37040

Общение в моей жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Францкевич Алина Алексеевна ФРЯиЛ 4 курс 2 группа Гимназия № 62 7 Г класс Общение в моей жизни Практикум занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением; ролевая игра. Цель: дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека; воспитать необходимых для жизни в современном социуме качеств личности; охарактеризовать общение как своеобразную деятельность. Задачи: познакомить с различными формами общения; формировать...

Русский

2013-09-23

62.5 KB

23 чел.

КОНСПЕКТ  ЗАЧЕТНОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ДОПУСКАЮ К ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

Заикина Любовь Владимировна______________________________________

Дата допуска к проведению воспитательного мероприятия__01.03.2013___

КОНСПЕКТ

ЗАЧЕТНОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Францкевич Алина Алексеевна (ФРЯиЛ 4 курс 2 группа)

Гимназия № 62

7 «Г» класс

«Общение в моей жизни»

Практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением; ролевая игра).

Цель:

  •  дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека;
  •  воспитать необходимых для жизни в современном социуме качеств личности;
  •  охарактеризовать общение как своеобразную деятельность.

Задачи:

  •  познакомить с различными формами общения;
  •  формировать представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение;
  •   формировать навыки доброжелательного повседневного общения и научные знания о структуре и закономерностях общения;
  •  способствовать развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности;
  •  на примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.



Ход воспитательного мероприятия

(содержание и методика проведения воспитательного мероприятия)

Приветственное слово

– Добрый день ребята. Сегодня на классном часе мы познакомимся с понятием “общение” и его ролью в жизни человека.

Разминка "Я рад общаться с тобой».

- Предлагаю одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все возьмутся  за руки, образуя круг.

Ход работы

- Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка.

Вопросы для обсуждения:

·         Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?

·         Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?

·         «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?

·         Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»?

·         Были ли эти слова справедливы?

·         Как вы на них реагировали?

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

Упражнение « Расшифруй слово».

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но не обычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Например:

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е -  единомыслие;

Н -  необходимость;

И -  искренность, истина…

Е -  единение.

По окончанию работы дети обсуждают результаты и объясняют свой выбор.

Информационный блок

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умён, НО И ДАЛЬНОВИДЕН. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу государству. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь.

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

 - Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

- Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он -  орёл, а все вокруг – маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

Эгоизм ( от лат. эго – я) – себялюбие.

-  Послушайте ещё один рассказ В.А.Сухомлинского.

Пахарь и крот

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает:

- Я пашу не только для себя, но и людям.

Удивился Крот:

- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

Как можно назвать Пахаря? Какой принцип заложен в его отношение к жизни, к другим людям? А как можно назвать Крота? Каким принципом руководствуется он? Кого бы вы выбрали себе в друзья?

В мире всё взаимосвязано, вспомните народную мудрость о том, что ни одна травинка не ломается просто так; о том, что ломать – не строить. А ещё библейскую заповедь – «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Как часто мы забываем об этом, и нами же сотворённое возвращается к нам бумерангом.

Проанализируйте своё общение с людьми. Я предлагаю вам запомнить правила общения.

n  1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)

n  2. Не снимайте с себя ответственности!

n  3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

n  4. Будьте искренни!

n  5. Будьте мужественны!

n  6. Будьте справедливы!

n  7. Считайтесь с чужим мнением!

n  8. Не бойтесь говорить правду!

n  9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

n  10. Будьте естественны в общении!

n  11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

n  12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Распределение класса на группы.

А сейчас мы проведем с вами игру «Планета друзей».

Эпиграфом к нашей игре послужат слова А.Межирова:

"Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей."

Я предлагаю вам создать сегодня свой кодекс отношений между членами нашего коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, мы проведем игру "Планета друзей".

Ролевая игра:

1. Итак, игровая ситуация такова: существует множество планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, т.е. выбрали с кем поселитесь на одной из планет. У нас также будет работать экспертная группа, которая будет обрабатывать сведения с ваших планет и поможет создать кодекс взаимоотношений между вами.

2. Первое задание (дается 5 минут). Начнем с того, что вы придумаете название своей планете и расскажите о населении, которое будет проживать на вашей планете.

Хотелось бы, чтобы названия планет были связаны с теми нравственными понятиями, о которых мы говорили.

Парад планет. (название, население)

Вы хорошо представили свои планеты. Теперь вам предстоит доказать, что вы – достойные представители своих планет.

3. Второе задание командам. Сейчас вы должны определить правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Приступайте.

4. Представление командами своих правил. Обработка экспертной группой.

5. Третье задание. Разыгрывание ситуации.

У вас такие замечательные, идеальные получились планеты с удивительными взаимоотношениями. Но согласитесь, что на планете Земля каждый день случается несчетное количество конфликтов, ссор. Вот, послушайте, одну историю из жизни школьников. (Чтение рассказа О.Тихомирова «А вдруг…», помещенного в методическом пособии Е.Н.Степанова «Классному руководителю о воспитательной системе класса»)

Пользуясь правилами разрешения конфликтов, обыграйте ситуацию, как бы вы поступили или посоветовали поступить, если между вами (друзьями) произошла ссора.

Показ группами выхода из сложившейся ситуации.

Слово экспертов.

1. Вы правильно все поступили. Как говорил М.Горький, «никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

2. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать?

3. Вот несколько нехитрых правил:

 изучайте положительные эмоции (ведь веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно спокойный человек всегда привлекает);

 улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой;

 демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности;

 называйте его по имени и так, как хочет он сам;

 умейте слушать и распределять инициативу в разговоре;

 говорите комплименты;

 поддерживайте темы разговора, которые предложил сам человек.

Слово учителя:

 Спасибо экспертной группе за советы. Скажите, а можно эту технику общения вместе с выработанными вами правилами использовать у себя в классе, в школе, в обществе. Конечно, да! И у вас появятся настоящие друзья. Поэтому планету Земля можно назвать «Планетой друзей».

 Ну а сейчас наступила пора подвести итог. Экспертная группа, обработав сведения с ваших планет, разработала кодекс взаимоотношений в нашем классе. Мы должны будем его утвердить, т.е. дать ему законную силу.

VI. Кодекс отношений в классном коллективе.

1. Помни, что самоуважение – это, прежде всего, умение уважать других.

2. Тот хорошо себя чувствует в коллективе, кто заботится о самочувствии других.

3. Живи по совести всегда, помогай там, где беда.

4. Всегда поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

5. Каждый в коллективе – твой одноклассник, и он должен быть уверен в твоем добром отношении к нему.

6. Помни, что чуткость и внимательность проявляется в умении видеть состояние другого человека и вовремя откликнуться на это состояние.

7. Честь свою всю жизнь беречь надо неустанно,

Навсегда в себе пресечь безобразий странность.

8. Слов на ветер не бросать,

Не дерзить напрасно,

Никогда не унывать –

Мыслить только ясно.

9. Достоинством гордясь,

Собою не кичиться.

А с ошибками борясь,

Этике учиться.

10. Помни, что основа отношений в коллективе – доброжелательность. А доброжелательность – это умение расценивать поступок в благоприятном для него смысле.

VII. Заключение.

1. Эксперт: Ребята, давайте жить в нашем коллективе по этому кодексу! Тогда будет крепнуть ваша дружба в классе, и никто не будет чувствовать себя одиноким, все будет ладиться между нами. Вы согласны?

2. Учитель: Вот и закончилась игра, в ходе которой вы создали кодекс взаимоотношений в классном коллективе. Но хочется, чтобы вы глубоко проникли в него не только в классе, но и вообще в жизни с окружающими вас людьми руководствовались этими вышеизложенными принципами, оценивая свое поведение и поступки.

 Закончить игру хочется словами Б.Паскаля: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Я думаю, что вы своими делами, поступками, поведением покажете, как умеете пользоваться этими правилами.

Поделитесь впечатлениями о занятии:

·         Что понравилось?

·         Что бы вы хотели изменить?

Давайте оценим наше занятие: на счёт «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.

Останься честен, говоря с толпой,

           Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

           Пусть все в свой час считаются с тобой.

           Наполни  смыслом каждое мгновенье,

           Часов и дней неумолимый бег,

           Тогда весь мир ты примешь во владенье,

           Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

                                                           Р.Киплинг                      

Отметка за проведенное зачетное внеклассное воспитательное мероприятие____________

Дата проведения воспитательного мероприятия ____04.03.2013_______________________

Подпись классного руководителя_________________________________________________

Использованная литература:

1. Золотая книга хорошего тона – «Русич», Смоленск, 1999г.

2. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

4. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., Развивающие занятия с детьми. Материалы для самостоятельной работы студентов. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

5. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

6. Степанова Е.Н. Методическом пособие «Классному руководителю о воспитательной системе класса»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33285. Налоговая реформа СССР в 1930-1932 гг. 23 KB
  Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования предназначенные для капитальных вложений к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом. Прежде всего директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. 7 августа 1932 года был принят самый...
33286. Налоги в СССР и их роль в формировании доходов государственного бюджета (1940-1990 гг.) 23.5 KB
  До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей налога с оборота и платежей из прибыли.Кроме того бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе не менее чем на пять лет.
33287. Функции налогов экономической системе 27 KB
  Налогам присущи 2 функции: Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических политических и социальных задач. Это обусловлено...
33288. Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе 26.5 KB
  Правило первое – равномерность. Это правило требует чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости требующим чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения. Второе правило – определенность известность.
33289. Налоговое бремя экономики и бремя государства (их сущность и взаимосвязи) 30 KB
  субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому чтобы переложить налог либо “вперед†на покупателей своих товаров повышая цену товаров в соответствии с размером налога либо “назад†на людей у которых он сам покупает товары уплачивая им меньше чем если бы налога не существовало. Сфера применения личного подоходного налога как правило фокусируется на отдельных лицах чьи доходы облагаются налогом. В целом однако большинство экспертов сходятся во мнении что именно те лица...
33290. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации 24.5 KB
  Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации. Налоговая политика – комплекс мероприятий государства в области налогов осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства территориальноэкономического развития повышения уровня доходности отдельных групп населения.
33291. Налоговая система и этапы её становления в РФ 23.5 KB
  Налоговая система и этапы её становления в РФ Нал. право – комплекс налоговых знов кот. и нал. органов права и обязти субъектов налх отношений т.
33292. Налоги, принятые и действовавшие в 90-е годы (до НК РФ) вопреки закону «Об основах налоговой системы в РФ», и их последствия 22 KB
  Налоги принятые и действовавшие в 90е годы до НК РФ вопреки закону Об основах налоговой системы в РФ и их последствия В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги которые оговорены законом “Об основах налоговой системы в Российской федерацииâ€. В результате как грибы после дождя стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за...
33293. Система налогов и сборов в РФ и их классификация 23 KB
  В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными признаются налоги и сборы устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Местными признаются налоги и сборы устанавливаемые НК РФ и нормативными...