3657

Познакомить учащихся с участниками афганской войны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвел в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР воспитывать у ш...

Украинкский

2012-11-05

38.5 KB

4 чел.

Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвёл в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР; воспитывать у школьников уважение к военным традициям и людям, прошедшим тяжёлый путь войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 На сцене полукругом стоят солдаты, звучит одна из афганских песен.

Ведущая. Аист, по народному преданию, — птица, несущая людям счастье, радость и надежду. Удивительная птица, самая любимая в моём народе. Птица с родной Украины залетела так далеко от сивого Днепра и не вернулась домой.

Ведущий. Аист — литературный псевдоним поэта Александра Стовбы, офицера Советской Армии, погибшего двадцати двух лет в Афганистане. Наш рассказ о нём и о его любимой девушке — Ларисе Шабатько. Лора, Лориетта, Лорентина ... Это ей Саша посвящал свои стихи.

1-й солдат. Был предпоследний день марта 1980 г. В ночном ущелье душманы окружили взвод Аиста. Вражеская засада напоминала жестокий обруч удава. Александр Стовба и ещё четверо солдат решительным ударом разрубили стягиваю -

щееся кольцо, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье, в западне.

На сцену выходит Лариса.

Лариса. В нашем Днепропетровске мы росли вместе до десяти лет, по-детски дружили. Затем родители Саши переехали в другой город. Снова встретились через годы ... С трепетом и надеждой я чувствовала, что между нами зарождается что-то большое и настоящее. Такое чувство, теперь осознаю, к человеку приходит только раз в жизни. Он звал меня ласково Лора, Лориетта, Лорентина.

На сцену выходит Аист.

Аист. Лора, Лориетта, Лорентина,

Песня ветра, петая не раз,  

Моих мыслей ,чайка-бригантина

Ищет пристань твоих милых глаз.

 

Лорентина, Лора, Лориетта,

Ты любовь моя, моя мечта,

Паутинка солнечного света,

Как ты для меня свята.

Сто дорог пройду, сто перевалов,

Шар земной — он и велик, и мал.

Твоим именем, под музыку привалов,

Назову всё то, что отыскал.

2-й солдат. Очнулся Саша от яростной боли, казалось, разрывающей всё тело на части. Где он? Что с ним? Кто-то грубой ногой перевернул его набок. Саша был ранен в живот, две нули прошли у сердца, две обожгли левую руку ... Но и этого душманам оказалось мало. На огне палачи затерзали юных солдат.

А Саше какими-то жгучими щипцами окровавили правую руку, а на левой разрезали пястковые кости, разрезали ноги выше колен, закручивали жилы, отрезали ступни ног.

 

 Александру Матросову

У офицеров и солдат

В бою тяжелом время сжато...

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.

О подвига полет бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя.

И, смяв атакой рубежи,

Пошла вперед родная рота.

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь.

Отчизны юный гражданин,

Мы за тобой идем по следу.

Ты отдал жизнь за День Победы,

А мог дожить и до седин.

Лариса. У Саши была глубоко лирическая, поэтическая душа. Он любил хранить дорогие для нас обоих вещи, время от времени обращаться к ним. Весной я выслала ему белый цветок ландыша. И как обрадовалась, когда через

два года узнала, что Саша сберег его, не потерял. Помнил: этого цветка касались мои руки.

Цветок любви

Цветок любви — он быстро вянет в доме,

Теряя аромат полей и цвет.

Лежит он, как закладка в книжном томе

Прочитанных когда-то мною лет.

Но чуть затронешь памяти страницы —

И все, чем жил, чем мучился, страдал,

Такой в Душе вдруг пробуждает шквал —

И оживают голоса и лица.

А рядом — он свидетелем безмолвным,

Не тронутый ветрами перемен,

Цветок полей, оставшийся влюбленным,

Полученный за поцелуй в обмен.

Чей это дар и где его владетель?

Кто знает, на какой поляне рос

Моей судьбы нечаянный свидетель,

Под корень скошенный в июльский сенокос?!

Беру, волнуясь, хрупкий стебелек.

В нем мига тайна, тайная краса...

И начинаю верить в чудеса,

Целуя необычный василек.

Аист.

Что делать?

В этом звездном мире

Любовь по прежнему

Осталась в силе...

По-прежнему любовь — надежда

По-прежнему любовь — тоска

И ты со мной нежна, как прежде,

И до смущения робка.

Лариса. Во время нашей разлуки с Сашей снова появился мой знакомый парень, с которым я когда-то встречалась. Он говорил, что если мы срочно не распишемся, то никогда больше не увидимся. Мы тайно расписались. Сейчас я не нахожу себе оправдания. Саше я после томительного молчания написала, что в его любовь, такую быстро загоревшуюся, не верю. Писала ему неискренне, просто чтобы как-то оправдать себя. Жизнь с нелюбимым человеком тяготила меня, ноч,и напролет втайне плакала, вспоминая Сашеньку, и в один из осенних дней решилась написать ему. Я ждала ответа, молила небо и землю о прощении. И Саша мне ответил. Дрожащими от волнения руками я вскрыла конверт и прочла свой заслуженный приговор: «Лора! Будь хорошей женой!»

Аист.

Когда ты одиночеством раздавлен,

Разлукой заперт в четырех стенах  

И бывшим другом навсегда оставлен,

Упрек обиды не храни в глазах.

Раскрой окно — волшебная прохлада

Осенней ночи обовьет, любя,

Взволнованное сердце. И досада

Оставит возмущенного тебя.

4-й солдат. За горы отошла жесточайшая из ночей. Саша полз, приближаясь к дороге, когда услышал за собой торопливые шаги бегущих. Это были душманы. Они приближались к израненному открыто, ничего не боясь. Но он ещё выстрелил, дважды выстрелил! Двоих убил, но третий успел бросить в него нож, а затем выстрелил два раза в уже остановившееся сердце...

5-й солдат. Утром, в ущелье близ реки, товарищи Саши нашли среди камней его простреленную шапку. Но тела нигде не было. Разразившийся дождь почти смыл следы крови, ведущие в сторону дороги. Больше шести часов потребовалось, чтобы настичь мёртвого Сашу.

6-й солдат. Саша был почти у дороги. Возле него валялись два трупа душманов.

Саша лежал, обратив лицо к небу, где навсегда для него исчезли звёздные миры. Израненная рука в последний миг потянулась к сердцу, и друзьям показалось, что Саша сжимал в ладони запёкшийся след своего метеорита.

Аист.

Метеорит живёт мгновенье,

Сгорая в дымной синеве.

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к Земле.

И я готов, летя свозь годы,

Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя мира на Земле!

Юноша и девушка поют песню А. Рыбникова, А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81780. Функции науки. Роль науки в современном образовании и формировании личности 28.41 KB
  Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблема связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной отчасти потому что последняя развивалась возлагая на себя новые и новые функции отчасти в силу того что выступая в роли социокультурного феномена она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научнотехнического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки...
81781. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории 31.74 KB
  Генезис науки и проблема периодизации её истории. Исследуя историю любого материального или духовного явления в том числе и науки следует иметь в виду что это сложный диалектический поступательный процесс появления различий включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов фаз и т. Применяя сказанное о периодизации к истории науки следует прежде всего подчеркнуть следующее. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе.
81783. Средневековая наука. Организация науки в средневековых университетах 33.78 KB
  Первый из них факультет свободных искусств trium был наиболее многочисленным и считался подготовительным для трех других факультетов: медицинского юридического и теологического самого малочисленного но обучение на котором было самым продолжительным. Таким образом Парижский университет оказался в плену противоречивых тенденций: превратиться в центр беспристрастных исследований связанных с изучением античного наследия но всегда стоящих перед опасностью впасть в инакомыслие либо подчинить исследование религиозным целям и тем самым...
81784. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре 31.1 KB
  Изменяется роль человека в мире. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир автономным универсальным и самодостаточным становится индивид. Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление познать принципы функционирования механизмов приборов устройств и самого человека.
81785. Наука в собственном смысле слова: классическая наука, неклассическая и постклассическая 30.52 KB
  Таким образом основные стороны бытия науки это вопервых сложный противоречивый процесс получения нового знания; вовторых результат этого процесса т. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему а не простое их суммирование; втретьих социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки научные учреждения и т.; этос нравственность науки профессиональные объединения ученых ресурсы финансы научное оборудование система научной информации различного рода коммуникации ученых и т....
81786. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки 35.37 KB
  Возникновение дисциплинарно организованной науки. Несмотря на большое значение великих прозрений античности влияние науки арабов средневекового Востока гениальных идей эпохи Возрождения естествознание до XVII в. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон 1561 1626 утверждавший что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом обновлении.
81787. Становление социальных и гуманитарных наук 36.39 KB
  Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты так и их отношения соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания языка формировались новые идеальные объекты то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы сверху по отношению к реальной практике и лишь после этого путем ряда опосредствований проверяет созданные из идеальных объектов конструкции сопоставляя их с...
81788. Научное знание как система, его особенности и структура 31.63 KB
  Рассмотрим основные особенности научного познания или критерии научности. Его основная задача обнаружение объективных законов действительности природных социальных общественных законов самого познания мышления и др. Нацеленность науки на изучение не только объектов преобразуемых в сегодняшней практике но и тех которые могут стать предметом практического освоения в будущем является важной отличительной чертой научного познания. Существенным признаком научного познания является его системность...