37095

1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны

Доклад

История и СИД

правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Петроградский Совет стал первым народным правительством. Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Временное правительство выражало интересы буржуазнопомещичьих кругов.

Русский

2013-09-23

22.69 KB

32 чел.

1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны.

Революционный 1917 г: от февраля к октябрю.

Период с февраля по октябрь 1917 г. можно охарактеризовать как переход от самодержавной монархии к советскому строю, минуя государство либерально-буржуазного типа.

Главной особенностью Февральской революции является то, что с первых ее дней в стране стали формироваться два типа государства - буржуазная республика и республика Советов. Эти два типа государственности были различны по идеологии, социальным и экономическим устремлениям.

К концу 1916 г. страна оказалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, вызванном участием России в Первой мировой войне. Экономический кризис перерос в политический. С начала войны Николай 2, пользуясь введением военного положения, пытался избавиться от Госдумы. В условиях нарастающего кризиса 4 Госдума требовала создания правительства "народного доверия", т.е. правительства ответственного перед Думой. Т.е. они требовали фактического отстранения Николая 2. Николай не мог этого допустить и боролся с обострившимся кризисом своими методами - менял премьер-министров и министров, что только привело к большей неразберихе. В середине февраля 1917 г. правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Это касалось социальных низов. Петроград забастовал. Было введено чрезвычайное положение, объявлено о роспуске 4 Думы. В ночь на 27 февраля был захвачен Арсенал, политическая тюрьма. Петроградский гарнизон перешел на сторону восставших. 2 марта Николай 2 подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата, который не решился принять корону и подписал манифест об отказе от престола до решения Учредительного Собрания.

Страна оказалась перед выбором: либо буржуазно-реформисткий путь развития, либо пролетарско-революционный к социализму. В Петрограде начались выборы в Петроградский Совет. 27 февраля состоялось первое заседание Петроградского Совета, на котором был избран ЦИК. Петроградский Совет стал первым народным правительством.

Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Так в стране сложилось двоевластие. Советы, не имевшие государственной власти, выражали интересы основной массы народа и опирались на поддержку рабочих и солдат. Временное правительство выражало интересы буржуазно-помещичьих кругов. Переплетение властей не могло быть долгим, устойчивым и должно было закончиться в пользу буржуазии или пролетариата. Победа каждого из них зависела от организованности и сплоченности, размаха политической деятельности, степени радикальности программ решения жизненно важных для страны и народа вопросов, политической силы и влияния на другие социальные слои. Временное правительство не могло решить насущных политических и социальных вопросов. Слабость власти активизировала сепаратистские настроения национальных окраин. Начался территориальный распад страны - Польша, Финляндия и Украина потребовали независимости. Резко усилилось движение за автономию Сибири. Независимости ждали также Литва и Латвия. В финансовой сфере правительство также испытывало трудности. Государственный долг к октябрю составлял более 49 млрд. руб. Финансовый кризис объяснялся непомерными расходами на содержание многочисленных комитетов и ростом зарплаты рабочих и служащих, а также в огромных военных расходах и сокрытии от налогов доходов имущих классов. В ход был пущен печатный станок, что окончательно подорвало денежную систему и потянуло в пропасть всю экономику. Не был решен вопрос о земле, из-за чего нарастал конфликт с крестьянством. К концу апреля 1917 г. крестьянские восстания охватили 42 из 49 губерний. С августа начались крестьянские восстания с требованием национализации земли.

В рассматриваемый период в стране насчитывалось несколько десятков партий. Главной буржуазной партией стали кадеты. Кадеты вошли во Временное правительство как правящая партия. В марте 1917 г. на 7 съезде партии кадеты выступили за введение республиканских форм правления и за умеренное реформаторство. В свою программу кадеты включили требования основных гражданских свобод, введения 8-и часового рабочего дня, свободы профсоюзов и др. Также большой политический вес имели партии меньшевиков и социалистов-революционеров (эсеров). Стратегическая цель этих партий - борьба за социализм. На левом фланге политической борьбы стояла большевистская партия. До возвращения Ленина в Петроград большевики придерживались "умеренной" политической линии. Анализируя соотношения классовых сил, Ленин сделал вывод (Апрельские тезисы), что Советы, пользуясь отсутствием у Временного правительства надежной вооруженной силы и под давлением народных масс, могут мирно взять государственную власть в свои руки и тем самым положить конец двоевластию. Поначалу Апрельские тезисы не нашли поддержки ни у социалистов, ни у большевиков. Но Ленин, после разъяснений Тезисов внутри партии и обсуждения их в местных партийных организациях добился, что они были приняты как программа практической деятельности. Большевики взяли курс на социалистическую революцию. Февральская эйфория закончилась скоро. Уже в апреле среди основной массы населения стало расти недоверие к Временному правительству. Большевистская борьба за массы шла все более успешно. Большевистская программа была понятна массам и реалистична, но для ее реализации большевикам надо взять власть в свои руки.

К июню после апрельского кризиса советы теряют свою мощь. Двоевластие закончилось. Над страной нависла опасность военной диктатуры. Альтернативой такому развитию могла быть только диктатура пролетариата. Тактические установки, разработанные Лениным, были утверждены 6 съездом партии большевиков (26 июля-3 августа). В решениях съезда был определен курс на вооруженное восстание как новую форму политической борьбы, готовя его как в политическом, так и техническом плане. В начале октября в партии большевиков преобладающей становится точка зрения о необходимости передать власть Советам силой оружия. 12 октября был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК) как орган вооруженного свержения Временного правительства. На местах были созданы городские, районные, губернские, а в армии - фронтовые, армейские и пр. ВРК. Основная их деятельность заключалась в военно-технической подготовке восстания, формировании, вооружении боевых отрядов, разработке плана восстания и т.п. Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и возглавил руководство вооруженным восстанием. 25 октября в 10 часов утра было опубликовано написанное Лениным обращением "К гражданам России", в котором объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти в стране в руки ВРК. В ночь с 25 на 26 октября состоялся штурм Зимнего дворца. Временное правительство было арестовано. На втором всероссийском съезде большевиков 25 октября был принят Декрет о мире, Декрет о Земле; съезд решил вопрос о передаче власти Совету

Народных комиссаров. Председателем СНК был избран Ленин. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), председателем был избран Свердлов. Политическая победа большевиков была обусловлена широкой поддержкой народных масс, их стремлением к социальной справедливости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81847. Основные свойства транспортного узла 26.03 KB
  Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности центры добывающей промышленности многоотраслевые центры непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Кроме того по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные обслуживающие преимущественно транзитные...
81848. Значение транспорта в развитии экономики страны 26.12 KB
  Транспортный комплекс Казахстана включающий в себя железнодорожный автомобильный водный и воздушный транспорт сеть автомобильных дорог с твердым покрытием трубопроводный и городской электрический транспорт ежегодно в среднем перевозит около 400 млн.т грузов и свыше 750 млн. Транспортная система Казахстана обеспечивает перевозки в среднем в год 70 млн. угля 1415 млн.
81849. Автомобильный транспорт. Зарождение и развитие а/т, его роль в ЕТС. Достоинства и недостатки 27.23 KB
  Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания создан в С. Выдающимся русским автоконструктором с мировым именем был Борис Григорьевич Луцкий который в начале 90х годов прошлого столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания предназначавшихся для самодвижущихся экипажей но отечественная промышленность еще не была готова к их освоению. 1 по виду двигателя: внутреннего сгорания карбюраторные дизельные газобаллонные газотурбинные электрические солнечные 2 грузоподъемности: малый средний...
81850. Процессы взаимодействия в транспортных узлах 27 KB
  Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2 х и более видов транспорта. Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС единая транспортная система. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе.
81851. Железнодорожный транспорт. Достоинства и недостатки 27.17 KB
  Но в неё в силу природных условий входили вспомогательные субъекты больницы школы общепит учреждения культуры и другие. В законодательном порядке определена государственная политика в области железнодорожного транспорта направленная на создание условий для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в перевозках. Преимущества: быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий; большая грузоподъёмность 34 тыс.
81852. Понятие о транспортно-экономических балансах 21.37 KB
  Транспортно-экономический баланс состоит из трех основных частей: баланс производства или отправления грузов их потребления или прибытия объема перевозок и транспортно-экономических связей. Оптимальные внутрирайонные и межрайонные связи являются исходной базой для определения потоков грузов по участкам транспортной сети грузооборота и средней дальности перевозок. невозможности определения коэффициента повторное перевозок; отсутствие учета объема перевозок тары и др.
81854. Морской транспорт. Роль морского транспорта в перевозочном процессе 26.92 KB
  Роль морского транспорта в перевозочном процессе. Перестройка экономики и неизбежный спад производства приватизация речных судов в основном привели к наблюдаемому практическому отсутствию этого вида транспорта в перевозочном процессе. Для возрождения речного транспорта Казахстана необходимо выполнить большие объемы работ по улучшению дна рек созданию навигационных систем судоходства регулированию сроков навигации с учетом периода нереста рыб и т. Для развития водного транспорта Казахстана особое значение имеет Каспийское море и порт Актау.