37065

Личностно-ориентированный классный час

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Час классного руководителя это форма воспитательной работы при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру Г. Основные компоненты...

Русский

2013-09-23

74.5 KB

142 чел.

Личностно-ориентированный классный час

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей (В.А.Сластенин).

Личностно-ориентированный подход предполагает в качестве ведущего направления в воспитании учащихся формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Принципы реализации личностно-ориентированного подхода:

  1.  Принцип самоактуализации (поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей).
  2.  Принцип индивидуальности (необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе воспитания, но и, создавая воспитательные ситуации, способствовать дальнейшему развитию интересов и способностей детей).
  3.  Принцип субъектности (помочь ребенку обрести уверенность в собственных силах, научиться управлять различными ситуациями, деятельностью, познанием).
  4.  Принцип выбора (стратегия развития ребенка как поиск себя в мире отношений и деятельности предполагает принятие решений, ответственность за свои решения, учит проявлять инициативу и достигать поставленных целей).
  5.  Принцип творчества и успеха (создание ситуаций успеха предполагает учет индивидуальных склонностей, интересов ребенка, также педагогическую поддержку в сложных для него ситуациях; благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, раскрывает индивидуальность, свой внутренний мир).
  6.  Принцип доверия и поддержки (требует построения равноправных отношений между взрослыми и ребенком; понимание, принятие, признание особенностей ребенка создают атмосферу доверия). (Теоретические основы воспитания / Под ред. В.П. Сергеева. М., 2010, с.124).

Классный час - это гибкая по составу и   структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (Е.Н. Степанов, М.А. Александрова).

 Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру (Г.М.Коджаспирова).

Основные компоненты личностно-ориентированного классного часа

Целевой

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка.

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-

деятельностный

Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботиться о создании ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-

аналитический

Комфортность и активность в классном часе.

Методика подготовки и проведения классного часа

Тема: (актуальная, значимая, интересная).

Форма:   (размышление,   мастерская   общения,   игра-путешествие,   практикум   самопознания, литературная гостиная, заседание клуба).

Класс: (возраст учащихся).

Цель: (конечный результат, к которому стремится прийти педагог в процессе общения с детьми):

формирование позитивного отношения к ....;

содействие формированию потребности осмысливать, анализировать свои поступки...;
- содействие формированию потребности самосовершенствования  ...

Задачи: (образовательные, развивающие, воспитывающие):

  1.   Раскрыть сущность понятия ....
  2.  Охарактеризовать особенности .... поведения людей (нравственного качества).
  3.  Выявить собственное отношение детей к ....
  4.  Проанализировать ситуации, в которых ....
  5.  Определить систему последовательных действий, позволяющих школьникам....

Оборудование: наглядные, дидактические и диагностические средства.
Подготовительная работа:

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Создание психологического настроя (музыка, стихи, видеоматериалы, вступительное слово классного руководителя).

II. Создание   проблемной   ситуации,   объявление   темы   классного   часа   (обозначение противоречия,   собственных   (противоречивых)   позиций   школьников;   жизненные   примеры, подтверждающие неоднозначность (противоречивость) взглядов, поступков, проявлений; указание классного руководителя на важность и значимость обсуждаемой проблемы и т.д.).

III. Основное содержание (авторитетные рассуждения, утверждения, умозаключения по теме; мнения  школьников   по   проблеме;  дискуссия   и  эвристическая  беседа;   анализ  и  решение проблемных ситуаций; литературно-музыкальные композиции; видеоматериалы и т.д.).

IV. Аналитическая беседа (осмысление полученной информации, переоценка ценностей (при необходимости), коррекция собственных взглядов и т.д.).

  1.  Подведение итогов, выводы по проблеме.

Литература:

1.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. _ М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М.Коджаспирова. – М.:КНОРУС, 2010. – 744с.

3.Классные часы. 9 класс / авт.-сост. Н.Г.Колодезнева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 152с.  

4.Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160с.

5.Теоретические основы воспитания / Под ред В.П.Сергеевой. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.

6.Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006. – 112с.

Классный час:

Тема: Вверх по лестнице жизни.

Форма: ценностно-смысловой диалог, нравственная беседа,

дискуссия по заданной теме, работа в группах.

Класс: 7 (13 лет)

Цель:   просвещение   учащихся   с   целью   выработки   собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

Задачи:

Образовательная: дать учащимся первоначальное представление о
понятии    «нравственные    ценности»,    через    организацию    работы
учащихся с толковым словарём В. И. Даля и объяснение терминов:
цена, ценность, настоящие ценности, мнимые ценности.

Развивающая: развитие у учащихся умения осмысливать и определять
для себя мнимые и истинные ценности, через изучение, осмысление и
анализ нравственного опыта поколений.

Воспитывающие:

  1.  воспитание нравственных личностных качеств у учащихся таких, как
    доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки,
    анализировать их и делать выводы, через критическое осмысление и анализ
    собственных     нравственных     поступков,     поступков     сверстников     и
    одноклассников, через составление книги нравственных ценностей;
  2.  воспитание способности отстаивать свою точку зрения и соглашаться с
    чужой, если она является убедительной, через участие в дискуссии;
  3.  духовно-нравственное обогащение, обретение учащимися нового смысла,
    который позволит каждому ученику преодолеть противоречия с собой и
    миром   и   стать   более   совершенным   (целостным),   через   организацию
    ценностно-смыслового самоопределения и рефлексию.

Оборудование: толковый словарь В. И. Даля; на доске - цитата из книги В. Г. Коротова «Массаж мысли» {Ценности - общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена); альбомные листы, цветные фломастеры, ватман.

Ход классного часа

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Создание психологического настроя

Вступительное слово учителя

II.

III.

IV.

V.

У каждого человека: и взрослого, и ребёнка -есть удивительная  возможность — мечтать. Пока  человек  живёт,   он   всегда  о   чём—то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в вид лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право -выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька - это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний».

Создание проблемной ситуации

 Слово учителя:

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?

Основное содержание

Словарная работа с понятиями: цена, ценности, настоящие ценности, мнимые ценности.

Аналитическая беседа, обсуждение жизненной ситуации

Учащимся предлагается подумать над следующей историей.

В одной из стран жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди, что в течении многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Вопросы учащимся:

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?

- Каковы были ее жизненные ценности?

Дискуссия. Мнимые и истинные ценности. Мой выбор.

Совместное определение мнимых и истинных человеческих ценностей.

Классный руководитель предлагает учащимся выполнить следующее задание:

За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными для вас. Может быть,

какие-то из них можно сравнить с поступками старушки, а о каких-то вам и вспомнить не хочется.

Работа над составлением книги нравственных ценностей.

В эту книгу могут войти написанные ребятами сказки, истории, легенды, рассказы взрослых.

Рефлексия.

Учащимся   предлагается  продолжить  такие

фразы:

А) Преуспевающий человек - это человек,

который...

Б) Неудачник - это человек, который...

В)   Человек  в  жизни   состоялся,   если   он

имеет...

Г) Человек в жизни не состоялся, если он не

имеет...

Подведение итогов. Выводы по проблеме.

-Обобщающая беседа:

- Что я теперь знаю о ценностях?

-Какие ценности теперь будут для меня ориентиром в жизни?

-Какую роль в жизни человека имеют его ценностные ориентации?

Ребята выстраивают
свою лестницу мечты.
Если у учащихся есть
желание, они могут
поделиться со своими
одноклассниками, что
означает каждая

ступень лестницы, чем она для них важна.

Учащиеся моделируют различные    ситуации,

которые могут

осложнить подъем по лестнице мечты.

Учащиеся работают с толковым словарём В. И. Даля в группах и определяют   истинное

значение слов и

выражений. Каждая группа получает одно слово или выражение и защищает свое мнение.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ребята отвечают по желанию.

Ребята размышляют, спорят, приводят свои доводы и опровергают доводы других, слушая своих одноклассников, учатся адекватно реагировать на мнение сверстников, а также не бояться высказывать свое мнение. Записывают истинные человеческие ценности на листах ватмана.

Критерии оценки качества самостоятельной практической работы

Вид работы

Критерии качества

Объем

Баллы

1.

Конспект личностно-

ориентированного

Классного часа

- Конспект классного часа оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2,5 см, правое – 1см. Шрифт: Times New Roman – 14. Межстрочный интервал – одинарный – 2 балла.

- Конспект личностно-ориентированного классного часа содержит следующую структуру: тема классного часа; форма проведения, возраст учащихся;  цель и задачи, оборудование – 3 балла.

- Ход личностно-ориентированного классного часа оформляется письменно в соответствии с его структурой в таблице – 5 баллов.

1

10




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44126. Создание электронного библиотечного каталога 1.79 MB
  На практике это означает выполнение автоматизированной обработки новых поступлений в библиотеку; освобождение сотрудников от ряда рутинных работ по подготовке картотек изданий списков заказов писем отчетной документации; создание базы данных о поступлениях; осуществление операций по созданию и копированию тематических архивов литературы. Благодаря автоматизации с минимальными временными затратами можно выполнять следующие функции: предметный поиск информации по запросам читателей; обслуживание баз данных информационных и периодических...
44127. Проект управління якістю продукції в ВАТ “Поліграфкнига” 961 KB
  В ринковій економіці велике значення приділяється проблемам якості. За методами забезпечення конкуренція поділяється на цінову (конкуренція за рахунок зниження ціни) та нецінову, при якій за ту ж саму ціну виробник пропонує товар з більш високими якісними параметрами та комплексом послуг. Тільки якість може привернути увагу споживача
44128. Адольф Гитлер: политико-психологический портрет 353.5 KB
  Личность Адольфа Гитлера поэтому представляет и будет представлять собой особой интерес. Так как за всю историю XX века, пожалуй, не найти личность, о которой было бы сложено столько различных предрассудков и стереотипов.
44129. Построение и проверка локальной логической модели данных 524.5 KB
  Например объект работник безусловно является сущностью потому что любой работник существует независимо от того знаем мы его имя адрес и номер телефона или нет. Сведения об атрибутах Тип сущности Атрибут Описание Тип данных длина Ограничения Допустность NULL Производный Отдел Отдел_№ Уникальный идентификатор отдела компании Целое Первичный ключ нет нет Отдел_Имя Наименование отдела Символьный до 50 символов нет нет Тел_№ Номер телефона отдела Символьный фиксированный 13 символов Альтернативный ключ нет нет Факс_№ Номер факса...
44130. Государственное регулирование бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях 419 KB
  Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»
44131. Системний аналіз предметної області – процесу зборки регулятора напруги 143 KB
  Огляд методів моделювання й опису процесів. Методи імітаційного моделювання. Постановка задачі моделювання виробничого процесу зборки регулятора напруги. Розробка математичної моделі виробничого процесу зборки регулятора напруги.
44132. Правовое регулирование дарения в российском гражданском праве 481 KB
  Новое время изменившиеся экономико-правовое и социально-политическое направления развития государства требуют новых исследований связанных с развитием института дарения. Повышает актуальность исследования и распространенная практика совершения мнимых и притворных сделок под видом дарения с целью уклонения от уплаты налогов нарушения преимущественного права покупки участника общей долевой собственности и пр. Объектом исследования моей дипломной работы являются общественные действия и процессы связанные с договором дарения.
44133. Изучение важности и порядка проведения допроса свидетеля и потерпевшего 110.5 KB
  Допрос свидетеля потерпевшего это следственное действие в результате которого формируется доказательство именуемое показания свидетеля. И хотя они обязательно должны фиксироваться в протоколе следственного действия протокол допроса доказательство также как и показания свидетеля. 12 УПК оговариваются порядок вызова свидетеля потерпевшего на допрос место проведения допроса порядок проведения допроса а так же порядок ведения протокола допроса.
44134. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 155.45 KB
  Бухгалтерский баланс как источник информации финансового состояния предприятия Анализ финансовых результатов организаций эффективность использования активов и источников их формирования...