37185

Денежная система

Доклад

Деньги и денежные системы

В зависимости от вида денег деньги как товар выполняющий роль всеобщего эквивалента или деньги как знак стоимости различают денежные системы двух типов:1 система металлического обращения которая базируется на действительных деньгах серебро золото выполняющих все пять функций а образующиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;2 система бумажнокредитного обращения при которой действительные деньги вытесняются знаками стоимости а в обращении находятся бумажные казначейские векселя либо кредитные...

Русский

2013-09-23

44.5 KB

1 чел.

Понятие

Денежная система-это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма денежного обращения.
В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают денежные системы двух типов:
1) система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все пять функций, а образующиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;
2) система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытесняются знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.
При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм — в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.
Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар.

Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из одного благородного металла и знаки стоимости, разменные на монеты.
В результате мирового экономического кризиса(1929—1933 гг.)были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги.
Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.

Элементы

Современные денежные системы разных стран, несмотря на определенные особенности, имеют много общих черт. Они включают в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного обращения.
Денежная единица — установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США— 100 центов, 1 английский фунт стерлингов —100 пенсов).
Гривна — это денежная и весовая единица Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Вес гривны приблизительно равен фунту серебра. Название идет от названия обруча из золота или серебра, который женщины носили на шее как украшение. Для удобства обручи рубились на части, которые самостоятельно вступали в обращение. Это послужило основанием для наименования денежной единицы — рубль. Во времена УНР (1918—1920 гг.) выпускались в обращение кредитные билеты Государственного банка Украины — гривны. В 1991 г. после провозглашения независимости исходя из тысячелетней традиции образования украинского государства Верховный Совет Украины принял решение назвать гривной денежную единицу в Украине.

Масштаб цен — средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. Обычно при образовании новых денежных систем, проведении денежных реформ, девальвациях и ревальвациях законодательным актом государство устанавливало и золотое содержание денежной единицы, которое являлось важным элементом системы ценообразования в стране.
Виды денег, являющиеся законными платежными средствами, —это прежде всего кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Денежная система России

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г. Официальной денежной единицей (валютой) в России является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изьятия на территории РФ обладает ЦБ РФ. Основными видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами ЦБ России, в  том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами и резервами кредитных

учреждений.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в кредитных учреждениях. ЦБ России выполняет следующие функции. 

В целях регулирования денежно-кредитной политики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты:

ставки учетного процента (дисконтную политику);

нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

операции на открытом рынке;

регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную массу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением ЦБ в пределах эмиссионной директивы, т. Е. Предельного размера выпуска денег в обращение.

Денежная система РФ: особенности и проблемы развития
Денежная единица - рубль. Эмиссия и выпуск денежных знаков запрещен. Масштаб цен устанавливается государством. Виды денег - банкноты, разменные монеты. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране. Основными элементами денежной системы являются: 1. Наименование денежной единицы и ее частей - возникает исторически, но полностью зависит от государства. 2. Виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу: банковские билеты (банкноты), казначейские билеты и разменная монета - определяются специальными законами государства или актами правительства. 3. Масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице. 4. Валютный курс - соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью. Он характеризует “цену” денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. 5. Порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков - эти процессы регулируются внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного положения. 6. Регламентация безналичного денежного оборота - путем установления государством порядка функционирования денег, зачисленных на счета. 7. Правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчетов - ориентированы для обслуживания оборота внутри страны. 8. Государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование - обычно выступает центральный (национальный) банк страны - Центральный Банк РФ (Банк России).


Функции ЦБ России

Прогнозирование выпуска, хранения и перевозки банкнот и монет

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для организаций

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и правил замены поврежденных денег

Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80038. Формування інформаційної компетентності особистості в шкільній бібліотеці 72 KB
  Сьогодні шкільна бібліотека володіє значними можливостями щодо вдосконалення освітнього процесу. Нові навчальні програми, нові концепції, різноманітність навчальних курсів, зростаючий інтелектуальний рівень читачів висувають нові вимоги до якості інформаційного забезпечення навчально–виховного процесу.
80039. Школа Успіху, або формуємо компетентності 68.5 KB
  Завдання проекту Виявлення ключових проблем які гальмують підвищення якості освіти та надання рекомендацій щодо розвязання основних проблем змісту освіти. Створення системи моніторингу формування ключових компетентностей на всіх ступенях освіти дітей.
80040. Довкілля – казка чарівна! 55 KB
  Мета: вчити оцінювати негативне і бездумне ставлення до природи; формувати інтерес до навколишнього середовища; поглиблювати знання про довкілля рідного краю; розвивати комунікативні, творчі здібності, вміння робити висновки, відстоювати свою, думку, презентувати свої дослідження...
80041. Край, у якому ти живеш. Україна – наша Батьківщина 417.5 KB
  Мета: збагачувати знання учнів про Україну, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчання рідного краю; розширити знання народні, історичні та культурні символи українського народу; сприяти формування національної свідомості, осмисленню себе як частини...
80042. Н.В.Гоголь и Т.Г.Шевченко: две судьбы, две личности, два пути великих сыновей украинского народа 134.5 KB
  В своих исследованиях, представленных на конференции по заявленной теме, учащиеся проследили, как среда и время определили разницу в судьбах и литературных путях двух великих украинцев Н.Гоголя и Т.Шевченко. Прилагается электронная презентация темы в формате Pover Point.
80043. Декоративна таця 473 KB
  Необхідність таці люди зрозуміли дуже давно, саме тому її почали використовувати як столове приладдя вже в стародавні часи. Перші таці були зроблені не з каменя, як можна було припустити, а з обпаленої глини, оскільки їм не була потрібна міцність. Представляла вона собою напівкулю.
80044. ПІДПРИЄМЛИВІСТЬ – ОСНОВА КОНКУРЕНТНОСПРОМОЖНОСТІ ВИПУСКНИКА 211.5 KB
  З учнями: діагностика: Виявлення характерних рис дитини Виявлення нахилів і здібностей школярів Виявлення спрямованості учнів 811 класів; анкетування: Мої успіхи і невдачі Формування життєвої компетентності особистості Настрій і його зображення Розуміння почуттів іншої людини...
80045. Громадянське виховання як метод правової соціалізації учнів 74 KB
  Виховання адаптованої людини, тобто людини, здатної пристосуватися до вимог суспільства. Прищеплення дітям з раннього віку національних цінностей: патріотизм, людяність, працелюбство, соціальна справедливість, правосвідомість.
80046. Я И МИР ПРОФЕССИЙ 62.5 KB
  Формирование у школьников представлений о мире профессий и о факторах, обуславливающих рациональный выбор профессии; активизация учащихся в профессиональном самоопределении; познакомить учащихся с учебными заведениями города...