36797

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции на катионы Аg. Частные реакции на катионы Pb2. Провести частные реакции на катион серебра g.

Русский

2013-09-23

80.5 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 3.

Тема:   «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

              II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:                       Разработка мероприятий по внедрению

новых технологических процессовьи обновление средств производства.

Умения:                                Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды,внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы II аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия II группы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места:

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водяная баня, дистиллированная вода.

 Реактивы:

AgNO3, HNO3, HCl, NH4OH, K2CrO4, Pb (NO3)2, KJ, Na2S2O3, CH3COOH.  

Правила техники безопасности:

  •  соблюдать  осторожность при работе со стеклянной посудой;
  •  нельзя избыток реактива высыпать или сливать из своей пробирки в общую                         реактивную склянку;
  •  запрещается бросать в водопроводные раковины битое стекло, использован - ные фильтры.

Межпредметные связи: 

Неорганическая химия, Стандартизация и контроль качества продукции.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции на катионы Аg+.
  2.  Частные реакции на катионы Pb2+.
  3.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Ко второй аналитической группе катионов относятся ионы: Ag+, Pb+, Hg22+. Все катионы бесцветны. Групповой реактив катионов - хлороводород (HCI). Данные катионы осаждаются соляной кислотой в виде хлоридов. Хлорид серебра AgCI – творожистый осадок, не растворим в H2O, в азотной кислоте (НNO3), но растворимый в NH4OH (гидроксиде аммония), а хлорид свинца PbCI2 – творожистый осадок,  растворимый в горячей воде. Хлориды серебра и свинца растворимы в избытке соляной кислоты.

Ход работы:

Задание 1.

Провести частные реакции на катион серебра (Ag+).

а) реакция с групповым реактивом HCI.

1. В пробирку прилить 2 мл HCI и 2мл AgNO3.

2. Ваши наблюдения

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Составить уравнения реакций в ионном и молекулярном виде:

AgNO3 + HCI →        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  В пробирку с данным осадком (AgCI) добавить избыток NH4OH.
  2.  Наблюдать растворение осадка, которое идет по уравнению:

AgCI + 2NH4OH = [Ag (NH3)2] Cl + 2H2O

                                    аммиак серебра

     Образуется комплексное соединение.

  1.  Получить вновь творожистый осадок (AgCl).

- В пробирку с комплексным соединением добавить 2-3 мл азотной кислоты.

  1.  Ваши наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Составить уравнение образования осадка:

[Ag (NН3)2] Cl + HNO3 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) действия хромата калия K2CrO4

  1.  В пробирку приливаем 2 мл раствора AgNO3  и столько же K2CrO4. (Реакцию проводим в нейтральной среде.)
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + K2CrO4 =

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) действие тиосульфата натрия (Na2S2O3).   

  1.  В пробирку прилить раствор AgNO3 количеством 2 мл, добавить раствор Na2S2O3 количеством 2 мл. Добавить немного воды.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + Na2S2O3   =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ag2S2O3 + H2O = Ag2S    + H2SO4

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________         

Задание 2.

Провести частные реакции на катион свинца (Pb2+).

а) действие группового реактива HCl

  1.  В пробирку прилить 2 мл нитрата свинца Pb(NO3)2, столько же раствора соляной кислоты (HCI).
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + HCl =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок PbCI2 (хлорид свинца) заметно растворим в холодной воде и хорошо растворим в горячей воде. К раствору с осадком добавить 5-6 капель дистиллированной воды и нагреть на кипящей водяной бане.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Охладить раствор (под струей холодной воды), что наблюдаете?

б) Действие йодида калия KI

  1.  В пробирку прилить раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 2 мл, столько же добавить KI.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + KI =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок отделить от раствора.
  2.  К осадку добавить 3-4 мл раствора уксусной кислоты (СН3СООН).
  3.  Кипятить содержимое пробирки, приливая понемногу воды, до растворения осадка.
  4.  Содержимое пробирки медленно охладить.
  5.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

PbI2 + CH3COOH =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение группового реактива. Указать особенности группового реактива для катионов 2 группы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Как разделить катионы серебра Ag+ от катионов свинца Pb2+.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Заполните таблицу: (Составьте формулы осадков).

Катионы

Реактивы

Окрашивание пламени

HCI

NH4OH

KI

K2CrO4

Ag+

-

Pb2+

-

Hg22+

-

  1.  Охарактеризуйте катион Hg22+:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

ЗНАТЬ:

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Частные реакции катионов II аналитической группы.
  •  Групповой реактив на данные катионы.

                                      

УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химической посудой, реактивами.
  •  Выполнять опыты и делать соответствующие выводы, сравнивать реакции на I группу катионов и II группу.                              

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14882. МӘДЕНИ МҰРАЛАРДЫҢ ТҮРКІЛІК ТАРИХТЫ ЗЕРТТЕУДЕГІ ҮЛЕСІ 70.5 KB
  МӘДЕНИ МҰРАЛАРДЫҢ ТҮРКІЛІК ТАРИХТЫ ЗЕРТТЕУДЕГІ ҮЛЕСІ Ф.К. Қайырханова Қазақстан Республикасы Ғылым Академиясы Ш.Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты Алматы қ. Қазақстанның қазіргі тәуелсіздік кезеңіндегі тарихи дамуында қоғамның мәдени саласының...
14883. Мың бір бояу іздеген 49 KB
  Мың бір бояу іздеген Осы бір аққұба өңді өткір жанарлы орта бойлы жанға жүздескен сайын әр адам өзіне бір шапағат алатындай сезімде болады. Бұл адам жеті өнерді тел емген сансалалы шығармашылықтың шыңына өзіндік қайталанбас қолтаңбасымен айшығымен шыққан суретке
14884. ОРТА АЗИЯ МЕН ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ХАЛЫҚ МӘДЕНИЕТІНІҢ ӨРКЕНДЕУІ 61.5 KB
  ОРТА АЗИЯ МЕН ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ХАЛЫҚ МӘДЕНИЕТІНІҢ ӨРКЕНДЕУІ С.Т. Нұрманова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Мәдениет бүкіл адамзаттың тарихында жасалған материалдық және рухани байлықтың жиынтығы. Өткен мәдениетіміздің жаңа мәдениетке ауысуы ...
14885. Өнер және бейнелеу 48.5 KB
  Өнер және бейнелеу Рухани мәдениетіміздің зерттелу тарихын дәл мына уақыттан басталды деп басып айту қиын. Халықтық мәдениет қаншалықты көне болса оның зерттелу тарихы да соншалықты тереңге таратады. Сол сияқты рухани мұрамыздың жиналу саралану насихатталуы да тер...
14886. Болат Сарыбаев 34.5 KB
  Болат Сарыбаев Сарыбаев Болат 1927-1984 музыкатанушы өнертану кандидаты. Құрманғазы атындағы Алматы мемлекеттік консерваториясын қобыз класы бойынша бітірген мұнан соң халық аспаптар кафедрасында дәріс берген бір мезгілде қазақтың халықтық музыкалық аспаптар...
14887. Саят құстары және олардың жаратылыстағы ерекшеліктері 75 KB
  Саят құстары және олардың жаратылыстағы ерекшеліктері Академик Әлкей Марғұлан Дала данышпанының таяуда табылған Саят құстары атты зерттеу мақаласы өз өмірінің қысылтаяң тұстарында жазылған. 1934-1939 және 1947-1953 жылдары академиялық іргелі ғылыммен айналысудан ше
14888. ТҮРКІСТАННЫҢ ИСЛАМ ӘЛЕМІНДЕГІ ЕРЕКШЕ ОРНЫ 101.5 KB
  ТҮРКІСТАННЫҢ ИСЛАМ ӘЛЕМІНДЕГІ ЕРЕКШЕ ОРНЫ Мұртаза БҰЛҰТАЙ Ислами әдебиеттерде көбінесе Йесе Йеси деп аталатын заманауи Түркістан шаһарының діни тарихи әлеуметтік маңызын екшемес бұрын Түркістан сөзінің мағнасын сәл талдап көрелік. VIIғасырда Орта Аз
14889. ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТТЫҚ АҒАШ ОЮ-ӨРНЕГІНІҢ ЭТНО-МӘДЕНИ ҚЫЗМЕТІ 56.5 KB
  ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТТЫҚ АҒАШ ОЮӨРНЕГІНІҢ ЭТНОМӘДЕНИ ҚЫЗМЕТІ F. Құрманқұлова Ы.Алтынсарин атындағы № 49 мектепгимназия Тараз қ. Қазақстан Республикасының Президенті Н.Назарбаев өзінің 2003 жылғы 4 сәуірде Қазақстан халқына арналған Жолдауында Біз өз мәдениетіміздің құ...
14890. ҰЛТТЫҚ ҚОЛ ӨНЕР - ЭСТЕТИКАЛЫҚ ТӘРБИЕНІҢ НЕГІЗІ 40.5 KB
  ҰЛТТЫҚ ҚОЛ ӨНЕР ЭСТЕТИКАЛЫҚ ТӘРБИЕНІҢ НЕГІЗІ Ахман Сұхбан Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия Ұлттық университеті Астана қаласы Халқымыз қолөнерді ертеден қастерлеп бағалай білген. Атадан балаға ұласып келе жатқан осы дәстүр кейбір жерлерде ұмытыла бастағ...