37093

Причины Первой мировой войны

Доклад

История и СИД

в России была объявлена всеобщая мобилизация но не дожидаясь ответа в ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене мобилизации. Германия объявила войну России. 23 августа Франция и Англия заявили о своей поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции 6 августа войну России объявила АвстроВенгрия.

Русский

2013-09-23

44.5 KB

0 чел.

Причины Первой мировой войны

 

Первая мировая война выросла из противоречий двух групп держав, соперничавших в борьбе за экономический раздел мира. Хотя предпосылки и лежали в экономической сфере, расхождения между странами вылились в политическое противостояние. Возникший конфликт можно было уладить и мирным путем, но Австро-Венгрия полагала, что настал удобный момент, чтобы расправиться с национально-освободительным движением, базировавшимся в Сербии. Германия, искавшая наиболее выгодные экономические зоны, поделенные между другими державами, считала, что она лучше готова к войне, чем ее соперницы Франция, Англия и их союзница Россия.

 

Ход войны

 Поводом к мировой войне стало убийство в г. Сараево (Сербия) австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, совершенное 15 (28) июня 1914 г . сербским студентом Г. Принципом. 10 (23) июля 1914 г . Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, а 14 (27) июля 1914 г . ей объявила войну. 17 (30) июля 1914 г . в России была объявлена всеобщая мобилизация, но не дожидаясь ответа, в ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене мобилизации. 1 августа 1914 г . Германия объявила войну России. 2-3 августа Франция и Англия заявили о своей поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции, 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. Осенью 1914 г . к Тройственному союзу присоединилась Турция. А в 1917 г . на стороне Антанты выступили США.

Военные действия в Европе проходили в основном на двух фронтах: Западном (Франция) и Восточном (Россия). На Восточном (Русском) фронте было деление на Северо-Западный фронт (Пруссия, Прибалтика и Польша) и Юго-Западный (Галиция, Карпаты).

Русской армии пришлось начать наступление, не дожидаясь завершения мобилизации, для спасения армий союзников. Военные действия сначала разворачивались на Северо-Западном фронте, где русским войскам было нанесено поражение в Восточной Пруссии (4 августа - 2 сентября 1914 г .). На Юго-Западном фронте - 5-21 августа удалось разгромить соединения австро-венгерской армии и в начале сентября 1914 г . занять Галицию. В сентябре-ноябре на территории Польши проходили два крупных сражения -Варшавско-Ивангородское и Лодзинское. Однако из-за недостатка вооружения и больших потерь было решено приостановить наступление.

Успешные военные действия русских войск в Германии в начале 1915г. вынудили немецкое командование провести перегруппировку сил и перебросить на Восточный (Русский) фронт основные силы. В результате немецкой наступательной операции Россия потеряла территории Польши, Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии. С начала войны потери русских войск составили 3,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными. Союзники не оказали России практически никакой помощи. В 1916 г . германское командование поставило перед своими войсками на Восточном фронте оборонительные задачи, перебросив войска на Запад. Война на Восточном (Русском) фронте в 1916 г . приняла позиционный характер. Наступательная операция войск Тройственного союза началась в феврале 1916 г . на Западном фронте и получила название «Верденская операция». Австро-Венгрия нанесла поражение итальянской армии в районе Трентино.

 

Брусиловский прорыв

 

Настойчивые призывы союзников о помощи вынудили русское командование отступить от первоначальных планов, изменив направление главного удара и ускорив сроки наступления. Главным стал Юго-Западный фронт, действовавший против Австро-Венгрии. 22 мая 1916 г . началось наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А. Брусилова. В результате удачного наступления на позиции австро-венгерских войск по всему фронту была прорвана оборона. Русским войска удалось продвинуться на глубину 60- 150 км . Потери противника составили около 1,5 млн. человек. Брусгиювский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Для спасения союзников и срочного укрепления австрийского фронта Германии пришлось перебросить от Вердена новые войска. Это облегчило положение англо-французских союзников и спасло от разгрома Италию. Постоянные перемещения войск с Восточного (Русского) фронта на Западный вымотали немецкую армию. Наступил перелом в ходе Первой мировой войны в пользу стран Антанты. С конца 1916 г . германское командование вынуждено было перейти к обороне.

 

Выход России из войны

 Внутриполитический кризис, вылившийся в Февральскую революцию, привел к выходу России из войны. В июне-июле 1917 г . Временное правительство попыталось осуществить наступление русской армии в Румынии и на Украине. Германское командование, воспользовавшись затишьем на Западном фронте, перебросило на Восточный (Русский) фронт новые войска. 6 июля 1917 г . после применения химического оружия противник разбил русские войска. Аналогичный провал ждал наступавших на Румынском фронте. Провал наступления русской армии в июне-июле 1917 г . ослабил позиции России, которая больше не проводила широкомасштабных военных действий. Большевистское правительство, которое Антанта отказалась признать, было вынуждено заключить с ГерманиейБрестский мирный договор (3 марта 1918 г .). В Лондоне в марте 1918 г . главы правительств Великобритании, Франции и Италии, обсудив обстановку в России, приняли решение «помочь» ей и направить союзную интервенцию для восстановления прежних порядков.

Отношение классов и партий к войне

26 июля 1914 г. в связи с обострением международной обстановки состоялась экстренная сессия IV Государственной думы.

Лидер кадетов П.Н. Милюков огласил опубликованное накануне заседания думы воззвание ЦК партии, в котором говорилось о необходимости отложить на время внутренние споры и исполнить священный долг российских граждан: «сохранить нашу страну единой и нераздельной и удержать за ней то положение в ряду мировых держав, которое оспаривается у нее врагом». От имени крестьянской трудовой группы с призывом отстоять русскую землю и культуру от германского порабощения выступил А.Ф.Керенский. В заключении он подчеркнул, что после победы рабочие и крестьяне должны будут освободить Россию от внутренней реакции. К войне до победного конца призвали глава правительства И.Л. Горемыкин, министр иностранных дел С.Д.Сазонов, председатель думы октябрист М.В. Родзянко и др.

Таким образом, было продемонстрировано единство народа с императором и властью перед внешней опасностью вражеского нашествия.

Однако в тот же день обе фракции РСДРП выступили в думе с совместной декларацией, в которой характеризовали войну как неизбежный результат захватнической политики всех капиталистических держав. Социал-демократы заявляли, что рабочий класс России вместе с пролетариатом всех стран выступает против этого преступления правящих классов.

Уход социал-демократов из зала заседания думы в момент голосования военных кредитов еще больше подчеркнул антиправительственный характер их позиции по отношению к войне. Вместе с тем война вызвала активизацию националистов ,делавших ставку на помощь со стороны Германии, Австрии и Турции.

По мере продолжения войны, увеличения человеческих жертв, ухудшения внутреннего положения страны российское общество все более и более поляризовалось. «Первый марксист» России Г.В. Плеханов привел ряд экономических, философских и историко-дипломатических аргументов в пользу патриотического долга русского пролетариата по защите своего отечества. Считая Германию зачинщиком и главным виновником мировой войны, он призывал рабочих России «всеми силами, всем сердцем и всем помышлением» поддержать вооруженную борьбу царизма и его союзников с прусским юнкерством. Плеханов считал, что победа Германии принесет Европе экономический и политический регресс, вызовет усиление милитаризма и шовинизма, замедлит развитие революционного движения. Военное поражение царизма, по мнению Плеханова, будет означать «конец России», «новое татаро-монгольское иго», превращение страны в германскую колонию.

Основным лозунгом левого центра социал-демократов (А.В. Луначарский, Л. Мартов, Л.Д. Троцкий, М.Н. Покровский, Г.В. Чичерин и др.) был призыв к демократическому миру, в котором меньшевики-интернационалисты видели пролог европейской революции. Объявляя себя сторонниками «неуспеха» царизма, но отвергая большевистский лозунг гражданской войны и тактику революционного пораженчества, левоцентристы противопоставляли им двусмысленный лозунг «ни побед, ни поражений».

Таким образом, война разделила социалистов в России на три основных течения: социал-шовинистов, центристов и пролетарских революционеров-интернационалистов.

Охваченные стихийно растущим возмущением войной, народные массы оказались особенно восприимчивы к революционной пропаганде и агитации.

В обстановке экономической разрухи, политической нестабильности, роста забастовочного движения в первую годовщину войны 19 июля 1915 г. настойчивее звучали пожелания более тесного сотрудничества правительства с буржуазией. 12 августа буржуазно-помещичьи фракции Государственной думы (кадеты, октябристы, прогрессисты, фракция центра, «прогрессивные националисты» всего 3/4 депутатов) и часть членов Государственного совета образовали «Прогрессивный блок». «Прогрессивный блок» представлял компромисс между полуфеодальными и буржуазными элементами в борьбе за парламентскую монархию западноевропейского типа, «в целях защиты родины от революции и анархии», как утверждал Гучков. Основными пунктами программы блока были создание министерства общественного доверия, частичная политическая амнистия, восстановление профсоюзов и рабочей печати, смягчение национального гнета в отношении Польши и Финляндии, уравнение крестьян в правах с другими сословиями, введение волостного земства и другие реформы в сочетании с планом мобилизации промышленности для победы в войне. Таким образом, «Прогрессивный блок» становился политической оппозицией неограниченному самодержавию, усугубляя кризис «верхов».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29658. Эмпирическая и априорная психологии 29 KB
  Ситуация множественности методологических подходов и соответственно средств методологического анализа которые одновременно являются и истинными если это понятие вообще применимо к методологическому знанию адекватными и ложными неадекватными в зависимости от множества привходящих условий провоцирует самые разные установки исследователей и практиков относительно роли методологического знания и целесообразности его использования в конкретном исследовании а также разные методологические эмоции. Сторонники методологического...
29659. Парадигмы, аномалии, кризисы, научные революции 71.5 KB
  Это было время господства ассоцианизма взаимопроникновения идей физиологической психологии и психологии сознания но также и время после выхода основополагающих трудов Г. Эббингауза 1850 – 1909 когда появилась надежда на разработку объективного метода исследования в области психологии. То есть для него в первую очередь неприемлема именно эта характеристика естественнонаучного познания – путь выдвижения гипотез а не собственно экспериментальный метод как это иногда сегодня представляют сторонники описательной психологии функционирующей...
29660. Психология теоретическая и эмпирическая 243.5 KB
  Особая дисциплина описывающая и изучающая конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии выводящей явления из природы и сущности души. опытная школа в психологии соединила установку на эмпирическое наблюдение конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений постигаемых только посредством самонаблюдения. Теоретическая психология Теоретическая психология наука предметом которой является саморефлексия психологии выявляющая и исследующая...
29661. Психология естественно-научная и гуманитарная 62.5 KB
  В первую очередь это отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания т. Построение научного знания только на основе индуктивной логики – неприемлемый для психологического наблюдения критерий построения теории против которого выступают сторонники гуманитарной парадигмы добавим что именно против этого выступал и К. Как мы показали ранее этот метод действительно с одной стороны предполагал построение психологического знания по классическому образцу науки Нового времени с его...
29662. Априорное знание, метафизика и объективность 49.5 KB
  Когда психолог обнаруживает статистически значимую связь между креативностью и рефлективностью как параметром когнитивного стиля {Дорфман Ковалева 2000а это не значит что чем выше креативность тем выше рефлективность у каждого человека в отдельности. некие общие представления об устройстве мира и человека. В свою очередь это предполагает что методы естественных наук которые изучают мироздание используются также при изучении психики и поведения человека. Культурно–историческая парадигма напротив подчеркивает своеобразие человека...
29663. Понятие категории как узлового пункта познания 57.5 KB
  В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы Солнечная система среди них – системы организм – среда; идеальные системы например знаковые; социальные системы. Берталанфи Общая теория систем категория системы из философскометодологической перешла в иной статус – названия объяснительного принципа конкретизируемого различным образом в научном познании. Кеннон утверждал принцип системности как принцип гомеостаза обеспечивающего динамическое постоянство свойств системы в ее...
29664. Категория активность 53 KB
  Леонтьев указывает на явления активности составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности спонтанности самопроизвольности инициативности и т. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. Невозможность роста активности без отражения а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными.
29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута – взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности – неклассические и постнеклассические – еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....