36487

Древняя Греция – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах

Доклад

История и СИД

Формируется теоритеческая база науки. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение научного элемента от фантастического. Итак появление науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок: У греков отсутствовала каста жрецов и поэтому научные знание были доступны любому гражданину; Демократическая форма правления в государстве что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики основанной на аргументации и убеждении оппонента. Развиваются такие науки как математика геометрия...

Русский

2013-09-22

42 KB

22 чел.

Древняя Греция – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах

Древняя Греция – совокупность греческих государств во 2-1 тыс.до н.э. Территориальное ядро – южная часть Балканского полуострова, а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии. Включала 3 региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес.

Природные условия. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Три четверти составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа.

Экономика. Иным и независимым от стран Древнего Востока формировалось классовое общество и государство в античном мире. Рабовладельческий строй существенно отличался от древневосточного рабства как относительно высоким уровнем развития производительных сил, так и более зрелыми рабовладельческими производственными отношениями.

В 8-6 веках до н.э. начали образовываться первые рабовладельческие города-государства (полисы). В это время ремесло окончательно отделилось от земледелия.  Под воздействием развития производственных сил и торговли древние греки начали завоевание и колонизацию новых земель, которые осуществлялись в 3 основных направлениях:

- на северо-восток, т.е. к Черному морю;

- на запад, в Сицилию и юг Апеннинского полуострова;

- на юг, в Египет и на побережье Северной Африки.

В итоге был создан так называемый греческий мир, в котором колониальные окраины играли роль поставщиков рабов и продуктов питания для метрополий – древнегреческих государств. Из всех древнегреческих государств наиболее сильными были Афины и Спарта.

Спарта возникла на 200 лет раньше Афин и являлась ярким примером аристократического рабовладельческого государства. Население Спарты делилось на 3 группы: спартиаты (полноправные общинники), периэки (лично свободные, но политически бесправные) и илоты (зависимое сельское население, рабы всей общины). Занятием спартиатов была война, а в мирное время – беспрерывная и неустанная подготовка к ней. Физический труд считался унизительным делом. Ремеслом и торговлей занимались периэки, платившие спартанскому государству подати.

По уровню экономического развития Спарта была одним из наиболее осталых государств Древней Греции. Главными отраслями хозяйства были примитивное земледелие и скотоводство. Для Спарты характерна совершенная неразвитость обмена и денежного обращения: у спартиатов вместо денег обращались железные пластинки, которые не принимались в соседних областях.

Возвышение Афин (главного города Аттики) началось в 7 в.до н.э., чему способствовали как благоприятные природные условия, так и значительное развитие торговых связей, наличие серебра и строительных материалов. Земледелие в Афинах из-за неплодородности почвы было неразвито. Продовольствие закупалось в обмен на ремесленные изделия.  В середине 5 века до н.э.ю Афины, эксплуатируя другие греческие государства, достигли наивысшего расцвета. Они стали политическим и экономическим центром всей Греции, превратившись в торговый город  мирового значения. Главным средством пополнения рабочей силы для греческих полисов в это время служила работорговля. Наряду с торговлей развивалось ростовщичество, которым занимались владельцы меняльных лавок.

Победа Греции в греко-персидских войнах (500-449 гг) способствовала окончательному утверждению рабовладельческого строя в Афинах и др.греческих полисах. Захват огромной добычи и массы пленных укрепил экономические позиции Афин. Именно с этого периода начинается повсеместное вытеснение труда свободных более дешевым трудом рабов.

Развитие экономики Греции отличалось региональной специализацией. Ремесло и торговля сравнительно рано развились только в части греческих полисов, а в остальных областях господствовали примитивное земледелие и скотоводство. В 4 веке до н.э. частично вводится трехпольная система в земледелии, применяются удобрения.

Важное место в экономике занимает добыча и обработка металлов.  Рост военно-политической мощи Афин способствовал развитию судостроения. Сооружением военного флота руководило государство.

Основное достижение – многоостраслевое хозяйство. Т.к. Греция находится в горах рабы не могли убежать.

ПОЛИТИКА. Сложился строй общественно-политических отношений: демократия, в наибольшей степени отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развернутом виде этот строй характерен для Афин периода Перикла (6 век до н.э.). Конечно, это была демократия для избранных, а не для женщин, рабов, молодежи, туземцев. Своеобразие политической и экономической жизни состояло в формировании и господстве полисов – независимых, самоуправляемых городов-государств. Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но при любых формах строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса.

Демократические принципы: личный успех каждого зависит только от самого себя, нет объединяющего в экономике.

Внешняя политика.  На юге стремились занять монопольное положение в торговле, главные противник Персия. На Востоке – Асирия.

ДУХОВНЫЙ МИР. Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Кроме богов существовал культ героев – полубожеств, родившихся от браков богов и смертных. Особенность древнегреческой религии – антропоморфизм (человекоподобие богов). Все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Можно сказать, боги – это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила его главную черту – гуманизм.

Формируется теоритеческая база науки. Идеал обоснованного и доказательного знания складывался под воздействием социальной практики полиса. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение научного элемента от фантастического. Итак, появление науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок:

  1.  У греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знание были доступны любому гражданину;
  2.  Демократическая форма правления в государстве, что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента.

Развиваются такие науки как математика, геометрия, астрономия и медицина. Высокого уровня достигла техника. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменноломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, водяные мельницы.

Совершенствование человека , идеал  - активный, мыслящий.

Разрыв цикличности. Мифологичное сознание.

Основное достижение – расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода ( само понятие свобода возникло в Афинах в 5 в.до н.э)

ВЫВОД:

- многоотраслевая экономика;

- формирование демократических принципов правления, но не везде, наряду с олигархией и аристократией

- обращение духовного мира к человеку

- фомирование теоретической базы науки.

Цивилизация становится более гуманной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58430. Учись быть верным другом. Избрание Апостолов 118 KB
  Развивать эстетический вкус творческие способности детей. Приветствие С любовью и с радостью встречайте детей. Молитва Пригласите детей помолиться за свои огорчения и радости поблагодарить Бога за все и попросите благословения на этот урок. Всех детей поблагодарите за участие за старание вместе с ними ещё раз полюбуйтесь совместной работой подведите к выводу что одному было бы сложно выполнить такую работу а команде это под силу.
58431. Декларація прав дитини. Основний Закон держави. Обовязки батьків та дітей 54.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про Декларацію прав дитини, Основний Закон нашої держави. Зясувати обовязки батьків і дітей. Виховувати шанобливе ставлення до батьків.
58432. Национальная экономика 45 KB
  Основные цели национальной экономики Макроэкономика изучает: процессы использования разнообразных ресурсов которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики...
58433. Учись быть благодарным. Десять прокаженных 158 KB
  Показать им что в нашей жизни есть множество поводов благодарить Бога.Молитва Предложите детям совершить молитву и попросить у Бога благословения на этот урок.Мотивация Ребята когда мы говорим Спасибо А что хорошее сделал вам Бог За что же мы должны благодарить Бога За пищу за одежду за здоровье. Бога в небесах.
58434. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТИЯ В ДОГОВОРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 353.5 KB
  Появление и дальнейшее развитие договора участия в долевом строительстве в российском законодательстве имеют огромное значение для решения жилищной проблемы, поскольку надежное правовое регулирование отношений долевого строительства - гарантия успешного развития данных отношений
58435. Чудесная любовь Иисуса. Пасха 156 KB
  Побудить детей своими поступками не огорчать Иисуса но быть всегда послушными исполнительными дружелюбными. И спросил правитель Иисуса: Ты Царь Иудейский Иисус отвечал: Ты говоришь. В чем же он заключался Бог – Отец послал Сына Иисуса на землю сказать людям чтобы они перестали делать злые дела поверили в Бога и исполняли Его заповеди.
58436. Религия 47.5 KB
  Религия как форма мировоззрения; Структура и функции религии; Виды религий; Веротерпимость и свобода совести. Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов...
58437. ООН и международные организации в области народонаселении 360 KB
  Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшаяся в Каире, Египет, в 1994 году, позволила Фонду ООН в области народонаселения (ЮНФПА)
58438. Религия древних греков 67 KB
  Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.