36807

Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте. Приготовление стандартного раствора щелочи. Установление точной концентрации раствора по щавелевой кислоте. Теоретические основы: Для приготовления стандартного раствора и установления его нормальности и титра используют метод нейтрализации.

Русский

2013-09-23

61.5 KB

30 чел.

Лабораторная работа № 9.

Тема:    Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте.

Содержание типовой задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновления средств производства

Умения:                                      Разрабатывать и обосновывать мероприятия по внедрению методики титрования методом нейтрализации; подбирать индикаторы и готовить стандартные растворы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15. ПФ.Д.07       Профессиональная задача, Д – класс задач (диагностический), ЗП - вид умения (знаковопрактический), О - уровень сформированности умения (опираясь на материальные носители информации).

Материально-техническое обеспечение:

Химическая посуда, титровальный набор, штатив Бунзена, технохимические весы, разновесы, дистиллированная вода, раствор щавелевой кислоты 0,l Н, фенолфталеин, пипетки Мора, раствор NaOH 0,l Н.

Техника безопасности:

При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать особую осторожность. В случае попадания на кожу кислоты или щелочи необходимо смыть ее большим количеством проточной воды. Помните, что растворение щелочи в воде идет с сильным разогреванием.

Межпредметная связь:

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

1.   Приготовление стандартного раствора щелочи.

  1.  Установление точной концентрации раствора по щавелевой кислоте.
  2.  Решение задач.
  3.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Для приготовления стандартного раствора и установления его нормальности и титра используют метод нейтрализации.

В основе метода лежит следующая химическая реакция: 

НСI + NaOH = NaCI + H2O

H+ + OH- =H2O

Метод нейтрализации применяют для количественного определения кислот и щелочей.

При количественном определении кислот - алкалиметрия, рабочим раствором является раствор щелочи (KOH или NaOH), исходным веществом служит щавелевая кислота.

При количественном определении щелочи - ацидиметрия, рабочими растворами являются растворы сильных кислот (НСI и H2SO4), исходным веществом служит бура Na2B4O7 * 10Н2О или химически чистая сода Nа2СОЗ.

В качестве индикатора метода используют фенолфталеин или метилоранж. Это органические соединения, цвет которых меняется в зависимости от концентраций ионов водорода в растворе.

Пользуясь методом нейтрализации в лабораторной практике можно исследовать качество готовых кулинарных изделий, полуфабрикатов.

Ход работы:

При выполнении лабораторной работы студент должен:

ЗНАТЬ:

  •  сущность метода нейтрализации;
  •  формулы расчета величины Н и Т (нормальности и титра);
  •  что называют титрованием, рабочим раствором, титром, исходным веществом.

УМЕТЬ:

  •  правильно пользоваться титровальным набором, химической посудой, реактивами;
  •  проводить титрование по методу нейтрализации;
  •  выполнять необходимые расчеты.

Задание 1.

Приготовление стандартного раствора щелочи.

  1.  Методика приготовления стандартного раствора.

Для определения содержания кислот готовят 250 мл 0,lH NaOH (стандартный раствор). Точный раствор NaOH или КОН приготовить из навески нельзя, так как щелочь поглощает на воздухе пары воды и диоксид углерода. Точная концентрация NaOH устанавливается по раствору щавелевой кислоты.

Н2С2О4 * 2Н2О - исходное вещество метода нейтрализации.

  1.  Сначала рассчитываем навеску щелочи, необходимую для приготовления заданного объема раствора.

гр.

где: Н - нормальность раствора NaOH;

              Э - эквивалент раствора NaOH;

              V - объем раствора NaOH (в мл).

Так как NaOH всегда содержит примеси, то на технохимических весах берут навеску немного больше: 1,5 гр.

2. В фарфоровую кружку переносят навеску, добавляют 20 мл дистиллированной воды, обмывают навеску, чтобы удалить примеси карбоната натрия с поверхности и быстро сливают воду.

3. Затем прибавляют остальной объем воды (250 мл). Раствор перемешивают и закрывают пробкой.

II.     Дайте определения понятий:

  •  Что такое моль?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что такое молярная масса?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что такое грамм – эквивалент?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что такое закон эквивалентов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что собой представляют индикаторы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Рассчитайте: Э (СНзСООН); Э (КОН); Э(Nа2СОЗ).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Установление точной концентрации раствора

по щавелевой кислоте.

  1.  Методика титрования.

Для установления точной концентрации раствора используют раствор щавелевой кислоты 0,lH при индикаторе фенолфталеин.

Щавелевая кислота Н2С2О4 * 2Н2О в данном случае является исходным веще-ством. Бюретку заполняем раствором NaOH в титровальную колбу, отмеряем пипеткой Мора 10 мл щавелевой кислоты, добавляем несколько капель индикатора – фенолфталеина. Титруем раствором NaOH до появления розовой окраски, неисчезающей в течение 30 секунд. Титрование повторяем 2-3 раза и производим расчет.

  1.  Заполните таблицу: 

Результаты титрования:

Титрование

Объём щавелевой кислоты, мл

Объём NaOH, мл

Индикатор

1

10,00

Фенолфталеин

2

10,00

3

10,00

  1.  Рассчитайте:  

   

                                        

Задание 4.

Решение задач.

  1.  Рассчитать Т 0,1096 Н раствора HCI. (Ответ: 0,0040 г/мл).

Дано:

  1.  Как приготовить 0,01Н раствор HCI?*

Дано:

*произведите расчет и запишите полный ответ в соответствии с заданием.

  1.  В 1 кг воды растворили 250 г гидроксида натрия, плотность полученного раствора = 1,219 г/мл.

Вычислить:                                                                          Ответы:

а) массовую долю гидроксида натрия;                   а) 20%;

б) нормальность;                                                         б) 6,10 моль/л;

в) титр;                                                                          в) 0,2438 г/мл;

г) молярную концентрацию.                                     г) 6,10 моль/л.

Дано:

Задание 4.

Вопросы для самоконтроля:

  1.   В чем сущность метода нейтрализации? Какая химическая реакция лежит в основе этого метода?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1.   Что называют стандартным или титровальным раствором?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Объясните, какое вещество является установочным, каким требованиям оно должно отвечать?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Укажите, какие растворы являются нормальными (приведите примеры)?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Что такое индикатор? Как правильно подобрать индикатор к данному случаю?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52423. Загальна характеристика Членистоногих 115.5 KB
  Загальна характеристика Членистоногих Мета уроку: ознайомити із загальними рисами типу; відмітити ускладнення організації членистоногих порівняно з кільчаками; зясувати їхнє походження; розкрити різноманітність членистоногих їхню роль у природі та житті людини; формувати навички роботи з текстом підручника вміння виділяти головне порівнювати робити висновки; розвивати пізнавальні пошукові та творчі можливості учнів під час створення проектів розвивати вміння презентувати власну роботу; формувати основи екологічного мислення Тип уроку:...
52424. Chocolate is good for you 94.5 KB
  INTRODUCTION t the lesson we re going to tlk with you bout chocolte nd its role nd plce in our life.CHOCOLTE: Wlk round the clss nd tlk to other students bout chocolte. studies fntstic news reserch diet hert ttcks milk chocolte risks suffering stroke nutrition blood pressure weight gin clories sweets snck Hve cht bout the topics you liked.
52425. Чорнобиль не має минулого. Історія Чорнобильської трагедії крізь призму української літератури 72.5 KB
  Історія Чорнобильської трагедії крізь призму української літератури Мета: розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію розповісти про ліківідаторів аварії на Чорнобильській АЕС розкрити трагедію ЧАЕС через твори українських письменників; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію вміння виразно декламувати артистичні здібності; виховувати співчуття до чужого болю любов до рідного краю природи; виховувати людяність доброту згуртованість. Драч Чорнобильська мадонна М. І тихо ступає життя у полин...
52427. Чорнобиль – найбільша трагедія світу 50 KB
  Досліджуючи солі урану він виявив що уран випромінює невидимі промені. фізик і хімік Петербурзької Академії наук невидимі промені назвала радіоактивними а явище випромінювання радіоактивністю. У забруднених зонах спостерігаються масові аномалії тому що радіонукліди потрапивши в організм людини випромінюють радіоактивні промені які руйнують клітини. випромінювання це потік позитивно заряджених частинок з масою атома Гелію промені це потік негативно заряджених електронів це потік електромагнітних хвиль подібних до звичайного...
52429. Розпад Радянського Союзу і проголошення незалежності України. (1985 -1991 рр.) 63 KB
  Тип проекту: міжпредметний дослідницько інформаційний творчий груповий. Стадії здійснення проекту: 1. На основі отриманих результатів попередньої підготовки учителі предметники формулюють пізнавальне завдання учасникам проекту виконання яких буде очікуваним результатом та кінцевим продуктом проекту. Повідомляє що проект буде нестандартним оскільки учасникам проекту доведеться проявити свої знання не лише з історії а й з інших наук навчальних предметів.
52430. Систематизація та узагальнення знань учнів з теми “Чотирикутник” 296 KB
  Узагальнити і систематизувати знання учнів про чотирикутники, їх властивості та ознаки. Відпрацьовувати практичні уміння та навички використовувати набуті знання, формувати вміння раціонально використовувати час. Розвивати логічне мислення, вміння аналізувати, робити висновки, геометричну уяву.
52431. Маркетинг у страхуванні 605 KB
  Особливе місце в діяльності страхової компанії відводять маркетингу - методу дослідження страхового ринку і впливу на нього з метою отримання компанією якомога більшого прибутку.