36799

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Частные реакции на катионы Ва2. Частные реакции на катионы Са2. Частные реакции на катион Ва2.

Русский

2013-09-23

68 KB

17 чел.

Лабораторная работа № 4.

     Тема:    «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

 III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновление средств производства.

Умения:                                                 Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды, внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы III аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия IIIгруппы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места: 

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водная баня, дистиллированная вода.

 

Реактивы: 

(NH4)2 CO3 , CaCl2 , (NH4 )2CO3 ,K2CrO4 , Na2SO4 , Na2HPO4 , NaOH,       CH3COOH, HCl (разбавленная), H2SO4 (концентрированная), BaCl2 (сухой), CaCl2 (сухой)

Правила техники безопасности: 

В химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Выполнять следует только те опыты, которые предусмотрены заданием. Нельзя взятый избыток реактивов высыпать или выливать из пробирки в общую реактивную склянку.

Межпредметная связь: 

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология, технология приготовления пищи, экология.

Ход работы:

Перечень заданий:

  1.  Действие группового реактива на катионы третьей группы.
  2.  Частные реакции на катионы Ва2+.
  3.  Частные реакции на катионы Са2+.
  4.  Заполнить таблицу.
  5.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

    Третья группа катионов отличается от первой группы тем, что имеет групповой реактив – H2SO4. Ион SO42-  дает с катионами второй группы нерастворимые в воде осадки белого цвета: BaSO4, CaSO4, SrSO4.  Эти осадки нерастворимы в кислотах и щелочах. С целью их перевода в раствор, сульфаты в начале многократно при нагревании обрабатывают насыщенным раствором карбоната натрия (Na2CO3), а затем карбонаты этих катионов растворяются в кислоте.

Задание № 1

Действие группового реактива на катионы.

  1.  В две пробирки с веществами BaCI2 и CaCI2 добавить 2 мл H2SO4.
  2.  Что наблюдаете? Указать цвет осадков.

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнения реакций:

ВаСI2 + H2SO4 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

CaCI2 + H2SO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Частные реакции на катион Ва2+.

а)  Действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В  пробирку налить 2-3 мл соли бария и столько же раствора карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения между веществами:

   (NH4)2CO3 + BaCI2 = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Растворить осадок в уксусной или соляной кислоте.
  2.  Составить уравнение растворения осадка:

BaCO3 + CH3COOH = ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие хромата калия K2CrO4 .

  1.  В пробирку прилить 2-3 мл раствора соли бария и столько же раствора хромата калия.
  2.  Ваши наблюдения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнение реакции:

 BaCI2 + K2CrO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

В соль бария опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание, какого цвета?

Задание № 3.

Частные реакции на катион Са2+.

а) действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В пробирку прилить 2 мл раствора соли кальция и столько же карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций:

    CaCl2 + (NH4)2CO3 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нагреть осадок, записать наблюдения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие оксалата аммония (NH4)2C2O4.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли кальция и столько же раствора оксалата аммония.
  2.  Ваши наблюдения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения реакций:

    (NH4)2C2O4 + CaCI2 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

Летучие соли кальция окрашивают пламя горелки в интенсивный цвет. В соль кальция опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Записать ваши наблюдения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Заполните таблицу после выполнения опытов.

Ион

Реагент

Уравнения в ионном виде

Внешний эффект

Условия проведения опытов

Задание 5.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение гидролиза.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие соли подвергаются гидролизу? (Привести примеры).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза таких солей Na3PO4 , KBr, Al(NO3)3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Охарактеризуйте ион Sr2+ .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какую реакцию используют при определении полноты вложения молока в супах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

   ЗНАТЬ:                  

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Общую характеристику катионов третьей группы. 
  •  Частные реакции катионов третьей группы, групповой реактив.  

   УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химическими реактивами, химической посудой.
  •  Выполнят опыты, и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2975. Стратегии развития организации на примере ЗАО Региональная топливно – энергетическая компания 281.5 KB
  Теоретические основы формирования и оценки стратегии развития организации. Анализ стратегии развития организации на примере ЗАО «Региональная топливно – энергетическая компания» Рекомендации по разработке стратегии развития ЗА...
2976. Разработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века 256 KB
  Разработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века (к 90-летию Психологического института) В этой работе мы предпринимаем попытку оценить вклад научной школы Психологического института и отдельных ученых, ее представляющих, в разв...
2977. Виды твердых растворов 227.09 KB
  Опишите виды твердых растворов. Приведите примеры. Дайте определение твердости. Какими методами измеряют твердость металлов и сплавов? Опишите их. Вычертите диаграмму состояния железо-карбид железа, укажите структурные составляющ...
2978. Сварочные трансформаторы 216.5 KB
  Одним из важнейших преимуществ переменного тока перед постоянным является легкость и простота, с которой можно преобразовать переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения. Достигается это посредством простого и остро...
2979. Особенности усыновления и его правовые стороны 190.5 KB
  Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях. Постоянную тенденцию в сторону ...
2980. Управление качеством 210 KB
  Управление качеством Сущность управления качеством Объективные предпосылки изменения отношения к качеству и эволюция управления качеством Вопросы качества продукции и его повышения всегда находились в центре общественного внимания. Изменение...
2981. Пральна машина Рига-13. Характеристика, дефекти, ремонт 213.38 KB
  Перші електричні пральні машини серійно стали випускатись в Італії у 1945 р., коли брати Фумагаллі наладили випуск електричної пральної машини CANDY. Можливо, настільки пізня поява електричних пральних машин ( на декілька десятків років пізніш...
2982. Исследование трёхфазной цепи, соединённой звездой 202.5 KB
  Исследование трёхфазной цепи, соединённой звездой. Цель работы Исследовать соотношение между токами и напряжениями в электрических цепях переменного тока, содержащих индуктивно связанные элементы, экспериментально определить параметры катушек и коэф...
2983. Межфирменная интеграция и формирование ФПГ (финансово-промышленных групп) 195.5 KB
  Межфирменная интеграция и формирование ФПГ (финансово-промышленных групп). Формы и особенности международной интеграции производства. Базовые стратегии развития бизнеса. Межфирменная интеграция и диверсификация производства. Формы и...