37095

1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны

Доклад

История и СИД

правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Петроградский Совет стал первым народным правительством. Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Временное правительство выражало интересы буржуазнопомещичьих кругов.

Русский

2013-09-23

22.69 KB

38 чел.

1917 год – от Февраля к Октябрю: борьба политических сил за выбор пути развития страны.

Революционный 1917 г: от февраля к октябрю.

Период с февраля по октябрь 1917 г. можно охарактеризовать как переход от самодержавной монархии к советскому строю, минуя государство либерально-буржуазного типа.

Главной особенностью Февральской революции является то, что с первых ее дней в стране стали формироваться два типа государства - буржуазная республика и республика Советов. Эти два типа государственности были различны по идеологии, социальным и экономическим устремлениям.

К концу 1916 г. страна оказалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, вызванном участием России в Первой мировой войне. Экономический кризис перерос в политический. С начала войны Николай 2, пользуясь введением военного положения, пытался избавиться от Госдумы. В условиях нарастающего кризиса 4 Госдума требовала создания правительства "народного доверия", т.е. правительства ответственного перед Думой. Т.е. они требовали фактического отстранения Николая 2. Николай не мог этого допустить и боролся с обострившимся кризисом своими методами - менял премьер-министров и министров, что только привело к большей неразберихе. В середине февраля 1917 г. правительство приняло решение о введении в Петрограде карточной системы распределения продуктов. Это касалось социальных низов. Петроград забастовал. Было введено чрезвычайное положение, объявлено о роспуске 4 Думы. В ночь на 27 февраля был захвачен Арсенал, политическая тюрьма. Петроградский гарнизон перешел на сторону восставших. 2 марта Николай 2 подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата, который не решился принять корону и подписал манифест об отказе от престола до решения Учредительного Собрания.

Страна оказалась перед выбором: либо буржуазно-реформисткий путь развития, либо пролетарско-революционный к социализму. В Петрограде начались выборы в Петроградский Совет. 27 февраля состоялось первое заседание Петроградского Совета, на котором был избран ЦИК. Петроградский Совет стал первым народным правительством.

Вечером 2 марта было сформировано Временное правительство. Так в стране сложилось двоевластие. Советы, не имевшие государственной власти, выражали интересы основной массы народа и опирались на поддержку рабочих и солдат. Временное правительство выражало интересы буржуазно-помещичьих кругов. Переплетение властей не могло быть долгим, устойчивым и должно было закончиться в пользу буржуазии или пролетариата. Победа каждого из них зависела от организованности и сплоченности, размаха политической деятельности, степени радикальности программ решения жизненно важных для страны и народа вопросов, политической силы и влияния на другие социальные слои. Временное правительство не могло решить насущных политических и социальных вопросов. Слабость власти активизировала сепаратистские настроения национальных окраин. Начался территориальный распад страны - Польша, Финляндия и Украина потребовали независимости. Резко усилилось движение за автономию Сибири. Независимости ждали также Литва и Латвия. В финансовой сфере правительство также испытывало трудности. Государственный долг к октябрю составлял более 49 млрд. руб. Финансовый кризис объяснялся непомерными расходами на содержание многочисленных комитетов и ростом зарплаты рабочих и служащих, а также в огромных военных расходах и сокрытии от налогов доходов имущих классов. В ход был пущен печатный станок, что окончательно подорвало денежную систему и потянуло в пропасть всю экономику. Не был решен вопрос о земле, из-за чего нарастал конфликт с крестьянством. К концу апреля 1917 г. крестьянские восстания охватили 42 из 49 губерний. С августа начались крестьянские восстания с требованием национализации земли.

В рассматриваемый период в стране насчитывалось несколько десятков партий. Главной буржуазной партией стали кадеты. Кадеты вошли во Временное правительство как правящая партия. В марте 1917 г. на 7 съезде партии кадеты выступили за введение республиканских форм правления и за умеренное реформаторство. В свою программу кадеты включили требования основных гражданских свобод, введения 8-и часового рабочего дня, свободы профсоюзов и др. Также большой политический вес имели партии меньшевиков и социалистов-революционеров (эсеров). Стратегическая цель этих партий - борьба за социализм. На левом фланге политической борьбы стояла большевистская партия. До возвращения Ленина в Петроград большевики придерживались "умеренной" политической линии. Анализируя соотношения классовых сил, Ленин сделал вывод (Апрельские тезисы), что Советы, пользуясь отсутствием у Временного правительства надежной вооруженной силы и под давлением народных масс, могут мирно взять государственную власть в свои руки и тем самым положить конец двоевластию. Поначалу Апрельские тезисы не нашли поддержки ни у социалистов, ни у большевиков. Но Ленин, после разъяснений Тезисов внутри партии и обсуждения их в местных партийных организациях добился, что они были приняты как программа практической деятельности. Большевики взяли курс на социалистическую революцию. Февральская эйфория закончилась скоро. Уже в апреле среди основной массы населения стало расти недоверие к Временному правительству. Большевистская борьба за массы шла все более успешно. Большевистская программа была понятна массам и реалистична, но для ее реализации большевикам надо взять власть в свои руки.

К июню после апрельского кризиса советы теряют свою мощь. Двоевластие закончилось. Над страной нависла опасность военной диктатуры. Альтернативой такому развитию могла быть только диктатура пролетариата. Тактические установки, разработанные Лениным, были утверждены 6 съездом партии большевиков (26 июля-3 августа). В решениях съезда был определен курс на вооруженное восстание как новую форму политической борьбы, готовя его как в политическом, так и техническом плане. В начале октября в партии большевиков преобладающей становится точка зрения о необходимости передать власть Советам силой оружия. 12 октября был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК) как орган вооруженного свержения Временного правительства. На местах были созданы городские, районные, губернские, а в армии - фронтовые, армейские и пр. ВРК. Основная их деятельность заключалась в военно-технической подготовке восстания, формировании, вооружении боевых отрядов, разработке плана восстания и т.п. Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и возглавил руководство вооруженным восстанием. 25 октября в 10 часов утра было опубликовано написанное Лениным обращением "К гражданам России", в котором объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти в стране в руки ВРК. В ночь с 25 на 26 октября состоялся штурм Зимнего дворца. Временное правительство было арестовано. На втором всероссийском съезде большевиков 25 октября был принят Декрет о мире, Декрет о Земле; съезд решил вопрос о передаче власти Совету

Народных комиссаров. Председателем СНК был избран Ленин. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), председателем был избран Свердлов. Политическая победа большевиков была обусловлена широкой поддержкой народных масс, их стремлением к социальной справедливости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29984. Внимание. Общая характеристика 61.5 KB
  Виды внимания. Добрынин О теории и воспитании внимания Свойства внимания. Концентрированность внимания выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Объем внимания можно увеличить если осмысленно связать и структурировать материал.
29985. Основные подходы к изучению памяти в зарубежной психологии 67 KB
  Основные подходы к изучению памяти в зарубежной психологии. Ассоциативная теория памяти: Ассоциация осн. Этот метод предоставляет возможности для изучения ассоциативных механизмов памяти. Метод разработан для изучения динамики изменения памяти и особенно забывания во времени.
29986. Основные факты и закономерности памяти 54.5 KB
  Основные факты и закономерности памяти Память запечатление сохранение последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Классические методы и основные результаты исследования памяти Первые экспериментальные методы изучения мнемических процессов были предложены Эббингаузом 19 век. Этот метод предоставляет возможности для изучения ассоциативных механизмов памяти. Метод разработан для изучения динамики изменения памяти и особенно забывания во времени.
29987. Память и деятельность 43.5 KB
  Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности цель которой запомнить соответствующий материал чтобы сохранить в памяти. Исследование мнемической деятельности одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Произвольное запоминание основа мнемической деятельности. Переход от одной сферы деятельности в которую включено намерение к другой может привести за собой забывание этого намерения.
29988. РЕШЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ УРАВНЕНИЙ 5.23 MB
  Эти значения x называются корнями уравнения 3. ak например для уравнения вида ax2 bx c = 0 его корни выражаются формулой: . В большинстве же случаев аналитическую запись корней уравнения найти очень сложно или в принципе невозможно такие уравнения называются трансцендентными и поэтому приходится решать уравнение численным способом. Отделение корней На данном этапе определяются те интервалы области изменения переменной x в каждом из которых расположен один и только один корень уравнения 3.
29989. Таинственное похищение Первого звонка. Сценарий праздника 1 сентября 179.11 KB
  Сценарий праздника 1 сентября Действующие лица Первый звонок Витя Петя Четверка Пятерка Двойка Единица Клякса Маша Флеш моб танец Первый ведущий. На сцену выходит Первый звонок. Первый звонок. Здравствуйте ребята вы меня я надеюсь узнали Да я ваш добрый знакомый Первый Школьный Звонок.
29990. СЦЕНАРІЙ СВЯТА ПЕРШОГО ДЗВОНИКА 130.46 KB
  Зріє жито молодеДружно з квітами до школиЗнову молодість іде Ведучий 2:Вересень немов учительДвері школи відчинивШколярів дзвінком врочистимДо навчання запросив Ведучий 1: Здрастуй школо здрастуй ріднаЗдрастуй любий класВ першовересень привітноТи стрічаєш нас Ведучий 2: Пахнуть фарбою класи просторіОй як хочеться вже до книжокМи від степу і синього моряВсі злетілись на перший урок Ведучий 1: Я не знаю хвилини врочистішеЩасливіших не бачив очей.Подивіться як урочистоМалюки зустрічають цей день Ведучий 1: На лінійку запрошуються...
29991. Свято Першого дзвоника 2013-2014 н.р. 81 KB
  Лунає музикафанфари 1 й ведучийШановні друзі всі присутні Батьки сьогоднішні й майбутні Дорогі діти вчителі З найкращим святом на землі. Ведучий Тепла осінь як весна Далечінь така ясна. Зріє жито молоде Дружно з квітами до школи Знову молодість іде Ведуча Вересень немов учитель Двері школи відчинив Школярів дзвінком врочистим До навчання запросив Ведучий Здрастуй школо здрастуй рідна Здрастуй любий клас В першовересень привітно Ти стрічаєш нас 2й ведучий.1 й ведучийЦей день є визначним і радісним святом для кожного з...
29992. Свято Першого дзвоника – посвята першокурсників 66.5 KB
  У них мрії й недоспані ночі І тривога про завтрашній день Ведучий Знову двері до мудрості храму Де незгасне довічна хмарина Відчиня золотими ключами Рідна ненькомоя Україна. Пісня про Україну Ведучий Шановне товариство дорогі наші викладачі батьки та гості Щиро вітаємо всіх вас із . Ведучий Зустрічаймо їх теплими посмішками і радісними оплесками. ♬ Вихід першокурсників Ведуча Групу 1ф91керівник групи Олена Григорівна Лобур Ведучий Група 1 ф92 керівник групи _______________________Шатуніна Ведуча Групу 1ф93керівник групи...