37182

Право регулирования денежного обращение страны

Доклад

Деньги и денежные системы

Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются: обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ законодательной и исполнительной властями; поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны; обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами...

Русский

2013-09-23

92.5 KB

3 чел.

Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики. Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются:

обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями;

поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны;

обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами, позволяющими оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране.

Распределение полномочий в сфере регулирования денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Важная роль в организации денежного обращения в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г» ст. 83 «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.

При этом во избежание злоупотреблений со стороны Президента РФ в кадровом вопросе Государственная Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п. «в» ст. 103 Конституции РФ).

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 114) как исполнительный орган страны «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения России, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, — защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения России дана в федеральных законах «О Центральном банке ...» и «О банках и банковской деятельности», где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты данных федеральных законов о роли и месте ЦБ РФ (Банка России) в организации и регулировании национального денежного обращения были рассмотрены в предыдущем параграфе данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке оперативного регулирования денежного обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства — Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Так, гл. 46, ст. 861 ГК РФ предусматривают, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке», а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что «расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П;

Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

прогнозирование;

лимитирование;

системное банковское контролирование;

ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;

проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;

ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов — предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России.

Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Положением № 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствущей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке ...».

В целом существующую систему нормативного регулирования наличного денежного обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе «положительных» банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть.

Несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения — высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму.

В соответствии с ФЗ О Центральном банке Российской Федера ции Банк России является органом регулирования и надзора за деятель ностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

•                    предупреждать возможность возникновения системного бан ковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами);

•                    защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

•                    не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

•                    способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

•                    макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

•                    социальноэкономические приоритеты развития общества;

•                    совершенство законодательной базы;

проводимая Банком России кредитная политика;

•                    степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

•                    исторически сложившиеся особенности организации банков ского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

•                    ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

•                    независимое агентство, несущее ответственность перед пар ламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

•                    смешанный тип организации, например, в США – Федераль ная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депо зитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Ко митет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентив ный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор (рис. 6)

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ог раничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые , нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе О банках и банковской деятельно сти и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осущест вляться в следующих формах: 

•                    анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

•                    проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее ау диторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенн ые ау диторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил на рушение коммерческим банком банковского законодательства или от дельных нормативов, он имеет право:

•                    взыскать штраф;

•                    назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

•                    отозвать лицензию на право осуществления банковской дея тельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

•                    постепенный переход на международные стандарты регули рования и надзора;

•                    введение системы раннего оповещения и быстрого реагирования на появление проблемных кредитных организаций;

•                    переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

•                    укрепление банковского менеджмента 1 ;

•                    совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

•         ограничение деятельности финансовонесостоятельных КО 2 .
Совершенствование регулирования и надзора Банк России опреде

ляет в соответствии с Базовыми принципами эффективного над зора за банковской деятельностью, сформированными Базельским комитетом 3 .

С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

•                    баланс;

•                    отчет о прибылях / убытках.

•                    размер капитала;

•                    Н 1 – норматив достаточности капитала;

•         величина резервов на возможные потери по ссудам и иным
активам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30147. Введение изучается значение станций технического обслуживания необходимость их планирования приводится. 2.31 MB
  Она будет представлена деревьями и кустарниками как лиственных пород так и хвойных пород. Еще в течение года специалисты ООО РесурсАудит выезжают на АЗС чтобы удостовериться что работа станции соответствует нормативам. Эти устройства могут принести немалую пользу автомобилистам.час; численность рабочих – 84 чел; число постов – 70 ; количество автомобиле мест ожидания и хранения – 51; площадь территории – 1929 м2; Генеральный план СТО и технологическая планировка участка представлены в графической части на листах формата А1...
30148. АУ «ТЕХНОПАРК – МОРДОВИЯ»: КОНЦЕПЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕЙ И РАЗРАБОТОК, ИХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 204.23 KB
  Приоритетные цели реализации проекта развития ТехнопаркаМордовия: развитие инфраструктуры в интересах реализации инновационного потенциала Республики Мордовия создание условий для работы и ускоренного взаимодействия высокотехнологичных компаний научных организаций высших учебных заведений инвесторов заказчиков. ускорение коммерциализации рыночно ориентированных проектов активное продвижение продуктов компаний технопарка помощь в поиске партнеров и в выходе на рынок стимулирование...
30149. Анализ предприятия ДОАО “Механизированная колонна-№88” 704.8 KB
  Предприятие включает в себя автомобильную колонну 88 автомобилей и 27 прицепа ремонтномеханические мастерские зону ТО и ТР автозаправочный пункт вспомогательные службы и органы управления. Состояние дорог в городской и пригородной зоне Архангельска неудовлетворительное что негативно сказывается на состояние автомобилей .1 представлен генеральный план ДОАО €œМеханизированная колонна№88€ 1 контора 2 – зона ТО и Р 3 – мойка 4 – стоянка автомобилей 5 – ремонтные мастерские 6 – теплый бокс 7 – эстакада 8 – ОТК 9 –...
30150. Расчёт количества ТО и текущих ремонтов для парка машин и тракторов 64.19 KB
  Установив число ремонтов и ТО по каждой группе машин одной марки рассчитываем их годовую трудоёмкость по формуле: чел.16 где Тто суммарная трудоёмкость ТО и устранение неисправностей чел. Ттр...
30151. Описание технологического процесса приготовления салата фирменного «Пикантный», стейка из свинины 227.67 KB
  Правильно организованный, подготовленный и проведённый на научной основе технологический процесс приготовления блюд и кулинарных изделий позволит полностью исключить присутствие в готовых блюдах вредных веществ и соединений, сохранить в них полезные для человека вещества.
30152. Направления повышения финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО Дека 222.19 KB
  1 Теоретические и методологические основы анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 1.1 Понятие и сущность финансовой устойчивости предприятия.3 Методологические основы анализа финансовой устойчивости и платежеспособности 2 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на примере ОАО Дека . При этом увеличение значимости финансов и выдвижение роли финансовых аспектов деятельности предприятия на первый план в современном обществе – это...
30154. Сущность и задачи ВЭД организации и определение понятия экспорта 357 KB
  1 Сущность и задачи ВЭД организации и определение понятия экспорта Внешнеэкономическая деятельность предприятий это сфера хозяйственной деятельности связанная с международной производственной и научнотехнической кооперацией экспортом и импортом продукции выходом предприятия на внешний рынок. Экспорт продажа иностранному партнеру товаров в материальновещественной форме с вывозом их за границу продажа услуг и научнотехнической продукции. Эффективность такого механизма во многом зависит от номенклатуры импортируемых товаров спроса на...
30155. Изучение дистанционного банковского обслуживания, как одного из самых перспективных направлений развития банковской системы, а также изучение степени развитости данного вида услуг на примере ЗАО МКБ Москомприватбанк 472.79 KB
  Первые получают возможность совершать широкий спектр операций в любое время суток в любом месте с помощью доступных средств компьютера с выходом в интернет мобильного или стационарного телефона банкоматов и киосков самообслуживания и др. С технической стороны подобные системы существуют достаточно давно но только с массовым распространением Интернета они смогли получить всеобщее признание поскольку появилась возможность осуществлять операции со счетом из любой точки земного шара где есть доступ в Сеть. Все больше операций совершается с...