37206

Медицинское страхование

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Независимо от величины этого взноса все граждане имеют равные права на получение определенного объема медицинской помощи оплата которой производится за счет страховых средств. Перед системой ОМС стоят три основные задачи: обеспечение равных возможностей получения медицинской помощи для всех жителей территории: обеспечение финансовой устойчивости; полный охват страхованием населения Российской Федерации. Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства направленных на сохранение и укрепление физического и...

Русский

2013-09-23

45.5 KB

8 чел.

В мире существует 2 модели медицинского страхования: добровольное и обязательное.

Добровольное страхование осуществляется в основном на коммерческой основе. Это страхование стало базовым элементом финансирования здравоохранения лишь в одной стране - США, где наибольшую долю национального дохода тратят на здравоохранение, но при этом около трети населения лишено возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в необходимом объеме.

Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. При обязательном страховании каждый гражданин платит определенную долю личного дохода в виде страхового взноса (или за него это делает организация, предприятие). Независимо от величины этого взноса все граждане имеют равные права на получение определенного объема медицинской помощи, оплата которой производится за счет страховых средств. Так реализуются принципы обязательного страхования: богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

Перед системой ОМС стоят три основные задачи:

обеспечение равных возможностей получения медицинской помощи для всех жителей территории:

обеспечение финансовой устойчивости;

полный охват страхованием населения Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации и в нормах международного права закреплено право каждого человека на жизнь. С этим правом связаны другие права человека и гражданина, включая право на охрану здоровья.

Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому медицинская помощь рассматривается как часть общей государственной системы охраны здоровья населения. [6, стр. 11]

Право граждан на охрану здоровья гарантируется путем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств государственного бюджета, страховых взносов, других поступлений, предусмотренных законодательством. Такую медицинскую помощь называют социальной медицинской помощью, таким образом, отделив ее от платной медицинской помощи. [4, стр. 110]

К медицинской помощи, которая оказывается названными учреждениями здравоохранения бесплатно, относятся следующие ее виды:

- первичная медико-санитарная помощь;

- скорая медицинская помощь;

- специализированная медицинская помощь;

- медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

-медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и органами санитарно-эпидемиологической службы. Учреждения здравоохранения независимо от форм собственности могут оказывать такую помощь на основе соответствующих договоров со страховыми медицинскими организациями.

Скорая медицинская помощь оказывается в случаях (при состояниях), требующих срочного медицинского вмешательства. Она необходима при несчастных случаях, отравлениях и других состояниях и заболеваниях. Осуществляется такая помощь безотлагательно создаваемой специально службой скорой помощи, а также всеми лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной принадлежности и формы собственности.

Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при тех заболеваниях, которые требуют специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий для их лечения. Данную помощь оказывают врачи соответствующего профиля в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) на право ведения такой деятельности.

Медико-социальная помощь гражданам с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается также бесплатно и согласно специальному перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Некоторым категориям таких больных предоставляются льготы, например, в виде дополнительной жилой площади.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью утверждается ежегодно постановлением Правительства РФ. Программа предусматривает предоставление определенных бесплатных видов помощи населению, медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней, а также содержит нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Программы.

В соответствии с этой Программой и методическими рекомендациями Минздравсоцразвития России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои территориальные программы. В них могут быть предусмотрены дополнительные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Причем предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.

Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравсоцразвития России по согласованию с ФФОМС.

Бесплатная медицинская помощь гражданам финансируется, как отмечалось выше, за счет средств бюджетов различных уровней, обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством.

За счет федерального бюджета предоставляются все виды медицинской помощи медицинскими учреждениями федерального значения согласно утверждаемому Минздравсоцразвития России перечню медицинской помощи.

За счет бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: а) скорая медицинская помощь, оказываемая гражданам станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; б) амбулаторно-поликлиническая; в) стационарная помощь. Последние два вида помощи оказываются в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях, например туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, которые перечислены в Программе. Указанные виды помощи могут предоставляться также за счет бюджетов муниципальных образований.

Итак, система финансирования расходов на оказание медицинской помощи населению многоступенчата и довольно сложна. Объемы помощи, бесплатно предоставляемой гражданам субъекта Российской Федерации (региона), определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек. Они рассчитываются отдельно по всем видам медицинской помощи.

Финансовых средств из государственного бюджета, направляемых на оказание медицинской помощи населению, в последнее время все чаще оказывается недостаточно. В целях пополнения данных финансовых ресурсов в начале 90-х годов прошлого века в России появился новый вид страхования - обязательное медицинское страхование. С введением обязательного медицинского страхования была предпринята попытка создания дополнительного источника финансирования медицинской помощи гражданам. Фактически доля расходов средств этого вида страхования значительно превышает бюджетное финансирование. Несмотря на эти попытки, в целом общие затраты на охрану здоровья населения в последние годы не увеличились. [5, стр. 210-212]

С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в стране впервые было введено медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах -- обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Обязательное медицинское страхование в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также некоторых иных категорий граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой. [8, стр. 35]

Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают:

- застрахованные граждане - работающие и неработающие;

- страхователи - работодатели, индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения, исполнительные органы субъектов РФ, местная администрация районов (городов), муниципальные органы;

- страховщики - федеральный и территориальные фонды ОМС;

- страховые медицинские организации - юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми предусмотренными законодательством формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством (страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения);

- медицинские учреждения - лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию, дающую право на оказание медицинской помощи в системе ОМС.

Цель договора обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы организовывать и финансировать предоставление застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.

Форма и содержание договора строго регламентированы (формализованы) законом. Стороны не могут ухудшить условия (положения) медицинского обеспечения, предписанные договором. Допускается только улучшение таких условий по отношению к застрахованным гражданам. Каждому российскому гражданину выдается документ - страховой медицинский полис. Его должен иметь каждый гражданин Российской Федерации на всей ее территории.

Таким образом, указанным законом о медицинском страховании определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны. Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования, как отмечалось выше, формируются за счет отчислений страхователей на ОМС.

Страхователями являются:

- за работающих граждан - их работодатели, а в некоторых случаях - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- за неработающих граждан - исполнительные органы государственной власти (области, края, республики в составе Российской Федерации, района или города). В последние годы ПФР финансирует дополнительные платежи на ОМС неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы, связанные с оказанием медицинской помощи неработающим пенсионерам.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы - фонды обязательного медицинского страхования. Финансовые средства таких фондов формируются за счет специальных страховых взносов, которые с 1 января 2001 г. уплачиваются страхователями в составе единого социального налога. Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлены главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. [5, стр. 123-125]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15131. Бейімбет Майлин 89.5 KB
  Бейімбет Майлин Майлин Бейімбет 1894-1938 Бейімбет поэзия проза драма саласында бірдей өнімді еңбек еткен қаламгер. Ол Садақ қолжазба журналында Айқап журналында Қазақ газетінде жарияланған алғашқы өлеңдерінен бастапақ ел өмірінің сансала көкейкесті мәсе...
15132. Бұқар жырау Қалқаманұлы 39.5 KB
  Қалқаманұлы Бұқар жырау Қалқаманұлы Бұқар жырау 1668 1781 қазақтың ұлы жырауы 18 ғ. жоңғар басқыншыларына қарсы қазақтың азаттық соғысын бастаушысы әрі ұйымдастырушысы атақты Абылай ханның ақылшысы. Шыққан тегі Арғын тайпасының қаржас руынан. Заманындағы сыншылар о
15133. Ғабиден Мұстафин 104.5 KB
  ҒАБИДЕН МҰСТАФИН 1902-1985 Мен әрдайым бүгінгіні шамам келгенше ертеңгіні жаздым. Жазушы алдымен өз дәуірінің жаршысы. Мен өз бойымдағы бүкіл дарыным мен күшқуатымды халық мүддесіне қалтқысыз алаңсыз бағыштаған жазушымын. Менің творчествомның өзегі а...
15134. Ғабит Мүсірепов 55.5 KB
  ҒАБИТ МҮСІРЕПОВ 1902-1985 Қазақ әдебиетінің кеңестік дәуірдегі көрнекті қайраткерлерінің бірі көркемсөз зергері Ғабит Махмұтұлы Мүсірепов 1902 жылы қазіргі Солтүстік Қазақстан облысының Жамбыл ауданында кедей шаруаның отбасында дүниеге келген. Ол алғаш өз а
15135. Есенғали Раушанов 50 KB
  Өлеңнің қара бауыр қасқалдағы Жанат ӘСКЕРБЕКҚЫЗЫ филология ғылымдарының кандидаты. Поэзия әлеміне өлеңнің еңселі ақ ордасын сәнсалтанатымен қымбат жабдығы кестелі тіл шешен сөз шебер өрнегімен келістіре қондырған Есенғали Раушанов сынды ұлт ақыны деуге ә
15136. Әбіш Кекілбаев 114 KB
  КЛАССИК ПРОЗАСЫНДА ӨМІР ПӘЛСАПАСЫ Кітап оқығанды теледидардағы атысшабыс пен төбелеске құрылған құрғақ оқиғаны қызықтағандай жай әншейін уақыт өлтіру деп ұғатын түйсіздіктер болмаса көзқарақты жұрттың елеулі бөлігі детектив шеберлері: Конан Дойл мен Жор...
15137. Защита конфиденциальной информации (на примере страховой компании 'РОСНО') 556.02 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Теория организации на тему: Защита конфиденциальной информации в ОАО СК РОСНО 2010 Оглавление Введение...3 ГЛАВА 1. Теоретические ас
15138. Государственное регулирование межрегиональных экономических связей 53.06 KB
  При рассмотрении проблем региональной экономики, поиске путей их решения необходим учет теоретических разработок, касающихся исследований региональных систем в странах с развитой рыночной экономикой