37078

Учение о социальном факте и структурный функционализм Э. Дюркгейма

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций...

Русский

2014-03-31

16.3 KB

26 чел.

Учение о социальном факте и структурный функционализм Э. Дюркгейма.

В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.

Например, по Дюркгейму, важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений зависимости. С ростом разделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет положительный для целого характер.

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом.

Э. Дюркгейм видел в ценностях важнейший конституционный фактор общественной организации, которую он рассматривал с позиции структурного функционализма. Общество есть автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам. Факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Структуру общества Дюркгейм рассматривал как совокупность социальных фактов, которые взаимодействуют и порождают друг друга. Причина социальных фактов кроется не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность в социальном процессе - взаимодействие названных элементов социальной среды, рождающее то или иное социальное явление.

Э. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскивание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином "социологический детерминизм".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40926. Силовая подготовка 67.5 KB
  Виды силовых качеств и режим работы мышц. Сила может проявляться при статическом изометрическом и динамическом изотоническом режимах работы мышц. При изометрическом удерживающем режиме длина мышцы не изменяется от греч. Например в режиме изометрического сокращения работают мышцы человека который подтянулся на перекладине и удерживает свое тело в этом положении удержание штанги и т.
40927. Ґендерна соціалізація та становлення ґендерної ідентичності 154.5 KB
  Еволюційна теорія статі В. Нова психологія статі. В тричотири роки діти вже усвідомлено розрізняють стать навколишніх людей але часто асоціюють її з випадковими зовнішніми ознаками наприклад з одягом зачіскою і допускають принципову оборотність можливість зміни статі Хлопчик чотирьох років каже: Коли я виросту то стану жінкою. Кон вважає еволюційну теорію статі що її розроблено російським біологом В.
40928. Економічний розвиток і проблеми його дослідження в економічній теорії 137 KB
  Економічний розвиток і проблеми його дослідження в економічній теорії Економічний розвиток як основа розвитку суспільства Статичний і динамічний підхід до аналізу розвитку економічних систем і предмет ПЕ ІІ Сучасні підходи до вивчення інституціональних перетворень та економічного зростання. Інституціональні основи і складові економічного розвитку. Акцент на динамічності предмету вивчення на змінності економічних відносин залежно від суспільного розвитку. На щастя все наведене не повною мірою охоплює проблеми політекономії що свідчить про...
40929. Система физической защиты (СФЗ) ядерных материалов и ядерно-опасных объектов 214.5 KB
  Система физической защиты СФЗядерных материалов и ядерноопасных объектов Аннотация Понятие физической защиты. Определение системы физической защиты СФЗ важного объекта. Задачи СФЗ. Роль и взаимодействие компонентов СФЗ.
40931. Характеристика діяльності й особистості тренера-вчителя фізичної культури. 99.5 KB
  Характеристика діяльності й особистості тренера вчителя фізичної культури. Основні функції та здібності тренера вчителя фізичної культури. Вимоги до сучасного спортивного тренера. Психологічні аспекти діяльності тренера вчителя.
40932. Роль та місце навчання на заняттях фізичною культурою та спортом 110.5 KB
  Необхідно як правило попередньо навчитися цих рухів. Виключення можуть скласти лише природні види рухів фізичних вправ наприклад звичайна ходьба біг. У важкокординованих видах спорту прогрес спортивних результатів відбувається головним чином шляхом послідовного оволодіння технікою спортивних вправ удосконалювання структури рухів знаходження більше доцільних варіантів виконання їхніх окремих підсистем. Техніка спортивних вправ являє собою складну систему рухів що складає з окремих підсистем.
40933. Олимпийские игры современного цикла 116.5 KB
  Характеристика Игр Олимпиад второго периода 1920-1948 гг. Характеристика Игр Олимпиад третьего периода 1952-1988 гг. Характеристика Игр Олимпиад четвёртого периода 1992-2000 гг.
40934. Методика навчання гімнастичних вправ 100.5 KB
  Методика навчання гімнастичних вправ План Завдання навчальнопедагогічного процесу з теорії та методики викладання гімнастики. Принципи навчання гімнастичних вправ. Етапи навчання гімнастичних вправ. Методи прийоми й умови навчання гімнастичних вправ.