3657

Познакомить учащихся с участниками афганской войны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвел в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР воспитывать у ш...

Украинкский

2012-11-05

38.5 KB

4 чел.

Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвёл в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР; воспитывать у школьников уважение к военным традициям и людям, прошедшим тяжёлый путь войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 На сцене полукругом стоят солдаты, звучит одна из афганских песен.

Ведущая. Аист, по народному преданию, — птица, несущая людям счастье, радость и надежду. Удивительная птица, самая любимая в моём народе. Птица с родной Украины залетела так далеко от сивого Днепра и не вернулась домой.

Ведущий. Аист — литературный псевдоним поэта Александра Стовбы, офицера Советской Армии, погибшего двадцати двух лет в Афганистане. Наш рассказ о нём и о его любимой девушке — Ларисе Шабатько. Лора, Лориетта, Лорентина ... Это ей Саша посвящал свои стихи.

1-й солдат. Был предпоследний день марта 1980 г. В ночном ущелье душманы окружили взвод Аиста. Вражеская засада напоминала жестокий обруч удава. Александр Стовба и ещё четверо солдат решительным ударом разрубили стягиваю -

щееся кольцо, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье, в западне.

На сцену выходит Лариса.

Лариса. В нашем Днепропетровске мы росли вместе до десяти лет, по-детски дружили. Затем родители Саши переехали в другой город. Снова встретились через годы ... С трепетом и надеждой я чувствовала, что между нами зарождается что-то большое и настоящее. Такое чувство, теперь осознаю, к человеку приходит только раз в жизни. Он звал меня ласково Лора, Лориетта, Лорентина.

На сцену выходит Аист.

Аист. Лора, Лориетта, Лорентина,

Песня ветра, петая не раз,  

Моих мыслей ,чайка-бригантина

Ищет пристань твоих милых глаз.

 

Лорентина, Лора, Лориетта,

Ты любовь моя, моя мечта,

Паутинка солнечного света,

Как ты для меня свята.

Сто дорог пройду, сто перевалов,

Шар земной — он и велик, и мал.

Твоим именем, под музыку привалов,

Назову всё то, что отыскал.

2-й солдат. Очнулся Саша от яростной боли, казалось, разрывающей всё тело на части. Где он? Что с ним? Кто-то грубой ногой перевернул его набок. Саша был ранен в живот, две нули прошли у сердца, две обожгли левую руку ... Но и этого душманам оказалось мало. На огне палачи затерзали юных солдат.

А Саше какими-то жгучими щипцами окровавили правую руку, а на левой разрезали пястковые кости, разрезали ноги выше колен, закручивали жилы, отрезали ступни ног.

 

 Александру Матросову

У офицеров и солдат

В бою тяжелом время сжато...

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.

О подвига полет бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя.

И, смяв атакой рубежи,

Пошла вперед родная рота.

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь.

Отчизны юный гражданин,

Мы за тобой идем по следу.

Ты отдал жизнь за День Победы,

А мог дожить и до седин.

Лариса. У Саши была глубоко лирическая, поэтическая душа. Он любил хранить дорогие для нас обоих вещи, время от времени обращаться к ним. Весной я выслала ему белый цветок ландыша. И как обрадовалась, когда через

два года узнала, что Саша сберег его, не потерял. Помнил: этого цветка касались мои руки.

Цветок любви

Цветок любви — он быстро вянет в доме,

Теряя аромат полей и цвет.

Лежит он, как закладка в книжном томе

Прочитанных когда-то мною лет.

Но чуть затронешь памяти страницы —

И все, чем жил, чем мучился, страдал,

Такой в Душе вдруг пробуждает шквал —

И оживают голоса и лица.

А рядом — он свидетелем безмолвным,

Не тронутый ветрами перемен,

Цветок полей, оставшийся влюбленным,

Полученный за поцелуй в обмен.

Чей это дар и где его владетель?

Кто знает, на какой поляне рос

Моей судьбы нечаянный свидетель,

Под корень скошенный в июльский сенокос?!

Беру, волнуясь, хрупкий стебелек.

В нем мига тайна, тайная краса...

И начинаю верить в чудеса,

Целуя необычный василек.

Аист.

Что делать?

В этом звездном мире

Любовь по прежнему

Осталась в силе...

По-прежнему любовь — надежда

По-прежнему любовь — тоска

И ты со мной нежна, как прежде,

И до смущения робка.

Лариса. Во время нашей разлуки с Сашей снова появился мой знакомый парень, с которым я когда-то встречалась. Он говорил, что если мы срочно не распишемся, то никогда больше не увидимся. Мы тайно расписались. Сейчас я не нахожу себе оправдания. Саше я после томительного молчания написала, что в его любовь, такую быстро загоревшуюся, не верю. Писала ему неискренне, просто чтобы как-то оправдать себя. Жизнь с нелюбимым человеком тяготила меня, ноч,и напролет втайне плакала, вспоминая Сашеньку, и в один из осенних дней решилась написать ему. Я ждала ответа, молила небо и землю о прощении. И Саша мне ответил. Дрожащими от волнения руками я вскрыла конверт и прочла свой заслуженный приговор: «Лора! Будь хорошей женой!»

Аист.

Когда ты одиночеством раздавлен,

Разлукой заперт в четырех стенах  

И бывшим другом навсегда оставлен,

Упрек обиды не храни в глазах.

Раскрой окно — волшебная прохлада

Осенней ночи обовьет, любя,

Взволнованное сердце. И досада

Оставит возмущенного тебя.

4-й солдат. За горы отошла жесточайшая из ночей. Саша полз, приближаясь к дороге, когда услышал за собой торопливые шаги бегущих. Это были душманы. Они приближались к израненному открыто, ничего не боясь. Но он ещё выстрелил, дважды выстрелил! Двоих убил, но третий успел бросить в него нож, а затем выстрелил два раза в уже остановившееся сердце...

5-й солдат. Утром, в ущелье близ реки, товарищи Саши нашли среди камней его простреленную шапку. Но тела нигде не было. Разразившийся дождь почти смыл следы крови, ведущие в сторону дороги. Больше шести часов потребовалось, чтобы настичь мёртвого Сашу.

6-й солдат. Саша был почти у дороги. Возле него валялись два трупа душманов.

Саша лежал, обратив лицо к небу, где навсегда для него исчезли звёздные миры. Израненная рука в последний миг потянулась к сердцу, и друзьям показалось, что Саша сжимал в ладони запёкшийся след своего метеорита.

Аист.

Метеорит живёт мгновенье,

Сгорая в дымной синеве.

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к Земле.

И я готов, летя свозь годы,

Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя мира на Земле!

Юноша и девушка поют песню А. Рыбникова, А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53095. Методика проведення контрольних робіт на уроках географії в 10-му класі 58.5 KB
  Учні повинні знайти з географічних джерел інформацію про площу держави кількість населення її столицю форму правління та форму устрою. Аналізуючи політичну карту світу та карту історикогеографічних регіонів учні повинні описати положення держави на карті: на якому континенті в якому регіоні які сусіди моря та океани що омивають державу і після цього зробити висновок про ЕГП держави. Природні ресурси держави. Слід розпочати аналіз промисловості з частки держави у світовому промисловому виробництві.
53096. Шкільна бібліотека у формуванні інформаційної компетентності на уроках географії 86 KB
  Географічне сприйняття інформації ЗМІ це активна діяльність що протікає у взаємозвязку з різними психічними процесами: мисленням мовленням почуттям волею. З огляду на незначну кількість навчальних годин з географії в 6 х класах 2 години на тиждень і загальне навчальне перевантаження учнів в 6х класах важливу роль у формуванні інформаційної компетентності школярів відіграє шкільна бібліотека схема 2 Складаючи тематичне планування включаю ЗМІ в навчальний процес так щоб протягом однієї теми здійснювалася періодична робота з...
53097. ТЕСТИ З ГЕОГРАФІЇ 10 класу (профільний рівень) 88.5 KB
  Яка країна є лідером за кількістю користувачів Інтернету: а Китай; б Японія; в США. У якій країні знаходиться найбільша ТНК в світі: а США; б Велика Британія; в Японія. ТНК контролюють таку частку світової торгівлі: а 1 3; б 2 3 Найбільший експортер послуг в світі: а США; б Японія; в Велика Британія. Найбільша країна за кількістю іноземних туристів: а Іспанія; б США; в Франція.
53098. Використання інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області 82 KB
  Мета:практичне застосування інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області. Обладнання і матеріали: мультимедійна установка мікрофон роздавальні матеріали для п'яти уроків з теми Фізична географія Донецької області атлас Донецької області. Географічне положення межі розміри Донецької області Конструктор уроку Тема уроку Актуалізація...
53099. Брейн – ринг з географії для 7 класу. «По країнах і континентах» 218 KB
  Мета: поглибити інтерес до предмету, виховувати почуття колективізму, уміння працювати в команді. Обладнання : мультимедійний комплекс. Хід гри. Члени команд займають місця згідно проведеного жеребкування. Учитель об’являє правила проведення брейн – рингу та представляє журі. 1 конкурс. Розминка. Кожній команді учитель ставить питання. Протягом хвилини команда повинна дати відповідь. Кожна правильна відповідь оцінюється в 1 бал.
53100. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ 38.5 KB
  Вопросы к викторине по Китаю Китай на политической карте 1. По территории Китай занимает место в мире. Династия Цинь именно при ней велось строительство Китайской стены 4. С какой страной воевал Китай в 18941985 гг.
53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!