36838

РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ, ИДУЩИХ ДО КОНЦА, ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ НА ИНДИКАТОРЫ

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Тема: РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ ИДУЩИХ ДО КОНЦА ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ НА ИНДИКАТОРЫ. Умения: Обосновывать мероприятия по внедрению методик качественного анализа проводя реакции ионного обмена между растворами электролитов. Перечень заданий: Случаи течения реакции до конца. Теоретические основы:...

Русский

2013-09-23

66.5 KB

54 чел.

 

Лабораторная работа № 1.

Тема:          «РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ, ИДУЩИХ ДО КОНЦА, ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ НА ИНДИКАТОРЫ».

 Содержание типовой

задачи деятельности:

Разработка мероприятий по внедрению новых технологических процессов, обновления средств производства.

         

  Умения:                                                      Обосновывать  мероприятия,                                по внедрению методик  качественного анализа проводя реакции ионного обмена между растворами электролитов..-отработать умения  растворять получать осадки,

ПФ.Д.07.ЗП.0.15.                                         пользоваться таблицей растворимос - ти, записывать уравнения гидролиза.

          

Материально-техническое обеспечение:

Штатив с пробирками, раствор сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, ацетата свинца, йодид калия, сульфата меди, хлорида железа, соляная и серная кислоты, гидроксиды натрия или калия, синяя  лакмусовая бумажка, хлорид натрия.

Техника безопасности:

    Строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами и другими        химическими веществами.

В кабинете химии ЗАПРЕЩЕНО:

  1.  Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
  2.  Брать вещества руками.
  3.  Самовольно сливать и смешивать реактивы.
  4.  Оставлять открытыми емкости с веществами.
  5.  Выливать или высыпать реактивы в раковину.

Межпредметная связь:  

Неорганическая химия, общая химия, физическая и коллоидная химия, микробиология и физиология, технология приготовления пищи.

Перечень заданий:

  1.  Случаи течения реакции до конца.
  2.  Составление различных ионных уравнений.
  3.  Экспериментальное задание.
  4.  Окраска индикатора в растворах соли.

Теоретические основы:

    Согласно «теории электролитической диссоциации» реакции в водных растворах электролитов протекают с участием ионов.

    Реакции между ионами называются ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями. При составлении ионных уравнений следует руководствоваться тем, что вещества малодиссоциированные растворимые (выпадающие в осадок и газообразные изображаются в молекулярной форме). Знак / /, стоящий при формуле вещества обозначает, что это вещество уходит сферы из реакции в виде садка, знак / / обозначает, что вещество удаляется из реакции в виде газа. Сильные растворимые электролиты; как практически полностью диссоциированные и пишутся в виде ионов.

        

Ход работы:

Задание 1.  Приготовление осадка – гидроксида железа (III).  

  1.  В пробирку отмеряем 2 мл раствора FeCI3.
    1.  Добавить туда же несколько капель раствора NaOH.
    2.  Ваши наблюдения:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1.  Записать уравнения взаимодействия веществ в молекулярной, и в ионной форме:

FeCI3 + NaOH  

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 2.  Составление различных ионных уравнений.   

Пользуясь таблицей растворимости солей и оснований в воде, подберите из имеющихся растворов солей, кислот, щелочей такие растворы, которые при взаимодействии между собой привели бы:

    а) к образованию осадка;

    б) к выделению газообразного вещества;

    в) к образованию малодиссоциированных веществ.

Напишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод.    

  а)

______________________________________________________________________

       ______________________________________________________________________

       ______________________________________________________________________

б)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                         

Задание 3.  Экспериментальное задание:

   

  1.  Проделайте опыты и составьте молекулярные уравнения, выражающие следующие ионные уравнения:

 а) Ba2+ + SO42-  BaSO4

   б) Сu2+ + 2OH-  Cu(OH)2

в) Са2+ + CO32- CaCO3

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1.  Слейте растворы следующих солей: нитрата серебра и хлорида бария, карбоната натрия и хлорида бария, нитрата кальция и хлорида бария.

Какие из проделанных реакций идут до конца? Напишите уравнение реакции, в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Окраска индикатора в растворах соли.

 

Формула

Среда раствора

Какими основаниями и кислотами образована соль (слабыми или сильными)

нейтральная

кислая

щелочная

1

2

3

4

5

NaCI

K2S

ZnCI2

Задание № 5. Вопросы для самоконтроля. 

1) Какие реакции называют ионными? Приведите пример: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Что произойдет, если слить растворы:

   а) CaCI2 + AgNO3

б) Na2S + H2SO4

    в) BaCI2 + K2CrO4

Напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов доходят до конца?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Перечислите сильные и слабые электролиты.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Что называют константой диссоциации, запишите ее математическое

выражение. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе:

___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОСЛЕ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ, СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

  •  основные положения теории электролитической диссоциации;  
  •  какие химические вещества являются сильными, слабыми электролитами;
  •  что называют константой диссоциации, ее математическое выражение.

УМЕТЬ:

  •  записывать уравнения реакций в ионной и молекулярной форме;
  •  пользоваться химической посудой, реактивами;
  •  выполнять экспериментальные задания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78346. Коррозия металлов. Определение и классификация коррозийных процессов 160.12 KB
  В случае с металлами говоря об их коррозии имеют ввиду нежелательный процесс взаимодействия металла со средой. Физико-химическая сущность изменений которые претерпевает металл при коррозии является окисление металла. Любой коррозионный процесс является многостадийным: Необходим подвод коррозионной среды или отдельных ее компонентов к поверхности металла. Полный или частичный отвод продуктов от поверхности металла в объем жидкости если среда жидкая.
78347. Химические связи. Метод валентных связей 169.26 KB
  Способы образования ковалентной связи. Направленность ковалентной связи. Химические связи химическая связь взаимное притяжение атомов приводящее к образованию молекул и кристаллов.
78348. Метод молекулярных орбиталей как линейная комбинация атомных комбинаци 662.45 KB
  Мы остановимся на основных положениях метода МО начиная со способа представления молекулярных орбиталей для гомоядерных двухатомных молекул и объясним за счет каких электронов в них образуется химическая связь. На каждом энергетическом уровне может располагаться не более двух электронов. Мы уже знаем что состояние электронов в атоме описывается квантовой механикой как совокупность атомных электронных орбиталей атомных электронных облаков; каждая такая орбиталь характеризуется определенным набором атомных квантовых чисел. Метод МО исходит...
78349. Вода и растворы. Способы выражения состава раствора 140.07 KB
  Свойства воды. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Вода содержащая значительное количество солей кальция и магния называется жесткой в отличие от мягкой воды например дождевой. При фильтровании больших количеств воды пользуются фильтрами из песка и гравия.
78350. Растворы электролитов. Изотонический коэффициент. ТЭД 228.26 KB
  Этих толчков вместе с тепловыми колебаниями ионов в кристалле оказывается достаточно для отделения ионов от кристалла и перехода их в раствор. Вслед за первым слоем ионов в раствор переходит следующий слой и таким образом идет постепенное растворение кристалла. Перешедшие в раствор ионы остаются связанными с молекулами воды и образуют гидраты ионов. Иначе говоря в результате диссоциации образуются не свободные ноны а соединения ионов с молекулами растворителя.
78351. Окислительно-восстановительные процессы. Применение электролиза 162.67 KB
  В ионных соединениях эта неравномерность распределения электронов максимальна при образовании веществ с ионной связью валентные электроны практически полностью переходят от атома одного элемента к атому другого. Прн этом элемент электроны которого смещаются к атомам другого элемента полностью в случае ионной связи или частично в случае полярной проявляет положительную окисленность. Элемент к атомам которого смещаются электроны атома другого элемента проявляет отрицательную окисленность. Число электронов смещенных от одного атома...
78352. Металлы и сплавы. Химические свойства металлов и сплавов 238.97 KB
  Химические свойства металлов. Добывание металлов из руд. Правда магний и алюминий сохраняют свой блеск даже будучи превращенными в порошок но большинство металлов в мелкораздробленном виде имеет черный или темносерый цвет.
78353. Комплексные соединения 531.93 KB
  Ионы некоторых элементов способны присоединять к себе другие ионы или нейтральные молекулы (например, NH3), образуя более сложные комплексные ионы. При их связывании с ионами противоположного знака получаются различные комплексные соединения. Наиболее полно свойства и строение комплексных соединений объясняет координационная теория
78354. Химические свойства элементов 157.55 KB
  При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов с галогенами серой азотом фосфором углеродом и кремнием с образованием соответственно галогенидов сульфидов нитридов фосфидов карбидов и силицидов: При нагревании щелочные металлы способны реагировать с другими металлами образуя интерметаллиды. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов...