37065

Личностно-ориентированный классный час

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Час классного руководителя это форма воспитательной работы при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру Г. Основные компоненты...

Русский

2013-09-23

74.5 KB

123 чел.

Личностно-ориентированный классный час

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей (В.А.Сластенин).

Личностно-ориентированный подход предполагает в качестве ведущего направления в воспитании учащихся формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Принципы реализации личностно-ориентированного подхода:

  1.  Принцип самоактуализации (поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей).
  2.  Принцип индивидуальности (необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе воспитания, но и, создавая воспитательные ситуации, способствовать дальнейшему развитию интересов и способностей детей).
  3.  Принцип субъектности (помочь ребенку обрести уверенность в собственных силах, научиться управлять различными ситуациями, деятельностью, познанием).
  4.  Принцип выбора (стратегия развития ребенка как поиск себя в мире отношений и деятельности предполагает принятие решений, ответственность за свои решения, учит проявлять инициативу и достигать поставленных целей).
  5.  Принцип творчества и успеха (создание ситуаций успеха предполагает учет индивидуальных склонностей, интересов ребенка, также педагогическую поддержку в сложных для него ситуациях; благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, раскрывает индивидуальность, свой внутренний мир).
  6.  Принцип доверия и поддержки (требует построения равноправных отношений между взрослыми и ребенком; понимание, принятие, признание особенностей ребенка создают атмосферу доверия). (Теоретические основы воспитания / Под ред. В.П. Сергеева. М., 2010, с.124).

Классный час - это гибкая по составу и   структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (Е.Н. Степанов, М.А. Александрова).

 Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру (Г.М.Коджаспирова).

Основные компоненты личностно-ориентированного классного часа

Целевой

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка.

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-

деятельностный

Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботиться о создании ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-

аналитический

Комфортность и активность в классном часе.

Методика подготовки и проведения классного часа

Тема: (актуальная, значимая, интересная).

Форма:   (размышление,   мастерская   общения,   игра-путешествие,   практикум   самопознания, литературная гостиная, заседание клуба).

Класс: (возраст учащихся).

Цель: (конечный результат, к которому стремится прийти педагог в процессе общения с детьми):

формирование позитивного отношения к ....;

содействие формированию потребности осмысливать, анализировать свои поступки...;
- содействие формированию потребности самосовершенствования  ...

Задачи: (образовательные, развивающие, воспитывающие):

  1.   Раскрыть сущность понятия ....
  2.  Охарактеризовать особенности .... поведения людей (нравственного качества).
  3.  Выявить собственное отношение детей к ....
  4.  Проанализировать ситуации, в которых ....
  5.  Определить систему последовательных действий, позволяющих школьникам....

Оборудование: наглядные, дидактические и диагностические средства.
Подготовительная работа:

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Создание психологического настроя (музыка, стихи, видеоматериалы, вступительное слово классного руководителя).

II. Создание   проблемной   ситуации,   объявление   темы   классного   часа   (обозначение противоречия,   собственных   (противоречивых)   позиций   школьников;   жизненные   примеры, подтверждающие неоднозначность (противоречивость) взглядов, поступков, проявлений; указание классного руководителя на важность и значимость обсуждаемой проблемы и т.д.).

III. Основное содержание (авторитетные рассуждения, утверждения, умозаключения по теме; мнения  школьников   по   проблеме;  дискуссия   и  эвристическая  беседа;   анализ  и  решение проблемных ситуаций; литературно-музыкальные композиции; видеоматериалы и т.д.).

IV. Аналитическая беседа (осмысление полученной информации, переоценка ценностей (при необходимости), коррекция собственных взглядов и т.д.).

  1.  Подведение итогов, выводы по проблеме.

Литература:

1.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. _ М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М.Коджаспирова. – М.:КНОРУС, 2010. – 744с.

3.Классные часы. 9 класс / авт.-сост. Н.Г.Колодезнева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 152с.  

4.Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160с.

5.Теоретические основы воспитания / Под ред В.П.Сергеевой. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.

6.Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006. – 112с.

Классный час:

Тема: Вверх по лестнице жизни.

Форма: ценностно-смысловой диалог, нравственная беседа,

дискуссия по заданной теме, работа в группах.

Класс: 7 (13 лет)

Цель:   просвещение   учащихся   с   целью   выработки   собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

Задачи:

Образовательная: дать учащимся первоначальное представление о
понятии    «нравственные    ценности»,    через    организацию    работы
учащихся с толковым словарём В. И. Даля и объяснение терминов:
цена, ценность, настоящие ценности, мнимые ценности.

Развивающая: развитие у учащихся умения осмысливать и определять
для себя мнимые и истинные ценности, через изучение, осмысление и
анализ нравственного опыта поколений.

Воспитывающие:

  1.  воспитание нравственных личностных качеств у учащихся таких, как
    доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки,
    анализировать их и делать выводы, через критическое осмысление и анализ
    собственных     нравственных     поступков,     поступков     сверстников     и
    одноклассников, через составление книги нравственных ценностей;
  2.  воспитание способности отстаивать свою точку зрения и соглашаться с
    чужой, если она является убедительной, через участие в дискуссии;
  3.  духовно-нравственное обогащение, обретение учащимися нового смысла,
    который позволит каждому ученику преодолеть противоречия с собой и
    миром   и   стать   более   совершенным   (целостным),   через   организацию
    ценностно-смыслового самоопределения и рефлексию.

Оборудование: толковый словарь В. И. Даля; на доске - цитата из книги В. Г. Коротова «Массаж мысли» {Ценности - общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена); альбомные листы, цветные фломастеры, ватман.

Ход классного часа

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Создание психологического настроя

Вступительное слово учителя

II.

III.

IV.

V.

У каждого человека: и взрослого, и ребёнка -есть удивительная  возможность — мечтать. Пока  человек  живёт,   он   всегда  о   чём—то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в вид лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право -выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька - это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний».

Создание проблемной ситуации

 Слово учителя:

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?

Основное содержание

Словарная работа с понятиями: цена, ценности, настоящие ценности, мнимые ценности.

Аналитическая беседа, обсуждение жизненной ситуации

Учащимся предлагается подумать над следующей историей.

В одной из стран жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди, что в течении многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Вопросы учащимся:

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?

- Каковы были ее жизненные ценности?

Дискуссия. Мнимые и истинные ценности. Мой выбор.

Совместное определение мнимых и истинных человеческих ценностей.

Классный руководитель предлагает учащимся выполнить следующее задание:

За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными для вас. Может быть,

какие-то из них можно сравнить с поступками старушки, а о каких-то вам и вспомнить не хочется.

Работа над составлением книги нравственных ценностей.

В эту книгу могут войти написанные ребятами сказки, истории, легенды, рассказы взрослых.

Рефлексия.

Учащимся   предлагается  продолжить  такие

фразы:

А) Преуспевающий человек - это человек,

который...

Б) Неудачник - это человек, который...

В)   Человек  в  жизни   состоялся,   если   он

имеет...

Г) Человек в жизни не состоялся, если он не

имеет...

Подведение итогов. Выводы по проблеме.

-Обобщающая беседа:

- Что я теперь знаю о ценностях?

-Какие ценности теперь будут для меня ориентиром в жизни?

-Какую роль в жизни человека имеют его ценностные ориентации?

Ребята выстраивают
свою лестницу мечты.
Если у учащихся есть
желание, они могут
поделиться со своими
одноклассниками, что
означает каждая

ступень лестницы, чем она для них важна.

Учащиеся моделируют различные    ситуации,

которые могут

осложнить подъем по лестнице мечты.

Учащиеся работают с толковым словарём В. И. Даля в группах и определяют   истинное

значение слов и

выражений. Каждая группа получает одно слово или выражение и защищает свое мнение.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ребята отвечают по желанию.

Ребята размышляют, спорят, приводят свои доводы и опровергают доводы других, слушая своих одноклассников, учатся адекватно реагировать на мнение сверстников, а также не бояться высказывать свое мнение. Записывают истинные человеческие ценности на листах ватмана.

Критерии оценки качества самостоятельной практической работы

Вид работы

Критерии качества

Объем

Баллы

1.

Конспект личностно-

ориентированного

Классного часа

- Конспект классного часа оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2,5 см, правое – 1см. Шрифт: Times New Roman – 14. Межстрочный интервал – одинарный – 2 балла.

- Конспект личностно-ориентированного классного часа содержит следующую структуру: тема классного часа; форма проведения, возраст учащихся;  цель и задачи, оборудование – 3 балла.

- Ход личностно-ориентированного классного часа оформляется письменно в соответствии с его структурой в таблице – 5 баллов.

1

10




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79827. Стратегия инновационного развития 75 KB
  Таким образом инновационная стратегия это план на весь процесс от исследований через производство и сбыт до использования инновационного продукта. Кроме того ИП представляет собой сложный неопределенный по своему исходу насыщенный неожиданностями на промежуточных участках трудно прогнозируемый процесс инновационная стратегия должна учитывать необходимость подготовки альтернативных планов. Следовательно стратегия означает программу постоянно учитывающую перспективную цель выбор путей и средств ведущих к ее достижению.
79828. ИСТОЧНИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ 60.5 KB
  Для реализации инновационного проекта как и любого другого замысла требуются в наличии три основных фактора: люди готовые воплотить замысел в жизнь материальная база средства труда финансовые ресурсы. Поэтому ключевой вопрос реализации инновационного проекта вопрос о финансировании. В рамках такой системы в качестве источников финансирования инновационного проекта можно выделить: собственные средства основателей проекта; государственное бюджетные финансирование; кредитные ресурсы. а Собственные средства авторов проекта...
79829. МИРОВОЙ ОПЫТ И СХЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ 45.5 KB
  Однако общепризнанно что кредитным ресурсам принадлежит ведущая роль в мировой практике финансирования инновационной сферы. в Кредитный союз Кредитный союз объединение нескольких нуждающихся в финансировании фирм создающих общий фонд финансирования и пользующихся им в качестве залога или резерва совместно по очереди. чиновников и часто используется для финансирования в небольших масштабах.
79830. МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84.5 KB
  Обычно создание венчурной фирмы предполагает наличие трех условий: идеи нововведения предпринимателя готового на основе этой идеи образовать новую фирму и капитала. Поэтому в инновационной деятельности здесь принимают участие не только инновационные фирмы но и компании рискового капитала. В отличие от промышленного и банковского капитала рисковый капитал отличается рядом особенностей. Вкладчики капитала заранее соглашаются на возможность потери средств при неудаче финансовой фирмы в обмен на высокую норму прибыли в случае ее успеха.
79831. Анализ эффективности инвестиционных проектов 224.5 KB
  В условиях рыночных отношений в основе определения эффективности инвестиционного проекта должны лежать другие критерии и методы. С позиций финансового анализа реализация инвестиционного проекта может быть представлена как два взаимосвязанных процесса: процесс инвестиций в создание производственного объекта или накопление капитала и процесс получения доходов от вложенных средств. В случае производственных инвестиций интенсивность результирующего потока платежей формируется как разность между интенсивностью расходами в единицу времени...
79833. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 86 KB
  В ней речь шла о новых комбинациях изменений в развитии выходящих за рамки процесса обновления производства в замкнутом кругу обновления выше уровня простого воспроизводства. Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка. Использование новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.
79835. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ГРУППИРОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ 64 KB
  ИН структуры предприятия Целевые качественные или количественные изменения в выборе и использовании материалов сырья информации оборудования информации работников и других ресурсов Целевые изменения в производственных обслуживающих и вспомогательных процессах как по качеству так и по количеству а так же по организации и способу ее обеспечения. То есть изменения отдельных элементов и их взаимных связей в структуре предприятия как системе Целевые качественны или количественные изменения в результатах производственно хозяйственной...