36812

Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: Определение общей жесткости воды г. Умения: Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Различают временную устраняемую и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.

Русский

2013-09-23

52.5 KB

10 чел.

Лабораторная работа № 13.

Тема:    Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии. 

Содержание типовой задачи деятельности:

Практическая деятельность по организации

выпуска качественной продукции и обслуживанию потребителей.

Отработать практические навыки и углубить теоретические знания методике титрования методом комплексиметрии.

Умения:                                      Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Симферополя.

ПФ. С. 08. ПР. Н. 02        ПФ - профессиональная задача;

С - класс задач (стереотипная);

ПР - вид умения (предметно-познавательный);

Н - уровень сформированности умения (умение выполнять действие автоматически).

Материально-техническое обеспечение:

Штатив Бунзена, титровальный набор (бюретка, титровальная колба, банка для слива, воронки), мерные цилиндры на 50 мл, конические колбы на 200-250 мл, аммиачно-буферный раствор, индикаторная смесь (эриохром черный), раствор Трилона Б - 0,05Н.

Техника безопасности:

Поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Приступать к выполнению работы только после полного ознакомления с методикой проведения работы. Перед началом работы проверить чистоту бюреток, пипеток, титровальных колб и др. химической посуды.

Межпредметная связь:

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

1. Титрование по методу комплексонообразования.

2. Решение задач.

3. Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Присутствие в воде растворённых солей кальция и магния определяет ее жесткость. Различают временную (устраняемую) и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.

Жесткость воды определяют по содержанию в ней солей кальция и магния и выражают числом их миллиграмм-эквивалентов в 1 л воды:

1 мг-экв = 1/1000 г-экв.

Эти элементы в природных условиях попадают в воду вследствие действия углекислоты на карбонатные минералы или за счет продуктов микробиального распада, происходящего в увлажненных слоях почвы. Общая жесткость воды определяется в питьевых, подземных и поверхностных водах, а в особых случаях и в сточных водах.

Для определения общей жесткости воды используют комплексонометрический метод, который обладает высокой чувствительностью, требует небольших затрат времени и дает хорошие результаты. Определение основано на титровании определенного объема воды раствором комплексона Трилона Б в присутствии индикатора эриохрома черного. Трилон Б - двухзамещенная соль этилендиаминтетрауксусной кислоты.

                          НООСН2 – С                                                    CH2COONa

 

N - СН2 - СН2 - N                              + 2О

                        NaOOCH2 – С         СН2СООН

Эриохром черный образует с ионами Са2+ и Mg2+ окрашенные в красный цвет неустойчивые комплексные соединения.

При титровании Трилоном Б происходит изменение окраски от красной до

сине- голубой.

Ход работы:

При выполнении лабораторной работы студент должен:

ЗНАТЬ:

  •  сущность метода нейтрализации;
  •  формулы расчета величины Н и Т (нормальности и титра);
  •  что называют титрованием, рабочим раствором, титром, исходным веществом.

УМЕТЬ:

  •  правильно пользоваться титровальным набором, химической посудой, реактивами;
  •  проводить титрование по методу нейтрализации;
  •  выполнять необходимые расчеты.

Задание 1.

Титрование по методу комплексонометрии.

1) Для определения общей жесткости воды в г. Симферополе в коническую колбу на 200-250 мл переносят 50 мл водопроводной воды. 

2)  Туда же добавляют отмеренные цилиндром 5,0 мл аммиачно-буферного раствора.

3) Содержимое колбы тщательно перемешивают и вносят на кончике шпателя сухую индикаторную смесь (эриохром черный + поваренная соль).

4) После полного растворения индикаторной смеси раствор окрашивается в крас-                                    ный цвет. К полученному красному раствору из бюретки добавляют раствор комплексона до перехода окраски в сине-голубую. 

5) Титрование повторяют трижды, и данные заносят в таблицу, берут для вычисления среднее значение комплексона (Трилона Б), израсходованного на титрование.

 

Результаты титрования:

Титрование

Объём  водопроводной воды, мл

Объём комплексона (Трилона Б), мл

Индикатор

1

50,00

Эриохром чёрный

2

50,00

3

50,00

Расчёт:

,

где а - количество (мл) Трилона Б, пошедшее на титрование взятого объёма исследуемой воды;

N - нормальность раствора Трилона Б;

К - коэффициент нормальности (1);

V - объём исследуемой воды, взятой для анализа (мл).

Например:

Взято 10 мл исследуемой воды, на титрование израсходовано 0,8 мл Трилона Б (нормальность 0,005; K=l).

.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

решение задач.

1) Чему равна общая жесткость воды, если на титрование 100,00 мл её израсходовано 25,20 мл 0,1022Н раствора ЭДТА?

(Ответ: 25,75мг-экв/л)

Дано:

2) Рассчитать эквивалент Трилона Б, если М (Na2H2CI0H12О8N2 * 2Н2О) = 372,2 г/моль.

Дано:

3) Сколько грамм хлорида натрия содержится в растворе объёмом 250 мл, если на титрование 10,00 мл его израсходовано 12,50 мл 0,05Н АgNО3 

(Ответ: 0,8725г)

Дано:

Задание 3.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1.   На чем основан метод комплексиметрии?                       ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Какие соединения в комплексиметрии обозначает ЭДТА? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Что такое  металлиндикаторы? На чём основано их применение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Что такое общая жёсткость воды? В каких единицах она измеряется? 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  В чём сущность комплексонометрического метода определения общей жёсткости воды?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82995. Як зимують птахи взимку? Подорож на ялинку до звірят. Створення аплікації зі рваних різнокольорових серветок 160 KB
  Мета. Продовжувати вчити встановлювати взаємозв’язки між змінами в неживій природі, житті рослин та тварин;розвивати уяву, мислення, пізнавальний інтерес; розширити, узагальнити знання про зимуючих птахів та звірів; розкрити особливість життя птахів та звірів узимку та залежність їх життя...
82996. «Колядники». Колядки. Щедрівки 72 KB
  Розширити знання дітей з української обрядовості, показати, як святкували Різдво, про народні традиції колядування, щедрування; навчати спостерігати, як у віршованих творах зображено святкування традиційних свят українського народу. Викликати в учнів інтерес до традицій українського народу у відзначенні свята Різдво.
82997. Світ звуків і фарб 1.71 MB
  Пачкуля та Чистюля; костюм Оле Лукойє 7 костюмів гномів різних кольорів; кошик із яблуками; малюнок Пачкулі; два набори шапочок усіх барв веселки; конверт для Білосніжки; книжки із зображенням гномів; баночки з водою альбомні аркуши фарби кисточки серветки палітри; відеозапис м-ф Білосніжка і сім гномів проектор.
82998. Гроші в житті людини 742 KB
  Мета: сформувати уявлення в учнів про такі поняття як гроші та багатство, вчити правильно визначати життєві цінності, обирати правильну життєву позицію, розвивати навички правильного користування здобутою інформацією. Задачі: дати визначення поняття грошей та багатства; дати порівняльну характеристику...
82999. Казка – дитяча опера «Коза Дереза» муз. М. Лисенко, Дніпрова Чайка. Омоніми – слова однакові за написанням, різні за значенням 492.5 KB
  Формування поняття про багатозначність слів в українській мові, виробляти вміння правильно вживати багатозначні слова в мовленні; розширювати уявлення про значення слів; збагачувати словниковий запас, розвивати монологічне та діалогічне мовлення, мислення, самостійність...
83000. ЇЖА, КОРИСНА ДЛЯ ЗДОРОВ’Я 661.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про їжу корисну для здоровя вчити їх правильно харчуватися виховувати естетичні смаки щодо зовнішнього вигляду страв. Обладнання: Малюнки ілюстрації таблиці слайди до теми предметні малюнки із зображенням продуктів для гри Смачного...
83001. Как животные готовятся к зиме? 107.5 KB
  Цель: Продолжать формировать представления о птицах и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных; развивать логическое мышление; воспитывать желание беречь родную природу. Оборудование: таблицы, рисунки с изображением птиц и зверей зимой, образцы.
83002. Резание бумаги и картона. Изготовление раздаточного материала для дидактической игры «Рыбалка» 254.5 KB
  Цель: формировать умение резать бумагу прямыми и закругленными линиями; совершенствовать умение вырезать фигуры по шаблону; развивать пространственные навыки воображение фантазию; воспитывать аккуратность. Обвести и вырезать по шаблону верхний нижний плавник.
83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...