37113

Социально-экономическое развитие суверенной России: переход к рынку, приватизация

Доклад

История и СИД

Приватизация. Осенью 1992 года началась приватизация. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.

Русский

2013-09-23

17.41 KB

24 чел.

Социально-экономическое развитие суверенной России: переход к рынку, приватизация.

В октябре 1991 года Президент России Борис Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. Экономику России ждали радикальные изменения.

Либерализация цен. «Шоковая терапия». (1992-1994).

Руководство России сделало то, на что так и не решились руководители СССР, опасавшиеся социального взрыва: отказалось от государственного регулирования цен. Со 2 января 1992 года страна перешла на применение свободных рыночных цен. Цены стало определять не государство, как это было в СССР – их стали определять исключительно спрос и предложение. Государство оставило под своим контролем только цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие социально значимые потребительские товары и услуги (они составили 10% общей массы товаров и услуг).

Предполагалось, что после отпуска цен они увеличатся в 3 раза. Однако реальность оказалась драматичнее: цены сразу выросли в 10-12 раз. Причина – острый дефицит товаров первой необходимости.

За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Сбережения граждан, накопленные в советский период, были обесценены. Гиперинфляция продолжалась и в последующие два года. Последствия «шоковой терапии» оказались намного более суровыми, чем ожидали власти и ведущие экономисты страны.

У резкого перехода к рынку было немало плюсов и минусов. Причем часто безусловный плюс часто становился причиной появления нового минуса – и наоборот.
Высокий спрос на бытовые товары оживил торговлю. Благодаря либерализации торговли стало возможным быстро заполнить рынок импортом. В страну потоком хлынули товары из-за рубежа. Это позволило быстро справиться с дефицитом. Но теперь возникла другая серьезная проблема: российские предприятия не выдержали конкуренции, так как их товары уступали импортным по качеству и ассортименту. В результате огромное количество предприятий одно за другим становились банкротами и закрывались. Впервые за последние 70 лет в стране появилась безработица, причем она сразу обрела массовый характер.

Резкое сокращение производства ударило и по российскому бюджету. Он потерял важные источники дохода и очень быстро обнищал. Государство оказалось неспособным финансировать социально значимые статьи бюджета. Особенно пострадали наука, образование, здравоохранение, культура.

Но в целом стремительные реформы, при всей их драматичности,  имели важное значение:

- был достаточно быстро ликвидирован товарный дефицит;

- сложилась новая торговая система, освободившаяся от государственного посредничества и основанная на прямых связях с отечественными и зарубежными производителями и поставщиками;

- страна избежала разрыва хозяйственных связей и экономического коллапса;

- созданы основы рыночных отношений и рыночные механизмы для будущего роста российской экономики.

 

Приватизация.

Осенью 1992 года началась приватизация. Тысячи государственных предприятий переходили в частные руки – к отдельным лицам и трудовым коллективам.

Важной задачей властей являлось формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.

Но большинство населения не имело средств для покупки акций. И власти решили выдать каждому гражданину России приватизационный чек (ваучер). Его можно было обменять на акции общей стоимостью до 10 тысяч рублей. Эти и другие меры государства привели к тому, что приватизация обрела активные формы. За первый год реформ было приватизировано 24 тысячи предприятий, 160 тысяч фермерских хозяйств, 15 процентов предприятий торговли. В стране весьма быстрыми темпами стал формироваться слой собственников.

Ваучерная приватизация не улучшила материального положения большинства населения России. Она не стала стимулом для развития производства, не оправдала ожиданий властей и всего населения, рассчитывавших на улучшение экономической ситуации в стране. Это – безусловный минус экономической политики властей в 1992-1994 годах. Но в течение короткого времени в стране сложились новые экономические отношения, основанные на частной собственности и свободе предпринимательской деятельности. И это – столь же безусловный плюс прошедшей приватизации.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28241. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера 51 KB
  Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Классификация черт характера Ананьева: Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза т.
28242. Способности: природа, типология, формирование и развитие 64 KB
  Способности: природа типология формирование и развитие. Способности – индивидуальнопсихологические особенности определяющие успешность выполнения деятельности не сводимые к навыкам и умениям которые уже выработаны человеком. Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 1213 годам в науке – до 20 лет.общие – проявляются во всех видах деятельности: интеллект – глубина обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: вербальные пространственные мнемические арифметические умение...
28243. Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации 48 KB
  Потребности и мотивы мотивация. Маслоу: Основой мотивов являются потребности которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду иерархию. В основании пирамиды лежат физиологические потребности голод жажда секс и т. Аффилиативные потребности потребность в принадлежности к какойлибо группе людей в общении и т.
28244. Когнитивный (Ж. Пиаже и Л.Колберг) СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫй (А.БАНДУРА, Д.РОТТЕР), и когнитивно-бихеворальный ( Б.Ф. Скиннер, А. Бек, А. Эллис) подходы к исследованию формирования личности 44 KB
  Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения который Бандура обозначил как взаимный детерминизм подразумевает что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимосвязанными причинами поведения. внутренние детерминанты поведения такие как вера и ожидание и внешние детерминанты такие как поощрение и наказание являются частью системы взаимодействующих влияний которые действуют не только на...
28245. Номонетический (Кеттел и Айзенк) и идеографический (Олпорт и Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности 108.5 KB
  Номонетический Кеттел и Айзенк и идеографический Олпорт и Келли подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности. ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Г. В своей первой книге Личность: психологическая интерпретация Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности.
28246. Жизненный путь личности: исследования и описаия процессов социализации и индивидуализации 47.5 KB
  Сущность человеческой личности находит себе своё завершающее выражение в том что она не только развивается как всякий организм но и имеет свою историю. В отличие от всех живых существ человечество имеет историю а ее просто повторяющиеся циклы развития потому что деятельность людей изменяя действительность объективируется в продуктах материальной и духовной культуры которые передаются от поколения к поколению. Не только человечество в целом но и каждый человек является в какойто мере участником и субъектом истории человечества и в...
28247. Личность, сознание, деятельность в Концепциях Московской психологической школы. (В.М. Леонтьев и др.) 60 KB
  Общая психология личности и персоналии. Понятие личности характеризуется двумя положениями: Л – целостное и неповторимое единство. Эмпирицзм в исследованиях личности – желание набрать максимальное количество данных и комплексно исследовать личностью Личность – как субъект общественных отношений. Считал что никакое комплексное исследование не в состоянии заменить знанияисторию развития этой личности.
28248. Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Узнадзе) и зарубежный подход (психодинамические концепции) 51 KB
  Являясь исходной структурой психики ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии сдерживание которой приводит к напряжению в личностном функционировании. С целью преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте эго черпает из €œид€ часть энергии обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии. Трактуя...
28249. Гуманистический (К.Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В.Франкл, Р.Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К.Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия 68 KB
  Основные положения гуманистической психологии: 1человек должен изучаться в его целостности; 2каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан чем статистические обобщения; 3переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4человеческая жизнь единый процесс становления и бытия человека; 5человек открыт к непрерывному развитию и самореализации которые являются частью его природы; 6человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и...