37095

1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны

Доклад

История и СИД

правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Петроградский Совет стал первым народным правительством. Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Временное правительство выражало интересы буржуазнопомещичьих кругов.

Русский

2013-09-23

22.69 KB

27 чел.

1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны.

Революционный 1917 г: от февраля к октябрю.

Период с февраля по октябрь 1917 г. можно охарактеризовать как переход от самодержавной монархии к советскому строю, минуя государство либерально-буржуазного типа.

Главной особенностью Февральской революции является то, что с первых ее дней в стране стали формироваться два типа государства - буржуазная республика и республика Советов. Эти два типа государственности были различны по идеологии, социальным и экономическим устремлениям.

К концу 1916 г. страна оказалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, вызванном участием России в Первой мировой войне. Экономический кризис перерос в политический. С начала войны Николай 2, пользуясь введением военного положения, пытался избавиться от Госдумы. В условиях нарастающего кризиса 4 Госдума требовала создания правительства "народного доверия", т.е. правительства ответственного перед Думой. Т.е. они требовали фактического отстранения Николая 2. Николай не мог этого допустить и боролся с обострившимся кризисом своими методами - менял премьер-министров и министров, что только привело к большей неразберихе. В середине февраля 1917 г. правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Это касалось социальных низов. Петроград забастовал. Было введено чрезвычайное положение, объявлено о роспуске 4 Думы. В ночь на 27 февраля был захвачен Арсенал, политическая тюрьма. Петроградский гарнизон перешел на сторону восставших. 2 марта Николай 2 подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата, который не решился принять корону и подписал манифест об отказе от престола до решения Учредительного Собрания.

Страна оказалась перед выбором: либо буржуазно-реформисткий путь развития, либо пролетарско-революционный к социализму. В Петрограде начались выборы в Петроградский Совет. 27 февраля состоялось первое заседание Петроградского Совета, на котором был избран ЦИК. Петроградский Совет стал первым народным правительством.

Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Так в стране сложилось двоевластие. Советы, не имевшие государственной власти, выражали интересы основной массы народа и опирались на поддержку рабочих и солдат. Временное правительство выражало интересы буржуазно-помещичьих кругов. Переплетение властей не могло быть долгим, устойчивым и должно было закончиться в пользу буржуазии или пролетариата. Победа каждого из них зависела от организованности и сплоченности, размаха политической деятельности, степени радикальности программ решения жизненно важных для страны и народа вопросов, политической силы и влияния на другие социальные слои. Временное правительство не могло решить насущных политических и социальных вопросов. Слабость власти активизировала сепаратистские настроения национальных окраин. Начался территориальный распад страны - Польша, Финляндия и Украина потребовали независимости. Резко усилилось движение за автономию Сибири. Независимости ждали также Литва и Латвия. В финансовой сфере правительство также испытывало трудности. Государственный долг к октябрю составлял более 49 млрд. руб. Финансовый кризис объяснялся непомерными расходами на содержание многочисленных комитетов и ростом зарплаты рабочих и служащих, а также в огромных военных расходах и сокрытии от налогов доходов имущих классов. В ход был пущен печатный станок, что окончательно подорвало денежную систему и потянуло в пропасть всю экономику. Не был решен вопрос о земле, из-за чего нарастал конфликт с крестьянством. К концу апреля 1917 г. крестьянские восстания охватили 42 из 49 губерний. С августа начались крестьянские восстания с требованием национализации земли.

В рассматриваемый период в стране насчитывалось несколько десятков партий. Главной буржуазной партией стали кадеты. Кадеты вошли во Временное правительство как правящая партия. В марте 1917 г. на 7 съезде партии кадеты выступили за введение республиканских форм правления и за умеренное реформаторство. В свою программу кадеты включили требования основных гражданских свобод, введения 8-и часового рабочего дня, свободы профсоюзов и др. Также большой политический вес имели партии меньшевиков и социалистов-революционеров (эсеров). Стратегическая цель этих партий - борьба за социализм. На левом фланге политической борьбы стояла большевистская партия. До возвращения Ленина в Петроград большевики придерживались "умеренной" политической линии. Анализируя соотношения классовых сил, Ленин сделал вывод (Апрельские тезисы), что Советы, пользуясь отсутствием у Временного правительства надежной вооруженной силы и под давлением народных масс, могут мирно взять государственную власть в свои руки и тем самым положить конец двоевластию. Поначалу Апрельские тезисы не нашли поддержки ни у социалистов, ни у большевиков. Но Ленин, после разъяснений Тезисов внутри партии и обсуждения их в местных партийных организациях добился, что они были приняты как программа практической деятельности. Большевики взяли курс на социалистическую революцию. Февральская эйфория закончилась скоро. Уже в апреле среди основной массы населения стало расти недоверие к Временному правительству. Большевистская борьба за массы шла все более успешно. Большевистская программа была понятна массам и реалистична, но для ее реализации большевикам надо взять власть в свои руки.

К июню после апрельского кризиса советы теряют свою мощь. Двоевластие закончилось. Над страной нависла опасность военной диктатуры. Альтернативой такому развитию могла быть только диктатура пролетариата. Тактические установки, разработанные Лениным, были утверждены 6 съездом партии большевиков (26 июля-3 августа). В решениях съезда был определен курс на вооруженное восстание как новую форму политической борьбы, готовя его как в политическом, так и техническом плане. В начале октября в партии большевиков преобладающей становится точка зрения о необходимости передать власть Советам силой оружия. 12 октября был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК) как орган вооруженного свержения Временного правительства. На местах были созданы городские, районные, губернские, а в армии - фронтовые, армейские и пр. ВРК. Основная их деятельность заключалась в военно-технической подготовке восстания, формировании, вооружении боевых отрядов, разработке плана восстания и т.п. Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и возглавил руководство вооруженным восстанием. 25 октября в 10 часов утра было опубликовано написанное Лениным обращением "К гражданам России", в котором объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти в стране в руки ВРК. В ночь с 25 на 26 октября состоялся штурм Зимнего дворца. Временное правительство было арестовано. На втором всероссийском съезде большевиков 25 октября был принят Декрет о мире, Декрет о Земле; съезд решил вопрос о передаче власти Совету

Народных комиссаров. Председателем СНК был избран Ленин. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), председателем был избран Свердлов. Политическая победа большевиков была обусловлена широкой поддержкой народных масс, их стремлением к социальной справедливости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми “Індукціяâ€. У перекладі з латинської термін “індукція†означає â€œнаведенняâ€. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою “повна індукція†та міркування за схемою “неповна індукціяâ€. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...
53397. Використання інформаційних технологій на уроках математики 1.49 MB
  Застосування компютерної техніки на уроках дозволяє зробити урок нетрадиційним яскравим насиченим наповнюючи його зміст знаннями з інших наочних областей що перетворюють математику з об'єкту вивчення в засіб отримання нових знань. Ефективність застосування нових інформаційних технологій на уроках математики обумовлена наступними факторами: 1 різноманітність форм представлення інформації; 2 висока степінь наочності; 3 можливість моделювання за допомогою комп’ютера різноманітних об’єктів і процесів; 4 звільнення від рутинної роботи...
53398. Засоби пошуку інформації в Інтернеті. Принципи функціонування веб-каталогів та пошукових систем. Стратегії пошуку інформації 1.56 MB
  Сьогодні на уроці продовжим вивчати сільське господарство, характеристику тваринництва, узагальнемо спеціалізацію сільського господарства, ознайомимось і оцінемо проблеми і перспективи розвитку сільського господарства, завершимо виконання практичної роботи №9, використовуючи знання з інформатики.
53399. Алгоритм 434 KB
  В цей час решта членів команд задіяні в перехресному опитуванні: задають один одному по 3 теоретичних питання за темою, які готували дома заздалегідь, причому, задають питання та дають відповіді різні члени команди. Оцінює команди журі, до складу якого входять 2 найбільш підготовлених студента (1 бал за кожну правильну відповідь). Вони ж здійснюють контроль часу.
53400. Засоби масової інформації 66 KB
  Good afternoon boys and girls. I’m very glad to see you. We are also pleased to see our guests today and we’ll try to make our lesson useful and interesting. Today we are having our last lesson on Mass Media and our aim is to generalize our knowledge on this question and to get to know something new concerning mass media.
53401. Основні команди роботи з робочою книгою та її аркушами 607.5 KB
  Актуальність теми : при роботі з великими об’ємами даних важливе значення відіграє їх наглядність та наочність. І навіть наша приймальна комісія використовує електронні таблиці для сортування абітурієнтів та створення бази даних та ведення документації по прийому технікуму.Навчальні цілі заняття : знати правила створення формул в Excel математичні функції СЧЕТЕСЛИ ЧСТРОК ЕСЛИ ІІ рівень абстракції; Оволодіти навичками заповнення електронних таблиць ручним та автоматичним типом вводу даних навчитися проводити розрахунки за...
53402. Інтелектуальне інформ –кафе 525 KB
  Мета: в ігровій формі дати можливість старшокласникам проявити свої розумові та творчі здібності; повторити й закріпити основний матеріал у нестандартній формі; розширити знання про звязки інформатики з іншими предметами; сприяти інтелектуальному та духовному розвитку особистості; розвивати стійкий інтерес до інформатики; формувати творчу особистість; формувати...