36989

Понятие и правовое значение принципов международного права

Реферат

Мировая экономика и международное право

Основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются принципами jus cogens.

Русский

2015-02-03

137.5 KB

13 чел.

Тема: Понятие и правовое значение принципов международного права

План

  1.  Вступление
  2.  Понятие и сущность международного права.
  3.  Соотношение международного и внутригосударственного права
  4.  Понятие системы международного права. Нормы международного права
  5.  Принципы международного права
  6.  Выводы
  7.  Литература


Вступление

Понятие общих принципов международного права имеет по крайней мере два толкования: общие для международного права и национально-правовых систем, а также общие для всех школ науки международного права.

Императивный принцип международного права (jus cogens) определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года как «императивная норма общего международного права», «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

Основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются принципами jus cogens.

Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы МП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практики. Например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

1. Это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.

2. Принципы международного права являются наиболее общими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закрепленные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффективного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств — членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами.

4. Принципы — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Принципам МП присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.

Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществляется по ряду оснований.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.

По историческому признаку принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы МП (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов: а) защищающие мир и безопасность; б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; в) защищающие права человека, народов и наций.

В отличие от зарубежной отечественная доктрина международного частного права незаслуженно обходила вопрос о принципах международного частного права, крайне редко упоминая о их существовании: попытки дать определение принципов международного частного права, привести их примерный перечень, а также предложить стройную систему в разное время предпринимали в комплексных работах, посвященных международному частному праву, Л. П. Ануфриева, Л. А. Лунц, В. Г. Тихиня, М. Л. Чудаева; в специальной статье, посвященной указанной теме, — О. Н. Толочко. Большинство же авторов вообще не говорят о существовании принципов международного частного права, ограничиваясь упоминанием весьма спорной категории, именуемой «общими началами правоприменения в международном частном праве». Указанная позиция отечественных ученых привела к тому, что на настоящий момент основательные исследования, посвященные принципам международного частного права, в постсоветской доктрине практически отсутствуют. В настоящей статье мы попытаемся несколько исправить сложившуюся ситуацию


Понятие и сущность международного права.

Этапы развития международного права:

·         предыстория международного права (с древних веков до конца средних);

·        классическое международного право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

·         переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

·         современное международного право - право Устава ООН.

Международное право как социальное явление существует и действует в окружении других социальных явлений, оно испытывает на себе их влияние и в свою очередь оказывает на них воздействие.

Внешняя политика понимается как совокупность целей, средств и методов деятельности государства в сфере его отношений с другими государствами. Главная цель внешней политики любого государства заключается в защите своих национальных интересов. Дипломатия же, будучи одним из средств внешней политики, определяется как деятельность соответствующих государственных органов по осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государства.

Нормы международного права создаются государствами в процессе отношений между ними. Вместе с тем каждое государство в процессе создания норм международного права стремится достичь такого содержания нормы, какое в наибольшей мере отвечало бы целям этого государства, соответствовало бы его внешней политике. Иначе говоря, внешняя политика государства оказывает влияние на процесс создания норм международного права и на международное право в целом. Успех реализации внешнеполитических интересов государства от дипломатии данного государства, от профессионализма и таланта лиц, ведущих переговоры. В то же время, международное право посредством своих норм воздействует на внешнюю политику и дипломатию государства, определяя правомерность или неправомерность его внешнеполитических действий.

Термин «международное право» имеет два самостоятельных, но взаимосвязанных значения - непосредственно юридическое (нормативное) и теоретико-познавательное.

Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте это, прежде всего совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные отношения. В силу специфики правовых норм, предмета и метода правового регулирования, участников (субъектов) правовых международное право характеризуется не в качестве одной из отраслей пра­ва, а как самостоятельная правовая система, как особая область права, автономная по отношению к праву внутригосударственному (национальному).

Что же касается теоретико-познавательного аспекта, то здесь термин «международное право» употребляется для обозначения определенной совокупности научных знаний.

Определения понятия международного права как в отечественной, так и зарубежной литературе весьма разнообразны и существенно отличаются друг от друга. Учитывая современный уровень международных отношений и науки международного права современное международное право можно определить как совокупность юридических норм, выработанных государствами и другими субъектами международного права в результате согласования их воль, регулирующих отношения между участниками международного общения в целях сохранения мира и развития сотрудничества и обеспеченных добровольным согласием субъектов, а в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Познакомившись с определением международного права и его сущностью, рассмотрим его особенности:

1. Для всех отраслей внутригосударственного права характерно регулирование отношений, возникающих между физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами.

Международное право регулирует отношения, выходящие за пределы компетенции государства. Предметом международно-правового регулирования являются, как правило, политические, экономические и другие отношения между субъектами международного права, которые могут быть различными по своей природе, политическому характеру, внутреннему устройству, объему территории и количеству населения. Прежде всего это отношениях между государствами, где государства выступают как носители верховных суверенных прав.

2. Если во всех отраслях внутригосударственного права субъектами, т.е. носителями прав и обязанностей, являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти, то в международном праве основными субъектами являются суверенные, т.е. независимые друг от друга, государства. Кроме того, к полноправным субъектам международного права относятся также и народы (нации), ведущие борьбу за реализацию своего права на самоопределение. Субъектами международного права являются также международные организации, но только в пределах, определяемых государствами-членами этих организаций, а также государственно-подобные образования (например, Ватикан).

3. Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения между собой. Это могут быть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий. По мере развития научно-технического прогресса и расширения сфер международного сотрудничества, особенно в таких областях, как использование атомной энергии, исследование и освоение межпланетного пространства и т.д., расширяется и круг объектов международного права.

4. Существенные особенности международного права проявляются и в способах образования норм международного права. Внутригосударственное право создается верховными органами государства и стоит над непосредственными субъектами внутригосударственного права (вертикальное). В отличие от этого нормы международного права создаются самими субъектами международного права в результате взаимных уступок и компромиссов, приводящих к согласованию их позиций по тем или иным вопросам международных отношений (горизонтальное).

5. Международному праву присущи свои способы обеспечения международно-правовых норм. Если во всех отраслях внутригосударственного права на страже соблюдения норм права стоят органы государства, то суверенность субъектов международного права исключает наличие над ними какого-либо органа, который мог бы осуществлять принуждение. Меры принуждения в отношении нарушителей международного права могут быть индивидуальными или коллективными.

6. По источникам права, нормы международного права и нормы национального права существуют в различных юриди­ческих формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов, распоряжений и т.д. Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актах международных конференций в отдельных других документах.Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из основных теоретических вопросов в международном праве.

Выделяются три наиболее распространенные теории соотношения международного и внутригосударственного права:

1) теория примата внутригосударственного права над международным правом;

2) теория примата международного права над внутригосударственным;

3) теория, считающая международное право и внутригосударственное право независимыми друг от друга, самостоятельными и равноправными системами.

Сторонников первой и второй теории называют монистами (а теории монистическими), поскольку они исходят из признания единого верховного права (внутригосударственного в первом случае, международного - во втором).

Третья теория, исходящая из признания параллельного существования двух независимых правовых систем, называется дуалистической.

Сущность теории примата (верховенства) внутригосударственного права над международным, получившей распространение во второй половине ХIХ - начале ХХ века главным образом в немецкой юридической литературе (Гегель, А. Цорн), состоит в том, что она рассматривает международное право как внешнегосударственное право данного государства. Международное право выступает как совокупность норм, создаваемых исключительно по воле данного государства и являющихся для него обязательными в отношениях с другими государствами. Тем самым теория утверждает право силы в международном общении и фактически отрицает международное право. В настоящее время данная теория не пользуется успехом ни у отечественных, ни у зарубежных юристов-международников.

Теория примата международного права над внутригосударственным (обоснование которой можно найти в трудах западных юристов-международников Г. Кельсена, Ж. Селя, П. Гугенхейма и др.) утверждает неограниченный приоритет международного права. Согласно этой теории международное право стоит выше любого национального правопорядка и именно в международном праве национальные правопорядки находят основания для своего существования. Внутригосударственное же право - это лишь совокупность полномочий, которые ему делегируются международным правом для регулирования более узкой, конкретной области отношений (внутри государства).

Как видно, сторонники монистических теорий противопоставляют международное право такой объективной реальности, как государственный суверенитет: или международное право, или государственный суверенитет. Но государственный суверенитет и международное право предполагают друг друга. Отрицание одного означает и отрицание другого. Сторонники обоих монистических направлений допускают существование государственного суверенитета лишь в его абсолютном смысле, как независимость государств не только друг от друга, но и от норм международного права. В действительности же суверенитет не отрицает взаимозависимости государств, а означает неподчинение одного государства другому, а отнюдь не международному праву.

Дуалистическая теория соотношения международного и внутригосударственного права исходит из признания независимости и равнозначности этих двух систем права. В интерпретации западных ученых (Л. Оппенгейм, Д. Анцелотти, К. Штрупп и др.) эта теория полностью отрицает какую-либо взаимозависимость и взаимную связь между внутригосударственным и международным правом. За время своего существования (с начала ХХ века по настоящее время) дуалистическая концепция «опровергалась» ее противниками, и тем не менее она продолжает сохранять свое значение в связи с тем, что она наиболее полно отвечает реальностям существования суверенных государств.

Отечественные юристы-международники (И.П.Блищенко, Г.В.Игнатенко, Ф.И.Кожевников, Р.А.Мюллерсон, Г.И.Тункин и др.) рассматривая проблему соотношения международного и внутригосударственного права исходили из принципа государственного суверенитета и необходимости строгого уважения внутренней компетенции государства. Содержание концепции отечественных юристов выражалось в том, что международное и внутригосударственное право являются относительно самостоятельными отраслями права. При этом, международное право отличается от права внутригосударственного (национального) не только по предмету регулирования, но и по таким признакам, как характер участников международно-правовых отношений - субъектов права, метод правового регулирования, включая способ нормообразования (нормотворчества) и механизм обеспечения международного правопорядка.

Таким образом, отечественная наука международного права исходит того, что международное и внутригосударственное право являются относительно самостоятельными отраслями права, но находятся в постоянном взаимодействии, которое опосредуется волей государств-участников международного общения.

Вместе с тем, международная и внутригосударственные отрасли права не стоят одна над другой, но и не изолированы друг от друга. Будучи самостоятельными правовыми системами, они находятся в постоянном взаимодействии, которое опосредуется волей государств-участников международного общения. Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Соблюдение норм международного права обеспечивается государством путем издания соответствующих национальных законов. С другой стороны, национальное законодательство может оказывать влияние на процесс образования норм международного права.


Понятие системы международного права. Нормы международного права

Международное право как явление общественной жизни постоянно развивается; происходит формирование его отдельных норм, институтов, отраслей. Система международного права — это внутренне единая, объективно существующая совокупность взаимосвязанных элементов (норм, принципов, институтов, отраслей международного права), находящихся в постоянных отношениях и связях друг с другом.

Основным элементом системы международного права является правовая норма, т.е. юридически обязательное правило поведения. Правовой характер норм международного права — исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы международного права.

Эти нормы группируются в относительно обособленные комплексы, которые обычно называются отраслями и институтами МП.

Институт международного права - группа международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения, которые составляют нормативно-правовую основу этой системы, пронизывают все ее элементы, обеспечивая ее устойчивость. Примерами являются институт гражданства в гуманитарном праве, институт признания в «праве международной правосубьектности» и др.

Отрасль международного права — это совокупность норм, принципов, институтов, регулирующих однородные отношения в определенной сфере межгосударственных связей.

Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

В настоящее время сформировались следующие отрасли:

право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право.

Поскольку сфера действия международного права постоянно расширяется, прежде всего, по объекту регулируемых им вопросов, то развивается и система международного права, формируются новые отрасли (например, международное космическое право, международное право окружающей среды).

Норма международного права - правило (модель) поведения участника межгосударственных отношений, обеспечиваемое принуждением, осуществляемым государствами индивидуально иди коллективно, непосредственно иди через созданные ими международные механизмы.

В основе любой нормы международного права лежат согласованные волеизъявления не менее двух участников межгосударственных отношений (в первую очередь государств). Норма международного права регулирует отношения между теми членами международного сообщества, которые либо участвовали в ее создании и признали, что она распространяет на них свое действие, либо признали уже после ее создания.

Условия, определяющие начало и прекращение действия нормы международного права, устанавливаются ее создателями. В одних случаях они формулируются достаточно четко или явно подразумеваются (договорные нормы), в других они складываются стихийно, чаще всего постепенно (обычные нормы).

Как и любая правовая норма, норма международного права состоит из трех элементов, образующих ее структуру:

- гипотезы (указания на условия, при которых она применяется),

- диспозиции определения поведения участников межгосударственных отношений, которым она адресована в соответствующих условиях),

- санкции (указания на меру ответственности участника межгосударственных отношений, поведение которого не будет соответствовать предусмотренному в диспозиции).

В письменных источниках международного права находят отражение лишь гипотезы и диспозиции международно-правовых норм. Нередко гипотезы и диспозиции международно-правовых норм помещают в различных статьях международно-правового акта и даже в различных, но связанных друг с другом актах.

Санкции международно-правовых норм, как правило, в письменных источниках международного права обнаружить нельзя. Они отражены в международных обычаях и носят абсолютно неопределенный характер.

Нормы международного права, как и вообще правовые нормы, взаимосвязаны. Возможны случаи, когда осуществление одной из них обусловлено осуществлением другой. Действие норм международного права не обязательно означает их применения на практике. Обычно нормы международного права начинают применяться, когда имеет место тот или иной юридический факт (какое-либо событие, влияющее на межгосударственные отношения, действия отдельных государств, влекущие международно-правовые последствия и т.д.). Возможны случаи, когда нормы международного применяются и при отсутствии юридических фактов. Так, норма, предусматривающая неприкосновенность помещений дипломатического представительства, не требует для своего применения наступления каких-либо событий, действий тех или иных граждан и т.п. Содержание норм международного права составляют международно-правовые обязательства. Международно-правовых обязательство - урегулированное нормой международного права отношение между участниками межгосударственного общения, в силу которого одна из его сторон обязуется либо совершить в пользу другой стороны определенные действия либо воздержаться от совершения тех или иных действий, а другая сторона имеет право требовать от первой исполнения данной обязанности. Международно-правовые обязательства могут быть простыми и сложными. Простые обязательства состоят из какой-либо одной обязанности какой-либо стороны и соответствующего ему права другой стороны. Как правило, международно-правовые обязательства бывают сложными, т.е. состоят из комплекса взаимных прав и обязанностей сторон. Международно-правовые обязательства бывают двусторонними и многосторонними. В первом случае они связывают только двух участников межгосударственных отношений. Во втором случае - каждого из участников с рядом других. Среди многосторонних обязательств следует выделить обязательства ergu omnes, т.е. обязательства в отношении всех членов международного сообщества. Если какой-либо участник межгосударственных отношений нарушает такое обязательство, то у любого члена международного сообщества возникает право требовать прекращения нарушения, ликвидации его последствий и т.д. К обязательствам ergu omnes относится, например, обязательство не прибегать к угрозе применения силы или применению силы в межгосударственных отношениях. Однако в случае нарушения обязательств государство (или иной субъект международного права) должны нести за это международно-правовую ответственность. Ответственность за их нарушение вытекает из норм международного права: во-первых, из принципа добросовестного соблюдения международных обязательств и, во-вторых, так называемого эстоппеля, нормы, согласно которой государство, взяв на себя в одностороннем порядке то или иное международно-правовое обязательство, не вправе от него отступать, не объявив перед этим официально, что оно решило от данного обязательства отказаться. Если возникает необходимость в установлении точного содержания международно-правовых норм, то прибегают к обычный способам и формам толкования. Особенностью официального толкования норм международного права является то, что оно приобретает юридически значимый для заинтересованных сторон характер в том случае, если они дали согласованное между собой толкование. Казуальное, т.е. для данного конкретного случая, обязательное для сторон толкование норм международного права могут давать международные судебные органы. Особым авторитетом пользуется толкование, даваемое Международным Судом ООН. Нередко оно, практически, приобретает характер прецедента, особенно если оно относится к международным обычным нормам. Иногда толкование норм международного права дается в резолюциях международных организаций рекомендательного характера. Существуют различные варианты классификации норм международного права (в зависимости от ее оснований). По кругу участников межгосударственных отношений: - общепризнанные нормы международного права, - признанные определенной группой членов межгосударственного сообщества, - двусторонние. В зависимости от того, между какими участниками они применяются: - нормы, регулирующие отношения между государствами, - нормы, регулирующие отношения между государствами и межправительственными организациями, - нормы, регулирующие отношения между межправительственными организациями, - нормы, регулирующие отношения между иными субъектами международного права (например, между государствами и народами, ведущими борьбу за независимость и признанными субъектами международного права). В зависимости от источников, в которых воплощены нормы международного права: - договорные нормы, - обычные нормы, - нормы, содержащихся в резолюциях международных организаций. Нормы международного права подразделяют на: - императивные (juscegens), - диспозитивные. Императивность норм международного права заключается не в категоричности предписания или запрета, который она содержит, а в недопустимости отступления от нее. В Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. дается следующее определение: «...императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Особенностью императивной нормы международного права является то, что государства, признав ее в качестве таковой, не вправе ни отменить ее для себя в одностороннем порядке, ни отступать от нее или видоизменять ее во взаимоотношениях с другими государствами или иными субъектами международного права путем заключения международного договора. Императивные нормы возникают и исчезают постепенно, в результате развития межгосударственных отношений. Официально признанного и, тем более, исчерпывающего перечня таких норм не существует. Диспозитивные нормы международного права (jus dispositivum) образуют в количественном отношении большую часть международно-правовых норм. От таких норм возможны отступления в договорном порядке. Диапозитивный характер норм, содержащихся в международных договорах, не означает, что участники договоров имеют право от них отступать. Но ничто не препятствует им в установленном порядке выходить из договора, заменять его новым и т.д. От любых обычных диспозитивных норм международного права, как общепризнанных, так и распространяющих свое действие только на определенную группу государств, отступления в договорном порядке допустимы. По содержанию нормы международного права бывают: - общими, - конкретными. В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на: - регулятивные, - охранительные. Различают также: - материальные, - процедурные (процессуальные) нормы международного права. Возможны и другие варианты классификации норм международного права.


Принципы международного права

Под принципом международного права понимается основополагающее правило поведения государств, имеющее важнейшее значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы. Следовательно, принцип международного права — это норма, имеющая общий и обязательный характер для всех субъектов.

Основные принципы международного права являются принципами jus cogens, т.е. такие общепризнанные нормы поведения государств, которые составляют фундамент международного правопорядка и имеют основополагающее значение при решении глобальных международных проблем.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Отражение этих принципов в договоре (Уставе ООН) придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все другие принципы международного права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности.

Принимая во внимание содержание основных принципов, их можно условно классифицировать по трем группам.

1. Основные принципы обеспечения международного мира и безопасности: неприменение силы и угрозы силой (принцип ненападения), принцип мирного разрешения международных споров, принцип нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств.

2. Основные принципы сотрудничества государств: суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение международных обязательств, сотрудничество государств;

3. Основные принципы защиты прав народов (наций) и человека: принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав и свобод человека.

Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом.

Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсальным и обязательным. Это означает, что принцип распространяется на все государства, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.

Принцип ненападения обязывает каждое государство:

а) воздерживаться как от прямого, так и от косвенного применения вооруженной силы первым;

б) воздерживаться от пропаганды агрессивной войны;

в) воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства, а также демаркационных линий, линий перемирия, установленных международными договорами;

г) воздерживаться от применения вооруженной силы в качестве средства разрешения международных споров;

д) воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы;

е) не применять насильственных действий, препятствующих осуществлению народами их права на самоопределение;

ж) запрещать организацию, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организацию или поощрение организации иррегулярных сил, вооруженных банд, состоящих, в частности, из наемников, для вторжения на территорию другого государства.

 Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

Вооруженная сила может быть применена народами колониальных и зависимых стран в борьбе за свою независимость при осуществлении своего права на самоопределение.

Составной частью принципа неприменения силы и угрозы силой является запрещение пропаганды войны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой самым тесным образом связан с системой поддержания международного мира и безопасности, являясь ее центральным звеном.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Принцип разрешения международных споров мирными средствами сложился в международном праве лишь в XX столетии. Хотя международному праву с момента его возникновения были известны мирные средства разрешения международных споров, оно не содержало обязательства для государств разрешать споры исключительно мирным путем, не прибегая к силе.

Статут Лиги Наций поставил в определенные рамки право государств обращаться к войне как средству разрешения споров между, ними, обязав их начинать урегулирование споров с мирных средств. В Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 года, объявившем агрессивную войну запрещенной с точки зрения международного права, было закреплено обязательство государств разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

Подтверждение и закрепление в Уставе ООН принципа разрешения международных споров мирными средствами придало ему всеобъемлющий характер.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

Суверенность государства является политико-правовой предпосылкой для его полноправного и равноправного участия в международном общении. Это свойство государства обусловливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни: от установления и поддержания экономического и политического строя, создания и функционирования органов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни. Все это не может являться предметом каких-либо действий со стороны другого государства или международной структуры либо их действий, направленных на оказание влияния или давления на то, что происходит внутри страны.

За десятилетия своего функционирования принцип невмешательства, как и его концепция, обрел глубокое и разностороннее развитие в таких актах ООН, как Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году, и ряде других решений.

Принцип невмешательства закреплен в Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 года, Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Наиболее важными элементами принципа являются обязательства государства:

— не организовывать, не разжигать, не финансировать, не подстрекать или не допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, не способствовать ей, а также не вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;

— воздерживаться от оказания содействия, поощрения или поддержки, прямо или косвенно, мятежной или сепаратистской деятельности в других государствах под каким бы то ни было предлогом или от каких-либо действий, направленных на нарушение единства либо подрыв стабильности другого государства или любого из его институтов;

— воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своей территории или территории другого государства с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах.

Не является вмешательством во внутренние дела осуществление мер контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренных международными соглашениями (например по вопросам разоружения).

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

Принцип сотрудничества государств был заложен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.

Цели сотрудничества между государствами:

поддержание международного мира и безопасности;

содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу;

повышение общего благосостояния народов;

содействие экономическому росту развивающихся стран.

Существенный вклад в утверждение и дальнейшее развитие принципа сотрудничества государств внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами. Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международного права.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Принцип равноправия и самоопределения народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.

В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, согласно которому «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право».

В то же время в нем содержатся и важные ограничительные положения.

- каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,

- способами осуществления права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

- наличие требования об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств,

- условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориальной целостности, политического единства государства.

Право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.

Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.

Принцип суверенного равенства государств

Государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В Декларации 1970 года принцип суверенного равенства государств трактуется как имеющий «первостепенное», «основополагающее значение». Важнейшую роль принцип суверенного равенства играет при создании и функционировании межправительственных международных организаций.

Концепция суверенного равенства включает следующие элементы:

1) все государства юридически равноправны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

7) право каждого государства на свободу и политическую независимость;

К каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности других государств. Проявлением суверенитета и суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства (par in parem non habet imperium).

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Одним из основных принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).

Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления общего международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

Добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности.

В силу данного принципа субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно, то есть честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств.

Венская Конвенция 1969 года предусматривает отказ от исполнения международно-правовых обязательств, однако он должен осуществляться только на основании международного права.

Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости границ, сформулированный в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, означает взаимный отказ государств Европы, а также США и Канады от политического посягательства на государственные границы, то есть от односторонних действий или требований, направленных на изменение юридического оформления или фактического положения границы. Это, по существу, отказ от территориальных притязаний.

В настоящее время в международных документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».

Очевидно, что действуют два принципа с различным правовым содержанием: принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ. Принцип неприкосновенности границ входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 года, а первый носит региональный характер.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

Принцип территориальной целостности государств

Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

Концепция территориальной целостности государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

В документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

В последнее время чаще используется комплексная формула — принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

Принцип уважения прав человека и основных свобод

Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН. Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека.

В последующем международным сообществом было принято большое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права и свободы человека, которые государства обязались предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Согласно этим и другим документам, государства обязались пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защищать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдельные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев).

Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.


Выводы

Международное частное право в настоящий момент переживает один из наиболее бурных этапов своего развития. Многообразие форм международного взаимодействия, в котором участвуют физические и юридические лица, интернационализация гражданского оборота, расширение географии интеграционных процессов обусловливают потребность в совершенствовании институтов и механизмов международного частного права, их современном и надлежащем применении, а также глубоком теоретическом осмыслении и обосновании.

С сожалением приходится констатировать, что в современной науке международного частного права несравненно больший акцент сделан на рассмотрение и научное осмысление практических вопросов и крайне мало внимания уделяется фундаментальным вопросам теории, в частности принципам международного частного права.

Словарь иностранных слов определяет «принцип» (от лат. principium — начало, основа) как основоположение, руководящую идею, основное правило поведения, деятельности [10, с. 389]. В самом общем виде под принципами понимают основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения. Это те базовые, основополагающие идеи, которые обеспечивают устойчивость, прогнозируемость и преемственность в развитии любой сложноорганизованной системы, а потому играют в ней ключевую и во многом определяющую роль.

Право как сложнейшая система регулирования общественных отношений также основано на принципах, под которыми понимаются «закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости» [5, с. 118]. Принципы права — это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права, они выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только отдельные нормы, институты или отрасли права, но и вся система права [11, с. 295].


Литература

1. Ануфриева, Л. П. Международное частное право: в 3 т. Т. 1. Общая часть: учебник / Л. П. Ануфриева. — М.: БЕК, 2002. — 288 с.

2. Богуславский, М. М. Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. — 2-е изд., перер. и доп. — М.: Междунар. отношения, 1994. — 416 с.

3. Вольф, М. Международное частное право / М. Вольф; пер. с англ. С. М. Рапопорт, под ред. и с предисл. Л. А. Лунц. — М.: Гос. изд-во иностр. лит., 1948.— 703 с.

4. Зажицкий, В. И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации / В. И. Зажицкий // Государство и право. — 1996. — № 11. — С. 92—97.

5. Иванов, Р. Л. О понятии принципов права / Р. Л. Иванов // Вестн. Омск. ун-та. — 1996. — Вып. 2. — С. 115—118.

6. Лунц, Л. А. Международное частное право (Общая часть) / Л. А. Лунц.— М.: Госюриздат, 1959. — 280 с.

7. Международное частное право: современные проблемы / Н. Р. Баратянц [и др.]; отв. ред. М. М. Богуславский. — М.: ТЕИС, 1994. — 507 с.

8. Международное частное право: учебник / Л. П. Ануфриева [и др.]; отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перер. и доп. — М.: ТК Велби; Проспект, 2004. — 688 с.

9. Нерсесянц, В. С. Философия права: учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 652 с.

10. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Н. В. Трус, Т. Г. Шубина. — Минск: Современный литератор, 1999. — 576 с.

11. Теория государства и права: курс лекций / М. Н. Марченко [и др.]; под ред. М. Н. Марченко. — М.: Зерцало; ТЕИС, 1996. — 475 с.

12. Теория государства и права: учеб. для вузов / В. М. Корельский [и др.]; под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 616 с.

13. Тихиня, В. Г. Международное частное право / В. Г. Тихиня. — Изд. 5-е, перер. и доп. — Минск: Право и экономика, 2003. — 412 с.

14. Толочко, О. Н. Принципы международного частного права / О. Н. Толочко // Белорус. журн. междунар. права и междунар. отношений. — 2001. — № 2. — С. 24—28.

15. Чудаева, М. Л. Международное частное право: курс лекций / М. Л. Чудаева. — Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2007. — 150 с.

16. Nussbaum, A. Principles of Private International Law / A. Nussbaum. — New York; London; Toronto: Oxford University Press, 1943. — 288 p.

17. Wengler, W. The General Principles of Private International Law / W. Wengler // Recueil des Cours de l'Academie de droit internatinal de La Haye. — Vol. 104. — The Hague, 1961. — P. 279—469.