37050

Сыны Отечества - защитники земли русской

Конспект урока

Педагогика и дидактика

И сегодня на классном часе в преддверии этого праздника мы вспомним каких героев защитников земли русской вы знаете а о ком то расскажем вам что то новое. Солнце земли Русской так называл князя его современник митрополит Кирилл. Но для начала каких героев богатырей защитников земли русской вы знаете Ответы детей.

Русский

2013-09-23

45 KB

26 чел.

Классный час на 23 февраля "Сыны Отечества - защитники земли русской".

I. Вступительное слово. ____________
- Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.
 
Вы, конечно, знаете, что
 23 февраля мы отмечаем праздник - день Защитника Отечества. И сегодня на классном часе, в преддверии этого праздника, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. 
Окончание вступительного слова
II. Рассказ об Александре Невском._______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель, смиренный инок - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современ-ник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем на-зван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём. * Выступление учащегося 6 класса.
III. "Богатырская застава". ______
- Героическое прошлое нашей Родины ярко отразилось в устном народном творчестве. Поэтому, следующая наша страничка "Богатырская застава".
 
Но для начала, каких героев богатырей - защитников земли русской, вы знаете?
 
(Ответы детей. Например: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Волк Всеславович, Святогор - Колыван и др.)
- А теперь, я задам вам вопросы о богатырях, а вы должны угадать, о ком идёт речь.
 
1. Угадайте, кто из богатырей смог сказать о себе такие слова:
 
Я сижу на лавке недвижен,
Пуще всех на свете обижен.
Соседи мне прозвище кидают -
 
"Сиднем Илюхой" обзывают.
(Илья Муромец)
2. Откуда родом был богатырь Илья?
(Из Мурома, из села Карачарова)
 
3. Каким был первый подвиг Ильи?
(Схватка с Соловьём - разбойником)
4. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.
(Добрыня Никитич)
 
5. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алёша Попович)
 
6. Богатырь, умевший превращаться в различных животных.
(Волк Всеславович)
 
7. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не смогла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
 
8. Богатырь, заставивший одноглавого змея принести живую воду.
 
(Михайло Потых)
9. А про какого богатыря отец его князю Владимиру говорил: "Есть у меня один сын меньшой дома… С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками…" (Никита Кожемяка) - Молодцы!
 
IV. Рассказ об Александре Суворове. ______
 - Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имяАлександра Васильевича Суворова. Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник "Наука побеждать". Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
  Александр Васильевич во времена войны со Швецией и Францией совершил небывалый по сложности переход наших войск через Альпы и одержал несколько побед.
  Благодаря его военному таланту, русские войска смогли взять неприступную турецкую крепость Измаил. Про которую турецкие защитники говорили: "Скорее Дунай потечёт вспять, чем она падёт". И всё-таки Суворов и здесь оказался победителем.
Послушайте небольшой рассказ об
 Александре Васильевиче Суворове. 

* Выступление учащегося 6 класса.
 

- А сколько крылатых выражений принадлежит Александру Васильевичу! Может быть, вы знаете некоторые из них?
 

(Ответы детей. Например: "Тяжело в ученье - легко в бою". "Пуля дура - штык молодец". "Сам погибай, а товарища выручай". "Воюют не числом, а уменьем". "Истинная слава не может быть отыскана; она проистекает из самопожертвования на пользу блага общества".)
V. Исторические высказывания. ________
- А ведь таких мудрых высказываний, полных любви к своей родине, в истории осталось очень много. Попробуем вспомнить, кто сказал следующие слова?!
 
Для вас задание на карточках.
(Вытащить карточку, прочитать высказывание, попытаться ответить.)
1. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет - на том стояла и стоять будет русская земля. (Александр Невский)
 
2. Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиною найду серебро и золото… (князь Владимир Святославович)
 
3. Больше побеждает разум и искусство, нежели множество… (Пётр
I)
4. Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и при-мером - последний есть вернейший. (Павел Степанович Нахимов)
  - И в годы Великой Отечественной войны защитники нашей страны не раз произносили очень значимые слова, которые навечно остались в народной памяти.

* В первые же дни войны нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов в об-ращении к советскому народу произнёс: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".
* Насмерть стояли защитники Москвы в танковом сражении под Прохоров-кой. Политрук Клочков из Панфиловской дивизии, поднимая бойцов в атаку, прокричал: "Отступать некуда - за нами Москва!"
* А защитники Сталинграда, не отступившие ни на шаг от Волги, говорили:
 
"За Волгой для нас земли нет".
 
- Вы слышали эти высказывания, читали где-то об этом? (Ответы детей)
  - Многие из исторически важных сражений и побед в нашей стране объявлены Днями воинской славы. Вот и 2 февраля, в память о разгроме немецко - фашистских войск под Сталинградом, в память о погибших назван Днём воинской славы. Надеюсь, вы по телевизору об этом слышали. И надеюсь, читаете материалы, которые я помещаю на стендах к этим историческим датам. 
VI. Рассказ о М. И. Кутузове.
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Посмотрим сейчас небольшой киносюжет об этом человеке.
* Просмотр
DVD- диска "Великие полководцы. М. И. Кутузов". (5-7 мин.)
 - Если вы хотите ещё больше узнать про военный талант Михаила Илларионовича, обратитесь к книгам, к энциклопедиям. Но в истории всё ж таки его имя неразрывно связано с победой русского народа над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.
VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
  - А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза? И за какие заслуги?
  (Маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)
Послушайте небольшой рассказ о детстве Георгия Константиновича.
* Выступление учащегося 6 класса.
 
VIII. Итоги. Закрепление материала.  ________ 
- Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей - защитников нашего Отечества, сегодня мы вспомнили?
 
  (Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; флотоводцы П. С. Нахимов и император Пётр I; полководцы Багратион, Раевский; князь Владимир Святославович; русские богатыри; защитники Москвы и Сталинграда.)
- Для закрепления материала разгадаем кроссворд, который я вам подготовила.
 


По горизонтали:
1. Его можно назвать последним истинным русским генералом, с ним мы выиграли Великую Отечественную войну. "…К Спасским воротам по территории Кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок и силён, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку, незаметно налагает на себя крестное знамение… Через минуту будут бить часы на Спасской башне, и белый конь понесёт его по Красной площади навстречу вечности…" Кто он? (Г. К. Жуков)
2. Во время сражений флота адмирала Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море русские солдаты, преодолевая сопротивление французской армии, совершили героический переход через Альпы. Благополучный исход предприятия стал венцом славы полководца. Назовите этого военачальника. (А. В. Суворов)
3. Какую крепость нужно было взять русским войскам во главе с Суворовым для окончательного изгнания турок с северных берегов Чёрного моря? (Измаил)
По вертикали:
1. Военную службу он начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Имел почти все русские награды. Дипломат. Ученик Суворова.
 
(М. И. Кутузов)
2. 22 августа 1812 года армия Кутузова подошла к селу, у которого было решено дать сражение Наполеону. Об этом сражении писал М. Ю. Лермонтов: "Скажи- ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаром, французу отдана. Ведь были схватки боевые, да говорят ещё какие, недаром помнит вся Рос-сия про день…" Как называлось это село? (Бородино)
3. Он навсегда остался в памяти народной. В его честь в 1725 году учреждён орден. Недруги о нём говорили: нет князя, ему равного, это враг опасный, сильный, умный… Кто это? (Александр Невский)
IX. Заключение.  __________
- О всех ли
 защитниках Отечества мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. Но, наверное, для каждого истинного защитника земли русской, как завет звучат такие слова: "О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую…"
И закончить наш классный час мне хотелось бы отрывком из стихотворения Сергея Васильева:
 
Где б ты ни был, честный русский воин,
Помни: о тебе гремит молва.
Будь всегда в крови носить достоин
Гневный жар великого родства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54436. Мотивація навчальної діяльності учнів 58.5 KB
  Мотивація навчальної діяльності учнів Найважливіший сенс учительської праці навчити учнів так щоб вони не розгубилися в бурхливому вирії сучасного життя. Треба зацікавити учнів не лише конкретним предметом а й процесом отримання знань. За словами французького письменника вчитись треба тільки весело; щоб переварити знання треба поглинати їх з апетитом Саме тому однією з моїх методичних тем є проблема Мотивація навчальної діяльності учнів Будь яка діяльність людинив тому числі і навчання підкоряється загальній схемі: 1. Навіщо...
54437. Мотивація - один і з структурних елементів інтерактивного навчання 68.5 KB
  Використовую різноманітні прийоми мотивації: Мотивація навчальної діяльності шляхом бесіди Шляхом створення проблемної ситуації Шляхом використання технології мозкова атака Шляхом опрацювання тексту періодичних видань За технологією незакінчене речення Шляхом виготовлення саморобних наочних посібників Шляхом використання творчих завдань Шляхом використання художньої та науковопопулярної літератури Шляхом створення ситуацій успіху На основі діяльнісного підходу до навчання За допомогою екстраполяції прогнозування...
54438. Die Ukraine − unsere Heimat 49.5 KB
  Die Ukrine − unsere Heimt Мета. Мовна зарядка Welche Tg ist heute Der wievielte ist heute Sind lle Schen in Ordnung Ist die Tfel suber 3. Де ви живете Ви живете в Києві Ми живемо на вулиці Шевченка 12 Konjugiert die folgenden Verben im Präsens sprechen wohnen leben. Die Hupstdt der Ukrine heißt Kyjiw.
54439. Лексикологія. Багатозначність слів, вживання їх у прямому та переносному значеннях, синоніми і антоніми 44.5 KB
  Сухомлинський Мова жива сходинка людського духу Панас Мирний Мова коштовній скарб народу І. Франко Мова життя духовного основа М. Рильский Мова генофонд культури О.Завжди йдуть у парі мова й думка.
54440. Голос рідної природи серцем слухати навчись 84.5 KB
  Полтави Голос рідної природи серцем слухати навчись Мова – найбільший скарб який є у кожного народу. Навчальний процес в початковій школі ми намагаємося організувати так щоб перші кроки до науки маленькі школярі робили на уроках мислення серед природи гортаючи сторінку за сторінкою Книгу рідної землі. Дитина від своєї природи писав Сухомлинський допитливий дослідник відкривач світу. Один із перших кроків наближення дітей до природи розуміння її – це спостереження що проводиться безпосередньо в довкіллі.
54441. ЦІКАВИНКИ РІДНОЇ МОВИ 53 KB
  Закріплювати знання учнів формувати вміння думатислухати. Ви підросли порозумнішали навчилися застосовувати практично наявні знання. Вітаю тих хто не отримав перемогу але показав міцні знання стійкий бійцівський характер.
54442. ЦВІТИ І СМІЙСЯ, РІДНЕ СЛОВО! У СЕРЦІ ЩИРОМУ ЗВУЧИ! 66 KB
  Нам стежку в світ дано топтати Поки в нас рідна мова є Учениця І як гуртом не поодинці Почнемо в світ її нести То й доти будем – українці Поміж народів сміло йти Учень А знехтуємо рідне слово – Земля цього нам не простить То ж сяй над світом рідна мово Тобі в віках судилось жить Учениця Цвіти і смійся рідне слово У серці щирому звучи Моя чарівна рідна мово Лети над світом не мовчи Звучить музика Ведучий. Ведучий. Ведучий. Ведучий.
54443. Соловїна, барвінкова, українська рідна мова 205 KB
  Мета: навчальна поглибити знання учнів про рідну мову її символи традиції впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення культуру поведінки; виховна – виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини України її символів традицій обрядів почуття глибокої поваги до предків своїх рідних і близьких творчу самостійність і відповідальність уміння самоорганізовуватись вміння...
54444. Мово моя рідна, не мовчи! 522.5 KB
  А вчителька мовила що якби ваші словасуржики перетворились і справді на страшні дерева та ще на страшніших звірів я б побачила які ви герої Іванко. Багато віків люди засмічували рідну мову то модним словечком яке нічого спільного з рідною мовою не мало то вживали надмірно російські слова на український лад бо свого ліньки було підшукати а рідним словом нехтували цуралися його. Це не просто деревця це ті слова які ви щоденно говорите. А ви щодня сієте словазернятка і не задумуєтеся на тим що з того виросте.