3657

Познакомить учащихся с участниками афганской войны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвел в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР воспитывать у ш...

Украинкский

2012-11-05

38.5 KB

4 чел.

Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвёл в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР; воспитывать у школьников уважение к военным традициям и людям, прошедшим тяжёлый путь войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 На сцене полукругом стоят солдаты, звучит одна из афганских песен.

Ведущая. Аист, по народному преданию, — птица, несущая людям счастье, радость и надежду. Удивительная птица, самая любимая в моём народе. Птица с родной Украины залетела так далеко от сивого Днепра и не вернулась домой.

Ведущий. Аист — литературный псевдоним поэта Александра Стовбы, офицера Советской Армии, погибшего двадцати двух лет в Афганистане. Наш рассказ о нём и о его любимой девушке — Ларисе Шабатько. Лора, Лориетта, Лорентина ... Это ей Саша посвящал свои стихи.

1-й солдат. Был предпоследний день марта 1980 г. В ночном ущелье душманы окружили взвод Аиста. Вражеская засада напоминала жестокий обруч удава. Александр Стовба и ещё четверо солдат решительным ударом разрубили стягиваю -

щееся кольцо, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье, в западне.

На сцену выходит Лариса.

Лариса. В нашем Днепропетровске мы росли вместе до десяти лет, по-детски дружили. Затем родители Саши переехали в другой город. Снова встретились через годы ... С трепетом и надеждой я чувствовала, что между нами зарождается что-то большое и настоящее. Такое чувство, теперь осознаю, к человеку приходит только раз в жизни. Он звал меня ласково Лора, Лориетта, Лорентина.

На сцену выходит Аист.

Аист. Лора, Лориетта, Лорентина,

Песня ветра, петая не раз,  

Моих мыслей ,чайка-бригантина

Ищет пристань твоих милых глаз.

 

Лорентина, Лора, Лориетта,

Ты любовь моя, моя мечта,

Паутинка солнечного света,

Как ты для меня свята.

Сто дорог пройду, сто перевалов,

Шар земной — он и велик, и мал.

Твоим именем, под музыку привалов,

Назову всё то, что отыскал.

2-й солдат. Очнулся Саша от яростной боли, казалось, разрывающей всё тело на части. Где он? Что с ним? Кто-то грубой ногой перевернул его набок. Саша был ранен в живот, две нули прошли у сердца, две обожгли левую руку ... Но и этого душманам оказалось мало. На огне палачи затерзали юных солдат.

А Саше какими-то жгучими щипцами окровавили правую руку, а на левой разрезали пястковые кости, разрезали ноги выше колен, закручивали жилы, отрезали ступни ног.

 

 Александру Матросову

У офицеров и солдат

В бою тяжелом время сжато...

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.

О подвига полет бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя.

И, смяв атакой рубежи,

Пошла вперед родная рота.

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь.

Отчизны юный гражданин,

Мы за тобой идем по следу.

Ты отдал жизнь за День Победы,

А мог дожить и до седин.

Лариса. У Саши была глубоко лирическая, поэтическая душа. Он любил хранить дорогие для нас обоих вещи, время от времени обращаться к ним. Весной я выслала ему белый цветок ландыша. И как обрадовалась, когда через

два года узнала, что Саша сберег его, не потерял. Помнил: этого цветка касались мои руки.

Цветок любви

Цветок любви — он быстро вянет в доме,

Теряя аромат полей и цвет.

Лежит он, как закладка в книжном томе

Прочитанных когда-то мною лет.

Но чуть затронешь памяти страницы —

И все, чем жил, чем мучился, страдал,

Такой в Душе вдруг пробуждает шквал —

И оживают голоса и лица.

А рядом — он свидетелем безмолвным,

Не тронутый ветрами перемен,

Цветок полей, оставшийся влюбленным,

Полученный за поцелуй в обмен.

Чей это дар и где его владетель?

Кто знает, на какой поляне рос

Моей судьбы нечаянный свидетель,

Под корень скошенный в июльский сенокос?!

Беру, волнуясь, хрупкий стебелек.

В нем мига тайна, тайная краса...

И начинаю верить в чудеса,

Целуя необычный василек.

Аист.

Что делать?

В этом звездном мире

Любовь по прежнему

Осталась в силе...

По-прежнему любовь — надежда

По-прежнему любовь — тоска

И ты со мной нежна, как прежде,

И до смущения робка.

Лариса. Во время нашей разлуки с Сашей снова появился мой знакомый парень, с которым я когда-то встречалась. Он говорил, что если мы срочно не распишемся, то никогда больше не увидимся. Мы тайно расписались. Сейчас я не нахожу себе оправдания. Саше я после томительного молчания написала, что в его любовь, такую быстро загоревшуюся, не верю. Писала ему неискренне, просто чтобы как-то оправдать себя. Жизнь с нелюбимым человеком тяготила меня, ноч,и напролет втайне плакала, вспоминая Сашеньку, и в один из осенних дней решилась написать ему. Я ждала ответа, молила небо и землю о прощении. И Саша мне ответил. Дрожащими от волнения руками я вскрыла конверт и прочла свой заслуженный приговор: «Лора! Будь хорошей женой!»

Аист.

Когда ты одиночеством раздавлен,

Разлукой заперт в четырех стенах  

И бывшим другом навсегда оставлен,

Упрек обиды не храни в глазах.

Раскрой окно — волшебная прохлада

Осенней ночи обовьет, любя,

Взволнованное сердце. И досада

Оставит возмущенного тебя.

4-й солдат. За горы отошла жесточайшая из ночей. Саша полз, приближаясь к дороге, когда услышал за собой торопливые шаги бегущих. Это были душманы. Они приближались к израненному открыто, ничего не боясь. Но он ещё выстрелил, дважды выстрелил! Двоих убил, но третий успел бросить в него нож, а затем выстрелил два раза в уже остановившееся сердце...

5-й солдат. Утром, в ущелье близ реки, товарищи Саши нашли среди камней его простреленную шапку. Но тела нигде не было. Разразившийся дождь почти смыл следы крови, ведущие в сторону дороги. Больше шести часов потребовалось, чтобы настичь мёртвого Сашу.

6-й солдат. Саша был почти у дороги. Возле него валялись два трупа душманов.

Саша лежал, обратив лицо к небу, где навсегда для него исчезли звёздные миры. Израненная рука в последний миг потянулась к сердцу, и друзьям показалось, что Саша сжимал в ладони запёкшийся след своего метеорита.

Аист.

Метеорит живёт мгновенье,

Сгорая в дымной синеве.

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к Земле.

И я готов, летя свозь годы,

Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя мира на Земле!

Юноша и девушка поют песню А. Рыбникова, А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10155. Научная картина мира как форма систематизации научного знания, ее виды и функции. 82.5 KB
  Научная картина мира как форма систематизации научного знания ее виды и функции. Как особый структурный феномен не входящий полностью в теоретическое знание в настоящее время выделяется еще научная картина мира. НКМ – целостная система представлений об общих ...
10156. Научные революции и типы научной рациональности 62.5 KB
  Научные революции и типы научной рациональности. Типология традиций и новаций в науке. Глобальные научные революции. Изменение научной рациональности. В предыдущей лекции речь шла о соотношении традиций и новаций в развитии науки. Выделим теперь типы...
10157. Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика 49 KB
  Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика. В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции, более дискуссионными являются вопро
10158. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого и проектировщика. Формы реализации ответственности ученых за использование достижений науки 44 KB
  Этика науки и проблема социальной ответственности ученого и проектировщика. Формы реализации ответственности ученых за использование достижений науки. Проблема этической размерности научной деятельности и технического творчества обозначилась в ХХ в.: достаточ...
10159. Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого, проектировщика 43 KB
  Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого проектировщика С т.з. адресата этика науки и техники подразделяется на внешнюю по отношению к обществу в целом и внутреннюю но отношению к коллегам в рамках совместного тр
10160. Предмет философии техники. Специфика философского изучения техники 71.5 KB
  Предмет философии техники. Специфика философского изучения техники ФТ это конкретная философская дисциплина так же как ФН ФР этика эстетика логика. Т.е. достаточно самостоятельная область исследования. Философия техники во-первых исследует феномен техники в цел...
10161. Предпосылки и этапы формирования философии техники 33.5 KB
  Предпосылки и этапы формирования философии техники. История техники это объективная предпосылка человеческой деятельности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательн...
10162. Определение техники как философская проблема. Основные способы определения техники 47 KB
  Определение техники как философская проблема. Основные способы определения техники. Отсутствие должной степени разработки философских аспектов техники во многом вызвано тем обстоятельством что техника как объект исследования со стороны философии представляет с...
10163. Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления 36 KB
  Специфика технического отношения к миру и технического типа мышления. В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является вопервых воплощением его деятельности и вовторых таким вопло...