37216

Сущность государственного и муниципального кредита, его значение. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных региональных и муниципальных потребностей. Государственный кредит одна из форм кредитных отношений имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов; возможность использования...

Русский

2013-09-23

37 KB

74 чел.

Сущность государственного и муниципального кредита, его значение. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.

Государственный кредит  – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

- наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

- аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

- возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях .

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

- проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

В периоды экономического кризиса, коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства .

В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.

Итак, государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны,  и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Муниципальный кредит, его особенности. Субъекты отношений в сфере муниципального кредита.

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;

2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом.

3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция. Муниципалитет:

1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления;

2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.

2. Регулирующая функция. Муниципалитет:

1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;

2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.

3. Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.

4. Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискацион-ный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну. Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3184. Исследование светопропускания остекления световых проемов 80.5 KB
  Исследование светопропускания остекления световых проемов Цель работы: знакомство с приближенной методикой оценки влияния некоторых факторов на светопропускание остекления световых проемов. Приборы и оборудование: люксметр  Ю – 16: модельн...
3185. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Ввод информации через последовательный порт 33 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Ввод информации через последовательный порт Цель работы Изучить особенности работы последовательных портов микроконтроллера. Текст программы.
3186. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов. Ввод информации через параллельный порт 108.5 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Ввод информации через параллельный порт Цель работы 1.1. Изучить особенности работы параллельных портов микроконтроллера. 1.2. Изучить схемы подключения кнопок и датчиков к цифровым микросхемам. 1.3. Нау...
3187. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов. Ввод и вывод информации через параллельные порты 285.5 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Ввод и вывод информации через параллельные порты Цель работы 1.1. Изучить особенности работы параллельных портов микроконтроллера. 1.2. Изучить схемы подключения светодиодов к цифровым микросхемам...
3188. Исследование схем производства хлеба минского и проектирование поточно-механизированной линии производства 365.27 KB
  Хлебобулочные изделия – основные продукты питания, содержащие необходимые для нормальной жизнедеятельности человека пищевые вещества, среди которых белки, углеводы, липиды, витамины, минеральные вещества и пищевые волокна. Хлеб как про...
3189. Основы молекулярно-кинетической теории 541.5 KB
  Основы молекулярно-кинетической теории 1.Основные положения молекулярно-кинетической теории, ее опытные обоснования. Согласно молекулярно-кинетической теории все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул. Молекулы разделены промежутками, наход...
3190. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Знакомство с интегрированной средой программирования KEIL-C 103 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Знакомство с интегрированной средой программирования KEIL-C Цель работы 1. Изучить интегрированную среду программирования keil-C. 2. Получить навыки работы с текстовым редактором этой среды программирова...
3191. Литейный участок для получения слитков из алюминиевого деформируемого сплава АМГ3 6.66 MB
  Описательная часть.Состав, свойства, применение сплава. Алюминиевомагниевые сплавы относятся к группе термически, неупрочняемых алюминиевых деформируемых сплавов. В настоящее время в промышленности нашла применение большая группа сплавов этой...
3192. Создание позитивного имиджа модельной студии 18.25 MB
  Введение Состояние развития модельного бизнеса в России в настоящее время находится лишь на начальной стадии. Модельные организации работают в условиях конкурентной борьбы за клиента. Обострение конкурентной борьбы между организациями приводит к том...