36789

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции катиона N. Частные реакции катиона К. Частные реакции катиона NH4.

Русский

2013-09-23

61 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 2.

Тема:               «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ

КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

     

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновлению средств производства.

         

Умения:                                                    Придерживаться правил безопасности, внедрять методику качественного анализа по проведению частных реакций на данные катионы, которые находятся в полуфабрикатах, кулинарных изделиях для разных видов питания, используя            рациональные методы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15.  ПФ.С.17.ПП.Н.01

          

Материально-техническое обеспечение:

Штативы с пробирками, спиртовки, стеклянные палочки, лакмусовая бумага, спички, нихромовая проволока, инструкции, реактивы: реактив Несслера: NaOH (конц.); KH2SbO4; NaHC4H4O6; Na3[Co(NO2)6]; NaCI; NH4CI, дистиллированная вода.

Техника безопасности:

    Строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами и другими химическими веществами.

    В кабинете химии ЗАПРЕЩЕНО:

  1.  Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
  2.  Брать вещества руками.
  3.  Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  4.  Оставлять открытыми емкости с веществами.
  5.  Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь:  

Неорганическая химия, стандартизация и контроль качества продукции, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции катиона Na+.
  2.  Частные реакции катиона К+.
  3.  Частные реакции катиона NH4+.
  4.  Вопросы самоконтроля.

Теоретические основы:

    I группа катионов отличается от всех других групп тем, что соответствующие этим ионам хлориды, сульфиды, а также карбонаты соли растворимы в воде. В качестве реактивов применяются комплексные соли. I группа катионов не имеет группового реактива.

    Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соединений также бесцветны, окрашенными являются соли K2CrO4 (анион CrO42-имеет желтую окраску), NaMnO4 (анион MnO4- имеет фиолетовую окраску. Для катионов аммония (NH4+) характерны специфические реакции при нагревании с реактивом Несслера.

    Катионы К+ и Na+ устойчивы к действию окислителей и восстановителей. Изучение реакций на катионы аммония имеет большое значение, т.к. по открытию связанного и свободного аммиака судят о доброкачественности мясных и рыбных полуфабрикатов.

        

Ход работы:

Задание 1. Провести опыты. Реакции катиона Na+.

а) Действие дигидроантиманата калия (KH2SbO4).

  1.  В пробирку прилить 2 мл KH2SbO4 и столько же раствора NaCI.
    1.  Пробирку с испытуемым раствором поместить под холодную струю воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стенке пробирки.  
    2.  Ваши наблюдения:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

NaCI + KH2SbO4 =

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

б) Реакция окрашивания пламени.

Проведение реакции: летучие соединения натрия окрашивают пламя горелки в желтый цвет. Нихромовую проволоку, впаянную в стеклянную палочку, внести в пламя горелки. Если пламя окрашивается, то проволоку необходимо очистить. Для этого ее следует смочить в соляной кислоте и прокалить до полного исчезновения окрашивания пламени. Чистую проволоку опустить или в раствор натрия или набрать немного твердой соли. Внести в верхнюю часть пламени горелки и наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание пламени.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Провести частные реакции на катион К+.

а) Действие гидротартратом натрия NaHC4H4O6.

1. В пробирку прилить 2 мл раствора соли калия и столько же раствора NaHC4H4O6.

2. Пробирку с испытуемым раствором поместить под струю холодной воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стороне пробирки.

3. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

  КCI + NaHC4H4O6=

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с гексонитрокобальтатом (III) натрия:

1. В пробирку прилить 2 мл KCI  и столько же раствора реактива Na3[Co(NO2)6].

2. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Составить уравнение взаимодействия двух веществ в молекулярном и ионном виде KCI + Na3[Co(NO2)6]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени:

Летучие соли окрашивают пламя горелки в розово-фиолетовый цвет. В присутствии иона розово-фиолетовая окраска становится незаметной, т.к. желтый спектр маскирует окраску. Поэтому пламя следует рассматривать через синее стекло, не пропускающее желтых лучей. Реакция проводится аналогично реакции на катион натрия.

Вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  

Задание 3.  Провести частные реакции на катион NH4+.

а) Реакция с сильными щелочами КОН и NaOH.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли аммония NH4CI или (NH4)2SO4  и столько же NaOH.
    1.  Нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности).
      1.  Что наблюдаем? Как определить выделившийся газ?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

NH4CI + KOH 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с реактивом Несслера K2[HqJ4] + KOH.

1). К 2 мл соли аммония NH4CI прилить 5 мл дистиллированной воды и 1-2 капли реактива Несслера.

2). Что наблюдаем?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Идет реакция:

_________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

  1.  Укажите отличия І аналитической группы от всех остальных,катионов.

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какой реактив называют групповым? (Приведите примеры):

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Дать определение специфическим реакциям:

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Реакции, на какой катион I группы имеют значение в технологической практике? Почему?

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  правила техники безопасности;  
  •  частные реакции катионов I группы.

УМЕТЬ:

  •  пользоваться химическими реактивами, химической посудой;
  •  выполнять опыты и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30813. Гонки и тупики 11.15 KB
  Пусть Поток 1 получил доступ к ресурсу и изменил его в своих интересах; затем активизировался Поток 2 и модифицировал этот же ресурс до завершения Потока 1. Поток 1 полагает что ресурс остался в том же состоянии что и был до переключения. Тупики имеют место тогда когда поток ожидает ресурс который в данный момент принадлежит другому потоку.
30814. Создание таблиц для базы 18.26 KB
  Создание таблиц для базы Важным моментом при создании базы данных является распределение информации между полями записи. Очевидно что информация может быть распределена между полями различным образом. После того как определены поля записи необходимо выполнить распределение полей по таблицам. В простой базе данных все поля можно разместить в одной таблице.
30815. Создание модуля данных 23.7 KB
  Создание модуля данных Для размещения компонентов доступа к данным в приложении баз данных желательно использовать специальную форму модуль данных класс TDtModule. Обратите внимание что модуль данных не имеет ничего общего с обычной формой приложения ведь его непосредственным предком является класс TComponent. В модуле данных можно размещать только невизуальные компоненты. Модуль данных доступен разработчику как и любой другой модуль проекта на этапе разработки.
30816. Доступ к базе данных (таблице) 19.97 KB
  Доступ к базе данных таблице Доступ к базе данных обеспечивают компоненты Dtbse Tble Query и DtSource значки которых находятся на вкладках Dt ccess и BDE палитры Компонент Dtbse представляет базу данных как единое целое т. совокупность таблиц а компонент Tble одну из таблиц базы данных. Компонент DtSource источник данных обеспечивает связь компонента отображенияредактирования данных например компонента DBGrid и источника данных в качестве которого может выступать таблица компонент Tаblе или результат выполнения SQLзапроса к...
30817. Для сохранения целостности пользователь может наложить ограничения на процессы вставки удаления или обнов. 12.09 KB
  Для сохранения целостности пользователь может наложить ограничения на процессы вставки удаления или обновления данных в базе. База данных состоит из различных объектов таких как таблицы виды домены сохраненные процедуры триггеры. Объекты базы данных содержат всю информацию о ее структуре и данных.
30818. ADO, провайдеры ADO 11.36 KB
  DO позволяет представлять данные из разнообразных источников реляционных баз данных текстовых файлов и т. Провайдеры DO обеспечивают соединение приложения использующего данные через DO с источником данных сервером SQL локальной СУБД файловой системой и т. Для каждого типа хранилища данных должен существовать провайдер DO. Провайдер знает о местоположении хранилища данных и его содержании умеет обращаться к данным с запросами и интерпретировать возвращаемую служебную информацию и результаты запросов с целью их передачи приложению.
30819. Генератор отчетов Rave Reports 5.0 18.73 KB
  Компоненты для создания отчетов Генератор отчетов Rve Reports 5.0 Генератор отчетов Rve Reports 5.0 разработан фирмой Nevron и входит в состав Delphi 7 в качестве основного средства для создания отчетов. Он состоит из трех частей: ядро генератора отчетов обеспечивает управление отчетом и его предварительный просмотр и отправку на печать.
30820. Доступ к общим данным 17.87 KB
  Доступ к общим данным Строки являются записями а столбцы полями таблицы базы данных. Класс tdtset обеспечивает возможность редактирования набора данных а также предоставляет средства для перемещения навигации по записям. Этот класс инкапсулирует в себе функциональные возможности borlnd dtbse engine bde процессора баз данных фирмы borlnd. Класс tbdedtset имеет класспотомок tdbdtset в котором определены дополнительные свойства и методы обеспечивающие возможность связывания набора данных с физическими таблицами базы данных.
30821. Структура BDE 46.29 KB
  Структура BDE Архитектура и функции BDE BDE представляет собой набор динамических библиотек которые умеют передавать запросы на получение или модификацию данных из приложения в нужную базу данных и возвращать результат обработки. В составе BDE поставляются стандартные драйверы обеспечивающие доступ к СУБД Prdox dBSE FoxPro и текстовым файлам. Структура процессора баз данных BDE Доступ к данным серверов SQL обеспечивает отдельная система драйверов SQL Links. Помимо этого в BDE имеется очень простой механизм подключения любых драйверов...