37100

Национальная политика советской власти. Образование Союза Советских Социалистических Республик

Доклад

История и СИД

Образование Союза Советских Социалистических Республик Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики которая последовательно по мере реализации курса на равноправие народов превращалась в федерацию нового типа. На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики территориальные автономии с учетом...

Русский

2013-09-23

20.49 KB

24 чел.

Национальная политика советской власти. Образование Союза Советских Социалистических Республик

Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. – середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; ихправо на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам. 
Декретом от 6 июня 1919г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Егосуть сводилась к тесному объединению: 1)военной организации и военного командования; 2)советов народного хозяйства; 3)железнодорожного управления и хозяйства; 4)финансов и 5)комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.

На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

В первое время существования РСФСР внутри ее возникла такая форма национально–государственного строительства как автономная республика. К конце 1918г. появилась автономная трудовая коммуна. В1920г. – автономная область. Трудовая коммуна и автономная область имели права губернии, но отличались национально–государственным статусом. Наиболее высокой формой автономии являлась автономная республика (АССР) – государство. Автономная республика имела высшие органы власти и управления, близкие к всероссийским, свою правовую систему, конституцию. Некоторые автономные республики в годы гражданской войны имели свои вооруженные силы, дипломатические и внешнеторговые связи, управляли транспортом, регулировали денежные отношения. В1920г. эти функции по согласованию с нижестоящими субъектами взял на себя центр.

V Всероссийский съезд Советов 10июля 1918г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив первый опыт советского национально–государственного строительства.

С победой в гражданской войне продолжалась работа по созданию автономных национальных государств в рамках РСФСР.

В 1920–1921гг. национально–государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. Создание автономий шло разными путями: некоторые народы впервые обретали свою государственность, другие восстанавливали свою государственность на новом уровне. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922г. входили 8автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, 
Карачаево–Черкесская, Кабардино–Балкарская, Черкесская (Адыгея), Чеченская); 2трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна, которая с 1923г. стала автономной республикой). Автономии создавались и в других республиках. Так, в 1923г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане.

В 1921г. на территории бывшей Российской империи существовало 7социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

Задачи преодоления тяжелейшей послевоенной разрухи, экономического возрождения республик, преодоления вековой культурной отсталости народов окраин ускорили их сближение с РСФСР. Отражая эту линию, X съезд РКП(б) в марте 1921г. взял курс на организацию государственного союза республик.

Договор об образовании СССР содержал 26статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.

Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.

Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10наркомов.

Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза.

Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371член и 138кандидатов – пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне – 13,6% и интеллигенция – 40,2%.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум Союза ССР из 19членов и 13 кандидатов. Затем ЦИК СССР избрал четырех своих председателей – М.И.Калинина – от РСФСР, Г.И.Петровского – от УССР, Н.Н.Нариманова – от ЗСФС, А.Г.Червякова – от БССР. Секретарем ЦИК СССР был утвержден А.С.Енукидзе. Сессия поручила Президиуму ЦИК СССР подготовить проект первой Конституции СССР и формирование исполнительных органов власти.

Сессия ЦИК утвердила состав первого СНК СССР. Председателем был избран В.И.Ленин. Заместителями его утвердили Л.Б.Каменева, А.И.Рыкова, А.Д.Цюрупу, В.Я.Чубаря, Г.К.Орджоникидзе, И.Д.Орахелашвили. Общесоюзные наркоматы возглавили: по иностранным делам – Г.В.Чичерин, во военным и морским делам – Л.Д.Троцкий, внешней торговли – Л.Б.Красин, путей сообщения – Ф.Э.Дзержинский, почт и телеграфов – И.И.Смирнов. Объединенные наркоматы Союза возглавили: ВСНХ – А.И.Рыков, продовольствия – Н.П.Брюханов, труда – В.В.Шмидт, финансов – Г.Я.Сокольников, Рабоче–Крестьянскую инспекцию – В.В.Куйбышев.

В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом , создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей.

В ведении Союза СССР дополнительно было отнесено «урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними.

Вторая сессия ЦИК СССР, заслушав 6июля 1923г. доклад А.С.Енукидзе, обсудила по главам и ввела в действие Конституцию СССР. Окончательное утверждение Основного Закона СССР состоялось на Втором съезде Советов Союза ССР.

Второй Всесоюзный съезд Советов 31января 1924г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских 
республик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47952. Мотивация и стимулирование персонала 135.93 KB
  Стимулирование труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника
47953. Економічна статистика. Впровадження економічної статистики на підприємства різних типів господарювання 953.5 KB
  Предмет і метод статистичної науки та її завдання в умовах формування ринкової економіки. Статистичне спостереження. Зведення і групування матеріалів статистичного спостереження. Абсолютні та відносні величини. Середні величини. Ряди динаміки. Графічні зображення. Статистика засобів виробництва
47954. Страхування. Конспект лекцій 2.22 MB
  Конспект лекцій Страхування для студентів спеціальностей €œБанківська справа Фінанси та €œОблік і аудит€ Харків: ХБІ УАБС 2005. Конспект лекцій підготовлений відповідно до програми з нормативної навчальної дисципліни €œСтрахування . Складається із вступу мета і завдання дисципліни її місце у навчальному процесі; навчальнометодичного забезпечення яке розкриває сутність та зміст основних питань курсу “Страхування †з кожної теми; рекомендованої літератури.
47955. Сучасні технології в рекламі та ПР-діяльності 59 KB
  Соціальний ПР може допомогти створити і підтримати позитивний імідж компанії використовуючи спеціальні технології у тому числі благодійність довгострокові соціальні програми. Вони дозволяють підвищити рейтинг компанії і організацій сприяють формуванню позитивної оцінки її діяльності в цілому появи зацікавленості суспільства а також влада в стабільності і процвітанні. У результаті втрачали не тільки громадяни але і компанії чий авторитет поступово знижувався. Щоб відповідати цим очікуванням потрібно планомірний комплексний підхід до...
47956. Сучасні технології в рекламі та ПР-діяльності 955 KB
  Несвоєчасне подання інформації заперечення факту знищення фінансових документів клієнтів і через кілька днів його визнання наполегливі спроби заперечувати свою провину коли ФБР не тільки вже зібрало всі докази але частина з них оприлюднило завдали такого удару по репутації nderson що від нього почали йти клієнти. Ними можуть бути представники виконавчої та законодавчої влади аналітики ринку інвестори й акціонери засоби масової інформації споживачі продукції. Процеси обміну тобто купівлі та продажу товарів характеризуються...
47957. Словотвір як учення про творення слів і загальні принципи їх мотивації 337.5 KB
  Творення відведення це розділ мовознавства який вивчає слова за способами і засобами їх творення та словотвірною структурою. Словотворення зароджується одночасно зі словами базується на них і є засобом їх формування. Розділ мовознавчої науки який вивчає процес творення слів його механізм правила способи моделі словотвірну структуру слова і словотвірну систему мови називається словотвором. Зв'язок словотворення із синтаксисом виявляється в тому що: 1 синтаксична одиниця словосполучення становить для деривації...
47958. ІСТОРІЯ УКРАЇНИ 96.5 KB
  Вступ до курсу Історія України Історія України як наука та навчальна дисципліна Історія України як галузь історичної науки і як навчальна дисципліна. Періодизація історії України. Міжпредметний зв'язок у вивченні історії України.