37196

ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ Вы будете изучать: Понятие прибыли организации Методы планирования прибыли организации Методы операционного анализа Цели: Изучить экономическую литературу раскрывающую содержание прибыли предприятий Изучить содержание методов планирования прибыли организации Изучить содержание методов операционного анализа Результат: Представление о механизме формирования и использования прибыли организации. Управление прибылью.288322 Ключевые слова: прибыль организации виды прибыли методы планирования прибыли точка...

Русский

2013-09-23

1.13 MB

2 чел.

19

ТЕМА 4. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Вы будете изучать:

  •  Понятие прибыли организации
  •  Методы планирования прибыли организации
  •  Методы операционного анализа

Цели:

  •  Изучить экономическую литературу, раскрывающую содержание прибыли предприятий
  •  Изучить содержание методов планирования прибыли организации
  •  Изучить содержание методов операционного анализа

Результат:

  •  Представление о механизме формирования и использования прибыли организации.

Основная литература:

  1.  Финансы организаций (предприятий) / под ред. Н.В.Колчиной. М.2004. С.41-68

Дополнительная литература:

  1.  Налоговый кодекс РФ, гл.25
  2.  Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22 июля 2003 г., N 67н
  3.  Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации» от 29 июля 1998 №34н
  4.  Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» от 6 июля 1999 №43н
  5.  Бланк И.А. Управление прибылью. Киев. 2002. С.11-47; 106-118
  6.  В.В.Ковалев, Вит.В.Ковалев. Финансы предприятий. Учебное пособие.-М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002. С.190-201
  7.  Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика.Т.1.1996.С.318-320
  8.  Ивахник Д.Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом.№1, 2000. www/dis/ru
  9.  Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. М.2004.С.95, 109,125-146
  10.  Справочник финансиста предприятия. М.2002. С.42, 141-164
  11.  Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент.М.1998.С.189-208;С.109-115
  12.  Финансовое управление фирмой. / Под ред. Терехина В.И. - М.: Экономика, 1998.С.151-153.
  13.  Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М., 2001.С.65-76
  14.  Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.2002. С.288-322

Ключевые слова: прибыль организации, виды прибыли, методы планирования прибыли, точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж.

Вопросы:

  1.  Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
  2.  Формирование, распределение и использование прибыли.
  3.  Методы планирования прибыли.
  4.  Операционный анализ:
    1.  Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности)
    2.  Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж.

1.Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Прибыль организации является достаточно сложной экономической категорией.

Прибыль можно рассматривать в 3-х вариантах:

1) прибыль в бухгалтерском законодательстве;

2) прибыль в налоговом законодательстве;

3) прибыль в экономической и финансовой литературе;

Рассмотрим трактовку прибыли в бухгалтерском законодательстве. Согласно Приказу Минфина 34н бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Рассмотрим трактовку прибыли в налоговом законодательстве. Определение прибыли содержится в НК. В ст.247 НК определено, что прибылью в целях НК признаются:

1) для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от  источников в Российской Федерации.

Рассмотрим трактовку прибыли в экономической и финансовой литературе.

Д.Соломон первым предложил идею 2 двух трактовок прибыли: бухгалтерской и экономической. Бухгалтерская прибыль — результат реализации товаров и услуг, экономическая прибыль — результат «работы» капитала.

Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости активов в течение отчетного периода - Внереализационные изменения стоимости активов в предыдущие отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости активов в будущие отчетные периоды=Экономическая прибыль.

Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины «гудвилла» и ее колебаний.

Ковалев В.В. также рассматривает два подхода к определению прибыли: экономический и бухгалтерский.

Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Проблема состоит в данном случае в методе расчета прибыли. Экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т. е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах,— именно в этом случае можно получить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.

Оказывается, что в любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условным. Условность количественной оценки прибыли при таком подходе проявляется не только в субъективности квантификации исходной базы для расчета, но и в том, что далеко не все изменения собственного капитала можно считать элементами прибыли.

Согласно бухгалтерскому подходу, прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменение этого капитала. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.

Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идет о сделках, выполняемых в рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).

Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, волатильности подобного эфемерного результата и т. п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.

Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации.

Оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более   того,   экономический   подход   полезен   для   понимания сущности прибыли, бухгалтерский для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Колчина Н.В. считает, что с экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Она формулирует определение прибыли следующим образом: прибыль — это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. говорят о трех видах прибыли: нормальная, экономическая и бухгалтерская прибыль.

Нормальная прибыль появляется в том случае, когда общая выручка предприятия равна общим затратам, исчисленным как затраты отвергнутых возможностей для всех использованных ресурсов.

Если общая выручка превышает рассчитанные таким образом затраты, предприятие получает чистую, или экономическую, прибыль. Наличие экономической прибыли означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно, чем где бы то ни было.

Бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных затрат, оцененных как затраты отвергнутых возможностей. Или, иначе, бухгалтерская прибыль представляет сумму прибыли предприятия до вычета затрат, связанных с использованием собственных ресурсов предприятия. В отечественной литературе 60-80-х гг. затраты отвергнутых возможностей, или затраты в экономическом смысле, называли часто полными приведенными затратами, а экономическую прибыль — сверхнормативной, или чистой, прибылью.

Именно экономическая, а не бухгалтерская прибыль служит критерием успеха предприятия, эффективности использования им имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или соответственно перетока их в другие сферы использования.

Табл. иллюстрирует различия между двумя концепциями прибыли.

Таблица. Расчет бухгалтерской и экономической прибыли (тыс. руб.)

Бухгалтерский расчет

Экономический расчет

1. Выручка

1000

1000

2. Явные затраты

800

800

а) сырье и материалы

350

350

б) топливо и энергия

100

100

в)зарплата

250

250

г) проценты по заемным средствам (1000) при рыночной ставке процента 10

100

100

3. Неявные затраты

-

250

а) альтернативная ценность         времени предпринимателя -

50

б) альтернативная ценность собственного капитала (2000) при годовой ставке процента 10

200

4. Бухгалтерская прибыль (1-2)        200

5. Экономическая (чистая) прибыль (1-2-3)

-50

Как видим, при положительной бухгалтерской прибыли экономическая прибыль в нашем примере оказалась отрицательной. Это значит, что предпринимателю выгоднее выйти из дела и найти себе иное занятие, которое приносило бы ему минимум те же 50 тыс.руб., а изъятый из предприятия собственный капитал в 2000 тыс.руб. вложить в ценные бумаги, приносящие минимум 10% годового дохода.

Бланк И.А. отмечает следующие характеристики прибыли:

  1.  Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя на вложенный им капитал.
  2.  Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, однако является результатом умелого и успешного осуществления бизнеса.
  3.  Прибыль является в определенной мере платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.
  4.  Прибыль характеризует остаточный доход, определяемый как разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
  5.  Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

С учетом данных характеристик, Бланк И.А, формулирует определение прибыли следующим образом: Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Определим функции и роль прибыли в экономике. Бланк И.А. следующим образом рассматривает роль прибыли в условиях рыночной экономики.

1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос — является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот — систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

  1.  Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа — "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" — также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.
  2.  Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
  3.  Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях—тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, при быль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
  4.  Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
  5.  Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально незащищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала (социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений). Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.
  6.  Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Рассмотрим виды прибыли организации.

С точки зрения бухгалтерского учета виды прибыли можно определить на основании Отчета о прибылях и убытках, содержание которого определено в ПБУ4/99, а образец формы представлен в Приказе Минфина 67н.

К абсолютным показателям прибыли относятся:

  •  Валовая прибыль;
  •  Прибыль от продаж;
  •  Прибыль до налогообложения;
  •  Чистая прибыль отчетного года;

К относительным показателям прибыли относятся:

  •  Базовая прибыль на акцию;
  •  Разводненная прибыль на акцию.

В НК видов прибыли не выделяется.

Рассмотрим классификацию прибыли предприятия (Бланк И.А.).

Классификация прибыли организации

Характер отражения в учете

Бухгалтерская прибыль

Экономическая прибыль

Характер деятельности предприятия

Прибыль от обычной деятельности

Прибыль от чрезвычайных событий

Основные виды хозяйственных операций предприятия

Прибыль от реализации продукции

Прибыль от внереализационных операций

Основные виды деятельности предприятия

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Прибыль от финансовой деятельности

Состав формирующих элементов

Маржинальная прибыль

Валовая прибыль

Чистая прибыль

Характер налогообложения

Налогооблагаемая прибыль

Прибыль не подлежащая налогообложению

Характер инфляционной очистки

Прибыль номинальная

Прибыль реальная

Достаточность уровня формирования

Низкая прибыль

Нормальная прибыль

Высокая прибыль

Рассматриваемый период формирования

Прибыль предшествующего периода

Прибыль отчетного периода

Прибыль планового периода (планируемая прибыль)

Характер использования

Капитализируемая прибыль

Потребленная прибыль

Степень использования

Нераспределенная прибыль

Распределенная прибыль

Значение итогового результата хозяйствования

Положительная прибыль (прибыль в обычном ее понимании)

Отрицательная прибыль (убыток)

На величину прибыли воздействую факторы:

  1.  не зависящие от деятельности предприятия (природные условия, транспортные условия, социально-экономические условия, уровень развития внешнеэкономических связей, действующая система налогообложения, конъюнктура рынка, уровень цен на производственные ресурсы, нормы амортизации);
  2.  зависящие от предприятия в неполной степени (объем продаж, уровень цен на реализуемую продукцию, себестоимость продукции и ее структура, заработная плата, учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения).
  3.  полностью зависящие от предприятия (уровень управления, уровень производства, труда, производительность труда, состояние и эффективность производственного и финансового планирования, ассортимент и номенклатура продукции, обстоятельства, ведущие к штрафам и экономическим санкциям - ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции).

Однако, как отмечает Шуляк П.Н. данные факторы воздействуют на прибыль не напрямую, а через объем реализации продукции и себестиомость.

Теоретиками бухгалтерского учета описаны возможные парадоксальные ситуации, связанные с прибылью (Соколов Я.В.).

  1.  Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила и прибыли нет. Такая ситуация возникает при отражении факта реализации по факту оплаты. Этот парадокс возникает из-за несоответствия юридического права собственности и экономической сущности вложенного, но еще не завершившего оборот капитала.
  2.  Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила, тем не менее, в балансе отражается прибыль. В этом случае ценности (оказанные услуги) будут числиться в составе дебиторской задолженности по полной стоимости. Одновременно возникают обязательства предприятия по уплате налогов, связанных с реализацией. С юридической точки зрения соблюдены правила перехода прав собственности на продукцию, товар, услуги, а с финансовых позиций у предприятия нет реальных возможностей использовать отраженную в отчетности прибыль.
  3.  Предприятие совершило крупные приобретения ценностей на сумму, превышающую прибыль. Прибыль по отчету есть, а денежные средства в кассе и на расчетном счете отсутствуют. Такая же ситуация возникает и при отражении расходов будущих периодов (например, внесения вперед арендной платы). В данном отчетном периоде на затраты будет отнесена только часть этих расходов, в то время как деньги со счета списаны. В этом случае предприятие обязано выплатить дивиденды, проценты и налоги из сумм прибыли, не подкрепленных деньгами.
  4.  Возможен предельный случай предыдущего парадокса. Банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль. Такая ситуация может возникнуть, если предприятие в результате своей хозяйственной деятельности вложило прибыль в нереализуемые активы. Ликвидность предприятия утрачивается, и оно становится банкротом.
  5.  Предприятие несет реальные убытки, но в учете показывает номинальную учетную прибыль. Например, предприятие вложило крупные средства в оборудование, которое окупится лишь через несколько лет, следовательно, весь срок окупаемости предприятие будет работать в убыток, но с точки зрения бухгалтерского учета будет показана прибыль за каждый месяц в течение всех этих лет. Это так называемый парадокс «мертвой точки».
  6.  Предприятие уплачивает налог на прибыль, имея реальный убыток. Такая ситуация возникает, если предприятие понесло убытки от бесхозяйственности, что не освобождает его от уплаты налогов. В современной ситуации такое положение возникает также в результате уплаты пени и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
  7.  Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако подлинная прибыль предприятия за все время его существования от момента возникновения и до его ликвидации должна исчисляться разностью между полученным и вложенным капиталом.

8. Предприятие как единое целое имеет оценку, отличную от совокупной стоимости его активов. Разность между этими величинами называется «гудвилл» (goodwill), или «цена фирмы» (вид нематериальных активов, отражающий деловую репутацию фирмы). Обычно эта разница имеет положительное значение, хотя не исключается и отрицательное, т.е. продавая предприятие по частям, можно выручить больше средств,  чем продавая целиком.

2.Формирование, распределение и использование прибыли

Рассмотрим процесс формирования прибыли организации.

Экономическая суть процесса формирования прибыли состоит в том, что прибыль определяется как разница совокупных доходов и затрат, связанных с работой организации.

Однако, механизм формирования прибыли, закрепленный законодательно, различается в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский подход к формированию прибыли можно рассмотреть на основании формы Отчета о прибылях и убытках (ПБУ4/99, Приказ Минфина 67н). Возьмем образец формы и рассмотрим процесс формирования прибыли организации (Приказ Минфина 67н).

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Показатель

За отчетный период

наименование

код

1

2

3

Доходы и расходы по  обычным   видам деятельности                        
Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за  минусом
налога  на   добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных   обязательных
платежей)                           

Себестоимость   проданных   товаров, продукции, работ, услуг             

(        )

Валовая прибыль                     

Коммерческие расходы                

(        )

Управленческие расходы              

(        )

Прибыль (убыток) от продаж          

Прочие доходы и расходы      
Проценты к получению                

Проценты к уплате                   

(        )

Доходы    от    участия   в   других
организациях                        

Прочие операционные доходы          

Прочие операционные расходы         

(        )

Внереализационные доходы            

Внереализационные расходы           

(        )

Прибыль      (убыток)      до
налогообложения              

Отложенные налоговые активы         

Отложенные налоговые обязательства  

Текущий налог на прибыль            

(        )

Чистая прибыль  (убыток)   отчетного периода                             

СПРАВОЧНО.                          
Постоянные  налоговые  обязательства (активы)                            

Базовая прибыль (убыток) на акцию   

Разводненная прибыль   (убыток)   на акцию                               

В рамках налогового подхода (НК, гл.25) порядок формирования прибыли можно представить следующим образом (см.схему).

Схема. Формирование прибыли для целей налогообложения

Рассмотрим процессы распределения и использования прибыли организации.

Шуляк П.Н. формулирует следующие принципы распределения прибыли.

  1.  Прибыль распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
    1.  Прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены, т.к. устанавливаются законодательно.
    2.  Величина прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов не должна снижать его заинтересованности в росте объемов производства и улучшении результатов производственной и финансовой деятельности;
    3.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, а только в остальной части на потребление.

Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплата дивидендов стимулирует рост стоимости акций, инвестирование – стимулирует развитие производства.

Колчина Н.В. предлагает рассматривать распределение прибыли в 3-х направлениях: бюджет, предприятие, собственники. Пропорции распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

По мнению Клчиной Н.В. объектом распределения является прибыль до налогообложения. Хотя, Шуляк П.Н. считает, что на предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Мы будем считать объектом распределения прибыль до налогообложения.

Таблица

Направления распределения прибыли до налогообложения

Направление распределения

Регламентация процесса

Субъекты распределения

Дополнительно

Уплата налога на прибыль и иных обязательных платежей

Налоговый кодекс

Государство (федеральный, региональный, местный бюджет)

Создание резервного фонда

Обязательно для АО в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах».

Предприятие

Ст.35: минимально допустимая величина РК АО –5% от уставного капитала; конкретный размер РК регламентируется уставом АО. РФ формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом, но не может быть менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом. РК АО используется  в качестве источника покрытия убытков, погашения облигаций или выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли

Возможно по ФЗ «Об АО» после регистрации изменений в уставе

Предприятие

Создание специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенных типов

Возможно всоответствии со ст.42 ФЗ «Об АО»

Акционеры (собственники)

ФЗ «Об АО»: Решение о выплате годовых дивидендов, размере годового дивиденда и форме его выплаты по акциям любой категории принимается общим собранием акционеров. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров общества. Срок выплаты дивидендов определяется уставом

Выплата доходов учредителям (участникам) организации

Возможно по ГК, ФЗ «Об АО» по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в том числе возможны выплаты промежуточных дивидендов.

Акционеры (собственники)

См.выше

Формирование фондов и резервов для финансирования потребностей развития производства и социальной сферы*

Приказ Минфина 94н «Об утверждении Плана счетов бух.учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» - порядок отражения в учете,  полностью внутренние положения и смета расходов, финансируемых за счет прибыли

Предприятие

94н: новые фонды социальной сферы и потребления не образуются, а расходы в целях потребления и развития социальной сферы относятся к прочим доходам и расходам. Формирование фонда накопления в составе нераспределенной прибыли допускается и целесообразно для отражения в учете информации о сумах прибыли, отвлеченной на создание и приобретение внеоборотных средств и не подлежащей распределению между участниками (акционерами).

Нераспределенная прибыль

Внутренние положения

Предприятие

Остатки

*Смета расходов, финансируемых из прибыли включает:

  •  Расходы на развитие производства: расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
  •  Расходы на социальные нужды: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, сходящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.
  •  Расходы на материальное поощрение работников: единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в  связи с повышением цен.
  •  Расходы на благотворительные нужды.

Объектом использования является прибыль после выплаты налогов и дивидендов и сосредоточенная по отдельным направления в результате распределения:

  •  Резервный фонд
    •  Специальный фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям
    •  Фонды и резервы для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы
    •  Нераспределенная прибыль

3.Методы планирования прибыли

Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде (Бланк И.А.).

Таблица

Системы планирования прибыли предприятия и формы реализации его результатов

Системы планирования прибыли

Формы реализации планирования прибыли

Период планирования

1. Прогнозирование формирования и распределения прибыли

Разработка стратегии формирования и распределения прибыли предприятия (политики управления прибылью)

до 3-х лет

2. Текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли

Разработка текущих финансовых планов по всем основным аспектам формирования, распределения и использования прибыли предприятия

1 год

3. Оперативное планирование формирования и использования прибыли

Разработка и доведение до исполнителей бюджетов по всем основным вопросам формирования и использования прибыли предприятия

месяц, квартал

Цели планирования прибыли (Шуляк П.Н.):

  •  Обеспечение минимальной разницы между размером авансовых платежей и фактическими платежами налога на прибыль.
  •  Определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования являются элементы прибыли предприятия, главным образом прибыль от продаж (то есть прибыль по основной деятельности).

Основой для расчета прибыли является объем производственной программы, который определяется на основе заказов потребителей и хозяйственных договоров.

Дополнительные моменты:

  •  Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия.
  •  При разработке плана по прибыли необходимо учесть факторы, влияющие на величину финансового результата, а также рассмотреть варианты производственной программы и выбрать такой, который обеспечивает максимальную прибыль.
  •  В процессе планирования моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

Таблица

Методы планирования прибыли

Метод

Суть

Особенности

Прямого счета

  •  Используется: когда легко определить объем реализуемой продукции по цене и по себестоимости; на предприятиях с незначительной номенклатурой продукции; в краткосрочном планировании
  •  Точен, пока нет изменения цен, заработной платы и других факторов
  •  Плановая прибыль по товарной продукции

Прибыль по товарному выпуску планируемого периода = Стоимость товарной продукции планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок)-полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (по смете затрат на производство и реализацию)

  •  
  •  Плановая прибыль по реализуемой продукции

Плановая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде = Плановая выручка от реализации продукции в действующих ценах в предстоящем периоде – Полная себестоимость реализуемой продукции в предстоящем периоде =

Прибыль в остатках продукции, нереализованной на начало планируемого периода + Прибыль по товарному выпуску планируемого период - Прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планируемого периода

  •  
  •  Метод поассортиментного планирования

Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции предприятия. Затем прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, нереализованных на начало планируемого года. После расчета прибыли от реализации она увеличивается на прибыль от прочей реализации и прибыль от внереализационной деятельности.

Аналитический метод

  •  Позволяет выявить влияние факторов на прибыль и при их изменении достаточно быстро пересчитать ее величину
  •  Метод по показателю затрат на 1 рубль продукции

1.Планируемая прибыль по товарной продукции=Объем товарной продукции в оптовых ценах*Прибыль на 1 рубль товарной продукции (в руб.)=Объем товарной продукции в оптовых ценах*(1-затраты на 1 рубль товарной продукции (в руб.).

2.Прибыль от реализации продукции Пнтпк (то есть как в методе прямого счета).

  •  Метод на основе процента базовой рентабельности
  1.  Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность:
    1.  Базовая рентабельность ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен)/ Полная себестоимость товарной продукции базисного года. Пусть По составляет 100 млн руб., Сп— 400 млн.руб. Тогда Рб=25%.
      1.  С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.Если объем товарной продукции планируемого года по себестоимости базисного года составляет 500 млн руб., то прибыль ориентировочно будет равна: 500 • 25% = 125 млн руб. В этом расчете учтено влияние первого фактора — объема производства.
      2.  Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году. Допустим, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимость продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 млн руб.;
      3.  Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим, прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 млн руб-;
      4.  После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен на реализуемую продукцию в пред стоящем году может дать 30 млн руб.;
      5.  Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования. Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125-20+25+30 = 160 млн руб.;  
      6.  Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало (10 млн руб.) и на конец планируемого периода (5 млн руб.): 10 + 160 - 5 = 165 млн руб.

Комплексный  метод

Используются 2 метода одновременно

Результатом планирования прибыли является план по прибыли или иначе смета финансовых результатов.

Смета финансовых результатов разрабатывается на основе плана (сметы) себестоимости продаж, плана (сметы) объемов продаж, в нее добавляется также информация о прочих доходах, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Целью разработки сметы является формирование суммы чистой прибыли по этой деятельности.

В процессе разработки сметы должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей доходов (валового и чистого) от реализации продукции, издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

Смета финансовых результатов может быть составлен для каждого центра прибыли — отдельных подразделений или структур, для которых можно соотнести получаемые ими доходы с понесенными расходами.

Смета финансовых результатов в целом по организации является итогом всех таких смет, и основной задачей этой сметы является обеспечение заданного уровня финансовых результатов как в абсолютном виде (прибыль), так и в относительном (рентабельность).

Если соблюдаются допустимые минимумы по прибыли или по рентабельности, смета утверждается, если нет, она подлежит пересмотру по частным сметам в целях выявления резервов улучшения финансовых результатов по каждому отдельно взятому центру прибыли.

Мониторинг сметы финансовых результатов осуществляется по соблюдению соответствия фактических значений прибыли и рентабельности плановым. При выявлении отклонений в этой смете управляющие воздействия будут направлены не на корректировку показателей сметы финансовых результатов, а на корректировку обеспечивающих ее смет.

Рассмотрим пример планирования прибыли .

Данные к расчету валовой прибыли:

Показатель

Сумма

1.Плановый объем продаж

По отпускным ценам

313075

По полной себестоимости

199858

Прибыль (убыток) от продаж

2.Доходы от внереализационных операций

Доходы по ценным бумагам

610

От долевого участия в деятельности других предприятия

510

Операционные доходы

От прочей реализации

500

Аренда

800

Операционные расходы

По прочей реализации

89

Амортизации имущества сданного в аренду

200

Внереализационные доходы

Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

2000

Курсовые разницы

2500

Внерешализационные расходы

Курсовые разницы

1700

Налог на имущество

500

Налог на рекламу

100

Прибыль (убыток) планируемого года

Примерная обобщенная форма плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности приведена в табл.

Таблица

Примерная форма плана доходов и расходов по операционной деятельности предприятия (Бланк И.А.)

Показатели

Кварталы

Итого за год

I

II

III

IV

1. Валовой доход от реализации продукции

— сумма

— уровень в % к объему реализации продукции

  1.  Налоговые платежи за счет операционных доходов

— средняя ставка в % к операционному доходу

— сумма

3. Чистый доход от реализации продукции

— сумма

— уровень в % к объему реализации продукции

4, Издержки — всего

— сумма

— уровень в % к объему реализации продукции

в т.ч.: постоянные

— сумма

переменные

— сумма

— уровень в %

  1.  Маржинальная прибыль от реализации продукции

— сумма

— уровень в % к объему реализации продукции

  1.  Балансовая (валовая) прибыль от реализации продукции

— сумма

— уровень в % к объему реализации продукции

  1.  Налоговые платежи за счет прибыли

— средняя ставка в % к балансовой прибыли

— сумма

  1.  Чистая прибыль от реализации продукции

— сумма

— уровень в % к объему реализации продукции

4.Операционный анализ

4.1.Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности)

Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. При помощи теоретической зависимости выручки от реализации, затрат и прибыли от объема производства строится экономическая модель, позволяющая создать основы бухгалтерской модели и выяснить механизм ее действия.

Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рис. 1. В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.

Как видно из рис. 1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели без-убыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, т.е. две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба. Для экономической модели пока не выработан математический аппарат.

При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объема производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что в бухгалтерской модели, в отличие от экономической, - одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объема производства зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей.

При анализе безубыточности по бухгалтерской модели используется не только графический, но и математический подход к отражению и обработке исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия. В соответствии с данной моделью математическая зависимость между прибылью, объемом производства и затратами (линейные модели безубыточности) имеет следующий вид:

Прибыль = Цена ед.*Кол-во – Пост.изд. – Перем.изд.на ед.*Кол-во, (1)

На основе формулы (1) легко проводится решение основных задач анализа безубыточности: определение точки безубыточности; определение объемов производства для получения целевой прибыли; определение цены в анализе безубыточности.

Точка безубыточности - это такой объем продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет предприятию получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно (1) формула для определения точки безубыточности (ТБ) примет следующий вид:

Прибыль = 0 = Цена ед.*Кол-во – Пост.изд. – Перем.изд.на ед.*Кол-во=>

ТБ=Пост.изд./(Цена ед. - Перем.изд. на ед.)   (2)

Видно, что значение точки безубыточности пропорционально постоянным затратам и обратно пропорционально разности цены и величины переменных затрат. При уменьшении этой разности величина точки безубыточности бесконечно возрастает.

Анализ безубыточности позволяет определить количество единиц продукции Кол-во план., которое необходимо произвести и реализовать для получения запланированной прибыли Прибыль план. Исходя из (1) искомый объем продукции Кол-во план. определяется следующим образом:

Прибыль план.= Цена ед.*Кол-во план.– Пост.изд. – Перем.изд.на ед.*Кол-во план=>

Кол-во план.=(Прибыль план.+пост.изд.)/(Цена ед.-Перем.изд.на ед.)  (3)

С помощью анализа безубыточности можно также принимать и ценовые решения. На основе (1) (учитывая, что в точке безубыточности Прибыль = 0), минимально допустимая цена за единицу продукции, обеспечивающая покрытие совокупных затрат, будет определяться следующим образом:

Прибыль=0= Цена ед. мин.*Кол-во план.– Пост.изд. – Перем.изд.на ед.*Кол-во план=>

Цена мин.=(Пост.изд.+Перем.изд.на ед.*Кол-во)/Кол-во (4)

Формула (4) служит отправной для расчета цены, которую требуется установить для получения запланированного размера прибыли Прибыль план.:

Прибыль план.= Цена ед. треб.*Кол-во план.– Пост.изд. – Перем.изд.на ед.*Кол-во план=>

Цена треб.=(Пост.изд.+Перем.изд.на ед.*Кол-во+Прибыль план.)/Кол-во (5)

Вариантом рассмотрения задачи является определение минимально допустимого срока выпуска продукции при заданных годовых производства, т.е. срока окупаемости. Вместо годовых постоянных затрат учитывается общий размер инвестиций и сопряженных затрат.

Формула имеет вид:

Прибыль=0= Срок выпуска*Цена на ед.*Кол-во в ед.времени - Пост.изд. - Срок выпуска*Кол-во в ед.времени*Перем.изд.на ед. =>

Срок выпуска=Пост.изд./(Кол-во в ед.времени*(Цена ед.-Перемен.изд.на ед.) (6)

К числу наиболее существенных недостатков в бухгалтерской модели относится предположение о неизменности цены реализации единицы продукции. С точки зрения адекватности действительности такое допущение не всегда приемлемо для предприятий.  В условиях, характеризующихся высокой степенью ценовой эластичности спроса, применение бухгалтерской модели безубыточности ведет к некорректному решению соответствующих маркетинговых задач, в связи с чем представляется актуальным поиск более совершенных подходов к решению рассматриваемой проблемы.

Модифицированные (нелинейные) бухгалтерские модели анализа безубыточности.

Линейная модель во многих случаях дает практически приемлемое описании ситуации. Однако могут возникнуть ситуации, когда процесс формирования затрат и или стоимости продукции более адекватно описывается нелинейными функциями и имеются достаточно надежные данные для получения соответствующих кривых. Вид и параметры таких кривых могут быть установлены, например, в ходе статистического анализа, или их можно задать экспертно.

Рассмотрим варианты нелинейных моделей:

А) Цена продукции не изменяется (выручка  описывается линейной функцией); переменные издержки на единицу сокращаются по мере роста масштабов производства (совокупные переменные издержки описываются степенной функцией).

Выручка от реализации:

V=pq

Общая сумма переменных затрат,  описываемая степенной функцией: cqh, причем 0<h <1.

Общая сумма затрат составит:

S=F (Пост.изд.)+ cqh

Разность функций в точке безубыточности равна нулю:

pq- F - cqh=0 =>q? (7)

Б) Цена продукции сокращается по мере роста выпуска продукции (выручка описывается степенной функцией); переменные издержки на единицу сокращаются по мере роста масштабов производства (совокупные переменные издержки описываются степенной функцией).

Выручка от реализации:

V=pqm ,0< m<1

Общие издержки:

S=F + cqh,0<h <1

Искомая точка безубыточности находится на основе выражения:

pqm-F - cqh=0=>q? (8)

В) Обе функции являются параболами второй степени:

V=a*q2+b*q

S=cq2+d*q+F, где a, b, c, d параметры парабол.

Точка безубыточности находится из уравнения:

0=(a-c)*q2+(b-d)*q-F=> q? (9)

Возможно рассчитать объем выпуска, максимизирующий прибыль (Qmax). Для этого, достаточно найти производную функции прибыли и приравнять ее к нулю.

Для линейной функции прибыли: PR(q)=pq-cq-F ->max не существует максимума. С экономической точки зрения это означает, что прибыль ограничивается объемом производственных мощностей и предприятию для увеличения прибыли необходимо по этой модели стремится к максимальной загрузке мощностей.

Для параболы: PR (q)=(a-c)*q 2+(b-d)*q-F->max.

PR`(q)=2(a-c)q +(b-d)=0

Qmax=(b-d)/(2*(a-c)) (10)/

Как видно, положение точки максимума полностью определяется параметрами соответствующих парабол. Причем необходимым условием существования максимума являются следующие соотношения: d>b, a>c. Если b>d и a>c, то прибыль монотонно растет вместе с увеличением выпуска.

Нелинейную модель можно представить и в неформализованном виде – как таблицу данных, характеризирующих затраты и стоимость продукции стоимость продукции в зависимости от размера выпуска.

В приведенной ниже таблице и на диаграмме содержаться данные о затратах, стоимости продукции и ожидаемой прибыли

Q

F

C

P

S

V

P

0

100

-

-

100

-

-

5

100

30

50

250

250

0

20

100

20

40

500

800

300

Точка безубыточности равна 5. Наибольшая прибыль приходится на выпуск, равный 20.

4.2.Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж

Как видно из предшествующего параграфа условиями операционного анализа являются:

  •  затраты делятся на постоянные и переменные;
  •  постоянные затраты не изменяются при изменении объемов производства;
  •  переменные затраты прямо пропорциональны объему производства, то есть переменные затраты на единицу продукции не изменяются (линейная зависимость переменных затрат от объемов производства);
  •  цена реализации не изменяется (линейная зависимость выручки от объема производства);
  •  не изменяется производительность и отсутствуют структурные сдвиги.

Элементы операционного анализа:

  1.  операционный (производственный) леверидж;
    1.  точка безубыточности (порог рентабельности);
    2.  запас финансовой прочности.

Операционный (производственный леверидж).

  •  Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, называемый операционный (производственный) леверидж.
  •  Действие этого механизма проявляется в том, что наличие в составе операционных затрат постоянных затрат приводит к тому, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда вызывает более сильное изменение прибыли. 

При этом, чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

  •  Формализованное описание силы операционного рычага основывается на линейном графике безубыточности.
  •  Коэффициент операционного левериджа показывает соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее включать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия:

Коэфф.операц.левериджа=Ипост/Общая сумма операц.издержек

  •  При данном коэффициенте операционного левериджа определяется коэффициент силы воздействия операционного рычага (коэффициент покрытия):

Сила воздействия операционного рычага показывает во сколько раз увеличится (снизится) прибыль организации при возможном увеличении (снижении)  выручки от реализации на 1%.

Иными словами, при изменении выручки на 1% изменение прибыли составит Сила воздействия операционного рычага*Изменение выручки.

  •  Пусть Пост.издержки const за период. Цена продукции также const за период. Переменные издержки const за периода.

Тогда, А) =[Ц1*Физ.объем реализации1- Физ.объем реализации1*Перем.И.1-Пост.И.1]- [Ц0* Физ.объем реализации0- Физ.объем реализации0*Перем.И.0-Пост.И.0]=[Ц* Физ.объем реализации1- Физ.объем реализации 1*Перем.И.]- [Ц* Физ.объем реализации0- Физ.объем реализации0*Перем.И.]= .

Б)

Отсюда,

, Валовая маржа =Выручка-Переменные издержки.

В данном случае, желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Пример: Выручка от реализации = 11 млн., переменные издержки 9,3 млн., постоянные издержки 1,5 млн. Прибыль 0,2 млн. Сила воздействия операционного рычага=(11-9,3)/0,2=8,5. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, например, на 3%, прибыль вырастет на 3%*8,5=25,5%; при снижении выручки на 10%, прибыль снизится на 10%*8,5=85,5%.

  •  Аналогично, возможно составить формулы расчета операционного рычага при изменении цены, переменных издержек, постоянных издержек:

В данном случае сила воздействия операционного рычага показывает во сколько раз увеличится (снизится) прибыль организации при возможном увеличении (снижении)  цены реализации на 1%.

  •  Возможно составить формулу Силы воздействия операционного рычага для валовой маржи:

В данном случае сила воздействия операционного рычага показывает во сколько раз увеличится (снизится) валовая маржа организации при возможном увеличении (снижении)  выручка на 1%.

  •  Необходимо заметить, сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации – изменяется и сила воздействия операционного рычага.
  •  Сила воздействия ОР в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше стоимость основных средств, тем боьше постоянные затраты и это объективный фактор.
  •  Вместе с тем, ЭОР поддается контролю на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затрат и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг.

Это легко показать преобразованием формулы силы воздействия ОР:

Более того (как мы говорили в начале вопроса), чем выше доля постоянных затрат в валовой марже, тем выше сила ОР:

  •  Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли.  
  •  При росте выручка, если точка безубыточности уже пройдена, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручка дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемого интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новую точку безубыточности.  
  •  На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начинает убывать… так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
  •  Приложение операционного рычага: выработка деталей коммерческой политики. При пессимистических прогнозах динамики выручки нельзя раздувать постоянные затраты, т.к. потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многкратно большей из-за слишком сильного эффекта ОР. Вместе с тем, если вы уверены в долгосрочной перспективе повышения спроса на товары, то можно себе позволить отказаться от режима жесткой экономии непостоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

Порог рентабельности.

Суть: Затраты=Выручке

Методы расчета порога рентабельности в натуральном выражении:

  1.  метод составления уравнения:

ЧП=В-Переменные затраты-Постоянные затраты

ЧП=Ц*Кол-во-ПерЗ*Кол-во-Пост.затраты=0

  1.  метод маржинальной прибыли:

Кол-во для дост.нулевой прибыли=Постоянные затрты/Удельная маржинальная прибыль=Постоянные затраты/(Цед-ПеременныеЗед)

  1.  графический метод.

Методы расчета порога рентабельности в денежном выражении:

1. метод составления уравнения:

Доля валовой маржи=Маржинальная прибыль/Выручка

Доля переменные затрат=Переменные затраты/Выручка

Объем реализации (выручка) в ден.ед.-Доля переменных затрат*Выручка-Постоянные затраты=Чистая прибыль

2. формула:

Порог рентабельности=Постоянные затраты/Удельная маржинальная прибыль. Удельная маржинальная прибыль=Маржинальная прибыль/Выручка.

Запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности=Фактический объем реализации-Объем реализации на пороге рентабельности.

Показывает величину, на которую может снизится объем реализации, начиная с которого, компания будет нести убытки.

Чем ниже опасная сила операционного рычага, тем выше запас финансовой прочности (выводится математически).

Объем реализации для получения требуемой прибыли в нат. Ед.=(Постзатраты+Переменные затраты)/Удельная маржинальная прибыль

Объем реализации для получения требуемой прибыли, ден.ед.=(Постоянные затраты+Переменные затраты)/Доля маржинальной прибыли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16412. Емпіричне дослідження гендерних особливостей міжособистісної взаємодії у ранній юності 403.5 KB
  Проблема стосунків жінки і чоловіка в суспільстві прадавня. Сьогодні вона набула особливої гостроти оскільки в світі активізується боротьба за ствердження демократичних норм і принципів. У цьому контексті гендерне партнерство (рівні відносини статей), гендерна рівність набувають все більшої актуальності.
16413. Национальные проекты в России, как одна из форм государственного управления. Национальный проект «Демография» 1.23 MB
  Причины депопуляции в ошибках конкретных государственных правителей — Депопуляция процесс объективный, исторически заданный. Для России низкая рождаемость, ведущая к депопуляции, будет иметь катастрофические последствия. — Депопуляция нежелательна, но не катастрофична; противостоять ей можно.
16414. Планирование, как функция управления 113.5 KB
  Планирование как функция управления Понятие функции управления. Функция планирование. Процесс стратегического планирования. I. Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. ...
16415. Функция организация 166 KB
  Функция организация Сущность функции организация Построение организации Делегирование полномочий I. Организация как функция управления нацелена на то чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь. Ранее мы рассматривал...
16416. Функция мотивация 108 KB
  Функция мотивация Сущность функции мотивации Теории мотивации I. Руководителю чтобы эффективно двигаться к намеченной цели необходимо координировать работу и заставить персонал выполнять ее. Функция мотивации состоит в побуждении перс
16417. Функция контроль 107.5 KB
  Функция контроль Цели задачи и содержание функции контроль Процесс контроля I. Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей постоянное сравнение того что есть с тем что должно быть. Функция контроль – состоит в наблю...
16418. Антропоцентрический подход в исследовании текстов (на основе документов официально-делового стиля) 201 KB
  В данной работе рассматривается жанровая организация официально-делового дискурса на примере объяснительных записок с целью многоаспектного исследования их коммуникативно-прагматических характеристик. В работе преобладает антропоцентрический подход, что находится в русле современных лингвистических исследований.
16419. Функции Excel для расчета амортизации АМР, АМГД, ДОБ и ДДОБ 43 KB
  Функции Excel для расчета амортизации АМР АМГД ДОБ и ДДОБ. Под амортизацией подразумевается уменьшение обычно на единицу времени стоимости имущества в процессе эксплуатации. Функция АМР SLN возвращает величину амортизации имущества за один период времени используя ...
16420. Функции Excel для расчета амортизации АПЛ, АСЧ, ФУО и ДДОБ 44 KB
  Функции Excel для расчета амортизации АПЛ АСЧ ФУО и ДДОБ. Под амортизацией подразумевается уменьшение обычно на единицу времени стоимости имущества в процессе эксплуатации. Функция АПЛ SLN возвращает величину амортизации имущества за один период времени используя м...