36789

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции катиона N. Частные реакции катиона К. Частные реакции катиона NH4.

Русский

2013-09-23

61 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 2.

Тема:               «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ

КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

     

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновлению средств производства.

         

Умения:                                                    Придерживаться правил безопасности, внедрять методику качественного анализа по проведению частных реакций на данные катионы, которые находятся в полуфабрикатах, кулинарных изделиях для разных видов питания, используя            рациональные методы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15.  ПФ.С.17.ПП.Н.01

          

Материально-техническое обеспечение:

Штативы с пробирками, спиртовки, стеклянные палочки, лакмусовая бумага, спички, нихромовая проволока, инструкции, реактивы: реактив Несслера: NaOH (конц.); KH2SbO4; NaHC4H4O6; Na3[Co(NO2)6]; NaCI; NH4CI, дистиллированная вода.

Техника безопасности:

    Строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами и другими химическими веществами.

    В кабинете химии ЗАПРЕЩЕНО:

  1.  Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
  2.  Брать вещества руками.
  3.  Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  4.  Оставлять открытыми емкости с веществами.
  5.  Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь:  

Неорганическая химия, стандартизация и контроль качества продукции, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции катиона Na+.
  2.  Частные реакции катиона К+.
  3.  Частные реакции катиона NH4+.
  4.  Вопросы самоконтроля.

Теоретические основы:

    I группа катионов отличается от всех других групп тем, что соответствующие этим ионам хлориды, сульфиды, а также карбонаты соли растворимы в воде. В качестве реактивов применяются комплексные соли. I группа катионов не имеет группового реактива.

    Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соединений также бесцветны, окрашенными являются соли K2CrO4 (анион CrO42-имеет желтую окраску), NaMnO4 (анион MnO4- имеет фиолетовую окраску. Для катионов аммония (NH4+) характерны специфические реакции при нагревании с реактивом Несслера.

    Катионы К+ и Na+ устойчивы к действию окислителей и восстановителей. Изучение реакций на катионы аммония имеет большое значение, т.к. по открытию связанного и свободного аммиака судят о доброкачественности мясных и рыбных полуфабрикатов.

        

Ход работы:

Задание 1. Провести опыты. Реакции катиона Na+.

а) Действие дигидроантиманата калия (KH2SbO4).

  1.  В пробирку прилить 2 мл KH2SbO4 и столько же раствора NaCI.
    1.  Пробирку с испытуемым раствором поместить под холодную струю воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стенке пробирки.  
    2.  Ваши наблюдения:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

NaCI + KH2SbO4 =

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

б) Реакция окрашивания пламени.

Проведение реакции: летучие соединения натрия окрашивают пламя горелки в желтый цвет. Нихромовую проволоку, впаянную в стеклянную палочку, внести в пламя горелки. Если пламя окрашивается, то проволоку необходимо очистить. Для этого ее следует смочить в соляной кислоте и прокалить до полного исчезновения окрашивания пламени. Чистую проволоку опустить или в раствор натрия или набрать немного твердой соли. Внести в верхнюю часть пламени горелки и наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание пламени.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Провести частные реакции на катион К+.

а) Действие гидротартратом натрия NaHC4H4O6.

1. В пробирку прилить 2 мл раствора соли калия и столько же раствора NaHC4H4O6.

2. Пробирку с испытуемым раствором поместить под струю холодной воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стороне пробирки.

3. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

  КCI + NaHC4H4O6=

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с гексонитрокобальтатом (III) натрия:

1. В пробирку прилить 2 мл KCI  и столько же раствора реактива Na3[Co(NO2)6].

2. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Составить уравнение взаимодействия двух веществ в молекулярном и ионном виде KCI + Na3[Co(NO2)6]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени:

Летучие соли окрашивают пламя горелки в розово-фиолетовый цвет. В присутствии иона розово-фиолетовая окраска становится незаметной, т.к. желтый спектр маскирует окраску. Поэтому пламя следует рассматривать через синее стекло, не пропускающее желтых лучей. Реакция проводится аналогично реакции на катион натрия.

Вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  

Задание 3.  Провести частные реакции на катион NH4+.

а) Реакция с сильными щелочами КОН и NaOH.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли аммония NH4CI или (NH4)2SO4  и столько же NaOH.
    1.  Нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности).
      1.  Что наблюдаем? Как определить выделившийся газ?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

NH4CI + KOH 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с реактивом Несслера K2[HqJ4] + KOH.

1). К 2 мл соли аммония NH4CI прилить 5 мл дистиллированной воды и 1-2 капли реактива Несслера.

2). Что наблюдаем?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Идет реакция:

_________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

  1.  Укажите отличия І аналитической группы от всех остальных,катионов.

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какой реактив называют групповым? (Приведите примеры):

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Дать определение специфическим реакциям:

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Реакции, на какой катион I группы имеют значение в технологической практике? Почему?

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  правила техники безопасности;  
  •  частные реакции катионов I группы.

УМЕТЬ:

  •  пользоваться химическими реактивами, химической посудой;
  •  выполнять опыты и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9323. Договор бытового подряда. 46 KB
  Тема №23: Договор бытового подряда. Понятие ДБП. По ДБП подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые ...
9324. Договор строительного подряда 45.5 KB
  Тема №24: Договор строительного подряда. Понятие ДСП. Его условия. По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором строк построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строит...
9325. Подрядные договоры для государственных и муниципальных нужд 35 KB
  Тема №25: Подрядные договоры для государственных и муниципальных нужд. Понятие, стороны договора. Подрядные строительные работы проектные и изыскательные работы предназначены для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, осуществляютс...
9326. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ 37.5 KB
  Тема №26: Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ. Понятие и элементы договора. По договору выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик (корректировщик, изыскатель) о...
9327. Договор на выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ (НИР, ОКР) 35.5 KB
  Тема №27: Договор на выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ (НИР, ОКР) -1- Понятие договора По договору на выполнение НИОКР исполнитель обязуется провести обусловленные ...
9328. Широкая Масленица - Проводы зимы ( 2013г.) 30.65 KB
  Широкая Масленица - Проводы зимы ( 2013г.) Под музыку выбегают зазывалы и скоморохи: 1 - Подходи, честной народ! Всех веселый праздник ждет! 2 - Приходите, торопитесь наши милые друзья! 3 - Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя! 4 - Всех...
9329. Русское чудо масленица. Сценарий 51.08 KB
  Русское чудо масленица ЗВУЧИТ РИТМИЧНАЯ ПЕСНЯ МАСЛЕНИЦА из репертуара БАЛАГАН-ЛИМИТЕД ПРИТАНЦОВЫВАЯ, ВЫХОДЯТ НА ПЛОЩАДКУ РЯЖЕНЫЕ И СКОМОРОХИ Скоморохи: Зима - Гаврилова Яна Весна-Сиразова Чулпан Б-Яга-Иванова Катя Кикимора-Матв...
9330. Сценарий выступления ВПК Цитадель на Масленицу 2013 г 36 KB
  Сценарий выступления ВПК «Цитадель» на Масленицу 2013 г. I ЧАСТЬ Показательное выступление с одноручными и полуторными мечами. Бой с тенью показательное выступление с полуторными и одноручными мечами. ( Выходят одновременно 3 пары, Анна и ...
9331. Сценарии на масленицу 558 KB
  Сценарии на масленицу Сценарий на Масленицу Эх, да Масленица 2 Веселье да смех у нас лучше всех5 Здравствуй, Масленица - развлечение для детей старшей и подготовительной групп детского сада9 Как на Масленой неделе - игровая пр...