36807

Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте. Приготовление стандартного раствора щелочи. Установление точной концентрации раствора по щавелевой кислоте. Теоретические основы: Для приготовления стандартного раствора и установления его нормальности и титра используют метод нейтрализации.

Русский

2013-09-23

61.5 KB

27 чел.

Лабораторная работа № 9.

Тема:    Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте.

Содержание типовой задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов и обновления средств производства

Умения:                                      Разрабатывать и обосновывать мероприятия по внедрению методики титрования методом нейтрализации; подбирать индикаторы и готовить стандартные растворы.

ПФ.Д.07.ЗП.0.15. ПФ.Д.07       Профессиональная задача, Д – класс задач (диагностический), ЗП - вид умения (знаковопрактический), О - уровень сформированности умения (опираясь на материальные носители информации).

Материально-техническое обеспечение:

Химическая посуда, титровальный набор, штатив Бунзена, технохимические весы, разновесы, дистиллированная вода, раствор щавелевой кислоты 0,l Н, фенолфталеин, пипетки Мора, раствор NaOH 0,l Н.

Техника безопасности:

При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать особую осторожность. В случае попадания на кожу кислоты или щелочи необходимо смыть ее большим количеством проточной воды. Помните, что растворение щелочи в воде идет с сильным разогреванием.

Межпредметная связь:

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

1.   Приготовление стандартного раствора щелочи.

  1.  Установление точной концентрации раствора по щавелевой кислоте.
  2.  Решение задач.
  3.  Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Для приготовления стандартного раствора и установления его нормальности и титра используют метод нейтрализации.

В основе метода лежит следующая химическая реакция: 

НСI + NaOH = NaCI + H2O

H+ + OH- =H2O

Метод нейтрализации применяют для количественного определения кислот и щелочей.

При количественном определении кислот - алкалиметрия, рабочим раствором является раствор щелочи (KOH или NaOH), исходным веществом служит щавелевая кислота.

При количественном определении щелочи - ацидиметрия, рабочими растворами являются растворы сильных кислот (НСI и H2SO4), исходным веществом служит бура Na2B4O7 * 10Н2О или химически чистая сода Nа2СОЗ.

В качестве индикатора метода используют фенолфталеин или метилоранж. Это органические соединения, цвет которых меняется в зависимости от концентраций ионов водорода в растворе.

Пользуясь методом нейтрализации в лабораторной практике можно исследовать качество готовых кулинарных изделий, полуфабрикатов.

Ход работы:

При выполнении лабораторной работы студент должен:

ЗНАТЬ:

  •  сущность метода нейтрализации;
  •  формулы расчета величины Н и Т (нормальности и титра);
  •  что называют титрованием, рабочим раствором, титром, исходным веществом.

УМЕТЬ:

  •  правильно пользоваться титровальным набором, химической посудой, реактивами;
  •  проводить титрование по методу нейтрализации;
  •  выполнять необходимые расчеты.

Задание 1.

Приготовление стандартного раствора щелочи.

  1.  Методика приготовления стандартного раствора.

Для определения содержания кислот готовят 250 мл 0,lH NaOH (стандартный раствор). Точный раствор NaOH или КОН приготовить из навески нельзя, так как щелочь поглощает на воздухе пары воды и диоксид углерода. Точная концентрация NaOH устанавливается по раствору щавелевой кислоты.

Н2С2О4 * 2Н2О - исходное вещество метода нейтрализации.

  1.  Сначала рассчитываем навеску щелочи, необходимую для приготовления заданного объема раствора.

гр.

где: Н - нормальность раствора NaOH;

              Э - эквивалент раствора NaOH;

              V - объем раствора NaOH (в мл).

Так как NaOH всегда содержит примеси, то на технохимических весах берут навеску немного больше: 1,5 гр.

2. В фарфоровую кружку переносят навеску, добавляют 20 мл дистиллированной воды, обмывают навеску, чтобы удалить примеси карбоната натрия с поверхности и быстро сливают воду.

3. Затем прибавляют остальной объем воды (250 мл). Раствор перемешивают и закрывают пробкой.

II.     Дайте определения понятий:

  •  Что такое моль?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что такое молярная масса?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что такое грамм – эквивалент?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что такое закон эквивалентов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Что собой представляют индикаторы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  Рассчитайте: Э (СНзСООН); Э (КОН); Э(Nа2СОЗ).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Установление точной концентрации раствора

по щавелевой кислоте.

  1.  Методика титрования.

Для установления точной концентрации раствора используют раствор щавелевой кислоты 0,lH при индикаторе фенолфталеин.

Щавелевая кислота Н2С2О4 * 2Н2О в данном случае является исходным веще-ством. Бюретку заполняем раствором NaOH в титровальную колбу, отмеряем пипеткой Мора 10 мл щавелевой кислоты, добавляем несколько капель индикатора – фенолфталеина. Титруем раствором NaOH до появления розовой окраски, неисчезающей в течение 30 секунд. Титрование повторяем 2-3 раза и производим расчет.

  1.  Заполните таблицу: 

Результаты титрования:

Титрование

Объём щавелевой кислоты, мл

Объём NaOH, мл

Индикатор

1

10,00

Фенолфталеин

2

10,00

3

10,00

  1.  Рассчитайте:  

   

                                        

Задание 4.

Решение задач.

  1.  Рассчитать Т 0,1096 Н раствора HCI. (Ответ: 0,0040 г/мл).

Дано:

  1.  Как приготовить 0,01Н раствор HCI?*

Дано:

*произведите расчет и запишите полный ответ в соответствии с заданием.

  1.  В 1 кг воды растворили 250 г гидроксида натрия, плотность полученного раствора = 1,219 г/мл.

Вычислить:                                                                          Ответы:

а) массовую долю гидроксида натрия;                   а) 20%;

б) нормальность;                                                         б) 6,10 моль/л;

в) титр;                                                                          в) 0,2438 г/мл;

г) молярную концентрацию.                                     г) 6,10 моль/л.

Дано:

Задание 4.

Вопросы для самоконтроля:

  1.   В чем сущность метода нейтрализации? Какая химическая реакция лежит в основе этого метода?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1.   Что называют стандартным или титровальным раствором?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Объясните, какое вещество является установочным, каким требованиям оно должно отвечать?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Укажите, какие растворы являются нормальными (приведите примеры)?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Что такое индикатор? Как правильно подобрать индикатор к данному случаю?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25373. Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой 37 KB
  Социальная политика в системе общественных отношений ее взаимосвязь с социальной работой В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой обязательный элемент...
25374. Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом 19.81 KB
  Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом.Полит идеология неразрывно связана с полит сознанием – это сфера общ сознания образуемая совок соц чувств представлений взглядов отражающих реальные полит отношен и вместе с тем составляющих их неотъемлемую часть. Неолиберализм отказались от прямой демократии признали неравенство людей но выдвинули идею соц равенства пересмотрели пункт о невмешательстве госва в экку. Социал демократич полит идеология в сер 19в защищала рабочие классы трудящихся от беззакония.
25375. Объект предмет и категории теории социальной работы 39.5 KB
  Объект предмет и категории теории социальной работы Теория социальной работы это наука о закономерностях и принципах функционирования развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной работы. Объект и предмет основополагающие категории развития теории социальной работы. Так в...
25376. Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты 35 KB
  чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию – деятельность. Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...
25377. Основные тенденции истории социальной работы за рубежом 62.5 KB
  Основные тенденции истории социальной работы за рубежом Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов: 1.Развитие социальной работы в новое время середина XVII – начало XX в.Развитие социальной работы в новейшее время XXв. Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1.
25378. Основные тенденции становления социальной работы в России 133 KB
  Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам призреваемые находились целые сутки в одном доме переходя на следующие в другой и подаяние милостыни но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой. Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Самая распространенная форма помощи подача милостыни.
25379. Сущность и классификация технологий социальной работы 36 KB
  Сущность и классификация технологий социальной работы При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности а также особенности объектов субъектов содержания средств и других элементов социальной работы как системы. В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов методов и воздействий применяемых социальными службами отдельными учреждениями...
25380. Проблемы эффективности в социальной работе и методы ее оценки 52.5 KB
  Проблемы эффективности в социальной работе и методы ее оценки. Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффективности выбор предметов оценки эффективности; субъекты оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы влияющие на эффективность неэффективность. Наиболее типичными разделами методики являются: назначение; контур и предмет оценки эффективности; рекомендуемые методы оценки эффективности их характеристика; порядок определения эффективности; пример расчета эффективности; приложения при...
25381. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 79.5 KB
  ОРГАНИЗАЦИОННОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Существуют различные позиции относительно систем управления в области социального обслуживания. Административные организационные методы их иногда называют организационнораспорядительными имеют большое значение в практике управления. Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении то можно выделить три большие группы: регламентирующие распорядительные и дисциплинарные методы....