36919

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА MS EXCEL. ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ. СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ. СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ Цель работы: изучить рабочее пространство приложения MS Excel научиться применять различные параметры форматирования к данным сортировать данные и проводить их фильтрацию по заданным условиям. Изучить параметры форматирования данных в MS Excel и научиться их настраивать. Научиться создавать последовательности данных.

Русский

2013-09-23

730.5 KB

26 чел.

Лабораторная работа № 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА
MS EXCEL.
ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ.
СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ

Цель работы: изучить рабочее пространство приложения MS Excel, научиться применять различные параметры форматирования к данным, сортировать данные и проводить их фильтрацию по заданным условиям.

Организационная форма занятия: лабораторная работа.

Вопросы (компетенции, навыки) для освоения:

  1.  Изучить элементы окна приложения MS Excel.
  2.  Научиться настраивать окно MS Excel.
  3.  Изучить параметры форматирования данных в MS Excel и научиться их настраивать.
  4.  Научиться создавать последовательности данных.
  5.  Научиться сортировать и фильтровать данные по заданным критериям, работать с функцией  промежуточные итоги.

Задания для выполнения и методические рекомендации:

ЭЛЕМЕНТЫ ОКНА MS EXCEL И ЕГО НАСТРОЙКА

Задание 1.  Запустите приложение MS Excel и изучите специальные элементы интерфейса.

Запустите электронный процессор MS Excel из главного меню Windows (ПускПрограммы – Microsoft Excel). В окне программы по умолчанию будет раскрыт документ, называемый Книга 1 и содержащий некоторое, установленное ранее, количество листов.

Изучите окно программы MS Excel и его специальные элементы (Рис.1).

Рис.1. Окно программы MS Excel

  1.  Поле имени
  2.  Строка формул
  3.  Кнопки заголовков столбцов
  4.  Кнопки заголовков строк
  5.  Текущая активная ячейка
  6.  Кнопки прокрутки листа
  7.  Ярлычки листов

Задание 2. Создание рабочей книги с заданным количеством листов.

  1.  Для изменения количества листов, создаваемых по умолчанию в новой рабочей книге, выберите в меню Файл команду Параметры  вкладку Общие.
  2.  Задайте Число листов – 10, Ок.
  3.  Выполните команду Файл – Создать – Новая книга.

В результате проделанных действий появится документ Книга 2 с десятью рабочими листами.

Задание 3. Переименование листов.

  1.  Щелкните два раза на ярлычке Лист 1 (Или щелкните правой кнопкой мыши по ярлычку Лист 1 и выберите команду Переименовать).
  2.  В поле Имя листа наберите новое имя СПИСОК
  3.  Нажмите клавишу Enter. Рабочему Листу 1 присвоено имя СПИСОК.

Задание 4.Вставка  листа.

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на ярлычке Лист 2.
  2.  В контекстном меню выберите команду Вставить.
  3.  В открывшемся диалоговом окне Вставка, убедитесь, что значок Лист выделен и щелкните по кнопке ОК. Новый Лист 11 будет вставлен слева от текущего листа.

Задание 5. Удаление листа.

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на ярлычке Лист 10.
  2.  В контекстном меню выберите команду Удалить.

Задание 6. Выделение отдельных ячеек и блоков ячеек на рабочем листе.

  1.  Для выделения ячейки на рабочем листе достаточно щелкнуть по ней левой клавишей мыши.
  2.  Для одновременного выделения нескольких ячеек на рабочем листе эту же операцию необходимо произвести, удерживая клавишу Ctrl.
  3.  Для выделения блока ячеек необходимо щелкнуть левой клавишей мыши по первой ячейке, входящей в этот блок, а за тем, удерживая Shift, по последней ячейке из этого блока. Например: Выделите блок В4 : С10. (Примечание: Эту же операцию можно проделать, удерживая нажатой левую клавишу мыши).
  4.  Для выделения несмежных блоков удерживайте клавишу Ctrl. Выделите одновременно блоки: А4:С8; С10: E15; D1:F9.
  5.  Для выделения строки, щелкните на кнопке Заголовка строки, для выделения столбца, щелкните на кнопке Заголовка столбца.

ВВОД ДАННЫХ В MS EXCEL

В любую ячейку можно вводить текст, числа или формулы. Для этого достаточно активизировать нужную ячейку и набрать с клавиатуры необходимую информацию. Затем нажать Enter  или осуществить щелчок мыши по любой другой ячейке таблицы.

Если вводимая информация не соответствует  размеру ячейки можно:

  1.  Изменить ее размеры, для чего установить курсор мыши на границу между кнопками заголовка столбцов и, поймав двунаправленную стрелку, увеличить или уменьшить размеры ячейки.
  2.  На вкладке Главная в разделе Ячейки выбрать Формат и задать необходимые параметры для ширины и высоты ячейки (рис. 2).

Рис. 2. Параметры форматирования ячеек

  1.  Задайте другие параметры форматирования: расположить текст в ячейке в две строки. Для чего выберите опцию Формат ячеек вкладка Выравнивание, включите команду Переносить по словам.
  2.  Расположить текст по вертикали, для чего в диалоговом окне Формат ячеек вкладка Выравнивание выбрать соответствующую ориентацию текста.

Объединение ячеек

Объединенная ячейка строится из ячеек смежных строк и столбцов, обводится на рабочем листе единой границей, и имеет адрес, совпадающей с адресом ее левой верхней ячейки. Для создания объединенной ячейки необходимо выделить ячейки, которые войдут в ее состав, а затем выполнить одно из следующих действий:

  •  Установите флажок Объединение ячеек на вкладке Выравнивание.
  •  Нажать кнопку Объединить и поместить в центре на панели Главная.

Задание 7. На листе СПИСОК создайте таблицу Список сотрудников по образцу (рис. 3):

Рис. 3. Образец таблицы для заполнения

  1.  Используя, полученные знания по вводу текстовой информации в ячейки, заполните заголовки столбцов таблицы. Оформите заголовки столбцов таблицы, используя вкладки Выравнивание и Шрифт меню Формат ячеек панель Главная. Для этого:
  •  Выделите все заполненные ячейки;
  •  Во вкладке Выравнивание установите: Выравнивание по горизонтали и Выравнивание по вертикали - По центру; Установите флажок Переносить по словам.
  •  Во вкладке Шрифт установите начертание Полужирный курсив.
  1.  Внесите в таблицу данные не менее чем по 30 сотрудникам.
  2.  Создайте вокруг данных таблицы рамку, используя кнопку ГраницыВсе границы на панели Главная или вкладку Граница в меню Формат ячейки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДАННЫХ

В Excel предусмотрено средство для ввода часто используемых последовательностей данных (натуральных чисел, дней недели, месяцев и т.д.).

Задание 8. На Листе 11 введите последовательность, состоящую из натуральных чисел (от 1 до 12) и месяцев.

  1.  В любые две рядом стоящие ячейки введите два числа. Например: В ячейку А1 – 1; в ячейку А2 – 2;
  2.  Выделите (замаркируйте) заполненные ячейки с помощью мыши;
  3.  Подведите курсор к маркеру автозаполнения, находящемся в правом нижнем углу выделенных ячеек, курсор приобретет вид тонкого крестика.
  4.  Нажмите левую клавишу мыши и, удерживая ее нажатой, протяните курсор вниз, пока не появится цифра 12.

  1.  В ячейку В1 введите название первого месяца – январь;
  2.  Подведите курсор к маркеру заполнения и протяните его вниз до ячейки В12. В результате должна получится последовательность, состоящая из месяцев года.

Задание 9. Создание собственной последовательности данных.

Вы можете создать свою последовательность данных, которую вы предполагаете часто использовать. Делается это одним из двух следующих способов:

I способ – Импорт последовательности:

  1.  Выделите (замаркируйте) блок ячеек, содержащий фамилии сотрудников на листе СПИСОК;
  2.  Выполните команду меню Файл – Параметры – Дополнительно – Изменить списки;
  3.  В поле окна Импорт списка из ячеек будет находиться адрес выделенного диапазона ячеек.
  4.  Щелкните по кнопке Импорт и убедитесь, что на вкладке Списки  появилась новая импортированная последовательность.
  5.  Закройте диалог Параметры щелчком по кнопке ОК.

II способ – Ручной ввод последовательности:

Введем последовательность учебных предметов, которую будем использовать в дальнейшей работе:

  1.  Откройте диалоговое окно  Списки (меню Файл – Параметры – Дополнительно – Изменить списки);
  2.  Щелкните мышью в правом поле Элементы списка;
  3.  Наберите Информатика, Психология, История, Математика, Иностранный язык, отделяя каждый элемент списка от предыдущего запятой или нажимая после каждого элемента Enter.
  4.  Щелкните на кнопке Добавить – и новая последовательность окажется в левом поле списка.
  5.  Попробуйте воспроизвести вновь созданные списки на Листе 11.

СОРТИРОВКА ДАННЫХ

Следует различать сортировку, производимую по одному столбцу, и сортировку по нескольким столбцам таблицы. Команды сортировки доступны с панелей Главная и Данные.

Задание 10. Проведите сортировку данных таблицы.

  1.  Проведите сортировку по полю Отдел по возрастанию:

для чего:

  •  установите курсор в пределах поля Отдел;
    •  активизируйте панель Главная (если она не является активной по умолчанию);
    •  откройте список Сортировки и фильтрации, нажав соответствующую кнопку ;
    •  для сортировки по одному полю используются кнопки  Сортировать от минимального к максимальному и Сортировать от максимального к минимального . Нажмите кнопку Сортировать от минимального к максимальному.

Внимание! Сортировку также можно провести при помощи команд сортировки панели Данные.

  1.  Проведите одновременно сортировку по полю Отдел, затем по полю Год рождения.

для чего:

  •  установите курсор в пределы сортируемой таблицы;
    •  откройте список Сортировки и фильтрации и выберите пункт Настраиваемая сортировка  (или на панели Данные щелкните по кнопке Сортировка );
    •  в диалоговом окне Сортировка установите Сортировать по - Отдел, Сортировка – Значения, Порядок – По возрастанию;
    •  щелкните по кнопке Добавить уровень, установите Затем по – Год рождения, Сортировка – Значения, Порядок – По возрастанию, нажмите ОК (рис. 4) .

Рис. 4. Настройки диалогового окна Сортировка

Внимание! При желании можно добавить и другие уровни сортировки.

ОТБОР ЗАПИСЕЙ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВА АВТОФИЛЬТР

Отбор записей или, другими словами, фильтрация представляет собой выделение из списка определенных записей, которые удовлетворяют заданным критериям.

Задание 11. Фильтрация данных с помощью автофильтра.

  1.  Поместите курсор в пределы Таблицы 1. На вкладке Данные выберите Фильтр , справа от названия каждого столбца появится кнопка автофильтра .
  2.  Щелкните мышью по кнопке автофильтра, находящейся в столбце Фамилия. Раскроется список автофильтра.
  3.  Выберите пункт Текстовые фильтры – начинается с. В результате откроется диалоговое окно Пользовательского автофильтра (рис. 5). Введите букву, с которой должны начинаться искомые фамилии, например А. Нажмите ОК.

Рис. 5. Окно пользовательского автофильтра

  1.  Восстановите все записи, выбрав в списке автофильтра пункт Снять фильтр с Фамилия.
  2.  Попробуйте задать два условия для фильтрации. Например, выберите всех сотрудников фамилии которых начинаются на буквы А и В. Для чего в окне пользовательского автофильтра (Текстовые фильтры – Настраиваемый фильтр) в первой строке установите начинается с А, затем щелкните по переключателю ИЛИ и во второй строке установите начинается с В.
  3.  Восстановите все записи
  4.  Самостоятельно, продумав критерии фильтрации, отфильтруйте записи таблицы по другим столбцам.
  5.  Для полной отмены процедуры фильтрации на панели Данные нажмите кнопку Очистить. Отключите кнопки автофильтра.

РАБОТА С РАСШИРЕННЫМ ФИЛЬТРОМ

Задание 12. Используя расширенный фильтр, отберите сотрудников мужского пола и родившихся в 1983 году

  1.  Создайте таблицу условий, в которую скопируйте название столбцов Пол и Год рождения;

Внесите в эту таблицу критерии для отбора данных: пол – м; год рождения – 1983 (рис. 6);

Примечание: если записи в таблице условий расположены в одной строке, то это условие И, а если на разных строках, то условие Или.

Рис. 6. Работа с расширенным фильтром

  1.  Установите курсор в пределы исходной таблицы. На панели Данные щелкните по кнопке Дополнительно. Раскроется диалоговое окно Расширенного фильтра, в котором нужно указать: Исходный диапазон (адрес Таблицы из которой будет производится выборка данных – таблица Список сотрудников); Диапазон условий (адрес созданной таблицы условий); Диапазон куда поместить результат выборки (Диапазоны указываются путем выделения мышью) (рис. 7).

Рис. 7. Диалоговое окно Расширенного фильтра

  1.  После указания всех необходимых диапазонов нажмите кнопку ОК.
  2.  Используя расширенный фильтр, произведите фильтрацию  данных таблицы по другим критериям, придуманным вами.

ПОДВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ

Задание 13. Подведите  промежуточные итоги в таблице.

  1.  Добавьте к таблице еще один столбец Зарплата и произвольно заполните его данными.
  2.  Подсчитайте сумму зарплаты отдельно для сотрудников из 1, 2, 3 отделов. Для чего:
    •  Произведите сортировку по возрастанию данных таблицы по столбцу Отдел: установите курсор в предел столбца Отдел и нажмите кнопку Сортировка по возрастанию на панели Данные;
    •  Выберите на панели Данные команду Промежуточные итоги ;
    •  В появившемся окне Промежуточные итоги выберите: Отдел в поле При каждом изменении в:;  ОперацияСумма; В поле Добавить итоги по: поставьте птичку напротив Зарплата (рис. 8);

Рис. 8. Диалоговое окно Промежуточные итоги

  •  Нажмите ОК, обратите внимание на произведенные программой подсчеты (рис. 9).

Рис. 9. Результат подведения промежуточных итогов

Сохраните результаты проделанной работы в своей папке под названием Работа 1

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1.  Информатика: учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. – М.: Издательство Юрйт; ИД Юрайт, 2011. – 911 c. (указать раздел и стр.)
  2.  Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Изд-во: Питер, 2009. – 640 с. (указать раздел и стр.)

Дополнительная:

  1.  Программное обеспечение ЭВМ (практическое руководство по работе с приложениями OpenOffice.org): Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 235 с. (Электронный процессор OpenOffice.org Calc – Лабораторная работа 1, стр. 77-85).

Интернет-ресурсы:

http://www.intuit.ru/catalog/office/ - Офисные технологии: Microsoft Excel:  Интерфейс Microsoft Excel 2007, Работа с файлами, Работа с документом, Ввод и редактирование данных, Создание таблиц, Форматирование данных, Работа с данными.

http://office.microsoft.com - официальный сайт Корпорации Майкрософт (Microsoft Corporation)

Задание для развития и контроля владения компетенциями:

  1.  Назовите элементы окна приложения Excel.
  2.  Расскажите о возможностях форматирования данных в Excel.
  3.  Создайте любую последовательность данных одним и изученных способов и воспроизведите ее на листе Excel.
  4.  Проведите фильтрацию данных с помощью автофильтра и расширенного фильтра, используя для фильтрации собственные критерии (критерии придуманные вами).
  5.  Подведите промежуточные итоги по столбцу зарплата для сотрудников мужского и женского пола.


1

2

4

5

6

7

Маркер автозаполнения

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37814. Удаление лишних или неудачных элементов в фотографиях средствами растрового графического редактора Adobe Photoshop 362.5 KB
  Задачи: научиться удалять линии электропередач с помощью инструмента Heling Brush Кисть восстановления; научиться удалять впечатанную дату с помощью инструмента Ptch заплатка; научиться разрабатывать стратегию ретуши. Удаление линий электропроводов с помощью инструмента Heling Brush Восстанавливающая кисть Выполняя данное упражнение вы удалите с фотографии линии электропроводов с помощью инструмента Heling Brush: До обработки После обработки Рис. Ключевым моментом в использовании данного инструмента так же как и инструмента...
37815. Улучшение структуры кожи людей в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop 454 KB
  Задачи: научиться улучшать структуру кожи с помощью инструмента Clone Stmp Штамп; научиться использовать инструменты Heling Brush Восстанавливающая кисть и Lsso Лассо для ретуширования кожи человека; научиться удалять темные круги под глазами с помощью инструмента Ptch Заплатка. Удаление физических изъянов кожи с помощью инструмента Clone Stmp Штамп Выполняя данное упражнение вы удалите физические изъяны кожи с помощью инструмента Clone Stmp Штамп. Подбор размера кисти инструмента Clone Stmp 3. Свойства инструмента Clone...
37816. Корректировка глаз в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop 919 KB
  Задачи: научиться выполнять корректировку контраста глаз с помощью инструментов dodge и burn; научиться выполнять живописную обработку глаз; научиться удалять эффект красных глаз с помощью двух методов: 1 выделение и уменьшение насыщенности 2 выделение и подстановка. Мы смотрим в глаза человеку чтобы понять его душу чтобы проверить говорит ли он правду а также чтобы установить тесный контакт. Подчеркивание глаз человека может придать портрету более интригующий вид а увеличение контраста цвета и деталей в области глаз...
37817. Ретуширование и восстановление 567.5 KB
  Использовать инструменты Heling Brush Лечащая кисть и Ptch Заплатка для смешивания исправлений. Использовать инструмент History Brush Историческая кисть для частичного восстановления изображения в предыдущее состояние. На панели параметров инструмента откройте всплывающую палитру Brush Кисть и выберите кисть среднего размера с мягкими краями например кисть Soft Round 21. На панели параметров инструмента в открывающемся списке Brush Кисть выберите кисть диаметром примерно 13 пикселов.
37818. Обработка контуров в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop 1.04 MB
  Задачи: научиться выполнять корректировку контура посредством простого переноса фрагментов изображения; научиться применять средство Liquify для обработки контуров человека. Корректировка контура с помощью простого переноса фрагментов изображения Данная методика предназначена для корректировки контура посредством простого переноса фрагментов изображения. Выполняя данное упражнение вы уменьшите объем ягодиц и бедер посредством простого переноса фрагментов изображения: До обработки После обработки Рис. Сравнение изображения До...
37819. встановлення ОС Windows 98 33.5 KB
  Якщо з розділами все гаразд то починаємо встановлення ОС.exe Після запуску система автоматично почне встановлення. Вибираємо необхідну мову встановлення.
37820. Логические основы редактирования 39 KB
  Необычный фестиваль на Кубани Почти 300 участниц представляющих 29 регионов страны съехались в Краснодар на первый фестиваль женского спорта России. Прошли уже две спартакиады трудящихся в Самаре и Тамбове теперь вот женский фестиваль. Зато фестиваль удался на славу. Краснодарцы очень тепло встречали фестиваль.
37821. Вычислить количество букв d и c в потоке данных (поток данных ввести произвольно на клавиатуре) и вывести результат на экран 14.89 KB
  Вывод: выполняя лабораторную работу, я научилась работать с потоками данных.
37822. Робота із утилітою SiSoftware Sandra 26 KB
  SiSoftwre Sndr розроблена для роботи в ОС Windows 32. Запустити програму SiSoftwre Sndr Ознайомитись із меню програми. За допомогою SiSoftwre Sndr отримати інформацію про систему список підключених пристроїв.