37174

Северная война и ее влияние на внутренне положение России

Доклад

История и СИД

После победы под Нарвой Карл XII решил что разгромленная им русская армия более не сможет продолжать войну. армия получила 268 орудий в том числе 100 полковых а в 1702 г. шведская армия сосредоточилась у Минска где Карл XII уже заручившийся поддержкой Мазепы изменившего русскому царю стал поджидать казачьи войска обещанные гетманом. Но тут русская армия выполняя замысел Петра I начала медленно отступая постоянно тревожить шведов внезапными нападениями и кратковременными стычками.

Русский

2013-09-23

16.82 KB

7 чел.

Вопрос 15.

Северная война и ее влияние на внутренне положение России.

В 1700 г. между Швецией и странами Северного союза начались боевые действия, вошедшие в историю под названием Северной войны, продолжавшейся 21 год. Для союзников (датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II, который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (Прибалтики); русский же царь стремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.) первые же месяцы этой войны оказались неудачными.

19 августа Россия объявила войну Швеции. В это время Август II осаждал Ригу. Польский король тоже вынужден был отступить и увести свои войска. И лишь после этого Карл XII обрушился всеми силами на Россию, которой пришлось в одиночку вести боевые действия с наиболее могущественной из всех армий Европы. Эта война делится современными историками на два периода: первый — с осени 1700 г. (начало осады Нарвы) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй — с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

В октябре 1700 г. Пётр I осадил город-крепость Нарву, считавшуюся ключом к Ингерманландии, расположенной на восточном берегу Финского залива. Падение Нарвы открыло бы России путь к морю. Казалось, что взять эту крепость не составит большого труда, ведь гарнизон её насчитывал всего 3 тыс. человек. В русской же армии было 34 тыс. человек и 145 орудий. Однако за полтора месяца русским так и не удалось сломить сопротивление шведского гарнизона.

19 ноября 1700 г. под Нарвой произошло крупное сражение, закончившееся победой шведов.

После победы под Нарвой Карл XII решил, что разгромленная им русская армия более не сможет продолжать войну. И в конце июля 1701 г. ушёл с главными силами в Польшу, где в течение следующих трёх лет воевал против Августа II, вытесняя его из балтийских провинций.

Между тем поражение под Нарвой не обескуражило россиян. Наоборот, оно, по словам Петра I, «леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило». Русский царь энергично взялся за воссоздание и переустройство своей армии. И уже в 1701 г. армия получила 268 орудий, в том числе 100 полковых, а в 1702 г. было отлито ещё 140 пушек.

К началу июня 1708 г. шведская армия сосредоточилась у Минска, где Карл XII, уже заручившийся поддержкой Мазепы, изменившего русскому царю, стал поджидать казачьи войска, обещанные гетманом. Однако Мазепа задерживался, и Карл двинулся дальше. Переправившись у Головчина через Березину, он подошёл к Могилёву, где вновь остановился в ожидании подкрепления — 16-тысячного отряда, который под командованием генерала Левенгаупта шёл на соединение с основными силами из прибалтийских провинций, сопровождая огромный обоз в 7 тыс. возов с продовольствием и боеприпасами. Но и Левенгаупт тоже почему-то задерживался. И в начале августа нетерпеливый Карл, так и не дождавшись обоза, выступил из Могилёва в направлении Смоленска.

Но тут русская армия, выполняя замысел Петра I, начала, медленно отступая, постоянно тревожить шведов внезапными нападениями и кратковременными стычками. Так, у села Доброе, а затем и у деревни Раевки русские отряды наголову разбили передовые части шведов.

В середине ноября 1708 г. шведы вышли к предместьям Полтавы и расположились на зимние квартиры. Русские войска в это время стояли у городка Лебедин и постоянно совершали нападения на шведский лагерь. Целую зиму Карл XII разрабатывал план, как заставить русского царя принять открытый бой, и наконец решил осадить Полтаву.

И 25 апреля 1709 г. шведские войска осадили город. Два месяца жители Полтавы выдерживали натиск противника. Наконец к городу подошла русская армия, и 27 июня состоялась столь долгожданная для Карла битва, в которой шведская армия потерпела сокрушительное поражение. Шведская сухопутная армия практически прекратила своё существование.

Исход войны был решен в пользу России.

После победы в Полтавской битве международное положение России упрочилось. Король Дании Фридрих IV и вернувший себе польский престол Август II возобновили союз с Россией. Однако в войну вступила Турция, приютившая шведского короля. Огромная турецкая армия численностью в 200 тысяч человек в 1711 г. окружила войска Петра I на реке Прут. И лишь ценой уступки Азова этот военный конфликт был улажен.

27 июля 1714 г. у мыса Гангут произошло крупнейшее морское сражение, в котором русский галерный флот разбил сильную шведскую эскадру. Командовавший эскадрой адмирал Эреншельд с десятью кораблями сдался в плен. Эту победу Пётр I назвал «второй Полтавой».

Пётр I решил вступить в мирные переговоры с Карлом XII. Однако они были прерваны гибелью шведского короля при осаде норвежской крепости Фредериксхалль. Сменившая же его на престоле королева Ульрика-Элеонора в ноябре 1719 г. при посредничестве Франции заключила мир с Пруссией, Данией и Саксонией. Чтобы вынудить шведскую королеву заключить мир и с Россией, Пётр I направил в Балтийское море свой флот. Русские утвердились на Аландских островах и в течение двух лет совершали десантные высадки на восточный берег Швеции, а в июле 1720 г. разгромили шведскую эскадру у Гренгама.

В итоге 30 августа 1721 г. в Ништадте наконец был подписан российско-шведский мирный договор, по которому Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с городами Выборгом и Кексгольмом и все острова Финского и Рижского заливов отошли к России, а Швеция получила обратно большую часть Финляндии. Россия уплатила Швеции в качестве компенсации 2 млн. ефимков, и Швеция получила право ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеб на сумму 50 тыс. рублей.

Длительная борьба за морское побережье закончилась. Россия получила выход в Балтийское море, а победа в Северной войне выдвинула её в число крупнейших европейских держав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73775. Профессионально-этические принципы работы практического психолога 25.21 KB
  Очевидные самоочевидные и даже в чемто банальные принципы типа не кричи на клиента не бей клиента не плюй в клиента не наноси ему увечий и т. Например психологконсультант неоправданно оскорбляет клиента доводя его до истерики или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы был случай когда один весьма солидный специалист в профконсультации под видом инноваций применил метод иглоукалывания да еще в затемненной комнате при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка. Роджерса пишет:...
73776. Этические проблемы в научной деятельности психолога 22.64 KB
  Проблема в том что для чистоты исследования часто приходится работать в режиме субъектобъектных отношений что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психологаисследователя. Проблема недобросовестности исследования. Этическая проблема заключается в вынужденной необходимости истинных авторов соглашаться на такое соавторство ради того чтобы книга вообще была издана. Очень непростой является проблема семейственности в науке когда с одной стороны создаются благоприятные условия для откровенных...
73777. Важнейшие требования к личности практического психолога 14.66 KB
  Иными словами превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому а также психокоррекционному и психодиагностическому инструментарию при этом личностные характеристики психолога считаются чемто вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента. Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты желательные для практического психолога: ...
73778. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога 22.45 KB
  Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в модель все характеристики профессиональной деятельности вместе с необходимостью импровизировать в труде а также невозможно выделить общепризнанный стандартнообразцовый профиль личностных и профессиональных качеств специалиста под который можно было бы подгонять будущих психологов. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста: 1 профессиограмму то есть описание самой деятельности психолога; 2 профессиональнодолжностные требования...
73779. Профессиональные деструкции в развитии психолога 22.97 KB
  Работа может способствовать личностному развитию но может иметь и отрицательные для личности последствия. Проблема в балансе соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда в ухудшении взаимоотношений с окружающими в ухудшении здоровья и главное в формировании отрицательных личностных качеств и даже в распаде целостной личности работника. Специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества формирующиеся в работе школьных учителей: ...
73780. Эффективность труда психолога 20.5 KB
  Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем что основной результат его работы существует сокрыт во внутреннем мире других людей. Центральные вопросы связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога состоят в следующем: кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку По всей видимости официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации где психолог работает профессиональное сообщество клиенты сам...
73781. Работа психолога в образовании: цели и направления работы 20.26 KB
  В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей с нарушениями в их поведении с трудностями в обшении в той или иной системе отношений и т. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Психо-профилактическая работа формирование педагогов детей родителей или лиц их заменяющих общей психологической культуры...