36803

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ V АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ V АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Умения: Отработать практические навыки и углубить теоретические знания по частным реакциям катионов пятой группы. Нитраты хлориды сульфаты и ацетаты катионов пятой группы хорошо растворимы в воде. Соли других катионов этой же группы также подвергаются гидролизу и имеют кислую реакцию среды.

Русский

2013-09-23

78 KB

16 чел.

Лабораторная работа № 6.

     Тема:         «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ

                      V АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ».

 

     

Содержание типовой

задачи деятельности:

Разрабатывать  и обосновывать новые методы по внедрению новых технологий.

Умения:

Отработать практические навыки и углубить теоретические знания по частным реакциям катионов пятой группы.

         

Организация и оснащения рабочего места: 

Штатив с пробирками, пробиркодержатели, спиртовки, спички, хими -                                   ческая посуда.

 Реактивы: 

(NH4)2S, FeCL3, MnSO4, NaBiO3 (кристалл.), NaOH, H2O , NH4OH, Na2S, HCl, MgCL2,  HNO3, NH4Cl (крист), NH4CNS,  K4[Fe (CN)6], K3 [Fe (CN)6 ],

CH3COOH.

Правила техники безопасности:

В химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Выполнять следует только те опыты, которые предусмотрены заданием. Избыток реактивов нельзя  высыпать или выливать из пробирки в общую реактивную склянку.

Межпредметная связь: 

Неорганическая химия, технологический контроль в общественном питании, основы экологии.

Теоретические основы:

К пятой аналитической группе катионов относятся ионы Fe2+ , Fe+3 , Mg+2 , Mn+2 . Ионы Fe+2 , Fe+3 , и Mn+2  являются катионами d – элементов, ион Mg+2 – катион s – элемента. Ионы Mn+2 , Mg+2 – бесцветные, ионы Fe+2 – бледно-зеленые, а ионы Fe+3 – желтые.

Нитраты, хлориды, сульфаты и ацетаты катионов пятой группы хорошо растворимы в воде. Соли других катионов этой же группы также подвергаются гидролизу и имеют кислую реакцию среды. Карбонаты катионов Fe+2 , Fe+3 , Mn+2 и Mg+2 не растворяются в воде. Из–за гидролиза они переходят в гидроксиды, если растворимость гидроксидов меньше растворимости карбонатов. Фосфаты катионов пятой группы менее растворимы в воде, чем их гидрофосфаты. Среди катионов пятой группы ионы железа и марганца имеют переменную степень окисления, а ионы магния – постоянную. Для ионов железа и марганца характерны окислительно-восстановительные реакции. Наибольшую окислительную способность соединения марганца проявляют в кислой среде. Катионы Fe+2 , Fe+3 и Mn+2 легко образуют комплексные соединения.

Групповым реагентом на катионы пятой аналитической группы является гидроксид натрия. При действии гидроксида натрия все катионы пятой группы образуют нерастворимые в воде гидроксиды. Гидроксиды катионов пятой группы не растворяются в избытке щелочи и в растворе аммиака в отличие от гидроксидов катионов четвертой и шестой групп.

На воздухе эти гидроксиды окисляются кислородом и осадки становятся бурыми:

4Fe (OH) 2 + O2 + H2O = 4Fe (OH) 3

2Mn (OH) 2 + O2 + H2O      2Mn (OH) 4     MnO (OH)

При взаимодействии едких щелочей с солями Fe3+  выпадает бурый студенистый осадок Fe(OH)3 , а с солями магния – белый аморфный осадок Mg(OH)2.

FeCl3 +3KOH = Fe (OH)3   +3KCl

MgCl2 +2KOH = Mg (OH)2   +2KCl

Осадок гидроксида магния Mg(OH)  хорошо растворяется в кислотах и растворах аммонийных солей:

Mg (OH)2 +2H+ = Mg  +2H2O

Mg (OH)2 +2NH4+  = Mg  +2NH4OH

Многие свежеосажденные гидроксиды и сульфиды катионов пятой группы часто получаются в коллоидном состоянии.

Ход работы:

Задание №1.

Действие группового реактива на катионы пятой группы.

  1.  Взять 4 пробирки с растворами солей катионов пятой группы (Fe2+, Fe+3, Mg+2, Mn+2).
  2.  В каждую пробирку добавить 1 мл. группового реактива NaOH.

3. Ваши наблюдения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

FeCL2   +   NaOH =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

FeCL3   + NaOH =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

MnCL2 + NaOH =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

MgCL2 +   NaOH =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Частные реакции на катионы пятой группы.

  1.  Реакции катиона  Fe+2

а) Гексацианоферрат (III) калия K3 [Fe(CN)6] окисляется Fe2+  в  Fe3+:

Fe2+ + [Fe(CN)6 ]3_     Fe3+  + [Fe(CN)6 ]4-  .

Образовавшиеся ионы Fe  образуют с анионами гексацианоферрат (II) новый комплексный анион:

Fe3+  + K+  + [Fe(CN)6 ]4-    KFe3+  [Fe2+ (CN)6 ] .

Соединения KFe3+ [Fe2+ (CN)6 ] носит название турнбулевой сини из – за темно – синего цвета.

Реакция проводится в кислой среде для подавления гидролиза солей железа. Осадок разлагается щелочам. Реакция является самой чувствительной на ионы Fe2+ и фармакопейной.

  1.  Налить в пробирку соль Fe+2 и добавить
  2.  Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Напишите формулу осадка _________________________________________

Реакция с сульфидом аммония.

б) Сульфид аммония (NH4)2 S или сульфид натрия образуют с солями железа (II) черный осадок сульфида железа (II):

Fe2++ S2-   = FeS   

Осадок растворим в разведенных минеральных кислотах.

  1.  Налить в пробирку 1-2 мл соли Fe2+ и добавить 1-2 мл сульфида аммония.
  2.  Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах:

Fe SO4 + (NH4)2S =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 в) Действие окислителей.

Ионы железа Fe2+ – довольно сильные восстановители и способны окисляться под действием ряда окислителей, таких, как пероксид водорода, дихромат калия, перманганат калия в кислой среде. Например, взаимодействия сульфата железа (II) с перманганатом калия заканчивается обесцвечиванием раствора перманганата вследствие образования бесцветных ионов марганца Mn2+:

Расставьте коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакциях, составив электронный баланс:

FeSO4 +KМnO4 +H2SO4 = MnSO4 + K2SO4 +Fe 2(SO4)3 +H2O

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В щелочной среде окисление ионов железа (II) в растворе может быть осуществлено с помощью пероксида водорода:

2FeSO4 + H2O2 +4KOH = 2K2SO4 + 2Fe (OH)  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 II.        Реакции катиона Fe+3.

а)   Реакция с кислотами  HCl

Катионы Fe+3 с сильными щелочами образуют осадок красно – бурого                                цвета.

  1.  Возьмите пробирку с Fe(OH)3 (см. задание 1), налейте кислоту.

Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Закончите уравнение. Запишите в молекулярном и ионном видах.

Fe (OH)3 + HCl =  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)   Реакция с роданидом аммония NH4SCN.

Катион Fe3+ с роданидом аммония образует роданид железа Fe(SCN)3, который окрашивает раствор в кроваво – красный цвет.

    

  1.  К 1 – 2 мл. FeCl3 прилить NH4SCN. Наблюдать изменение цвета.
  2.  Ваши наблюдения:

_____________________________________________________________________

  1.  Закончите уравнение в молекулярном и ионном видах:

FeCl3 + NH4SCN =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)    Реакция с гексацианоферратом (II) калия K4 [Fe(CN)6 ].

Катион Fe3+ с гексацианоферратом калия образует осадок темно – синего цвета “берлинскую лазурь”.

    

1. К раствору FeCl3 прилить K4 [Fe(CN)6 ].

2. Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите уравнения в ионной форме:

4FeCl3 +3K4 [Fe(CN)6 ] = Fe  [Fe(CN6) ]     +12KCl

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Реакции катиона Mn2+

а)     Окисление Mn2+ до Mn7+.

Реакция используется для открытия катионов Mn .

    

  1.  К 1 – 2 мл раствора соли марганца (II) прилить 2 мл HNO3 и бросить кристаллы NaBiO3.
  2.  Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составить электронный баланс и расставить коэффициенты:

MnSO4 + NaBiO3 + HNO3 = HМnO4 + Bi (NO3)3 + Na2SO4 + NaNO3 + H2O

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              

  1.  Реакция катиона Mg2+

а) Гидроксид аммония NH4OH.

Образует с растворами солей магния белый осадок гидроксида магния

  1.  Налить 1-2 мл хлорида магния и столько же гидроксида аммония.
  2.  Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Закончить уравнение в молекулярном и ионном видах:

 MgCl2 + NH4OH =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В присутствии солей аммония гидроксид аммония NH4OH не дает осадка с ионами Mg2+ . Это объясняется тем, что гидроксид магния растворяется в избытке аммонийных солей

Mg (OH)2  + 2NH4Cl = MgCl2  + 2NH4OH

5.Проделайте данную реакцию и запишите свои наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Гидрофосфат натрия Na2HPO4.  

В присутствии NH4OH и NH4Cl осаждает из растворов солей магния белый кристаллический осадок магний – аммоний фосфата

  1.  Налейте 1-2 мл хлорида магния, столько же хлорида аммония и немного гидроксида аммония.
  2.  Ваши наблюдения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Выпадение осадка можно ускорить трением стеклянной палочки о стенки пробирки:
  2.  Расставить коэффициенты и записать уравнение в ионной форме:

MgCl2 + Na2HPO4 + NH 4OH = MgNH4 PO4   + NaCl + H2O

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В отсутствии гидроксида аммония ион магния Mg2+ дает с гидрофосфатом натрия белый аморфный осадок MgHPO4 .Проведению реакции мешают катионы третьей группы, катионы Ca2+ , Sr2+ , Ba2+ и другие катионы.

Задание №3

Ответьте на вопросы:

  1.  Чем отличаются гидроксиды катионов пятой группы от гидроксидов четвертой группы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что происходит с гидроксидами железа (II) и марганцем (II) на воздухе? Напишите уравнения реакций.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.В чем растворяется гидроксид магния в отличии от гидроксида железа (II)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Напишите химическое уравнение самой характерной и чувствительной реакции на катионы железа (III).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:              

ЗНАТЬ:

  •  Правила техники безопасности.
  •  Общую характеристику катионов пятой группы; групповой реактив.
  •  Частные реакции катионов пятой группы.

УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химическими реактивами, химической посудой.
  •  Выполнять опыты и делать соответствующие выводы.

                                                                    

 

 

      

                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31073. Актиномикоз (лучисто-грибковая болезнь) 16.46 KB
  При локализации процесса на нижней губе в области щеки инфильтрат ограниченный часто округлой формы спаян с подслизистой тканью. При расположении очага в подъязычной области на нижней и боковой поверхностях языка инфильтрат более разлитой и поверхностный. Слизистая оболочка в области поражения имеет красный иногда цианотичный цвет. При расположении очагов в области губы или щеки наблюдается абсцедирование.
31074. Предраковые заболевания 18.89 KB
  Значительную роль играют: курение табака склонность к очень горячей или острой пище крепким спиртным напиткам жевание табака употребление наса неблагоприятные метеорологические условия холод ветер сильная инсоляция длительно существующие слабые механические травмы профессиональные факторы анилиновые краски и лаки пары и пыль пека продукты сухой перегонки угля каменноугольной смолы фенол формальдегид пары бензина некоторые соединения бензола и др. Веррукозная лейкоплакия встречается в виде ограниченных...
31075. ОПУХОЛИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПООСТИ РТА 18.21 KB
  Рак слизистой оболочки рта При локализации поражения на первом месте стоит нижняя губа на втором язык на третьем дно полости рта затем слизистая оболочка щек неба челюстей и др. По гистологической картине различаются следующие формы рака полости рта: Для внутриэпителиального рака характерны признаки малигнизации эпителия при сохраненной базальной мембране. Плоскоклеточный рак микроскопически представляет скопления злокачественных эпителиальных клеток инфильтрирующих подлежащую соединительную ткань. Для Лимфоэпителиомы характерна...
31076. Эпителиальные опухоли 25.42 KB
  Инфильтрация подлежащих тканей отмечается лишь в запущенных случаях когда опухоль прорастает вглубь с разрушением хряща кости. Клинически опухоль проявляется в виде язвенной и папиллярной форм.: эруптивная гидраденома гидроцистома киста потовой железы доброкачественная опухоль исходящая из внутриэпидермальной части протока эккринной потовой железы.
31077. Пиогенная гранулема 13.68 KB
  : дольчатая капиллярная гемангнома гипертрофическая капиллярная гемангиома частая разновидность капиллярной гемангиомы возникающая на пальцах и в слизистых оболочках полости рта и носа. Наряду с очажками типа грануляционной ткани и возможным вторичным воспалением отмечается сходство с ранней или поздней стадией ювенильной разновидности капиллярной гемангиомы.
31078. Опухоли мягких тканей орофациальной области из меланинобразующей ткани 29 KB
  Все они доброкачественные пигментные опухоли состоящие из невусных клеток и имеющие разные размеры от крошечных до гигантских. Часть гигантских разновидностей таких невусов безопасны остальная часть особенно касающиеся новорожденных таят в себе потенциальную опасность превращения в меланому до 50 случаев в течение первых 3 5 лет жизни. Мелкие и крупные врожденные невоклеточные невусы новорожденных сборная группа из весьма разнообразных новообразований.
31079. Органоспецифические опухоли челюстных костей 29 KB
  Фолликулярная форма состоит из островков одонтогенного эпителия различной величины и формы напоминающих строение эмалевого органа по периферии островков частоколом располагаются клетки цилиндрического эпителия а в центре они приобретают звездчатую форму эпителиальный ретикулум. Сетевидная форма представлена тяжами одонтоенного эпителия с его причудливыми ветвлениями. Плексиформный вариант характеризуется тяжами эпителия неправильных очертаний переплетающихся в виде сети. По периферии тяжи ограничены цилиндрическими или кубическими...
31080. Органонеспецифические неодонтогенные опухоли челюстных костей 57 KB
  Опухолеподобные поражения костей: 1 фиброзная дисплазия; 2 центральная гигантоклеточная гранулема; 3 херувизм; 4 эозинофильная гранулема; 5 болезнь Педжета; 6 коричневая опухоль гиперпаратиреоидизма. КОСТЕОБРАЗУЮЩИЕ ОПУХОЛИ Доброкачественные: Злокачественные: остеома остеогенная саркома...
31081. Челюстная киста 20.03 KB
  К одонтогенным дизонтогенетическим кистам относят: 1 первичную примордиальную или кератокисту; 2 фолликулярную зубосодержащую кисту; 3 парадентальную периодонтальную кисту; 4 кисту прорезывания зуба; 5 десневую гингивальную кисту. К одонтогенным приобретенным кистам относят радикулярную околокорневую кисту воспалительного генеза. Среди них выделяют: 1 кисты резцового носонебного канала; 2 глобуломаксиллярная; 3 носогубная носоальвеолярная киста преддверья полости рта. Перечисленные кисты и одонтогенные и...