37119

Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Политические процессы и массовые репрессии

Доклад

История и СИД

Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Истоки сталинизмаЗарождавшийся сталинизм проявлялся в несогласии Сталина с линией Ленина в ряде программных стратегических и тактических вопросов социалистической революции и в попытках провести свою линию вопреки Ленину или нарушая линию Ленина. Сталина часто называют непоследовательным марксистом приписывают ему отступничество от идей Ленина но согласно трактовке социализма Сталин стремился выполнить ряд основных задач: сделать государство пролетарским уничтожить эксплуататорские классы...

Русский

2013-09-23

26.79 KB

40 чел.

38. Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Политические процессы и массовые репрессии.

Истоки сталинизма
Зарождавшийся сталинизм проявлялся в несогласии Сталина с линией Ленина в ряде программных, стратегических и тактических вопросов социалистической революции и в попытках провести свою линию вопреки Ленину или нарушая линию Ленина. Кульминационной точки период этого несогласия и этих попыток достиг в 1923 году — в противопоставлении XII партсъезда ленинской идее предпринять ряд перемен в политическом строе. 

Сталинизм осуществил в законченной форме те тенденции, которые появились уже в эпоху дореволюционного развития крупной индустрии. Уникальный механизм российской индустриализации заключался в том, что при неразвитости капиталистического рынка, поверхностном развитии товарно-денежных отношений роль проводника политики индустриализации взяло на себя самодержавно-деспотическое государство. Тем самым это государство подменило собой рынок – путем создания концентрированного, не зависящего от конъюнктуры государственного спроса, и прямо стимулируя монополизацию возникшей крупной промышленности. Эпоха «военного коммунизма», с которой связан гении сталинизма, сопровождалось полным уничтожением товарно-денежных отношений и рынка, вместо которых возникла единая хозяйственная монополия.
Сущность сталинизма
Конспиративная власть является сущностной чертой сталинизма. СССР дал классический пример ее организации и действия. Ни о какой законности при этом не могло быть и речи. Официальной деятельностью партийной верхушки являлись: подготовка создания СССР, разгром оппозиций 20-х годов, осуществление насильственной коллективизации и сталинской сверхиндустриализации, создание военной промышленности. В период сталинщины процветали и правовой тоталитаризм, и правовой рационализм.

Главное - это экономика, политика, идеология, партийные установки и лозунги, а не правовые ценности, юридические начала и законность. Советская теория права в периода сталинизма оказалась жестко привязана к официальному определению права А.Я. Вышинского: "Право - это "совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается принудительной силой государства..."

Сталина часто называют непоследовательным марксистом, приписывают ему отступничество от идей Ленина, но согласно трактовке социализма, Сталин стремился выполнить ряд основных задач: сделать государство пролетарским, уничтожить эксплуататорские классы, утвердить общественную собственность, создать материально-техническую базу, повысить образованность населения, поднять на высокий уровень дисциплинированность и ответственность строителей коммунизма. С этой целью использовалась вся мощь административно-командной системы, что вполне соответствовало логике революционной борьбы.

Авторитарная система способствовала становлению режима личной власти И.В. Сталина. Историки разделяют политику Ленина и Сталина, представляя Ленина создателем гуманной идеи, а Сталина - авторитарного режима. Сталинизм стал объективным явлением развития советского общества. Предпосылки к авторитарной власти одного человека, или "режиму личной власти", сложились в послереволюционный период.

Сталин в проводимой государственной политике во многом опирался на опыт предшествующего этапа, на применение насилия, которое помогло закрепиться советской власти в период военного коммунизма. Таким образом, теория постоянного обострения классовой борьбы и  версия о постоянной военной угрозе не только служили объяснением всех трудностей социалистического строительства, но и приближали обстановку в стране к военной, вследствие чего применение насилия становилось неизбежностью.

Нарастало недовольство по поводу отсутствия реальных достижений революции и начавшегося социального неравенства, поэтому программа Сталина о построении социализма в одной стране многих устраивала.

Сумевший обосновать свою программу с точки зрения революционных идеалов, Сталин последовательно изложил собственную позицию по вопросу экономического развития страны, обосновал необходимость и пути ускоренной индустриализации.

Сталинские репрессии— массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР с момента убийства Кирова (1 декабря 1934) до смерти И. В. Сталина (5 марта 1953). От более ранних репрессий времён гражданской войны1920-х и начала 1930-х годов — отличались массовым уничтожением (политическим и физическим) членов самой правящей партии, ВКП(б) (массовым репрессиям стали подвергаться даже работники карательных органов). Вольными или невольными соучастниками репрессий стали практически все высшие руководители ВКП(б) и СССР, поскольку каждый был вынужден, как минимум, голосовать в поддержку преследования «врагов народа», а нередко вдобавок к этому подписывать соответствующие документы.

Значительное число жертв репрессий (несколько сотен тысяч) было реабилитировано ещё при жизни Сталина — после смещения с поста главы НКВД Н. И. Ежова и его замены Л. П. Берией. Массовая реабилитация произошла в 1953—1957 гг.: сначала в 1953 г., после прихода Л. П. Берии на пост главы объединённого МВД, потом - в результате работы комиссииП. Н. Поспелова; затем, на некоторое время, она была приостановлена и возобновлена в начале 1960-х г. (комиссия Шверника), при Брежневе вновь приостановлена, при нём же возник негласный запрет на упоминание темы репрессий в любых печатных изданиях, включая энциклопедии и справочники. Процесс реабилитации возобновлён в конце 1980-х гг. по инициативе М. С. Горбачёва и А. Н. Яковлева, когда были реабилитированы не только почти все репрессированные деятели ВКП(б), но и многие «классовые враги». Некоторые репрессированные были признаны не подлежащими реабилитации (например, Ежов и Берия).

Мотивы репрессий

В советское время было принято всё сваливать на Ежова и Берию, которые якобы обманывали Сталина. Эта версия появилась ещё в 1938 г., когда вся вина за незаконные репрессии была возложена на Ежова (которого вскоре расстреляли). В действительности же главным организатором репрессий был сам Сталин; политику репрессий активно поддерживали и многие его соратники — МолотовКагановичХрущёв и другие.

Одним из мотивов репрессий считают стремление насадить в стране атмосферу страха и доносительства, чтобы сделать невозможной любую попытку поставить под сомнение власть верхушки ВКП(б) и лично Сталина[Источник?].

Другим мотивом могло быть стремление провести «кадровую революцию» — заменить излишне принципиальных и самостоятельных «старых большевиков» новыми людьми, лично преданными только Сталину и готовыми выполнять любые указания «сверху». «Кадровая революция» могла быть и частью политики переписывания истории, поскольку вела к уничтожению тех, кто ранее активно участвовал в революционной борьбе и знал о настоящей роли тех или других деятелей.

Среди некоторых либералов и, особенно, в еврейских кругах распространено мнение, что направленность репрессий, начиная с середины 30-х годов становилась всё более антисемитской и это достигло своего апофеоза в последние годы жизни Сталина. При этом ссылаются на тот факт, что во всех процессах того времени мелькало много еврейских имён. Это действительно так. Но это связано лишь с огромным участием евреев в политической и духовной жизни СССР, а не с каким-то специфическим

антисемитизмом. Архивные данные показывают, что евреи в ГУЛАГе составляли очень малый процент узников.

Причём, интеллектуальная или иная одарённость представителя антисистемы не может считаться основанием для его оправдания, скорее наоборот, поскольку все свои способности он направляет на разрушение своей страны. Поэтому, если принять вышеозначенную точку зрения, то не приходится сожалеть о якобы «лучших» людях страны, погибших в тисках «тоталитарного» режима.

Наконец, репрессии могли осуществляться и для обеспечения бесплатной рабочей силой грандиозных планов освоения Сибири и Дальнего Востока.

Политические процессы 30-50-х гг.По указанию Сталина сначала репрессиям подвергались бывшие идейные противники и возможные соперники, которые были объявлены агентами империализма и иностранных разведок. Такие же обвинения предъявлялись и другим коммунистам и беспартийным, никогда не участвовавшим ни в каких оппозициях. Были репрессированы не устраивавшие Сталина партийные и государственные деятели, многие другие ни в чем не повинные люди. Так утверждался режим личной власти Сталина, насаждался страх, подавлялось любое выражение собственного мнения. Не удивительно, что репрессиям в первую очередь подвергались старые большевики, соратники В.И. Ленина, т.к этих людей, идейно закаленных и имевших большой политический опыт, было труднее запугать, заставить отказаться от высказывания своих убеждений. Труднее их было и обмануть.

Чтобы оправдать массовые репрессии в глазах трудящихся был организован ряд открытых судебных процессов, главными обвиняемыми на которых стали виднейшие деятели партии и Советского государства. В январе 1935 года слушалось дело Зиновьева, Каменева и др. Тогда мера наказания была ограничена лишением свободы: Зиновьева на 10 лет, Каменева на 5 лет. Однако в августе 1936 года, когда начался процесс по делу "объединенного троцкистско-зиновьевского террористического центра", их вновь привлекают к ответственности и на этот раз приговаривают к расстрелу.

Самый крупный судебный процесс состоялся в марте 1938 года по делу "правотроцкистского блока", по которому проходили бывший член Политбюро ЦК Н.И. Бухарин, бывший член Политбюро ЦК председатель Совнаркома СССР А.И. Рыков, наркомы Крестинский, Розенгольц, Гринько, Чернов.

Смысл этих процессов состоял в том, чтобы в открытых судебных заседаниях обвиняемые сами "признались" в измене Родине и других тяжких преступлениях.

Встав на путь репрессий, Сталин настоял на том, чтобы был изменен порядок судопроизводства. Исполнителем этой его идеи стал Вышинский, выдвинутый Сталиным на пост Генерального прокурора. Вышинский "научно" доказал, что признание вины обвиняемым вполне достаточно для вынесения судебного решения. Следователи добивались пытками признания вины, оговаривали других. Если на суде они отказывались от прежних показаний, то их уже никто не слушал.

О широком применении незаконных методов следствия к арестованным дал показания еще в 1938 году бывший помощник начальника отдела НКВД Ушаков З.М., принимавший участие в допросах Тухачевского, Якира, Фельдмана.

О применении к арестованным жестоких мер воздействия свидетельствует и тот факт, что на протоколе допроса Тухачевского от 1 июня 1937 года, в котором зафиксировано признание вины Тухачевского, на листах дела 165-166 обнаружены пятна, которые по заключению биологической экспертизы являются каплями и мазками человеческой крови.

Кроме Тухачевского были уничтожены и опозорены еще тысячи командиров и комиссаров Красной Армии. Только с мая 1937 по октябрь 1938 года в армии и на флоте было репрессировано около 40000 человек. А впереди еще были другие процессы.

Среди них печальную известность получило "Ленинградское дело". Это была серия дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в конце 40х начале 50х годов. В результате этой акции были осуждены и физически уничтожены многие руководители, которые выдвинулись накануне и в годы Великой Отечественной войны. Их обвинили во вредительской подрывной работе в партии (они предлагали создать организацию ВКП (б) в РСФСР), в нарушении государственных планов (без ведома центра провели аукцион неликвидного промышленного оборудования) и даже в шпионаже. Сведения о судебном процессе в печать не поступили. На суде все обвиняемые заявили, что не виновны, но коллегия верховного суда приговорила их к расстрелу. Продолжением "Ленинградского дела" были суровые приговоры (расстрел, длительный срок тюремного заключения) еще более чем 200 партийным и советским работникам Ленинграда, близким и дальним родственникам Вознесенского, Кузнецова, Попкова, Радионова, Капустина и Лазутина.

"Ленинградское дело" Сталин рассматривал, как важное звено в цепи дальнейшего укрепления культа личности.

Последним политическим процессом стало дело о "Еврейском антифашистском комитете". Оно слушалось в мае - июле 1952 года. По делу было привлечено 15 человек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51757. ОПИС МІСЦЕВОСТІ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО ПРО ТЕКСТ, ЙОГО СТРУКТУРНІ ОСОБЛИВОСТІ. УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 233 KB
  УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ Мета: повторити й розширити теоретичні відомості про текст його ознаки будову засоби зв’язку речень у тексті; про особливості типів мовлення; розвивати навички стисло переказу вати розповідний текст з елементами опису місцевості формувати вміння розпізнавати тексти різних типів мовлення; удосконалювати мовлення восьмикласників їхнє логічне мислення пам’ять увагу культуру мовлення та письма. Як визначити основну думку в тексті Яку роль...
51759. ПОЕТИ, ЯКІ СПІВАЮТЬ СВОЇ ПІСНІ 136 KB
  Висоцького важко переоцінити їх пісні з кожним роком збагачуються виконанням новими співаками відкривають нам думки та сподівання збагачують наш світогляд та внутрішній світ. Звісно – це мистецтво: музика або література танці або пісняАвторська пісня Булат Окуджава Володимир Висоцький Юрій Візбор Цих людей називають російськими шансоньєЇх пісні підкорюють своєю щирістю своєю правдою та красою. Давайте спробуємо згадати: як називається...
51761. Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі 42 KB
  Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі Ступінь зрілості – це багатомірний стан дитини який реально показує наскільки вона відбулася як член суспільства може пристосуватися і сприймати соціум. Встановлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі – це створення активного освітньовиховного простору який сприяє оптимальному саморозвитку самореалізації учителя та учнів як суб’єктів освітнього процесу. Метою акмеологічного простору є плекання громадянина України цілісний...
51763. Стандартизация школьного образования в области информатики 23.5 KB
  Цель: ознакомить со стандартизацией школьного образования в области информатики Учебные задачи: знать дату принятия закона Об образовании; знать требования определяемые общеобразовательным стандартом по информатике; уметь делать выводы План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Продолжительность занятия: 1 часа.