36813

Приготовление раствора точной заданной концентрации

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: Приготовление раствора точной заданной концентрации. Умения: Используя рациональные способы ведения технологических процессов учиться готовить растворы различной концентрации уметь рассчитывать массу вещества массу раствора нормальность и титр. Титр показывает сколько граммов вещества растворено в 1мл раствора. Как приготовить 250мл 01 Н раствора перекристаллизованной чистой двухосновной щавелевой кислоты Н2С2О4 2Н2О которую используют для...

Русский

2013-09-23

69.5 KB

65 чел.

Лабораторная работа № 14.

Тема:    Приготовление раствора точной заданной концентрации. 

Содержание типовой задачи деятельности:

Осуществление оперативного регулирования хода производства и обслуживания.

Умения:                                      Используя рациональные способы ведения технологических процессов, учиться готовить растворы различной концентрации, уметь рассчитывать массу вещества, массу раствора, нормальность и титр.

ПФ. С. 17. ПП. Н. 03        ПФ - профессиональная задача;

С - класс задач (стереотипная);

ПП - вид умения (профессионально-предметный)                               

Н - уровень сформированности умения (умение выполнять действие автоматически).

Материально-техническое обеспечение:

Мерные колбы, титровальные колбы, пипетки Мора, химические реактивы, химические стаканы, воронки, технохимические весы, разновесы, мерный цилиндр.

Техника безопасности:

Во время работы в химической лаборатории необходимо соблюдать осторожность, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте. Не брать реактивы руками, а только металлической или фарфоровой ложечкой или шпателем. Нельзя взятый избыток реактива высыпать или выливать из своей пробирки в общую реактивную склянку. Ни в коем случае нельзя пробовать химические вещества на вкус.

Межпредметная связь:

Неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

1. Приготовление растворов различной концентрации в лабораторных условиях.

2. Решение типовых задач по различным методам объемного анализа.

3. Вопросы для самоконтроля.

Теоретические основы:

В количественном анализе концентрацию растворов выражают нормальностью и титром (Н и Т).

Раствор называется нормальным, если в 1л его содержится 1 грамм-эквивалент растворённого вещества.

Различают растворы различной нормальности 1 Н, 2 Н, 3 Н, 4 Н и т.д.  0,1 Н,

0,2 Н, 0,ЗН, 0,4Н - децинормальная концентрация. 0,01 Н, 0,02 Н, 0,03 Н, 0,04 Н - сантинормальная концентрация.

Титр показывает, сколько граммов вещества растворено в 1мл раствора. Между нормальностью и титром существует определенная связь. Так, например:

;  ,

где Т - титр;

Н - нормальная концентрация;  

Э - эквивалент химического вещества.

Грамм-эквивалентом называют количество вещества, выраженное в граммах, которое при химических реакциях равноценно (эквивалентно) одному грамм-иону или (грамм-атому) водорода (1,008г). Обозначается условно буквой Э или г-экв.

При приготовлении рабочих титрованных растворов кислот, оснований и солей следует иметь в виду, что г-экв кислоты и основания будет равен ее грамм-молекулярному весу, деленному на основность. Например:

Э НСI= М НСI = 36,46 г-экв = 36,46

;

;

Грамм-эквивалент соли в реакции полного объема равен ее грамм-молекулярно- му весу, деленному на суммарную валентность.

Например:

;

.

Необходимо твердо запомнить, что грамм-эквивалент не является величиной постоянной. В противоположность грамм-молекуле величина г-экв одного и того же вещества в различных реакциях может быть не одинакова. Исключение составляет определение величины г-экв окислителя и восстановителя. Этот вопрос будет рассмотрен в разделе оксидиметрии.

Ход работы:

При выполнении лабораторной работы студент должен:

ЗНАТЬ:

  •  сущность методов объёмного анализа;
  •  вычисления в объемном анализе;
  •  типы концентраций (нормальная концентрация и титр).

УМЕТЬ:

  •  правильно пользоваться титровальным набором, химической посудой, реактивами;
  •  выполнять необходимые расчеты;
  •  готовить    растворы заданной концентрации.

Задание 1.

Приготовление растворов различной

концентрации в лабораторных условиях.

Алгоритм выполнения:

1) Необходимо различать Q заданного вещества по формулам: 

,     ;

2) Взвесить    навеску    вещества    на    весах    (вспомнить    правила взвешива- ния стр. 74 Ю.Н. Жванко «Аналитическая химия»);

3) Взять колбу определенного объема, всыпать вещества и долить Н2О (дистиллированной) до метки, размешать раствор;

4) Написать полный ответ по задачам:

I. Как приготовить 250мл 0,1 Н раствора перекристаллизованной чистой двухосновной щавелевой кислоты (Н2С2О4 * 2Н2О), которую используют для титрования щелочей. Какую навеску ее нужно взять?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________II. Как приготовить 200мл 0,05 Н раствора Na2S2O3*5Н2O? _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Сколько граммов нужно отвесить, чтобы приготовить 250мл NaCl с титром 0,001 г/мл?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________IV. Как приготовить 200мл 0,25 Н раствора Na2CO3?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Решение типовых задач по различным

методам объемного анализа.

1) Вычислите титр 0,1 Н раствора H2SO4 по NaOH.

Дано:

2) В 250 мл раствора Са(ОН)2 содержится  3,705г Са(ОН)2. Вычислите его нормальность.

Дано:

3) Чтобы нейтрализовать 10 мл разбавленной НС1 потребовалось 12,8 мл 0,1 Н раствора NaOH. Какова нормальность кислоты?

Дано:

4) Сколько граммов нитрата серебра потребуется для приготовления 1,5мл

0,1 Н раствора?

Дано:

5) Сколько граммов КМnО4 потребуется для приготовления 750 мл 0,05 Н раствора в щелочной и кислой средах?

Дано:

6) Определите массовую долю (%) КСI в растворе объемом 750 мл, плотность раствора 1,063 г/мл, и КСI в нем содержится 79,7г.

 

Дано:

(При решении задачи необходимо воспользоваться данной формулой:

,

где     тв – масса вещества;

т р-ра – масса  раствора;

W – массовая доля растворенного вещества).

Задание 3.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1.   Каким образом классифицируется объемно-аналитические методы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Дайте определение величины грамм-эквивалента.                                 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Как  можно  рассчитать  нормальную  концентрацию  кислоты, щелочи и соли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие требования предъявляются к титрованию?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите растворы,  которые являются рабочими в методах объемного анализа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14450. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання 106.5 KB
  Тема. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання. Мета: ознайомити учнів із видами макаронних виробів їхнім значенням у харчуванні людини із технологією запікання продуктів; навчити готувати страви з макаронних виробів; розширити знання й навички приготуван
14451. Приготування страв із молока й молочних продуктів 52 KB
  Тема. Приготування страв із молока й молочних продуктів. Мета: ознайомити учнів із видами молочних продуктів їхнім значенням у харчуванні людини навчити готувати страви з молочних продуктів подавати й оформлювати страви сервірувати стіл до вечері; формувати чіткість...
14452. Показники та методи фундаментального аналізу 327 KB
  Головною метою та результатом фундаментального аналізу є визначення «дійсної», справедливої ціни товару, що досліджується. Визначення справедливої ціни потребує не тільки багато зусиль, наявності правильної моделі визначення вартості, але і своєчасної та якісної інформації.
14453. Вирощування плодоягідних рослин 222 KB
  Тема. Вирощування плодоягідних рослин. Мета: ознайомити учнів з особливостями вирощування та догляду за плодоягідними кущами; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення моторику рухів. Основні поняття: плодівництво пл...
14454. Енергетичні засоби у сільському господарстві 112 KB
  Тема. Енергетичні засоби у сільському господарстві. Мета : ознайомити учнів з енергетичними засобами які використовуються в с/г підприємствах класифікацією найбільш поширених тракторів як основних засобів енергетики мобільних процесів виховувати бережливе ставле
14455. Професійна діяльність людини та її вибір. Професіограма 56.5 KB
  Тема: Професійна діяльність людини та її вибір. Професіограма. Мета: Навчальна: сформувати знання про види професій. Виховна: виховувати в повагу до людей всіх професій. Розвиваюча: розвивати у школярів світогляд професійне спрямування. Надати широку інформацію п
14456. Технічне конструювання. Поняття про розрізи та перерізи 40 KB
  Тема: Технічне конструювання. Поняття про розрізи та перерізи. Мета: Навчальна: ознайомити з особливостями виконання розрізу та перерізу навчити виконувати і читати креслення предмета при виконанні розрізів та перерізів; Виховна: виховувати відпов
14457. Оздоблення виробів з металів 53 KB
  ТЕМА ЗАНЯТТЯ: Оздоблення виробів з металів. МЕТА ЗАНЯТТЯ: Навчальна: Сформувати знання про основні види оздоблення металів. Виховна: виховувати культуру праці працелюбність бережне відношення до майна; Розвиваюча: розвивати технічне мислення сприяти розвитку
14458. Робоче місце фрезерувальника. Підготовка верстата НГФ-110 Ш4 до роботи. Фрезерування плоских поверхонь, пазів 67.5 KB
  Тема. Робоче місце фрезерувальника. Підготовка верстата НГФ110 Ш4 до роботи. Фрезерування плоских поверхонь пазів. Мета:ознайомити учнів з технологічним процесом утворення плоских поверхонь уступів виступів канавок навчити виконувати плоскі поверхні на фрезерному в...