37076

ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: Я большой Я сильный. Таким образом начинают осознаваться и оцениваться практические умения поступки моральные качества. Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности; обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества особенности поступков и действий их мотивы и цели. ЕСТЬ это те умения навыки качества которыми вы располагаете уже сегодня.

Русский

2013-09-23

47.15 KB

45 чел.

ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов) 

Классный час посвящен самооценке младших школьников.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: «Я большой», «Я сильный». Затем он становится школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить свое отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха и боязнь оказаться хуже других.

Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Школьника волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было. Таким образом, начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании. 

 

Цель: знакомство младших школьников с понятием «самооценка».

Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности;

обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества, особенности поступков и действий, их мотивы и цели.

 

Ход занятия

 

Учитель. В жизни каждому человеку необходимо сделать самый главный выбор – выбор профессии. Чтобы не ошибиться в этом выборе, нужно знать, как правильно выбрать профессию. Самое главное – это хорошо знать себя.

– А вы себя знаете?

– Поднимите руки, кто знает себя на «10»!

– Что нужно знать о себе?

 

Задание 1. «Знаете ли вы себя»?

Сейчас мы выполним задание, основанное на самооценке, т.е. способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние люди считали, что человек – мера всех вещей.

 

Оцените себя по 5-балльной системе

Я знаю свои физические данные (здоровье, сила, выносливость)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер (черты характера: общительность, трудолюбие, скромность, аккуратность, бережливость)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущение равновесия)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (что я умею делать хорошо)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

  

Задание 2. «Азы правильного выбора»

Перед вами по три листочка бумаги трех цветов. На первом листочке напишите слово ХОЧУ и перечислите свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения и т.д.).

На втором листочке – МОГУ – напишите, что вы можете (например, могу хорошо рисовать, петь, решать примеры, писать стихи, бегаю быстрее всех и т.д.).

На третьем листочке – НАДО – перечислите, что в настоящее время нужно другим людям (например, нужны новые магазины, салоны красоты, гостиницы, новые здания, механизмы, роботы и т.д.).

Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: например, способности к изучению языков, математики, музыки, физкультуры, рисования, способности к быстрому знакомству с незнакомыми людьми, сопереживанию (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна быть полезна людям (НАДО). Эти слагаемые можно представить в виде окружностей:

 – Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? (Пояснить детям: каждый кружок не может существовать отдельно, например, хочу быть дизайнером, но не могу рисовать. Должны быть совпадения из каждого кружка: например, хочу быть модельером, умею создавать новые модели одежды, эта профессия будет нужна людям всегда).

– Совпадают ли сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?

Эту схему можно дополнить элементом ЕСТЬ. «ЕСТЬ» – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал. Чтобы задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной, и в зависимости от этого она может делать человека активным или подавлять активность. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности.

Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. От всех своих начинаний и дел он не ждет успеха. Завышенная самооценка способствует переоцениванию своих возможностей, результатов учебы, личностных качеств. Человек выбирает задачи, которые ему не по силам. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.

 

Задание 3. «Насколько у вас сформированы навыки?»

Полезные навыки

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Довожу дело до конца

 

 

 

 

Я требователен к себе

 

 

 

 

Умею преодолевать трудности

 

 

 

 

Умею распределять время

 

 

 

 

Учитываю мнение других

 

 

 

 

Я человек слова

 

 

 

 

  

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

 

Задание 4. Что такое хорошо и что такое плохо?

Работа с текстом.

Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего. И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. – Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод! – Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, – он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами. В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!». Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!». И старые лебеди склонили перед ним голову. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

 

Вопросы учащимся после чтения текста:

Помните ли вы эту сказку? Назовите имя автора.

Озаглавьте текст (например, «Среди своих»).

Почему для утенка была так важна оценка других?

Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?

Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

 

Задание 5.

Я зачитываю список качеств, которые вы должны распределить по двум колонкам: в одну колонку записать качества, которые вы считаете хорошими, в другую – плохими.

Аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим. Попробуйте найти их и назвать. (Торопливость, медлительность, замкнутость, общительность). В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

Какие качества труднее было признать «своими» – положительные или отрицательные?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1535. Анализ производства мощностью 80 тонн перерабатываемого молока в смену, выпускающего сыр Эснонский 58.25 KB
  Определение объема производства и реализации продукции в натуральном выражении. Определение полной себестоимости продукции молочного производства. Определение и реализация продукции в стоимостном выражении.
1536. Сущность вооружено-политического конфликта 80.33 KB
  Причины и основные этапы югославского конфликта. Комплекс мероприятий по его урегулированию. Развал СРФЮ. Перерастание конфликта на Балканах в вооруженное столкновение. Возможности и проблемы урегулирования конфликтов. Понятие конфликта как особенного общественного явления. Миротворческая операция в Боснии и Герцеговине
1537. Программа для обработки справочного массива записей о банковской карточке лицевого счета 199.82 KB
  В данной работе используется сортировка обменом, суть ее состоит в том, что пары стоящих рядом элементов просматриваются в направлении снизу вверх и сравниваются. Если верхний элемент оказывается меньше нижнего по рисунку, то они меняются местами. Продолжая этот процесс циклически, в конце концов приходим к отсортированному файлу.
1538. Комплексное исследование механизма применения лизинговой политики в ОАО 47.77 KB
  Теоретические основы по проблеме использования лизинга персонала на предприятии. Оценка состояния персонала на предприятии ОАО Газпромнефть. Эффективность применения лизинга персонала в ОАО Газпромнефть. Преимущества и недостатки лизинга персонала
1539. Розробка теплової схеми установки 115 KB
  Допоміжна котельна та опріснювальна установки. Вибір кількості та типів генераторів та приводів. Розробка теплової схеми установки. Вибір і обґрунтування параметрів робочого тіла. Розрахунок теплової схеми на режимі повного ходу.
1540. Философские знания. Общее и отличное философского и религиозного мировоззрения 138 KB
  Общее и отличное философского и религиозного мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Феномен ремифологизации. Функции философии. Онтология. Проблема бытия в истории философской мысли. Категория времени в философии. Свойства времени. Психоанализ о бессознательном. Фрейд о структуре человеческой психики.
1541. Анализ работы мастера в технологическом цеху 181.74 KB
  Права и обязанности мастера, технолога цеха, контрольного мастера. Описание конструкции сварного узла и его назначение, техническая характеристика, основной материал, его характеристика. Методы технического контроля дефекты и причины их возникновения. Применяемые сборочно-сварочные приспособления, описание конструкции и принципа работы. Сварочные материалы их характеристика и режимы сварки.
1542. Общая психология и ее классификация 182.5 KB
  Понятие о восприятии. Виды восприятия. Индивидуальные особенности памяти людей. Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов и фантазий. Мыслительные операции. Формирование и развитие личности. Речь как общественно-исторический феномен. Темперамент: определение, концепции, типы.
1543. Затраты на обслуживание и ремонта плат форм-фактора ATX 209 KB
  Характеристика организации и анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия. Расчет основных показателей деятельности предприятия. Краткое описание технологии обслуживания и ремонта материнской платы. Расчет материальных затрат и заработной платы.