36746

Работа с электронными каталогами и электронными библиотеками

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Задание №1 Порядок выполнения: Загрузите файл “домашней†титульной страницы Home Pge: Библиотеки Российской академии наук БАН набрав ее электронный адрес URL: http: www. Задание №2 Работа с электронными каталогами библиотек Понятие электронный каталог сформировалось в США где этот термин имеет несколько значений. Современные электронные каталоги реальных библиотек должны обеспечивать не только быстроту и точность поиска но и сервисность т.

Русский

2013-09-23

75.5 KB

35 чел.

Лабораторная работа №3

Работа с  электронными каталогами и электронными библиотеками  

(2 часа)

Цель: научиться работать с электронными каталогами реальных и виртуальных библиотек, использовать ресурсы полнотекстовых коллекций и электронных библиотек для учебных и научных целей.  

Задание №1

Порядок выполнения:

Загрузите файл “домашней” (титульной) страницы (Home Page):

  1.  Библиотеки Российской академии  наук (БАН), набрав ее электронный адрес (URL): http://www.rasl.ru/ .
  2.  Познакомьтесь с представлением файла “домашней” страницы на экране в рабочей области браузера; создайте ее скриншот.

Задание №2

Работа с электронными каталогами библиотек

Понятие «электронный каталог» сформировалось в США, где этот термин имеет несколько значений. «Machine-readable catalog» (MARC) использует библиографические записи (сведений о публикациях) в машиночитаемой форме. Такой каталог может иметь две разновидности.

Первая называется «Online catalog» - когда обеспечивается прямой доступ к постоянно пополняемому массиву данных. В России такой каталог иногда называют «работающим в реальном, режиме времени». Наибольшее распространение в зарубежных странах получил термин «Online Public Access Catalog» (OPAC). Это понятие определяется в американских словарях следующим образом: «An online catalog that is available for use by the general public» («Работающий в реальном режиме каталог, доступный для публичного пользования»). Такое определение соответствует традиционному пониманию термина «читательский каталог» в России.

Вторая разновидность – «Ofline catalog» – каталоги и БД существуют на локальных носителях (на дискетах или CD).

Современные электронные каталоги реальных библиотек должны обеспечивать не только быстроту и точность поиска, но и сервисность, т.е. удобство и комфорт использования, наличие дополнительных сервисных услуг (например, заказ электронной копии документа).

Протестируйте электронные каталоги библиотек:

  1.  ФГБУ им. Б.Н.Ельцина
  2.  Российская государственная библиотека
  3.  Российская национальная библиотека
  4.  Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы
  5.  Государственная общественно-политическая библиотека
  6.  Центральная Городская Публичная библиотека им. В. В. Маяковского
  7.  Библиотека Российской Академии Наук
  8.  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 

Порядок выполнения:

  1.  Запустите любой браузер сети Интернет.
  2.  Найдите с помощью любой поисковой системы сайты библиотек, указанные в задании.
  3.  Найдите на сайтах библиотек электронные каталоги.
  4.  В электронных каталогах этих библиотек найдите литературу по теме «качество образования» (или по теме вашего диссертационного исследования).
  5.  По результатам поиска заполните таблицу «Качество электронных каталогов библиотек» (см. Приложение 1):
    •  Название библиотеки;
    •  Электронный адрес сайта библиотеки;
    •  Количество  источников  по запрашиваемой теме;
    •  Оцените удобство работы с электронными каталогами с позиции пользователя по 5 балльной системе (1- не удобно; …5 - очень удобно);
    •  Многоаспектность поиска :возможность поиска по различным основаниям (автор, название, ключевое слово, дополнительно): «+», «–»;
    •  Удобство сохранения по 5 балльной системе (1- не удобно; …5 - очень удобно);
    •  Возможность заказа полного текста («+», «–»).

Задание №3

Порядок выполнения:

Познакомьтесь с содержанием презентации «Основы использования библиотечных ресурсов и сервисов» (см. Приложение 2).

  1.  В электронном каталоге  Фундаментальной библиотеки РГПУ им.  А.И.Герцена найдите учебник: Бордовская Н.Ф. «Педагогика».
  2.  Ответьте  на вопросы:
    1.  Сколько изданий данного учебника есть в библиотеке?
    2.  Год последнего издания?
    3.  В каких библиотеках Университета есть последнее издание?
  3.  Выясните, имеется ли интересующая Вас книга по проблеме Вашего диссертационного исследования в  электронном каталоге  Фундаментальной библиотеки РГПУ им.  А.И.Герцена найдите учебник. Осуществите заказ данной книги.
  4.  Найдите книгу: Фромм Э.  «Анатомия человеческой деструктивности» в электронном каталоге Российской Национальной Библиотеки. Выполните скриншот библиотечного описания.

Задание № 4

Работа с электронными библиотеками 

Электронные библиотеки являются одной из главных и наиболее ценных составляющих всего совокупного потенциала Интернет. Под электронными (цифровыми, виртуальными) библиотеками понимают различное содержание: начиная с простого перечня файлов на любом компьютере и заканчивая всем содержательным наполнением Интернет.

Основное различие традиционной и электронной библиотек заключается в том, электронная библиотека предоставляет доступ к полным текстам документов, а не к ссылкам на бумажные документы. 

Электронные библиотеки могут быть:

  •  типично виртуальные библиотеки, не имеющие реального представительства, а предоставляющие читателям только электронные книги; такие библиотеки организуются энтузиастами и пополняются не только организаторами, но и читателями.
  •  представительства в сети реальных библиотек, обычно крупных, имеющих свои собственные Web-сервера или сайты, формирующих полнотектсовые коллекции.

Порядок выполнения:

  1.  Запустите браузер сети Интернет (любой).
  2.  С помощью любой поисковой системы найдите 10 полнотекстовых электронных библиотек для Вашего исследования по теме магистерской диссертации (электронные библиотеки, электронные журналы, электронные коллекции) (см. Приложение 3)
  3.  По результатам поиска заполните таблицу «Электронные библиотеки» (см. Приложение 4), оценив качество электронных библиотек (коллекций) с позиции пользователя:
    •  Наличие полных текстов («+», «–».)
    •  Формат полного текста (.pdf, .txt, .doc …)
    •  Аутентичность полных текстов (ссылки на авторов и/или печатные варианты публикаций)
  4.  По результатам оценки проставьте рейтинг от 1 (самый лучший) до 10 (самый худший)

Задание №5   

Порядок выполнения:

Подготовьте обзор материалов по тематике своей магистерской работы, представленных в электронной библиотеке диссертаций. Обзор должен отражать следующее:

  •  тема диссертации, автор, год защиты;
  •  объект и предмет исследования;
  •  основные результаты исследования, научная и практическая значимость.

Полнотекстовые версии некоторых авторефератов и диссертаций могут быть представлены на следующих ресурсах:

  •  Архив авторефератов с защит диссертаций, состоявшихся в ВГСПУ
  •  Авторефераты докторских диссертаций с сайта Высшей Аттестационной Комиссии
  •  Авторефераты и тексты диссертаций
  •  Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов

Форму представления обзора выберите самостоятельно.

Задание №6  

Порядок выполнения:

Подготовьте обзор статей, представленных в научной электронной библиотеке по тематике своей магистерской работы. При выполнении работы необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  •  расчет индекса научного цитирования;
  •  перечень печатных изданий, представленных на данном ресурсе и соответствующих проблематике магистерской диссертации;
  •  основные результаты, изложенные в найденных статьях.

Одним из вариантов оформления обзора может быть следующая таблица:

Название статьи

Автор

Год издания

Название журнала, сборника и т.п.

Основные результаты работы, которые могут быть использованы в собственном исследовании

….

….

….

….


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67072. Імен таємнича влада. Засідання мовного гуртка «Юний філолог» 83.5 KB
  Слово вчителя: У безкінечному ряді живих істот людини наділена одним незвичайним правом: вона і тільки вона має привілей вибирати наймення собі дітям своїм усьому навколишньому містам селам річкам звірам рослинам А хто знає як називається наука яка вивчає систему особових імен...
67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоров’я хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.
67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.
67076. Основні правила Інтернет-безпеки і Інтернет-етики 38 KB
  Протягом певного часу необхідно згадати якомога більше термінів, пов’язаних з роботою в Інтернеті; терміни записуються на аркушах фломастерами. По команді вчителя капітани вивішують аркуші на дошку. Далі проводиться обговорення термінів із наведенням командами їх означень. Балами оцінюються кількість згаданих термінів і їх чітке пояснення.
67077. Українські народні музичні інструменти 224.5 KB
  Добрий день! Сьогодні ми з вами поговоримо про українські народні музичні інструменти. Ми живемо в час, коли відроджуються національні традиції, а побудова суверенної України неможлива без виховання національної гідності, любові до народних святинь. Ви маєте можливість не тільки почути розповідь про музичні інструменти...
67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозв’язку між рослинами і тваринами між самими тваринами...