36812

Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: Определение общей жесткости воды г. Умения: Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Различают временную устраняемую и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.

Русский

2013-09-23

52.5 KB

10 чел.

Лабораторная работа № 13.

Тема:    Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии. 

Содержание типовой задачи деятельности:

Практическая деятельность по организации

выпуска качественной продукции и обслуживанию потребителей.

Отработать практические навыки и углубить теоретические знания методике титрования методом комплексиметрии.

Умения:                                      Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Симферополя.

ПФ. С. 08. ПР. Н. 02        ПФ - профессиональная задача;

С - класс задач (стереотипная);

ПР - вид умения (предметно-познавательный);

Н - уровень сформированности умения (умение выполнять действие автоматически).

Материально-техническое обеспечение:

Штатив Бунзена, титровальный набор (бюретка, титровальная колба, банка для слива, воронки), мерные цилиндры на 50 мл, конические колбы на 200-250 мл, аммиачно-буферный раствор, индикаторная смесь (эриохром черный), раствор Трилона Б - 0,05Н.

Техника безопасности:

Поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Приступать к выполнению работы только после полного ознакомления с методикой проведения работы. Перед началом работы проверить чистоту бюреток, пипеток, титровальных колб и др. химической посуды.

Межпредметная связь:

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

1. Титрование по методу комплексонообразования.

2. Решение задач.

3. Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

Присутствие в воде растворённых солей кальция и магния определяет ее жесткость. Различают временную (устраняемую) и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.

Жесткость воды определяют по содержанию в ней солей кальция и магния и выражают числом их миллиграмм-эквивалентов в 1 л воды:

1 мг-экв = 1/1000 г-экв.

Эти элементы в природных условиях попадают в воду вследствие действия углекислоты на карбонатные минералы или за счет продуктов микробиального распада, происходящего в увлажненных слоях почвы. Общая жесткость воды определяется в питьевых, подземных и поверхностных водах, а в особых случаях и в сточных водах.

Для определения общей жесткости воды используют комплексонометрический метод, который обладает высокой чувствительностью, требует небольших затрат времени и дает хорошие результаты. Определение основано на титровании определенного объема воды раствором комплексона Трилона Б в присутствии индикатора эриохрома черного. Трилон Б - двухзамещенная соль этилендиаминтетрауксусной кислоты.

                          НООСН2 – С                                                    CH2COONa

 

N - СН2 - СН2 - N                              + 2О

                        NaOOCH2 – С         СН2СООН

Эриохром черный образует с ионами Са2+ и Mg2+ окрашенные в красный цвет неустойчивые комплексные соединения.

При титровании Трилоном Б происходит изменение окраски от красной до

сине- голубой.

Ход работы:

При выполнении лабораторной работы студент должен:

ЗНАТЬ:

  •  сущность метода нейтрализации;
  •  формулы расчета величины Н и Т (нормальности и титра);
  •  что называют титрованием, рабочим раствором, титром, исходным веществом.

УМЕТЬ:

  •  правильно пользоваться титровальным набором, химической посудой, реактивами;
  •  проводить титрование по методу нейтрализации;
  •  выполнять необходимые расчеты.

Задание 1.

Титрование по методу комплексонометрии.

1) Для определения общей жесткости воды в г. Симферополе в коническую колбу на 200-250 мл переносят 50 мл водопроводной воды. 

2)  Туда же добавляют отмеренные цилиндром 5,0 мл аммиачно-буферного раствора.

3) Содержимое колбы тщательно перемешивают и вносят на кончике шпателя сухую индикаторную смесь (эриохром черный + поваренная соль).

4) После полного растворения индикаторной смеси раствор окрашивается в крас-                                    ный цвет. К полученному красному раствору из бюретки добавляют раствор комплексона до перехода окраски в сине-голубую. 

5) Титрование повторяют трижды, и данные заносят в таблицу, берут для вычисления среднее значение комплексона (Трилона Б), израсходованного на титрование.

 

Результаты титрования:

Титрование

Объём  водопроводной воды, мл

Объём комплексона (Трилона Б), мл

Индикатор

1

50,00

Эриохром чёрный

2

50,00

3

50,00

Расчёт:

,

где а - количество (мл) Трилона Б, пошедшее на титрование взятого объёма исследуемой воды;

N - нормальность раствора Трилона Б;

К - коэффициент нормальности (1);

V - объём исследуемой воды, взятой для анализа (мл).

Например:

Взято 10 мл исследуемой воды, на титрование израсходовано 0,8 мл Трилона Б (нормальность 0,005; K=l).

.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

решение задач.

1) Чему равна общая жесткость воды, если на титрование 100,00 мл её израсходовано 25,20 мл 0,1022Н раствора ЭДТА?

(Ответ: 25,75мг-экв/л)

Дано:

2) Рассчитать эквивалент Трилона Б, если М (Na2H2CI0H12О8N2 * 2Н2О) = 372,2 г/моль.

Дано:

3) Сколько грамм хлорида натрия содержится в растворе объёмом 250 мл, если на титрование 10,00 мл его израсходовано 12,50 мл 0,05Н АgNО3 

(Ответ: 0,8725г)

Дано:

Задание 3.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1.   На чем основан метод комплексиметрии?                       ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Какие соединения в комплексиметрии обозначает ЭДТА? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Что такое  металлиндикаторы? На чём основано их применение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Что такое общая жёсткость воды? В каких единицах она измеряется? 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  В чём сущность комплексонометрического метода определения общей жёсткости воды?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47720. Учебно-методический комплекс. Введение в предпринимательство 65.73 KB
  Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины модуля В результате освоения дисциплины Введение в предпринимательство у бакалавров формируются следующие компетенции: Профессиональные компетенции: способность используя отечественные и зарубежные источники информации собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и или аналитический отчет ПК9; способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их...
47721. Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» 595.5 KB
  Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
47722. Учебно-методический комплекс. Микроэкономика 1.14 MB
  Требования к входным знаниям: для успешного освоения дисциплины Микроэкономика студент должен владеть базовыми знаниями общеобразовательной программы из курсов История Математика Обществознание а также необходимы умения и компетенции полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.2; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике В.ruНаучная Сеть информационная система нацеленная на облегчение доступа к научной научнопопулярной и образовательной...
47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.