36486

Духовный мир человека древних обществ

Доклад

История и СИД

В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций сакрализация достигла максимально возможного уровня. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства которые были прежде всего составной частью заупокойного ритуала. В Египте появился уникальный литературный жанр – книги мертвых – религиозные тексты которые помещали в гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов.

Русский

2013-09-22

36.5 KB

23 чел.

Духовный мир человека древних обществ

Для религиозных верований древних египтян было характерно многобожие  (политеизм). Политеизм объединенного Египта вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта. В каждом номе и городе был собственный особо почитаемый бог и пантеон богов, олицетворявших силы природы или различные виды человеческой деятельности. Поклонялись не только богам, но животным и растениям. Они считались воплощениями божества и часто изображались в виде существ с телом человека и головой животного. Существовали специальные захоронения культовых животных.

В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций, сакрализация достигла максимально возможного уровня. В ее основе лежала доктрина божественного происхождения фараона, который считался богом, а не верховным жрецом, как это было в других древневосточных государствах.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие.

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, которые были, прежде всего, составной частью заупокойного ритуала. С древности развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. В более поздний период развились религиозная драма и светский театр. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Египте появился уникальный литературный жанр – книги мертвых – религиозные тексты, которые помещали в гробницу. Кроме того, подобные надписи были обнаружены на стенах гробниц и саркофагов. Эти религиозно-магические тексты были призваны указывать умершему путь на том свете, помогать избегать всевозможных ловушек.

Высокого художественного уровня достигли живопись и скульптура, которым присущи следующие основные черты: реализм, портретность, иерархичность и каноничность. Изображение на плоскости – рельефы и росписи – не столько смотрелось, сколько читалось. Всем фигурам присуща величавая неподвижность, надмирное спокойствие, что являлось воплощением идеи постоянства, вечности загробной жизни.

Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов. В частности, достаточно развитыми были астрономические знания, математические знания, медицинские знания (например, описание симптомов болезней, способов их лечения, типологизация болезней). Древние египтяне совершили целый ряд важных изобретений. Они изобрели часы (солнечные, водяные, песочные), внесли существенный вклад в развитие хирургии, создали плуг, лопату, мотыгу, составили один из первых календарей.

Природный ритм оказал огромное влияние на развитие египетской цивилизации. Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Было замечено, что разлив Нила наступает сразу же после того, как на ночном небе появляется Сириус – ярчайшая звезда. Восход Сириуса дал египтянам возможность оценить промежуток времени между двумя разливами Нила. Создание такого календаря свидетельствует о довольно высоком уровне астрономических знаний в Египте.

Египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую в себя и идеографические (обозначающие понятия), и фонетические (обозначающие звуки) знаки. Писцы играли в египетском обществе роль верховных контролеров, которые должны были регистрировать любого рода информацию – от предсказаний урожая до штрафов, налагавшихся на преступивших закон. В целом, труд писцов имел огромное значение для сохранения и передачи египетской культуры.

Мировоззрение

Достижения науки: водяные насосы, керамика, стекло, ткацкие станки и текстильные технологии, медь, бронза, золото, медицина, математика. Впервые пояляются города с четкой структурой, строениями, центральной системой управления. Изобретение паруса, первый торговый флот. Архитектура(пирамиды). Иерографическая письменность, папирус, календарь. Развитие эмпирическая науки.

Человек зависим от природы. Цикличность сознания (из-за разливов Нила). Человек не представляет себя вне государства. Преклонение перед государстом и фараоном. Сословность сознания. Пренебрежительное отношение высших слоев к низшим. Сознание мифологическое:

  1.  миф объясняет события
  2.  миф передает информацию между поколениями
  3.  миф -  готовый алгоритм поведения, внедренный в сознание людей

Социальная составляющая важнее экономической.

Основное достижение в духовное сфере – мифилогическое сознание.

Основное достижение Египта – единое, четко структурированное государство и внеэкономческое принуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80628. Поняття про мову. Українська мова – державна мова України 49.5 KB
  Мета: Розширити уявлення учнів про мову як найважливіший скарб українського народу, про існування різних мов; вчити спостерігати за звучанням, написанням і значенням слів у споріднених мовах. Розвивати усне мовлення учнів, каліграфічні навички письма, поширювати словниковий запас учнів.
80629. Квіти. Музика П.І. Чайковського «Вальс квітів» 46.5 KB
  Удосконалювати техніку читання прозових творів насичених діалогами; продовжувати навчати учнів сприймати на слух, вчити голосом, інтонацією передавати настрій дійових осіб; визначати головного герою, спостерігати за його вчинками. Розширювати коло морально-етичних понять про добро, людяність, красу.
80630. Андрій М’ястківський. Казка про яблуню 89.5 KB
  Мета. Удосконалювати навички усвідомленого, виразного читання художніх творів; формувати вміння знаходити за допомогою вибіркового читання уривки тексту, що характеризують дійових осіб; виховувати працелюбність, бажання вивчати і допомагати природі.
80631. Гори України. Карпати. Рослини і тварини Карпат 49 KB
  Продовжити формувати поняття гори розкрити залежність природи гір від їхньої висоти; ознайомити учнів з характерними особливостями Карпатських гір географічним положенням кліматом рослинним і тваринним світом корисними копалинам; розвивати спостережливість...
80632. Урок розвитку зв’язного мовлення. Письмовий переказ тексту за складеним планом 28 KB
  Мета: Вчити учнів письмово передавати зміст тексту за складеним планом. Розвивати мовлення, збагачувати словниковий запас. Розвивати увагу, пам’ять, мислення. Виховувати любов до природи, бажання допомагати пташкам взимку.
80633. Загальне поняття про дієслово як частину мови 71.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про граматичні ознаки дієслова; формувати уміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; вчити доцільно і правильно вживати дієслова у мовленні; розвивати творчу уяву, виховувати любов до рідної землі.
80634. Рослини – обереги, символи 36.5 KB
  Обладнання: виставка українських оберегів; обереги-рослини. Діти батьківська хата мамина пісня бабусина вишиванка –- усе це непересічні символиобереги нашого народу. А як виглядає вишиванка відповіді дітей А чи однаково розшиті чоловічі та жіночі сорочки відповіді дітей...
80635. Урок-конкурс знавців української мови у 3 – 4 класах 36 KB
  Мета: Виховувати любов до рідної мови, рідного краю, його традицій, почуття поваги до всього свого, українського, вдосконалювати мовну культуру учнів, збагачувати їхній словниковий запас, бажання розмовляти рідною мовою.
80636. Будівельні споруди. Виготовлення композиції «Казковий будиночок для улюбленого героя казки» 42.5 KB
  Мета: удосконалювати навички роботи з пластилі ном, природним матеріалом; закріпити знання учнів про рельєф, уміння створювати композицію; форму вати уявлення про мистецтво архітектури, професією будівельника; ознайомити з термінами – черепиця, карниз, фундамент; розвивати спостережливість, уяву...