37078

Учение о социальном факте и структурный функционализм Э. Дюркгейма

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций...

Русский

2014-03-31

16.3 KB

26 чел.

Учение о социальном факте и структурный функционализм Э. Дюркгейма.

В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.

Например, по Дюркгейму, важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений зависимости. С ростом разделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет положительный для целого характер.

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом.

Э. Дюркгейм видел в ценностях важнейший конституционный фактор общественной организации, которую он рассматривал с позиции структурного функционализма. Общество есть автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам. Факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Структуру общества Дюркгейм рассматривал как совокупность социальных фактов, которые взаимодействуют и порождают друг друга. Причина социальных фактов кроется не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность в социальном процессе - взаимодействие названных элементов социальной среды, рождающее то или иное социальное явление.

Э. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскивание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином "социологический детерминизм".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55850. Самоосвіта – одна із акмеологічних умов професійного росту вчителя 51.5 KB
  Самоосвіта вчителя є необхідною умовою професійної діяльності педагога. Не секрет що багато батьків приводячи дитину до школи просяться в клас до конкретного вчителя предметника або класного керівника.
55851. Методичний супровід формування та розвитку компетентності педагога шляхом самоосвіти 657 KB
  Одним з найбільш ефективних засобів підвищення професійної компетентності педагога вбачаємо у самоосвітній діяльності. Самоосвіта педагога - свідома діяльність з удосконалення своєї особистості як фахівця...
55852. Классный час на тему: Самооценка 45.5 KB
  Обсуждение с учащимися основных понятий Как Вы думаете что такое самооценка Учащиеся дают свои ответы Какие виды самооценки вы знаете Самооценка - оценка человеком собственных качеств достоинств и недостатков.
55853. Відомості із синтаксису і пунктуації 237.5 KB
  3 З досвіду роботи 4 Фотофрагменти уроків 14 Серія уроків з української мови в 5му класі за темою: Відомості із синтаксису і пунктуації. 70 Анотація Матеріали розкривають методи і прийоми роботи над науково методичною проблемою:Самореалізація особистості учня у процесі вивчення української мови. За ці роки працювала вихователем групи продовженого дня учителем початкових класів а з 1997 року учителем української мови та літератури. Тому працюючи учителем української мови я обрала для...
55854. Дистанційне навчання як інструмент для розвитку та самовдосконалення особистості сучасного вчителя 175.5 KB
  Якісно новими характеристиками таких освітніх інформаційно-комунікаційних мережевих систем є: орієнтація на потреби професійної діяльності педагога серед яких пріоритетною є потреба у безперервному самовдосконаленні та самореалізації...
55857. Технологія організації учнівського самоврядування в школі 688 KB
  За цих умов організація учнівського самоврядування в школі є надзвичайно актуальною. Найвідчутніші результати у формуванні соціально-компетентної особистості школяра дає активна участь в роботі учнівського самоврядування.
55858. Класне самоврядування як одна із форм виховної роботи 107 KB
  Формування ініціативної здатної приймати нестандартні рішення особистості неможливе без широкого залучення учнів до управління класними справами через діяльність в органах учнівського самоврядування.