36556

Алфавит языка, основные конструкции языка

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Алфавитом Паскаля являются некоторые символы кодовой таблицы SCII которым в Паскале приписан определённый и фиксированный смысл а также некоторые цепочки символов. Кроме того к алфавиту относятся некоторые пары символов рассматриваемые как неделимые: символ неравенства = и = больше или равно меньше или равно := символ присваивания. Дополнительную группу символов алфавита составляют ключевые слова зарезервированные слова. Эти и некоторые другие последовательности символов SCII зарезервированы в Паскале им приписан...

Русский

2013-09-22

39.5 KB

10 чел.

Алфавит языка, основные конструкции языка.

Любой язык, в том числе и Паскаль, начинается со своего алфавита - "кирпичей", из которых строятся все конструкции языка.

Алфавитом Паскаля являются некоторые символы кодовой таблицы ASCII, которым в Паскале приписан определённый (и фиксированный смысл), а также некоторые цепочки символов. В алфавит входят все латинские (большие и малые) буквы, десятичные цифры, специальные символы и зарезервированные (ключевые) слова. К специальным символам относятся символы операций (+,-, *, /), бинарных отношений (=,>,<,), скобки (простые, квадратные, фигурные), разделительные символы (., :; ), кавычки (''), а также символы ^,@, $, #. Кроме того, к алфавиту относятся некоторые пары символов (рассматриваемые как неделимые): <> - символ неравенства, >= и <= - больше или равно (меньше или равно), := - символ присваивания.

Дополнительную группу символов алфавита составляют ключевые слова (зарезервированные слова). Их в Паскале несколько десятков и мы будем знакомиться с ними постепенно по мере изучения конструкций языка. Примерами ключевых слов (которые потребуются нам в ближайшее время) являются program, begin, end, var. Эти и некоторые другие последовательности символов ASCII зарезервированы в Паскале, им приписан фиксированный смысл (например, begin - открывающая операторная скобка) и использовать их в другом смысле нельзя. Мы будем выделять ключевые слова полужирным шрифтом.

Заметим, что русские буквы не являются элементами алфавита Паскаля, как и некоторые другие символы кодовой таблицы. Это не значит, что их нигде нельзя использовать, но их использование в программах на Паскале ограничено только определенными конструкциями, о которых мы ещё поговорим особо.

Из алфавита языка строятся все остальные языковые конструкции: имена, выражения, описания, операторы, с помощью которых представляется любая программа на Паскале, аналогично тому, как текст на естественном языке представляется из предложений, слов, связок.

Замечание В Паскале не делается различие между большими и малыми латинскими буквами, они равнозначны и взаимозаменимы. Этим свойством следует пользоваться для написания читабельных текстов программ.

Паскаль - формальный язык, основная цель которого - представление алгоритма решаемой задачи. Поэтому аналогия с естественным языком (цели которого значительно шире), конечно, ограничена. Каждая конструкция Паскаля имеет свой точный смысл, и изучение конструкций Паскаля имеет две стороны: во-первых, это изучение синтаксиса конструкций (т.е. правил их записи), с другой стороны - изучение смысла конструкций.

Для описания синтаксиса мы будем использовать простые формальные средства - нотацию Бэкуса-Наура, а для описания семантики - пояснения на естественном языке.

Нотация Бэкуса-Наура (называемая также БНФ) описывает синтаксис конструкций языка через небольшое число примитивов:

Метаопределение - заключённое в угловые скобки название конструкции (название может рассматриваться как комментарий конструкции). Примеры: <буква>, <ключевое слово>, <литерал>, <комментарий>. При этом последовательность символов, не заключенная в угловые скобки, рассматривается буквально (т.е. только как последовательность написанных символов).

Равенство по определению будем обозначать сочетанием 3 символов ::= 

Альтернативный выбор (союз "или") будем обозначать символом |

Необязательный выбор конструкции будем заключать в квадратные скобки [ ]

Повторяющуюся (нуль или более раз) конструкцию будем заключать в фигурные скобки { }.

Введённых примитивов вполне достаточно для синтаксического определения конструкций языка Паскаля, которые нам предстоит рассмотреть. Продемонстрируем введённые примитивы рядом примеров описания используемых далее конструкций языка Паскаль.

Синтаксическое определение понятия "цифра":

<цифра> ::= 0|1|2|3|4|5|6|7|8|9

Синтаксическое определение понятия "литерал ":

<литерал> ::= ' {< символ кодовой таблицы >} '

Синтаксическое определение понятия "комментарий":

{ < строка символов ASCII, не содержащая символов { и } > }

Одной из важных конструкций Паскаля является идентификатор (имя). Имя может обозначать переменную, функцию, тип данных или другие элементы программы. Понятие имени во многом аналогично его использованию в естественном языке и является одним из фундаментальных понятий языка.

В языках программирования имена часто используются для обозначения переменных, т.е. объектов, способных изменять своё значение в процессе выполнения программы. В Паскале имена могут использоваться даже для обозначения именованных констант (мнемоническое имя константы, которое легче запомнить, чем значение константы).

Имена (кроме стандартных имён) выбирает программист в процессе разработки программы и этот выбор должен облегчать чтение текста программы: имя должно "говорить само за себя" - пояснять смысл используемого объекта. При этом имена должны быть одновременно и достаточно выразительными и достаточно лаконичными (краткими). Синтаксические ограничения в выборе имени даёт определение имени:

<имя> ::= <латинская буква или символ _> { < латинская буква >| <цифра >| _ }

Примеры имён: alfa, F1, test_1m; неправильные имена: тест1, 2_vol.

Некоторые имена являются стандартными именами Паскаля. К их числу относятся имена стандартных функций, процедур, типов и др. Следует особо отметить, что стандартные имена не являются ключевыми словами (т.е. они могут быть использованы в ином смысле, хотя это не следует делать без особой надобности !). Примеры таких стандартных имён: write, odd, integer, boolean. Заметьте, что русские буквы нельзя использовать в именах Паскаля!

Существуют только три конструкции Паскаля, в которых разрешено использовать любые символы (в том числе и русские буквы):- это символьные константы, строковые константы (литералы) и комментарии.

Символьные и строковые константы - это, соответственно, один символ или любые последовательности символов кодовой таблицы, заключенные в апострофы. Пример: ' Это - строка символов'. Литералы - важные конструкции языка, с которыми мы будем еще неоднократно иметь дело. Они используются в операторах ввода-вывода и при обработке строк.

Комментарии - любые последовательности символов кодовой таблицы (не содержащие фигурных скобок), заключенные в фигурные скобки. Пример комментария: { Программа на TURBO PASCAL}. Заметим, что фигурные скобки есть ограничитель для комментариев, и использовать их ни в каком другом смысле нельзя.

Замечание Некоторые комментарии зарезервированы и представляют директивы компилятора. Эти комментарии начинаются символом $. Например: {$R+} -включить контроль границ диапазона.

Незарезервированные комментарии вы вправе использовать в любом месте программы. Такие комментарии следует использовать для пояснений текста программы, делая этот текст более понятным. Никаких других функций эти комментарии в программе на Паскале не несут.

Задача 4.2.6(24)

Program Project24;

type mas=array[1..5,1..4]of integer;

mass=array[1..4] of real;

var a:mas;

sr:mass;

i,j,minj:integer;

min:real;

procedure proc(x:mas;k,m:integer;var l:real);

var i,n:integer;

begin

for i:=1 to k do

if x[i,m]<0 then l:=l+x[i,m];

end;

begin

for i:=1 to 5 do

for j:=1 to 4 do

read(a[i,j]);

writeln;

for i:=1 to 4 do

proc(a,5,4,sr[i]);

min:=sr[1];

minj:=1;

for i:=2 to 4 do

if sr[i]<min then begin

min:=sr[i];

minj:=i;

end;

writeln('nomer stolbca - ',minj);

 readln;

end.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54122. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу «Різнобарвна книга життя і творчості Маршака» 88.5 KB
  Крім того запропоновані у сценарії твори Маршака дають змогу відпрацьовувати прийоми художнього читання віршів допомагають розвиткові естетичного чуття учнів. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу Різнобарвна книга життя і творчості Маршака Мета: закріпити уявлення про багатогранність таланту Самуїла Яковича Маршака дати знання про основні віхи його біографії розвивати творче сприйняття художньої літератури естетичний смак прищеплювання навички вдумливого прочитання поезії і виразного виконання виховувати духовну культуру...
54123. Самомасаж та сучасні методи корекції, оздоровлення та загартування дітей дошкільного віку 38 KB
  Розвивати гнучкість спритність навички самомасажу а також слухову рухову зорову пам'ять мовленнєве дихання. А щоб з нами цього не трапилося ми будемо виконувати точковий масаж який допоможе стати вам здоровими. Почнемо масаж з носика: аВказівні пальчики поставили в ямочки які знаходяться під носиком і робимо кругові рухи.
54124. Машинобудування. Загальна характеристика. Важке та транспортне машинобудування 34.5 KB
  Мета: сформувати знання про значення місце машинобудування у господарстві держави його галузеву і територіальну структуру; пояснити чинники розміщення підприємств галузі; формувати навички роботи з економічними картами; виховувати економічну культуру та економічне мислення Очікувані результати: учень називає галузевий склад машинобудування; пояснює роль галузі в господарстві держави; характеризує галузі машинобудування та чинники їх розміщення; показує на карті великі центри окремих галузей...
54125. Масленица 402 KB
  Ход праздника Масленица - это проводы зимы встреча весны. 1 чтец К нам сюда скорее просим приходи честной народ Фейерверки зажигайте всех нас масленица ждёт 2 чтец Люди Велено до вас довести такой указ: Заготовленный самой нашей матушкой-зимой 1 чтец Каждый год сего числа как гласит указник Людям города села выходить на праздник Чтецы хором Спешите увидеть спешите смотреть спешите скорее на праздник успеть Колокольный звон Скоморох 1. Что встречает масленица Весну А что провожает Зиму Что является символом масленицы...
54126. Масляна. Сценарій виховного заходу 67 KB
  Святково одягнені в українські національні костюми діти збираються в рекреаційній залі школи. Починається дійство Діти стукають у двері Зими але ніхто не відповідає. Як же нам бути Чи підкоримось Зимі Чи не злякались ви її погроз Знаєте діти мені стало сумно від думки що я ніколи не побачу як пробуджується наша Матінка Земля від довгого зимового сну як зеленітимуть її луки горбочки. А ви діти хочете щоб на землі завжди була зима Діти: Ні не хочемо Ведуча: То що ж нам робити Може будемо штурмом брати цю фортецю і...
54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.
54130. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ 89.5 KB
  Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности; Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности; Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями коммуникативной информационной культурой культурой деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает что...