37035

Дети войны. Последние свидетели

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: плакаты компьютер мультимедийный проектор фотографии военных лет Презентация 1 отрывок из документального фильма Дети войны. Презентация 1. Слайд 1 Презентация 1. Презентация 1.

Русский

2013-09-23

73.5 KB

68 чел.

Классный час "Дети войны. Последние свидетели". 8-й класс

Рыжова Наталья Петровна, учитель математики

Статья отнесена к разделу: Классное руководство

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

  •  Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
  •  Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  •  Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентация 1, отрывок из документального фильма «Дети войны. Последние свидетели» Приложение 1 (http://clip2net.com/page/m69077/10908886), пионерские пилотки и галстуки.

Ход классного часа

1. Дети войны. Последние свидетели.

Презентация 1. Слайд 1

Презентация 1. Слайд 2

«У каждого из нас своя военная судьба, но подвиг общий - это подвиг всего нашего поколения.Мы - дети войны, детство которых закончилось 22 июня 1941 года», - говорят сейчас наши ветераны Великой Отечественной войны.

Презентация 1. Слайд 3

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

2. Презентация 1. Слайд 4

Мы сегодня узнаем, как жили:

  •  Дети в блокадном Ленинграде;
  •  Дети под оккупацией у немцев;
  •  Дети в концлагерях;
  •  Дети пионеры – герои;
  •  Дети в тылу.

3. Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Презентация 1. Слайд 5

Папа был рядом.

Презентация 1. Слайд 6

Мама была рядом.

Презентация 1. Слайд 7

Мы играли на улицах Ленинграда.

Презентация 1. Слайд 8

У нас было веселое детство.

Презентация 1. Слайд 9

И мы не знали, что нас ждет…

Презентация 1. Слайд 10

Война! 22 июня 1941 года.

(Звучит мелодия песни «Священная война».)

Презентация 1. Слайд 11

4. Презентация 1. Слайд 12

Дети в блокадном Ленинграде.

Приложение 1. Историческая справка (Вспоминают о своем детстве народный артист Александр Лазарев и сестры Дерюжины.)

Просмотр фотографий детей войны.

Презентация 1. Слайды 13 – 17

5. Презентация 1. Слайд 18

Дети под оккупацией у немцев.

Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.

Презентация 1. Слайд 19

Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

Презентация 1. Слайд 20

Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

Презентация 1. Слайд 21

Презентация 1. Слайд 22

Варварство.

Презентация 1. Слайд 23

Читается стихотворение о варварстве немецких оккупантов.

Варварство. Автор: Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами.
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки! ...
………………………………….
Я не забуду никогда, вовеки!

6. Презентация 1. Слайд 24

На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.

Дети в концлагерях.

Презентация 1. Слайд 25

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

Презентация 1. Слайд 26

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

Презентация 1. Слайд 27

Презентация 1. Слайд 28

На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Презентация 1. Слайд 29

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

Презентация 1. Слайд 30

Презентация 1. Слайд 31

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

Презентация 1. Слайд 32

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

Презентация 1. Слайд 33

При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

Презентация 1. Слайд 34

Презентация 1. Слайд 35

7. Презентация 1. Слайд 36

Дети пионеры – герои.

Презентация 1. Слайды 37 – 41

Презентация 1. Слайд 42

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

  •  Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
  •  Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
  •  Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;
  •  Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;
  •  Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
  •  Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

О пионерах-героях рассказывают учащиеся класса:

- Валя Котик

Презентация 1. Слайд 43

- Зина Портнова

Презентация 1. Слайд 44

- Леня Голиков

Презентация 1. Слайд 45

- Марат Казей

Презентация 1. Слайд 46

8. Дети в тылу.

Презентация 1. Слайд 47

Презентация 1. Слайд 48

Ушли на фронт родители 
Отчизну защищать,
 
А нам - детишкам маленьким -
 
Картошку убирать.
 
Девчоночья бригада
 
Пять-двенадцать лет,
 
Но выполняли честно мы
 
Родительский завет …
 
Вязали варежки, носки,
 
На фронт их отсылали,
 
И тем победу над врагом
 
Коварным приближали

Презентация 1. Слайды 49

Ребята сегодня у нас в гостях Анна Николаевна Борзенко. Когда началась война, ей было 4 года, а звали ее тогда Аня Матросова. Жила в нашем Красноярском крае, в Шушенском районе. Она расскажет о своей жизни в тылу во время войны.

Презентация 1. Слайд 50

Рассказывает Анна Николаевна Борзенко.

Презентация 1. Слайд 51

Пусть чисто будет небо над землей, 
Пусть жизни мирной радуются люди!
 
А Вас, кто рядом был с войной,
 
Мы помним, бережем и любим!

«Спасибо Вам, Анна Николаевна, и примите от нас цветы в знак благодарности. Вам пришлось выжить в тяжелых условиях и поднимать страну после войны».

За годы войны каждый пятый ребенок останется сиротой. Уже в 1942 году было принято постановление об устройстве детей сирот. Во время войны будет создано около четырех миллионов детских домов.

9. Победа.

Презентация 1. Слайд 52 – 54

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.

Презентация 1. Слайд 55

Минута молчания (звучит метроном).

10. Но и сейчас идут войны. Детям приходится страдать и даже воевать.

Презентация 1. Слайды 56 -58

Будем помнить!
Не допустим войны!
Родину защитим!

Презентация 1. Слайд 59

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

А. Твардовский

Презентация 1. Слайд 60

11. Пусть на наших лицах сияют улыбки (фотографии учеников класса).

Презентация 1. Слайды 61 -64

12. Учащиеся поют песню «Солнечный круг».

(Звучит мелодия «Солнечный круг»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33534. Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон» 16.39 KB
  Действительно Шолохов в отличие от автора âВойны и мираâ не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.
33535. Политическая лирика В.Маяковского 18.44 KB
  Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм присущий лирическому герою Маяковского уступил место соборности единению с миллионами я сменилось на мы конфликт личности и общества был снят самой историей. Футуристическая эстетика Маяковского сменилась доктриной коммунистического футуризма и Левого фронта искусств с его идеями искусства как жизнестроения. Знаменитые Окна РОСТА регулярно...
33536. Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты 15.7 KB
  Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...
33537. Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» как итоговое произведение «деревенской» прозы 17.11 KB
  Жанр повести можно определить как философскую притчу. Таким образом один из основных философских смыслов повести заключается в том что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. В повести двадцать две главы в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию.
33538. «Матренин двор» А. Солженицына как начало второго этапа развития «деревенской прозы. Особенности этого этапа 17.23 KB
  Хозяйка дома Матрена одинокая женщина лет шестидесяти. Матрена Васильевна избу не жалела ни для мышей ни для тараканов ибо в шуршании мышей непрерывном как далекий шум океана шорохе тараканов не было ничего злого не было лжи. Матрена отличалась трудолюбием: вставала в четырепять утра тихо вежливо стараясь не шуршать топила русскую печь ходила доить козу по воду ходила и варила в трех судочках . Матрена никому не могла отказать: без нее ни одна пахота не обходилась.
33539. Основные конфликты «деревенской» прозы 50-х гг 15.2 KB
  Деревенская проза ведет свое начало с 50х годов. Очеркистыдеревенщики 50 60х годов не позволяли себе сомневаться в необходимости колхозов не поднимали руку на то как осуществлялось партийное руководство ими но показывали сколько вреда наносят бездумные директивы галочная система. 50е ГОДЫ овечкинский этап МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ после лакировочнобесконфликтного наваждения 40х годов. Овечкинское направление в литературе 50х годов было: резкой реакцией на литературную мифологию 40х годов; возвращением деревенской прозы...
33540. «Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности 20.78 KB
  Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина которую он начал еще в 1940 г. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Создавая образ Теркина автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Твардовский по его признанию освобождал ее от всего что сводит книгу к какойто частной истории мельчит ее лишает ее той...
33541. Тип героя и конфликты в рассказах В.Шукшина 16.71 KB
  Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость которая отличает героя от других правильных людей. Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить бумажку или объявить всем о находке и отдать ее владельцу ведь она этакая зеленая дурочка лежит себе никто ее не видит. Употребляя по отношению к неодушевленному предмету слово дурочка Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того что никто кроме него не видит бумажку.
33542. Произведение “Царь-рыба” 13.6 KB
  Здесь он царь царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен все свои дела доводит до конца. Но зачем природе царь не ценящий богатства которым владеет Неужели она покорится и не свергнет его Тогда появляется царьрыба царица рек посланная для борьбы с царем при роды. Каждый рыбак мечтает поймать царьрыбу ведь это знак свыше.