36797

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции на катионы Аg. Частные реакции на катионы Pb2. Провести частные реакции на катион серебра g.

Русский

2013-09-23

80.5 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 3.

Тема:   «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

              II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:                       Разработка мероприятий по внедрению

новых технологических процессовьи обновление средств производства.

Умения:                                Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды,внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы II аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия II группы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места:

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водяная баня, дистиллированная вода.

 Реактивы:

AgNO3, HNO3, HCl, NH4OH, K2CrO4, Pb (NO3)2, KJ, Na2S2O3, CH3COOH.  

Правила техники безопасности:

  •  соблюдать  осторожность при работе со стеклянной посудой;
  •  нельзя избыток реактива высыпать или сливать из своей пробирки в общую                         реактивную склянку;
  •  запрещается бросать в водопроводные раковины битое стекло, использован - ные фильтры.

Межпредметные связи: 

Неорганическая химия, Стандартизация и контроль качества продукции.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции на катионы Аg+.
  2.  Частные реакции на катионы Pb2+.
  3.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Ко второй аналитической группе катионов относятся ионы: Ag+, Pb+, Hg22+. Все катионы бесцветны. Групповой реактив катионов - хлороводород (HCI). Данные катионы осаждаются соляной кислотой в виде хлоридов. Хлорид серебра AgCI – творожистый осадок, не растворим в H2O, в азотной кислоте (НNO3), но растворимый в NH4OH (гидроксиде аммония), а хлорид свинца PbCI2 – творожистый осадок,  растворимый в горячей воде. Хлориды серебра и свинца растворимы в избытке соляной кислоты.

Ход работы:

Задание 1.

Провести частные реакции на катион серебра (Ag+).

а) реакция с групповым реактивом HCI.

1. В пробирку прилить 2 мл HCI и 2мл AgNO3.

2. Ваши наблюдения

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Составить уравнения реакций в ионном и молекулярном виде:

AgNO3 + HCI →        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  В пробирку с данным осадком (AgCI) добавить избыток NH4OH.
  2.  Наблюдать растворение осадка, которое идет по уравнению:

AgCI + 2NH4OH = [Ag (NH3)2] Cl + 2H2O

                                    аммиак серебра

     Образуется комплексное соединение.

  1.  Получить вновь творожистый осадок (AgCl).

- В пробирку с комплексным соединением добавить 2-3 мл азотной кислоты.

  1.  Ваши наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Составить уравнение образования осадка:

[Ag (NН3)2] Cl + HNO3 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) действия хромата калия K2CrO4

  1.  В пробирку приливаем 2 мл раствора AgNO3  и столько же K2CrO4. (Реакцию проводим в нейтральной среде.)
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + K2CrO4 =

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) действие тиосульфата натрия (Na2S2O3).   

  1.  В пробирку прилить раствор AgNO3 количеством 2 мл, добавить раствор Na2S2O3 количеством 2 мл. Добавить немного воды.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + Na2S2O3   =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ag2S2O3 + H2O = Ag2S    + H2SO4

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________         

Задание 2.

Провести частные реакции на катион свинца (Pb2+).

а) действие группового реактива HCl

  1.  В пробирку прилить 2 мл нитрата свинца Pb(NO3)2, столько же раствора соляной кислоты (HCI).
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + HCl =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок PbCI2 (хлорид свинца) заметно растворим в холодной воде и хорошо растворим в горячей воде. К раствору с осадком добавить 5-6 капель дистиллированной воды и нагреть на кипящей водяной бане.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Охладить раствор (под струей холодной воды), что наблюдаете?

б) Действие йодида калия KI

  1.  В пробирку прилить раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 2 мл, столько же добавить KI.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + KI =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок отделить от раствора.
  2.  К осадку добавить 3-4 мл раствора уксусной кислоты (СН3СООН).
  3.  Кипятить содержимое пробирки, приливая понемногу воды, до растворения осадка.
  4.  Содержимое пробирки медленно охладить.
  5.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

PbI2 + CH3COOH =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение группового реактива. Указать особенности группового реактива для катионов 2 группы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Как разделить катионы серебра Ag+ от катионов свинца Pb2+.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Заполните таблицу: (Составьте формулы осадков).

Катионы

Реактивы

Окрашивание пламени

HCI

NH4OH

KI

K2CrO4

Ag+

-

Pb2+

-

Hg22+

-

  1.  Охарактеризуйте катион Hg22+:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

ЗНАТЬ:

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Частные реакции катионов II аналитической группы.
  •  Групповой реактив на данные катионы.

                                      

УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химической посудой, реактивами.
  •  Выполнять опыты и делать соответствующие выводы, сравнивать реакции на I группу катионов и II группу.                              

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38198. Воєнна політологія як наука 134.5 KB
  Воєнна політика – частина загальної політики певних соціальних сил і спеціально створених ними інститутів влади, що спрямована на підготовку і використання (навмисне або змушене, військове або невійськове) засобів збройного насильства для досягнення тих або інших класових, національних або загальнолюдських інтересів, мети; для ведення війни або протидії.
38199. Аерократія та ефірократія 36.03 KB
  Мондіалістські центри мали своїх кореспондентів і в Москві. Ключовою постаттю був академік Гвішіані, директор Інституту Системних Досліджень, який був чимось подібним до філіалу “Трілатераля”
38200. Міграційні процеси і екологічний імператив як фактор світової політики 27.04 KB
  З врахуванням триваючої тенденції до росту чисельності населення можна припустити можливість своєрідного демографічного «перевантаження» нашої планети...
38201. Конфлікти та війни сучасності 55.19 KB
  Терміном «Близькосхідний конфлікт» (конфлікт на Близькому Сході) позначається серія міжнародних конфліктів, що протікають із 1940-х років в цьому регіоні. В цих конфліктах брали та досі беруть участь численні арабські держави, Ізраїль, Іран, Туреччина, зовнішні актори – США, СРСР, Росія, ЄС, міжнародні організації. Важливість Близькосхідного конфлікту завжди обумовлюється стратегічним значенням регіону – на Близький Схід
38202. Структура воєнної політики сучасної України 30.84 KB
  Сьогодні українсько-російські відносини перебувають у досить складному, якщо не сказати критичному стані, про що свідчать оцінки експертів (і з російського, і з українського боку). Останнім часом спостерігалося зростання конфліктності в багатьох сферах співробітництва
38204. Актуальні проблеми воєнної політології 108.5 KB
  За такого підходу до предмета âВійськової політологіїâ відносять військові аспекти окремих галузей знань: філософії політики політичної історії політичної соціології та економіки та ін. Звідси âвійськову політологіюâ пропонують вважати не самостійною наукою а комплексною науковою дисципліною на зразок теорії безпеки окремі галузі якої відповідали б різновидам військової політики; 3 третя група політологів зазначає що âВійськова політологіяâ має свій специфічний предмет. Їхня думка зводиться до того що...
38205. Обороноздатність держави: сутність, зміст 105.5 KB
  Політичні і економічні засади забезпечення обороноздатності України. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Проблеми повязані із забезпеченням воєнної безпеки нашої держави були актуальними з перших днів незалежності України. Однією з вихідних категорій що застосовується для розкриття сутності та змісту процесів забезпечення оборони нашої країни і які часто зустрічаються у...