37191

Понятие банковской системы, ее элементы. Банк как элемент банковской системы

Доклад

Деньги и денежные системы

Банк как элемент банковской системы Банковская система совокупность банковских учреждений. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы. в странах с развитой банковской системой банки осуществляют страховые ипотечные операции трастовое обслуживание используют закладные приобретают биржевые и маклерские конторы.

Русский

2013-09-23

32 KB

8 чел.

Понятие банковской системы, ее элементы. Банк как элемент банковской системы

Банковская система - совокупность банковских учреждений. Особенности банковских систем: 1. Уникальный характер, обусловленный национальными особенностями и историческим опытом развития. - исторических особенностей развития - национальных традиций - степени развития товарно-денежных отношений - общего уровня развития экономики страны - способов регулирования денежного обращения ( прямого или косвенного) - прочих факторов. 2. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы. В последние годы быстро менялась традиционная роль банков, т.к. в странах с развитой банковской системой банки осуществляют страховые, ипотечные операции, трастовое обслуживание, используют закладные, приобретают биржевые и маклерские конторы. С другой стороны, различные небанковские институты, напр., кредитные кооперативы, предоставляют клиентам банковские услуги. 3. Положение банков на рынке ценных бумаг. Коммерческие банки, как правило, не выполняют операции с корпоративными ценными бумагами, у инвестиционных же банков - это прямая обязанность. 4. Система надзора за деятельностью коммерческих банков. Существует 3 основные группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур: I. Надзор осуществляется только ЦБ : Австралия, Великобритания, Португалия, Исландия, Ирландия, Испания. II. не Центральным банком, а другими органами : Канада, Люксембург, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия. III. ЦБ совместно с другими органами. 5. Организационное построение банковской системы. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Банк, как элемент банковской системы, должен обладать родовыми свойствами, которые делают его частью банковской системы (БС): 1. Иметь статус банка. 2. Лицензию (лицензии) на право осуществления банковских операций. 3. Он должен функционировать в определенных рамках. 4. Взаимодействовать с другими элементами БС.

Принципы построения и развития банковской системы: двухуровневого построения банковской системы; привязки организационного построения ЦБ (его ТУ) к экономическим районам; полисубъектности верхнего уровня банковской системы (в России сейчас в этот уровень входят только Банк России и государственная корпорация АСВ, но в принципе их может быть и больше); независимости ЦБ от других органов власти в пределах полномочий, предоставленных ему в законах.

Принципы осуществления банковской деятельности: ответственности ЦБ за выполнение законодательно закрепленных за ним функций и задач; монопольного выпуска Центробанком наличных денег и организации их обращения; сочетания государственного управления банковской системой с ее самоуправлением; невмешательства органов власти в оперативную деятельность банков; преобладания разрешительного характера регулирования деятельности банков (в крайнем варианте он звучит так: «Запрещено все, что не разрешено»); преобладания исключительной правоспособности банков как юридических лиц (касается выполнения ими сугубо банковских видов деятельности); его также можно трактовать как принцип сочетания общей, специальной и исключительной их правоспособности; соблюдения банковской тайны.

Особенности построения банковской системы России

Современная российская банковская система. Ее формирование происходило в несколько этапов: I. до декабря 1990 года. II в декабре 1990 приняты законы “ О ЦБ” и “ О банках и банковской деят-сти”. Создана двухуровневая банковская система. III современный этап. На территории бывшего СССР были созданы самостоятельные нац. двухуровневые банковские системы. Было принято решение о создании Межреспубликанского банка стран СНГ для координации денежной позиции, регулирования инфляции и т.д. В России в условиях перехода к рынку более логичной является банковская система, ориентированная не на один банк или несколько соподчиненных, а на оптимальное их количество и многообразие типов. В ее основе лежит следующее требование: удовлетворение потребностей клиентов и поддержание стабильности банковкой системы в целом. Единство банковской системы при этом не нарушается, т.к. в основе ее функционирования лежат единое банковское законодательство, нормативные акты ЦБ и единая гос. политика в области денежно-кредитного регулирования. Следовательно, можно сказать, что разделение банков на эмиссионные и деловые (коммерческие) не противоречит идеям нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой. ЦБ России выполняет функции эмиссионного центра, отвечает за поддержание стабильности банковской системы, осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики, выполняет законотворческую функцию и функцию кредиторов последней инстанции ( функцию банка банков ). На втором уровне банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54579. НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНА КАРТКА (ПЛАН) ЗАНЯТТЯ 174 KB
  Мета завдання: Навчальна: зясувати соціальноекономічну сутність заробітної плати; визначити сфери державного регулювання оплати праці в умовах ринкових відносин; проаналізувати особливості організацій оплати праці на підприємстві; зясувати що лежить в основі побудови системи оплати праці на підприємстві в сучасних умовах; виявити переваги та недоліки різних систем...
54580. З Новим роком! 103.5 KB
  Принц Рік новий вже так близенько Кілька днів всього пройде. Принц Рік новий не за горами Крок за кроком і прийде. Але поки разом з нами Рік старий.
54581. Уроки вдохновения 3.3 MB
  Если вспомнить сколько существует всякой путаницы недоумений всевозможных толкований вокруг метода Константина Сергеевича получившего название метода физических действий сколько было опубликовано неясных изложений этого метода его ближайшими учениками и помощниками последних лет жизни то невольно радуешься тому что почти стенографическое изложение репетиций Станиславского по этому методу становится нашим общим достоянием. Эти ленинские слова из беседы с Кларой Цеткин можно поставить эпиграфом к бессмертному учению Константина...
54582. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 25.07 KB
  Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.
54583. Новогоднее «Кривое зеркало» 62 KB
  Будут Снегурочка и Дед Мороз Он вам подарков немало привез. Огого Народуто сколько И что это они собрались Всех Дед Мороз пригласил Может я не сюда попала Во ктото идет. Дед Мороз вбегает кидается к сидящим в зале хватает их ошибается заглядывает под стулья лезет по рядам сам в очках снимает их заглядывает близко в глаза Снегурочка Внученька Где ты Ты нет опять не она. Где же ты Снегурочка Вечно она куда нибудь теряется убегает Снегурочка Ушел Вот достал дедуля Пора появится А я может быть занята...
54584. Новорічні пригоди 55 KB
  Учитель. Сьогодні наша школа перетворюється в казковий край: всюди прикраси, зустрічі з казковими та літературними героями і неодмінно - з Дідом Морозом та Снігуронькою. Обов язкова прикмета свята - красуня ялинка,запах мандарин, новорічні подарунки, пісні та танці. І все це– на нашому уроці!
54585. Новорічні сценарії 109.5 KB
  Неповторний колорит новорічної атмосфери: красуняялинка різнокольорові вогні феєрверки численні подарунки відчуття свята загадковості і передчуття чуда А малеча ще й з нетерпінням чекає появи Діда Мороза і Снігуроньки бо саме з їхньою появою приходить відчуття свята і таємниці. Але проходить час і Дід Мороз у дитячій уяві перестає бути реальною особою йому більше не пишуть листів із заповітними бажаннями від нього вже не чекають подарунків він стає просто атрибутом свята хоч і обовязковим. І хоча в кожному...
54586. Новый год настает! Новый год у порога нашей планеты! 48 KB
  Новый год настает Новый год у порога нашей планеты Ученик 1: Скоро Новый год З.Орлова Скоро скоро Новый год Он торопится идет Постучится в двери к нам: Дети здравствуйте я к вам Праздник мы встречаем Елку наряжаем Вешаем игрушки Шарики хлопушки. Дед Мороз ну где ты Учитель: Новый Год самый загадочный праздник открывающий нам мир добрых сказок и волшебства. Одни встречают Новый Год дома в семейном кругу другие выезжают на природу в зимний лес а я предлагаю вам отправиться сегодня в незабываемое новогоднее путешествие в...
54587. Информационные процессы. Конспект урока по информатике 8 класс 68 KB
  Требования к знаниям и умениям: Знать: Информационные процессы; Виды памяти; Передача информации; Обработка информации. Уметь: Приводить примеры ситуаций являющихся источником информации приёмником информации; Приводить различные примеры процесса обработки информации. Что такое информация для человека Назовите некоторые источники получения информации.