36588

Реляционная модель данных

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом: НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ Поле1 Поле2 Поле3ПолеN Например: СТУДЕНТЫНомер_зачетки ФИО Факультет. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен принятом при создании таблицы. В каждой таблице должен быть столбец или совокупность столбцов значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец или совокупность столбцов называется первичным ключом primry key PK таблицы.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

9 чел.

Лекция № 2. Реляционная модель данных

  1.  Реляционная модель: основные понятия
  2.  Основные свойства реляционной модели
  3.  Типы взаимосвязей в реляционной модели

1. Реляционная модель: основные понятия

В классической теории БД, модель данных - есть форма представления и обработки данных в СУБД. Наибольшее распространение в настоящее время получила реляционная модель, хотя существуют и другие модели данных.

Реляционная модель данных была предложена Е.Ф. Коддом (IBM) в 1970 году.

Реляционная модель опирается на систему понятий реляционной алгебры, важнейшими из которых являются: таблица (отношение), строка (запись), столбец (поле), первичный ключ. Все операции сводятся к манипуляции с таблицами.

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом:

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ (Поле1, Поле2, Поле3…ПолеN)

Например: СТУДЕНТЫ(Номер_зачетки, ФИО, Факультет).

Таблица отражает объект реального мира «сущность», а каждая ее строка (запись) – конкретный экземпляр сущности. Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен, принятом при создании таблицы. Строки, в отличие от столбцов, не имеют имен, порядок их следования не определен, а количество – не ограничено.

В каждой таблице должен быть столбец (или совокупность столбцов), значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец (или совокупность столбцов) называется первичным ключом (primary key, PK) таблицы. Ключ должен обладать свойствами уникальности и минимальности. Ключ может быть искусственный (создается СУБД и не содержит информации) и естественный (содержит информацию, например номер зачетки).

Чтобы сократить размер таблицы, а также для удобства заполнения БД, выносим данные о факультетах в отдельную таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет) и создаем связь между таблицами. На практике связь может реализовываться в виде, например, раскрывающегося списка на форме.

Связи между таблицами поддерживаются внешними ключами. Внешний ключ (foreign key, FK) – это поле, значение которого однозначно характеризуется значением первичного ключа другой таблицы.

Таким образом, получаем БД из двух взаимосвязанных таблиц:

СТУДЕНТЫ (Номер_зачетки, ФИО, Факультет_код).

ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет)

При установлении связи между двумя таблицами одна из них будет являться главной (master), а вторая — подчиненной (detail). Где в этом примере главная, а где подчиненная таблицы?


2.
 Основные свойства реляционной модели

  •  Поля в таблице создаются разработчиком БД и имеют уникальные имена.
  •  Поля могут иметь различный тип. В одном поле не могут содержаться данные разных типов.
  •  Значение любого поля должно быть неделимым. Каждая ячейка таблицы содержит только один элемент данных.
  •  Одинаковые строки в таблице отсутствуют.
  •  Каждая таблица должна иметь первичный ключ – поле или совокупность полей, которые единственным образом определяют каждую строку в таблице.
  •  Поля могут быть обязательными для заполнения (ключевое поле) или нет.
  •  Таблица может содержать любое количество записей (ограничено только объемом памяти компьютера). Записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

3. Типы взаимосвязей в реляционной модели

Различают четыре типа связей между таблицами реляционной базы данных:

Связь «один-к-одному» (1:1) означает, что каждой записи главной таблицы соответствует только одна запись подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы соответствует только одна запись главной таблицы.

Связь «один-ко-многим» (1:M) означает, что каждой записи главной таблицы может соответствовать несколько записей подчиненной, а каждой записи подчиненной таблицы может соответствовать только одна запись главной.

Связь «многие-к-одному» (M:1) означает, что нескольким записям главной таблицы может соответствовать одна и та же запись подчиненной таблицы.

Связь «многие-ко-многим» (M:M) означает, что каждой записи главной таблицы могут соответствовать несколько записей подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы могут соответствовать тоже несколько записей главной.

Примеры: студенты и стипендия, студенты и группа, студенты и специальности, студенты и преподаватели.

Наиболее часто в реляционных БД встречается вид связи 1:М, где одна запись главной таблицы оказывается связанной со многими записями подчиненной таблицы. Связь 1:1 можно считать частным случаем связи 1:М – этот вид связи используется для разделения таблицы с большим количеством полей или изоляции части таблицы из соображений безопасности. Связь М:1 является, по сути, «зеркальным отображением связи» 1:М. Связь М:М используется редко, не поддерживается большинством СУБД и сводится к комбинации связей 1:М и М:1 через дополнительную таблицу (Например: Преподаватели – Расписание – Дисциплины).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38534. Создание локальной сети и разработка системы управления удаленными офисами предприятия 238.5 KB
  Создание локальной сети и разработка системы управления удаленными офисами предприятия. Тема проекта Создание локальной сети и разработка системы управления удаленными офисами предприятия Тема утверждена приказом ПРЦ ВШ ф РГУИТП № 21Д от 15. Цель дипломного проекта создание локальной сети и разработка системы управления удаленными офисами предприятия. Более 90 из них объединены в различные информационновычислительные сети начиная от малых локальных сетей в офисах заканчивая глобальной информационной сетью Internet.
38536. Назначение и характеристика парка обслуживания пассажирских вагонов в прямых поездах и поездах своего формирования 1019.5 KB
  Назначение и характеристика парка обслуживания пассажирских вагонов в прямых поездах и поездах своего формирования 3. Технология обслуживания ходовой части вагонов 4. Время ремонта вагонов на ПТО 5. Перечень инструментов приспособлений и оборудования применяемого при обслуживании вагонов 6.
38537. Электрофизические свойства ультра-тонких плёнок кремния на изоляторе, сформированных методом ионной имплантации и водородного переноса 787.5 KB
  «Кремний на изоляторе» (КНИ) — технология изготовления полупроводниковых приборов, основанная на использовании трёхслойной подложки со структурой кремний-диэлектрик-кремний вместо обычно применяемых монокристаллических кремниевых пластин. В качестве диэлектрика обычно выступает диоксид кремния SiO2
38539. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: история вопроса и современное состояние 91.5 KB
  Исторические предпосылки возникновения социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей 1. Зачатки социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей Во все времена были дети которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые учреждения для детей оставшихся без родителей были приютами для младенцев.
38540. Разработка компактного, надежного современного датчика алкогольных паров 1.06 MB
  Ширина печатного проводника рассчитывается по формуле:1 1 где I протекающий по проводнику ток А; J плотность тока А мм h толщина фольги мм; Для односторонней печатной платы изготовленной химическим способом методом сеткографии для бытовой аппаратуры плотность тока J= 30 ммпо справочнику. Сопротивление...
38542. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 720 KB
  Формирования экологической культуры посредством дидактической игры . Эффективным методом формирования экологической культуры являются дидактические игры. В процессе использования дидактической игры у детей формируется умение действовать в какойлибо ситуации в соответствии с определенными нормами. Фицула в учебнике по педагогике отмечает что целью формирования экологической культуры в учебновоспитательном процессе используют экологопсихологическую терминологию групповые и ролевые игры мозговой штурм что направлены на...