37174

Северная война и ее влияние на внутренне положение России

Доклад

История и СИД

После победы под Нарвой Карл XII решил что разгромленная им русская армия более не сможет продолжать войну. армия получила 268 орудий в том числе 100 полковых а в 1702 г. шведская армия сосредоточилась у Минска где Карл XII уже заручившийся поддержкой Мазепы изменившего русскому царю стал поджидать казачьи войска обещанные гетманом. Но тут русская армия выполняя замысел Петра I начала медленно отступая постоянно тревожить шведов внезапными нападениями и кратковременными стычками.

Русский

2013-09-23

16.82 KB

7 чел.

Вопрос 15.

Северная война и ее влияние на внутренне положение России.

В 1700 г. между Швецией и странами Северного союза начались боевые действия, вошедшие в историю под названием Северной войны, продолжавшейся 21 год. Для союзников (датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II, который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (Прибалтики); русский же царь стремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.) первые же месяцы этой войны оказались неудачными.

19 августа Россия объявила войну Швеции. В это время Август II осаждал Ригу. Польский король тоже вынужден был отступить и увести свои войска. И лишь после этого Карл XII обрушился всеми силами на Россию, которой пришлось в одиночку вести боевые действия с наиболее могущественной из всех армий Европы. Эта война делится современными историками на два периода: первый — с осени 1700 г. (начало осады Нарвы) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй — с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

В октябре 1700 г. Пётр I осадил город-крепость Нарву, считавшуюся ключом к Ингерманландии, расположенной на восточном берегу Финского залива. Падение Нарвы открыло бы России путь к морю. Казалось, что взять эту крепость не составит большого труда, ведь гарнизон её насчитывал всего 3 тыс. человек. В русской же армии было 34 тыс. человек и 145 орудий. Однако за полтора месяца русским так и не удалось сломить сопротивление шведского гарнизона.

19 ноября 1700 г. под Нарвой произошло крупное сражение, закончившееся победой шведов.

После победы под Нарвой Карл XII решил, что разгромленная им русская армия более не сможет продолжать войну. И в конце июля 1701 г. ушёл с главными силами в Польшу, где в течение следующих трёх лет воевал против Августа II, вытесняя его из балтийских провинций.

Между тем поражение под Нарвой не обескуражило россиян. Наоборот, оно, по словам Петра I, «леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило». Русский царь энергично взялся за воссоздание и переустройство своей армии. И уже в 1701 г. армия получила 268 орудий, в том числе 100 полковых, а в 1702 г. было отлито ещё 140 пушек.

К началу июня 1708 г. шведская армия сосредоточилась у Минска, где Карл XII, уже заручившийся поддержкой Мазепы, изменившего русскому царю, стал поджидать казачьи войска, обещанные гетманом. Однако Мазепа задерживался, и Карл двинулся дальше. Переправившись у Головчина через Березину, он подошёл к Могилёву, где вновь остановился в ожидании подкрепления — 16-тысячного отряда, который под командованием генерала Левенгаупта шёл на соединение с основными силами из прибалтийских провинций, сопровождая огромный обоз в 7 тыс. возов с продовольствием и боеприпасами. Но и Левенгаупт тоже почему-то задерживался. И в начале августа нетерпеливый Карл, так и не дождавшись обоза, выступил из Могилёва в направлении Смоленска.

Но тут русская армия, выполняя замысел Петра I, начала, медленно отступая, постоянно тревожить шведов внезапными нападениями и кратковременными стычками. Так, у села Доброе, а затем и у деревни Раевки русские отряды наголову разбили передовые части шведов.

В середине ноября 1708 г. шведы вышли к предместьям Полтавы и расположились на зимние квартиры. Русские войска в это время стояли у городка Лебедин и постоянно совершали нападения на шведский лагерь. Целую зиму Карл XII разрабатывал план, как заставить русского царя принять открытый бой, и наконец решил осадить Полтаву.

И 25 апреля 1709 г. шведские войска осадили город. Два месяца жители Полтавы выдерживали натиск противника. Наконец к городу подошла русская армия, и 27 июня состоялась столь долгожданная для Карла битва, в которой шведская армия потерпела сокрушительное поражение. Шведская сухопутная армия практически прекратила своё существование.

Исход войны был решен в пользу России.

После победы в Полтавской битве международное положение России упрочилось. Король Дании Фридрих IV и вернувший себе польский престол Август II возобновили союз с Россией. Однако в войну вступила Турция, приютившая шведского короля. Огромная турецкая армия численностью в 200 тысяч человек в 1711 г. окружила войска Петра I на реке Прут. И лишь ценой уступки Азова этот военный конфликт был улажен.

27 июля 1714 г. у мыса Гангут произошло крупнейшее морское сражение, в котором русский галерный флот разбил сильную шведскую эскадру. Командовавший эскадрой адмирал Эреншельд с десятью кораблями сдался в плен. Эту победу Пётр I назвал «второй Полтавой».

Пётр I решил вступить в мирные переговоры с Карлом XII. Однако они были прерваны гибелью шведского короля при осаде норвежской крепости Фредериксхалль. Сменившая же его на престоле королева Ульрика-Элеонора в ноябре 1719 г. при посредничестве Франции заключила мир с Пруссией, Данией и Саксонией. Чтобы вынудить шведскую королеву заключить мир и с Россией, Пётр I направил в Балтийское море свой флот. Русские утвердились на Аландских островах и в течение двух лет совершали десантные высадки на восточный берег Швеции, а в июле 1720 г. разгромили шведскую эскадру у Гренгама.

В итоге 30 августа 1721 г. в Ништадте наконец был подписан российско-шведский мирный договор, по которому Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с городами Выборгом и Кексгольмом и все острова Финского и Рижского заливов отошли к России, а Швеция получила обратно большую часть Финляндии. Россия уплатила Швеции в качестве компенсации 2 млн. ефимков, и Швеция получила право ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеб на сумму 50 тыс. рублей.

Длительная борьба за морское побережье закончилась. Россия получила выход в Балтийское море, а победа в Северной войне выдвинула её в число крупнейших европейских держав.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74956. Додавання й віднімання виду 430 + 500, 430 + 50, 760 – 400, 760 – 40. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці. Складена задача, яка включає суму двох або трьох доданків 54 KB
  Мета. Закріплювати вміння учнів додавати круглі трицифрові числа різними способами. Працювати над розв’язуванням задач. Розкриватимемо таємниці єгипетських пірамід. Розвивати обчислювальні навички, логічне мислення, пам’ять.
74957. Множення на 0, 1 35.5 KB
  МЕТА: Сформувати вміння та навички учнів при обчисленні прикладів на множення 0, 1; розвивати обчислювальні навички, розвивати пізнавальний інтерес до вивчення математики, виховувати уважність.
74958. Сравнение задач на пропорциональное деление. Деление с остатком трехзначных чисел на круглые десятки 43 KB
  Задачи: Развивать умение решать задачи на пропорциональное деление. Развивать навыки деления трехзначных чисел на круглые с остатком. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать дружеские отношения в соревновании.
74959. Вправи і задачі на засвоєння таблиці ділення на 8. Задачі на знаходження невідомого діленого шляхом складання рівняння 60 KB
  Мета: закріпити таблицю ділення на 8 навчити розвязувати задачі на знаходження невідомого діленого складаючи рівняння повторити зв’язок дій множення і ділення; формувати вміння розвязувати задачі на три дії; розвивати логічне мислення увагу...
74960. Ознайомлення з художнім прийомом в живописі «пуантилізмом». Малювання рибки 36.5 KB
  МЕТА. Ознайомлення учнів з різноманітністю форм та забарвлення мешканців озер,річок, морів, океанів; ознайомити із художнім прийомом в живописі «пуантилізмом», формування навичок культури роботи з різними художніми матеріалами, виконання вправ на розвиток руки...
74961. Заняття з образотворчого мистецтва «Мандрівка до осіннього лісу» в 2 класі 40 KB
  Мета: учити дітей малювати листочки різними способами, робити відбитки природних матеріалів, досягти композиції шляхом правильного розміщення на площині, розвивати кольоровідчуття ока, образне мислення, уміння бачити красу й гармонію довколишнього світу...
74962. Світло і тіні. Замальовка «Рум’яне яблучко» 51 KB
  Мета: дати учням короткі відомості про світло, тінь, об’єм; продовжити знайомити учнів з виражальними засобами живопису; формувати вміння аналізувати та змішувати кольори; формувати образне, логічне та просторове мислення; стимулювати розвиток допитливості...
74963. Осінній натюрморт. Натюрморт як жанр образотворчого мистецтва. Зображення осіннього натюрморту з натури 91.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з різними видами і жанрами образотворчого мистецтва. Провести бесіду про один із жанрів - натюрморт. Вчити дітей малювати натюрморт, передаючи правильне розміщення, розмір, форму, пропорції і колір предметів.
74964. Математичний фестиваль 202.5 KB
  Зацікавити розум дитини, прищепити учневі смак, пристрасть до навчання, інтерес до предмета, активізувати і стимулювати розумову і пізнавальну діяльність, розвивати самостійність і творчість, логічне та образне мислення, математичну мову учнів, через гру інтерес до математики...