36556

Алфавит языка, основные конструкции языка

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Алфавитом Паскаля являются некоторые символы кодовой таблицы SCII которым в Паскале приписан определённый и фиксированный смысл а также некоторые цепочки символов. Кроме того к алфавиту относятся некоторые пары символов рассматриваемые как неделимые: символ неравенства = и = больше или равно меньше или равно := символ присваивания. Дополнительную группу символов алфавита составляют ключевые слова зарезервированные слова. Эти и некоторые другие последовательности символов SCII зарезервированы в Паскале им приписан...

Русский

2013-09-22

39.5 KB

10 чел.

Алфавит языка, основные конструкции языка.

Любой язык, в том числе и Паскаль, начинается со своего алфавита - "кирпичей", из которых строятся все конструкции языка.

Алфавитом Паскаля являются некоторые символы кодовой таблицы ASCII, которым в Паскале приписан определённый (и фиксированный смысл), а также некоторые цепочки символов. В алфавит входят все латинские (большие и малые) буквы, десятичные цифры, специальные символы и зарезервированные (ключевые) слова. К специальным символам относятся символы операций (+,-, *, /), бинарных отношений (=,>,<,), скобки (простые, квадратные, фигурные), разделительные символы (., :; ), кавычки (''), а также символы ^,@, $, #. Кроме того, к алфавиту относятся некоторые пары символов (рассматриваемые как неделимые): <> - символ неравенства, >= и <= - больше или равно (меньше или равно), := - символ присваивания.

Дополнительную группу символов алфавита составляют ключевые слова (зарезервированные слова). Их в Паскале несколько десятков и мы будем знакомиться с ними постепенно по мере изучения конструкций языка. Примерами ключевых слов (которые потребуются нам в ближайшее время) являются program, begin, end, var. Эти и некоторые другие последовательности символов ASCII зарезервированы в Паскале, им приписан фиксированный смысл (например, begin - открывающая операторная скобка) и использовать их в другом смысле нельзя. Мы будем выделять ключевые слова полужирным шрифтом.

Заметим, что русские буквы не являются элементами алфавита Паскаля, как и некоторые другие символы кодовой таблицы. Это не значит, что их нигде нельзя использовать, но их использование в программах на Паскале ограничено только определенными конструкциями, о которых мы ещё поговорим особо.

Из алфавита языка строятся все остальные языковые конструкции: имена, выражения, описания, операторы, с помощью которых представляется любая программа на Паскале, аналогично тому, как текст на естественном языке представляется из предложений, слов, связок.

Замечание В Паскале не делается различие между большими и малыми латинскими буквами, они равнозначны и взаимозаменимы. Этим свойством следует пользоваться для написания читабельных текстов программ.

Паскаль - формальный язык, основная цель которого - представление алгоритма решаемой задачи. Поэтому аналогия с естественным языком (цели которого значительно шире), конечно, ограничена. Каждая конструкция Паскаля имеет свой точный смысл, и изучение конструкций Паскаля имеет две стороны: во-первых, это изучение синтаксиса конструкций (т.е. правил их записи), с другой стороны - изучение смысла конструкций.

Для описания синтаксиса мы будем использовать простые формальные средства - нотацию Бэкуса-Наура, а для описания семантики - пояснения на естественном языке.

Нотация Бэкуса-Наура (называемая также БНФ) описывает синтаксис конструкций языка через небольшое число примитивов:

Метаопределение - заключённое в угловые скобки название конструкции (название может рассматриваться как комментарий конструкции). Примеры: <буква>, <ключевое слово>, <литерал>, <комментарий>. При этом последовательность символов, не заключенная в угловые скобки, рассматривается буквально (т.е. только как последовательность написанных символов).

Равенство по определению будем обозначать сочетанием 3 символов ::= 

Альтернативный выбор (союз "или") будем обозначать символом |

Необязательный выбор конструкции будем заключать в квадратные скобки [ ]

Повторяющуюся (нуль или более раз) конструкцию будем заключать в фигурные скобки { }.

Введённых примитивов вполне достаточно для синтаксического определения конструкций языка Паскаля, которые нам предстоит рассмотреть. Продемонстрируем введённые примитивы рядом примеров описания используемых далее конструкций языка Паскаль.

Синтаксическое определение понятия "цифра":

<цифра> ::= 0|1|2|3|4|5|6|7|8|9

Синтаксическое определение понятия "литерал ":

<литерал> ::= ' {< символ кодовой таблицы >} '

Синтаксическое определение понятия "комментарий":

{ < строка символов ASCII, не содержащая символов { и } > }

Одной из важных конструкций Паскаля является идентификатор (имя). Имя может обозначать переменную, функцию, тип данных или другие элементы программы. Понятие имени во многом аналогично его использованию в естественном языке и является одним из фундаментальных понятий языка.

В языках программирования имена часто используются для обозначения переменных, т.е. объектов, способных изменять своё значение в процессе выполнения программы. В Паскале имена могут использоваться даже для обозначения именованных констант (мнемоническое имя константы, которое легче запомнить, чем значение константы).

Имена (кроме стандартных имён) выбирает программист в процессе разработки программы и этот выбор должен облегчать чтение текста программы: имя должно "говорить само за себя" - пояснять смысл используемого объекта. При этом имена должны быть одновременно и достаточно выразительными и достаточно лаконичными (краткими). Синтаксические ограничения в выборе имени даёт определение имени:

<имя> ::= <латинская буква или символ _> { < латинская буква >| <цифра >| _ }

Примеры имён: alfa, F1, test_1m; неправильные имена: тест1, 2_vol.

Некоторые имена являются стандартными именами Паскаля. К их числу относятся имена стандартных функций, процедур, типов и др. Следует особо отметить, что стандартные имена не являются ключевыми словами (т.е. они могут быть использованы в ином смысле, хотя это не следует делать без особой надобности !). Примеры таких стандартных имён: write, odd, integer, boolean. Заметьте, что русские буквы нельзя использовать в именах Паскаля!

Существуют только три конструкции Паскаля, в которых разрешено использовать любые символы (в том числе и русские буквы):- это символьные константы, строковые константы (литералы) и комментарии.

Символьные и строковые константы - это, соответственно, один символ или любые последовательности символов кодовой таблицы, заключенные в апострофы. Пример: ' Это - строка символов'. Литералы - важные конструкции языка, с которыми мы будем еще неоднократно иметь дело. Они используются в операторах ввода-вывода и при обработке строк.

Комментарии - любые последовательности символов кодовой таблицы (не содержащие фигурных скобок), заключенные в фигурные скобки. Пример комментария: { Программа на TURBO PASCAL}. Заметим, что фигурные скобки есть ограничитель для комментариев, и использовать их ни в каком другом смысле нельзя.

Замечание Некоторые комментарии зарезервированы и представляют директивы компилятора. Эти комментарии начинаются символом $. Например: {$R+} -включить контроль границ диапазона.

Незарезервированные комментарии вы вправе использовать в любом месте программы. Такие комментарии следует использовать для пояснений текста программы, делая этот текст более понятным. Никаких других функций эти комментарии в программе на Паскале не несут.

Задача 4.2.6(24)

Program Project24;

type mas=array[1..5,1..4]of integer;

mass=array[1..4] of real;

var a:mas;

sr:mass;

i,j,minj:integer;

min:real;

procedure proc(x:mas;k,m:integer;var l:real);

var i,n:integer;

begin

for i:=1 to k do

if x[i,m]<0 then l:=l+x[i,m];

end;

begin

for i:=1 to 5 do

for j:=1 to 4 do

read(a[i,j]);

writeln;

for i:=1 to 4 do

proc(a,5,4,sr[i]);

min:=sr[1];

minj:=1;

for i:=2 to 4 do

if sr[i]<min then begin

min:=sr[i];

minj:=i;

end;

writeln('nomer stolbca - ',minj);

 readln;

end.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29808. Фонограммы и их сценарно-режиссерские функции в КДД 15.96 KB
  Все театральные шумы музыкальный материал и литературно-музыкальные разработки общего характера. В качестве средства художественной выразительности наиболее часто используются музыкальные и шумовые фонограммы в самых разнообразных комбинациях как между собой так и с другими звуковыми и зрелищными элементами. Музыкальные фонограммы Музыкальные фонограммы используются как отдельные музыкальные выступления завершающие части целых музыкальных программ музыкальные заставки музыка сопровождающая действие. Для создателей театрализованных...
29809. ЗВУКИ И ШУМЫ 15.02 KB
  ЗВУКИ И ШУМЫ Все звуки делятся на тоны звуки и шумы. Музыкальный звук беспредметен тогда как все остальные шумы и звуки связаны либо с явлениями природы либо с действиями человека или какихто предметов то есть они конкретны. В зрелищных программах все шумы и звуки в зависимости от метода включения в действие делятся на три группы: 1. В связи с тем что подобные шумы в настоящее время воспроизводятся преимущественно с помощью фонограммы следует особенно внимательно следить за расположением динамиков на игровой площадке.
29810. ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В КДД 15.38 KB
  ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В КДД Звуковые эффекты весьма разнообразны: здесь и перемещение звуковых образов в пространстве движение поездов самолетов демонстраций и т. Эффект панорамирования звука. Суть эффекта заключается в создании иллюзии перемещения звука или звуковой картины в пространстве. Технология получения эффекта панорамирования звука: акустические колонки устанавливают в задействованном пространстве в определенном порядке по планам сцены и зала фойе или другого помещения и вместе с соответствующими...
29811. Методика разработки звуковой партитуры досуговых мероприятий 16.84 KB
  Указывается также дата проведения мероприятия. Здесь же указывается схема коммутации источников звуковой программы магнитофоны микрофоны и пр. При использовании на спектакле ревербератора и панорамного микшера указывается режим их работы и схема подсоединения к каналам звукоусиления. Вначале указывается порядковый номер включения.
29812. Общие понятия о светотехническом обеспечении 15.57 KB
  Техническое обеспечение состоит из пяти условно выделенных групп: световые приборы светорегулирующая аппаратура силовое установочное электрооборудование цветомузыкальные установки приспособления. Световые приборы предназначены для освещения и получения световой проекции или световых эффектов в постановочном освещении КДУ. Здесь же отметим что в группе прожекторов можно выделить подгруппы: прожекторные приборы проекторные приборы и приборы для световых эффектов. На щите установлены аппараты защиты и управления линиями нерегулируемого...
29814. Световое решение мероприятия, световая среда и понятие о технологии их получения 17.47 KB
  Световое решение мероприятия световая среда и понятие о технологии их получения. Задачу создания постановочного света решает светотехническое обеспечение СТО которое представляет собой совокупность технических средств методов и способов их эксплуатации и использование в клубном мероприятии. Разработанное в результате поисков и проб световое решение в клубном мероприятии составляет его световую среду. Световая среда характеризуется интенсивностью контрастностью цветностью динамикой.
29815. Принцип теневого театра: технология получения и использования в КДД 34.51 KB
  Источник тени т. При использовании двух прожекторов получают две тени от одного объекта при трех три и т. А если во все три используемые прожектора поставить разного цвета светосфильтры то получим от одного объекта три тени разного цвета. Более того если два прожектора с разными цветами света установить на легкие тележки и начать их развозить друг от друга то на экране тень от одного объекта начнет раздваиваться на две разного цвета тени.
29816. Средства фотографии: устройство и принцип работы цифрового фотоаппарата 20.54 KB
  Средства фотографии: устройство и принцип работы цифрового фотоаппарата Фотоаппара́т фотографический аппарат фотокамера устройство осуществляющее формирование и последующую фиксацию статического изображения реального сюжета. В цифровом фотоаппарате изображение воспринимается электронной матрицей полученный с матрицы сигнал подвергается оцифровке запоминание происходит в буферном ОЗУ и затем сохраняется на какомлибо носителе обычно съемном в современных фотоаппаратах в основном используется флэшпамять. Чтобы понять устройство...