36588

Реляционная модель данных

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом: НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ Поле1 Поле2 Поле3ПолеN Например: СТУДЕНТЫНомер_зачетки ФИО Факультет. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен принятом при создании таблицы. В каждой таблице должен быть столбец или совокупность столбцов значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец или совокупность столбцов называется первичным ключом primry key PK таблицы.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

9 чел.

Лекция № 2. Реляционная модель данных

  1.  Реляционная модель: основные понятия
  2.  Основные свойства реляционной модели
  3.  Типы взаимосвязей в реляционной модели

1. Реляционная модель: основные понятия

В классической теории БД, модель данных - есть форма представления и обработки данных в СУБД. Наибольшее распространение в настоящее время получила реляционная модель, хотя существуют и другие модели данных.

Реляционная модель данных была предложена Е.Ф. Коддом (IBM) в 1970 году.

Реляционная модель опирается на систему понятий реляционной алгебры, важнейшими из которых являются: таблица (отношение), строка (запись), столбец (поле), первичный ключ. Все операции сводятся к манипуляции с таблицами.

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом:

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ (Поле1, Поле2, Поле3…ПолеN)

Например: СТУДЕНТЫ(Номер_зачетки, ФИО, Факультет).

Таблица отражает объект реального мира «сущность», а каждая ее строка (запись) – конкретный экземпляр сущности. Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен, принятом при создании таблицы. Строки, в отличие от столбцов, не имеют имен, порядок их следования не определен, а количество – не ограничено.

В каждой таблице должен быть столбец (или совокупность столбцов), значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец (или совокупность столбцов) называется первичным ключом (primary key, PK) таблицы. Ключ должен обладать свойствами уникальности и минимальности. Ключ может быть искусственный (создается СУБД и не содержит информации) и естественный (содержит информацию, например номер зачетки).

Чтобы сократить размер таблицы, а также для удобства заполнения БД, выносим данные о факультетах в отдельную таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет) и создаем связь между таблицами. На практике связь может реализовываться в виде, например, раскрывающегося списка на форме.

Связи между таблицами поддерживаются внешними ключами. Внешний ключ (foreign key, FK) – это поле, значение которого однозначно характеризуется значением первичного ключа другой таблицы.

Таким образом, получаем БД из двух взаимосвязанных таблиц:

СТУДЕНТЫ (Номер_зачетки, ФИО, Факультет_код).

ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет)

При установлении связи между двумя таблицами одна из них будет являться главной (master), а вторая — подчиненной (detail). Где в этом примере главная, а где подчиненная таблицы?


2.
 Основные свойства реляционной модели

  •  Поля в таблице создаются разработчиком БД и имеют уникальные имена.
  •  Поля могут иметь различный тип. В одном поле не могут содержаться данные разных типов.
  •  Значение любого поля должно быть неделимым. Каждая ячейка таблицы содержит только один элемент данных.
  •  Одинаковые строки в таблице отсутствуют.
  •  Каждая таблица должна иметь первичный ключ – поле или совокупность полей, которые единственным образом определяют каждую строку в таблице.
  •  Поля могут быть обязательными для заполнения (ключевое поле) или нет.
  •  Таблица может содержать любое количество записей (ограничено только объемом памяти компьютера). Записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

3. Типы взаимосвязей в реляционной модели

Различают четыре типа связей между таблицами реляционной базы данных:

Связь «один-к-одному» (1:1) означает, что каждой записи главной таблицы соответствует только одна запись подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы соответствует только одна запись главной таблицы.

Связь «один-ко-многим» (1:M) означает, что каждой записи главной таблицы может соответствовать несколько записей подчиненной, а каждой записи подчиненной таблицы может соответствовать только одна запись главной.

Связь «многие-к-одному» (M:1) означает, что нескольким записям главной таблицы может соответствовать одна и та же запись подчиненной таблицы.

Связь «многие-ко-многим» (M:M) означает, что каждой записи главной таблицы могут соответствовать несколько записей подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы могут соответствовать тоже несколько записей главной.

Примеры: студенты и стипендия, студенты и группа, студенты и специальности, студенты и преподаватели.

Наиболее часто в реляционных БД встречается вид связи 1:М, где одна запись главной таблицы оказывается связанной со многими записями подчиненной таблицы. Связь 1:1 можно считать частным случаем связи 1:М – этот вид связи используется для разделения таблицы с большим количеством полей или изоляции части таблицы из соображений безопасности. Связь М:1 является, по сути, «зеркальным отображением связи» 1:М. Связь М:М используется редко, не поддерживается большинством СУБД и сводится к комбинации связей 1:М и М:1 через дополнительную таблицу (Например: Преподаватели – Расписание – Дисциплины).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14994. Web-бет дизайны, HTML 504 KB
  Webбет дизайны HTML Кіріспе Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін ақпараттандыру еліміздің даму стратегиясының негізгі бағыттарының бірі себебі ХХІ ғасыр білім беру жүйесін ақпараттандыру ғасыры. Информатика пәнінің орта білім беру жүйесіндегі ролі ...
14995. Интернет жүйесі 622.5 KB
  Интернет жүйесі Интернет туралы ұғым. Жиырмасыншы ғасырдың аяғында пайда болған Интернет қазір жер шарының әр түкпірін байланыстырып сан алуан адамдарды елдер мен құрылқтарды біріктіріп отыр. Интернет 1960 жылдары АҚШта дүниеге келдi.Оны соғыс бола қалған жағ...
14996. Информатиканы ойын–пән ортасында оқытуда қолданылатын ойын түрлері 214 KB
  Информатиканы ойынпән ортасында оқытуда қолданылатын ойын түрлері АНДАТПА Ғылыми жобада өздігінен танымдылықты ойынпән ортасында дамыту оқушылардың қиялын зеінің қабылдауын логикалық ойлауын жетілдіруі туралы айтылған. Төменгі сыныптарда информатикан
14997. Информация және информатика 79 KB
  Информация және информатика 1.1. Информация Біз бәріміз бала кезімізден бастап информация алмасу процесіне қатысамыз. Кітап газет және журнал оқығанда радио тыңдап теледидар көргенде мұғаліммен атааналармен достарымызбен әңгімелескенде әртүрлі информаци...
14998. Ахмет Байтұрсынұлының шығармалары 55.5 KB
  Ахмет Байтұрсынұлының шығармалары Қалайда халықты ояту оның санасына жүрегіне сезіміне әсер ету жолдарын іздеген ақын айналып келгенде ұлы Абай тапқан соқпақ орыс әдебиеті үлгілерін пайдалану аударма жасау дәстүріне мойынсынады. Бұрынғы ескіертегі химия үлгіл...
14999. Абай жолы романындағы тарихи шындық эволюциясы 57.5 KB
  УДК 63.3 АБАЙ ЖОЛЫ РОМАНЫНДАҒЫ ТАРИХИ ШЫНДЫҚ ЭВОЛЮЦИЯСЫ Н.Қ.Сманова Б.Д.Тажикова Керімбай атындағы №12 орта мектептреусрстық орталығы Тараз қ. Абай эпопеясы творчестваның Тылсым сырына өмір мен өлеңнің өза...
15000. Абай Құнанбаевтың Евгений Онегиннен аудармасы 75 KB
  Абайдың романы Онегин мен Әбдірахман бейнелерінің ұқсастықтары екеуінің ұқсамайтын тұстарынан әлдеқайда басым. Тек Онегиннің ішінің қалтарысы көптеу. Эпистолярлық романда Татьянаның Шығыс әулетіне туыстас қасиеті басым. Досың ақпын тағдыр араз бәрін
15001. Абай шығармаларындағы нәзирагөйлік дәстүрдің зерттелу жайы 71 KB
  УДК 828.215.121.22 АБАЙ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ НАЗИРАГӨЙЛІК ДӘСТҮРДІҢ ЗЕРТТЕЛУ ЖАЙЫ Зкирова Бағылан 10 бсынып оқушысы Ы.Алтынсарин атындағы дарынды балаларға арналған облыстық мамандандырылған қазақ гимназияинтернаты Павлодар қаласы Әлемдік әдебиеттердің ө
15002. Абайдың әдеби ортасы және ақындық мектебі 320.5 KB
  Әр қаламгерді оның әдеби ортасынан жеке-дара алып қарау, тану біржақты болмақ. Ақын, немесе жазушы өз ортасында өсіп, содан сусындап, шыңдалып қана қоймай