37187

Денежная масса

Доклад

Деньги и денежные системы

Вместе с тем денежная масса включает в себя такие компоненты которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Как правило денежная политика страны выходящей из политического или экономического кризиса начинается с восстановления доверия населения путем индексации таких “замороженных вкладов†и привлечения таким образом средств для оживления инвестиционной активности в экономике. Чаще всего используют следующие агрегаты[1]: М0 = наличные деньги в обращении М1 = М0 чеки вклады до востребования...

Русский

2013-09-23

93.5 KB

1 чел.

Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство[1].

Вместе с тем денежная масса включает в себя такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. К ним относятся денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах и коммерческих банках, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов и т.п. Перечисленные компоненты денежной массы объединены под общим названием “квази-деньги” ( от латинского quasi – как будто, почти) и представляют собой наиболее весомую и динамично растущую часть в структуре денежного обращения.

Квази-деньги, не считаясь деньгами в их прямом смысле, являются, тем не менее, ликвидными активами, т.е. легко реализуемыми в денежную форму без потери стоимости. Конечно, самым ликвидным активом являются деньги (абсолютная ликвидность), однако почти на одном уровне с ними стоят драгоценные металлы и камни, произведения искусства… Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование, машины и др. Как правило, эта категория ценностей относится к так называемым “замороженным” активам. Квази-деньги также весьма ликвидны, поскольку срочные вклады, облигации и некоторые виды акций в развитых странах можно быстро превратить в наличные деньги. Вместе с тем история знает немало фактов долгосрочного замораживания этого вида денег – в том случае, когда государству требовались значительные денежные средства на какие-либо нужды и оно превращало это мероприятие из добровольного в принудительное. Как правило, денежная политика страны, выходящей из политического или экономического кризиса начинается с восстановления доверия населения путем индексации таких “замороженных вкладов” и привлечения, таким образом, средств для оживления инвестиционной активности в экономике.

Денежные агрегаты

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке)[1].

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты[1]:

  •  М0 = наличные деньги в обращении
  •  М1 = М0 + чеки, вклады до востребования
  •  М2 = М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады
  •  М3 = М2 + сберегательные вклады
  •  L = M3 + ценные бумаги

Денежная база — совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы коммерческими банками для мультиплицирования (увеличения/уменьшения) денежной массы (эмиссии денег).

Денежная база не является ни одним из агрегатов денежной массы, но включает в себя денежный агрегат М0 (наличная национальная валюта в обращении за пределами кредитных организаций). Помимо М0 денежная база всегда включает в себя наличную национальную валюту в кассах кредитных организаций и счета кредитных организаций в центральном банке, которые могут выступать в качестве обязательных резервов по привлеченным депозитам и средства проведения расчетов. Другие обязательства центрального банка перед финансовыми и нефинансовыми корпорациями, резидентными домохозяйствами и некоммерческими организациями, обслуживающими домохозяйства, а также обязательства центрального банка перед другими органами государственной власти в форме наличных денег также могут включаться в состав денежной базы. Национальные определения понятия денежная база могут несколько различаться. Более того, в национальной статистике могут выделяться несколько показателей денежной базы. [1]

В России рассчитываются показатели денежная база в узком определении и денежная база в широком определении.

Денежная база в узком определении включает в себя выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России. Информация об объеме денежной базы в узком определении публикуется Банком России еженедельно в форме пресс-релизов. На 24.08.2009 этот показатель составил 4078,6 млрд руб.[2]

Денежная база в широком определении включает в себя:

  1.  выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, в том числе остатки средств в кассах кредитных организаций;
  2.  средства на счетах обязательных резервов, по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной и иностранной валюте, депонируемых в Банке России;
  3.  средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России;
  4.  вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости);
  5.  иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.[3][4]

Информация об объёме и структуре денежной базы в широком определении публикуется ежемесячно в базе данных и в «Бюллетене банковской статистики» (табл. 1.19. Денежная база в широком определении). Методология описывается в примечаниях к таблице в каждом номере журнала.

В январе—сентябре 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным восстановлением кредитования реального сектора экономики.

    Денежный агрегат М2 за 9 месяцев 2010 г. увеличился на 14,1%, в том числе за III квартал — на 4,2% (за январь—сентябрь 2009 г. — на 1,2%). Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.10.2010 по сравнению с 1.10.2009 составил 31,2%, в то время как на 1.10.2009 по сравнению с 1.10.2008 он был отрицательным (–5,0%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 за январь—сентябрь 2010 г. выросла на 7,4% (за аналогичный период 2009 г. она сократилась в реальном выражении на 6,5%).

Рисунок 2. Темпы прироста денежного агрегата М2 (месяц к предыдущему месяцу, %)

    Денежный агрегат М0 за 9 месяцев 2010 г. возрос на 12,0% (за аналогичный период 2009 г. он сократился на 8,1%). При этом в январе—марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (на 1,3% за квартал), в апреле—июне они росли сравнительно высокими, а в августе—сентябре — умеренными темпами (9,6 и 3,6% за соответствующие кварталы). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.10.2010 составил 29,8%, в то время как на 1.10.2009 он был отрицательным (–10,7%).

    Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на иностранную валюту. По итогам 9 месяцев 2010 г. объемы продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам превысили объемы ее покупки немногим более чем на 1 млрд. долл. США (в аналогичный период 2009 г. нетто-продажи составили почти 15 млрд. долл. США). При этом в первом полугодии наблюдались нетто-покупки в объеме 2,4 млрд. долл. США, тогда как в III квартале нетто-продажи составили почти 3,5 млрд. долл. США.

    Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за 9 месяцев 2010 г. увеличилась на 14,8% (за аналогичный период 2009 г. — на 4,8%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства выросли на 3,0%, за II квартал — на 6,8%, за III квартал — на 4,4%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.10.2010 составили 31,7%, тогда как на 1.10.2009 они были отрицательными (–2,9%).

    Если средства юридических лиц на рублевых счетах за январь—сентябрь 2010 г. увеличились незначительно — на 3,1%, то средства физических лиц выросли на 27,4% (за 9 месяцев 2009 г. — рост на 1,1% и 9,3% соответственно). В рассматриваемый период депозиты "до востребования" организаций возросли на 15,5% при снижении их срочных депозитов на 10,8%. В то же время у населения опережающими темпами росли срочные депозиты (30,8%) по сравнению с депозитами "до востребования" (14,0%). При этом увеличение депозитов населения было обусловлено как ростом доходов домашних хозяйств, так и ростом их склонности к сбережению.

    Общий объем рублевых депозитов "до востребования" за январь—сентябрь 2010 г. увеличился на 15,1% (за аналогичный период 2009 г. он уменьшился на 0,3%), а их скользящие годовые темпы прироста на 1.10.2010 составили 28,7% (на 1.10.2009 они были отрицательными и составили –7,6%). Общий объем срочных рублевых депозитов за рассматриваемый период увеличился на 14,6% (за 9 месяцев 2009 г. — на 8,2%), их годовые скользящие темпы прироста на 1.10.2010 составили 33,6% по сравнению с 0,2% на 1.10.2009.

    В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.10.2010 уменьшилась относительно 1.01.2010 на 0,4 процентного пункта (до 25,3%), удельные веса депозитов "до востребования" и срочных депозитов увеличились на 0,2 процентного пункта (до 27,9 и 46,8% соответственно).

    Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, за январь—сентябрь 2010 г. снизилась на 7,7% (за 9 месяцев 2009 г. — на 1,6%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 36,6%.

    За январь—сентябрь 2010 г. объем депозитов организаций и населения в иностранной валюте уменьшился в долларовом эквиваленте на 5,1 и 6,3% (за аналогичный период предыдущего года отмечался рост указанных депозитов на 9,6 и 22,1% соответственно).

    Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за 9 месяцев 2010 г. возросла на 10,3% (за аналогичный период 2009 г. ее рост составил 4,5%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.10.2010 составили 22,9%, тогда как на 1.10.2009 они были равны 9,1%.

    За январь—сентябрь 2010 г. прирост широкой денежной массы составил 2017,8 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 1118,8 млрд. руб., а внутренние требования — на 1837,4 млрд. рублей. За 9 месяцев 2009 г. широкая денежная масса возросла на 748,7 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 1040,7 млрд. руб., внутренних требований — на 1071,7 млрд. рублей. Рост внутренних требований в значительной степени был обусловлен увеличением требований к организациям и населению.

    В III квартале 2010 г. продолжился рост задолженности по всем категориям кредитов, за исключением валютных кредитов физическим лицам. Прирост задолженности нефинансовых организаций составил 4,4% по рублевым кредитам и 5,1% по валютным, а задолженности по рублевым кредитам физических лиц — 6,6%. Задолженность физических лиц по валютным кредитам сократилась на 4,5%. В результате годовые темпы прироста общей задолженности по кредитам на 1.10.2010 составили 7,1%.

    Одним из основных обстоятельств, обусловливающих восстановление кредитной активности, являются низкие процентные ставки и высокий уровень ликвидности, сформировавшиеся на денежном рынке, в том числе и за счет действий Банка России. Кроме того, продолжающийся рост депозитной базы банков, увеличивающий пассивную часть их баланса, влечет за собой соответствующий рост банковских активов. В то же время по мере восстановления совокупного спроса происходит и постепенное оживление кредитной активности.

    Денежная база в широком определении за январь—сентябрь 2010 г. выросла на 10,2%. В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег уменьшилась с 71,5% на 1.01.2010 до 70,5% на 1.10.2010, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах — с 13,9 до 8,3%, на депозитных счетах — с 7,9 до 7,3% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличился с 2,3 до 2,5%, в облигациях Банка России — с 4,4 до 11,4% на соответствующие даты.

    Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за 9 месяцев 2010 г. увеличились на 13,9%, а их средний дневной объем возрос с 1995,4 млрд. руб. в первом полугодии до 2254,4 млрд. руб. в III квартале 2010 года1. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за рассматриваемый период значительно сократились, составив около 28 млрд. руб. на 1.10.2010. Средний дневной объем требований уменьшился примерно с 310 млрд. руб. в первом полугодии до 65 млрд. руб. в III квартале 2010 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24318. Методика оценки обстановки в очагах ядерного поражения, химического и бактериального заражения 212.5 KB
  В учебном пособии рассмотрены основные методики прогнозирования и оценки обстановки в очагах ядерного поражения, химического и бактериального заражения на основе данных полученных в результате разведки и знаний свойств оружия массового поражения и сильнодействующих ядовитых веществ...
24319. Понятие маркетинговых исследований. Предмет, объект и направления маркетингового исследования 24.5 KB
  Предмет объект и направления маркетингового исследования. Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуации их сбор анализ и отчет о результатах. Главная цель исследования – уменьшение неопределенности которая всегда сопутствует принятию маркетинговых решений. Сам процесс маркетингового исследования включает три основных этапа.
24320. Создание Swing GUI в IDE Net Beans 736 KB
  В этом занятии приведено пошаговое описание процесса создания графического интерфейса пользователя для приложения с именем ContactEditor с помощью конструктора графического интерфейса пользователя IDE NetBeans. Целью является проектирование программы интерфейса пользователя, позволяющей просматривать и редактировать записи базы данных
24322. Поведение покупателей. Модели поведения индивидуальных покупателей и покупателей-организаций 36.5 KB
  Поведение потребителей определяется как действия непосредственно связанные с получением потреблением и распоряжением товарами и услугами включая процессы принятия решения которые предшествуют и следуют за этими действиями Э. Потребительское поведение – распределение дохода между товарами и услугами которые он собирается приобрести Т. Поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером самих потребностей.
24323. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 30.5 KB
  Сегментация рынка отбор целевых критериев рынка. Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого...
24324. Исследование классов в Java 772.5 KB
  На занятии рассматривается порядок объявления и применения классов и их членов при разработке приложений для Java SE в IDE NetBeans. Для выполнения заданий этого занятия требуются программное обеспечение и ресурсы
24325. Позиционирование товара на рынке. Способы и этапы выбора позиции 35 KB
  Позиционирование товара на рынке. Позиционирование по мнению специалистов это деятельность по выбору целевых сегментов задающих области конкуренции и выбор отличительных преимуществ определяющих методы конкурентной борьбы. Всегда ли уместно позиционирование Не рекомендуется тратить время и деньги если целевой сегмент малорентабелен слишком мал сам по себе качество и характеристики предлагаемого товара и товаров конкурентов малозначимы для реальных покупателей издержки позиционирования превышают прибыль от него. Вместе с тем...
24326. Исследование циклических конструкций Java 183 KB
  Оператор цикла for(цикл со счетчиком). Оператор цикла while (цикл с предусловием). Оператор цикла do...while (цикл с постусловием). Конструкции перехода (прерывания)