36741

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Оружие массового поражения обладает огромными поражающими возможностями, в связи с чем важное значение имеют надежная защита населения на всей территории страны и обеспечение устойчивости работы всех объектов экономики в случае применения этого оружия.

Русский

2014-03-20

112.5 KB

29 чел.

15

ГОУ ВПО «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

КАФЕДРА ВОЕННОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

                      «УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК   КАФЕДРЫ   В   и   ЭМ   ИвГМА

полковник мед. службы                  Ю. ТОРОНОВ

«___»_______________________________ 2005 г.

ТЕМА № 5 «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ

                         ВРЕМЯ»

ЛЕКЦИЯ

                                                                                        Обсуждено на заседании

                                                                                         кафедры В и ЭМ ИвГМА

«__»___________ 2005 г.

Протокол №___________

г. Иваново, 2005 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1.  Изучить основные принципы, способы и мероприятия медицинской службы по защите населения и объектов экономики в военное время.
  2.  Изучить основные рекомендации МС ГО по организации защиты населения в очагах радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения.
  3.  Изучить организацию эвакуации населения, организацию медико-санитарного обеспечения эвакуируемого населения, а также санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эвакуации.  

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1.  Основные принципы,  способы и мероприятия по защите населения в военное время.
  2.  Рекомендации по режимам защиты населения в очагах радиоактивного, химического и биологического заражения.
  3.  Эвакуация населения: принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуации населения. Организация медицинской помощи при эвакуации населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эвакуации населения.

ВРЕМЯ: 90 минут

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;
  2.  Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;
  3.  Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф: Учебник. – М., 2002;ъ
  4.  ФЗ «Об обороне» 1996 г;
  5.  ФЗ «О гражданской обороне» 1998 г.;
  6.  ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;
  7.  Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;
  8.  Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;
  9.  Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ:

А) Наглядные пособия

  •  Схема «Классификация коллективных средств защиты»
  •  Схема «Классификация средств индивидуальной защиты»
  •  Таблица «Время пребывания людей в защитной одежде в зависимости от температуры воздуха»
  •  Таблица «Средние значения коэффициентов ослабления мощности дозы ионизирующего излучения укрытиями и транспортными средствами»
  •  Таблица «Санитарно-гигиенические нормы убежищ»
  •   «Простейшее укрытие (щель)»
  •  «Камера защитная детская»
  •  «Ватно-марлевая повязка»
  •  «Комплект защитной фильтрующей одежды»

 

Б) Технические средства обучения

Диапроектор,  слайды по гражданской обороне.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

ВВЕДЕНИЕ

Оружие массового поражения обладает огромными поражающими возможностями, в связи с чем важное значение имеют надежная защита населения на всей территории страны и обеспечение устойчивости работы всех объектов экономики в случае применения этого оружия. Крайне важна, также, организация оповещения населения о применении противником оружия массового поражения, правильная организация радиологической, химической и биологической (бактериологической) разведки, эвакуация населения в безопасные районы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СПОСОБЫ И МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

В войнах, при авариях, стихийных бедствиях, эпидемиях и других чрезвычайных ситуациях основным ущербом для государства является гибель граждан. В связи с этим, органами гражданской обороны (ГО) разработаны, приняты и действуют на территории России регламентированные принципы и способы защиты населения.

Основу организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях составляет принцип универсальности проводимых мероприятий, обеспечивающих снижение или исключение поражающего эффекта при природных, техногенных и социально-политических катастрофах. Этот принцип состоит в том, что при защите населения используются технологии, обеспечивающие их применение как в мирное, так и в военное время.

Не менее значимым является принцип дифференцированного проведения мероприятий в регионах страны с учетом их особенностей по прогнозируемой обстановке и мероприятий, осуществляемых в городах и сельской местности, особенно с учетом возможных социально-политических катастроф.

Важнейшим принципом защиты населения является заблаговременное проведение органами ГО организационных, инженерно-технических мероприятий, призванных максимально предупредить воздействие на человека факторов поражения в период катастроф.

Принцип комплексности мероприятий гражданской обороны заключается в эффективном применении способов и средств защиты  от оружия массового поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по выполнению основных задач гражданской обороны.

Защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий и антропогенных катастроф (в том числе и социально-политических) достигается следующими способами:

– укрытием населения в защитных сооружениях;

– рассредоточением, эвакуацией (отселением) населения из зон (районов) возможных катаклизмов;

– применением всеми группами населения средств индивидуальной защиты, в том числе медицинской.

Планирование мероприятий по защите населения осуществляется органами управления ГО на основе прогнозирования и глубокого анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф в населенных пунктах и объектах экономики. При этом учитываются местные условия обстановки – территориальные особенности и возможности, влияющие на выполнение задач ГО.

В мирное время среди мероприятий по защите населения особое значение приобретают:

– создание надежной системы оповещения;

– накопление фонда защитных сооружений;

– планирование и проведение эвакуационных мероприятий, подготовка загородной зоны для приема и размещения эвакуированного населения;

– обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и обучение правильно ими пользоваться;

– всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от оружия массового поражения;

– обеспечение зашиты продовольствия, воды от заражения радиоактивными веществами (РВ), отравляющими и высокотоксичными веществами (ОВТВ), бактериальными средствами (БС);

– организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

– проведение режимно-ограничительных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Организация постоянного радиационного и химического наблюдения, разведки и лабораторного контроля является необходимым условием для последующего своевременного оповещения населения.

При объявлении угрозы нападения населением должны осуществляться следующие действия:

– до объявления эвакуации и рассредоточения по месту жительства и работы обеспечить светомаскировочный режим;

– иметь постоянно включенными средства массовой информации города, района (радиотрансляцию, телевидение, радиоточки и т.п.);

– начать подготовку к эвакуации (рассредоточению) в загородную зону;

– уточнить места расположения укрытий (убежищ) на случай внезапного нападения противника, а в сельской местности приступить к оборудованию противорадиационных укрытий;

– получить и привести в готовность к использовании средства индивидуальной защиты, в том числе и медицинские средства защиты;

– продолжать производственную деятельность.

При объявлении распоряжения на эвакуацию и рассредоточение:

– завершить производственную деятельность (по соответствующему распоряжению администрации предприятия); в дальнейшем действовать согласно указаниям органов ГО объекта;

– следовать на прикрепленный к данному объекту (предприятию, учреждению) сборный эвакуационный пункт для последующего выезда (выхода) из города в загородную зону и др.

В военное время работа медицинской службы гражданской обороны (МС ГО) сосредотачивается на ликвидации медицинских последствий нападения противника (проведение лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и т.д.).

В случае возникновения зон заражения штабами ГО вводятся определенные режимы работы объектов и защиты населения.

В целях максимального снижения потерь в зонах радиоактивного заражения должны соблюдаться определенные режимы радиационной защиты и правила поведения людей. Главным критерием определения предполагаемого режима радиационной защиты является обеспечение таких условий пребывания или деятельности людей, при которых доза облучения, полученная ими за все время необходимого или вынужденного  пребывания в этой зоне, не превышала бы допустимую. Перед входом в зону необходимо использовать  радиозащитные средства из аптечки индивидуальной АИ. При пребывании в зоне личный состав обязан использовать средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. На территории, зараженной радиоактивными веществами, запрещено принимать пищу, пить воду, курить, делать продолжительные остановки и привалы. После выхода из зоны необходимо проводить частичную, а при возможности, и полную санитарную обработку.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЖИМАМ ЗАЩИТЫ В ЗОНАХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ

Рекомендации будут зависеть от конкретной обстановки (умеренное, сильное, опасное, чрезвычайно опасное заражение). Например, в зоне умеренного заражения (зона А) население не должно находиться на открытой местности. Продолжительность пребывания в защитных сооружениях не должна превышать нескольких (до 6) часов, после чего разрешается переход в обычные помещения. Пребывание вне помещений, на улице, не должно превышать 4 часов. Режим ограничения заканчивается через сутки. Предприятия и учреждения продолжают работу в обычном режиме. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в этой зоне используются только в сухую ветреную погоду и при движении по пыльной дороге.

В зоне сильного заражения (зона Б) необходимо находиться в защитных сооружениях в течение 1-3-х суток, переход в обычные  помещения разрешается только на 4-е сутки, а время пребывания вне помещений ограничивается 3-4 часами в сутки. Предприятия и учреждения, в том числе и  МС ГО, работают по особому режиму, установленному штабом ГО; работа на открытой местности прекращается на несколько суток.

В зоне опасного заражения (зона В) продолжительность пребывания людей в защитных сооружениях составляет 3 суток и более, переход в обычные помещения разрешается только на 5-е сутки.

В зоне чрезвычайно опасного заражения (зона Г), где мощность дозы излучения очень высокая и представляет опасность для людей продолжительное время, сроки пребывания в защитных сооружениях превышает 6 суток, переход в обычные помещения может быть разрешен на 6-7-е сутки, а эвакуация людей из этой зоны (без угрозы облучения) должна быть осуществлена при первой возможности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЖИМАМ ЗАЩИТЫ В ЗОНАХ ХИМИЧЕСКОГО  ЗАРАЖЕНИЯ

Более жесткие режимы поведения населения устанавливаются в зонах химического поражения. В связи с этим, по сигналу оповещения «Химическая тревога» люди должны немедленно укрыться в защитных сооружениях или надеть средства индивидуальной защиты – противогаз и средства защиты кожи, а если необходимо, использовать антидот. При первой возможности необходимо провести частичную санитарную обработку, а в дальнейшем постараться выйти с зараженной территории. За пределами зоны поражения люди проходят полную санитарную обработку с дегазацией одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. При нахождении на местности, зараженной ОВ, запрещается снимать средства индивидуальной защиты, принимать пищу, курить, пить воду.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЖИМАМ ЗАЩИТЫ В ЗОНАХ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО)  ЗАРАЖЕНИЯ

Дополнительно к правилам поведения людей в зонах химического заражения следует отметить необходимость проведения полной санитарной обработки с дезинфекцией одежды и обуви людей, вышедших с территории бактериологического (биологического) заражения.

При пребывании в зоне биологического заражения население по сигналу оповещения должно немедленно укрыться в убежищах или принять противобактериальное средство из аптечки индивидуальной и использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания. МС ГО организует активное выявление больных, своевременную их изоляцию и госпитализацию, проведение неспецифической, а затем и специфической профилактики, целенаправленную санитарно-просветительную работу.

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И

МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ;

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ; САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИ-ЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

В ряде случаев эффективным способом защиты населения от поражающих факторов катастроф являются временная эвакуация, рассредоточение и отселение неработающего населения, рабочих и служащих из предполагаемых очагов поражения. Вместе с тем не исключается, что указанные мероприятия могут проводиться и после возникновения катастрофы.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону или npекращающих её на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из зоны возможных катаклизмов. Она производится на длительный период с возможным последующим возвращением людей в места прежнего проживания. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.

Рассредоточение — комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно въезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Отселение — организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения из районов, загрязненных РВ и опасных для проживания, в безопасные места на постоянное жительство.

В соответствии с прогнозируемой обстановкой на случай возникновения чрезвычайной ситуации соответствующими штабами ГО (эвакокомиссиями) разрабатываются планы на эвакуацию населения для каждого объекта экономики и населенного пункта. При перемещении больших групп населения в планах по эвакуации предусматривают продовольственно-вещевое, медицинское, санитарно-эпидемиологическое обеспечение эвакуируемых.

При своевременном проведении эвакуационных мероприятий удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, могущих быть вероятными объектами нападения противника.

Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население. Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.

Зона возможных разрушений – условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.

В основу планирования всех мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения положен производственно-территориальный принцип. Районы рассредоточиваемых и эвакуируемых устанавливает начальник ГО области (края), республики. Безопасное удаление районов для размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения устанавливается отдельно для каждого крупного города.

Районы рассредоточения располагаются непосредственно за зоной возможных разрушений и предназначены для размещения рабочих и служащих тех объектов, которые не прекращают своей производственной деятельности в военное время. Как правило, районы рассредоточения должны находиться на таком удалении от города, чтобы суммарное время, которое будут затрачивать рабочие и служащие в пути для поездки на объект и обратно, не превышало 4 ч. Районы рассредоточения должны располагаться вблизи железнодорожных станций, а также автомобильно-дорожных магистралей.

Районы для размещения рассредоточиваемого населения назначается ближе к городу, чем районы загородной зоны, предназначенные для эвакуируемого населения. Это связано с тем, что 1-й эшелон создаваемой в загородной зоне группировки сил и средств гражданской  обороны, который первым обязан выдвинуться в очаг поражения для проведения СНАВР, включает различные формирования из числа отдыхающих смен, создаваемых на тех объектах, которые будут продолжать свою производственную деятельность в городе в военное время.

Места для эвакуируемого населения располагаются, как правило, за районами рассредоточения и предназначены для размещения неработающего населения, а также рабочих и служащих тех объектов экономики, производственная деятельность которых на военное время прекращается либо переносится в загородную зону (сельскую местность). Из групп населения, подлежащих вывозу (выводу) в более отдаленные районы загородной зоны, т.е. эвакуации, как правило, будет создан 2-й эшелон группировки сил и средств гражданской обороны, создаваемой в интересах данного города.

Рассредоточение и эвакуация населения проводятся при угрозе нападения противника и только по специальному решению. В обстановке угрозы нападения противника особенно важное значение имеют сроки эвакуации людей за пределы зон возможных разрушений (например, за пределы воздействия основных поражающих факторов ядерного взрыва).

В некоторых случаях по особому указанию предусматривается частичная эвакуация, которая проводится до проведения общей эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих. При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из крупных городов части населения не занятого в производстве и сфере обслуживания: Как правило, частичной эвакуации подлежат организованные детские коллективы (школы-интернаты, детские дома и т. п.) и часть формирований.

Основным способом эвакуации является комбинированный способ. Он заключается в сочетании массового вывода населения из городов пешим порядком с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта, незанятого воинскими и особо важными экономическими перевозками, по эвакуационным графикам. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с вывозом всего населения транспортными средствами, так как при этом обеспечивается проведение эвакуационных мероприятий с использованием всех возможных маршрутов и достижение основной массой населения безопасной зоны в сравнительно короткие сроки.

Эвакуация населения комбинированным способом осуществляется по территориально-производственному принципу. Это значит, что выведение в загородную зону рабочих и служащих, членов их семей, студентов вузов, учащихся средних специальных заведений организуется через предприятия, учреждения и учебные заведения. Остальное население эвакуируется, как правило, через домоуправление по месту жительства.

Транспортные средства для рассредоточения и эвакуации населения, прежде всего, выделяются для рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих производственную деятельность, а также для лечебных учреждений, формирований постоянной готовности и населения, которое не может передвигаться пешим порядком на большие и средние расстояния (больные, престарелые, женщины с детьми до 10 лет и др.). Остальное население в случае необходимости может выводиться пешим порядком в безопасные районы.

Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.

К эвакуационным органам относятся:

  •  эвакуационные комиссии;
  •  сборные эвакуационные пункты (СЭП);
  •  приемные эвакуационные комиссии;
  •  приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
  •  администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ).

На эвакуационные комиссии  возлагаются следующие задачи:

  1.  Учет населения, подлежащего к рассредоточению и эвакуации пешим порядком и вывозу всеми видами транспорта.
    1.  Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.
    2.  Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.
    3.  Подготовка  маршрутов эвакуации пешим порядком и видов транспорта.
    4.  Организация связи и взаимодействия с эвакуационной приемной комиссией сельских районов по вопросам приема, размещения и трудоустройства, а также материального и медицинского обеспечения.

Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, граждане должны немедленно подготовить все самое необходимое: одежду, в том числе и теплую, обувь, белье, постельные принадлежности, продукты питания на 2—3 дня, медикаменты, индивидуальные средства защиты, уложив все это в рюкзак или чемодан; общая масса должна быть не более 50 кг; документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, трудовую книжку, свидетельство о рождении детей и др.), деньги; детям дошкольного возраста вложить в карман записку или пришить к воротнику белый лоскут с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и конечного пункта эвакуации.

Если в семье окажутся больные, которые не могут самостоятельно прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), то об этом необходимо сообщить начальнику СЭП.

СЭП предназначаются для сбора и регистрации рассредоточиваемого и эвакуируемого населения, формирования пеших колонн, отправки населения на станции (пункты) посадки на транспортные средства.

СЭП желательно развертывать вблизи станций (пунктов) посадки, а при комбинированном способе проведения эвакуации – как можно ближе к окраине города, в районах конечных остановок городского транспорта, в местах, обеспечивающих условия сбора и отправки населения в загородную зону, сокращение времени и расстояния перехода при движении пешим порядком.

В задачи СЭП входит:

  1.  Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации.
  2.  Сбор населения и информация его о складывающейся обстановке.
  3.  Регистрация и учет эвакуируемых.
  4.  Контроль за подготовкой транспортных средств.
  5.  Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения.
  6.  Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».
  7.  Представление сведений в эвакуационную комиссию района о ходе эвакуации.

В сельской местности проведение мероприятий по приему и размещению рассредоточиваемого населения возлагается на приемные эвакуационные комиссии, в состав которых включаются ответственные работники организаций и служб, связанных с приемом, размещением и обеспечением прибывающего населения.

Для непосредственного приема рассредоточиваемых и эвакуируемых создаются и развертываются приемные эвакуационные пункты, как правило, вблизи станций высадки. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.

Примерный состав ПЭП может быть следующим:  начальник, зам. начальника, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка.

При проведении эвакуации пешим порядком на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они выполняют одновременно две задачи: прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав их зависит от числа прибывающих и убывающих через него людей.

Примерный состав ППЭ: начальник, зам. начальника, группа по приему, учету и временному трудоустройству эвакуируемых, транспортная группа (по организации дальнейшей эвакуации), группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, стол справок, пост охраны общественного порядка.

При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формирует пешие колонны (500-1000 человек) по предприятиям, организациям, учреждениям и т.д. Начальнику  пешей колонны дается схема маршрута колонны, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях по обочинам основных дорог. Вывод населения пешим порядком следует планировать, как правило, за пределы зон возможных разрушений. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на ППЭ, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч. движения предусматриваются малые привалы на 15–20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на ППЭ.

Медицинская служба ГО организует медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Эта мероприятия осуществляются на СЭП, пунктах посадки (ПП) и пунктах высадки (ПВ), в пути следования, ППЭ, приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и в местах расселения с целью охраны здоровья эвакуируемого и рассредоточиваемого населения.

Медицинское обеспечение эвакуируемого в рассредоточиваемого населения организуется по производственно-территориальному принципу. Оно включает развертывание медицинских пунктов, привлечение сил и средств СЭС, станций скорой медицинской помощи, контроль за санитарным состоянием помещений эвакуационных пунктов, пунктов посадки и высадки, транспортных средств.

На СЭП медицинское обеспечение, как правило, организуется за счет среднего медицинского персонала, выделенного из близлежащих лечебно-профилактических учреждений из расчета 1–2 средних медицинских работника в смену (продолжительность работы 12 ч) с необходимым медицинским имуществом. Средний медицинский персонал оказывает населению первую помощь, организует при необходимости доставку больных в стационарные лечебные учреждения. Его задачей является также выявление и временная изоляция инфекционных (подозрительных на инфекционное заболевание) больных.

На вокзалах, в портах, на пристанях и аэродромах медицинская помощь населению обеспечивается силами ведомственных медицинских служб (Министерства путей сообщения, гражданской авиации и т.д.). На вновь организуемых пунктах посадки на железнодорожный, морской, речной и автомобильный транспорт медицинское обеспечение организуется по решению штаба ГО.

За счет сил и средств лечебно-профилактических учреждений территориального (местного) здравоохранения в пунктах посадки, а в случае необходимости и в СЭП, развертываются временные медицинские пункты (ВМП) из расчета 1–2 врача, 2–3 средних медицинских работника в смену. ВМП должен иметь перевязочную и изолятор. В задачи медицинского персонала входит:

  •  оказание неотложной врачебной помощи пострадавшим и больным;
  •  выявление и временная изоляция инфекционных (подозрительных на инфекцию) больных;
  •  эвакуация всех нуждающихся больных в стационарные учреждения.

Больных, нуждающихся в стационарном лечении, эвакуируют из медицинских пунктов СЭП и ПП в ближайшие больницы загородной зоны, а ту часть больных, которым длительная транспортировка по медицинским показаниям противопоказана, доставляют в развернутые в городе стационары для нетранспортабельных больных. Эвакуация в эти лечебные учреждения осуществляется бригадами скорой медицинской помощи (БСМП), остающимися в городе до конца эвакуации и рассредоточения.

Для медицинского обслуживания населения, эвакуируемого на большие расстояния, на каждый железнодорожный эшелон (судно) целесообразно выделять 1 врача, 1–2 средних медицинских работников с необходимым имуществом. Их назначают по возможности из числа лиц, подлежащих эвакуации (инвалиды, пенсионеры). Для медицинского сопровождения автомобильных колонн с эвакуируемым населением выделяется одна санитарная дружинница на колонну.

Медицинское обслуживание населения, эвакуируемого в составе пеших колонн, организуют первоначально в местах их комплектования, а затем по маршруту движения колонн в целом. В состав каждой колонны выделяют, если есть возможность, санитарную дружинницу с необходимым имуществом из состава санитарных дружин объектов народного хозяйства или лицо, имеющее навыки в оказании первой помощи (педагоги и др.).

Оказание врачебной помощи населению на маршруте движения пеших колонн планируют и организуют местные органы здравоохранения за счет имеющихся на пути их движения или вблизи от него лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и др.).

В случае, если на маршрутах эвакуации нет лечебно-профилактических учреждений, в районе больших привалов следует развертывать ВМП в составе 1 врача, 2–3 медицинские сестры. Места размещения лечебных учреждений или ВМП на маршруте должны быть четко обозначены указателями (пикетажем). В ночное время устанавливают светящиеся указатели или выставляют дежурные посты. Изготовление и установку указателей возлагают на руководителей учреждений, ответственных за их развертывание.

Hа ППЭ нередко может скапливаться и временно задерживаться большое число эвакуируемого населения. Для медицинского обеспечения населения в этих местах целесообразно использовать местные лечебные учреждения, а при их отсутствии развертывать временные медицинские пункты. На участках маршрута до большого привала и далее до промежуточного пункта эвакуации за счет имеющихся местных лечебно-профилактических учреждений могут выделяться, если возможно движение автотранспорта, подвижные медицинские бригады на автомобиле для оказания неотложной помощи больным из состава колонн и доставки их в ближайшее лечебное учреждение или ВМП. В состав такой бригады включают фельдшера, 1–2 медицинских сестер. На каждом маршруте следует иметь в среднем две подвижные медицинские бригады. В отдельных случаях подвижные бригады могут передвигаться на катерах, мотоциклах. На маршрутах движения пеших колонн могут также выставляться посты среднего медицинского персонала.

Подвижные бригады (посты) подчиняются главному врачу местного лечебного учреждения. При возможности они обеспечиваются радиосредствами связи с органами управления. Планируют, организуют и отвечают за медицинское обеспечение населения в составе пеших колонн по пути следования, в местах привалов, промежуточных эвакуационных пунктах старшие медицинские начальники соответствующих районов (городов) загородной зоны.

Санитарно-противоэпидемическое (профилактическое) обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения осуществляется на всем протяжении путей эвакуации и в местах рассредоточения населения. Оно предусматривает:

  •  эпидемиологическое наблюдение и изучение эпидемической обстановки;
  •  выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных;
  •  контроль за санитарным состоянием помещений сборных эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов, пунктов посадки и пунктов высадки (портов, пристаней, вокзалов, аэропортов), а также мест отдыха (привалов) и временного размещения в промежуточных пунктах эвакуации;
  •  контроль за организацией водоснабжения и питания.

Организация водоснабжения, питания, оборудование временных туалетов (ровиков) предусматривается планами гражданской обороны районов и загородной зоны.

Медицинское обеспечение эвакуированного населения в загородной зоне организуется по территориально-производственному принципу силами имеющихся и эвакуированных из городов лечебно-профилактических, противоэпидемических и аптечных учреждений.

В период угрозы нападения противника и особенно при эвакуации и рассредоточении населения следует значительно активизировать санитарно-просветительную работу, проводя ее целенаправленно с учетом конкретной обстановки.

Эвакуация, рассредоточение и отселение населения как один из эффективных способов защиты проводились, например, в период аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время угроза развертывания глобальной войны значительно снижена, по сравнению с периодом «холодной войны». На первое место выходят угрозы международного террористического движения, проводящего свои акции практически во всех странах Европы и Америки.

В сочетании с ростом промышленного производства в этих странах, увеличения числа потенциально опасных объектов (АЭС, химической промышленности, нефтегазоперерабатывающего комплекса, крупные транспортные узлы), создает реальные условия для больших разрушений и массовых потерь населения, нельзя исключить вероятность развязывания войны, в том числе с использованием ОМП новых форм оружия: лазерного, космического, гектонического и т.п. Значительное сокращение потерь населения и защита экономики страны в этих случаях могут быть достигнуты комплексом мероприятий, изложенных в данной лекции.

НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЦИКЛА ОТМС

подполковник медицинской службы              П. КОЛЕСНИЧЕНКО


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67526. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 258.5 KB
  По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод загрязнение атмосферного воздуха загрязнение почв и т. Источниками антропогенного загрязнения наиболее опасного для популяций любых организмов являются промышленные предприятия химические металлургические целлюлозно-бумажные...
67527. Обобщенная электрическая машина, соответствующая синхронному двигателю 270.5 KB
  Электрические машины разных типов имеют разное математическое описание. Современные электромеханические системы содержат электрические машины разных типов. Анализ таких систем оказывается затруднительным. Теория обобщенных электрических машин упрощает анализ сложных электромеханических систем, так как...
67529. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ 98.5 KB
  Охрана атмосферного воздуха ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Человек может находиться без пищи пять недель без воды пять дней а без воздуха всего лишь пять минут. Оно происходит при вымывании аэрозолей из атмосферы осадками турбулентном перемешивании приземного слоя...
67530. Статическая устойчивость и торможение асинхронного электропривода. Уравнения, схема замещения и характеристики трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 161.5 KB
  Токи обмотки ротора взаимодействуют с магнитным полем и возникает электромагнитный момент определяемый формулой М = с Ф0 I2 cos φ2 9.6 Электромагнитный момент определяется приближенной формулой 9. Упрощенная формула для электромагнитного момента имеет вид...
67531. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИДРОСФЕРУ 120.5 KB
  Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления оказывая на гидросферу огромное многообразное давление. В полной мере это относится к осознанию такого страшного зла каким является в наше время загрязнение и истощение поверхностных и подземных вод.
67532. Управление трехфазным асинхронным двигателем: напряжением, реостатное и частотно-токовое. Управление напряжением 162 KB
  Механические характеристики асинхронного двигателя при управлении напряжением. Трехфазная обмотка ротора такого двигателя выполняется медным изолированным проводом и подключена к трем контактным кольцам установленным на валу. Механические характеристики асинхронного двигателя при реостатном управлении...
67533. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТОСФЕРУ 198 KB
  Почва один из важнейших компонентов окружающей природной среды. Все основные экологические функции почвы замыкаются на одном обобщающем показателе почвенном плодородии. человек размыкает частично или полностью биологический круговорот веществ нарушает способность почвы к саморегуляции и снижает ее плодородие.
67534. Обобщенная машина, соответствующая асинхронному двигателю. Понятие векторного управления 147 KB
  Соответствующая пространственная векторная диаграмма дана на рис. 11.2. На диаграмме видно, что вектор перпендикулярен вектору тока а вектор перпендикулярен вектору тока Далее, вектор находится впереди вектора что говорит о двигательном режиме и положительном моменте асинхронного двигателя.