37092

Национальный вопрос в России в начале XX века. Политические партии о путях его решения

Доклад

История и СИД

Исторический путь России в XX в. очевидной стала необходимость преодоления отставания России от передовых индустриально развитых государств во всех сферах жизни общества. Незавершенность индустриальных преобразований сделала аграрный вопрос в России ключевым начавшегося XX в.

Русский

2013-09-23

32.5 KB

73 чел.

Национальный вопрос в России в начале XX века. Политические партии о путях его решения.

Исторический путь России в XX в., в ходе которого решались глобальные задачи цивилизационного рывка, во многом определили события истории страны в начале столетия. Две революции и попытка между ними эволюционного реформаторства образуют единый исторический цикл. Ход этого цикла был обусловлен рядом общих причин.

Уже на рубеже XIX—XX вв. очевидной  стала необходимость преодоления отставания России от передовых индустриально развитых государств во всех сферах жизни общества. Сохранение отживших отношений в деревне (крупное землевладение, малоземелье крестьян, выкупные платежи, функционирование общины, сословное неравноправие) сдерживало процесс модернизации аграрного сектора. Незавершенность индустриальных преобразований сделала аграрный вопрос в России ключевым начавшегося XX в.

Развитие страны сдерживало наличие многих пережитков в политической жизни. Сохранение абсолютной монархии, отсутствие представительных органов власти, политических свобод, легальных партий и профсоюзов в совокупности с имперской национальной политикой усугубляли острые противоречия, образовавшиеся в российском обществе. Необходимы были проведение индустриализации, коренная реформа аграрного сектора, культурная революция и демократизация всех сторон общественной жизни.

Однако царизм не помышлял о реформах, полагая, что только самодержавная  власть является гарантом могущества России. Таким образом, потребность общества в устранении препятствий для товарно-рыночного развития натолкнулась на невозможность его обеспечения в условиях самодержавия. Все это в совокупности с такими революционизирующими факторами, как последствия мирового экономического кризиса привели страну к первой российской революции 1905—1907 гг.

Не разрешенные в ходе революции 1905 — 1907 гг. противоречия, к 1917 г. еще более обострившиеся и усугубленные тяготами длительной войны, привели ко второй российской революции.

Политические партии в ходе I русской революции. Политические партии сформировали три лагеря:

1) Революционный лагерь, в который входили социал-демократы, социалреволюционеры (эсеры), анархисты и различные революционные организации и группы. Они проявили себя решительными противниками самодержавия, выступали за установление республики, ликвидацию частной собственности на землю. Средства борьбы: вооруженное выступление, политический террор, забастовки, демонстрации, митинги, устная и печатная агитация.

2) Либеральный лагерь: политические партии этого лагеря  оформились в ходе революции. Кадеты (конституционные демократы), октябристы (Союз 17 октября), прогрессисты и другие рассчитывали убедить царя пойти на уступки. Выступали за конституционную, парламентскую монархию. Большое значение придавали политическим правам и свободам. Средства борьбы: печать, трибуна Государственной Думы, переговоры с царским правительством.

3) Правительственный  лагерь: в него входили 20 монархических  партий и организаций, среди которых наиболее известны «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела». Все они сторонники незыблемости самодержавия. Средство борьбы: силовые акции с использованием армии, полиции, жандармерии. При монархических организациях создавались вооруженные отряды из различных слоев общества, которые стали называться «черными сотнями», практиковавшие европейские погромы, разгоны демонстраций, митингов, собраний, убийства активистов революционно-демократических организаций.

Все политические партии стремились выражать интересы широких слоев населения, но обычно опирались на определенные социальные группы.

Лидерами партий являлись: монархистов - В. М. Пуришкевич; октябристов - А. И. Гучков; кадетов - П. Н. Милюков; эсеров — В. М. Чернов; меньшевиков - Г. В. Плеханов; большевиков - В. И. Ленин.

Либеральное и революционное  течения сближало:

- требования политического реформирования России, отказа от самодержавия,  введения  законодательного  парламента и ответственного перед ним правительства;

требование введения политических свобод (свободы слова, собраний, демонстраций и т. д.), создание политических партий и объединений, свободы совести, вероисповедания, национального равноправия, свобода предпринимательства и др.;

- требование аграрных реформ, для крестьян - выхода из общины, распоряжения землей, наделения крестьян дополнительно землей (за счет государства и дворянства);

- разработка и введение различных социальных законов (рабочих, пенсионных и др.).

Оба течения в начале XX в. различались:

- по конечным целям движения: либералы выступали за свободную демократическую Россию (парламентскую монархию или республику), революционеры -за социалистическую республику;

- по методам достижения главных целей: либералы стояли за мирный путь, переговоры с властью, всеобщие выборы; революционеры - за на сильственное свержение самодержавия путем восстания и установления революционной диктатуры;

- по социальному составу:  либералы - в основном из дворянской  и буржуазной интеллигенции, из  средних и высших слоев общества, понимавших неизбежность перемен в стране; революционеры - из разночинцев, рабочих, крестьян, из демократических слоев интеллигенции

2 ноября была принята Декларация прав народов России, ставшая программой — знаменем национально-освободительных движений в окраинных районах страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59501. Конкурсна програма: романтича пара 60.5 KB
  Кохання... Яке звичайне, а разом з тим незвичне слово. Воно зрозуміле кожному, воно полонить душу, наповнює її змістом, не залишає байдужим, нікого. І якою б мовою це слово не звучало, воно звернене до кожного. Кого охопило це дивне почуття, чи хто шукає шлях до нього.
59502. Свято української писемності і мови 51.5 KB
  Дав слово дотримай його. Дав слово держись не дав кріпись. Слово не горобець вилетить не впіймаєш. Шабля ранить голову а слово душу.
59503. Козацькі забави в літніх таборах 48.5 KB
  Ведуча: Ось подивіться це наші козаки. Ведуча: А зараз довгожданий момент козацька старшина виносить своє рішення. Ведуча: Ось тобі і козаки Цікаво а що потрібно робити щоб такими стати Ведучий: Потрібно мати велику силу а щоб її мати треба багато їсти.
59504. Така любов буває раз в ніколи... - конкурсна програма до Дня святого Валентина 50.5 KB
  Про кохання не говорять, про нього вже все сказано... Тож сьогодні будемо мовчки вдихати аромат закоханості, насолоджуватися захоплюючим видовищем, представленим на сцені, цікавими і веселими конкурсами, романтичною музикою.
59505. Виховний захід: Свято зустрічі весни 50.5 KB
  Мета. Дати поняття про свято Сорока Святих, актуалізувати знання учнів про обрядові пісні, хороводи. Актуалізувати знання про птахів, користь, яку вони приносять.
59506. Ой весела в нас пора, білосніжная зима (розвага для середньої групи дошкільного закладу) 34.5 KB
  Мета: за допомогою вправ та розвивальних ігор закріпити в дошкільнят навички виконання циклічних вправ: біг по колу один за одним, ходьби на носках і по обмеженій площі, стрибків з місця з просуванням уперед...
59507. Сценарій :“Сію, сію, посіваю...” (народні звичаї та обряди) 48.5 KB
  Урожай дорідний в полі і Христос роздається Рік новий йде новим кроком Всі вітаєм з Новим Роком Здоровя міцного щастя багато чистої води з криниці в полі ярої пшениці Хліба солі на столі і погоди на душі Сію вію посіваю. На щастя на здоровя На Новий рік на нове літо...
59508. Сценарій. Останній дзвоник, святкова лінійка 60.5 KB
  Дорогі випускники! Вмийтеся ще раз у нашу шкільну родину, вслухайтеся востаннє в переспів дзвінка і збережіть у своїй пам’яті ці неповторні хвилини прощання зі школою.
59509. Сценарій: Екологічний “КВК” у дошкільному закладі 35.5 KB
  Хід заняття: Діти заходять в зал оформлений у вигляді лісу Вихователь: Доброго дня тобі Лісовичко а ми до тебе в гості прийшли. Лісовичок: В гості А хто вас кликав Я ще від минулих гостей не оговтався: насмітили все понищили звіряток моїх образили ні Закрита сюди дорога...