36584

Стандартные типы данных, операции, выражения

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Целые числа типа integer это числа диапазона 32768 . Константы типа integer обычные целые числа возможно со знаком. Синтаксическое определение целых чисел имеет вид: целое число ::= [ ] { цифра } В отличие от целых чисел вещественные числа типа rel представляются в памяти компьютера приближенно. Константы типа rel числа возможно с дробной частью отделяемой от целой части точкой.

Русский

2013-09-22

48.5 KB

5 чел.

Стандартные типы данных, операции, выражения.

Хотя в Турбо Паскале имеется много различных стандартных типов, для простых программ (с которых мы начинаем изучение конструкций Турбо Паскаля) будет достаточно знание лишь 5 стандартных типов:

integer - целые числа;

real - вещественные числа;

char - символьный (литерный) тип;

string - строковый тип;

boolean - булевский (логический) тип.

Целые числа типа integer - это числа диапазона -32768 .. 32767, над которыми допустимы обычные операции арифметики: сложения (+), вычитания (-), умножения (*). Для целочисленного деления предусмотрена операция div, а для получения остатка от деления (остатка по модулю) - операция mod. Примеры: 42 div 8 даёт результат 5, а операция 42 mod 8 даёт результат 2. Константы типа integer - обычные целые числа возможно со знаком. В этих числах недопустимы точка или запятая.

Синтаксическое определение целых чисел имеет вид:

< целое число > ::= [ -| + ] { < цифра > } 

В отличие от целых чисел вещественные числа типа real представляются в памяти компьютера приближенно. Константы типа real - числа, возможно с дробной частью (отделяемой от целой части точкой). Дробная часть у этих чисел может и отсутствовать. Например:

1.072359001E -0018 { число, соответствующее 1.072359001*10-18 }

Операции сложения, вычитания, умножения для типа real обозначаются теми же символами, что и для чисел типа integer. Операция деления обозначается символом / и является делением с остатком (результатом является также число типа real).

Типы real и integer - это существенно различные типы чисел. Однако имеются и операции, которые преобразуют типы данных, такие как round(x) - округление вещественного числа x до ближайшего целого, trunc(x) - отбрасывание у вещественного числа x дробной части.

Для типов integer и real допустима также операция возведения в квадрат sqr, и извлечения квадратного корня sqrt (результатом этой операции всегда является число типа real, если этот результат существует).

Символьный тип имеет своими значениями (константами) символы кодовой таблицы ASCII (всего 256 символов). Некоторые из этих символов имеют привычное изображение и могут использоваться как элементы различных текстов (например, буквы, цифры, разделительные символы). Это - информационные символы. Однако в кодовой таблице есть и управляющие символы - неотображаемые при печати текстов (например, символ конца страницы, конца строки, табуляции и др.). Константы информационных символов представляются как символы, заключенные в апострофы. Например: 'G', 'П', 'k', 'л', '4'. Заметим, что '4' не является числом 4, это - символ 4. Важнейшие функции над символами: это ord - преобразование символа в код (номер символа в кодовой таблице) и chr - преобразование кода в символ. Вместо функции chr можно также использовать операцию, обозначаемую знаком #. Например #9 - табуляция, #12 - прогон страницы, #68 - символ 'D'. Таким образом, операция # даёт более универсальный способ представления символов кодовой таблицы.

Строковый тип имеет своими значениями (константами) последовательности символов кодовой таблицы (в том числе и одиночные символы). Строковые константы, как и символьные константы, заключаются в апострофы. Тип string включает все строки длиной до 255 символов, в том числе пустую строку, обозначаемую как ''. В строковом типе можно указывать максимальную длину строки, меньшую 255 в форме string[<длина>], где <длина> - целое число без знака, не превышающее 255. Основная операция над строками - операция сцепления (конкатенация), обозначаемая символом +. Она присоединяет к концу первой строки вторую строку. Например: 'Турбо' +' Паскаль' дает результатом строку 'Турбо Паскаль'.

Замечание Символ апостроф ' в строке символов представляется парой апострофов. Например: 'Это есть '' - апостроф'.

Булевский (логический) тип Boolean содержит всего лишь два значения - true и false, обозначающие соответственно истинное и ложное значение. Значение типа Boolean часто используется для результата бинарных отношений между числами (типов integer или real), символами или строками. Это уже упоминаемые выше 6 отношений: <, <=, >, >=, =, <>.

Для чисел смысл этих отношений очевиден, при этом следует проявлять осторожность при использовании отношения = для сравнения чисел типа real, представляемых, как уже указывалось, приближенно.

Для символов - это отношения между кодами символов как целыми числами. Для строк - отношения для лексикографического порядка на строках. Лексикографический порядок строк - упорядоченность строк в соответствии с порядком кодов символов при сравнении строк посимвольно слева направо (короткая строка выравнивается до длинной строки добавлением пробелов справа).

Например: 'Турбо' < 'Турбо Паскаль' даёт результатом true, а 'F'>'G' - false.

Для данных типа Boolean допустимы булевские операции and, or, xor, not , представляющие связки "И", "ИЛИ", "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЛИ", "НЕ" в соответствии с таблицей:

Таблица 1. Таблица истинности булевских операций.

x1

x2

x1 and x2

x1 or x2

x1 xor x2

 not x1

True

true

true

true

false

false

True

false

false

true

true

false

False

true

false

true

true

true

False

false

false

false

 false

true

 

Эти операции позволяют представлять более сложные отношения, в частности цепочки бинарных отношений. Например: (4<7) and (7<10) представляет цепочку отношений 4<7<10.

Замечание Заметим, что использование скобок для указания приоритета операций - наиболее простой путь избежать ошибок, связанных с незнанием приоритетов, принятых по умолчанию для логических и прочих операций в Турбо Паскале.

Рассмотренные выше операции над значениями стандартных типов являются частными случаями более общей конструкции, называемой выражением. Аналогом выражения является формула для вычисления значений. Выражение может содержать константы, переменные, операции (или функции), а также круглые скобки. Как и для операций, выражение вычисляет значение некоторого фиксированного типа в качестве своего результата. Тип результата называется типом выражения. Так могут быть выражения целого типа, вещественного типа, символьные, строковые выражения, и, наконец, булевские (логические) выражения.

Например: (4+ alfa)*3*(5-sqr(x-1)) - выражение типа integer (если alfa и x - переменные типа integer) либо типа real (если хотя бы одно из alfa и x имеют тип real).

В Турбо Паскале выражение - промежуточная конструкция, используемая для построения операторов.

Для некоторых из рассмотренных выше операций типы операндов не являются строго фиксированными. Это имеет место в частности, для арифметических операций (+, -, *, sqr) и для сцепления строк (+). В этих случаях действуют правила автоматического преобразования типов в выражениях:

Если в арифметических операциях или в бинарных отношениях между числами операнды имеют различные типы (real и integer), то операнд типа integer автоматически преобразуется к типу real;

Если в операции сцепления строк или в бинарных отношениях между строками операнды имеют различные типы (string и char), то операнд типа char автоматически преобразуется к типу string[1].

Заметим, что автоматические преобразования типов односторонние:

integer real или char string[1] .

Обратные преобразования не выполняются автоматически. Для явного выполнения преобразований между типами могут использоваться соответствующие процедуры или функции. Особо отметим стандартные процедуры преобразования между числами и строками:

Str(x, st) -преобразование числа х (вещественного или целого типов) в строку st.

Val(st, x, err) -преобразование строки st в число х (целое или вещественное) (err =0 при отсутствии ошибки преобразования).

Задача 4.2.6(22)

program Project22;

type mas=array[1..4,1..4] of Integer;

mass=array[1..4] of integer;

var a:mas;

b:mass;

i,j:Integer;

procedure p(x:mas; e:Integer; var y:integer);

var i,j,k:Integer;

begin

k:=0;

for i:=1 to 4 do

if x[i,e]=0 then k:=k+1;

if k=0 then y:=1

else y:=0;

end;

begin

for i:=1 to 4 do

for j:=1 to 4 do

read(a[i,j]);

for i:=1 to 4 do

begin

p(a,i,b[i]);

write(b[i],' ');

end;

 Readln;

end.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54170. Урок-казка. Чарівні слова. Розвязування рівнянь 165 KB
  Таблиці плакати до казки про ІванаЦаревича і Чахлика Невмирущого. Клас розбивається на 3 команди і вибирається ІванЦаревич. Там під дубом вчений кіт Русалонька за принцем плаче КоникГорбоконик на підмогу скаче Привид Кентервільський всіх лякає ІванЦаревич Змія перемагає. Учитель: В деякому царстві живбув ІванЦаревич.
54171. Особливості навчання математиці дітей із затримкою психічного розвитку в умовах якісної освіти 450.5 KB
  Поданий матеріал може бути використаний вчителями математики, які працюють як в спеціалізованих класах корекції для дітей із затримкою психічного розвитку, так і звичайних класах загальноосвітньої школи. В посібнику відображені питання класифікації дітей із затримкою психічного розвитку, зазначені причини затримки розвитку, подана характеристика дітей даної категорії та визначені особливості їх навчальної діяльності на уроках математики.
54172. Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5-м и 6-м классах 151.5 KB
  На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.
54173. Система практичних завдань при вивченні математики у 5-6 класах 199.5 KB
  Звичайно в шкільних підручниках є задачі-розрахунки, в основу яких покладено залежності між величинами, які часто зустрічаються в житті, між компонентами руху; між ціною, кількістю і вартістю; між продуктивністю праці, часом роботи і одержаною продукцією; розрахунки часу; знаходження периметрів, площ; обчислення витрат різних матеріалів тощо.
54174. Система дидактичних умов пізнавальної діяльності учнів на уроках математики 119.5 KB
  Система дидактичних розумів розвитку пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Розвиток пізнавального інтересу учнів. Прийоми активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Інтерактивні технології навчання спосіб створення умов залучення учнів до пізнавальної діяльності.
54175. Первісна. Інтеграл. Застосування інтегралу при розвязуванні задач економічного змісту 690.5 KB
  Група студентів ділиться на чотири команди. На першому етапі заняття проводиться узагальнення та систематизація знань учнів з теми, розглядаються учнівські презентації про виникнення інтегралу та його використання. На другому етапі – пояснення нового матеріалу, потім його закріплення в вигляді створення проектів кожною підгрупою.
54176. Развитие культуры в условиях нижнего и среднего палеолита 33 KB
  Одним из важнейших способов выживания человека в первобытную эпоху стал беспрерывный процесс познания окружающего мира. На раннем этапе жизни человека предметом познания и осмысления является природа, от которой напрямую зависит жизнь человеческого общества.
54177. Новые информационные технологии в профильном обучении математики на примере темы „Многогранники” в 11 классе 827.5 KB
  Рассмотрение различных случаев взаимного расположения диагоналей ребер и граней многогранника использование для этого моделей и готовых чертежей способствует развитию пространственных представлений учащихся их интуиции Рис. Особо подчеркиваются характеристические свойства призмы.
54178. Видатні вчені на уроках математики 165 KB
  Задача 2 Вирішивши поділити всі свої заощадження між усіма синами хтось склав такий заповіт: Старший з моїх синів повинен отримати 1000 франків і 1 8 частину остачі; наступний 2000 франків і 1 8 нової остачі; третій син 3000 франків і 1 8 частини третьої остачі і т. Так як усі сини отримали порівну то 1 8 частина кожної нової остачі була на 1000 франків менше 1 8 частини попередньої остачі тобто уся нова остача була на 8000 франків менше попередньої. Так як за умовою усі гроші були розділені повністю то коли молодший син отримав по...