36797

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции на катионы Аg. Частные реакции на катионы Pb2. Провести частные реакции на катион серебра g.

Русский

2013-09-23

80.5 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 3.

Тема:   «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

              II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:                       Разработка мероприятий по внедрению

новых технологических процессовьи обновление средств производства.

Умения:                                Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды,внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы II аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия II группы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места:

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водяная баня, дистиллированная вода.

 Реактивы:

AgNO3, HNO3, HCl, NH4OH, K2CrO4, Pb (NO3)2, KJ, Na2S2O3, CH3COOH.  

Правила техники безопасности:

  •  соблюдать  осторожность при работе со стеклянной посудой;
  •  нельзя избыток реактива высыпать или сливать из своей пробирки в общую                         реактивную склянку;
  •  запрещается бросать в водопроводные раковины битое стекло, использован - ные фильтры.

Межпредметные связи: 

Неорганическая химия, Стандартизация и контроль качества продукции.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции на катионы Аg+.
  2.  Частные реакции на катионы Pb2+.
  3.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Ко второй аналитической группе катионов относятся ионы: Ag+, Pb+, Hg22+. Все катионы бесцветны. Групповой реактив катионов - хлороводород (HCI). Данные катионы осаждаются соляной кислотой в виде хлоридов. Хлорид серебра AgCI – творожистый осадок, не растворим в H2O, в азотной кислоте (НNO3), но растворимый в NH4OH (гидроксиде аммония), а хлорид свинца PbCI2 – творожистый осадок,  растворимый в горячей воде. Хлориды серебра и свинца растворимы в избытке соляной кислоты.

Ход работы:

Задание 1.

Провести частные реакции на катион серебра (Ag+).

а) реакция с групповым реактивом HCI.

1. В пробирку прилить 2 мл HCI и 2мл AgNO3.

2. Ваши наблюдения

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Составить уравнения реакций в ионном и молекулярном виде:

AgNO3 + HCI →        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  В пробирку с данным осадком (AgCI) добавить избыток NH4OH.
  2.  Наблюдать растворение осадка, которое идет по уравнению:

AgCI + 2NH4OH = [Ag (NH3)2] Cl + 2H2O

                                    аммиак серебра

     Образуется комплексное соединение.

  1.  Получить вновь творожистый осадок (AgCl).

- В пробирку с комплексным соединением добавить 2-3 мл азотной кислоты.

  1.  Ваши наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Составить уравнение образования осадка:

[Ag (NН3)2] Cl + HNO3 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) действия хромата калия K2CrO4

  1.  В пробирку приливаем 2 мл раствора AgNO3  и столько же K2CrO4. (Реакцию проводим в нейтральной среде.)
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + K2CrO4 =

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) действие тиосульфата натрия (Na2S2O3).   

  1.  В пробирку прилить раствор AgNO3 количеством 2 мл, добавить раствор Na2S2O3 количеством 2 мл. Добавить немного воды.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + Na2S2O3   =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ag2S2O3 + H2O = Ag2S    + H2SO4

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________         

Задание 2.

Провести частные реакции на катион свинца (Pb2+).

а) действие группового реактива HCl

  1.  В пробирку прилить 2 мл нитрата свинца Pb(NO3)2, столько же раствора соляной кислоты (HCI).
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + HCl =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок PbCI2 (хлорид свинца) заметно растворим в холодной воде и хорошо растворим в горячей воде. К раствору с осадком добавить 5-6 капель дистиллированной воды и нагреть на кипящей водяной бане.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Охладить раствор (под струей холодной воды), что наблюдаете?

б) Действие йодида калия KI

  1.  В пробирку прилить раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 2 мл, столько же добавить KI.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + KI =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок отделить от раствора.
  2.  К осадку добавить 3-4 мл раствора уксусной кислоты (СН3СООН).
  3.  Кипятить содержимое пробирки, приливая понемногу воды, до растворения осадка.
  4.  Содержимое пробирки медленно охладить.
  5.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

PbI2 + CH3COOH =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение группового реактива. Указать особенности группового реактива для катионов 2 группы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Как разделить катионы серебра Ag+ от катионов свинца Pb2+.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Заполните таблицу: (Составьте формулы осадков).

Катионы

Реактивы

Окрашивание пламени

HCI

NH4OH

KI

K2CrO4

Ag+

-

Pb2+

-

Hg22+

-

  1.  Охарактеризуйте катион Hg22+:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

ЗНАТЬ:

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Частные реакции катионов II аналитической группы.
  •  Групповой реактив на данные катионы.

                                      

УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химической посудой, реактивами.
  •  Выполнять опыты и делать соответствующие выводы, сравнивать реакции на I группу катионов и II группу.                              

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53216. ЗАСТОСУВАННЯ ГРАФІКІВ З МОДУЛЕМ ДО РОЗВЯЗУВАННЯ РІВНЯНЬ І НЕРІВНОСТЕЙ З МОДУЛЕМ 132.5 KB
  Цього можна досягти якщо попередньо над даним рівнянням виконати деякі перетворення які приводять до рівняння еквівалентного початковому: такі перетворення інколи зводяться до перенесення деяких членів рівняння з однієї його частини в другу.
53217. Розв’язування систем рівнянь графічним способом 220.5 KB
  Мета уроку: закріпити та вдосконалити вміння розвязувати системи рівнянь з двома невідомими графічним способом; розвивати вміння аналізувати; виховувати бажання працювати в групі культуру спілкування. Обладнання і методичний матеріал: компютери програмний педагогічний засіб GRN1 роздатковий матеріал: а аркуші завдань для роботи на уроці тестові завдання картки консультації з прикладами розвязування систем рівнянь у GRN1. Перевірити правильність виконання домашнього завдання звіренням...
53218. Линейная функция и её график 101 KB
  Дать учащимся представление о линейной функции вида у=kх в рассмотреть частный случай у= kх; формировать умение строить график линейной функции и выяснять отдельные характеристики линейной по её графику; развивать логическое мышление вычислительные навыки по табличным значениям находить соответствующие точки на координатной плоскости; развивать самообразовательную и информационную компетентность. Выполнение математического диктанта Вариант 1...
53219. Простейшие преобразования графиков функций 54.5 KB
  І красные Графики функций y=fxn n 0 Каждый учасник получает задание построить график функции: №1. х Каждый ученик построил график своей функции дома. Группа делает вывод преобразования графика своей функции. 15 минут работы каждый ученик рассказывает построение графика своей функции.