37040

Общение в моей жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Францкевич Алина Алексеевна ФРЯиЛ 4 курс 2 группа Гимназия № 62 7 Г класс Общение в моей жизни Практикум занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением; ролевая игра. Цель: дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека; воспитать необходимых для жизни в современном социуме качеств личности; охарактеризовать общение как своеобразную деятельность. Задачи: познакомить с различными формами общения; формировать...

Русский

2013-09-23

62.5 KB

23 чел.

КОНСПЕКТ  ЗАЧЕТНОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ДОПУСКАЮ К ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

Заикина Любовь Владимировна______________________________________

Дата допуска к проведению воспитательного мероприятия__01.03.2013___

КОНСПЕКТ

ЗАЧЕТНОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Францкевич Алина Алексеевна (ФРЯиЛ 4 курс 2 группа)

Гимназия № 62

7 «Г» класс

«Общение в моей жизни»

Практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением; ролевая игра).

Цель:

  •  дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека;
  •  воспитать необходимых для жизни в современном социуме качеств личности;
  •  охарактеризовать общение как своеобразную деятельность.

Задачи:

  •  познакомить с различными формами общения;
  •  формировать представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение;
  •   формировать навыки доброжелательного повседневного общения и научные знания о структуре и закономерностях общения;
  •  способствовать развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности;
  •  на примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.



Ход воспитательного мероприятия

(содержание и методика проведения воспитательного мероприятия)

Приветственное слово

– Добрый день ребята. Сегодня на классном часе мы познакомимся с понятием “общение” и его ролью в жизни человека.

Разминка "Я рад общаться с тобой».

- Предлагаю одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все возьмутся  за руки, образуя круг.

Ход работы

- Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка.

Вопросы для обсуждения:

·         Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?

·         Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?

·         «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?

·         Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»?

·         Были ли эти слова справедливы?

·         Как вы на них реагировали?

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

Упражнение « Расшифруй слово».

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но не обычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Например:

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е -  единомыслие;

Н -  необходимость;

И -  искренность, истина…

Е -  единение.

По окончанию работы дети обсуждают результаты и объясняют свой выбор.

Информационный блок

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умён, НО И ДАЛЬНОВИДЕН. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу государству. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь.

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

 - Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

- Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он -  орёл, а все вокруг – маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

Эгоизм ( от лат. эго – я) – себялюбие.

-  Послушайте ещё один рассказ В.А.Сухомлинского.

Пахарь и крот

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает:

- Я пашу не только для себя, но и людям.

Удивился Крот:

- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

Как можно назвать Пахаря? Какой принцип заложен в его отношение к жизни, к другим людям? А как можно назвать Крота? Каким принципом руководствуется он? Кого бы вы выбрали себе в друзья?

В мире всё взаимосвязано, вспомните народную мудрость о том, что ни одна травинка не ломается просто так; о том, что ломать – не строить. А ещё библейскую заповедь – «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Как часто мы забываем об этом, и нами же сотворённое возвращается к нам бумерангом.

Проанализируйте своё общение с людьми. Я предлагаю вам запомнить правила общения.

n  1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)

n  2. Не снимайте с себя ответственности!

n  3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

n  4. Будьте искренни!

n  5. Будьте мужественны!

n  6. Будьте справедливы!

n  7. Считайтесь с чужим мнением!

n  8. Не бойтесь говорить правду!

n  9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

n  10. Будьте естественны в общении!

n  11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

n  12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Распределение класса на группы.

А сейчас мы проведем с вами игру «Планета друзей».

Эпиграфом к нашей игре послужат слова А.Межирова:

"Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей."

Я предлагаю вам создать сегодня свой кодекс отношений между членами нашего коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, мы проведем игру "Планета друзей".

Ролевая игра:

1. Итак, игровая ситуация такова: существует множество планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, т.е. выбрали с кем поселитесь на одной из планет. У нас также будет работать экспертная группа, которая будет обрабатывать сведения с ваших планет и поможет создать кодекс взаимоотношений между вами.

2. Первое задание (дается 5 минут). Начнем с того, что вы придумаете название своей планете и расскажите о населении, которое будет проживать на вашей планете.

Хотелось бы, чтобы названия планет были связаны с теми нравственными понятиями, о которых мы говорили.

Парад планет. (название, население)

Вы хорошо представили свои планеты. Теперь вам предстоит доказать, что вы – достойные представители своих планет.

3. Второе задание командам. Сейчас вы должны определить правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Приступайте.

4. Представление командами своих правил. Обработка экспертной группой.

5. Третье задание. Разыгрывание ситуации.

У вас такие замечательные, идеальные получились планеты с удивительными взаимоотношениями. Но согласитесь, что на планете Земля каждый день случается несчетное количество конфликтов, ссор. Вот, послушайте, одну историю из жизни школьников. (Чтение рассказа О.Тихомирова «А вдруг…», помещенного в методическом пособии Е.Н.Степанова «Классному руководителю о воспитательной системе класса»)

Пользуясь правилами разрешения конфликтов, обыграйте ситуацию, как бы вы поступили или посоветовали поступить, если между вами (друзьями) произошла ссора.

Показ группами выхода из сложившейся ситуации.

Слово экспертов.

1. Вы правильно все поступили. Как говорил М.Горький, «никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

2. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать?

3. Вот несколько нехитрых правил:

 изучайте положительные эмоции (ведь веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно спокойный человек всегда привлекает);

 улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой;

 демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности;

 называйте его по имени и так, как хочет он сам;

 умейте слушать и распределять инициативу в разговоре;

 говорите комплименты;

 поддерживайте темы разговора, которые предложил сам человек.

Слово учителя:

 Спасибо экспертной группе за советы. Скажите, а можно эту технику общения вместе с выработанными вами правилами использовать у себя в классе, в школе, в обществе. Конечно, да! И у вас появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно назвать «Планетой друзей».

 Ну а сейчас наступила пора подвести итог. Экспертная группа, обработав сведения с ваших планет, разработала кодекс взаимоотношений в нашем классе. Мы должны будем его утвердить, т.е. дать ему законную силу.

VI. Кодекс отношений в классном коллективе.

1. Помни, что самоуважение – это, прежде всего, умение уважать других.

2. Тот хорошо себя чувствует в коллективе, кто заботится о самочувствии других.

3. Живи по совести всегда, помогай там, где беда.

4. Всегда поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

5. Каждый в коллективе – твой одноклассник, и он должен быть уверен в твоем добром отношении к нему.

6. Помни, что чуткость и внимательность проявляется в умении видеть состояние другого человека и вовремя откликнуться на это состояние.

7. Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,

Навсегда в себе пресечь безобразий странность.

8. Слов на ветер не бросать,

Не дерзить напрасно,

Никогда не унывать –

Мыслить только ясно.

9. Достоинством гордясь,

Собою не кичиться.

А с ошибками борясь,

Этике учиться.

10. Помни, что основа отношений в коллективе – доброжелательность. А доброжелательность – это умение расценивать поступок в благоприятном для него смысле.

VII. Заключение.

1. Эксперт: Ребята, давайте жить в нашем коллективе по этому кодексу! Тогда будет крепнуть ваша дружба в классе, и никто не будет чувствовать себя одиноким, все будет ладиться между нами. Вы согласны?

2. Учитель: Вот и закончилась игра, в ходе которой вы создали кодекс взаимоотношений в классном коллективе. Но хочется, чтобы вы глубоко проникли в него не только в классе, но и вообще в жизни с окружающими вас людьми руководствовались этими вышеизложенными принципами, оценивая свое поведение и поступки.

 Закончить игру хочется словами Б.Паскаля: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Я думаю, что вы своими делами, поступками, поведением покажете, как умеете пользоваться этими правилами.

Поделитесь впечатлениями о занятии:

·         Что понравилось?

·         Что бы вы хотели изменить?

Давайте оценим наше занятие: на счёт «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.

Останься честен, говоря с толпой,

           Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

           Пусть все в свой час считаются с тобой.

           Наполни  смыслом каждое мгновенье,

           Часов и дней неумолимый бег,

           Тогда весь мир ты примешь во владенье,

           Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

                                                           Р.Киплинг                      

Отметка за проведенное зачетное внеклассное воспитательное мероприятие____________

Дата проведения воспитательного мероприятия ____04.03.2013_______________________

Подпись классного руководителя_________________________________________________

Использованная литература:

1. Золотая книга хорошего тона – «Русич», Смоленск, 1999г.

2. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

4. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., Развивающие занятия с детьми. Материалы для самостоятельной работы студентов. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

5. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

6. Степанова Е.Н. Методическом пособие «Классному руководителю о воспитательной системе класса»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81240. Компьютерные сети в образовании. Методические рекомендации по изучению темы «Сетевые информационные технологии» 38.58 KB
  Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; Познакомить учся с основными инф. услугами сетей с возможностями internet; Обучить способам обмена файлами в лок. сетей на 2 типа: локальные сети и глобальные. сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности.
81242. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в общеобразовательной школе 35.38 KB
  Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования начальное общее основное общее среднее полное общее образование; внутри ступеней по учебным предметам Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей: освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации информационных процессах системах технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ организовывать...
81243. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе 34.46 KB
  Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом определяющим требования: к месту базового курса информатики в учебном плане школы; к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания базового образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям школьников; к технологии и средствам проверки и оценки достижений учащихся. технологии в обществе. и Информационные технологии: обработка текста; обработка графики; мультимедийные...
81244. Пропедевтика основ информатики в начальной школе: цели и задачи, анализ учебных и методических пособий 36.98 KB
  Рассмотрим программу курса информатики для III IV классов начальной общеобразовательной школы составители: а. Первин Цель этого курса развитие алгоритмического подхода к решению задач формирование представлений об информационной картине мира практическое освоение компьютера как инструмента деятельности. Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений пронизывающих все темы курса: 1. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих исследовательских качеств.
81245. Место курса информатики в системе учебных дисциплин. Базисные учебные планы. Анализ школьных программ по информатике в общеобразовательной школе 37.67 KB
  А в это же самое время уже шла работа над созданием новой концепции так называемого базисного учебного плана БУП. утвердило и ввело в действие первую версию российского БУП общеобразовательных учреждений в котором в максимальной степени должны были учитываться и интересы государства и интересы региона и интересы образовательного учреждения т. БУП сам по себе не является рабочим учебным планом для школы он лишь представляет собой основу для разработки регионального базисного учебного плана на основе которого в свою очередь школа...
81246. Программное обеспечение курса информатики в общеобразовательной школе. Оборудование школьного кабинета информатики: материальная база и санитарные нормы 37.59 KB
  Помимо компьютерного оборудования кабинет информатики рекомендуется оснащать: Набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; Заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; Комплектом учебнометодической научнопопулярной справочной литературы; Журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; Журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; Журналом сведений об отказах...
81247. Методическая система и организация обучения информатике в школе: урок как основная форма обучения информатике. Подготовка к уроку информатики. Дидактические особенности учебных занятий по информатике 38.5 KB
  Школьный урок образует основу классноурочной системы обучения характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы наблюдение за работой учащихся в том числе и через локальную сеть КВТ а также оказание им оперативной...
81248. Понятие педагогического программного средства (ППС). Типы ППС. Требования к разработке ППС 39.36 KB
  Например в институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств: По предметному содержанию; По функции: диагностические контролирующие обучающие демонстрационные справочноинформационные формирующие тренажерные; По степени активности учащихся которая определяется структурой и характером деятельности программы рассчитанные на минимальную степень активности демонстрационные на максимальную степень конструирующие программы; По целевой группе пользователя ...