37092

Национальный вопрос в России в начале XX века. Политические партии о путях его решения

Доклад

История и СИД

Исторический путь России в XX в. очевидной стала необходимость преодоления отставания России от передовых индустриально развитых государств во всех сферах жизни общества. Незавершенность индустриальных преобразований сделала аграрный вопрос в России ключевым начавшегося XX в.

Русский

2013-09-23

32.5 KB

68 чел.

Национальный вопрос в России в начале XX века. Политические партии о путях его решения.

Исторический путь России в XX в., в ходе которого решались глобальные задачи цивилизационного рывка, во многом определили события истории страны в начале столетия. Две революции и попытка между ними эволюционного реформаторства образуют единый исторический цикл. Ход этого цикла был обусловлен рядом общих причин.

Уже на рубеже XIX—XX вв. очевидной  стала необходимость преодоления отставания России от передовых индустриально развитых государств во всех сферах жизни общества. Сохранение отживших отношений в деревне (крупное землевладение, малоземелье крестьян, выкупные платежи, функционирование общины, сословное неравноправие) сдерживало процесс модернизации аграрного сектора. Незавершенность индустриальных преобразований сделала аграрный вопрос в России ключевым начавшегося XX в.

Развитие страны сдерживало наличие многих пережитков в политической жизни. Сохранение абсолютной монархии, отсутствие представительных органов власти, политических свобод, легальных партий и профсоюзов в совокупности с имперской национальной политикой усугубляли острые противоречия, образовавшиеся в российском обществе. Необходимы были проведение индустриализации, коренная реформа аграрного сектора, культурная революция и демократизация всех сторон общественной жизни.

Однако царизм не помышлял о реформах, полагая, что только самодержавная  власть является гарантом могущества России. Таким образом, потребность общества в устранении препятствий для товарно-рыночного развития натолкнулась на невозможность его обеспечения в условиях самодержавия. Все это в совокупности с такими революционизирующими факторами, как последствия мирового экономического кризиса привели страну к первой российской революции 1905—1907 гг.

Не разрешенные в ходе революции 1905 — 1907 гг. противоречия, к 1917 г. еще более обострившиеся и усугубленные тяготами длительной войны, привели ко второй российской революции.

Политические партии в ходе I русской революции. Политические партии сформировали три лагеря:

1) Революционный лагерь, в который входили социал-демократы, социалреволюционеры (эсеры), анархисты и различные революционные организации и группы. Они проявили себя решительными противниками самодержавия, выступали за установление республики, ликвидацию частной собственности на землю. Средства борьбы: вооруженное выступление, политический террор, забастовки, демонстрации, митинги, устная и печатная агитация.

2) Либеральный лагерь: политические партии этого лагеря  оформились в ходе революции. Кадеты (конституционные демократы), октябристы (Союз 17 октября), прогрессисты и другие рассчитывали убедить царя пойти на уступки. Выступали за конституционную, парламентскую монархию. Большое значение придавали политическим правам и свободам. Средства борьбы: печать, трибуна Государственной Думы, переговоры с царским правительством.

3) Правительственный  лагерь: в него входили 20 монархических  партий и организаций, среди которых наиболее известны «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела». Все они сторонники незыблемости самодержавия. Средство борьбы: силовые акции с использованием армии, полиции, жандармерии. При монархических организациях создавались вооруженные отряды из различных слоев общества, которые стали называться «черными сотнями», практиковавшие европейские погромы, разгоны демонстраций, митингов, собраний, убийства активистов революционно-демократических организаций.

Все политические партии стремились выражать интересы широких слоев населения, но обычно опирались на определенные социальные группы.

Лидерами партий являлись: монархистов - В. М. Пуришкевич; октябристов - А. И. Гучков; кадетов - П. Н. Милюков; эсеров — В. М. Чернов; меньшевиков - Г. В. Плеханов; большевиков - В. И. Ленин.

Либеральное и революционное  течения сближало:

- требования политического реформирования России, отказа от самодержавия,  введения  законодательного  парламента и ответственного перед ним правительства;

требование введения политических свобод (свободы слова, собраний, демонстраций и т. д.), создание политических партий и объединений, свободы совести, вероисповедания, национального равноправия, свобода предпринимательства и др.;

- требование аграрных реформ, для крестьян - выхода из общины, распоряжения землей, наделения крестьян дополнительно землей (за счет государства и дворянства);

- разработка и введение различных социальных законов (рабочих, пенсионных и др.).

Оба течения в начале XX в. различались:

- по конечным целям движения: либералы выступали за свободную демократическую Россию (парламентскую монархию или республику), революционеры -за социалистическую республику;

- по методам достижения главных целей: либералы стояли за мирный путь, переговоры с властью, всеобщие выборы; революционеры - за на сильственное свержение самодержавия путем восстания и установления революционной диктатуры;

- по социальному составу:  либералы - в основном из дворянской  и буржуазной интеллигенции, из  средних и высших слоев общества, понимавших неизбежность перемен в стране; революционеры - из разночинцев, рабочих, крестьян, из демократических слоев интеллигенции

2 ноября была принята Декларация прав народов России, ставшая программой — знаменем национально-освободительных движений в окраинных районах страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60636. Урок світової літератури на тему : «Подорожі Скруджа Різдвяної ночі» 3.5 MB
  Мета: навчати вмінню аналізувати зміст художнього твору; розвивати логічне мислення, зв’язне мовлення, удосконалювати навички виразного читання, виховувати людяність, доброту, милосердя, уміння співчувати.
60640. Організація роботи клубів у школі: міф чи реальність? 352 KB
  До структурних одиниць обєднання входять клуби різні за напрямками діяльності: 11 дитячих та 2 для дорослих. Дитина займаючись визначеним видом діяльності не тільки одержує первинні знання про свої нахили але і перевіряє...
60644. Розрахунок заробітоку працівників при окладній формі оплати праці 3.01 MB
  Скласти алгоритм та розв’язати задачу “Розрахунок заробітку працівників при окладній формі оплати праці”, використовуючи засоби MS Excel. Визначити заробіток кожного працівника.