36797

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции на катионы Аg. Частные реакции на катионы Pb2. Провести частные реакции на катион серебра g.

Русский

2013-09-23

80.5 KB

11 чел.

Лабораторная работа № 3.

Тема:   «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

              II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:                       Разработка мероприятий по внедрению

новых технологических процессовьи обновление средств производства.

Умения:                                Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды,внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы II аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия II группы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места:

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водяная баня, дистиллированная вода.

 Реактивы:

AgNO3, HNO3, HCl, NH4OH, K2CrO4, Pb (NO3)2, KJ, Na2S2O3, CH3COOH.  

Правила техники безопасности:

  •  соблюдать  осторожность при работе со стеклянной посудой;
  •  нельзя избыток реактива высыпать или сливать из своей пробирки в общую                         реактивную склянку;
  •  запрещается бросать в водопроводные раковины битое стекло, использован - ные фильтры.

Межпредметные связи: 

Неорганическая химия, Стандартизация и контроль качества продукции.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции на катионы Аg+.
  2.  Частные реакции на катионы Pb2+.
  3.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Ко второй аналитической группе катионов относятся ионы: Ag+, Pb+, Hg22+. Все катионы бесцветны. Групповой реактив катионов - хлороводород (HCI). Данные катионы осаждаются соляной кислотой в виде хлоридов. Хлорид серебра AgCI – творожистый осадок, не растворим в H2O, в азотной кислоте (НNO3), но растворимый в NH4OH (гидроксиде аммония), а хлорид свинца PbCI2 – творожистый осадок,  растворимый в горячей воде. Хлориды серебра и свинца растворимы в избытке соляной кислоты.

Ход работы:

Задание 1.

Провести частные реакции на катион серебра (Ag+).

а) реакция с групповым реактивом HCI.

1. В пробирку прилить 2 мл HCI и 2мл AgNO3.

2. Ваши наблюдения

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Составить уравнения реакций в ионном и молекулярном виде:

AgNO3 + HCI →        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  В пробирку с данным осадком (AgCI) добавить избыток NH4OH.
  2.  Наблюдать растворение осадка, которое идет по уравнению:

AgCI + 2NH4OH = [Ag (NH3)2] Cl + 2H2O

                                    аммиак серебра

     Образуется комплексное соединение.

  1.  Получить вновь творожистый осадок (AgCl).

- В пробирку с комплексным соединением добавить 2-3 мл азотной кислоты.

  1.  Ваши наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Составить уравнение образования осадка:

[Ag (NН3)2] Cl + HNO3 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) действия хромата калия K2CrO4

  1.  В пробирку приливаем 2 мл раствора AgNO3  и столько же K2CrO4. (Реакцию проводим в нейтральной среде.)
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение взаимодействия веществ в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + K2CrO4 =

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) действие тиосульфата натрия (Na2S2O3).   

  1.  В пробирку прилить раствор AgNO3 количеством 2 мл, добавить раствор Na2S2O3 количеством 2 мл. Добавить немного воды.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций в молекулярном и ионном виде:

AgNO3 + Na2S2O3   =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ag2S2O3 + H2O = Ag2S    + H2SO4

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________         

Задание 2.

Провести частные реакции на катион свинца (Pb2+).

а) действие группового реактива HCl

  1.  В пробирку прилить 2 мл нитрата свинца Pb(NO3)2, столько же раствора соляной кислоты (HCI).
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + HCl =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок PbCI2 (хлорид свинца) заметно растворим в холодной воде и хорошо растворим в горячей воде. К раствору с осадком добавить 5-6 капель дистиллированной воды и нагреть на кипящей водяной бане.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Охладить раствор (под струей холодной воды), что наблюдаете?

б) Действие йодида калия KI

  1.  В пробирку прилить раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 2 мл, столько же добавить KI.
  2.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение в молекулярном и ионном виде:

Pb (NO3)2 + KI =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Осадок отделить от раствора.
  2.  К осадку добавить 3-4 мл раствора уксусной кислоты (СН3СООН).
  3.  Кипятить содержимое пробирки, приливая понемногу воды, до растворения осадка.
  4.  Содержимое пробирки медленно охладить.
  5.  Ваши наблюдения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

PbI2 + CH3COOH =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение группового реактива. Указать особенности группового реактива для катионов 2 группы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Как разделить катионы серебра Ag+ от катионов свинца Pb2+.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Заполните таблицу: (Составьте формулы осадков).

Катионы

Реактивы

Окрашивание пламени

HCI

NH4OH

KI

K2CrO4

Ag+

-

Pb2+

-

Hg22+

-

  1.  Охарактеризуйте катион Hg22+:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

ЗНАТЬ:

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Частные реакции катионов II аналитической группы.
  •  Групповой реактив на данные катионы.

                                      

УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химической посудой, реактивами.
  •  Выполнять опыты и делать соответствующие выводы, сравнивать реакции на I группу катионов и II группу.                              

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17888. Микроэкономика. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины 216.5 KB
  Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины Микроэкономика для студентов обучающихся по направлениям 0305 Экономика и предпринимательство и Менеджмент всех форм обучения Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины ...
17889. СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ЯК ЦІЛІСНА СИСТЕМА. ЗАГАЛЬНОЦИВІЛІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІЧНІ ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ 277 KB
  Тема 1 . СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ЯК ЦІЛІСНА СИСТЕМА. ЗАГАЛЬНОЦИВІЛІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІЧНІ ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ПЛАН Поняття світового господарства 2. Загальне поняття €œміжнародна економіка€ 3. Загальноцивілізаційні економічні ознаки та критерії. Пре...
17890. ВИДІЛЕННЯ ПІДСИСТЕМ СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПОКАЗНИКИ ЙОГО РОЗВИТКУ 204 KB
  Тема 2 . ВИДІЛЕННЯ ПІДСИСТЕМ СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПОКАЗНИКИ ЙОГО РОЗВИТКУ ПЛАН Критерії виділення підсистем світового господарства. Основні показники розвитку світового господарства. Групи країн у світовій економіці. Класифікації країн за метод...
17891. ГЛОБАЛЬНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА: КОНЦЕПЦІЇ ТА МОДЕЛІ РОЗВИТКУ 101 KB
  Тема 3 . ГЛОБАЛЬНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА: КОНЦЕПЦІЇ ТА МОДЕЛІ РОЗВИТКУ ПЛАН 1. Концепції глобальної економічної системи 2. Головні елементи міжнародної економічної системи 3. Моделі економічного розвитку 1. Концепції глобальної економічної системи Світов...
17892. МІЖНАРОДНА ТОРГІВЛЯ 354.5 KB
  тема 4. Міжнародна торгівля 1. Сутність міжнародної торгівлі та її роль в системі світогосподарських зв’язків. Еволюція теорій міжнародної торгівлі 2. Види та методи сучасної міжнародної торгівлі 3. Міжнародна торгівля послугами 4. Показники міжнародної торгівлі 5.
17893. Світова економіка: суть, основні закономірності і тенденції її розвитку на рубежі ХХ-ХХ1вв 53 KB
  Лекція 1. Світова економіка: суть основні закономірності і тенденції її розвитку на рубежі ХХХХ1вв. Світова економіка є складною системою що включає безліч складових її елементів. Основу цієї системи утворюють міжнародне і обмежене рамками окремих держав національне в...
17894. Субєкти сучасного світового господарства і система показників, що характеризують їх місце в світовій економіці 45.5 KB
  Лекція 2. Суб'єкти сучасного світового господарства і система показників що характеризують їх місце в світовій економіці. 1. Основні типи держав і їх економічних об'єднань в світовій економіці У міжнародній практиці всі країни світу підрозділяються на три основні груп
17895. Міжнародна економічна інтеграція 54 KB
  Лекція 3. Міжнародна економічна інтеграція 1. Зміст і форми міжнародної економічної інтеграції Міжнародна економічна інтеграція це процес господарськийполітичного об'єднання країн на основі розвитку глибоких стійких взаємозв'язків і розподілу праці між націонал
17896. Глобальні проблеми в світовій економіці на рубежі XX - XXI вв 82 KB
  Лекція 4. Глобальні проблеми в світовій економіці на рубежі XX XXI вв. 1. Екологічна криза як глобальна проблема Екологічна проблема має багатовікову історію проте вона загострилася з другої половини XIX в. у міру індустріалізації планети. За останні 100 років було знищено б...