36539

Структура языка Паскаль. Константы, переменные, стандартные функции

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Константы переменные стандартные функции Любая программа на Турбо Паскале имеет одну и ту же общую структуру: [progrm имя программы ;] [ раздел описаний ] begin раздел операторов end. Эта структура состоит из заголовка программы необязательного раздела описаний который может в особых случаях отсутствовать и раздела операторов содержащего хотя бы один оператор. Имя программы идентификатор выбираемый программистом. В разделе описаний должны быть описаны все нестандартные имена используемые далее в разделе операторов этой программы.

Русский

2013-09-22

33 KB

0 чел.

Структура языка Паскаль. Константы, переменные, стандартные функции

Любая программа на Турбо Паскале имеет одну и ту же общую структуру:

[program < имя программы > ;] [<раздел описаний >] begin < раздел операторов > end.

Эта структура состоит из заголовка программы (необязательного), раздела описаний (который может в особых случаях отсутствовать) и раздела операторов, содержащего хотя бы один оператор. Заголовок начинается ключевым словом program и имеет единственное назначение - идентифицировать программу. Мы в дальнейшем всегда будем его использовать. Имя программы - идентификатор, выбираемый программистом. В разделе описаний должны быть описаны все нестандартные имена, используемые далее в разделе операторов этой программы. Раздел описаний реализует принцип сильной типизации, согласно которому каждый используемый объект должен быть описан и каждый объект может быть только одного типа. Описанию подлежат: типы, метки, переменные, именованные константы, процедуры, функции, модули, объекты (классы). Синтаксическая форма описаний зависит от вида описываемого объекта. Общие свойства описаний:

Каждый вид описания начинается некоторым ключевым словом (характеризующим вид описываемого объекта). Например: var - для описания переменных, type - для описания типов, function - для описания функции.

Порядок описаний произвольный (за исключением uses -описания используемых модулей, которое должно быть первым описанием в программе).

Объекты со стандартными именами не описываются (они считаются уже описанными), если эти объекты используются в их стандартном смысле.

Остановимся более подробно на форме описания для переменных и констант. Описание переменных программы использует следующую синтаксическую структуру:

<описание переменных одного типа > ::= var < список переменных > : < тип > ;

где: < список переменных > ::= <имя переменной > {, < имя переменной > }

В разделе описаний может быть несколько записанных подряд описаний переменных разных или одинаковых типов, при этом ключевое слово var достаточно указать лишь один раз. В качестве типа могут указываться имена типов или собственные описания типа. Например:

var math,phys,phil,hist:integer;{баллы по предметам} average:real; {средний балл}

Константы следует описывать только, если в программе используются ссылки на эти константы по их мнемоническому имени. Синтаксическая структура описания константы имеет вид:

< описание константы > ::= const < имя константы> = < значение константы > ;

Например: const g = 9.8;

Допустим также промежуточный между переменной и константой вид, называемый типизированной константой. По своей сути - это переменные с начальным значением (инициализированные переменные), использование которых часто представляет большие удобства. Синтаксическая структура описания этих констант:

< описание типизированной константы > ::= const < имя >:<тип> = <значение >;

Например: const name:string = ''; { name, инициированная как пустая строка }

Типизированные константы инициализируются только в начале работы программы, а при выходе из подпрограмм сохраняют прежние значения. В разделе операторов (заключенных в операторные скобки begin - end) записываются операторы, реализующие алгоритм программы. В последовательности операторов один оператор отделяется от другого символом ; . Оператор представляет самостоятельный элемент действия. Операторы Паскаля могут быть простыми либо составными. Простые операторы – “не расщепляются” на более мелкие операторы, а составные операторы, наоборот, содержат в своем составе другие (простые или составные) операторы. Таким образом, сложные операторы (а, следовательно, и сложные действия) имеют вложенную структуру, комбинирующую в одну конструкцию более простые операторы. Для объединения операторов в сложный оператор помимо последовательного соединения используют и другие важные способы композиции (условные операторы, циклы и др.), которые мы рассмотрим ниже. Раздел операторов (как и вся программа) заканчивается символом точка. Этот символ ограничивает текст программы, так что вся последующая информация (если она есть), не воспринимается компилятором и не вызывает никаких действий. Заметим также, что в структуре программы могут использоваться комментарии (их разрешается вставлять в любую точку структуры программы). Для создания ясных, понятных, легко читаемых текстов программ рекомендуется использовать комментарии для пояснения смысла всей программы (а также функций, процедур, модулей), переменных (особенно входных и выходных), отдельных фрагментов вычислений.