36774

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые

Русский

2014-03-20

128 KB

42 чел.

18

ГОУ ВПО «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

КАФЕДРА ВОЕННОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

                      «УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК   КАФЕДРЫ   В   и   ЭМ   ИвГМА

полковник мед. службы                  Ю. ТОРОНОВ

«___»_______________________________ 2005 г.

ТЕМА № 3 «МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

ЛЕКЦИЯ

                                                                                        Обсуждено на заседании

                                                                                         кафедры В и ЭМ ИвГМА

«__»___________ 2005 г.

Протокол №___________

г. Иваново, 2005 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1.  Изучить организационную структуру и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны.
  2.  Изучить МС ГО федеральных органов исполнительной власти и ведомственных учреждений.
  3.  Изучить формирования и учреждения МС ГО, их задачи, организационно-штатную структуру, возможности по оказанию медицинской помощи пораженным.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1.  Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны.
  2.  Силы и средства федеральной медицинской службы гражданской обороны.
  3.  Формирования МС ГО: объектовые и  территориальные, их задачи, организационно-штатную структуру, возможности по оказанию медицинской помощи пораженным.
  4.  Учреждения МС ГО: их задачи, организационно-штатную структуру, возможности по оказанию медицинской помощи пораженным.
  5.  Система управления МС ГО.

ВРЕМЯ: 90 минут

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;
  2.  Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;
  3.  Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф: Учебник. – М., 2002;ъ
  4.  ФЗ «Об обороне» 1996 г;
  5.  ФЗ «О гражданской обороне» 1998 г.;
  6.  ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;
  7.  Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;
  8.  Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;
  9.  Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ:

А) Наглядные пособия

  •  Схема «Организационная структура медицинской службы гражданской обороны».
  •  Схема «Принципиальная схема развертывания и работы этапа медицинской эвакуации МС ГО»
  •  Схема «Организация штаба ГО ЧС больницы (600 и более коек)».
  •  Таблица «Расчет перепрофилиризации отделений больницы для приема пораженных (вариант)».

 

Б) Технические средства обучения

Диапроектор,  слайды по гражданской обороне.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ людских потерь в войнах XX века показывает, что в ходе военных действий наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во второю мировую войну – 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Во время войны во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне – 95%.

В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые, пограничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением ВС, важная роль в системе безопасности РФ принадлежит мероприятиям гражданской обороны, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение промышленного потенциала страны, защиту населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) создана в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и во исполнение постановления Правительства РФ от 18 ноября 1999 г. № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 г. № 242.

МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время,  являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.

Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных  на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МСГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.

На МСГО возлагаются следующие задачи:

  •  прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником  современных средств поражения;
  •  планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
  •  подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
  •  создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
  •  организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
  •  подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
  •  участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным;
  •  медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий в целях возвращения пострадавших к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
  •  организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционной заболеваемости и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  •  организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  •  медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.

Выполнение стоящих перед МС ГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС РФ и его территориальными органами, медицинской службой ВС РФ, медицинской службой МВД РФ, другими службами гражданской обороны. МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:

  •  федеральный – включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;
    •  территориальный включает силы и средства МС ГО на территории  субъекта РФ (область, край, республика в составе РФ);
      •  местный – включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;
        •  объектовый – представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

На каждом уровне в состав медицинской службы входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

Схема 1

Начальник МС ГО – руководитель органа управления здравоохранением

Штаб МС ГО

Формирования МС ГО

Учреждения МС ГО

БСМП

МО

ГБ

СЭО

ХПГ,

ИПГ,

ТТПГ

МПБ

СЭБ

ПБ

СПЭБ

АЛ

ГЭР

Условные обозначение:

  •  БСМП – бригады специализированной медицинской помощи;
  •  СЭО – санитарно-эпидемиологические отряды;
  •  СЭБ – санитарно-эпидемиологические бригады;
  •  СПЭБ – специализированные противоэпидемические бригады;
  •  ГЭР – группа эпидемиологической разведки;
  •  МО – медицинский отряд;
  •  ХПГ – хирургический подвижный госпиталь;
  •  ТТПГ – токсико-терапевтический подвижный госпиталь;
  •  ИПГ – инфекционный подвижный госпиталь;
  •  АЛ – аптечная летучка;
  •  ГБ – головная больница;
  •  МПБ – многопрофильная больница;
  •  ПБ – профилированная больница.

Организационная структура МС ГО

К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны. Начальником медицинской службы гражданской  обороны РФ является первый заместитель МЗ РФ.

Начальниками МС ГО субъектов РФ, городов, городских районов являются соответствующие руководители органов управления здравоохранением областей, краев, республик в составе РФ, городов и городских районов. Начальниками МС ГО сельских округов – главные врачи ЦРБ (главные врачи округов).

Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы МСГО субъектов РФ, городов, городских районов сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО  для оперативного руководства силами и средствами службы.

Состав штаба медицинской службы гражданской обороны определяется приказом соответствующего руководителя органа управления здравоохранением.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник Второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением. Членами штаба являются:

  •  руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением;
  •  главный государственный санитарный врач административной территории;
  •  главные медицинские специалисты;
  •  главный врач станции переливания крови;
  •  директор территориального центра медицины катастроф (является заместителем начальника штаба МС ГО);
  •  представители комитетов Российского общества Красного Креста;
  •  руководитель производственного объединения «Фармация»;
  •  руководитель производственного объединения «Медтехника»;
  •  представители других государственных, общественных, частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

Штабы  МС ГО субъекта РФ имеют городской и загородный пункты управления, а также дублера. Как правило, дублером является штаб МС ГО одного из сельских районов.

Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами службы в особый период заблаговременно создаются оперативные группы из числа сотрудников аппарата управления здравоохранением и центра медицины катастроф. Включение в состав штабов МС ГО руководителей и специалистов территориальных центров медицины катастроф позволяет еще на этапе планирования определить задачи и место органов управления, сил и средств службы медицины катастроф в системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Организационное построение МС ГО находится в постоянном развитии с учетом изменения военной доктрины РФ и военных угроз безопасности нашего государства, экономического состояния России, военно-политической обстановке в стране и в мире, совершенствования медицинской науки и практики, стратегии и тактики гражданской обороны и других факторов.

СИЛЫ И СРЕДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

К силам медицинской службы гражданской обороны относятся гражданские организации гражданской обороны и учреждения МС ГО, которые предназначаются для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации МС ГО представляют собой мобильные силы  службы, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе учреждений здравоохранения, независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав ВС РФ, соответствующим образом оснащенные и подготовленные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Формирования медицинской службы ГО предназначаются для ведения медицинской и биологической разведки, оказания медицинской помощи пораженным, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также для ухода за пораженными и могут действовать в составе группировки сил гражданской обороны как самостоятельно (ОМП, ИПГ, ТТПГ, СЭО и т.д.), так и в составе формирований гражданской обороны общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым медицинским формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины.

К территориальным формированиям относятся: медицинские отряды (далее – отряды первой медицинской помощи), подвижные госпиталя, бригады специализированной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.

При необходимости решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования МС ГО.

Объектовые формирования МС ГО.

Санитарные посты (СП) и санитарные дружины (СД) создаются на объектах экономики, в учреждениях, высших учебных заведениях. В их состав не включаются лица, имеющие медицинское образование, медицинские сестры запаса гражданской обороны, студенты медицинских ВУЗов и колледжей.

Санитарный пост состоит из 4-х человек; начальник СП и 3 санпостовца. В мирное время СП предназначен для оказания первой медицинской помощи при производственных травмах, проведение оздоровительных мероприятий среди рабочих и служащих своего объекта экономики.

В военное время они участвуют в оказании первой медицинской помощи пораженным и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Оснащается СП табельным имуществом как звено санитарной дружины (вместо санитарной сумки у СП имеется аптечка санитарного поста). СП за 10 часов работы в очагах поражения может оказать первую медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 23-х человек, в том числе командир, связной (он же выполняет функции завхоза), шофер и 5 звеньев, каждое из которых состоит из командира и 3 сандружинниц. СД предназначены для работы в составе формирований и учреждений МС ГО, а также включаются в состав формирований гражданской обороны общего назначения (сводных и спасательных отрядов).

В военное время СД привлекаются для розыска пораженных, проведения первичной сортировки и оказания первой медицинской помощи, для работы в лечебных учреждениях больничных баз и формированиях МС ГО, а также для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Оснащение СД медицинским и специальным  имуществом  осуществляется в соответствии с табелем оснащения. Для перевозки личного состава СД приписывается от объекта экономики грузовой автомобиль (автобус).

Одна СД за 10 часов работы в очаге поражения может оказать первую  медицинскую помощь 500 пораженным. В очаге биологического заражения за одной СД закрепляется территория с населением 1500 человек на весь период работы в очаге.

Территориальные формирования МС ГО

По своему предназначения территориальные формирования подразделяются на следующие группы:

  1.  Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной помощи: отряды первой медицинской помощи (ОПМ).
  2.  Формирования, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи: токсико-терапевтические подвижные госпиталя (ТТПГ), инфекционные подвижные госпиталя (ИПГ), хирургические подвижные госпиталя (ХПГ), бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).
  3.  Формирования, предназначенные  для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО), санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ), эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические), специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Отряд первой врачебной помощи (ОПМ)

К формированиям МС ГО, предназначенным для оказания первой врачебной помощи населению в очагах поражения, относятся медицинские отряды (ОПМ). Они создаются местными органами здравоохранения на базе лечебно-профилактических учреждений городов и районов сельской местности независимо от их ведомственной принадлежности.

Численность личного состава ОПМ 143 человека, в т.ч.:

  •  врачей – 9 человек;
  •  среднего медицинского персонала – 63 человека.

В составе ОПМ имеются следующие отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви, медицинского снабжения (аптеки), лабораторное и хозяйственное.  Из техники к ОПМ приписывают: 13 грузовых автомобилей, 1 легковой, 1 мотоцикл, подвижную электростанцию, радиостанцию Р-105 (Р-109).

ОПМ, полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом мобилизационного резерва, относится к формированиям повышенной готовности. За 24 часа работы ОПМ может оказать первую врачебную помощь 1000 пораженным.

Крупным недостатком ОПМ является их громоздкость, низкая материальная и техническая готовность к действиям в условиях современной войны. Поэтому в настоящее время  разработана перспективная модель нового мобильного медицинского отряда МС ГО (ММО)- бригадного состава, предназначенного для оказания первой врачебной помощи пораженным. ММО отличается компактностью и обладает большей мобильностью, чем ОПМ.

К формированиям, предназначенным для оказания специализированной медицинской помощи, относятся ТТПГ, ИПГ, ХПГ, а также БСМП.

Токсико-терапевтический подвижный госпиталь(ТТПГ)

ТТПГ МС ГО создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтическое отделение. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных отравляющими веществами и АХОВ.

ТТПГ развертывается вблизи очага химического поражения на незараженной территории по решению начальника МС ГО области и находится в его подчинении. Личный состав ТТПГ составляет 171 человек, в том числе:  врачей – 18, из них терапевтов-токсикологов – 11, анестезиологов - реаниматологов – 2, среднего медицинского персонала – 47.

В своем составе ТТПГ имеет: управление, медицинскую часть, отделение МТО и развертывает следующие отделения и подразделения: приемно-эвакуационное, два терапевтических отделения, психоневрологи-ческое отделение, а также вспомогательные подразделения: рентгеновский кабинет, лабораторию, аптеку, стоматологическое и физиотерапевтическое отделения, морг, хозяйственное отделение, электростанцию.

 ТТПГ располагает автотранспортной техникой в количестве 19 единиц, в том числе: 2 легковых автомобиля, 1 грузовых, 1 санитарный автобус. Госпиталь развертывает 300 штатных коек в палатках. Готовность к приему пораженных через 2 часа после прибытия к месту развертывания, срок полной готовности – 3 часа.

Укомплектованность ТТПГ медицинским составом, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, производится за счет учреждения-формирователя.

Прочий персонал, транспорт, вещевое имущество, продовольствие приписываются решением административных органов соответствующих территорий.

Инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ)

ИПГ создается приказом руководителя органа управления здравоохранением субъекта РФ на базе одного из лечебных учреждений инфекционного профиля (больницы) по типовому штату.

ИПГ предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания квалифицированной консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очаге особо опасных инфекций.

В мирное время ИПГ используется для работы в очагах инфекционных заболеваний, в военное время – в очагах массового поражения (биологического и комбинированного). Численность личного состав ИПГ – 138 человек, из них 17 – врачей, 42 – средних медицинских работника.

Комплектование ИПГ личным составом производится за счет учреждения – формирователя. ИПГ  способен обеспечить специализированное лечение в течение месяца 200 инфекционных больных. При развертывании ИПГ в очаге особо опасной инфекции его емкость сокращается до 100 коек без изменения штатной структуры. В своем составе ИПГ имеет: лечебно-диагностические отделения (приемно-диагностическое лечебное), а также клинико-диагностическую и бактериологическую лабораторию.  В составе ИПГ входят также аптека,  транспортное, хозяйственное, обмывочно-дезинфекционное отделения, столовая.

ИПГ  прекращает свою деятельность после выписки выздоровевших инфекционных больных, проведения заключительной дезинфекции, обсервации и полной санитарной обработки медицинского и обслуживающего персонала.

Хирургический подвижный госпиталь (ХПГ)

ХПГ МС ГО предназначается для оказания хирургической помощи и лечения пораженного населения в условиях применения вероятным  противником современных средств поражения.

Госпиталь создается в мирное время приказом руководителя здравоохранения  субъекта РФ на базе многопрофильной больницы, имеющей в своем составе хирургическое отделение. ХПГ МС ГО имеет 300 штатных коек, развертывается в палатках, должен быть готов к приему пораженных через 3 часа после прибытия к месту развертывания и полностью готов к работе через 6-8 часов.

При массовом поступлении пораженных ХПГ МС ГО оказывает хирургическую помощь, в основном по жизненным показаниям.

Основными подразделениями госпиталя являются: приемно-эвакуационное отделение, первое хирургическое отделение с операционно-перевязочным блоком, реанимационной палатой и палатой интенсивной терапии, второе хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии, третье хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии. Вспомогательными подразделениями являются: рентгеновский кабинет, лаборатория, физиотерапевтический кабинет, аптека, морг.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП)

БСМП создаются на базе медицинский ВУЗов, институтов усовершенствования врачей, клинических городских, областных, краевых и республиканских больниц.

Основное назначение БСМП – оказание специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях загородной зоны. В отдельных случаях БСМП могут придаваться ОПМ.

В МС ГО создаются БСМП 17 профилей: общехирургические, нейрохирургические, офтальмологические, челюстно-лицевые, травматологические, торакоабдоминальные,  токсико-терапевтические, ожоговые, психоневрологические, урологические, рентгенологические, радиологические,  анестезиологические, акушерско-гинекологические, оториноларингологические, инфекционные, переливания крови.

Оснащение БСМП медицинским имуществом производится согласно табелю оснащения за счет учреждения-формирователя. Все имущество хранится в специальных укладках в готовности к немедленному использованию для оказания медицинской помощи.

При необходимости могут формироваться отряды специализированной медицинской помощи (ОСМП). Организационно ОСМП состоит из управления и восьми БСМП.

К формированиям, предназначенным для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, относятся санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.

Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)

СЭО являются формированиями гражданской обороны повышенной готовности. Они создаются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены, и предназначены для организации проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах поражения.

СЭО формируется и функционирует за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ЦГСЭН, не имеющие возможностей для создания СЭО, формируют санитарно-эпидемиологические бригады.

Специализированные противоэпидемические бригады(СПЭБ)

СПЭБ создаются  на базе противочумных институтов, станций. Они  предназначаются для работы в очагах биологического заражения (особо опасные инфекции) и других опасных в условиях чрезвычайных ситуаций инфекционных заболеваний и болезней неясной этиологии.  СПЭБ участвуют в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний, осуществляют диагностику заболеваний неясной этиологии и индикацию возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде.

Группы эпидемиологической разведки (ГЭР)

ГЭР создаются на базе ЦСЭН. ГЭР предназначаются для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемиологической разведки и отбора проб из объектов внешней среды. ГЭР состоит из 3 человек: командир – врач – эпидемиолог, помощник эпидемиолога – фельдшер (лаборант) и шофер-санитар. Оснащается ГЭР укладками для отбора проб, противочумными костюмами за счет имущества ЦСЭН – формирователя группы. ГЭР в течение 1 часа может обследовать территорию в 2 км2 с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

В интересах федеральной медицинской службы гражданской обороны для эвакуации пораженных из очага поражения, а также для вывоза персонала, больных и медицинского имущества учреждений здравоохранения из категорированных городов при проведении эвакуационных мероприятий создаются санитарно-транспортные формирования:

  •  автосанитарные колонны и отряды, создаваемые на базе авто-транспортных предприятий;
  •  эвако-санитарные поезда МС ГО и эвако-санитарные летучки ГО, создаваемые на базе Министерства путей сообщения РФ;
  •   авиасанитарные эскадрильи.

При  необходимости и возможности могут быть использованы также суда речного и морского флотов.

УЧРЕЖДЕНИЯ МС ГО

К учреждениям МС ГО относятся учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационное задание на дополнительное развертывание больничных коек или на создание медицинских формирований гражданской обороны, а также вновь создаваемые по планам военного времени больничные учреждения.

Учреждениями МС ГО являются также центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включенные в состав сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (СНЛК), станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи, судебно-медицинские лаборатории, аптечные предприятия, склады медицинского имущества, станции переливания крови, прочие медицинские учреждения, предназначенные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Для оказания пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их стационарного лечения  на территории субъекта РФ планируется развертывание головных, многопрофильных, профилированных (травматологических, ожоговых, терапевтических, психоневрологических, инфекционных) больниц, а также детских больниц и отделений. При необходимости и наличии возможностей допускается развертывание больниц для легкопораженных. Общая коечная емкость всех лечебных учреждений МС ГО определяется развитием здравоохранения субъекта РФ мирного времени и полученным от МЗ и СР РФ заданием на дополнительное развертывание коечной сети в военное время.

Многопрофильные больницы планируется  создавать на базе центральных районных больниц, а также крупных районных и городских больниц, имеющих в своем составе не менее двух хирургических отделений.

Профилированные больницы – на базе специализированных лечебно-профилактических учреждений или больниц, имеющих отделения соответствующего профиля.

Развертывание  учреждений МС ГО в загородной зоне планируется осуществлять на базе общественных организаций круглогодичного функционирования.

В целях обеспечения организационной и рациональной медицинской эвакуации пораженных из очагов в больницы МС ГО, в загородной зоне формируются лечебно-эвакуационные направления (ЛЭН), которые представляют собой территорию нескольких сельских округов с развернутой на них сетью лечебных учреждений МС ГО, объединенных путями эвакуации. Руководство организацией и оказанием медицинской помощи пораженным в лечебных учреждениях каждого ЛЭН выполняют головные больницы, которые назначаются из числа наиболее мощных центральных районных больниц (ЦРБ), расположенных на основных путях эвакуации пораженных.

Развертывание дополнительных больничных коек МС ГО в загородной зоне предусматривается планом медицинского обеспечения населения в военное время в двух основных вариантах:

  1.   В условиях планомерного выполнения мероприятий гражданской обороны, когда лечебно-профилактические учреждения категорированных городов эвакуируются в загородную зону и вместе с существующими там лечебно-профилактическими учреждениями развертывают лечебные учреждения МС ГО.
  2.  При внезапном нападении противника, без возможности использования больниц категорированных городов, когда дополнительные больничные койки здравоохранения развертываются только силами учреждений здравоохранения загородной зоны.

Численность и профиль дополнительно развертываемых больничных коек МС ГО определяются масштабами и интенсивностью военных действий, видом применяемых противником средств поражения, структурой санитарных потерь среди населения, а также возможностью и специализацией имеющихся лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. В соответствии с рекомендациями МЗ и СР РФ дополнительно развертываемые больничные койки ориентировочно должны иметь следующую специализацию:

  1.  Хирургический профиль – 70-75%, в т.ч. нейрохирургические – 10-11%, торакоабдоминальные – 11-12%, травматологические – 18-19%, ожоговые – 7-8%, общехирургические – 17%, гинекологические – 1-1.5%, для легкораненых – 7-8%.
  2.  Терапевтический профиль 25-30%, в т.ч. терапевтические – 13-14%, психоневрологические – 5-6%, инфекционные – 4-6%, туберкулезные – 1-1.5%, кожно-венерологические – 1%.

При этом детские койки должны составлять не менее 20% от общего числа дополнительно развертываемых больничных коек.

Оперативное руководство развертыванием и работой лечебных учреждений МС ГО осуществляет штаб МС ГО субъекта РФ и его оперативной группы. Медицинские силы и средства различных министерств и ведомств при  оказании медицинской помощи населению в очагах поражения должны использоваться совместно.

К средствам МС ГО относится табельное медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное имущество.

В случае необходимости, при возникновении очага массовых санитарных потерь и значительном дефиците сил и средств МС ГО, к оказанию медицинской помощи пораженному населению могут привлекаться все кадровые и материальные ресурсы здравоохранения, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, в т.ч. не включенные в состав МС ГО.

В свою очередь, в целях более эффективного использования кадровых и материальных ресурсов здравоохранения, следует предусмотреть возможность медицинского обслуживания в лечебных учреждениях МС ГО больных из числа местного населения и эвакуированных  жителей. Опыт свидетельствует, что в случае разрушения противником крупных городов, проживание значительных контингентов эвакуированного населения в загородной зоне (в основном стариков, женщин и детей) может принять долговременный характер.

Кроме того, следует учитывать, что помимо «организованного» эваконаселения, в загородной зоне возможно формирование больших по численности групп вынужденных переселенцев, прибывающих в результате стихийной миграции и не имеющих крова, продуктов питания, предметов первой необходимости.

В первый период  после завершения эвакуации медицинское обеспечение этого контингента может носить характер, предусмотренный  федеральным законом РФ «О гражданской обороне» экстренных медицинских мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего вследствие военных действий, - оказание первой помощи больным, с их последующей эвакуацией при необходимости в лечебные учреждения, обеспечение простейшими медикаментами, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в местах расселения.

В дальнейшем медицинское обслуживание эвакуированного населения (в том числе и беженцев) должно строиться на долговременной основе в соответствии с принятым в нашей стране участковым принципом медицинского обслуживания по месту жительства.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МС ГО

Управление силами и средствами МС ГО осуществляется в соответствии с Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными и распорядительными документами МЗ и СР РФ, приказами и распоряжениями начальников ГО, территориальных органов ГО ЧС.

Сущность управления заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления МС ГО по поддержанию в постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время.

Управление базируется на предвидении развития общей и медицинской обстановки в военное время, учете возможностей сил и средств МС ГО, быстром реагировании на изменения обстановки, своевременном принятии решений и настойчивом проведении их в жизнь.

Управление МС ГО должно обеспечить: перевод в сжатые сроки органов управления и сил службы на военное положение, своевременное осуществление мероприятий по медицинскому обеспечению населения и сил гражданской обороны при применении противником современных средств поражения.

Для обеспечения управления МС ГО создается система управления, представляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев МС ГО, а также пунктов управления, системы связи и оповещения. Система управления создает материальную основу процесса управления.

В любых условиях обстановки основу управления МС ГО составляет решение начальника службы и организация его выполнения.

Процесс  управления МС ГО включает следующие мероприятия:

  •  Непрерывное добывание, сбор, прогнозирование и оценка медико-тактической обстановки в зоне ответственности;
  •  Своевременное  принятие решения по организации  медицинского обеспечения пораженного населения и доведение задач до подчиненных;
  •  Разработка планов по медицинскому обеспечению населения в военное время и их корректировка;
  •  Подготовка органов управления и сил МС ГО к выполнению задач;
  •  Определение  состава, мест, порядка развертывания и работы пунктов управления, систем связи и оповещения;
  •  Организация взаимодействия с другими службами гражданской обороны, военно-медицинской службой МО РФ, МВД РФ, ФСБ, ФАПСИ,  органами и силами, заинтересованных министерств и ведомств.

Управление силами и средствами МС ГО носит циклический характер. Первый (заблаговременный) цикл начинается в мирное время при подготовке формирований и учреждений МС ГО к действиям по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время.

Последующие (оперативные) циклы повторяются в ходе их ведения в результате изменения общей и медицинской обстановки и необходимости уточнения решения и планов начальником МС ГО, что должно обеспечить эффективное выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в установленные сроки в  любых условиях.

Сложность задач, стоящих перед МС ГО и условия, в которых они будут решаться, предъявляют повышенные требования к управлению службой. Управление может быть эффективным, если вся система управления будет находиться в высокой готовности, если оно будет непрерывным, устойчивым, оперативным и скрытным.

Обеспечение  постоянной готовности системы управления службы к выполнению поставленных задач в любой обстановке, с первых минут возникновения угрозы войны, в том числе при внезапном нападении противника,  является одной из главных задач, стоящих перед начальником МС ГО и его штабом. Поэтому готовность системы управления МС ГО должна быть выше готовности сил службы, т.е. опережать ее.

Под непрерывностью управления понимают постоянное воздействие  начальника штаба МС ГО на ход выполнения задач. Непрерывность достигается постоянным знанием обстановки, наличием бесперебойной связи с подчиненными, старшим начальником, взаимодействующими силами.

Устойчивость управления определяется способностью начальника штаба МС ГО выполнять свои функции в любой обстановке военного времени, достигается заблаговременным созданием системы запасных пунктов управления, подготовкой штабов-дублеров, оснащением их соответствующей документацией и надежными техническими средствами связи.

Оперативность заключается в способности начальника и штаба МС ГО быстро и точно влиять на ход выполнения задач, своевременно реагировать на любые изменения обстановки. Это достигается высоким уровнем оперативной подготовки руководящего звена службы, умением анализировать обстановку, быстро принимать адекватные решения, разрабатывать четкие документы по управлению силами и средствами МС ГО. Важную роль в повышении оперативности управления играет использование компьютерных систем автоматизации связи и управления.

Скрытность управления  означает сохранение в тайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне и достигается путем использования закрытых каналов связи, ограничением  круга лиц, допущенных к секретным документам.

Решающая роль в организации и осуществлении управления принадлежит начальнику МС ГО, который руководит  подчиненными лично и через штаб МС ГО. Штабы МС ГО также руководят и направляют деятельность подчиненных штабов, а также осуществляют  непосредственное управление формированиями и учреждениями службы соответствующего уровня.

Для координации деятельности формирований и учреждений МС ГО, выполняющих задачи по медицинскому обеспечению пораженного населения, осуществления своевременного маневра  силами и средствами службы в ходе организации лечебно-эвакуационных мероприятий в очаге поражения, а также для организации взаимодействия, создаются оперативные группы. Группы формируются из наиболее опытных специалистов органов управления здравоохранением, имеющих соответствующую  оперативную подготовку.

При организации управления силами и средствами МС ГО оптимальным является соблюдение принципа централизации, характерного для иерархических систем, в сочетании с предоставлением подчиненным органам и силам службы инициативы при определении способов выполнения поставленных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью широких слоев населения к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия и оружия на новых физических принципах, международный и внутренний терроризм, межнациональные и региональные конфликты, техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия -  все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Особо важная  роль в структуре гражданской обороны отводится федеральной медицинской службе.

НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЦИКЛА ОТМС

подполковник медицинской службы                        П. КОЛЕСНИЧЕНКО


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6820. Контроль целостности файловой системы Linux с помощью утилиты Tripwire 122.5 KB
  Контроль целостности файловой системы Linux с помощью утилиты Tripwire Путем вычисления контрольной суммы можно не только определить подлинность дистрибутива перед установкой, но и регулярно проверять целостность системных файлов в процессе работы в...
6821. SQL Oracle functions. Additional clauses of SELECT statement 272 KB
  SQL Oracle functions. Additional clauses of SELECT statement Purpose of the lab To study SQL Oracle functions and SGROUPBY, HAVING, ORDERBY clauses of SELECT statement. To acquire practical skills in SQL Oracle function...
6822. Исследование организации переходов в программе 213.5 KB
  Исследование организации переходов в программе Контрольные вопросы Назовите три типа команды безусловного перехода. JMP - переход безусловный: переход типа short (короткий переход) - если адрес перехода находится в пределах от...
6823. Базовий Spanning Tree Protocol 266 KB
  Базовий Spanning Tree Protocol Мета роботи Після виконання цієї лабораторної роботи ви зможете: Створити мережу відповідно до діаграми топології Видалити стартову конфігурацію і перезавантажити комутатор у режим по замовчуванню...
6824. Функции SQL Oracle. Дополнительные фразы предложения SELECT 370 KB
  Функции SQL Oracle. Дополнительные фразы предложения SELECT Цели лабораторной работы Изучить функции SQL Oracle, а также фразы GROUPBY, HAVING, ORDERBY предложения SELECT. Приобрести практический опыт по использованию ф...
6826. Автоматизация минимизации булевых функций 181 KB
  Автоматизация минимизации булевых функций Номер зачётной книжки: Основные этапы минимизации методом Квайна-МакКласки: Сначала определяем основные конститутенты, далее подготавливаем к склеиванию термов. Склеиваим все ...
6827. Embedded queries (subqueries) in SQL Oracle 92 KB
  Embedded queries (subqueries) in SQL Oracle Purpose of the lab To study SQL Oracle possibilities to formulate and process subqueries. To acquire practical skills in formulating and processing subqueries. Theoretical backgroun...
6828. Вложенные запросы (подзапросы) в SQL Oracle 163 KB
  Вложенные запросы (подзапросы) в SQL Oracle Цели лабораторной работы Изучить возможности SQL Oracle по формулировке и обработке подзапросов. Приобрести практический опыт по формулировке и обработке подзапросов с использованием SQL...