36580

Композиция условий и операторов. Оператор условного перехода

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Оператор условного перехода. Композиция условий и операторов. Простые операторы несмотря на свою важность недостаточны для того чтобы представлять любые алгоритмы задач.

Русский

2013-09-22

32.5 KB

1 чел.

Композиция условий и операторов. Оператор условного перехода.

1. Композиция условий и операторов.

Простые операторы, несмотря на свою важность, недостаточны для того, чтобы представлять любые алгоритмы задач. Их использование подобно прямолинейному движению автомобиля на трассе. Очевидно, что вы не сможете далеко уехать, если не будете реагировать на светофоры и другие сигнальные знаки, в том числе указывающие на возможные разветвления на трассе. Аналогично обстоит дело и в программировании: прежде чем выполнять соответствующие действия бывает совершенно необходимо проанализировать (и учесть) те или иные условия, представляемые в Паскале как выражения типа Boolean.

Особое значение приобретают сложные операторы, представляющие композиции условий и операторов (простых или сложных). В Паскале имеются две группы таких композиций (операторы с условиями):

операторы условного перехода (if-then-else и if-then) и

операторы итерационных циклов (while- do и repeat-until).

Каждая из этих групп использует композицию из одного условия и одного или двух операторов и образует новый вид операторов, который способен выбирать (по значению условия) одно из двух действий, либо выполнять повторение (итерацию) действия. Такие композиции весьма важны и без них практически не обходится ни один алгоритм.

2. Операторы условного перехода.

Операторы условного перехода имеют следующую синтаксическую структуру:

if <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>;

if <условие> then <оператор >;

Оператор if-then-else выполняется следующим образом: вначале вычисляется значение условия (проверяется условие). Если это значение true - выполняется оператор1, а если значение условия равно false - выполняется оператор2. В качестве оператора1 или оператора2 может быть любой оператор Паскаля (простой или сложный), однако это должен быть один оператор. Если по логике алгоритма необходимо выполнить последовательность из нескольких операторов вместо оператора1 или оператора2, то должен быть использован составной оператор, образуемый заключением последовательности операторов в операторные скобки begin end. Скобки begin end превращают любую последовательность операторов в один оператор.

Оператор if-then является сокращенной формой условного оператора, рассчитанного на тот случай, когда в ветви else используется пустой оператор.

Пустой оператор является одним из простых операторов: он не производит никаких действий и обозначается точкой с запятой (;).

Замечание После оператора ветви then (перед ключевым словом else) не должна стоять точка с запятой, т.к. она будет восприниматься как дополнительный (пустой) оператор, что нарушит синтаксическую структуру оператора if-then-else!

В качестве оператора1 или оператора2 в if-then-else может быть использован другой оператор if-then-else. Это - случай вложенных операторов if-then-else. Вложенные операторы if-then-else существенно усложняют читаемость программы, они могут также приводить к неоднозначности их чтения, поэтому следует по возможности избегать использования вложенных операторов if-then-else. Во многих случаях они могут быть заменены оператором выбора из нескольких альтернатив, который мы рассмотрим позднее.

Помимо операторов условного перехода в Паскале имеется также оператор безусловного перехода, имеющий синтаксическую структуру goto <метка>.

Оператор goto относится к числу нежелательных для использования операторов, т.к. способен серьёзно усложнить структуру программы, сделав её подобной "блюду спагетти". По этой причине мы не останавливаемся подробнее на этом операторе. Практически во всех случаях можно избежать использования goto , получая хорошо структурированные программы. Исключение составляет только безусловные переходы, для которых в Турбо Паскале предусмотрены специальные формы:

переход к концу программы - halt;

выход из процедуры или функции - exit;

выход из цикла - break;

переход к началу цикла - continue.

Задача 4.2.6(18)

program Project18;

type mas=array[1..4,1..5] of Integer;

mass=array[1..5] of real;

var a:mas;

b:mass;

i,j:Integer;

procedure p(x:mas; e:Integer; var y:real);

var i,min,max:Integer;

begin

min:=x[1,e];

max:=x[1,e];

for i:=2 to 4 do

begin

if x[i,e]<min then

min:=x[i,e];

if x[i,e]>max then

max:=x[i,e];

end;

y:=(min+max)/2;

end;

begin

for i:=1 to 4 do

for j:=1 to 5 do

read(a[i,j]);

for i:=1 to 5 do

begin

p(a,i,b[i]);

write(b[i]:5:2,' ');

end;

 Readln;

Readln;

end.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53228. ПОБУДОВА ГРАФІКІВ ФУНКЦІЙ, ЩО МІСТЯТЬ МОДУЛЬ 128.5 KB
  Метою профільного навчання, як одного з напрямків модернізації математичної освіти є забезпечення поглибленого вивчання предмета й підготовка учнів до продовження освіти. Основним напрямком модернізації математичної шкільної освіти є відпрацьовування механізмів підсумкової атестації через введення зовнішнього незалежного тестування.
53230. Найпростіші перетворення графіків функцій 164.5 KB
  Побудувати графік функції: у= х324. Побудуйте графік функції у=х321. Користуючись графіком знайдіть: а Область значень функції; б усі значення х при яких функція набуває від’ємних значень; в проміжок на якому функція спадає.
53231. Координатная плоскость. Графики 114 KB
  Тополь горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс 11вариант Если координата х=0 то точка лежит на оси ординат 12вариант 2.Дуб 1 вариант А2;3 2 вариант А3;2 ...
53233. Перетворення графіків функцій на прикладі квадратичної функції з використанням комп’ютерної техніки 1.01 MB
  Зображенням функції може слугувати її графік який і дозволяє визначити її властивості. Графік функції зеленим кольором перемістили в координатній площині і отримали графік зображений червоним кольором. Записати формулу цієї функції слайд 14–23.
53234. GRAMMAR SONGS FOR KIDS 941 KB
  Working with kids you must use a wide range of songs. They can be used with specific teaching points in mind or just for fun to motivate children. I use some songs naturally to teach or reinforce grammar points. They may be integrated into lessons with a particular grammar focus and provide much-needed variety, while contributing to the overall aim of a lesson.