3685

Проверка второго закона Ньютона на машине Атвуда

Лекция

Физика

Проверка второго закона Ньютона на машине Атвуда ЦЕЛЬ: установить зависимость ускорения системы от действующей силы; определить из полученной зависимости массу системы. ОБОРУДОВАНИЕ: экспериментальная установка FRM, электронный секундомер с фотоэлек...

Русский

2012-11-05

82 KB

296 чел.

Проверка второго закона Ньютона на машине Атвуда

ЦЕЛЬ: установить зависимость ускорения системы от действующей силы; определить из полученной зависимости массу системы.

ОБОРУДОВАНИЕ: экспериментальная установка FRM; электронный секундомер с фотоэлектрическими датчиками, линейка.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ

Сила. При рассмотрении взаимодействия тел сила выступает как векторная количественная мера интенсивности взаимодействия. Вектор F указывает направление взаимодействия. Воздействие, оказываемое на некоторое тело, может вызвать явления двоякого рода: изменить его скорость или вызвать деформацию (напр., растянуть или сжать пружину). Оба эти эффекта поддаются измерениям. Поэтому любой из них может быть использован для количественной оценки воздействий, т.е. для сравнения сил.

Второй закон Ньютона. Основной закон динамики был сформулирован Ньютоном в форме

dp/dt = F.  (1)

где р = m v  импульс тела,

Если на тело действует одна или несколько сил, импульс тела будет изменяться. Скорость изменения импульса тела равна геометрической сумме сил F, действующих на тело. Формулу (1) можно записать в виде

.  (2)

Для малых скоростей массу можно считать постоянной и вынести из-под знака дифференциала:

a = F/m.  (3)

Эта форма второго закона Ньютона выражает пропорциональность между приложенной к телу силой и ускорением тела. Если на тело массы m действует сила F, тело приобретает ускорение, пропорциональное силе и обратно пропорциональное массе.

Масса. Опыт показывает, что одинаковые воздействия вызывают у разных тел различные изменения скорости. Одному и тому же телу различные силы сообщают различные ускорения. Однако отношение силы к ускорению для каждого тела всегда равно одной и той же величине:

F/a = const = m. (4)

Следовательно, масса является количественной мерой инертности тел. Под инертностью понимается свойство тел противиться изменению скорости. Отношение F/a = const справедливо только при достаточно малых скоростях.

Сумма величин р = m v. имеет свойство сохраняться в замкнутых системах. При скоростях, сравнимых со скоростью света, сохраняться будет релятивистский импульс

(5)

где m0 – константа, называемая массой покоя (масса тела при при v = 0),

с  скорость света в вакууме.

Определенная в формуле (5) масса тела m является функцией его скорости:

. (6)

При v « c масса тела мало отличается от m0 и соотношение (4) можно считать справедливым. Уравнения (1) и (3) формально эквивалентны. Однако это имеет место только при малых скоростях движения. Оказалось, что в релятивисткой динамике уравнения (1) и (2) остаются справедливыми, если массу определять в соответствии с выражением (6). Соотношение (3) при больших скоростях перестает быть справедливым.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Машина Атвуда схематически представлена на рис.1. Через блок перекинута нить, к концам которой подвешены грузы m1 и m2.

Рассмотрим случай, когда m2 > m1 . Если груз m1 привести в крайнее нижнее положение и отпустить, система грузов придет в движение под действием сил тяжести. Проанализируем это движение. При анализе примем следующие допущения:

  •  Инертные свойства блока настолько малы, что их можно не учитывать.  Трение при вращении блока очень мало и им можно пренебречь.
  •  Нить, на которой подвешены грузы, невесома и нерастяжима. Силы, действующие на тела системы, указаны на рис.1. В силу нерастяжимости нити модули ускорений грузов m1 и m2 будут одинаковы.

Рис. 1. Машина Атвуда.

P1 сила тяжести груза m1, P2  сила тяжести груза m2 , T1 и T2  силы натяжения нитей.

Запишем второй закон Ньютона для груза m1:

m1 a1 =  P1 +T1

Спроецируем его на ось x1: 

m1 a1 = - P1 +T1 (7)

Аналогично для груза m2:

m2 a2 = P2 +T2

В проекциях на ось x2::

m2 a2 = P2 - T2  (8)

В силу принятых выше допущений

a1 = a2 ,   T1 = T2

Складывая уравнения (7) и (8), получим:

(m1 + m2) a = P2 - P1.  (9)

Введем обозначения для суммарной массы системы:

M = m1 + m2 ,

и эффективной силы, численно равной разности сил тяжести грузов:

F = P2 - P1 = g(m2 - m1) - (10)

Тогда формула (9) примет вид:

M a = F. (11)

Таким образом, рассмотренная нами система будет двигаться с таким же ускорением, как одно тело массы М под действием силы F. В работе необходимо экспериментально показать, что между a и F существует прямо пропорциональная зависимость:

a = (1/M) F  (12)

с коэффициентом пропорциональности, обратным полной массе системы:

k = 1/M.  (13)

В экспериментальной установке (рис. 2) груз m1 состоит из основного груза m0 и перегрузка mл, аналогично груз m2 - из основного груза m0 и перегрузка mn, причем mn > mл.

Тогда выражение (10) примет вид:

F = g (mn - mл). (14)

Рис. 2 . Схема экспериментальной установки.

Т – миллисекундомер, Л – линейка, ФД - фотоэлектрические датчики

Логическая схема эксперимента

Для проверки пропорциональности между a и F каждая из этих величин должна быть определена независимым способом.

  1.  Перекладывая перегрузки с левого груза на правый, изменяем эффективную силу при неизменной полной массе системы М = const. Эффективная сила F определяется как разность сил тяжести левого и правого грузов по формуле (14).
  2.  Ускорение вычисляется из соотношения кинематики через S  путь, пройденный одним из грузов за t  время движения грузов.

a = 2S/t2.  (15)

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

1. Определите взвешиванием массы грузов и перегрузков.

2. Установите левый груз в крайнее нижнее положение.

3. Поместите на правый груз большой перегрузок, на левый груз все маленькие перегрузки.

4. Отпустите левый груз и измерьте время движения грузов, а также путь, пройденный одним из них.

5. Перенося по одному перегрузку с левого груза на правый, повторяйте опыт до тех пор, пока на левом грузе не останется ни одного перегрузка. Результаты измерений занесите в таблицу.

Таблица

№ п/п

mл, г

mт, г

S, см

t, c

F, H

a, м/с2

1

2

6. Рассчитайте эффективную силу и ускорение системы по формулам (14) и (15).

ЗАМЕЧАНИЕ: поскольку формула (15) для ускорения предполагает движение с нулевой начальной скоростью, нижний край правого груза следует располагать непосредственно над окном фотоэлемента. Секундомер включится в момент затемнения окна фотоэлемента, т.е. в момент начала движения.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Обработка результатов вручную.

1.1. Начертить координатные оси. По оси абсцисс отложить эффективную силу, а по оси ординат - ускорение. Изобразить точками значения ускорений при соответствующих им значениях эффективной силы.

1.2. По точкам построить график зависимости a = f(F), учитывая, что осредняющая прямая должна проходить через начало координат и по обе ее стороны должно находиться примерно одинаковое количество точек.

1.3. Определить по графику коэффициент пропорциональности прямой (k) и его обратную величину (1/k).

1.4. Найти полную массу системы из параметров графика.

2. Обработка результатов на ЭВМ.

2.1. Выполнить п. 1.1.

2.2. В соответствии с инструкцией к программе обработки линейных зависимостей методом наименьших квадратов ввести в ЭВМ экспериментальные значения Fi и аi и вычислить параметры прямой a = f(F).

2.3. На графике нанести контрольные точки и по вычисленным параметрам провести на графике оптимальную прямую.

2.4. Определить полную массу системы из параметров зависимости a= f(F) и погрешности ее измерения.

ВЫВОДЫ

1. Какой характер имеет полученная Вами экспериментальная зависимость a=(F)?

2. Сравните результаты определения массы системы из параметров графика и методом взвешивания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Объясните, что такое ускорение, сила, масса, импульс.

2. Запишите две формулировки II закона Ньютона, укажите области их применения.

3. Начертите схему установки. На схеме укажите все силы, действующие на систему. Выведите закон, определяющий ускорение системы.

4. Объясните, почему в данной работе можно принять допущения а1 = а2 , Т1 = Т2, описанные в методике эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

[1: §§ 8,9]; [2: §§ 7,8]; [4: § 6]; [4: §12]; [6: 1,2].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53393. Методичні основи змісту навчання та виховання 143 KB
  В широкому плані особистість людини є інтегральною цілісністю біогенних соціогенних і психогенних елементів. Коменського великого чеського педагога – чітко позначені положення про те що весь процес навчання і виховання дітей необхідно будувати з урахуванням їх вікових і індивідуальних особливостей і виявляти ці особливості шляхом систематичних спостережень. Він вважав що в процесі виховання і навчання необхідно орієнтуватися на позитивні якості...
53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми “Індукціяâ€. У перекладі з латинської термін “індукція†означає â€œнаведенняâ€. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою “повна індукція†та міркування за схемою “неповна індукціяâ€. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...
53397. Використання інформаційних технологій на уроках математики 1.49 MB
  Застосування компютерної техніки на уроках дозволяє зробити урок нетрадиційним яскравим насиченим наповнюючи його зміст знаннями з інших наочних областей що перетворюють математику з об'єкту вивчення в засіб отримання нових знань. Ефективність застосування нових інформаційних технологій на уроках математики обумовлена наступними факторами: 1 різноманітність форм представлення інформації; 2 висока степінь наочності; 3 можливість моделювання за допомогою комп’ютера різноманітних об’єктів і процесів; 4 звільнення від рутинної роботи...
53398. Засоби пошуку інформації в Інтернеті. Принципи функціонування веб-каталогів та пошукових систем. Стратегії пошуку інформації 1.56 MB
  Сьогодні на уроці продовжим вивчати сільське господарство, характеристику тваринництва, узагальнемо спеціалізацію сільського господарства, ознайомимось і оцінемо проблеми і перспективи розвитку сільського господарства, завершимо виконання практичної роботи №9, використовуючи знання з інформатики.
53399. Алгоритм 434 KB
  В цей час решта членів команд задіяні в перехресному опитуванні: задають один одному по 3 теоретичних питання за темою, які готували дома заздалегідь, причому, задають питання та дають відповіді різні члени команди. Оцінює команди журі, до складу якого входять 2 найбільш підготовлених студента (1 бал за кожну правильну відповідь). Вони ж здійснюють контроль часу.
53400. Засоби масової інформації 66 KB
  Good afternoon boys and girls. I’m very glad to see you. We are also pleased to see our guests today and we’ll try to make our lesson useful and interesting. Today we are having our last lesson on Mass Media and our aim is to generalize our knowledge on this question and to get to know something new concerning mass media.
53401. Основні команди роботи з робочою книгою та її аркушами 607.5 KB
  Актуальність теми : при роботі з великими об’ємами даних важливе значення відіграє їх наглядність та наочність. І навіть наша приймальна комісія використовує електронні таблиці для сортування абітурієнтів та створення бази даних та ведення документації по прийому технікуму.Навчальні цілі заняття : знати правила створення формул в Excel математичні функції СЧЕТЕСЛИ ЧСТРОК ЕСЛИ ІІ рівень абстракції; Оволодіти навичками заповнення електронних таблиць ручним та автоматичним типом вводу даних навчитися проводити розрахунки за...