все территории вплоть до западных областей Индии, при этом под его властью оказываются весь бассейн Эгейского моря и значительная часть Балканского полуострова.

Несмотря на то, что в организации управления империи смешиваются элементы восточной деспотии с элементами политического строя греческих государств-полисов, его империя оказывается заведомо нежизнеспособной. После его смерти начинаются междоусобные войны, которые приводят к распаду империи.

Тем не менее, Александр Македонский заложил основные экономические, политические и культурные черты эллинистических государств:

-  создание укрепленных, сравнительно автономных городских центров, которые не обладали независимостью;

- эксплуатация земледельческих цивилизаций, находящихся вне города;

- постепенное внедрение царского культа;

- проведение программ, направленных на экономическое, сельскохозяйственное развитие.

Раздробленные эллинистические государства не оказали достойного сопротивления новому игроку на античной арене – Римской империи.

753 г. до н.э. считается годом основания Рима. Древний Рим проходит эпоху Республики, характеризующуюся:

- военными завоеваниями, широкой экспансией (установление римского господства в Средиземноморье  в результате Пунических войн – 246 – 146 гг. до н.э.);

- формированием гражданской общины, называемой цивитас, ориентированной на использование рабов-иноплеменников.

В 27 г. до н.э. Рим провозглашается империей и на смену периоду республики приходит эпоха Империи. Во время периода Ранней Империи или Принципиата (30 г. до н.э. – II в. н.э.) древнеримская локальная цивилизация достигает своего наивысшего расцвета и этот же период, как мне кажется, можно считать пиком развития античной цивилизации. Этот этап характеризуется:

-  всесторонним, то есть не только территориальным, но и духовным объединением древнего Рима, что подтверждается ассимиляцией завоевателей и покоренных;

- прецедентом создания государственной администрации, что позволяло эффективно распределять ресурсы между центром и провинциями, и, как следствие, привело к экономическому развитию;

- формирование римского гражданства и  системы римского права.

Период дряхления античной цивилизации,  второй кризис и постепенный переход к Средневековью .

Кризис намечается уже во время правления Диоклетиана (с 284 г. н.э.) , который вводит тетрархию (четверовластие), и, несмотря на то, что император Константин  отменяет ее в 324 году, это дает первые предпосылки к делению Римской империи на западную и восточную, к сепаратистским, центробежным течениям. Империя окончательно делится на две части после смерти Феодосия между двумя его сыновьями. Кризис достигает своего пика 4 сентября 476 года, когда командующий  имперской армией свергает малолетнего императора. Именно это событие считается рубежом, отделяющим античный мир от средневековой эпохи. Восточная Римская империя продолжает существовать еще на протяжении тысячи лет, ее главной отличительной чертой можно назвать преобладание греческого наследия.

Основные достижения античной цивилизации.

В экономической сфере – формирование многоукладной экономики, при которой удельный вес каждого из укладов меняется со временем и в зависимости от особенностей локальной цивилизации.

В политической сфере – формирование демократии (безусловно не в нашем современном понимании, а демократии для избранных, исключая женщин, рабов,чужеземцев), отработка в Риме сложного механизма функционирования государственного строя, который в тех или иных модификациях дошел до нашего времени.

В духовной сфере – приоритетность человеческой личности, ее  раскрепощение, формирование абстрактных наук (таких как философия, история, право), появление теоретической основы естественных наук, развитие искусства в сфере ваяния и зодчества, поэзии, драматургии, развитие духовной сферы, упорядочение идеологической сферы, переход от политеизма к монотеизму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античная цивилизация – один из самых ярких периодов истории человечества. Как мне кажется, из всех достижений этой глобальной цивилизации самыми значимыми являются достижения духовной сферы, так как духовный мир (или общественное сознание) находится на самой вершине структурной пирамиды цивилизации. Экономическое развитие и появление прибавочного продукта дало сильнейший толчок к развитию духовного мира людей той эпохи.  Влияние античного искусства и философии в той или иной степени ощущается на всех этапах дальнейшей истории человечества. Многие идеи  дошли до нас, пусть и в измененном виде,  и легли в основу современной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
  Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
  Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.
56592. Естетичний вплив мови на людину 372 KB
  Для того щоб забезпечити привабливість змісту навчання мови, належний виховний і розвивальний потенціал, намагаюся, щоб у свідомості учнів утверджувалися високо вартісні якості української мови, зокрема її естетична цінність
56593. Українська мова. Методичні вказівки 451 KB
  Мета самостійної роботи студентів двоєдина: формування самостійності як риси особистості і засвоєння знань, умінь, навиків. На молодших курсах самостійна робота з української мови ставить за мету розширення і закріплення знань і умінь, що здобуваються студентом на традиційних формах занять
56594. Використання елементів інтерактивних технологій на уроках української мови 245 KB
  Мета. Активізувати розумову діяльність учнів спрямовану на узагальнення знань навичок набутих у процесі вивчення теми Іменник як частина мови; удосконалювати орфографічні навички; розвивати мислення і здібності школярівпідвищувати культуру мовлення...
56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
  Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения...