36799

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Частные реакции на катионы Ва2. Частные реакции на катионы Са2. Частные реакции на катион Ва2.

Русский

2013-09-23

68 KB

17 чел.

Лабораторная работа № 4.

     Тема:    «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

 III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновление средств производства.

Умения:                                                 Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды, внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы III аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия IIIгруппы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места: 

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водная баня, дистиллированная вода.

 

Реактивы: 

(NH4)2 CO3 , CaCl2 , (NH4 )2CO3 ,K2CrO4 , Na2SO4 , Na2HPO4 , NaOH,       CH3COOH, HCl (разбавленная), H2SO4 (концентрированная), BaCl2 (сухой), CaCl2 (сухой)

Правила техники безопасности: 

В химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Выполнять следует только те опыты, которые предусмотрены заданием. Нельзя взятый избыток реактивов высыпать или выливать из пробирки в общую реактивную склянку.

Межпредметная связь: 

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология, технология приготовления пищи, экология.

Ход работы:

Перечень заданий:

  1.  Действие группового реактива на катионы третьей группы.
  2.  Частные реакции на катионы Ва2+.
  3.  Частные реакции на катионы Са2+.
  4.  Заполнить таблицу.
  5.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

    Третья группа катионов отличается от первой группы тем, что имеет групповой реактив – H2SO4. Ион SO42-  дает с катионами второй группы нерастворимые в воде осадки белого цвета: BaSO4, CaSO4, SrSO4.  Эти осадки нерастворимы в кислотах и щелочах. С целью их перевода в раствор, сульфаты в начале многократно при нагревании обрабатывают насыщенным раствором карбоната натрия (Na2CO3), а затем карбонаты этих катионов растворяются в кислоте.

Задание № 1

Действие группового реактива на катионы.

  1.  В две пробирки с веществами BaCI2 и CaCI2 добавить 2 мл H2SO4.
  2.  Что наблюдаете? Указать цвет осадков.

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнения реакций:

ВаСI2 + H2SO4 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

CaCI2 + H2SO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Частные реакции на катион Ва2+.

а)  Действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В  пробирку налить 2-3 мл соли бария и столько же раствора карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения между веществами:

   (NH4)2CO3 + BaCI2 = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Растворить осадок в уксусной или соляной кислоте.
  2.  Составить уравнение растворения осадка:

BaCO3 + CH3COOH = ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие хромата калия K2CrO4 .

  1.  В пробирку прилить 2-3 мл раствора соли бария и столько же раствора хромата калия.
  2.  Ваши наблюдения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнение реакции:

 BaCI2 + K2CrO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

В соль бария опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание, какого цвета?

Задание № 3.

Частные реакции на катион Са2+.

а) действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В пробирку прилить 2 мл раствора соли кальция и столько же карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций:

    CaCl2 + (NH4)2CO3 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нагреть осадок, записать наблюдения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие оксалата аммония (NH4)2C2O4.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли кальция и столько же раствора оксалата аммония.
  2.  Ваши наблюдения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения реакций:

    (NH4)2C2O4 + CaCI2 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

Летучие соли кальция окрашивают пламя горелки в интенсивный цвет. В соль кальция опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Записать ваши наблюдения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Заполните таблицу после выполнения опытов.

Ион

Реагент

Уравнения в ионном виде

Внешний эффект

Условия проведения опытов

Задание 5.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение гидролиза.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие соли подвергаются гидролизу? (Привести примеры).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза таких солей Na3PO4 , KBr, Al(NO3)3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Охарактеризуйте ион Sr2+ .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какую реакцию используют при определении полноты вложения молока в супах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

   ЗНАТЬ:                  

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Общую характеристику катионов третьей группы. 
  •  Частные реакции катионов третьей группы, групповой реактив.  

   УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химическими реактивами, химической посудой.
  •  Выполнят опыты, и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20524. Исследование электрической цепи переменного тока при последовательном соединении 98.5 KB
  Исследование электрической цепи переменного тока при последовательном соединении. Проверить практически и уяснить какие физические явления происходят в цепи переменного тока. Теоретическое обоснование: При подведении к зажимам последовательно соединённых активного сопротивления R индуктивности L и ёмкости C синусоидального напряжения U=UMsinWt и тока I=IMsinWtU. Действующее значение тока в цепи можно найти по закону Ома: где полное сопротивление цепи.
20525. Исследование полупроводникового диода 28.5 KB
  Исследование полупроводникового диода. Цель работы: Изучение свойств плоскостного диода путём практического снятия и исследования его вольтамперной характеристики. UПР В I A Uобр В I A 06 10 25 10 065 15 5 14 07 20 7 20 075 25 9 26 08 80 11 32 Обработка результатов опытов: По данным таблицы 1 2 в декартовой системе координат построить вольтамперную характеристику диода. Это показывает вольтамперная характеристика диода.
20526. Расчёт полупроводникового выпрямителя 20.5 KB
  Расчёт полупроводникового выпрямителя. Цель работы: Научится элементарному расчету выпрямителя. Наиболее широкое распространение получила схема мостового выпрямителя схема состоит из 4 диодов Д1 Д4. Вторичные обмотки трёхфазного выпрямителя соединены Звездой .
20527. Изучение соединения резисторов 70 KB
  Цель работы: Изучить на практике признаки параллельного и последовательного и смешанного соединение резисторов. Общее сопротивление цепи из нескольких последовательных соединение резисторов равно сумме сопротивлений этих резисторов. Параллельным называется такое соединение проводников при котором соединение между собой как усл. Смешанным или последовательно параллельным называется такое соединение при котором на одних участках электрические цепи они соединены параллельно а на других последовательно.
20528. Проверка закона Ома для участка цепи и всей цепи. Проверка закона Кирхгофа 37.5 KB
  Проверка закона Ома для участка цепи и всей цепи. Цель работы: Практически убедится в физических сущности закона Ома для участка цепи. Как показывают опыты ток на участке цепи прямо пропорционально напряжении на этом участке цепи и обратно пропорционально сопротивлении того же участка это закон Ома Рассмотрим полную цепь: ток в этой цепи определяется по формуле закон Ома для полной цепи.цепи с одной ЭДС прямо пропорционален этой ЭДС и обратно пропорционален сумме сопротивлении внешней и внутренней участков цепи.
20529. Измерение мощности и энергии 44 KB
  [Вт] [Вт] 100 Вт = 1 гектоватт [гВт] 1000 Вт = 1 киловатт [кВт] 1000000 Вт = 1 мегаватт [МВт] Электрическая мощность измеряется ваттметром Электрическая энергия измеряется счетчиком электрической энергии.1 № опыта Данные наблюдений Результаты вычислений U I tc P Wэнер R Pобщ 1 220 07 600 154 924 гВт 3143 704 2 220 11 3600 242 8712 гВт 1222 3 220 14 4900 308 15092 гВт 714 Р=UI=22007 = 154; W1=154600=92400=924 гВт P2=UI2=2201.1 = 242; W2=2423600=871200=8712 гВт P3=UI3=2201.4 =...
20530. Определение удельного сопротивления материалов 56 KB
  Цель работы: Опытным путем определить удельное сопротивление проводниковых материалов. Теоретическое основание: Сопротивление проводника характеризует его способность препятствовать прохождения тока. Для того чтобы при расчетах учесть способность разных проводников проводить ток вводится понятие удельное сопротивление. Удельное сопротивление – это сопротивление проводника длиной 1м и поперечное сечение 1 мм2 Сопротивление проводника зависит не только от материала из которого он изготовлен оно зависит и от его размеров длины и поперечного...
20531. Создание и редактирование простейших таблиц в EXEL 91.5 KB
  Интервал или блок ячеек задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек разделенных двоеточием например А1:C4; B1:B10. Для выделения блока ячеек можно использовать мышь перемещать при нажатой левой кнопке или клавиши управления курсором при нажатой клавише Shift. Для удобства представления данных в EXСEL применяются различные форматы ячеек числовой денежный научный процент дата и др. Присвоить формат ячейке или блоку ячеек предварительно выделив их можно с помощью команды Ячейки меню Формат или нажав правую кнопку мыши и...
20532. Создание и редактирование различных видов диаграмм в Excel 74 KB
  Диаграмма – это графическое представление числовых данных. Ряды данных – это наборы значений которые требуется изобразить на диаграмме. Например при построении диаграммы дохода компании за последнее десятилетие рядом данных является набор значений дохода за каждый год. Математический аналог рядов данных это значения функции Y.