37198

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Задачи: Отражение перспектив развития организации; Оценка потенциальных влияний сегодняшних решений на возможности компании в ближайшем будущем; Постановка целей которые служат мотивацией работникfv и позволяют установить критерии оценки их деятельности. Контроль за воплощением финансового плана в жизнь=регулярный пересмотр финансового плана в соответствии с текущими тенденциями в деятельности организации на рынке и экономике в целом. Показатели долгосрочных планов используются как некая база для оценки последующей деятельности. Но...

Русский

2013-09-23

279 KB

10 чел.

9

ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Вы будете изучать:

  •  Содержание финансового планирования в организации
  •  Принципы финансового планирования организации
  •  Методы финансового планирования

Цели:

  •  Изучить экономическую литературу, раскрывающую содержание финансового планирования и прогнозирования в  организации, его цели, задачи, принципы  и методы реализации

Результат:

  •  Научиться применять методы финансового планирования на практике

Основная литература:

  1.  Финансы организаций (предприятий) / под ред. Н.В.Колчиной. М.2004. С.198-245

Дополнительная литература:

  1.  Бадокина Е.А., Ружанская Н.В.Бюджетирование. Сыктывкар.2002
  2.  Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К.: Ника – Центр, 1999.
  3.  Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ.- М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 1997.
  4.  Коммерческое бюджетирование /Бочаров В.В.Спб.2003.

Ключевые слова: финансовое планирование, методы финансового планирования, финансовый план, платежный календарь.

Вопросы:

  1.  Содержание, цель, задачи, принципы, виды финансового планирования.
  2.  Методы краткосрочного финансового планирования  и прогнозирования
  3.  Система финансовых планов (бюджетов).
  4.  Пример.

1. Содержание, цель, задачи, принципы, виды финансового планирования

В зарубежном варианте (Брейли, Майерс) финансовое планирование -- процесс рассмотрения последствий инвестиционных решений и решений по финансированию в их взаимосвязи.

Инвестиционные решения -- решения по поводу вложения капитала с целью его последующего увеличения.

Решения по финансированию -- решения по поводу финансирования инвестиционных решений.

Цель финансового планирования - содействовать избежанию неожиданностей и продумать наперед, как следует реагировать на те из них, которых избежать просто невозможно.

Задачи:

  1.  Отражение перспектив развития организации;
  2.  Оценка потенциальных влияний сегодняшних решений на возможности компании в ближайшем будущем;
  3.  Постановка целей, которые служат мотивацией работникfv и позволяют установить критерии оценки их деятельности.

Финансовое планирование--процесс, состоящий из:

  1.  анализа инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
  2.  прогнозирования последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
  3.  обоснования выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
  4.  оценка результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Принципы:

  1.  Учет всех событий и результатов, в том числе и менее реалистичных (в отличие от прогнозирования, которое учитывает только наиболее вероятные события и результаты).
  2.  Финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит.
  3.  Разработка нескольких способов ответа на вопрос "а что, если".

Результат финансового планирования--финансовый план.

Эффективность финансового планирования--достижение всех тех целей, которые предусмотрены финансовым планом.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. Основное внимание следует уделять трем моментам:

  1.  способность составлять точные и обоснованные прогнозы. При этом будущее вовсе не обязательно воссоздает прошлые тенденции, что было бы весьма удобно для планирования.
  2.  Поиск оптимального финансового плана. Необходимо определить какой финансовый план лучше.

Аксиома: набор нерешенных проблем бесконечен.

Аксиома: количество нерешенных проблем, которые отдельный человек способен держать в голове в каждый данных момент, ограничено десятью.

Закон. Следовательно, в любой области всегда будут существовать некие 10 проблем, которые можно обсуждать, но которые не имеют формального решения.

  1.  Контроль за воплощением финансового плана в жизнь=регулярный пересмотр финансового плана в соответствии с текущими тенденциями в деятельности организации, на рынке и экономике в целом. Показатели долгосрочных планов используются как некая база для оценки последующей деятельности. Но такие оценки имеют смысл, только если вы представляете себе как именно падение экономической конъюнктуры повлияет на ваше отклонение от плана и вы будете располагать базой для оценки вашей деятельности в условиях такого падения.

В российском варианте (Бланк И.А.), финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных показателей) по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Основная цель финансового планирования – обеспечение максимальной прибыльности операционной деятельности предприятия.

Задачи финансового планирования в зависимости от ситуации операционной деятельности могут быть различными: рост объема реализации, снижение затрат, оптимизация активов, оптимизация капитала, управление денежными потоками, минимизация финансовых рисков и пр.

Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных систем (виды финансового планирования):

  1.  прогнозирование финансовой деятельности
  2.  текущее планирование финансовой деятельности
  3.  оперативное планирование финансовой деятельности.

Каждой из этих систем финансового планирования присущи определенный период и свои формы реализации его результатов.

Система финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии

Система финансового планирования

Формы реализации результатов финансового планирования

Период планирования

1. Прогнозирование финансовой деятельности

Разработка общей финансовой стратегии* и финансовой политики** по основным направлениям финансовой деятельности

До 3-х лет

2. Текущее планирование финансовой деятельности

Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности (план доходов и расходов по операционной, инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план).

1 год

3. Оперативное планирование финансовой деятельности

Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей*** и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности

Месяц, квартал

* Финансовая стратегия - система долгосрочных  целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией и наиболее эффективных путей их достижения. Финансовая идеология - система основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его "миссией" и финансовым  менталитетом его учредителей и  менеджеров.

** Финансовая политика - форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от финансовой стратегии в целом, финансовая политика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности.

*** Платежный календарь – особая форма плана, разрабатываемая по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).

2.Методы краткосрочного финансового планирования и прогнозирования

Для поддержания финансового равновесия предприятию необходимо сначала предсказать условия его сохранения и определить значения различных прогнозируемых параметров. Фактически нужно выбирать один из трех параметров: чистый оборотный капитал, потребность в оборотном капитале и денежные средства. Прогнозирование значений двух других переменных зависит от значения выбранного параметра. Это означает, что практически можно выделить четыре метода прогнозирования финансового равновесия предприятия: экстраполяции, метод сроков оборачиваемости, метод бюджета денежных средств, метод предварительных (плановых, прогнозных) балансов. Каждый из этих методов представляет собой схему прогнозирования, более или менее приспособленную к определенной ситуации. Конкретно принято выбирать между ними в зависимости от деятельности предприятия, где осуществляется прогнозирование, и от объема имеющейся информации.

1. Методы экстраполяции

Принцип: данные методы опираются на предположение о существовании прямой связи между чистым оборотным капиталом или краткосрочной циклической потребностью финансирования предприятия и объемом продаж. Эта связь может быть выражена либо с помощью простого коэффициента, тогда речь идет о пропорциональной зависимости, либо с помощью линейной функции типа y=ax+b, параметры которой могут быть установлены благодаря методу наименьших квадратов.

  1.  Пропорциональная экстраполяция, основанная на тенденции объема продаж

Пусть предприятие добилось в прошлом некоторой стабильности при значении коэффициента Оборотный капитал/Объем продаж=0.25 и за рассматриваемый период не наблюдалось серьезного нарушения финансового равновесия. В результате, можно считать этот коэффициент удовлетворительным.

Для определения суммы чистого оборотного капитала, необходимого в будущем для обеспечения финансового равновесия при изменившемся объеме продаж необходимо: планируемый объем продаж*Коэффициет.

Если плановый объем продаж=2 млн. руб., то Необходимый чистый оборотный капитал=0.25*2 млн.=500 тыс.руб.

Недостаток: связь уровня оборотного капитала с единственной переменной  - объемом продаж, хотя на уровень потребности краткосрочного финансирования и на необходимый чистый оборотный капитал влияет и много других переменных (характер связи с клиентами и поставщиками, определяющими периоды погашения задолженности, управление запасами).

Достоинство: простота и вполне подходит для краткосрочного прогнозирования потребности в оборотном капитале малых и средних предприятий, которые имеют несложных производственный процесс и работают в достаточно стабильной окружающей среде.

  1.  Линейная экстраполяция исходя из объем продаж.

Необходимо установить отношение типа y=ax+b между необходимым чистым оборотным капиталом y и уровнем объема продаж x.

Для установления соотношения:

  1.  по данным прошлых периодов составляем таблицу чистого оборотного капитала по отношению к объему продаж.
    1.  По методу наименьших квадратов составляет  находим параметры уравнения а и b и составляем уравнение прямой.
    2.  По уравнению прямой относительно планируемого объема продаж рассчитываем требуемую сумму чистого оборотного капитала.

2. Метод сроков оборачиваемости

Принцип метода: финансовые потребности, порожденные хозяйственным циклом, возникают в результате временного расхождения между поступлениями и выплатами, связанными с различными операциями (закупка сырья, материалов, складирование, производство, продажа). Для временного решения проблемы, когда между поступлениями от продаж и выплатами по закупкам существует временной разрыв, предприятие может обратиться к долгосрочным источникам, чтобы обеспечить себя чистым оборотным капиталом.

Применение метода:

Рассмотрим схему операций хозяйственного цикла  на торговом предприятии, которое покупает товары в кредит, пользуясь отсрочкой платежа, предоставляемой ему поставщиками Df  и продает в кредит, предоставляя своим клиентам отсрочку платежа Dc.

Из представленной выше схемы выходит, что рассмотренное предприятие должно иметь на время Td средства, которые ему позволят оплатить свои закупки. Оно сможет пополнить эти средства только, когда клиенты заплатят ему в течение периода Te. Каждый из этих хозяйственных циклов создает одну и ту же потребность финансирования, которую можно измерить в днях: срок оборачиваемости запасов плюс срок оборачиваемости дебиторской задолженности клиентов минус срок оборачиваемости кредиторской задолженности поставщикам.

Рассмотрим торговое предприятие со следующими характеристиками хозяйственной деятельности: объем продаж — 20 млн руб.; покупная стоимость реализованных товаров — 14 млн руб. (или 70% объема продаж); закупки — 12 млн руб.

Баланс на конец отчетного периода

Актив

Пассив

Внеоборотные активы 7

Запасы 3,5

Коммерческая дебиторская задолженность 2,5

Кассовая наличность 2

Итого 15

Собственный капитал  8

Финансовая кредиторская задолженность  5

Коммерческая кредиторская задолженность 2

Итого 15

Рассчитаем с помощью этих сведений сроки оборачиваемости, характерные для хозяйственного цикла предприятия:

  •  Срок складирования=(Сумма запасов/Покупная стоимость реализованных товаров)*360=> Ds=(3,5/14)*360=90 дней
  •  Срок кредита поставщиков==(Коммерческая кредиторская задолженность/Закупки до налогообложения)*360=> Df=(2/12)*360=60 дней
  •  Срок кредита клиентам==(Коммерческая дебиторская задолженность/Объем продаж до налогообложения)*360=> Dc=(2,5/20)*360=45 дней.

Финансовую потребность, порожденную хозяйственным циклом, можно теперь рассчитать следующим образом:

  •  Кредит поставщика, составляет источник, соответствующий: 60*70%=42 дня (данный расчет, вводящий отношение между покупной стоимостью проданных товаров и объемом продаж (0,7) отвечает на вопрос, состоящий из трех условий: какое время необходимо для осуществления объема продаж, соответствующего закупкам, осуществленным в течение 45 дней, зная, что в течение 360 дней покупают товаров на 14 млн.руб., а продаж на 20 млн.руб.).
  •  Складирование создает финансовую потребность,  эквивалентную: 90*70%=63 дня.
  •  Кредит клиентам создает потребность финансирования на 45 дней.

В итоге сумма циклической потребности в оборотном капитале достигает: (45+63)-42=66 дней, что равноценно 20*(66/360)=3,66 млн.руб.

Достоинства: простота.

Недостаток: потребность называется в данном случае средней потребность, основанной на оценке средних сроков оборачиваемости. Следовательно, данный метод применяется должным образом только на тех предприятиях, где деятельность развивается ритмично на протяжении всего года. Метод недостаточен, чтобы предсказать финансовое равновесие предприятия с сезонными колебаниями.

3. Метод бюджета денежных средств

Принцип метода: бюджет денежных средств – детальный план (обычно по месяцам) денежных поступлений и выплат предприятия по всем видам его деятельности.

Разработаем бюджет денежных средств торгового предприятия на три первых месяца отчетного года.

Дано:

• Объем продаж компании за последние три месяца:

октябрь — 600 000; ноябрь — 700 000; декабрь — 800 000.

• Прогнозы продаж на четыре первых месяца: январь — 300 000;

февраль — 400 000; март — 400 000; апрель — 600 000.

• 25% продаж оплачивается наличными, остальные в кредит.

• Клиенты, пользующиеся кредитом, платят следующим образом: 60% через 30 дней; 30% через 60 дней; 10% через 90 дней.

• Покупная стоимость реализованных товаров составляет 80% объема продаж; компания осуществляет закупки заранее один раз в месяц и оплачивает их наличными.

• Планируемые расходы на заработную плату: 60 000 в январе, 80 000 в феврале и 100 000 в марте.

• Компания платит каждый месяц 4 000 в счет арендной платы и должна выплатить в марте проценты на сумму 30 000.

• В конце декабря ее ликвидные средства (в кассе и банке) увеличились до 200 000; администрация рассматривает эту сумму как необходимый минимум.

Этот пример предусматривает планирование только хозяйственных поступлений и выплат; на практике необходимо также учитывать поступления и выплаты, не связанные с хозяйственной деятельностью.

Этапы планирования:

  1.  Планирование поступлений от хозяйственной деятельности. Учет: план ежемесячных продаж, способы расчета клиентов (в кредит либо сразу).

Таблица 1

Планирование поступлений от продаж

Замечания:

-на практике отдельные клиенты имеют трудности с платежами, следовательно, нужно быть осторожным и не включать в бюджет поступления таких клиентов;

-понятие оплаты наличными относительно. Оплата наличными не всегда означает, что вы будете немедленно иметь наличные средства, которые вам должны, за исключением случая оплаты наличными деньгами.

-к продаже товаров может добавиться продажа побочной продукции и брака, которые часто составляют не малый источник денег и которые необходимо учитывать в бюджете.

  1.  Планирование выплат на хозяйственную деятельность.

2.1. Планирование расходов по закупке. Учет: прогноза закупок и сроки платежей, предоставленные поставщиками. Чаще всего прогнозы закупок опираются на прогнозы продаж или производства с учетом временного расхождения, связанного с условиями складирования.

Таблица 2

Прогнозы закупок

2.2. Расходы на заработную плату. Учет: расходов прошлого периода, планируемый рост численности персонала, рост самой заработной платы.

Таблица 3

Расходы на заработную плату

2.3.Прочие расходы. Учет: данные прошлого периода, предполагаемая деятельность будущего отчетного периода.

Таблица 4

Прочие расходы

2.4. Поступление и оплата НДС. Учет: ставка налога, метод признания выручки по отгрузке либо по оплате.

2.5. Оформление бюджета движения денежных средств.

Таблица 5

Бюджет денежных средств компании

4. Метод плановых балансов

Принцип метода: разработка планового баланса.

Разработаем плановый баланс предприятия.

Дан баланс предприятия на начало отчетного периода.

Баланс

Внеоборотные активы

Амортизация

Запасы сырья

Незавершенное производство

Готовая продукция

Дебиторская задолженность

Денежная наличность

3000

2 000    1000

Собственный капитал

Финансовая кредиторская задолженность

Поставщики

Прочая кредиторская задолженность

1 500

860

240

250

500

200

400

420

330

2850

2850

Объем продаж за предыдущий отчетный период составил 2000, и администрация разработала плановый счет эксплуатации на основе прогноза объема продаж в сумме 2 400, т.е. с ростом на 20%; плановый счет эксплуатации (счет результата в части доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия)  выглядит следующим образом.

Плановый счет эксплуатации

Закупки

Изменение запасов сырья

Расходы на зарплату

Прочие расходы

Амортизация

Прибыль от хозяйственной деятельности

1000

100

670

400

200

150

Продажи

Продукция:

-в незавершенном производстве

-на складе

2400

40

80

2520

2520

Планируется, что улучшение управления запасами сырья позволит снизить их до 400, а запасы в незавершенном производстве и в виде готовой продукции увеличатся так же, как объем продаж.

Сроки платежа, предоставленные клиентам, не должны измениться. Соотнесенная с продажами дебиторская задолженность клиентов составляет около 21% от объема продаж (420/2 000), что соответствует 76 дням кредита (60 чистых дней месяца).

Таким образом, если этот срок остается неизменным, планируемые поступления от продаж должны составить приблизительно 2 400 х 0,79 = 1 896, а сумма дебиторской задолженности на конец отчетного периода будет равна 2 400 — 1 896 = 504 (полагая, что вся дебиторская задолженность на начало отчетного периода возмещена).

Таким же образом сроки платежа, определенные поставщиками, не должны измениться, в среднем они составляют 105 дней (90 полных дней месяца).

В зависимости от прогноза закупок, которые включены в счет эксплуатации, задолженность перед поставщиками на конец отчетного периода (полагая, что эта задолженность на начало отчетного периода полностью погашена) составит 1 000 х 105/360 = 292, а соответствующие платежи в течение отчетного периода: 1 000 — 292 = 708.

Заработная плата и прочие расходы будут выплачиваться в течение отчетного периода.

Теперь можно составить таблицу плановых изменений денежной наличности.

Таблица плановых изменений денежной наличности

В конечном итоге получают следующий плановый баланс.

Плановый баланс

Мы предположили, что величина прочей кредиторской задолженности не изменилась, но к ней добавился налог на плановую прибыль от хозяйственной деятельности, рассчитанный по ставке 50%. Чистая прибыль (после налогообложения) равна 75.

Рассчитаем чистый оборотный капитал, потребность в нем и денежные средства на начало и конец отчетного периода (прибыль предполагается перечислить в фонды).

Увеличение денежных средств (наличность) объясняется одновременным ростом чистого оборотного капитала в результате самофинансирования (амортизация + прибыль, перечисленная в фонды=275) и уменьшением потребности в оборотном капитале. Данное уменьшение потребности в оборотном капитале может быть проанализировано следующим образом:

Уменьшение запасов сырья

-100

Увеличение незавершенного производства

+40

Увеличение готовой продукции

+80

Увеличение дебиторской задолженности клиентов

+84

+104

Увеличение задолженности перед поставщиками

-52

Увеличение прочей кредиторской задолженности (налог к уплате)

-75

Итого

-23

3. Система финансовых планов (бюджетов)

Система  финансовых планов (бюджетов) формируется на предприятии как результат процесса бюджетирования.

Бюджетирование в широком смысле – система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности предприятия по центрам ответственности и или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности предприятия и включают плановые и отчетные данные. В принципе в бюджете отражены цели и задачи предприятия.

В узком смысле бюджетирование - процесс составления бюджетов, которые являются одним из видов планов.

Ключевые различия понятий бюджет и план

Признак

План

Бюджет

Показатели и ориентиры

Любые, в т.ч. неколичественные

Преимущественно стоимостные

Горизонт планирования

В зависимости от предназначения плана

Преимущественно до 1 года

Предназначение

Формулирование целей, которые нужно достигнуть и способов их достижения

А) детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей

Б) средство текущего контроля исполнения плана

Пример бюджета движения денежных средств

Направления движения

План

Факт

Отклонения

В руб.

В %

Входящий остаток

Поступление денежных средств

Расходование денежных средств

Исходящий остаток

А. Платежный календарь на одну дату

Дата

Сумма

Сальдо

Приток

Отток

Сальдо

Б.Платежный календарь на месяц

В целом на месяц, руб.

В т.ч. по дням месяца, руб.

1

2

3…

Сальдо

Приток

Отток

Сальдо

Цели бюджетирования:

  1.  прогнозирование финансовых результатов хозяйственности деятельности, финансовой состоятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
    1.  определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития предприятия бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;
    2.  анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

Бюджет предприятия (главный бюджет):

  •  смета взаимосвязанных бюджетов;
    •  раскрывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде;
      •  включает 2 основных блока: система операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов стратегическое планирование, анализ потребности в ресурсах, разработка продукта, продвижение продукта, сбыт продукта, производство продукта) и система финансовых бюджетов. В результате, процесс бюджетирования может быть разбит на 2 части, каждая из которых является законченным интервалом планирования: подготовка операционного бюджета и подготовка финансовых бюджетов. Возможно использовать вспомогательные и специальные бюджеты (отражают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов).

Система бюджетов предприятия

Система операционных бюджетов

Система финансовых бюджетов

Дополнительные бюджеты

Вспомогательные бюджеты

Специальные бюджеты

  •  Бюджет продаж
    •  Бюджет запасов готовой продукции
      •  Бюджет производства
        •  Бюджет прямых материальных затрат (закупок материалов и производственных запасов)
        •  Бюджет прямых производственных затрат
        •  Бюджет общепроизводственных расходов
        •  Бюджет себестоимости реализованной продукции
        •  Бюджет коммерческих расходов
        •  Бюджет управленческих расходов
  •  Прогнозный бухгалтерский баланс
    •  Прогноз отчета о прибылях и убытках
      •  Бюджет движения денежных средств
  •  План капитальных затрат (инвестиционный бюджет)
    •  Кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов)
  •  Налоговый бюджет
    •  Бюджет распределения прибыли
      •  Бюджет отдельных проектов  и программ

Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций, процедур.

Все бюджеты составляются на основе бюджета продаж.

Наряду с бюджетами на предстоящий период в процессе бюджетирования составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период. Менеджеры должны отслеживать выполнение бюджетов и выявлять «узкие места» в деятельности предприятия. По сути в данном случае проводится бюджетный анализ или анализ план-факт=количества, стоимости, пропорций изменения элементов имущества предприятия и источников их финансирования.

4. Пример

Финансовая отчетность организации

Отчет о прибылях фирмы А

Выручка от реализации

2160

Себестоимость реализации

1944

Прибыль до уплаты налогов

216

Расходы по выплате процентов

36

Прибыль до НО

180

Налог

90

ЧП

90

Источники и использование фондов

Источники

Чистая прибыль

90

Амортизация

80

Денежные потоки от основной деятельности

____

170

Займы

0

Эмиссия

64

Итого источники

234

Использование

Прирост чистого оборотного капитала

40

Инвестиции

140

Дивиденды

54

Итого использование

234

Баланс

2000

2001

Динамика

Активы

Чистый оборотный капитал

160

200

+40

Основные средства

740

800

+60

Итого активы

900

1000

+100

Обязательства

Займы

400

400

0

Собственный капитал

500

600

+100

Итого обязательства

900

1000

+100

Допустим, необходимо составить прогнозную финансовую отчетность компании на 2002 г. исходя из сложившихся хозяйственных условий, кроме следующих: выручка и операционные издержки вырастут на 30% по сравнению с 2001 г.; новый выпуск обыкновенных акций не планируется; процентные ставки не изменятся и останутся на уровне 9%; уровень дивидендных выплат останется на уровне 60%; собственный оборотных капитал и основные средства увеличатся на 30%, чтобы обеспечить возросший объем продаж. Новый займ =255,6 долл. Налог на прибыль остается на уровне 50%. Амортизационные отчисления остаются на уровне 10% от основных фондов организации.

Прогнозная финансовая отчетность организации

Отчет о прибылях фирмы А

Выручка от реализации

2160*1,3=2808

Себестоимость реализации

1944*1,3=2527

Прибыль до уплаты налогов

216=>281

Расходы по выплате процентов

36=>36+255,6*0,09=59

Прибыль до НО

180=>222

Налог

90=>111

ЧП

90=>111 (+23%)

Источники и использование фондов

Источники

Чистая прибыль

90=>111

Амортизация

80=>104

Денежные потоки от основной деятельности

____

170=>215

Займы

0=>255,6

Эмиссия

64=>0

Итого источники

234=>470,6

Использование

Прирост чистого оборотного капитала

40=>60

Инвестиции

140=>470,6-60-66,6=344

Дивиденды

54=>111*0,6=66,6

Итого использование

234=>470,6

Баланс

2002

2001

Динамика

Активы

Чистый оборотный капитал

200=>200*1,3=260

200

+60

Основные средства

800=>1040

800

+240

Итого активы

1000=>1300

1000

+300

Обязательства

Займы

400=>400+255,6=655,6

400

+255,6

Собственный капитал

600=>600+111*0,4=644,4

600

+44,4

Итого обязательства

1000=>1300

1000

+300

Недостатки данного процесса планирования:

  1.  чрезмерная упрощенность ситуации;
  2.  есть только один вариант прогноза;
  3.  в принципе ни одна модель финансового планирования не дает никаких сигналов, указывающих на оптимальное финансовое решение.  Они даже не показывают, какая именно альтернатива заслуживает более подробного изучения. Все остается на усмотрение пользователя модели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64430. ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ ПРОДУКЦІЇ АПК УКРАЇНИ НА ЗОВНІШНІХ РИНКАХ 303 KB
  В сучасних умовах посилення глобалізації світових господарських зв’язків питання забезпечення конкурентоспроможності продукції АПК у сфері зовнішньої торгівлі належить до пріоритетних завдань національного економічного розвитку.
64431. НАУКОВЕ ОБҐРУНТУВАННЯ МЕТОДОЛОГIÏ ФОРМУВАННЯ ТА КОНТРОЛЮ ЯКОСТI ДИСПЕРСНИХ СИСТЕМ ПРОДУКТIВ ПЕРЕРОБЛЕННЯ ПЛОДIВ ТА ОВОЧIВ 372 KB
  Окисленi форми речовин редокссистеми морквяного соку Вiдновленi форми речовин редокссистеми морквяного соку Окисленi форми речовин редокссистеми капустяного соку Вiдновленi форми речовин редокссистеми капустяного соку...
64432. ПРАВОВИЙ СТАТУС СУБ’ЄКТІВ АДМІНІСТРАТИВНОГО СУДОЧИНСТВА 134 KB
  Теорія та практика адміністративного судочинства надають особливого значення важливому елементу структури адміністративнопроцесуальних відносин суб’єктам які згідно із Законом мають статус учасників судового процесу.
64433. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ МІКРОДУГОВОГО ОКСИДУВАННЯ СПЛАВІВ АЛЮМІНІЮ У ЛУЖНИХ СЕРЕДОВИЩАХ 549 KB
  Поширене застосування алюмінію і його сплавів як сучасних конструкційних матеріалів та носіїв для активних систем різноманітного призначення обумовлено особливостями їх фізикомеханічних та хімічних властивостей.
64434. СТАНОВЛЕННЯ БІПОЛЯРНОСТІ СВІТОВОГО ВАЛЮТНОГО РИНКУ ЯК ФАКТОР ВАЛЮТНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ 260 KB
  Зі створенням валютної системи в рамках Європейського Союзу та введенням в обіг спільної грошової одиниці в межах світової економіки виникає принципово нова система валютних відносин що базується на функціональній взаємодії двох основних...
64435. АВТОМАТИЗАЦІЯ СИНТЕЗУ СХЕМНИХ МАКРОМОДЕЛЕЙ КОМПОНЕНТІВ, ЩО ОПИСУЮТЬСЯ СИСТЕМАМИ ДИФЕРЕНЦІАЛЬНИХ РІВНЯНЬ 868 KB
  Для досягнення поставленої мети було необхідно розв’язати такі задачі: проаналізувати існуючі методи та засоби моделювання систем з компонентами різної фізичної природи; розробити методи побудови схемних макромоделей компонентів що описуються системами диференціальних рівнянь різних типів...
64436. ФІНАНСОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ДІЯЛЬНОСТІ ВИЩОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ 322.5 KB
  Основою ефективної діяльності вищого навчального закладу що функціонує на ринку освітніх послуг є достатнє та стабільне фінансове забезпечення. Вирішення цієї проблеми на мікрорівні стає можливим за умов ефективного управління фінансовим...
64437. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ РОБОЧИХ ОРГАНІВ МАШИН ДЛЯ ПОВЕРХНЕВОГО ВНЕСЕННЯ САПРОПЕЛІВ 264.5 KB
  Тому одним із актуальних завдань сільськогосподарського виробництва є покращення родючості ґрунтів за рахунок якісного поверхневого внесення сапропелів як органічних добрив що потребує обґрунтування конструктивних технологічних і кінематичних параметрів робочих органів...
64438. ВИПРОМІНЮВАННЯ ЕЛЕКТРОМАГНІТНИХ ХВИЛЬ ЩІЛИНАМИ В ОДНОМОДОВОМУ ТА БАГАТОМОДОВОМУ ПРЯМОКУТНИХ ХВИЛЕВОДАХ 267 KB
  Так наприклад апроксимація електричного поля в електрично довгих щілинних випромінювачах експоненційно спадаючою уздовж щілини функцією в багатьох випадках помилкова й не відповідає дійсності а розрахунок багатоелементних систем здійснюється...