37063

Классный час, посвященный 200 - летию Бородинской битвы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции

Русский

2013-09-23

26.21 KB

18 чел.

Учитель начальных классов

ГБОУ ЦО №1861 « Загорье»

   Г.Москвы

Насирова Елена Васильевна

Классный час, посвященный 200 - летию Бородинской битвы.

( 3 класс).

Задачи: 1. Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении.

2. Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы: М. И. Кутузовым, П. И. Багратионом,

М. Б. Барклаем де Толли и других.

3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и чувство гордости за свою страну.

 Ход классного часа.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сообщение темы классного часа.

( слайд 1.)

  1.  Беседа по теме классного часа.
  2.  Сообщение о Наполеоне .

(слайд 2.)

Учитель: В 1812 году мирная жизнь России была нарушена вторжением в её пределы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.

Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее» - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.

« Я иду в Москву - говорил он,- и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира».

  1.  Начало войны.

( слайд 3.)

Отечественная война началась 12 июня 1812 года. Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Он был уверен в скорой победе.

( слайд 4.)

Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1.

Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай де Толли.

( слайд 5.)

На западной границе располагались три русские армии. Численность армий составляла около 240 000 человек. 1 армией командовал Барклай де Толли, она располагалась в Литве. Второй - Багратион в Белоруссии, третьей – Тормасов в Украине.

Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.

( слайд 6.)

Тем не менее, все предвещало французам несомненный успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу.

(слайд 7.)

Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать

Ученик: Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки»-

писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

Учитель: Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры. Они тщательно готовились к генеральному сражению.

(слайд 8.)

8 (20) августа главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Его давно знали и любили в войсках. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты.

Полное его имя Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет - прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Он участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. В момент назначения Кутузову было 67 лет.

  1.  Бородинская битва.

(слайд 9.)

Сегодня мы попробуем представить себе картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.

Ученик: - Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.

Учитель: И действительно самое крупное сражение в этой войне произошло 26 августа

( по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино.

На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова.

( слайд 10.)

Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский и другие.

Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.

Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер.

Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.

( слайд 11).

Ученик: Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блистал,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел,

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Учитель: Сражение продолжалось 15 часов. Но русские войска стойко держали оборону.

«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

( слайд 12.)

Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле.

Но всё - таки победа на Бородинском поле имела огромное значение. В ходе этой битвы были разгромлены лучшие силы французов, подготовлен переход инициативы в руки русской армии, пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости.

  1.  Бородинская битва в памяти народа.

Для истории нашей страны это событие и сейчас остаётся очень значимым. Мы стремимся сохранить для потомков имена героев Отечественной войны 1812 года. Это Петр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли, Алексей Петрович Ермолов, Николай Николаевич Раевский, Петр Петрович Коновницын, Дмитрий Петрович Неверовский, Иван Семенович Дорохов и другие. В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.

( слайд 13).

Но победа в этой войне была, конечно же, одержана и благодаря солдатам и народу.

Главный монумент русским воинам - героям Бородинского сражения стоит на Бородинском поле, там, где располагалась батарея Раевского.

В Москве открыт музей Бородинская панорама.

( слайд 14.)

  1.  Итог классного часа.

- С кем воевала Россия в 1812 году.?

- Кто был командующим французской армией?

- Кто был назначен командующим Российской армией?

- Назовите имена полководцев?

- Почему война 1812 года называется Отечественная?

- Когда произошло Бородинское сражение?

-Как закончилось Бородинское сражение?

- Какие чувства вы испытали?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54957. Гуситское движение в Чехии 62.5 KB
  Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.
54958. Причины и социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства 18.02 KB
  Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
54959. Пусть всегда будет солнце 62.5 KB
  Вид урока Комбинированный Тип урока Комплексный урок Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании; Закона О развитии образования в городе Москве; Конвенции о правах ребенка;...
54960. ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ 69 KB
  Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о таком виде декоративно прикладного искусства как вырезание из бумаги. Слайды 18 Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока ответы детей Правильно вырезание из бумаги слайд 9 Но давайте нашему уроку придумаем красивое название...
54961. Материки и океаны 65.5 KB
  План урока Этапы урока Задачи этапов Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы Формы работы Средства обучения Самоопределение в деятельности Настрой учащихся на работу активизация познавательных мотивов учащихся создание психологического комфорта в классе...
54962. Конспект урока на тему баскетбол 41.5 KB
  Прыжки и их разновидности: на двух ногах на правой ноге на левой ноге 1мин 5 мин 3мин 2мин Обратить внимание на внешний вид занимающихся Плечи чуть наклонены вперед Темп движения быстрый руки согнуты ноги не соединять Руки на поясе...
54963. Национальный и религиозный состав населения России 60.1 KB
  Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России. Задачи: образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми; развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал работать с дополнительными источниками; воспитательные: воспитывать гражданственность...
54964. Разработки уроков по информатике 2.39 MB
  Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 2 2 Информация Теория Практика Понятие информации свойства информации единицы измерения объема информации. Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 3 3 Кодирование информации в компьютере Теория Практика Кодирование и декодирование. Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 4 4 Информационная деятельность человека Теория Практика Сбор обработка передача хранение поиск и защита информации. Планконспект урока Презентация к уроку...
54965. Алфавит 64.5 KB
  Буквы значки как бойцы на парад в строгом порядке построены в ряд. Подумайте почему мы прописали именно эти две буквы Первая и последняя буквы алфавита С новой строки пишем соединения букв ал лф фа ав ви ит. С новой строки с маленькой буквы пишем слово алфавит. Беседа Алфавит или азбука это все буквы расположенные в определенном строгом порядке.