37076

ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: Я большой Я сильный. Таким образом начинают осознаваться и оцениваться практические умения поступки моральные качества. Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности; обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества особенности поступков и действий их мотивы и цели. ЕСТЬ – это те умения навыки качества которыми вы располагаете уже сегодня.

Русский

2013-09-23

47.15 KB

45 чел.

ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов) 

Классный час посвящен самооценке младших школьников.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: «Я большой», «Я сильный». Затем он становится школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить свое отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха и боязнь оказаться хуже других.

Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Школьника волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было. Таким образом, начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании. 

 

Цель: знакомство младших школьников с понятием «самооценка».

Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности;

обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества, особенности поступков и действий, их мотивы и цели.

 

Ход занятия

 

Учитель. В жизни каждому человеку необходимо сделать самый главный выбор – выбор профессии. Чтобы не ошибиться в этом выборе, нужно знать, как правильно выбрать профессию. Самое главное – это хорошо знать себя.

– А вы себя знаете?

– Поднимите руки, кто знает себя на «10»!

– Что нужно знать о себе?

 

Задание 1. «Знаете ли вы себя»?

Сейчас мы выполним задание, основанное на самооценке, т.е. способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние люди считали, что человек – мера всех вещей.

 

Оцените себя по 5-балльной системе

Я знаю свои физические данные (здоровье, сила, выносливость)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер (черты характера: общительность, трудолюбие, скромность, аккуратность, бережливость)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущение равновесия)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (что я умею делать хорошо)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

  

Задание 2. «Азы правильного выбора»

Перед вами по три листочка бумаги трех цветов. На первом листочке напишите слово ХОЧУ и перечислите свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения и т.д.).

На втором листочке – МОГУ – напишите, что вы можете (например, могу хорошо рисовать, петь, решать примеры, писать стихи, бегаю быстрее всех и т.д.).

На третьем листочке – НАДО – перечислите, что в настоящее время нужно другим людям (например, нужны новые магазины, салоны красоты, гостиницы, новые здания, механизмы, роботы и т.д.).

Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: например, способности к изучению языков, математики, музыки, физкультуры, рисования, способности к быстрому знакомству с незнакомыми людьми, сопереживанию (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна быть полезна людям (НАДО). Эти слагаемые можно представить в виде окружностей:

 – Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? (Пояснить детям: каждый кружок не может существовать отдельно, например, хочу быть дизайнером, но не могу рисовать. Должны быть совпадения из каждого кружка: например, хочу быть модельером, умею создавать новые модели одежды, эта профессия будет нужна людям всегда).

– Совпадают ли сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?

Эту схему можно дополнить элементом ЕСТЬ. «ЕСТЬ» – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал. Чтобы задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной, и в зависимости от этого она может делать человека активным или подавлять активность. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности.

Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. От всех своих начинаний и дел он не ждет успеха. Завышенная самооценка способствует переоцениванию своих возможностей, результатов учебы, личностных качеств. Человек выбирает задачи, которые ему не по силам. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.

 

Задание 3. «Насколько у вас сформированы навыки?»

Полезные навыки

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Довожу дело до конца

 

 

 

 

Я требователен к себе

 

 

 

 

Умею преодолевать трудности

 

 

 

 

Умею распределять время

 

 

 

 

Учитываю мнение других

 

 

 

 

Я человек слова

 

 

 

 

  

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

 

Задание 4. Что такое хорошо и что такое плохо?

Работа с текстом.

Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего. И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. – Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод! – Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, – он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами. В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!». Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!». И старые лебеди склонили перед ним голову. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

 

Вопросы учащимся после чтения текста:

Помните ли вы эту сказку? Назовите имя автора.

Озаглавьте текст (например, «Среди своих»).

Почему для утенка была так важна оценка других?

Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?

Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

 

Задание 5.

Я зачитываю список качеств, которые вы должны распределить по двум колонкам: в одну колонку записать качества, которые вы считаете хорошими, в другую – плохими.

Аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим. Попробуйте найти их и назвать. (Торопливость, медлительность, замкнутость, общительность). В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

Какие качества труднее было признать «своими» – положительные или отрицательные?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12091. Глобальные сети, Удаленный доступ 8.42 MB
  Глобальные сети. Удаленный доступ. Технология модемов Модем modem это устройство которое позволяет компьютерам обмениваться данными по телефонной линии. Когда компьютеры расположены далеко друг от друга и их нельзя соединить стандартным сетевым...
12092. Пример создания проекта 1.34 MB
  Лабораторная работа 5.1. Пример создания проекта Цель проекта: разработать компьютерную программу состоящую из двух модулей. Процесс создания такой программы содержит разработку алгоритма и программирование каждого модуля их совместную отладку и оформление програм...
12093. Движение тела, брошенного с некоторой высоты под углом к горизонту 319 KB
  Лабораторная работа 112 Движение тела брошенного с некоторой высоты под углом к горизонту. Краткая теория 1. Основные понятия кинематики материальной точки. Кинематика это раздел механики описывающий движение тел без выяснения причин обусловивших это дв...
12094. Определение коэффициента восстановления скорости при соударении шаров 186 KB
  Лабораторная работа №116. Определение коэффициента восстановления скорости при соударении шаров. Краткая теория Ударом называется относительно кратковременное взаимодействие двух или более тел время взаимодействия значительно меньше времени движения те...
12095. Определение скорости полета пули методом баллистического маятника 62 KB
  Лабораторная работа №118. Определение скорости полета пули методом баллистического маятника. Краткая теория Баллистическим маятником называется массивное тело подвешенное на двух длинных параллельных нитях. При попадании пули в такой маятник нити обеспечиваю...
12096. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ МОСТОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА 32.5 KB
  Лабораторная работа № 4.24к Измерение сопротивления мостом постоянного тока Цель работы: ознакомиться с методом моста постоянного тока измерить сопротивление резисторов этим методом. Работа выполняется на ЭВМ. Краткие теоретические сведения Одним из распрос
12097. Магнитное поле на оси короткого соленоида 49 KB
  Лабораторная работа № 5.28к Магнитное поле на оси короткого соленоида Цель работы: ознакомиться с баллистическим методом измерения магнитной индукции магнитного поля соленоида. Работа выполняется на ЭВМ. Краткие теоретические сведения Баллистический мето
12098. Снятие основной кривой намагничения 63 KB
  Лабораторная работа 530k Снятие основной кривой намагничения Цель работы: познакомиться с баллистическим методом измерения индукции магнитного поля; снять основную кривую намагничения ферромагнитного материала. Работа выполняется на ЭВМ. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ...
12099. Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках 940 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнит