37172

Церковные реформы. Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. Раскол как общественное явление

Доклад

История и СИД

Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века по замечанию историка С. Никон ещё будучи в Новгороде старался привести духовенство к благочестию и соблюдению церковного устава. Став патриархом Никон занялся просмотром патриаршей библиотеки где нашёл древнюю грамоту об учреждении патриаршества в Москве подписанную восточными иерархами.

Русский

2013-09-23

20.59 KB

15 чел.

Вопрос 13.

Церковные реформы. Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. Раскол как общественное явление.

  1.  Церковные реформы.

К середине XVII в. окончательно утвердилось представление об исключительности Русской Православной церкви – единственной преемницы и хранительницы благочестия, т.к. до XV в. Русь считалась духовной дочерью Византии, откуда получила крещение.

В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон — «один из самых крупных, могучих русских деятелей XVII века», по замечанию историка С.Ф. Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, старался привести духовенство к благочестию и соблюдению церковного устава. Так, он восстановил живую устную проповедь, стремился к введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и пение молитв, практиковавшееся для ускорения хода службы. Он также решительно взялся за исправление русских богослужебных книг. Став патриархом, Никон занялся просмотром патриаршей библиотеки, где нашёл древнюю грамоту об учреждении патриаршества в Москве, подписанную восточными иерархами. В грамоте указывалось на необходимость строгого согласования обрядов православных церквей. Никон сам приступил к проверке, чтобы установить, не отступила ли в чём Русская Православная церковь от греческих традиций. И вскоре он убедился в «неисправности» текстов важнейших церковных книг.

Первым шагом на пути исправления книг и приведения обрядов к единообразию стал указ патриарха Никона о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы Святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха было невозможно. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными авторитетами. И в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви. В результате длительных обсуждений решено было «достойно и праведно исправить книги противо старых харатейных (написанных на пергаменте) и греческих».

Соборному рассмотрению подлежали русские церковные обряды и службы — лития, литургия, проскомидия и другие, отличавшиеся от практики Восточной Православной церкви того времени, а также богослужебные книги, т. к. к тому времени уже был напечатан исправленный Служебник. Этот Служебник был одобрен высочайшим собранием, хотя и содержал значительные изменения по сравнению с прежними его изданиями.

Вопрос о перстосложении вновь оказался в центре внимания следующего собора, созванного в 1656 г. Ещё до его открытия, в день памяти Святого Мелетия, патриарха Антиохийского, — 12 февраля 1656 г. — в заутреню было прочитано житие этого владыки, где говорилось о чудесном знамении от перстов Святого Мелетия. По окончании чтения Никон попросил патриарха Антиохийского Макария высказать перед народом своё мнение о перстосложении. Макарий ответил, что он как преемник Святого Мелетия понимает это место в житии следующим образом: когда Мелетий в споре с арианами показал три первых перста разъединёнными, то знамения не было, а когда он их соединил вместе, а два последних пригнул к ладони, то произошло чудо. Соединением перстов Святой Мелетий доказывал равенство и единосущность лиц Святой Троицы. Через 12 дней после чтения жития наступила вторая неделя поста, или неделя Православия; в связи с этим три патриарха совершили богослужение в Успенском соборе. По окончании чина Православия тот же Макарий в присутствии царя, многочисленного духовенства и народа прямо сказал, что на Востоке все молятся троеперстно, а также предал проклятию сторонников двуперстного знамения. Его поддержали и патриарх Сербский Гавриил, и митрополит Никейский Григорий. Поэтому собор русских иерархов, открывшийся 23 апреля 1656 г., постановил предать отлучению от церкви всех крестящихся двуперстно.

Все эти события — заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий — вызвали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Люди часто не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушает древние догматы. Объяснить же суть происходящего зачастую не способны были и сами священники, многие из которых не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. По народным же представлениям, кому как не духовенству надлежало разбираться в вопросах веры. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий — голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать в исправлении священных книг, а виновником считать «латинского выученика» и «еретика» старца Арсения, который этим занимался по повелению патриарха Никона.

  1.  Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

В это время неожиданно для себя и сам Никон, столь ревностно проводивший все эти реформы, почувствовал, что царь Алексей Михайлович уже охладел к нему. В 1658 г. в Москве проходила торжественная встреча грузинского царевича Теймураза; в его честь царь дал обед, на который патриарх позван не был. Более того, во время шествия во дворец царский окольничий обидел боярина, близкого к Никону, ударив его палкой по голове. Этот поступок был оставлен царём безнаказанным. Затем в праздник Казанской Божьей Матери, 8 июля, и в праздник Положения Ризы Господней, 10 июля, Алексей Михайлович, несмотря на приглашение патриарха, в собор не явился. Это было в глазах Никона прямым оскорблением патриаршества как духовной власти, которую он ставил выше власти царской. И тогда Никон отправился пешком, с одной клюкой, на Воскресенское подворье, а оттуда удалился в Воскресенский (ныне Новоиерусалимский) монастырь. Добровольный уход Никона с патриаршего престола был событием невиданным и воспринимался в обществе трагически.

Но примирения, ожидавшегося Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было даже предложено стать царским духовником, правда, при условии прекращения им проповеди старой веры. Но для ревностного сторонника старых обрядов это было невозможно, и в 1664 г. царь приказал сослать его вновь. Столица да и всё Московское государство были в великом смятении. Со всех сторон приходили челобитные на «многомятежного» Никона. Старую веру поддерживали широкие массы народа, часть духовенства и известные, влиятельные боярские семейства (такие, как Морозовы, Урусовы), князь Иван Андреевич Хованский, а также дворецкий и любимец боярина Салтыкова Исайя, архимандрит Покровского монастыря Спиридон Потёмкин, игумен Златоустовского монастыря Феоктист. Церкви оставались пустыми, поэтому священники вынуждены были вернуться к службе по старым книгам. Даже в главном соборе Руси (Успенском) шли споры о том, как петь — по-старому или по-новому.

3.Раскол как общественное явление

Царь Алексей Михайлович в 1666 г. созвал собор для суда над противниками реформы. Патриарх Никон был осуждён и сослан в отдалённый монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйю трижды, творить крестное знамение тремя первыми перстами правой руки, печатать просфоры четырёхконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца.

Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор назвал расколоучителями и еретиками.

Первоначально всех осуждённых собором сослали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые — Иван Неронов, Феоктист, епископ Вятский Александр — всё же покаялись и были прощены. Преданного же анафеме и лишённого сана протопопа Аввакума отправили в Пустозерский острог в низовьях реки Печоры.

Но даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем больше ты нас мучиши, тем больше мы тебя любим».

В народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки... Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные войска несколько лет осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено.

Чем беспощаднее и суровее были начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть за старую веру стали смотреть как на мученический подвиг.

Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношение государства к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один — уйти.

Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками.

Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгород-Северская земля.

Знаменитым местом старообрядчества конца XVII столетия, несомненно, был и Керженец, названный так по одноимённой речке. Множество скитов было устроено в чернораменских лесах. Здесь велась оживлённая полемика по догматическим вопросам, к которой прислушивался весь старообрядческий мир. Отсюда, спасаясь от расправы, староверы отправлялись дальше — на Урал и в Сибирь, где возникали новые влиятельные центры старообрядчества.

К 1698 г. старообрядчество проникло уже за Терек, в ущелья Большой Кабарды. Появились старообрядческие слободы и на Нижней Волге, особенно вокруг Астрахани.

К концу XVII в. наметились основные направления в старообрядчестве. Впоследствии каждое из них будет иметь свои традиции и богатую историю.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67330. Доходи та прибуток. Прибуток торговельного підприємства 61.79 KB
  В умовах ринкової економіки основним показником господарської діяльності торгового підприємства є прибуток. Це пов'язано з тим, що для підприємства, яке несе повну матеріальну відповідальність за результати своєї торгово-господарської діяльності, основною метою є не забезпечення найбільшого обсягу товарообороту, а отримання максимально можливих прибутків.
67331. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ 362 KB
  Знать: Клинические признаки основных специфических хирургических инфекций; методы и технику специфической профилактики столбняка. Иммунитет после перенесенного столбняка не вырабатывается поскольку доза токсина вызывающая заболевание слишком мала.
67333. Процессы управления конфигурацией программных средств 249.5 KB
  Цель управления конфигурацией при разработке и сопровождении сложных программных средств и систем состоящих из многих компонентов единиц конфигурации каждый из которых может иметь разновидности или версии обеспечить управляемое и контролируемое развитие их структуры состава компонентов...
67334. Вимоги та методи захисту від НСД 48.2 KB
  З точки зору споживачів інформація, що використовується, має деяку якість, тому при її використанні з’являється можливість отримати певний економічний, моральний тощо ефекти. Наприклад, збереження інформації у таємниці та з забезпеченням її цілісності...
67335. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 48.5 KB
  Социальная система это упорядоченное целое nредставляющее собой совокупность отдельных социальных элементов индивидов гpyпп оpганизаций институтов. Общество может само рассматриваться как система состоящая из множества подсистем а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.
67336. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 63.5 KB
  Термин структура от лат. Поэтому определение социальной структуры отражающее это понимание общества может быть таким: социальная структура это пpинявшее повторяющиеся и устойчивые фоpмы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.
67337. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 55 KB
  Мы уже говорили выше, что социальный феномен власти He исчерпывается государственной или политической властью. Отношения власти, считал М. Вебер, составляют одно из измерений социальной стратификации и потому пронизывают все общество сверху донизу. Они предусмотрены институциональной структурой общества, которая иерархична...
67338. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 71 KB
  Существование конфликта предполагает что его участники обладают автономией и в то же время взаимозависимы поскольку находятся в едином социальном поле. На экспериментальном уровне этот вид социального конфликта успешно исследовали М. В конфликтах такого рода доминирует чувство групповой...