37185

Денежная система

Доклад

Деньги и денежные системы

В зависимости от вида денег деньги как товар выполняющий роль всеобщего эквивалента или деньги как знак стоимости различают денежные системы двух типов:1 система металлического обращения которая базируется на действительных деньгах серебро золото выполняющих все пять функций а образующиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;2 система бумажнокредитного обращения при которой действительные деньги вытесняются знаками стоимости а в обращении находятся бумажные казначейские векселя либо кредитные...

Русский

2013-09-23

44.5 KB

1 чел.

Понятие

Денежная система-это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма денежного обращения.
В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают денежные системы двух типов:
1) система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все пять функций, а образующиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;
2) система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытесняются знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.
При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм — в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.
Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар.

Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из одного благородного металла и знаки стоимости, разменные на монеты.
В результате мирового экономического кризиса(1929—1933 гг.)были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги.
Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.

Элементы

Современные денежные системы разных стран, несмотря на определенные особенности, имеют много общих черт. Они включают в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного обращения.
Денежная единица — установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США— 100 центов, 1 английский фунт стерлингов —100 пенсов).
Гривна — это денежная и весовая единица Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Вес гривны приблизительно равен фунту серебра. Название идет от названия обруча из золота или серебра, который женщины носили на шее как украшение. Для удобства обручи рубились на части, которые самостоятельно вступали в обращение. Это послужило основанием для наименования денежной единицы — рубль. Во времена УНР (1918—1920 гг.) выпускались в обращение кредитные билеты Государственного банка Украины — гривны. В 1991 г. после провозглашения независимости исходя из тысячелетней традиции образования украинского государства Верховный Совет Украины принял решение назвать гривной денежную единицу в Украине.

Масштаб цен — средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. Обычно при образовании новых денежных систем, проведении денежных реформ, девальвациях и ревальвациях законодательным актом государство устанавливало и золотое содержание денежной единицы, которое являлось важным элементом системы ценообразования в стране.
Виды денег, являющиеся законными платежными средствами, —это прежде всего кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Денежная система России

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г. Официальной денежной единицей (валютой) в России является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изьятия на территории РФ обладает ЦБ РФ. Основными видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами ЦБ России, в  том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами и резервами кредитных

учреждений.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в кредитных учреждениях. ЦБ России выполняет следующие функции. 

В целях регулирования денежно-кредитной политики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты:

ставки учетного процента (дисконтную политику);

нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

операции на открытом рынке;

регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную массу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением ЦБ в пределах эмиссионной директивы, т. Е. Предельного размера выпуска денег в обращение.

Денежная система РФ: особенности и проблемы развития
Денежная единица - рубль. Эмиссия и выпуск денежных знаков запрещен. Масштаб цен устанавливается государством. Виды денег - банкноты, разменные монеты. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране. Основными элементами денежной системы являются: 1. Наименование денежной единицы и ее частей - возникает исторически, но полностью зависит от государства. 2. Виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу: банковские билеты (банкноты), казначейские билеты и разменная монета - определяются специальными законами государства или актами правительства. 3. Масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. 4. Валютный курс - соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью. Он характеризует “цену” денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. 5. Порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков - эти процессы регулируются внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного положения. 6. Регламентация безналичного денежного оборота - путем установления государством порядка функционирования денег, зачисленных на счета. 7. Правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчетов - ориентированы для обслуживания оборота внутри страны. 8. Государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование - обычно выступает центральный (национальный) банк страны - Центральный Банк РФ (Банк России).


Функции ЦБ России

Прогнозирование выпуска, хранения и перевозки банкнот и монет

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для организаций

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и правил замены поврежденных денег

Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82189. Проектна діяльність. Our Holidays 730 KB
  Мета. Навчати учнів основам соціологічного опитування, навчати використовувати вивчені англійські лексичні одиниці в конкретній ситуації мовлення, активізувати в мовленні структуру «I like doing something», тренувати використання часів Present Simple і Past Simple, розвивати навики проектної діяльності...
82190. Містечко дитячих мрій 41 KB
  Так розпочалося дитинство мого дідуся. Взимку коли за вікном хурделиця і сніг ласкаво проситься до хати в мого дідуся оживають спогади про далеке минуле. Але слухаючи сповідь мого дідуся я поринаю в ті далек незрозумілі для мене часи сповнені дитячого смутку та горя. Так продовжувалося дитинство мого дідуся.
82191. Ми роду козацького діти, землі української цвіт 4.39 MB
  Розширити знання учнів про славне минуле українського народу, ознайоми ти з одним із відомих гетьманів України І.Мазепою, боротьбою українсько го народу за волю, незалежність, віру і щастя, виховувати любов до Украї ни, інтерес до історичного минулого, почуття національної свідомості та громадянської активності.
82192. Алкоголь — ворог №1 24.5 KB
  Ворога потрібно знати в обличчя: а вплив алкоголю на стравохід; б дія алкоголю на шлунок; в вплив алкоголю на кишківник; г вплив алкоголю на печінку; д вплив алкоголю на кров; е вплив алкоголю на серце; є вплив алкоголю на підшлункову залозу; ж вплив алкоголю на мозок.
82193. Сучасні українці — жертви алкогольної реклами 2.99 MB
  Текст вірша: Всі ті, хто за тверезу Україну Підняти хочуть Україну із руїни. Що не дає тобі цвісти, Вкраїно-ненько? Ой, страшний є у мене, лютий вороженько. Найбільша цінність наша — хто? Це наші діти. Їх, молодих, найбільше хоче він споїти. Ой, як голівоньку їм нелюди морочать: Позбавить розуму всю нашу молодь хочуть!
82194. Олимпийский урок 53.5 KB
  Познакомить с историей Олимпийских игр. Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России К нам приедет много гостей построят спортивные комплексы. Последние зимние Олимпийские игры прошли в Италии в городе Турине в 2006 г. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве в1980 г.
82195. Осінь-чарівниця 891.5 KB
  Мета: учити дітей бачити зміни природи восени, виховувати у дітей естетичних почуття, любов до природи рідного краю, уміння розуміти її красу, уловлювати настрій, викликаний картинами природи; розширити кругозір дітей, сприяти розвитку інтересу до явищ природи та її загадок.
82196. Великие реформы 60 -70-х гг. XlX века 49.38 KB
  Начиная эту реформу правительство Александра ll надеялось провести модернизацию общества которая была так важна России в этот период. Однако отмена крепостного права не могла пройти бесследно для России так как господствовал крепостной строй. должны были способствовать ускорению или торможению модернизации России...
82197. Потребление. Потребитель. Права потребителей и их защита 51.95 KB
  Словарь урока: потребитель продавец недостаток товара материальный ущерб моральный вред гарантийный срок срок годности срок службы товара. Право на информацию о товарах услугах работах. Она нужна чтобы потребитель смог сделать правильный выбор для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара.