36588

Реляционная модель данных

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом: НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ Поле1 Поле2 Поле3ПолеN Например: СТУДЕНТЫНомер_зачетки ФИО Факультет. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен принятом при создании таблицы. В каждой таблице должен быть столбец или совокупность столбцов значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец или совокупность столбцов называется первичным ключом primry key PK таблицы.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

9 чел.

Лекция № 2. Реляционная модель данных

  1.  Реляционная модель: основные понятия
  2.  Основные свойства реляционной модели
  3.  Типы взаимосвязей в реляционной модели

1. Реляционная модель: основные понятия

В классической теории БД, модель данных - есть форма представления и обработки данных в СУБД. Наибольшее распространение в настоящее время получила реляционная модель, хотя существуют и другие модели данных.

Реляционная модель данных была предложена Е.Ф. Коддом (IBM) в 1970 году.

Реляционная модель опирается на систему понятий реляционной алгебры, важнейшими из которых являются: таблица (отношение), строка (запись), столбец (поле), первичный ключ. Все операции сводятся к манипуляции с таблицами.

Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом:

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ (Поле1, Поле2, Поле3…ПолеN)

Например: СТУДЕНТЫ(Номер_зачетки, ФИО, Факультет).

Таблица отражает объект реального мира «сущность», а каждая ее строка (запись) – конкретный экземпляр сущности. Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен, принятом при создании таблицы. Строки, в отличие от столбцов, не имеют имен, порядок их следования не определен, а количество – не ограничено.

В каждой таблице должен быть столбец (или совокупность столбцов), значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец (или совокупность столбцов) называется первичным ключом (primary key, PK) таблицы. Ключ должен обладать свойствами уникальности и минимальности. Ключ может быть искусственный (создается СУБД и не содержит информации) и естественный (содержит информацию, например номер зачетки).

Чтобы сократить размер таблицы, а также для удобства заполнения БД, выносим данные о факультетах в отдельную таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет) и создаем связь между таблицами. На практике связь может реализовываться в виде, например, раскрывающегося списка на форме.

Связи между таблицами поддерживаются внешними ключами. Внешний ключ (foreign key, FK) – это поле, значение которого однозначно характеризуется значением первичного ключа другой таблицы.

Таким образом, получаем БД из двух взаимосвязанных таблиц:

СТУДЕНТЫ (Номер_зачетки, ФИО, Факультет_код).

ФАКУЛЬТЕТЫ (Код, Факультет)

При установлении связи между двумя таблицами одна из них будет являться главной (master), а вторая — подчиненной (detail). Где в этом примере главная, а где подчиненная таблицы?


2.
 Основные свойства реляционной модели

  •  Поля в таблице создаются разработчиком БД и имеют уникальные имена.
  •  Поля могут иметь различный тип. В одном поле не могут содержаться данные разных типов.
  •  Значение любого поля должно быть неделимым. Каждая ячейка таблицы содержит только один элемент данных.
  •  Одинаковые строки в таблице отсутствуют.
  •  Каждая таблица должна иметь первичный ключ – поле или совокупность полей, которые единственным образом определяют каждую строку в таблице.
  •  Поля могут быть обязательными для заполнения (ключевое поле) или нет.
  •  Таблица может содержать любое количество записей (ограничено только объемом памяти компьютера). Записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

3. Типы взаимосвязей в реляционной модели

Различают четыре типа связей между таблицами реляционной базы данных:

Связь «один-к-одному» (1:1) означает, что каждой записи главной таблицы соответствует только одна запись подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы соответствует только одна запись главной таблицы.

Связь «один-ко-многим» (1:M) означает, что каждой записи главной таблицы может соответствовать несколько записей подчиненной, а каждой записи подчиненной таблицы может соответствовать только одна запись главной.

Связь «многие-к-одному» (M:1) означает, что нескольким записям главной таблицы может соответствовать одна и та же запись подчиненной таблицы.

Связь «многие-ко-многим» (M:M) означает, что каждой записи главной таблицы могут соответствовать несколько записей подчиненной и наоборот каждой записи подчиненной таблицы могут соответствовать тоже несколько записей главной.

Примеры: студенты и стипендия, студенты и группа, студенты и специальности, студенты и преподаватели.

Наиболее часто в реляционных БД встречается вид связи 1:М, где одна запись главной таблицы оказывается связанной со многими записями подчиненной таблицы. Связь 1:1 можно считать частным случаем связи 1:М – этот вид связи используется для разделения таблицы с большим количеством полей или изоляции части таблицы из соображений безопасности. Связь М:1 является, по сути, «зеркальным отображением связи» 1:М. Связь М:М используется редко, не поддерживается большинством СУБД и сводится к комбинации связей 1:М и М:1 через дополнительную таблицу (Например: Преподаватели – Расписание – Дисциплины).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33413. Ведение коммерческих переговоров 35 KB
  Организационная подготовка Организационными являются вопросы связанные со временем и местом проведения переговоров их техническим оснащением. Содержательная подготовка Перед первой встречей для успешного ведения переговоров обеспечивается сбор всей необходимой информации о фирме с которой планируется сотрудничество когда и кем основана с кем сотрудничает имеет ли зарубежных партнеров и где в каких сделках имела особый успех данные о финансовом положении объеме операций и т. Поспешность здесь крайне нежелательна так как отношение к...
33414. История возникновения 24.38 KB
  История развития визитной карточки предположительно начинается во Франции в XVII веке. Самые ранние визитные карточки датируются 1731 г. В Китае считают что визитные карточки применяют там уже несколько столетий. В Японии визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70х гг.
33415. Внедрение корпоративного имиджа в организации 25.5 KB
  Пять принципов сохранения и упрочнения репутации компании 1. Добиться того чтобы руководство компании подвергало тщательному анализу свои отношения с обществом. Создать систему информирования всех сотрудников о политике компании и принятой в ней повседневной практике. Создать систему позволяющую передавать руководству компании вопросы и критические замечания со стороны сотрудников и общественности.
33416. Имидж 35.5 KB
  цветовая палитра: синяя ахроматическая серый черный белый и натуральная гамма цвета экологии оттенки песочного коричневого зеленого. Костюм должен быть неброского неяркого цвета. Цвет должен находиться в прямой зависимости от цвета рубашки и всего костюма в целом. Аташекейс из кожи однотонный желательно темных или холодных оттенков; записная книжка; чернильная ручка; платочекпаше одного цвета с галстуком или резко контрастировать с ним; ремень должен быть из натуральной кожи пряжка должна быть средних размеров цветовой...
33417. Правила ведения делового телефонного разговора 32 KB
  Если вам плохо слышно собеседника попросить говорить громче. Если клиент обратился с жалобой дать ему выговориться выразить сочувствие записать его данные чтобы перезвонить. Если информации не достаточно то вытягивайте дополнительную информацию с помощью вопросов что когда кто как но не почему. Если телефонный звонок перебил вашу беседу попросите его подождать не вешая трубку либо перезвонить немного позже.
33418. Дресс-код 25.5 KB
  dresscode одежный код форма одежды требуемая при посещении определённых мероприятий организаций заведений. Существует два основных стиля одежды: формальный и неформальный. Помимо указаний на форму одежды на пригласительных карточках вы можете найти другие важные условные знаки.
33419. Имидж фирмы 34 KB
  Организация может иметь несколько имиджей соответствии с запросами целевых аудиторий потребителей партнеров инвесторы и т. Если фирма не работает над созданием позитивного имиджа он формируется стихийно в процессе рыночного взаимодействия и как правило не соответствует тому образу который фирма хотела бы иметь. Преимущества позитивного имиджа: 1повышение конкурентоспособности 2укрепление доверия со стороны целевых аудиторий покупателей дополнительные резервы в ценовой и товарной политике 3 активное развитие корпоративной...
33420. Концептуальные основы формирования имиджа организации» 16.7 KB
  В то же время имидж это объективный фактор играющий существенную роль в оценке любого социального процесса или явления. Имидж организации складывается на основе компонентов: имидж товара или услуги имидж потребителей товара внутренний имидж организации имидж основателя или основных руководителей имидж персонала визуальный имидж организации и. Внешний имидж организации это то как ее воспринимает общество средства массовой информации инвесторы и общественная работа организации а внутренний отношение к организации...
33421. Понятие «корпоративная культура» и отношение к феномену корпоративной культуры 39 KB
  Основу корпоративной и организационной культуры составляют те идеи взгляды основополагающие ценности которые разделяются членами организации. Свойства корпоративной культуры базируются на признаках: всеобщность не формальность устойчивость. Всеобщность корпоративной культуры выражается в том что она охватывает все виды действий осуществляемых в организации.