36746

Работа с электронными каталогами и электронными библиотеками

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Задание №1 Порядок выполнения: Загрузите файл âдомашнейâ титульной страницы Home Pge: Библиотеки Российской академии наук БАН набрав ее электронный адрес URL: http: www. Задание №2 Работа с электронными каталогами библиотек Понятие электронный каталог сформировалось в США где этот термин имеет несколько значений. Современные электронные каталоги реальных библиотек должны обеспечивать не только быстроту и точность поиска но и сервисность т.

Русский

2013-09-23

75.5 KB

51 чел.

Лабораторная работа №3

Работа с  электронными каталогами и электронными библиотеками  

(2 часа)

Цель: научиться работать с электронными каталогами реальных и виртуальных библиотек, использовать ресурсы полнотекстовых коллекций и электронных библиотек для учебных и научных целей.  

Задание №1

Порядок выполнения:

Загрузите файл “домашней” (титульной) страницы (Home Page):

  1.  Библиотеки Российской академии  наук (БАН), набрав ее электронный адрес (URL): http://www.rasl.ru/ .
  2.  Познакомьтесь с представлением файла “домашней” страницы на экране в рабочей области браузера; создайте ее скриншот.

Задание №2

Работа с электронными каталогами библиотек

Понятие «электронный каталог» сформировалось в США, где этот термин имеет несколько значений. «Machine-readable catalog» (MARC) использует библиографические записи (сведений о публикациях) в машиночитаемой форме. Такой каталог может иметь две разновидности.

Первая называется «Online catalog» - когда обеспечивается прямой доступ к постоянно пополняемому массиву данных. В России такой каталог иногда называют «работающим в реальном, режиме времени». Наибольшее распространение в зарубежных странах получил термин «Online Public Access Catalog» (OPAC). Это понятие определяется в американских словарях следующим образом: «An online catalog that is available for use by the general public» («Работающий в реальном режиме каталог, доступный для публичного пользования»). Такое определение соответствует традиционному пониманию термина «читательский каталог» в России.

Вторая разновидность – «Ofline catalog» – каталоги и БД существуют на локальных носителях (на дискетах или CD).

Современные электронные каталоги реальных библиотек должны обеспечивать не только быстроту и точность поиска, но и сервисность, т.е. удобство и комфорт использования, наличие дополнительных сервисных услуг (например, заказ электронной копии документа).

Протестируйте электронные каталоги библиотек:

  1.  ФГБУ им. Б.Н.Ельцина
  2.  Российская государственная библиотека
  3.  Российская национальная библиотека
  4.  Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы
  5.  Государственная общественно-политическая библиотека
  6.  Центральная Городская Публичная библиотека им. В. В. Маяковского
  7.  Библиотека Российской Академии Наук
  8.  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 

Порядок выполнения:

  1.  Запустите любой браузер сети Интернет.
  2.  Найдите с помощью любой поисковой системы сайты библиотек, указанные в задании.
  3.  Найдите на сайтах библиотек электронные каталоги.
  4.  В электронных каталогах этих библиотек найдите литературу по теме «качество образования» (или по теме вашего диссертационного исследования).
  5.  По результатам поиска заполните таблицу «Качество электронных каталогов библиотек» (см. Приложение 1):
    •  Название библиотеки;
    •  Электронный адрес сайта библиотеки;
    •  Количество  источников  по запрашиваемой теме;
    •  Оцените удобство работы с электронными каталогами с позиции пользователя по 5 балльной системе (1- не удобно; …5 - очень удобно);
    •  Многоаспектность поиска :возможность поиска по различным основаниям (автор, название, ключевое слово, дополнительно): «+», «–»;
    •  Удобство сохранения по 5 балльной системе (1- не удобно; …5 - очень удобно);
    •  Возможность заказа полного текста («+», «–»).

Задание №3

Порядок выполнения:

Познакомьтесь с содержанием презентации «Основы использования библиотечных ресурсов и сервисов» (см. Приложение 2).

  1.  В электронном каталоге  Фундаментальной библиотеки РГПУ им.  А.И.Герцена найдите учебник: Бордовская Н.Ф. «Педагогика».
  2.  Ответьте  на вопросы:
    1.  Сколько изданий данного учебника есть в библиотеке?
    2.  Год последнего издания?
    3.  В каких библиотеках Университета есть последнее издание?
  3.  Выясните, имеется ли интересующая Вас книга по проблеме Вашего диссертационного исследования в  электронном каталоге  Фундаментальной библиотеки РГПУ им.  А.И.Герцена найдите учебник. Осуществите заказ данной книги.
  4.  Найдите книгу: Фромм Э.  «Анатомия человеческой деструктивности» в электронном каталоге Российской Национальной Библиотеки. Выполните скриншот библиотечного описания.

Задание № 4

Работа с электронными библиотеками 

Электронные библиотеки являются одной из главных и наиболее ценных составляющих всего совокупного потенциала Интернет. Под электронными (цифровыми, виртуальными) библиотеками понимают различное содержание: начиная с простого перечня файлов на любом компьютере и заканчивая всем содержательным наполнением Интернет.

Основное различие традиционной и электронной библиотек заключается в том, электронная библиотека предоставляет доступ к полным текстам документов, а не к ссылкам на бумажные документы. 

Электронные библиотеки могут быть:

  •  типично виртуальные библиотеки, не имеющие реального представительства, а предоставляющие читателям только электронные книги; такие библиотеки организуются энтузиастами и пополняются не только организаторами, но и читателями.
  •  представительства в сети реальных библиотек, обычно крупных, имеющих свои собственные Web-сервера или сайты, формирующих полнотектсовые коллекции.

Порядок выполнения:

  1.  Запустите браузер сети Интернет (любой).
  2.  С помощью любой поисковой системы найдите 10 полнотекстовых электронных библиотек для Вашего исследования по теме магистерской диссертации (электронные библиотеки, электронные журналы, электронные коллекции) (см. Приложение 3)
  3.  По результатам поиска заполните таблицу «Электронные библиотеки» (см. Приложение 4), оценив качество электронных библиотек (коллекций) с позиции пользователя:
    •  Наличие полных текстов («+», «–».)
    •  Формат полного текста (.pdf, .txt, .doc …)
    •  Аутентичность полных текстов (ссылки на авторов и/или печатные варианты публикаций)
  4.  По результатам оценки проставьте рейтинг от 1 (самый лучший) до 10 (самый худший)

Задание №5   

Порядок выполнения:

Подготовьте обзор материалов по тематике своей магистерской работы, представленных в электронной библиотеке диссертаций. Обзор должен отражать следующее:

  •  тема диссертации, автор, год защиты;
  •  объект и предмет исследования;
  •  основные результаты исследования, научная и практическая значимость.

Полнотекстовые версии некоторых авторефератов и диссертаций могут быть представлены на следующих ресурсах:

  •  Архив авторефератов с защит диссертаций, состоявшихся в ВГСПУ
  •  Авторефераты докторских диссертаций с сайта Высшей Аттестационной Комиссии
  •  Авторефераты и тексты диссертаций
  •  Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов

Форму представления обзора выберите самостоятельно.

Задание №6  

Порядок выполнения:

Подготовьте обзор статей, представленных в научной электронной библиотеке по тематике своей магистерской работы. При выполнении работы необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  •  расчет индекса научного цитирования;
  •  перечень печатных изданий, представленных на данном ресурсе и соответствующих проблематике магистерской диссертации;
  •  основные результаты, изложенные в найденных статьях.

Одним из вариантов оформления обзора может быть следующая таблица:

Название статьи

Автор

Год издания

Название журнала, сборника и т.п.

Основные результаты работы, которые могут быть использованы в собственном исследовании

….

….

….

….


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26380. Модели предметные (материальные) и модели информационные 33.5 KB
  Предметные модели воспроизводят геометрические физические и другие свойства объектов в материальной форме глобус анатомические муляжи модели кристаллических решеток макеты зданий и сооружений и др. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели рисунки фотографии и др.
26381. Мочевыводящие пути 22 KB
  Топографически он имеет 3 части: брюшная лежит ретроперитониально направляется в мочеполовой складке у самцов вместе с семяпроводом ко входу в тазовую полость; тазовая покрыта адвентицией доходит до лонной области и здесь впадает в дорсальную стенку мочевого пузыря вблизи его шейки формируя на слизистой пузырный треугольник; внутрипузырная следует между слизистой и мышечной оболочкой мочевого пузыря что препятствует обратному току мочи. Стенка мочевого пузыря: слизистая переходный эпителий мышечная гладкая мускулатура...
26382. Мышцы глазного яблока и век 20.5 KB
  В толще век располагаются пучки поперечноисчерченных волокон круговой мышцы век m. Глазные мышцы в количестве 7 расположены внутри периорбиты плотный фиброзный мешок край которого закреплён по краю орбиты а вершина в области зрительного отверстия. retractor bulbi а снаружи от него 4 прямые глазничные мышцы m. Косые глазные мышцы m.
26383. Наружные половые органы самцов 21.5 KB
  Сливаясь образуют корень пениса radix penis а он продолжается в длинное тело. Заканчивается головкой glans penis в области которой имеется мочеполовой отросток или отверстие. У плотоядных здесь кость os penis.
26384. Автономная (вегетативная) нервная система 20 KB
  Обеспечивает растительные функции организма пищеварение дыхание мочевыделение размножение. Осуществляет метаболическое осуществление соматической функции прежде всего двигательные функции.
26385. Автоподий грудной конечности, запястный и пальцевый суставы 24 KB
  Мышцы действующие на эти суставы сосредоточены в области предплечья: с латерокраниальной стороны экстензоры запястье: лучевой разгибатель запястья extensor carpi radialis длинный абдуктор большого пальца пальцы: общий разгибатель пальцев extensor digitorum communis латеральный разгибатель пальцев с каудомедиальной флексоры запястье: локтевой разгибатель запястья локтевой сгибатель запястья лучевой сгобатель запястья; пальцы: поверхностный сгибатель пальцев глубокий сгибатель пальца.
26386. Автоподий тазовой конечности, заплюсневый и пальцевые суставы 24 KB
  Автоподий участвует в образовании следующих суставов: заплюсневого скакательного сложного одноосного блоковидного у лошадей и собак винтообразный; пальцевых простые одноосные блоковидные. Связки: заплюсны: боковые медиальные и латеральные длинная и короткая длинная плантарная межрядовые межкостные; пальцев: боковая латеральная и медиальная связки сесамовидных костей. Мышцы действующие на эти суставы сконцентрированы в области голени: краниолатерально флексоры скакательного сустава краниальная большеберцовая малоберцовая...
26387. Анализатор: анатомический состав 21 KB
  ветви глазничной. Иннервация: 1 нервы расположенные по поверхности мышц глазного яблока: слёзный и лобный нервы от глазничной ветви тройничного скуловой от в челюстной ветви тройничного блоковый н. 4 пара; 2 под мышцами глазного яблока: 3 пара глазодвигательный 4 отводящий носоресничный от глазничной ветви тройничного 2 зрительный.
26388. Анатомия как наука 20.5 KB
  Как наука она вскрывает закономерности строения организма животных обусловленные функцией и факторами окружающей внешней среды.