36588

Реляционная модель данных

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом: НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ Поле1 Поле2 Поле3ПолеN Например: СТУДЕНТЫНомер_зачетки ФИО Факультет. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен принятом при создании таблицы. В каждой таблице должен быть столбец или совокупность столбцов значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец или совокупность столбцов называется первичным ключом primry key PK таблицы.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

9 чел.

Лекция № 2. Реляционная модель данных

  1.  Реляционная модель: основные понятия
  2.  Основные свойства реляционной модели
  3.  Типы взаимосвязей в реляционной модели

1. Реляционная модель: основные понятия

В классической теории БД, модель данных - есть форма представления и обработки данных в СУБД. Наибольшее распространение в настоящее время получила реляционная модель, хотя существуют и другие модели данных.

Реляционная модель данных была предложена Е.Ф. Коддом (IBM) в 1970 году.

Реляционная модель опирается на систему понятий реляционной алгебры, важнейшими из которых являются: таблица (отношение), строка (запись), столбец (поле), первичный ключ. Все операции сводятся к манипуляции с таблицами.

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом:

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ (Поле1, Поле2, Поле3…ПолеN)

Например: СТУДЕНТЫ(Номер_зачетки, ФИО, Факультет).

Таблица отражает объект реального мира «сущность», а каждая ее строка (запись) – конкретный экземпляр сущности. Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен, принятом при создании таблицы. Строки, в отличие от столбцов, не имеют имен, порядок их следования не определен, а количество – не ограничено.

В каждой таблице должен быть столбец (или совокупность столбцов), значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец (или совокупность столбцов) называется первичным ключом (primary key, PK) таблицы. Ключ должен обладать свойствами уникальности и минимальности. Ключ может быть искусственный (создается СУБД и не содержит информации) и естественный (содержит информацию, например номер зачетки).

Чтобы сократить размер таблицы, а также для удобства заполнения БД, выносим данные о факультетах в отдельную таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет) и создаем связь между таблицами. На практике связь может реализовываться в виде, например, раскрывающегося списка на форме.

Связи между таблицами поддерживаются внешними ключами. Внешний ключ (foreign key, FK) – это поле, значение которого однозначно характеризуется значением первичного ключа другой таблицы.

Таким образом, получаем БД из двух взаимосвязанных таблиц:

СТУДЕНТЫ (Номер_зачетки, ФИО, Факультет_код).

ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет)

При установлении связи между двумя таблицами одна из них будет являться главной (master), а вторая — подчиненной (detail). Где в этом примере главная, а где подчиненная таблицы?


2.
 Основные свойства реляционной модели

  •  Поля в таблице создаются разработчиком БД и имеют уникальные имена.
  •  Поля могут иметь различный тип. В одном поле не могут содержаться данные разных типов.
  •  Значение любого поля должно быть неделимым. Каждая ячейка таблицы содержит только один элемент данных.
  •  Одинаковые строки в таблице отсутствуют.
  •  Каждая таблица должна иметь первичный ключ – поле или совокупность полей, которые единственным образом определяют каждую строку в таблице.
  •  Поля могут быть обязательными для заполнения (ключевое поле) или нет.
  •  Таблица может содержать любое количество записей (ограничено только объемом памяти компьютера). Записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

3. Типы взаимосвязей в реляционной модели

Различают четыре типа связей между таблицами реляционной базы данных:

Связь «один-к-одному» (1:1) означает, что каждой записи главной таблицы соответствует только одна запись подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы соответствует только одна запись главной таблицы.

Связь «один-ко-многим» (1:M) означает, что каждой записи главной таблицы может соответствовать несколько записей подчиненной, а каждой записи подчиненной таблицы может соответствовать только одна запись главной.

Связь «многие-к-одному» (M:1) означает, что нескольким записям главной таблицы может соответствовать одна и та же запись подчиненной таблицы.

Связь «многие-ко-многим» (M:M) означает, что каждой записи главной таблицы могут соответствовать несколько записей подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы могут соответствовать тоже несколько записей главной.

Примеры: студенты и стипендия, студенты и группа, студенты и специальности, студенты и преподаватели.

Наиболее часто в реляционных БД встречается вид связи 1:М, где одна запись главной таблицы оказывается связанной со многими записями подчиненной таблицы. Связь 1:1 можно считать частным случаем связи 1:М – этот вид связи используется для разделения таблицы с большим количеством полей или изоляции части таблицы из соображений безопасности. Связь М:1 является, по сути, «зеркальным отображением связи» 1:М. Связь М:М используется редко, не поддерживается большинством СУБД и сводится к комбинации связей 1:М и М:1 через дополнительную таблицу (Например: Преподаватели – Расписание – Дисциплины).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48137. Особливості побудови оздоровчих програм 215.5 KB
  Загальнодидактичні українські програми: Базова програма розвитку дитини дошкільного віку Я у Світі; Програма виховання дітей дошкільного віку Малятко; Програма виховання і навчання дітей від 3 до 7 років Дитина; Регіональна програма розвитку навчання та виховання Дитина в дошкільні роки; Регіональна програма виховання дітей у дитячому садку Українське дошкілля; Авторська програма М. Спеціальні програми розробляються для дошкільних навчальних закладів груп компенсуючого типу з урахуванням специфіки організації в них...
48138. Политика стимулирования привлечения иностранных инвестиций 89.5 KB
  В развивающихся странах чаще применяется практика снижения налоговых ставок возврата налогов предоставления налоговых каникул. Таким образом в практике стимулирования зарубежных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства а в практике развивающихся государств и стран с переходной экономикой фискальные или налоговые средства стимулирования; чаще используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование что в промышленно развитых странах является малоэффективной мерой в силу...
48139. Понятие ППП (Пакета прикладных программ) 181 KB
  Примерами входных языков ППП являются VB в пакете MS Office utoLISP VisulLISP в utodesk utoCD StrBsic в OpenOffice. Так например в пакете OpenOffice. На Jv через SDK и функции PI OpenOffice можно создавать модули расширения и полнофункциональные приложениякомпоненты.1 Структура и состав MS Office.
48140. Числове програмне управління і класифікація верстатів з ЧПУ 16.41 MB
  Етапи підготовки процесу обробки деталі на верстаті з ЧПУ: І бюро програмного управління ІІ цех; а збирання вихідної інформації креслення деталі дані про інструмент технологічні дані по режимах обробки б розрахунок програми в табличний запис програми г перфорація програми на перфораторі д перфострічка е ПЧПУ верстатом ж шафа електроавтоматики з верстат и заготовка к оброблена деталь. На підставі...
48141. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ 506 KB
  Для каждой болезни характерны определенное типичное для нее течение во времени определенные изменения дыхания кро вообращения температуры тела изменения периферической крови и т. недостаточное насыщение крови кислородом. без пульса состояние гипоксии сочетающееся с повышением напряжения углекислоты в крови и тканях. Гипоксия при патологических процессах нарушающих снабжение тканей кислородом при нормальном содержании его в окружающей среде или утилизации кислорода...
48142. Політична економія. Тексти лекцій 746.5 KB
  Товарна форма організації суспільного виробництва. Капітал: процес виробництва і нагромадження. Витрати виробництва і прибуток. Галузеві особливості виробництва і функціонування капіталу.
48143. Студент і викладач вищого навчального закладу 117 KB
  Розгорнулися наукові дослідження психічного розвитку дорослої людини і можливостей її навчання. Нині проблеми розвитку навчання і виховання зрілої людини на всіх етапах її життєвого шляху досліджуються андрагогікою і педагогічною антропологією наукові основи якої закладено К. Для викладача вищої школи важливо добре знати психологічні особливості навчання і виховання студента особливості розвитку і типологію його особистості. Типи студентської молоді можна аналізувати за різними чинниками: у зв´язку з обраною професією залежно від форми...
48145. День святого Валентина. План-конспект 33 KB
  Хід позакласного заходу: I Етап Pr: Der boys nd girls you know tht tody is not usul dy tody is specil nd wonderful dy for people who love ech other Who cn tell me how we cll this dy P: учні відповідають на запитання. II Етап Pr: I hope tht it will be interesting for you to listen to the legend tht tells why this dy is clled St. Vlentine’s Dy Pr: The old legend tells tht in the third century the priest who’s nme ws Vlentin hving broken the Emperor’s order tht did not llow to mrry...