36799

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Частные реакции на катионы Ва2. Частные реакции на катионы Са2. Частные реакции на катион Ва2.

Русский

2013-09-23

68 KB

17 чел.

Лабораторная работа № 4.

     Тема:    «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

 III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновление средств производства.

Умения:                                                 Обеспечивать правильное использование химических реактивов и химической посуды, внедрять методику качественного анализа по выполнению частных реакций на катионы III аналитической группы, использовать групповой реактив для отличия IIIгруппы от других групп.

ПФ.Д.07.3П.015.

Организация и оснащения рабочего места: 

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, водная баня, дистиллированная вода.

 

Реактивы: 

(NH4)2 CO3 , CaCl2 , (NH4 )2CO3 ,K2CrO4 , Na2SO4 , Na2HPO4 , NaOH,       CH3COOH, HCl (разбавленная), H2SO4 (концентрированная), BaCl2 (сухой), CaCl2 (сухой)

Правила техники безопасности: 

В химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Выполнять следует только те опыты, которые предусмотрены заданием. Нельзя взятый избыток реактивов высыпать или выливать из пробирки в общую реактивную склянку.

Межпредметная связь: 

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология, технология приготовления пищи, экология.

Ход работы:

Перечень заданий:

  1.  Действие группового реактива на катионы третьей группы.
  2.  Частные реакции на катионы Ва2+.
  3.  Частные реакции на катионы Са2+.
  4.  Заполнить таблицу.
  5.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

    Третья группа катионов отличается от первой группы тем, что имеет групповой реактив – H2SO4. Ион SO42-  дает с катионами второй группы нерастворимые в воде осадки белого цвета: BaSO4, CaSO4, SrSO4.  Эти осадки нерастворимы в кислотах и щелочах. С целью их перевода в раствор, сульфаты в начале многократно при нагревании обрабатывают насыщенным раствором карбоната натрия (Na2CO3), а затем карбонаты этих катионов растворяются в кислоте.

Задание № 1

Действие группового реактива на катионы.

  1.  В две пробирки с веществами BaCI2 и CaCI2 добавить 2 мл H2SO4.
  2.  Что наблюдаете? Указать цвет осадков.

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнения реакций:

ВаСI2 + H2SO4 =

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

CaCI2 + H2SO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Частные реакции на катион Ва2+.

а)  Действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В  пробирку налить 2-3 мл соли бария и столько же раствора карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения между веществами:

   (NH4)2CO3 + BaCI2 = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Растворить осадок в уксусной или соляной кислоте.
  2.  Составить уравнение растворения осадка:

BaCO3 + CH3COOH = ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие хромата калия K2CrO4 .

  1.  В пробирку прилить 2-3 мл раствора соли бария и столько же раствора хромата калия.
  2.  Ваши наблюдения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнение реакции:

 BaCI2 + K2CrO4 =

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

В соль бария опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Наблюдать интенсивное и продолжительное окрашивание, какого цвета?

Задание № 3.

Частные реакции на катион Са2+.

а) действие карбоната аммония (NH4)2CO3.

  1.  В пробирку прилить 2 мл раствора соли кальция и столько же карбоната аммония.
  2.  Ваши наблюдения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составить уравнение реакций:

    CaCl2 + (NH4)2CO3 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нагреть осадок, записать наблюдения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Действие оксалата аммония (NH4)2C2O4.

  1.  В пробирку прилить 2 мл соли кальция и столько же раствора оксалата аммония.
  2.  Ваши наблюдения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Составить уравнения реакций:

    (NH4)2C2O4 + CaCI2 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Реакция окрашивания пламени.

Летучие соли кальция окрашивают пламя горелки в интенсивный цвет. В соль кальция опустить нихромовую проволочку, внести в пламя горелки. Записать ваши наблюдения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Заполните таблицу после выполнения опытов.

Ион

Реагент

Уравнения в ионном виде

Внешний эффект

Условия проведения опытов

Задание 5.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дать определение гидролиза.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие соли подвергаются гидролизу? (Привести примеры).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза таких солей Na3PO4 , KBr, Al(NO3)3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Охарактеризуйте ион Sr2+ .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какую реакцию используют при определении полноты вложения молока в супах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

   ЗНАТЬ:                  

  •  Правила техники безопасности.    
  •  Общую характеристику катионов третьей группы. 
  •  Частные реакции катионов третьей группы, групповой реактив.  

   УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химическими реактивами, химической посудой.
  •  Выполнят опыты, и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5185. Моногібридне та аналізуюче схрещування. Дигібридне схрещування. Інші лабораторні роботи 669.3 KB
  Моногібридне та аналізуюче схрещування. Дигібридне схрещування. Полігібридне схрещування. Взаємодія алельних генів. Взаємодія неалельних генів. Генетика статі. Успадкування ознак зчеплених зі статтю...
5186. Предмет генетики та її місце в системі природничих наук 1.24 MB
  Предмет генетики та її місце в системі природничих наук Предмет генетики та її місце в системі природничих наук Основні розділи генетики. Методи генетики. Гібридологічний аналіз, його значення. Історія генетики, її витоки, ет...
5187. Системы скрещивания. Гетерозис. Искусственный отбор 148 KB
  Системы скрещивания. Гетерозис. Искусственный отбор. План лекции: Классификация типов скрещивания. Родственное скрещивание (инбридинг). Неродственное скрещивание (аутбридинг). Отдаленная гибридизация...
5188. Генетика. Биоэкология. Методологические основы генетики. Курс лекций 644.5 KB
  Лекция 1. Методологические основы генетики Предмет генетики Понятие о наследственности и изменчивости Методы генетических исследований Значение генетики для практики Современные проблемы генетики Предмет генетики. Возра...
5189. Предмет і завдання медичної генетики. Роль спадковості в патології людини 150 KB
  Предмет і завдання медичної генетики. Роль спадковості в патології людини Предмет та завдання медичної генетики. Значення генетики для медицини. Питома вага природженої та спадкової патології у структурі захворюваності й смертності...
5190. Генетика людини. Основи загальної генетики. Курс лекций 496.5 KB
  Галузь біології, яка вивчає явища спадковості та мінливості живих організмів, називається генетикою. Наука генетика поділяється на загальну та спеціальну, або прикладну частини. Загальна генетика вивчає закони, закономірності та механізми спад...
5191. Генетика микроорганизмов. Наследственные факторы микроорганизмов 92.5 KB
  Генетика микроорганизмов Сохранение специфических структурных и функциональных свойств организмов, т. е. постоянство признаков на протяжении многих поколений, называют наследственностью. Впервые материалы для познания механизма наследственности был...
5192. Генетика микроорганизмов. Фенотипическая и генотипическая изменчивость 34.5 KB
  Генетика микроорганизмов Общие понятия. Наследственность – способность живых организмов сохранять определенные признаки на протяжении многих поколений. Изменчивость – приобретение новых признаков, отличающих их от других поколений по...
5193. Загальна характеристика мітохондріальної патології. Клініка, діагностика, лікування 99.5 KB
  Загальна характеристика мітохондріальної патології. Клініка, діагностика, лікування. Характеристика мітохондріального геному. Етіопатогенез мітохондріальних захворювань. Класифікація мітохондропатій. Клініка найбільш поширени...