3685

Проверка второго закона Ньютона на машине Атвуда

Лекция

Физика

Проверка второго закона Ньютона на машине Атвуда ЦЕЛЬ: установить зависимость ускорения системы от действующей силы; определить из полученной зависимости массу системы. ОБОРУДОВАНИЕ: экспериментальная установка FRM, электронный секундомер с фотоэлек...

Русский

2012-11-05

82 KB

310 чел.

Проверка второго закона Ньютона на машине Атвуда

ЦЕЛЬ: установить зависимость ускорения системы от действующей силы; определить из полученной зависимости массу системы.

ОБОРУДОВАНИЕ: экспериментальная установка FRM; электронный секундомер с фотоэлектрическими датчиками, линейка.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ

Сила. При рассмотрении взаимодействия тел сила выступает как векторная количественная мера интенсивности взаимодействия. Вектор F указывает направление взаимодействия. Воздействие, оказываемое на некоторое тело, может вызвать явления двоякого рода: изменить его скорость или вызвать деформацию (напр., растянуть или сжать пружину). Оба эти эффекта поддаются измерениям. Поэтому любой из них может быть использован для количественной оценки воздействий, т.е. для сравнения сил.

Второй закон Ньютона. Основной закон динамики был сформулирован Ньютоном в форме

dp/dt = F.  (1)

где р = m v  импульс тела,

Если на тело действует одна или несколько сил, импульс тела будет изменяться. Скорость изменения импульса тела равна геометрической сумме сил F, действующих на тело. Формулу (1) можно записать в виде

.  (2)

Для малых скоростей массу можно считать постоянной и вынести из-под знака дифференциала:

a = F/m.  (3)

Эта форма второго закона Ньютона выражает пропорциональность между приложенной к телу силой и ускорением тела. Если на тело массы m действует сила F, тело приобретает ускорение, пропорциональное силе и обратно пропорциональное массе.

Масса. Опыт показывает, что одинаковые воздействия вызывают у разных тел различные изменения скорости. Одному и тому же телу различные силы сообщают различные ускорения. Однако отношение силы к ускорению для каждого тела всегда равно одной и той же величине:

F/a = const = m. (4)

Следовательно, масса является количественной мерой инертности тел. Под инертностью понимается свойство тел противиться изменению скорости. Отношение F/a = const справедливо только при достаточно малых скоростях.

Сумма величин р = m v. имеет свойство сохраняться в замкнутых системах. При скоростях, сравнимых со скоростью света, сохраняться будет релятивистский импульс

(5)

где m0 – константа, называемая массой покоя (масса тела при при v = 0),

с  скорость света в вакууме.

Определенная в формуле (5) масса тела m является функцией его скорости:

. (6)

При v « c масса тела мало отличается от m0 и соотношение (4) можно считать справедливым. Уравнения (1) и (3) формально эквивалентны. Однако это имеет место только при малых скоростях движения. Оказалось, что в релятивисткой динамике уравнения (1) и (2) остаются справедливыми, если массу определять в соответствии с выражением (6). Соотношение (3) при больших скоростях перестает быть справедливым.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Машина Атвуда схематически представлена на рис.1. Через блок перекинута нить, к концам которой подвешены грузы m1 и m2.

Рассмотрим случай, когда m2 > m1 . Если груз m1 привести в крайнее нижнее положение и отпустить, система грузов придет в движение под действием сил тяжести. Проанализируем это движение. При анализе примем следующие допущения:

  •  Инертные свойства блока настолько малы, что их можно не учитывать.  Трение при вращении блока очень мало и им можно пренебречь.
  •  Нить, на которой подвешены грузы, невесома и нерастяжима. Силы, действующие на тела системы, указаны на рис.1. В силу нерастяжимости нити модули ускорений грузов m1 и m2 будут одинаковы.

Рис. 1. Машина Атвуда.

P1 сила тяжести груза m1, P2  сила тяжести груза m2 , T1 и T2  силы натяжения нитей.

Запишем второй закон Ньютона для груза m1:

m1 a1 =  P1 +T1

Спроецируем его на ось x1: 

m1 a1 = - P1 +T1 (7)

Аналогично для груза m2:

m2 a2 = P2 +T2

В проекциях на ось x2::

m2 a2 = P2 - T2  (8)

В силу принятых выше допущений

a1 = a2 ,   T1 = T2

Складывая уравнения (7) и (8), получим:

(m1 + m2) a = P2 - P1.  (9)

Введем обозначения для суммарной массы системы:

M = m1 + m2 ,

и эффективной силы, численно равной разности сил тяжести грузов:

F = P2 - P1 = g(m2 - m1) - (10)

Тогда формула (9) примет вид:

M a = F. (11)

Таким образом, рассмотренная нами система будет двигаться с таким же ускорением, как одно тело массы М под действием силы F. В работе необходимо экспериментально показать, что между a и F существует прямо пропорциональная зависимость:

a = (1/M) F  (12)

с коэффициентом пропорциональности, обратным полной массе системы:

k = 1/M.  (13)

В экспериментальной установке (рис. 2) груз m1 состоит из основного груза m0 и перегрузка mл, аналогично груз m2 - из основного груза m0 и перегрузка mn, причем mn > mл.

Тогда выражение (10) примет вид:

F = g (mn - mл). (14)

Рис. 2 . Схема экспериментальной установки.

Т – миллисекундомер, Л – линейка, ФД - фотоэлектрические датчики

Логическая схема эксперимента

Для проверки пропорциональности между a и F каждая из этих величин должна быть определена независимым способом.

  1.  Перекладывая перегрузки с левого груза на правый, изменяем эффективную силу при неизменной полной массе системы М = const. Эффективная сила F определяется как разность сил тяжести левого и правого грузов по формуле (14).
  2.  Ускорение вычисляется из соотношения кинематики через S  путь, пройденный одним из грузов за t  время движения грузов.

a = 2S/t2.  (15)

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

1. Определите взвешиванием массы грузов и перегрузков.

2. Установите левый груз в крайнее нижнее положение.

3. Поместите на правый груз большой перегрузок, на левый груз все маленькие перегрузки.

4. Отпустите левый груз и измерьте время движения грузов, а также путь, пройденный одним из них.

5. Перенося по одному перегрузку с левого груза на правый, повторяйте опыт до тех пор, пока на левом грузе не останется ни одного перегрузка. Результаты измерений занесите в таблицу.

Таблица

№ п/п

mл, г

mт, г

S, см

t, c

F, H

a, м/с2

1

2

6. Рассчитайте эффективную силу и ускорение системы по формулам (14) и (15).

ЗАМЕЧАНИЕ: поскольку формула (15) для ускорения предполагает движение с нулевой начальной скоростью, нижний край правого груза следует располагать непосредственно над окном фотоэлемента. Секундомер включится в момент затемнения окна фотоэлемента, т.е. в момент начала движения.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Обработка результатов вручную.

1.1. Начертить координатные оси. По оси абсцисс отложить эффективную силу, а по оси ординат - ускорение. Изобразить точками значения ускорений при соответствующих им значениях эффективной силы.

1.2. По точкам построить график зависимости a = f(F), учитывая, что осредняющая прямая должна проходить через начало координат и по обе ее стороны должно находиться примерно одинаковое количество точек.

1.3. Определить по графику коэффициент пропорциональности прямой (k) и его обратную величину (1/k).

1.4. Найти полную массу системы из параметров графика.

2. Обработка результатов на ЭВМ.

2.1. Выполнить п. 1.1.

2.2. В соответствии с инструкцией к программе обработки линейных зависимостей методом наименьших квадратов ввести в ЭВМ экспериментальные значения Fi и аi и вычислить параметры прямой a = f(F).

2.3. На графике нанести контрольные точки и по вычисленным параметрам провести на графике оптимальную прямую.

2.4. Определить полную массу системы из параметров зависимости a= f(F) и погрешности ее измерения.

ВЫВОДЫ

1. Какой характер имеет полученная Вами экспериментальная зависимость a=(F)?

2. Сравните результаты определения массы системы из параметров графика и методом взвешивания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Объясните, что такое ускорение, сила, масса, импульс.

2. Запишите две формулировки II закона Ньютона, укажите области их применения.

3. Начертите схему установки. На схеме укажите все силы, действующие на систему. Выведите закон, определяющий ускорение системы.

4. Объясните, почему в данной работе можно принять допущения а1 = а2 , Т1 = Т2, описанные в методике эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

[1: §§ 8,9]; [2: §§ 7,8]; [4: § 6]; [4: §12]; [6: 1,2].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79658. НОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 97.5 KB
  Вопросы проведения первичных публичных размещений акций продолжительное время находились за рамками внимания законодателя что порождало возникновение правовых проблем на пути расширения практики использования российскими компаниями механизма первичного публичного размещения для привлечения...
79659. ДЕГРАДАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 112 KB
  Язык любого народа важнейший компонент его национальной культуры средство выражения национального и личностного самосознания. Восприятие русского языка в других странах и культурах во многом зависит от его состояния его функционирования в обществе.
79660. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА И БАНКОВСКОГО СЧЕТА 158.5 KB
  Законодательство иногда предусматривает возможность замены стороны в договоре банковского вклада. Это может произойти по правилам уступки права требования или перевода долга. Представляется, что перевод долга на стороне банка может проводиться, только когда новый должник также является банком.
79661. К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 149 KB
  Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер — первых пристанищ наших предков — до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем.
79662. Moscow 21.44 KB
  Moscow is the capital of Russia, its administrative, economic, political and educational centre. It is one of Russias major cities with the population of about 9 million people. Its total area is about 900 thousand square kilometres
79663. London 22.39 KB
  London with its suburbs hs popultion of bout 11 million people. London hs been cpitl for nerly thousnd yers. The most fmous of them re the Tower of London where the crown jewels re kept Westminster bbey nd St.
79664. Krasnodar 16.57 KB
  I ws born in Krsnodr. The history of Krsnodr begn in 1793. The popultion of Krsnodr is more thn 800 000 people.
79665. The United States of America 20.59 KB
  The United Sttes is lnd of rivers nd lkes. The United Sttes re riebii nturl nd minerl resources.
79666. Education in the Russian Federation 21.38 KB
  Every boy or girl must get secondry eduction. Eduction in Russi is compulsory up to the 9th form inclusive. If pupil of secondry school wishes to go on in higher eduction he or she must sty t school for two more yers.