36789

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции катиона N. Частные реакции катиона К. Частные реакции катиона NH4.

Русский

2013-09-23

61 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 2.

Тема:               «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ

КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

     

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновлению средств производства.

         

Умения:                                                    Придерживаться правил безопасности, внедрять методику качественного анализа по проведению частных реакций на данные катионы, которые находятся в полуфабрикатах, кулинарных изделиях для разных видов питания, используя            рациональные методы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15.  ПФ.С.17.ПП.Н.01

          

Материально-техническое обеспечение:

Штативы с пробирками, спиртовки, стеклянные палочки, лакмусовая бумага, спички, нихромовая проволока, инструкции, реактивы: реактив Несслера: NaOH (конц.); KH2SbO4; NaHC4H4O6; Na3[Co(NO2)6]; NaCI; NH4CI, дистиллированная вода.

Техника безопасности:

    Строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами и другими химическими веществами.

    В кабинете химии ЗАПРЕЩЕНО:

  1.  Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
  2.  Брать вещества руками.
  3.  Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  4.  Оставлять открытыми емкости с веществами.
  5.  Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь:  

Неорганическая химия, стандартизация и контроль качества продукции, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции катиона Na+.
  2.  Частные реакции катиона К+.
  3.  Частные реакции катиона NH4+.
  4.  Вопросы самоконтроля.

Теоретические основы:

    I группа катионов отличается от всех других групп тем, что соответствующие этим ионам хлориды, сульфиды, а также карбонаты соли растворимы в воде. В качестве реактивов применяются комплексные соли. I группа катионов не имеет группового реактива.

    Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соединений также бесцветны, окрашенными являются соли K2CrO4 (анион CrO42-имеет желтую окраску), NaMnO4 (анион MnO4- имеет фиолетовую окраску. Для катионов аммония (NH4+) характерны специфические реакции при нагревании с реактивом Несслера.

    Катионы К+ и Na+ устойчивы к действию окислителей и восстановителей. Изучение реакций на катионы аммония имеет большое значение, т.к. по открытию связанного и свободного аммиака судят о доброкачественности мясных и рыбных полуфабрикатов.

        

Ход работы:

Задание 1. Провести опыты. Реакции катиона Na+.

а) Действие дигидроантиманата калия (KH2SbO4).

  1.  В пробирку прилить 2 мл KH2SbO4 и столько же раствора NaCI.
    1.  Пробирку с испытуемым раствором поместить под холодную струю воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стенке пробирки.  
    2.  Ваши наблюдения:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

NaCI + KH2SbO4 =

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

б) Реакция окрашивания пламени.

Проведение реакции: летучие соединения натрия окрашивают пламя горелки в желтый цвет. Нихромовую проволоку, впаянную в стеклянную палочку, внести в пламя горелки. Если пламя окрашивается, то проволоку необходимо очистить. Для этого ее следует смочить в соляной кислоте и прокалить до полного исчезновения окрашивания пламени. Чистую проволоку опустить или в раствор натрия или набрать немного твердой соли. Внести в верхнюю часть пламени горелки и наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание пламени.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Провести частные реакции на катион К+.

а) Действие гидротартратом натрия NaHC4H4O6.

1. В пробирку прилить 2 мл раствора соли калия и столько же раствора NaHC4H4O6.

2. Пробирку с испытуемым раствором поместить под струю холодной воды и протирать стеклянной палочкой по внутренней стороне пробирки.

3. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

  КCI + NaHC4H4O6=

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с гексонитрокобальтатом (III) натрия:

1. В пробирку прилить 2 мл KCI  и столько же раствора реактива Na3[Co(NO2)6].

2. Ваши наблюдения

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Составить уравнение взаимодействия двух веществ в молекулярном и ионном виде KCI + Na3[Co(NO2)6]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени:

Летучие соли окрашивают пламя горелки в розово-фиолетовый цвет. В присутствии иона розово-фиолетовая окраска становится незаметной, т.к. желтый спектр маскирует окраску. Поэтому пламя следует рассматривать через синее стекло, не пропускающее желтых лучей. Реакция проводится аналогично реакции на катион натрия.

Вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  

Задание 3.  Провести частные реакции на катион NH4+.

а) Реакция с сильными щелочами КОН и NaOH.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли аммония NH4CI или (NH4)2SO4  и столько же NaOH.
    1.  Нагреть пробирку (соблюдая правила техники безопасности).
      1.  Что наблюдаем? Как определить выделившийся газ?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

NH4CI + KOH 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реакция с реактивом Несслера K2[HqJ4] + KOH.

1). К 2 мл соли аммония NH4CI прилить 5 мл дистиллированной воды и 1-2 капли реактива Несслера.

2). Что наблюдаем?

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Идет реакция:

_________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

  1.  Укажите отличия І аналитической группы от всех остальных,катионов.

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какой реактив называют групповым? (Приведите примеры):

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Дать определение специфическим реакциям:

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Реакции, на какой катион I группы имеют значение в технологической практике? Почему?

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  правила техники безопасности;  
  •  частные реакции катионов I группы.

УМЕТЬ:

  •  пользоваться химическими реактивами, химической посудой;
  •  выполнять опыты и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36532. Понятие систем исчисления,Виды систем исчисления.Правила двоичной арифметики.Кодировка систем исчисления 27.5 KB
  Правила двоичной арифметики: Для автоматизации работы с данными относящимися к различным типам очень важно унифицировать их форму представления для этого обычно используется прием кодирования то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. Естественные человеческие языки это не что иное как системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи. К языкам близко примыкают азбуки системы кодирования компонентов языка с помощью...
36533. Современная методология программирования 28.5 KB
  Однако процесс создания программы остается кустарным и творческим. Появляется противоречие между кустарным способом разработки программ и индустриальным характером продукции отсюда возникает потребность в создании методологии программирования его стандартизации и разработке логических правил синтеза программы. Для оценки качества программ существуют следующие критерии: 1Работоспособность возможность выполнения программы на имеющемся ЭВМ 2Правильность или корректность строгое соответствие результата полученного при выполнении программы...
36534. Основные принципы информационного программирования 24.5 KB
  Современная методология программирования базируется на следующих основных принципах: 1Разбиение процесса создания программы на отдельные этапы и соблюдение их четкой последовательности. 5Использование принципов структурного программирования которое включает в себя проектирование алгоритма на основе ограниченного набора базовых конструкций: 1.
36535. Наставничество в органах внутренних дел 172 KB
  Наставничество в органах внутренних дел представляет собой важную форму повышения профессионального мастерства, трудового и нравственного воспитания лиц рядового и начальствующего состава.
36536. Жизненный цикл программного обеспечения. Понятия спецификации 26.5 KB
  Совукупность требований: пределенные требования спецификаций. Специфика́ция инженерный термин обозначающий набор требований и параметров которым удовлетворяет некоторая сущность. Совокупность требований рограмма.
36537. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания. Структурированный алгоритм 27 KB
  Свойства алгоритма. Структурированный алгоритм. Алгоритмэто конечный набор правил последовательное применение которых позволяет преобразовать исходные данные в результат.
36538. Характеристика языка Паскаль.Структура языка, алгоритм 33.5 KB
  Структура языка алгоритм. Существует ряд объективных причин обусловивших выдающийся успех языка Pscl. IIНесмотря на относительную простоту языка он оказался пригоден для весьма широкого спектра приложений в том числе для разработки очень больших и сложных программ например операционных систем.
36539. Структура языка Паскаль. Константы, переменные, стандартные функции 33 KB
  Константы переменные стандартные функции Любая программа на Турбо Паскале имеет одну и ту же общую структуру: [progrm имя программы ;] [ раздел описаний ] begin раздел операторов end. Эта структура состоит из заголовка программы необязательного раздела описаний который может в особых случаях отсутствовать и раздела операторов содержащего хотя бы один оператор. Имя программы идентификатор выбираемый программистом. В разделе описаний должны быть описаны все нестандартные имена используемые далее в разделе операторов этой программы.
36540. Арифметические выражения в Паскаль 26 KB
  Целые числа типа integer это числа диапазона 32768 . Константы типа integer обычные целые числа возможно со знаком. В этих числах недопустимы точка или запятая.