37076

ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: Я большой Я сильный. Таким образом начинают осознаваться и оцениваться практические умения поступки моральные качества. Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности; обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества особенности поступков и действий их мотивы и цели. ЕСТЬ – это те умения навыки качества которыми вы располагаете уже сегодня.

Русский

2013-09-23

47.15 KB

44 чел.

ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов) 

Классный час посвящен самооценке младших школьников.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: «Я большой», «Я сильный». Затем он становится школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить свое отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха и боязнь оказаться хуже других.

Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Школьника волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было. Таким образом, начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании. 

 

Цель: знакомство младших школьников с понятием «самооценка».

Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности;

обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества, особенности поступков и действий, их мотивы и цели.

 

Ход занятия

 

Учитель. В жизни каждому человеку необходимо сделать самый главный выбор – выбор профессии. Чтобы не ошибиться в этом выборе, нужно знать, как правильно выбрать профессию. Самое главное – это хорошо знать себя.

– А вы себя знаете?

– Поднимите руки, кто знает себя на «10»!

– Что нужно знать о себе?

 

Задание 1. «Знаете ли вы себя»?

Сейчас мы выполним задание, основанное на самооценке, т.е. способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние люди считали, что человек – мера всех вещей.

 

Оцените себя по 5-балльной системе

Я знаю свои физические данные (здоровье, сила, выносливость)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер (черты характера: общительность, трудолюбие, скромность, аккуратность, бережливость)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущение равновесия)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (что я умею делать хорошо)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

  

Задание 2. «Азы правильного выбора»

Перед вами по три листочка бумаги трех цветов. На первом листочке напишите слово ХОЧУ и перечислите свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения и т.д.).

На втором листочке – МОГУ – напишите, что вы можете (например, могу хорошо рисовать, петь, решать примеры, писать стихи, бегаю быстрее всех и т.д.).

На третьем листочке – НАДО – перечислите, что в настоящее время нужно другим людям (например, нужны новые магазины, салоны красоты, гостиницы, новые здания, механизмы, роботы и т.д.).

Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: например, способности к изучению языков, математики, музыки, физкультуры, рисования, способности к быстрому знакомству с незнакомыми людьми, сопереживанию (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна быть полезна людям (НАДО). Эти слагаемые можно представить в виде окружностей:

 – Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? (Пояснить детям: каждый кружок не может существовать отдельно, например, хочу быть дизайнером, но не могу рисовать. Должны быть совпадения из каждого кружка: например, хочу быть модельером, умею создавать новые модели одежды, эта профессия будет нужна людям всегда).

– Совпадают ли сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?

Эту схему можно дополнить элементом ЕСТЬ. «ЕСТЬ» – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал. Чтобы задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной, и в зависимости от этого она может делать человека активным или подавлять активность. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности.

Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. От всех своих начинаний и дел он не ждет успеха. Завышенная самооценка способствует переоцениванию своих возможностей, результатов учебы, личностных качеств. Человек выбирает задачи, которые ему не по силам. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.

 

Задание 3. «Насколько у вас сформированы навыки?»

Полезные навыки

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Довожу дело до конца

 

 

 

 

Я требователен к себе

 

 

 

 

Умею преодолевать трудности

 

 

 

 

Умею распределять время

 

 

 

 

Учитываю мнение других

 

 

 

 

Я человек слова

 

 

 

 

  

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

 

Задание 4. Что такое хорошо и что такое плохо?

Работа с текстом.

Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего. И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. – Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод! – Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, – он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами. В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!». Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!». И старые лебеди склонили перед ним голову. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

 

Вопросы учащимся после чтения текста:

Помните ли вы эту сказку? Назовите имя автора.

Озаглавьте текст (например, «Среди своих»).

Почему для утенка была так важна оценка других?

Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?

Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

 

Задание 5.

Я зачитываю список качеств, которые вы должны распределить по двум колонкам: в одну колонку записать качества, которые вы считаете хорошими, в другую – плохими.

Аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим. Попробуйте найти их и назвать. (Торопливость, медлительность, замкнутость, общительность). В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

Какие качества труднее было признать «своими» – положительные или отрицательные?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43190. Взаимосвязь между состоянием здоровья населения и загрязнением атмосферного воздуха в г.Абакане 376.5 KB
  К раздражителям вызывающим эти болезни относятся SO2 и SO3 азотистые пары HCl HNO3 H2SO4 H2S фосфор и его соединения. В структуре заболеваемости детей по Республике Хакасия наибольшую часть составили болезни органов дыхания 429 второе место занимают болезни органов пищеварения 77 третье болезни кожи и подкожной клетчатки 68. Инфекционные и паразитарные болезни травмы составили 73 и 63 соответственно. В структуре заболеваемости подростков на 1 месте с удельным весом 2315 3 ранг находятся...
43191. Проектирование состава тяжелого цементного бетона на плотных заполнителях 1.7 MB
  Корректировка состава бетонной смеси по удобоукладываемости. Расчет расхода материалов на заданный объем бетоносмесителя. Проектирование состава имеет цель установить такой расход материалов на 1 бетонной смеси при котором наиболее экономично обеспечивается получение удобоукладываемой бетонной смеси и заданной прочности бетона а в ряде случаев необходимой морозостойкости водонепроницаемости и специальных свойств бетона. Состав бетонной смеси выражают в виде соотношения по массе реже по объему между количествами...
43192. Розробка структури і технології управління об’єктом на прикладі ТОВ „Альтаір” 1.2 MB
  Товариство з обмеженою відповідальністю «Альтаір» було створене, не маючи в своєму розпорядженні зовсім ніякої бази, крім початкового капіталу, що склав 897 тисяч гривень. Така ситуація має свої як переваги, так і недоліки. Їх дуже гарно можна виявити, порівнявши нашу фірму з багатьма сучасними підприємствами автомобільного транспорту, які були створені зовсім недавно на базі старих нерентабельних державних АТП.
43193. Проблемы внешней торговли России 538 KB
  Особенности внешней торговли России. Проблемы внешней торговли России. Внешнеторговая политика современной России. Направления развития внешней торговли России. Список использованной литературы Введение Активный рост внешней торговли нашей страны начался в 70е годы когда и разрядка международной напряженности и оживление всей мировой торговли способствовали вовлечению отечественной экономики в расширяющийся международный товарообмен.
43194. Совершенствование социальной политики в России 549.5 KB
  Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реального уровня прожиточного минимума адресности социальной поддержки достижения оптимального соотношения уровней жизни активной занятой части населения и нетрудоспособных граждан. Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малообеспеченных в социальном плане слоев населения. Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и...
43195. СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1.54 MB
  Для судовой энергетической установки характерна сложная структура. В ее состав в основном входит оборудование энергетических систем и трубопроводов. Между которыми существуют сложные физические, параметрические и технико-экономические связи. Для процессов, протекающих в энергетическом оборудовании, характерны значительные изменения параметров – температуры, давления, скорости, сил и моментов, напряжений и деформаций, турбулентности, шума и вибрации, теплопередачи и др.
43196. Проект ПТБ автопредприятия среднего бизнеса в г.Михайловске 365 KB
  Указанные расчеты выполняются с использованием следующих исходных данных (задание из разделов коммерческой эксплуатации):- тип подвижного состава –ВАЗ-2114 среднесписочное количество автомобилей – 200 шт.; реднесуточный пробег автомобилей – 312 км; время в наряде – 24,0 ч; количество дней работы АТП в году – 365; категория условий эксплуатации – III; природно-климатическая зона эксплуатации – умеренно холодный средний пробег автомобиля в долях пробега с начала эксплуатации до капитального ремонта – 0,8; способ хранения: на закрытой площадке.
43197. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса 723 KB
  Метод Гаусса— классический метод решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Это метод последовательного исключения переменных, когда с помощью элементарных преобразований система уравнений приводится к равносильной системе ступенчатого (или треугольного) вида, из которого последовательно, начиная с последних (по номеру) переменных, находятся все остальные переменные.
43198. Рентабельность производства продукции, пути ее роста 322.5 KB
  Прибыль характеризует конечные экономические показатели не только в сфере производства сельскохозяйственной продукции, но и в сфере обращения, реализации. Она является как бы фокусом, в котором находят отражение все слагаемые эффективности производства. С ростом прибыли неразрывно связан рост рентабельности производства. В свою очередь когда идёт речь о том, что то или иное хозяйство рентабельно, это означает, что в этом хозяйстве не только возмещают затраты, связанные с производством и реализацией продукции, но и получают определённую прибыль, позволяющую вести хозяйство на расширенной основе.