36789

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции катиона N. Частные реакции катиона К. Частные реакции катиона NH4.

Русский

2013-09-23

61 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 2.

Тема:               «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ

КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

     

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновлению средств производства.

         

Умения:                                                    Придерживаться правил безопасности, внедрять методику качественного анализа по проведению частных реакций на данные катионы, которые находятся в полуфабрикатах, кулинарных изделиях для разных видов питания, используя            рациональные методы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15.  ПФ.С.17.ПП.Н.01

          

Материально-техническое обеспечение:

Штативы с пробирками, спиртовки, стеклянные палочки, лакмусовая бумага, спички, нихромовая проволока, инструкции, реактивы: реактив Несслера: NaOH (конц.); KH2SbO4; NaHC4H4O6; Na3[Co(NO2)6]; NaCI; NH4CI, дистиллированная вода.

Техника безопасности:

    Строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами и другими химическими веществами.

    В кабинете химии ЗАПРЕЩЕНО:

  1.  Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
  2.  Брать вещества руками.
  3.  Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  4.  Оставлять открытыми емкости с веществами.
  5.  Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь:  

Неорганическая химия, стандартизация и контроль качества продукции, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции катиона Na+.
  2.  Частные реакции катиона К+.
  3.  Частные реакции катиона NH4+.
  4.  Вопросы самоконтроля.

Теоретические основы:

    I группа катионов отличается от всех других групп тем, что соответствующие этим ионам хлориды, сульфиды, а также карбонаты соли растворимы в воде. В качестве реактивов применяются комплексные соли. I группа катионов не имеет группового реактива.

    Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соединений также бесцветны, окрашенными являются соли K2CrO4 (анион CrO42-имеет желтую окраску), NaMnO4 (анион MnO4- имеет фиолетовую окраску. Для катионов аммония (NH4+) характерны специфические реакции при нагревании с реактивом Несслера.

    Катионы К+ и Na+ устойчивы к действию окислителей и восстановителей. Изучение реакций на катионы аммония имеет большое значение, т.к. по открытию связанного и свободного аммиака судят о доброкачественности мясных и рыбных полуфабрикатов.

        

Ход работы:

Задание 1. Провести опыты. Реакции катиона Na+.

а) Действие дигидроантиманата калия (KH2SbO4).

  1.  В пробирку прилить 2 мл KH2SbO4 и столько же раствора NaCI.
    1.  Пробирку с испытуемым раствором поместить под холодную струю воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стенке пробирки.  
    2.  Ваши наблюдения:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

NaCI + KH2SbO4 =

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

б) Реакция окрашивания пламени.

Проведение реакции: летучие соединения натрия окрашивают пламя горелки в желтый цвет. Нихромовую проволоку, впаянную в стеклянную палочку, внести в пламя горелки. Если пламя окрашивается, то проволоку необходимо очистить. Для этого ее следует смочить в соляной кислоте и прокалить до полного исчезновения окрашивания пламени. Чистую проволоку опустить или в раствор натрия или набрать немного твердой соли. Внести в верхнюю часть пламени горелки и наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание пламени.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Провести частные реакции на катион К+.

а) Действие гидротартратом натрия NaHC4H4O6.

1. В пробирку прилить 2 мл раствора соли калия и столько же раствора NaHC4H4O6.

2. Пробирку с испытуемым раствором поместить под струю холодной воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стороне пробирки.

3. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

  КCI + NaHC4H4O6=

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с гексонитрокобальтатом (III) натрия:

1. В пробирку прилить 2 мл KCI  и столько же раствора реактива Na3[Co(NO2)6].

2. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Составить уравнение взаимодействия двух веществ в молекулярном и ионном виде KCI + Na3[Co(NO2)6]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени:

Летучие соли окрашивают пламя горелки в розово-фиолетовый цвет. В присутствии иона розово-фиолетовая окраска становится незаметной, т.к. желтый спектр маскирует окраску. Поэтому пламя следует рассматривать через синее стекло, не пропускающее желтых лучей. Реакция проводится аналогично реакции на катион натрия.

Вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  

Задание 3.  Провести частные реакции на катион NH4+.

а) Реакция с сильными щелочами КОН и NaOH.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли аммония NH4CI или (NH4)2SO4  и столько же NaOH.
    1.  Нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности).
      1.  Что наблюдаем? Как определить выделившийся газ?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

NH4CI + KOH 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с реактивом Несслера K2[HqJ4] + KOH.

1). К 2 мл соли аммония NH4CI прилить 5 мл дистиллированной воды и 1-2 капли реактива Несслера.

2). Что наблюдаем?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Идет реакция:

_________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

  1.  Укажите отличия І аналитической группы от всех остальных,катионов.

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какой реактив называют групповым? (Приведите примеры):

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Дать определение специфическим реакциям:

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Реакции, на какой катион I группы имеют значение в технологической практике? Почему?

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  правила техники безопасности;  
  •  частные реакции катионов I группы.

УМЕТЬ:

  •  пользоваться химическими реактивами, химической посудой;
  •  выполнять опыты и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20452. MySQL 122 KB
  MySQL является собственностью компании Oracle Corporation получившей её вместе с поглощённой Sun Microsystems осуществляющей разработку и поддержку приложения. MySQL является решением для малых и средних приложений. Обычно MySQL используется в качестве сервера к которому обращаются локальные или удалённые клиенты однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера позволяющая включать MySQL в автономные программы.
20453. Диаграмма деятельности (activity diagram) 136 KB
  Для моделирования процесса выполнения операций в языке UML используются диаграммы деятельности. Каждое состояние на диаграмме деятельности соответствует выполнению некоторой элементарной операции а переход в следующее состояние выполняется только при завершении этой операции. Таким образом диаграммы деятельности можно считать частным случаем диаграмм состояний.
20454. Разработка и эксплуатация информационных систем 273.62 KB
  Объект сущность в адресном пространстве вычислительной системы появляющаяся при создании экземпляра класса например после запуска результатов компиляции и линковки исходного кода на выполнение. Конечным продуктом этапа проектирования являются: схема базы данных на основании erмодели разработанной на этапе анализа; набор спецификаций модулей системы они строятся на базе моделей функций. На основании системного проекта осуществляется: составление перечня автоматизированных рабочих мест предприятия и способов взаимодействия между...
20455. Кнопкові форми 24.5 KB
  На кнопкову форму виносять форми які відкривають формизвіти або активізують інші кнопкові формизакривабть поточну базу даних. Кнопокі форми можуть містити малюнкинаписи тощо. Кнопкові форми можна створити за допомогою диспетчера кнопкових форм за його допомогою на форму можна помістити до 8 кнопок.
20456. Комбінований метод хорд та дотичних 35.5 KB
  Характерна особливість методів дотичних і хорд та що послідовності їх наближень монотонні. Причому якщо для даного рівняння послідовність наближень методу хорд монотонно спадна то послідовність наближень методу дотичних монотонно зростаюча і навпаки. У даному випадку за початкове наближення в методі хорд вибирають точку x=a а в методі дотичних точку b.
20457. Множина́ 41.69 KB
  Основні поняття: Множина вважається означеною якщо про кожен об'єкт що розглядається можна казати що він або належить або не належить множині. Наприклад: ℕ множина натуральних чисел ℤ множина цілих чисел ℚ множина раціональних чисел ℝ множина дійсних чисел ℂ множина комплексних чисел. Нехай А множина. Множина B всі елементи якої належать множині А називають підмножиною множини A або частиною множини А і позначають цей факт символами B ⊆ A A ⊇ B.
20458. Основні задачі та проблеми проектування програмних продуктів 13.41 KB
  Пр428 Основні задачі та проблеми проектування програмних продуктів. Проектування це процес розробки проекту тобто комплекту документації призначену для створення проекту його удосконалення та ліквідації а також для перевірки або відтворення проміжних і кінцевих рішень. Проектування тривалий процес і включає етапи від підготовки технічного завдання до випробування. Процес створення програмного забезпечення ПЗ також включає в себе методи проектування.
20459. Каскадна (послідовна) модель 22.61 KB
  Вона передбачає послідовне виконання всіх етапів проекту в строго фіксованому порядку. Вимоги визначені на стадії формування вимог строго документуються у вигляді технічного завдання і фіксуються на весь час розробки проекту. Етапи проекту відповідно до каскадної моделлю: Формування вимог; Проектування; Реалізація; Тестування; Впровадження; Експлуатація та супровід. Недоліки: В Водоспадної моделі перехід від однієї фази проекту до іншого передбачає повну коректність результату виходу попередньої фази.
20460. Доповнення та різниця множин 18.86 KB
  Якщо A ⊂ U то елементи множини U які не належать А називаються доповненням множини А до множини U і позначають як CUA або UCA. Якщо A ⊂ U B ⊂ U то доповнення множини B до А називають різницею множин А та B саме в такому порядку і позначають А B або АB тобто A B = {x:x ∈ A ∧ x ∉ B}. Деякі властивості операції доповнення: A ∪ A′ = U A ∩ A′ = ∅ A′′ = A A − B = A ∩ B′ Об'єднання множин Об'єднанням множин А та B називається множина яка складається з усіх тих елементів які належать хоча б одній з множин A B: A ∪ B = {x: x ∈ A ∨ A...