36812

Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: Определение общей жесткости воды г. Умения: Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Различают временную устраняемую и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.

Русский

2013-09-23

52.5 KB

10 чел.

Лабораторная работа № 13.

Тема:    Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии. 

Содержание типовой задачи деятельности:

Практическая деятельность по организации

выпуска качественной продукции и обслуживанию потребителей.

Отработать практические навыки и углубить теоретические знания методике титрования методом комплексиметрии.

Умения:                                      Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Симферополя.

ПФ. С. 08. ПР. Н. 02        ПФ - профессиональная задача;

С - класс задач (стереотипная);

ПР - вид умения (предметно-познавательный);

Н - уровень сформированности умения (умение выполнять действие автоматически).

Материально-техническое обеспечение:

Штатив Бунзена, титровальный набор (бюретка, титровальная колба, банка для слива, воронки), мерные цилиндры на 50 мл, конические колбы на 200-250 мл, аммиачно-буферный раствор, индикаторная смесь (эриохром черный), раствор Трилона Б - 0,05Н.

Техника безопасности:

Поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Приступать к выполнению работы только после полного ознакомления с методикой проведения работы. Перед началом работы проверить чистоту бюреток, пипеток, титровальных колб и др. химической посуды.

Межпредметная связь:

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

1. Титрование по методу комплексонообразования.

2. Решение задач.

3. Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Присутствие в воде растворённых солей кальция и магния определяет ее жесткость. Различают временную (устраняемую) и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.

Жесткость воды определяют по содержанию в ней солей кальция и магния и выражают числом их миллиграмм-эквивалентов в 1 л воды:

1 мг-экв = 1/1000 г-экв.

Эти элементы в природных условиях попадают в воду вследствие действия углекислоты на карбонатные минералы или за счет продуктов микробиального распада, происходящего в увлажненных слоях почвы. Общая жесткость воды определяется в питьевых, подземных и поверхностных водах, а в особых случаях и в сточных водах.

Для определения общей жесткости воды используют комплексонометрический метод, который обладает высокой чувствительностью, требует небольших затрат времени и дает хорошие результаты. Определение основано на титровании определенного объема воды раствором комплексона Трилона Б в присутствии индикатора эриохрома черного. Трилон Б - двухзамещенная соль этилендиаминтетрауксусной кислоты.

                          НООСН2 – С                                                    CH2COONa

 

N - СН2 - СН2 - N                              + 2О

                        NaOOCH2 – С         СН2СООН

Эриохром черный образует с ионами Са2+ и Mg2+ окрашенные в красный цвет неустойчивые комплексные соединения.

При титровании Трилоном Б происходит изменение окраски от красной до

сине- голубой.

Ход работы:

При выполнении лабораторной работы студент должен:

ЗНАТЬ:

  •  сущность метода нейтрализации;
  •  формулы расчета величины Н и Т (нормальности и титра);
  •  что называют титрованием, рабочим раствором, титром, исходным веществом.

УМЕТЬ:

  •  правильно пользоваться титровальным набором, химической посудой, реактивами;
  •  проводить титрование по методу нейтрализации;
  •  выполнять необходимые расчеты.

Задание 1.

Титрование по методу комплексонометрии.

1) Для определения общей жесткости воды в г. Симферополе в коническую колбу на 200-250 мл переносят 50 мл водопроводной воды. 

2)  Туда же добавляют отмеренные цилиндром 5,0 мл аммиачно-буферного раствора.

3) Содержимое колбы тщательно перемешивают и вносят на кончике шпателя сухую индикаторную смесь (эриохром черный + поваренная соль).

4) После полного растворения индикаторной смеси раствор окрашивается в крас-                                    ный цвет. К полученному красному раствору из бюретки добавляют раствор комплексона до перехода окраски в сине-голубую. 

5) Титрование повторяют трижды, и данные заносят в таблицу, берут для вычисления среднее значение комплексона (Трилона Б), израсходованного на титрование.

 

Результаты титрования:

Титрование

Объём  водопроводной воды, мл

Объём комплексона (Трилона Б), мл

Индикатор

1

50,00

Эриохром чёрный

2

50,00

3

50,00

Расчёт:

,

где а - количество (мл) Трилона Б, пошедшее на титрование взятого объёма исследуемой воды;

N - нормальность раствора Трилона Б;

К - коэффициент нормальности (1);

V - объём исследуемой воды, взятой для анализа (мл).

Например:

Взято 10 мл исследуемой воды, на титрование израсходовано 0,8 мл Трилона Б (нормальность 0,005; K=l).

.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

решение задач.

1) Чему равна общая жесткость воды, если на титрование 100,00 мл её израсходовано 25,20 мл 0,1022Н раствора ЭДТА?

(Ответ: 25,75мг-экв/л)

Дано:

2) Рассчитать эквивалент Трилона Б, если М (Na2H2CI0H12О8N2 * 2Н2О) = 372,2 г/моль.

Дано:

3) Сколько грамм хлорида натрия содержится в растворе объёмом 250 мл, если на титрование 10,00 мл его израсходовано 12,50 мл 0,05Н АgNО3 

(Ответ: 0,8725г)

Дано:

Задание 3.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1.   На чем основан метод комплексиметрии?                       ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Какие соединения в комплексиметрии обозначает ЭДТА? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Что такое  металлиндикаторы? На чём основано их применение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Что такое общая жёсткость воды? В каких единицах она измеряется? 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  В чём сущность комплексонометрического метода определения общей жёсткости воды?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69249. Навчально-матеріальна база трудового, профільного і професійного навчання 60 KB
  Основні ергономічні вимоги до робочого місця учнів та вчителя. Атестація робочих місць учнів. Якщо майстерні розраховані також на учнів старших класів то тут можуть бути кабінети автосправи електротехніки радіотехніки та ін.
69250. Особливості процесу та етапи трудового виховання, його принципи 120.5 KB
  Ідея трудового виховання виникла разом з ідеєю соціалізму. Тут ми зустрічаємося з прикладом відбитку єдності та повноти історичного процесу виникнувши разом з ідеєю соціалізму та будучи спочатку нездійсненною у такій самій мірі, у якій нездійсненним був сам соціалізм у його утопічній формі...
69251. Позакласна робота з технічної творчості та сільськогосподарського дослідництва 80.5 KB
  Суть позакласної і позашкільної діяльності учнів з технічної творчості та сільськогосподарського дослідництва. Форми організації позакласної технічної художньо-декоративної творчості учнів. Така робота проводиться і безпосередньо на заняттях з трудового навчання...
69252. Трудова діяльність учнів у школі. Організація діяльності трудових об’єднань учнів 89 KB
  Характер і зміст трудової діяльності учнів. Процес праці і його елементи. Види трудових об’єднань в сучасній школі та організація продуктивної праці в них. Планування та організація продуктивної праці учнів. Нормування праці учнів. Оплата праці учнів. Санітарно-гігієнічні вимоги до праці учнів.
69253. Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання 83.5 KB
  Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання Зміст професійного самовизначення учнів. Особливості профорієнтації учнів у процесі трудового профільного і професійного навчання. Визнано що одним з головних завдань школи є підготовка учнів до свідомого вибору професії.
69254. Загальні питання трудової підготовки учнів 82 KB
  Предмет і завдання курсу. Процес трудової підготовки та його складові частини. Методи наукових досліджень. Перспективний педагогічний досвід організації трудової підготовки учнів. Аналіз навчальної і науково-методичної літератури з трудової і професійної підготовки.
69255. Історико-педагогічний огляд розвитку проблеми трудової підготовки учнів 201 KB
  Історія розвитку трудового і професійного навчання. Етапи становлення трудової і професійної підготовки в загальноосвітній і професійній школі за роки радянської влади. Трудова підготовка учнів у сучасній загальноосвітній школі та шляхи її реформування.
69256. Політехнічні основи трудової підготовки 259.5 KB
  Але якщо порівняти зміст шкільної програми 1954 року коли трудове навчання було відновлено у школі із змістом діючої програми то легко прийти до висновку що ставить великі зміни. Причому вони відбувалися поступово протягом усього періоду і вимагали від вчителя трудового навчання...
69257. Сучасний учитель трудового навчання 73.5 KB
  Національна школа і проблема модернізації підготовки вчителя трудового навчання. Основні вимоги що ставляться до сучасного вчителя трудового навчання. Особливості педагогічної діяльності вчителя трудового навчання. Організація методичної роботи вчителів трудового навчання та їх атестація.