36789

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции катиона N. Частные реакции катиона К. Частные реакции катиона NH4.

Русский

2013-09-23

61 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 2.

Тема:               «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ

КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

     

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновлению средств производства.

         

Умения:                                                    Придерживаться правил безопасности, внедрять методику качественного анализа по проведению частных реакций на данные катионы, которые находятся в полуфабрикатах, кулинарных изделиях для разных видов питания, используя            рациональные методы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15.  ПФ.С.17.ПП.Н.01

          

Материально-техническое обеспечение:

Штативы с пробирками, спиртовки, стеклянные палочки, лакмусовая бумага, спички, нихромовая проволока, инструкции, реактивы: реактив Несслера: NaOH (конц.); KH2SbO4; NaHC4H4O6; Na3[Co(NO2)6]; NaCI; NH4CI, дистиллированная вода.

Техника безопасности:

    Строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами и другими химическими веществами.

    В кабинете химии ЗАПРЕЩЕНО:

  1.  Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
  2.  Брать вещества руками.
  3.  Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  4.  Оставлять открытыми емкости с веществами.
  5.  Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь:  

Неорганическая химия, стандартизация и контроль качества продукции, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции катиона Na+.
  2.  Частные реакции катиона К+.
  3.  Частные реакции катиона NH4+.
  4.  Вопросы самоконтроля.

Теоретические основы:

    I группа катионов отличается от всех других групп тем, что соответствующие этим ионам хлориды, сульфиды, а также карбонаты соли растворимы в воде. В качестве реактивов применяются комплексные соли. I группа катионов не имеет группового реактива.

    Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соединений также бесцветны, окрашенными являются соли K2CrO4 (анион CrO42-имеет желтую окраску), NaMnO4 (анион MnO4- имеет фиолетовую окраску. Для катионов аммония (NH4+) характерны специфические реакции при нагревании с реактивом Несслера.

    Катионы К+ и Na+ устойчивы к действию окислителей и восстановителей. Изучение реакций на катионы аммония имеет большое значение, т.к. по открытию связанного и свободного аммиака судят о доброкачественности мясных и рыбных полуфабрикатов.

        

Ход работы:

Задание 1. Провести опыты. Реакции катиона Na+.

а) Действие дигидроантиманата калия (KH2SbO4).

  1.  В пробирку прилить 2 мл KH2SbO4 и столько же раствора NaCI.
    1.  Пробирку с испытуемым раствором поместить под холодную струю воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стенке пробирки.  
    2.  Ваши наблюдения:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

NaCI + KH2SbO4 =

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

б) Реакция окрашивания пламени.

Проведение реакции: летучие соединения натрия окрашивают пламя горелки в желтый цвет. Нихромовую проволоку, впаянную в стеклянную палочку, внести в пламя горелки. Если пламя окрашивается, то проволоку необходимо очистить. Для этого ее следует смочить в соляной кислоте и прокалить до полного исчезновения окрашивания пламени. Чистую проволоку опустить или в раствор натрия или набрать немного твердой соли. Внести в верхнюю часть пламени горелки и наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание пламени.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Провести частные реакции на катион К+.

а) Действие гидротартратом натрия NaHC4H4O6.

1. В пробирку прилить 2 мл раствора соли калия и столько же раствора NaHC4H4O6.

2. Пробирку с испытуемым раствором поместить под струю холодной воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стороне пробирки.

3. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

  КCI + NaHC4H4O6=

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с гексонитрокобальтатом (III) натрия:

1. В пробирку прилить 2 мл KCI  и столько же раствора реактива Na3[Co(NO2)6].

2. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Составить уравнение взаимодействия двух веществ в молекулярном и ионном виде KCI + Na3[Co(NO2)6]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени:

Летучие соли окрашивают пламя горелки в розово-фиолетовый цвет. В присутствии иона розово-фиолетовая окраска становится незаметной, т.к. желтый спектр маскирует окраску. Поэтому пламя следует рассматривать через синее стекло, не пропускающее желтых лучей. Реакция проводится аналогично реакции на катион натрия.

Вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  

Задание 3.  Провести частные реакции на катион NH4+.

а) Реакция с сильными щелочами КОН и NaOH.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли аммония NH4CI или (NH4)2SO4  и столько же NaOH.
    1.  Нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности).
      1.  Что наблюдаем? Как определить выделившийся газ?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

NH4CI + KOH 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с реактивом Несслера K2[HqJ4] + KOH.

1). К 2 мл соли аммония NH4CI прилить 5 мл дистиллированной воды и 1-2 капли реактива Несслера.

2). Что наблюдаем?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Идет реакция:

_________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

  1.  Укажите отличия І аналитической группы от всех остальных,катионов.

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какой реактив называют групповым? (Приведите примеры):

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Дать определение специфическим реакциям:

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Реакции, на какой катион I группы имеют значение в технологической практике? Почему?

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  правила техники безопасности;  
  •  частные реакции катионов I группы.

УМЕТЬ:

  •  пользоваться химическими реактивами, химической посудой;
  •  выполнять опыты и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34341. Фосфорные минеральные удобрения 24 KB
  Фосфорные минеральные удобрения Фосф. К фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфат принадлежащие к классу водорастворимых удобрений и комплексные удобрения. Фосфор вносят в почву и с помощью сложного удобрения аммофоса. Фосфорные удобрения получают как физическими так и химическими методами.
34342. Технология производства и экономическая эффективность выпуска и использования пластмасс 30.5 KB
  Технология производства и экономическая эффективность выпуска и использования пластмасс. Изделия из пластмасс наиболее часто получают методами горячего прессования литья под давлением экструзии выдувания обработки резанием. Прессование применяется главным образом для переработки термореактивных пластмасс. термореактивная смола переводится в плавкое состояние при котором и происходит вторая стадия процесса формование; затем происходит реакция поликонденсации и пластмасса отверждается становясь неплавкой и нерастворимой.
34343. Сырьевые материалы и основы производства резины 28 KB
  Резину изготавливают с помощью вулканизации. В результате вулканизации каучук превращается в прочную эластичную упругую массу резину. В результате вулканизации молекулы каучука сливаются между собой дисульфидными мостиками в одну трехмерную макромолекулу. Большую роль играют так называемые ускорители вулканизации органические соединения содержащие серу или азот меркаптобензтиазол дифенилгуанидин и др.
34344. Основные свойства и назначения природных и искусственных строительных материалов 21 KB
  Основные свойства и назначения природных и искусственных строительных материалов. Основные свойства строительных материалов можно разделить на несколько групп. К 1ой группе относятся физические свойства материалов: плотность и пористость. Ко 2й свойства характеризующие устойчивость материала к воздействию воды и низких температур: водопоглощение влажность влагоотдача гигроскопичность водопроницаемость водо морозостойкость.
34345. Классификация и свойства керамических материалов 21.5 KB
  Классификация и свойства керамических материалов Керамические строительные материалы это искусственные каменные изделия получаемые из глиняных масс с добавками или без добавок других материалов путем формования и последующего обжига. Керамические материалы и изделия классифицируются по различным признакам. В зависимости от структуры керамические материалы разделяют на две основные группы: Плотные спекшиеся имеющие блестящий раковистый излом не пропускающие воду с водопоглощением менее 5 клинкерный кирпич для мощения дорог плитки для...
34346. Технология производства керамического кирпича 23 KB
  Технология производства керамического кирпича Несмотря на обширный ассортимент разнообразие форм и свойств керамических изделий основные этапы их производства являются общими и включают следующие стадии: Карьерные работы добыча транспортирование и хранение запаса глин подготовку глиняной массы формование изделий сушку отформованных изделий обжиг высушенных изделий обработку изделий глазурование ангобирование и прочее и упаковку. Формование изделий осуществляется преимущественно на прессах: при первом способе подготовке глиняной...
34347. Основные свойства, классификация и назначение стеклянных изделий 22 KB
  Материалы и изделия из стекла применяемые в строительстве в зависимости от назначения разделяются на следующие группы: Материалы для заполнения проемов зданий и сооружений наиболее обширная группа строительных материалов из стекла включающая листовые стекла различных видов и стеклопакеты; в свою очередь листовое стекло подразделяется на листовое оконное витринное полированное и неполированное армированное узорчатое увиолевое трехслойное закаленное и др.; Материалы для строительных конструкций профильное стекло стеклоблоки;...
34348. Производство листового стекла, труб 24 KB
  Производство листового стекла труб. Это изделие из стекла в виде плоских листов отношение толщины которых к длине сравнительно невелико и составляет приблизительно 015 15. Стекольной промышленностью вырабатывается широкий ассортимент листового стекла: обычное оконное витринное полированное и неполированное армированное узорчатое увиолевое трехслойное и др. Производство строительного стекла включает следующие основные операции: подготовку сырьевых материалов приготовление стекольной шихты варку стекла формование изделий отжиг...
34349. Технология производства сортового и тарного стекла 21 KB
  Сфе изделия поступают на отжиг вырабатывают изделия бригадным способом. При механическом сплавах для формирования машины производятся изделия прем.