36799

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Частные реакции на катионы Ва2. Частные реакции на катионы Са2. Частные реакции на катион Ва2.

Русский

2013-09-23

68 KB

17 чел.

Лабораторная работа № 4.

     Тема:    «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

 III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновление средств производства.

Умения:                                                 Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды, внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы III аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия IIIгруппы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места: 

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водная баня, дистиллированная вода.

 

Реактивы: 

(NH4)2 CO3 , CaCl2 , (NH4 )2CO3 ,K2CrO4 , Na2SO4 , Na2HPO4 , NaOH,       CH3COOH, HCl (разбавленная), H2SO4 (концентрированная), BaCl2 (сухой), CaCl2 (сухой)

Правила техники безопасности: 

В химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Выполнять следует только те опыты, которые предусмотрены заданием. Нельзя взятый избыток реактивов высыпать или выливать из пробирки в общую реактивную склянку.

Межпредметная связь: 

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология, технология приготовления пищи, экология.

Ход работы:

Перечень заданий:

  1.  Действие группового реактива на катионы третьей группы.
  2.  Частные реакции на катионы Ва2+.
  3.  Частные реакции на катионы Са2+.
  4.  Заполнить таблицу.
  5.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

    Третья группа катионов отличается от первой группы тем, что имеет групповой реактив – H2SO4. Ион SO42-  дает с катионами второй группы нерастворимые в воде осадки белого цвета: BaSO4, CaSO4, SrSO4.  Эти осадки нерастворимы в кислотах и щелочах. С целью их перевода в раствор, сульфаты в начале многократно при нагревании обрабатывают насыщенным раствором карбоната натрия (Na2CO3), а затем карбонаты этих катионов растворяются в кислоте.

Задание № 1

Действие группового реактива на катионы.

  1.  В две пробирки с веществами BaCI2 и CaCI2 добавить 2 мл H2SO4.
  2.  Что наблюдаете? Указать цвет осадков.

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнения реакций:

ВаСI2 + H2SO4 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

CaCI2 + H2SO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Частные реакции на катион Ва2+.

а)  Действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В  пробирку налить 2-3 мл соли бария и столько же раствора карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения между веществами:

   (NH4)2CO3 + BaCI2 = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Растворить осадок в уксусной или соляной кислоте.
  2.  Составить уравнение растворения осадка:

BaCO3 + CH3COOH = ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие хромата калия K2CrO4 .

  1.  В пробирку прилить 2-3 мл раствора соли бария и столько же раствора хромата калия.
  2.  Ваши наблюдения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнение реакции:

 BaCI2 + K2CrO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

В соль бария опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание, какого цвета?

Задание № 3.

Частные реакции на катион Са2+.

а) действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В пробирку прилить 2 мл раствора соли кальция и столько же карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций:

    CaCl2 + (NH4)2CO3 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нагреть осадок, записать наблюдения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие оксалата аммония (NH4)2C2O4.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли кальция и столько же раствора оксалата аммония.
  2.  Ваши наблюдения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения реакций:

    (NH4)2C2O4 + CaCI2 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

Летучие соли кальция окрашивают пламя горелки в интенсивный цвет. В соль кальция опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Записать ваши наблюдения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Заполните таблицу после выполнения опытов.

Ион

Реагент

Уравнения в ионном виде

Внешний эффект

Условия проведения опытов

Задание 5.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение гидролиза.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие соли подвергаются гидролизу? (Привести примеры).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза таких солей Na3PO4 , KBr, Al(NO3)3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Охарактеризуйте ион Sr2+ .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какую реакцию используют при определении полноты вложения молока в супах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

   ЗНАТЬ:                  

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Общую характеристику катионов третьей группы. 
  •  Частные реакции катионов третьей группы, групповой реактив.  

   УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химическими реактивами, химической посудой.
  •  Выполнят опыты, и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4339. Использование JavaScript в HTML 64.5 KB
  JavaScript в HTML Основные тезисы: Не тоже самое, что и Java, хотя синтаксис немного схож. Скриптовый (облегченный) интерпретируемый язык без строгой типизации. Внедряется в HTML-код Поддерживается всеми ...
4340. Программирование для Web, CGI (Common Gateway Interface) 464 KB
  Программированиедля Web, CGI (Common Gateway Interface) CGI - это спецификация обмена данными между прикладной программой, выполняемой по запросу пользователя, и HTTP-сервером, который данную программу запускает. Часть информации заголовка HTT...
4341. Протокол HTTP. Унифицированные указатели ресурсов (URL) 133.5 KB
  Протокол HTTP В середине 90-х годов очень популярной стала WWW (WorldWideWeb) — Всемирная паутина. Это набор протоколов и программ для Интернета, представляющих информацию в гипертекстовом формате. Знаменитый браузер Mosaic...
4342. Создание приложений для динамического представления Web-страниц 235 KB
  Создание приложений для динамического представления Web-страниц Основы использования Web - технологий для доступа к базам данных Развитие web технологий с использованием баз данных Создание динамических сайтов Современные технологии динамического пр...
4343. Обзор Common Gateway Interface (CGI) 149.5 KB
  Обзор CGI CGI (Common Gateway Interface, общий шлюзовой интерфейс) относится к числу средств, без которых нельзя обойтись как при создании комплексных Web-узлов, так и при управлении ими. CGI обеспечивает возможность писать сценарии, котор...
4344. Расширенный язык разметки XML 244.5 KB
  Расширенный язык разметки XML Общие сведения об XML Особенности XML Стандарты XML Структура и элементы языка разметки XML Таблицы стилей Расширяемый язык создания ссылок Спецификация XForms 1.0 Области использования языка XML Общие сведения об XML К...
4345. Базовый процесс технологии проектирования веб-сайта и его фазы 87 KB
  Базовый процесс технологии проектирования веб-сайта и его фазы Базовый процесс - это всесторонний план работы для групп любых типов и компаний всех видов с различными бюджетами. Базовый процесс - это всего пять фаз, каждая фаза включает три переплет...
4346. Классификация веб-сайтов 84.5 KB
  Классификация веб-сайтов Корпоративные сайты Промо презентационные сайты Электронные магазины Онлайн-сервисы Контент-проекты Порталы Коммьюнити. Средство общения. Интернет-форумы Литература Корпоративные сайты Корпоративный сайт - это официальное ...
4347. Информационная архитектура лекционные материалы по курсу Интернет-технологии 1.02 MB
  Введение Разрабатывая Web-сайты, каждый из нас не первый год старается идти по кратчайшему пути. Это особенно характерно для работы над проектами с небольшим бюджетом. И из всех кратчайших путей самым дорогим оказывается тот, когда мы пропускаем эта...