36806

ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ АНИОНОВ I, II, III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП

Лабораторная работа

Химия и фармакология

в отдельных порциях исследуемого раствора. При подкислении азотной кислотой аммиачного раствора хлорида серебра вновь выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра. а К 23 мл раствора сульфита натрия прилить столько же хлорида бария образовавшийся осадок испытать на растворимость в соляной и азотной кислотах. Запишите ваши наблюдения: Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде: N2SO3 BCl2 = ________________________________________________________________________________ ...

Русский

2013-09-23

95.5 KB

21 чел.

Лабораторная работа № 8.

Тема:  «ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ АНИОНОВ

I, II, III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП».

Типовая задача деятельности:

Разработать и обосновать новые методы по внедрению новых технологий.

Отработать практические навыки и углубить теоретические знания по

частным реакциям анионов I, II, III аналитических групп. Отработать приёмы работы с химическим оборудованием и реактивами.

Материально-техническое обеспечение занятия:

штатив с пробирками, стеклянные палочки, пробиркодержатели, горелка, спички, сухой спирт, пробирка с газоотводной трубкой, фильтровальная бумага, воронки. Реактивы: раствор йода, известковая вода, сульфат натрия (Na2SO4), азотная кислота (HNO3), перманганат калия (KMnO4), сульфит натрия (Na2SO3), карбонат натрия (Na2CO3), нитрат серебра (AgNO3), соляная кислота (HCl), хлорид натрия (NaCl),  сульфид натрия (Na2S), ацетат свинца ((CH3COO)2Pb), нитрат натрия (NaNO3), концентрированный раствор сульфата железа (II), серная кислота (H2SO4), нитрит натрия (NaNO2), хлорид бария(BaCl2).

Техника безопасности:

в химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту. Следует выполнять только те опыты, которые предусмотрены заданием.  

В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Есть, пить, пробовать вещества на вкус.

2. Брать вещества руками.

3. Самовольно сливать и смешивать реактивы.

4. Оставлять открытыми ёмкости с веществами.

5. Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь: неорганическая химия, технологический контроль в общественном питании, основы экологии.

Перечень заданий:

  1.  Частные реакции анионов I аналитической группы.
  2.  Частные реакции анионов II аналитической группы.
  3.  Частные реакции анионов III аналитической группы.

4.   Вопросы для самоконтроля.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ:

Анионы по элементарному составу сложнее, чем катионы, но анализ осуществляется проще, так как они не мешают открытию друг друга. Особое значение имеют реакции с катионами бария и серебра, с которыми они образуют малорастворимые соли. Катион Ba2+ образует малорастворимые соли со следующими анионами: карбонат-ион СО32- , сульфит-ион SO32-, сульфат-ион SO42- и т. д.

Катион серебра образует малорастворимые соли со следующими анионами: хлорид-ион Cl- , бромид-ион Br-, йодид-ион I-, сульфид-ион S2-.

КЛАССИФИКАЦИЯ АНИОНОВ

Группа

Анионы

Групповой реактив

Характеристика

группы

I

SO42-, SO32-,

СО32-, S2O32-,

РО43-, CrO42-,

C2O42-, B4O72-.

BaCl2 в нейтральном слабощелочном р-ре.

BaSO4; BaSO3; BaS2O3;

BaCO3 нерастворимы в воде, но растворяются в разбавленных  кислотах (исключение составляет

BaSO4).

II

Cl- , S2-, I-, Br-,

SCN-.

AgNO3 в присутствии

HNO3.

AgCl; Ag2S нерастворимы в воде и в

разбавленной азотной кислоте.

III

NO2-; NO3-,

CH3COO-.

___

Ba(NO2)2; Ba(NO3)2; AgNO3; AgNO2

растворимы в воде.

В основу  классификации анионов положено различие растворимости солей бария и серебра.

Групповые реактивы используются не для отделения группы, а для обнаружения групп ионов. В случае отсутствия какой-либо группы это значительно облегчает работу. В большинстве случаев анионы открываются дробным методом, т. е. в отдельных порциях исследуемого раствора. Необходимо внимательно отнестись к предварительным испытаниям, например, к рН среды. Если среда кислая, то раствор не может содержать анионов СО32-, т. к. образуется угольная кислота, которая разлагается на воду и углекислый газ; если раствор не имеет запаха, то отсутствуют анионы SO32-, SO42-.

Соляная кислота – сильный электролит HClH+ + Cl-. Образует нормальные соли – хлориды. Все хлориды растворимы в воде, за исключением AgCl, PbCl2. Ионы Cl- бесцветны.

Нитрат серебра с ионами Cl- образует белый творожистый осадок хлорида серебра, хорошо растворимый в нашатырном спирте. При подкислении азотной кислотой аммиачного раствора хлорида серебра вновь выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра. Это свойство солей серебра используется для открытия анионов Cl-:

NaCl + AgNO3  = NaNO3 + AgCl

Cl- + Ag+ = AgCl

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

Задание №1

Частные реакции анионов I аналитической группы.

  1.  Реакция сульфит-иона SO32-.

а) К 2-3 мл раствора сульфита натрия прилить столько же хлорида бария,

образовавшийся осадок испытать на растворимость в соляной и азотной кислотах.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  

  •  Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде:

Na2SO3 + BaCl2 =

        ________________________________________________________________________________  

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

        

б) К 2-3 мл раствора сульфита натрия прилить 1-2 мл соляной кислоты и 2-3 капли раствора йода.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Расставьте коэффициенты и составьте электронный баланс данной реакции:

 Na2SO3 + I2 +  HCl +  Н2О→   H2SO4 +   HI +   NaCl

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

       ________________________________________________________________________________

1.2Реакция сульфат-иона SO42-.

а) К 2-3 мл раствора сульфата натрия прилить столько же раствора хлорида бария, образовавшийся осадок разделить на две части и испытать на растворимость в соляной кислоте и щёлочи.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде:

Na2SO4 + BaCl2

        ________________________________________________________________________________  

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

  1.  Реакции карбонат-иона  СО32-.

а) К 2-3 мл раствора карбоната натрия прилить столько же хлорида бария.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде:

Na2СO3 + BaCl2

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

б) В пробирку с газоотводной трубкой прилить 5-6 мл раствора карбоната натрия и столько же раствора соляной кислоты. Быстро закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и конец трубки опустить в пробирку с известковой водой

((СаОН)2).

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде:

Na2СO3 + НCl

        ________________________________________________________________________________  

        ________________________________________________________________________________

     ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание №2

Частные реакции анионов II аналитической группы.

2.1.  Реакции хлорид-иона Cl-.

а) К 2-3 каплям раствора хлорида натрия прилить столько же раствора нитрата серебра. Осадок отделить центрифугированием. К осадку добавить нашатырный спирт до полного растворения. В полученном растворе открыть анионы Cl- действием 3-5 капель раствора азотной кислоты.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде:

NaCl + AgNO3  →

AgCl +  NH4OH

       _____________________________________________________________________

       _____________________________________________________________________

2.2. Реакции сульфид - иона S2-.

а) К 2-3 мл раствора сульфида натрия прилить столько же раствора нитрата серебра. К  образовавшемуся осадку прилить немного нашатырного спирта смесь нагреть.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде:

Na2S+   AgNO3 →  

Ag2S +  HNO3 →   

б) Смочить полоску фильтровальной бумаги раствором ацетата свинца. В пробирку прилить 2-3 капли раствора соли сульфида натрия и 3-4 капли соляной кислоты. Пробирку накрыть подготовленной полоской фильтровальной бумаги и слегка нагреть.  

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде:

Na2S +  HCI →  

      

H2S+  (CH3COO)2Pb →  

Эта реакция используется для определения сероводорода в мясных п/ф и солёной рыбе.

Задание № 3

Частные реакции анионов III аналитической группы.

3.1. Реакции нитрат-ионов NO3-.

а) В пробирку прилить 2-3 капли раствора нитрата натрия (калия), 3-4 капли концентрированного раствора сульфата железа(II). Затем осторожно по стенке пробирки добавить концентрированную серную кислоту.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Расставьте коэффициенты и составьте электронный баланс данной реакции:

NaNO3 +  FeSO4 +  H2SO4 →  Fe2(SO4)3 +  Na2SO4 +  NO↑ +  H2O

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________

        _________________________________________________________________________________

Реакции нитрит-ионов NO2-.

В пробирку прилить 3-4 капли раствора соли нитрита натрия, раствор подкислить серной кислотой. Затем к смеси добавить по каплям раствор перманганата калия.

  •  Запишите ваши наблюдения:

  •  Расставьте коэффициенты и составьте электронный баланс данной реакции:

NaNO2+  KMnO4 +  H2SO4 →   NaNO3+  MnSO4+  K2SO4 +  H2O

Задание № 4

Вопросы для самоконтроля.

1. Что лежит в основе разделения анионов на группы и чем каждая из них характеризуется?

2. Чем, существенно анализ анионов отличается от анализа катионов, какую роль здесь играют групповые реактивы?

3. Как открывается анион SO42- в присутствии анионов I группы?

Подтвердить уравнениями реакций.

4. Как открывается анион СО32- в присутствии аниона SO32-?

Подтвердить уравнениями реакций.

5. составьте схему хода анализа смеси ионов CL- CO32- NO2- Br- SO32- напишите уравнения реакций разделения и открытия ионов.

ВЫВОД:

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  Правила техники безопасности.
  •  Общую характеристику анионов I, II, III аналитических групп; групповые реактивы.
  •  Частные реакции анионов.

 УМЕТЬ:

  •  Пользоваться химическими реактивами, химической посудой.
  •  Выполнять опыты и делать соответствующие выводы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80762. Object of the Theory of Grammar. Its place among Other Linguistic Sciences 29.78 KB
  Language is social by nature: it is inseparably connected with the people who are its creators users. L. consists of three parts (sides): the phonological system, the lexical system, the grammatical system; without any one of them three is no human L. in the above sense.
80763. DISTINCTIVE LINGUISTIC FEATURES OF THE MAJOR FUNCTIONAL STYLES OF ENGLISH 26.76 KB
  A functional style of language is a system of interrilated language means which serve a definite in communication. The english literary standard we distinguish the following major functional styles: the language of belles-letters, the languge publicistic literaeture, the language of newspapers...
80764. Право граждан на благоприятную окружающую среду 31.86 KB
  Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то что первое несомненно связано с состоянием окружающей среды в которой проживает человек. По оценкам Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека до 80 определяется условиями среды его обитания. Есть основания предположить что годы жизни укорочены наряду с другими причинами изза деградации окружающей среды. В той части в какой право на жизнь связано с охраной природной среды оно может защищаться способами и средствами предусмотренными...
80765. Право на достоверную информацию о состоянии окружающую среду. Источники экологической информации 33.31 KB
  Источники экологической информации. ФЗ Об информации информационных технологиях и защите информации предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф информацию о безопасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну доступ к данной информации не может быть ограничен. Одним из критериев такой информации является ее достоверность.
80766. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды 31.04 KB
  Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Федерального закона Об охране окружающей среды. Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка Русский Север образованного Правительством РФ в...
80767. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения 30.39 KB
  Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной государственной муниципальной и иных формах собственности. Земли которые не находятся в собственности граждан юридических лиц или муниципальных образований представляют собой государственную собственность. Право собственности на природные ресурсы – возможность владения пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
80768. Право природопользования: понятие, содержание и виды 35.24 KB
  Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование водопользование пользование лесами недрами и животным миром. Право природопользования понимается в двух значениях. В объективном смысле право природопользования это совокупность правовых норм регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.
80769. Право общего природопользования 34.47 KB
  При этом однако в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда правовой режим которых определяется земельным законодательством.
80770. Право специального природопользования: основания возникновения и прекращения 31.45 KB
  Формы специального природопользования: комплексное природопользование; специальное пользование водами недрами объектами животного мира другими природными ресурсами. Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Право специального природопользования возникает на основании разрешений лицензий договоров оформляемых в рамках определенных в...