36580

Композиция условий и операторов. Оператор условного перехода

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Оператор условного перехода. Композиция условий и операторов. Простые операторы несмотря на свою важность недостаточны для того чтобы представлять любые алгоритмы задач.

Русский

2013-09-22

32.5 KB

1 чел.

Композиция условий и операторов. Оператор условного перехода.

1. Композиция условий и операторов.

Простые операторы, несмотря на свою важность, недостаточны для того, чтобы представлять любые алгоритмы задач. Их использование подобно прямолинейному движению автомобиля на трассе. Очевидно, что вы не сможете далеко уехать, если не будете реагировать на светофоры и другие сигнальные знаки, в том числе указывающие на возможные разветвления на трассе. Аналогично обстоит дело и в программировании: прежде чем выполнять соответствующие действия бывает совершенно необходимо проанализировать (и учесть) те или иные условия, представляемые в Паскале как выражения типа Boolean.

Особое значение приобретают сложные операторы, представляющие композиции условий и операторов (простых или сложных). В Паскале имеются две группы таких композиций (операторы с условиями):

операторы условного перехода (if-then-else и if-then) и

операторы итерационных циклов (while- do и repeat-until).

Каждая из этих групп использует композицию из одного условия и одного или двух операторов и образует новый вид операторов, который способен выбирать (по значению условия) одно из двух действий, либо выполнять повторение (итерацию) действия. Такие композиции весьма важны и без них практически не обходится ни один алгоритм.

2. Операторы условного перехода.

Операторы условного перехода имеют следующую синтаксическую структуру:

if <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>;

if <условие> then <оператор >;

Оператор if-then-else выполняется следующим образом: вначале вычисляется значение условия (проверяется условие). Если это значение true - выполняется оператор1, а если значение условия равно false - выполняется оператор2. В качестве оператора1 или оператора2 может быть любой оператор Паскаля (простой или сложный), однако это должен быть один оператор. Если по логике алгоритма необходимо выполнить последовательность из нескольких операторов вместо оператора1 или оператора2, то должен быть использован составной оператор, образуемый заключением последовательности операторов в операторные скобки begin end. Скобки begin end превращают любую последовательность операторов в один оператор.

Оператор if-then является сокращенной формой условного оператора, рассчитанного на тот случай, когда в ветви else используется пустой оператор.

Пустой оператор является одним из простых операторов: он не производит никаких действий и обозначается точкой с запятой (;).

Замечание После оператора ветви then (перед ключевым словом else) не должна стоять точка с запятой, т.к. она будет восприниматься как дополнительный (пустой) оператор, что нарушит синтаксическую структуру оператора if-then-else!

В качестве оператора1 или оператора2 в if-then-else может быть использован другой оператор if-then-else. Это - случай вложенных операторов if-then-else. Вложенные операторы if-then-else существенно усложняют читаемость программы, они могут также приводить к неоднозначности их чтения, поэтому следует по возможности избегать использования вложенных операторов if-then-else. Во многих случаях они могут быть заменены оператором выбора из нескольких альтернатив, который мы рассмотрим позднее.

Помимо операторов условного перехода в Паскале имеется также оператор безусловного перехода, имеющий синтаксическую структуру goto <метка>.

Оператор goto относится к числу нежелательных для использования операторов, т.к. способен серьёзно усложнить структуру программы, сделав её подобной "блюду спагетти". По этой причине мы не останавливаемся подробнее на этом операторе. Практически во всех случаях можно избежать использования goto , получая хорошо структурированные программы. Исключение составляет только безусловные переходы, для которых в Турбо Паскале предусмотрены специальные формы:

переход к концу программы - halt;

выход из процедуры или функции - exit;

выход из цикла - break;

переход к началу цикла - continue.

Задача 4.2.6(18)

program Project18;

type mas=array[1..4,1..5] of Integer;

mass=array[1..5] of real;

var a:mas;

b:mass;

i,j:Integer;

procedure p(x:mas; e:Integer; var y:real);

var i,min,max:Integer;

begin

min:=x[1,e];

max:=x[1,e];

for i:=2 to 4 do

begin

if x[i,e]<min then

min:=x[i,e];

if x[i,e]>max then

max:=x[i,e];

end;

y:=(min+max)/2;

end;

begin

for i:=1 to 4 do

for j:=1 to 5 do

read(a[i,j]);

for i:=1 to 5 do

begin

p(a,i,b[i]);

write(b[i]:5:2,' ');

end;

 Readln;

Readln;

end.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8202. Коллектив и личность: педагогический аспект 17.74 KB
  Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...
8203. Мастерство педагогического взаимодействия 18.78 KB
  Мастерство педагогического взаимодействия. Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют навечно вызванный к доске. Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения...
8204. Воспитание в семье 35.59 KB
  Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...
8205. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога 18.35 KB
  Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога. В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга дете...
8206. Место педагогической профессии в социуме 27.71 KB
  Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...
8207. Сущность и закономерности эстетического воспитания 25.01 KB
  Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...
8208. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая 47.5 KB
  Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Обучение - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляетс...
8209. Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД 38 KB
  Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.Технология коллекти...
8210. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования 25 KB
  Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...