37235

Система озвучивания социально-культурных мероприятий

Реферат

Культурология и искусствоведение

Система озвучивания социальнокультурных мероприятий 1. Система озвучивания На протяжении столетий в концертных залах театрах лекционных залах церквах и др. Все это вызвало существенные изменения в требованиях к акустическим параметрам современных больших залов многоцелевого назначения и привело к широкому использованию в них систем озвучивания и звукоусиления. Системой озвучивания называется комплекс электроакустических устройств состоящий из излучателей микрофонов усилителей различных корректоров и др.

Русский

2013-09-23

146.5 KB

59 чел.

 45 вопрос. Система озвучивания социально-культурных мероприятий

1. Система озвучивания

На протяжении столетий в концертных залах, театрах, лекционных залах, церквах и др. звучали только естественные источники — голос оратора и певца, игра музыкантов и т. д. Определяющую роль для передачи звука при этом имела «естественная» акустика зала, зависящая от его формы, размеров, размещения звукопоглотителей и др.

В XX веке, с одной стороны, появились новые технические возможности в связи с изобретением и развитием звукоусилительной аппаратуры, с другой стороны, стремление вместить как можно больше слушателей привело к строительству киноконцертных залов очень больших размеров; при этом урбанизм в архитектуре привел к изменению конфигурации залов — они приобрели более вытянутые формы с низкими потолками. Изменились вкусы и стили музыки: слушатели, особенно молодые, привыкли слушать музыку на очень высоких уровнях громкости (дискотеки, клубы, концертные залы для шоу и др.). Расширилось строительство спортивных сооружений на сотни тысяч зрителей, где оказалась необходимой трансляция концертов при высоких уровнях шумов. Появилась необходимость проведения конгрессов, конференций и др. с переводом на различные языки.

Все это вызвало существенные изменения в требованиях к акустическим параметрам современных больших залов многоцелевого назначения и привело к широкому использованию в них систем озвучивания и звукоусиления. Краткая информация о них будет дана в настоящем разделе, более подробную информацию можно найти в работах.

Системой озвучивания называется комплекс электроакустических устройств, состоящий из излучателей, микрофонов, усилителей, различных корректоров и др., установленных специальным образом в залах, стадионах и др. и предназначенных для воспроизведения звуковых сигналов (музыки и речи) с достаточным уровнем громкости для всех слушателей, находящихся в данном помещении (открытом и закрытом) [21]. Необходимость в системах озвучивания возникает тогда, когда мощность естественных источников оказывается недостаточной для обеспечения хорошей слышимости во всей зоне расположения слушателей. Слышимость может быть плохой из-за высокого уровня шумов, значительных расстояний до слушателей, неблагоприятных акустических условий в зале и т. д.

Из используемых в настоящее время систем озвучивания можно выделить несколько основных типов:

— системы озвучивания для помещений (открытых и закрытых), где звук воспринимается только через звуковоспроизводящий тракт. Звук, записанный ранее на магнитофонную ленту, компакт-диск

Рис. Системы звукоусиления: а — сосредоточенная, б — распределенная

или другой источник, воспроизводится только в данном помещении, например, в кинозалах, помещениях вокзалов и др. В таких помещениях находится только аппаратура для воспроизведения (например, рупорные громкоговорители, звуковые колонки и др);

— системы озвучивания для залов, где слушатель воспринимает «естественный» звук со сцены и звук через систему озвучивания (концертные залы, лекционные залы и др.). В этом случае в одном помещении находятся источники звука (певец, оратор, музыкант), а также микрофон, система усиления и коррекции звука и система воспроизведения. Такая система озвучивания называется обычно системой звукоусиления. Отличительная особенность систем звукоусиления заключается в том, что в них микрофон находится в звуковом поле излучателей, а это может привести к появлению «обратной связи», т. е. неустойчивости (переходу к режиму автогенерации) работы системы. Последнее накладывает особые требования на принципы ее проектирования (обратная связь характеризуется появлением «воющего» звука);

— системы озвучивания или звукоусиления, которые дополнительно выполняют функции создания пространственного звукового образа или формирования реверберационного процесса (например, амбиофонические системы и др.).

Разумеется, существуют и другие разновидности, например системы озвучивания для конференц-систем с переводом речей и т. д., о них можно прочитать в специальной литературе.

Как уже было отмечено, системы озвучивания и звукоусиления применяются в тех случаях, когда уровень громкости для обеспечения нормальной слышимости и разборчивости слишком мал из-за большого расстояния или большого уровня шумов.

Например, оратор развивает на расстоянии 1 м уровень 80 дБ, на расстоянии 32 м этот уровень будет равен 50 дБ (поскольку при каждом удвоении расстояния уровень звукового давления уменьшается на 6 дБ); если уровень шумов в зале 40-45 дБ, то практически речь будет слышна плохо и неразборчиво, поэтому и необходима система звукоусиления.

Основные требования, которые предъявляются к системам озвучивания и звукоусиления, можно определить следующим образом: однородное распределение звука при необходимой громкости на всей площади зрительских мест; правильная локализация и совмещение зрительского и слухового образа; формирование необходимых ощущений пространственности; правильный баланс громкостей на всех слушательских местах; высокое качество звучания, т. е. сохранение тембральной окраски, разборчивости и др.; отсутствие возбуждения системы (устойчивость); отсутствие эха и других помех и т. д.

В то же время применение систем озвучивания и звукоусиления открывает новые возможности для управления параметрами звукового поля в помещениях — в частности, позволяет обеспечить: управление динамическим диапазоном; изменение распределения уровней громкости источников на зрительских местах; формирование различных звуковых эффектов; управление акустическими характеристиками помещения (например, адаптивное подавление отражений и др.); компьютерное управление параметрами системы звукоусиления в зависимости от характера звучания и условий в помещении (например, система Media-Matrix) и т. д.

В настоящее время применяется огромное множество систем озвучивания и звукоусиления. Они отличаются способами построения, функциональными возможностями, используемой аппаратурой и др. Пример построения системы звукоусиления Большого Кремлевского дворца показан на рис. Система включает в себя: первичный акустический тракт — от источника звука до микрофона; аппаратную часть — от выхода микрофона до излучателей (звуковых колонок, рупорных громкоговорителей и др.); вторичный акустический тракт — от выхода излучателей до слушателя.

Рис. Структурная схема системы звукоусиления Большого Кремлевского дворца

Под неравномерностью звукового поля, создаваемого системами озвучивания и звукоусиления в помещениях, понимается разница в уровнях звукового давления в разных точках озвучиваемой поверхности при подведении к системе постоянного уровня мощности. Одинаковый уровень звукового давления в различных точках помещения обеспечить практически невозможно, т. к. имеет место неравномерная структура звукового поля из-за резонансов помещения, из-за взаимодействия излучателей друг с другом, из-за неравномерности АЧХ отдельных громкоговорителей и т. д. Общая неравномерность для всех точек в помещении не должна превышать 6-8 дБ. Средний уровень звукового давления во всех точках озвучиваемой поверхности должен быть такой же, как в оптимальной зоне прослушивания (для концертных залов это примерно в 10-12-м ряду), что необходимо для обеспечения «натуральности» звучания;

— акустические характеристики излучателей (звуковых колонок, рупорных громкоговорителей, потолочных излучателей и пр.): эффективно воспроизводимый диапазон частот, неравномерность, чувствительность, характеристика направленности, коэфициент нелинейных искажений и др. Именно они в значительной степени определяют общие характеристики тракта звукоусиления. Подробнее с ними можно ознакомиться в работах;

— слитность звучания, т. е. отсутствие заметного на слух эха. Под эхом понимается отраженный запаздывающий сигнал достаточно большого уровня, который осознанно воспринимается как повторение сигнала. Заметность эха зависит от времени запаздывания, от интенсивности отраженного сигнала,от спектральной структуры сигнала и т. д. В работе [30] был предложен количественный критерий заметности в зависимости от разницы по интенсивности с прямым сигналом и от времени задержки. Критическим интервалом заметности эха считается время запаздывания более 80 мс, однако появление запаздывающих отражений больших уровней с меньшим временем запаздывания также может сказаться на разборчивости речи и тембральной окраске музыки. Особую опасность при построении систем озвучивания представляет возникновение порхающего эха (флаттер-эха), что вызывает сильное тональное окрашивание звука (при этом возникает эффект гребенчатого фильтра, приводящий к появлению пиков — провалов на АЧХ в различных точках помещения);

— уровень акустических шумов в различных помещениях с системами звукоусиления определяется по международным стандартам в соотвествии с кривыми NC. Для концертно-театральных помещений этот уровень не должен превышать NC 30-35 дБ, что предъявляет достаточно жесткие требования к выбору аппаратуры и системам звукоизоляции зала;

— разборчивость речи является одним из определяющих параметров в любой системе озвучивания и звукоусиления. Для ее определения существуют субъективные методы оценки и объективные критерии, которые были рассмотрены ранее. Для правильно спроектированной системы звукоусиления слоговая разборчивость должна быть в пределах 90-97%;

— локализация источников звука, совмещение зрительного и слухового образа, тембральное окрашивание звучания и пр. — это важнейшие характеристики систем озвучивания и звукоусиления, которые обязательно должны контролироваться с помощью субьективных экспертиз.

Подавляющее большинство систем озвучивания может быть разделено на три большие группы.

1. Сосредоточенные системы, в которых звук к слушателю приходит почти из одной точки. Это могут быть близко расположенные излучатели над сценой (например, одна или две звуковые колонки в аудитории) или несколько излучателей в центре зала (например, рупорные громкоговорители в виде люстры). Преимуществом сосредоточенных систем является возможность обеспечить совмещение «зрительного и слухового образа», недостатком — трудность обеспечения малой неравномерности звукового поля на озвучиваемой поверхности.

2. Зональные системы состоят из ряда сосредоточенных излучателей, каждый из которых работает на свою зону. Такие системы могут быть линейными, например для озвучивания узких и длинных площадей и улиц, и пространственными, в которых вся площадь разбита на зоны. Излучатели, обычно расположенные в центре зоны, обеспечивают заданный уровень звукового давления только на своей площади. Преимуществом таких систем является возможность озвучивания больших площадей, недостатком — большая неравномерность звукового поля, особенно в зонах перекрытия, и опасность возникновения эха.

3. Распределенные системы, в которых громкоговорители распределены таким образом, чтобы уровень поля в каждой точке определялся суммарным действием всех или большинства излучателей. Распределенные системы делятся на линейные (например, расположенные на боковой стенке) и поверхностные (на потолке, на стенках и др). Распределенные системы используются как в закрытых, так и в открытых помещениях, пример приведен на рис.

Методы расчета распределенных систем озвучивания приведены в работах.

Для систем озвучивания используется обычно специальная акустическая аппаратура, имеющая характеристики, существенно отличающиеся от домашних систем. К числу основных отличий можно отнести регулируемые характеристики направленности специальной формы, высокую чувствительность, повышенную надежность и устойчивость к климатико-механическим воздействиям. Наиболее распространенными видами излучателей являются: звуковые колонки, представляющие собой своего рода акустическую антенну из набора одинаковых громкоговорителей, что позволяет регулировать ширину характеристики направленности в вертикальной плоскости; специальные активные блоки (например, типа Acoustimass и др.); потолочные акустические системы; кресельные громкоговорители; рупорные громкоговорители различных конфигураций, имеющие более высокий КПД (до 10%) и возможность обеспечения заданной зависимости ширины характеристики направленности от частоты и др. Особую группу составляет концертно-театральная аппаратура, куда входят портальные системы, сценные мониторы, комбинированные мониторы и т. д.

Естественно, неотъемлемой частью систем озвучивания и звукоусиления является усилительная аппаратура,  

Рис. Вид звуковой колонки

микшерские пульты, различные процессоры обработки звука и микрофоны.

Поскольку слушатель, находящийся в зале, видит источник звука, то при любом построении системы должно иметь место совпадение зрительного и слухового образа. Таким образом, главными задачами при построении систем озвучивания являются обеспечение заданного уровня громкости во всех точках зрительного зала, обеспечение разборчивости речи и пения, правильная локализация слухового образа, сохранение тембра звучания и обеспечение отсутствия «обратной связи».

Можно уменьшить расстояние между источником звука (например, певцом, лектором и др.) и микрофоном, но при слишком близком расстоянии появляются дополнительные шумы и помехи, начинает существенно сказываться эффект подъема АЧХ у направленных микрофонов (эффект «близости») и т. д.;

— увеличить расстояние между микрофоном и громкоговорителем, но при смещении громкоговорителя первые ряды могут оказаться в зоне недостаточного уровня звукового давления, поэтому необходимо пользоваться этим методом только при условии контроля распределения звукового давления в разных точках зала;

— подобрать характеристики направленности громкоговорителей и микрофонов таким образом, чтобы звуковая волна от громкоговорителя приходила в направлении минимальной чувствительности микрофона;

— внести дополнительное звукопоглощение, особенно в зоне вокруг микрофона: поскольку в закрытом помещении на микрофон действует не только прямой звук, но и отраженные звуки с различных направлений, то в малозаглушенных залах самовозбуждение системы звукоусиления может наступать при более низком уровне усиления.

В закрытых помещения опасность самовозбуждения системы звукоусиления наибольшая на резонансных частотах помещения, поскольку именно на них происходит максимальная передача энергии от громкоговорителя к микрофону, — поэтому и существуют специальные методы и соответствующие приборы типа УПАОС для режекторной фильтрации наиболее опасных частот. В работах [16, 46] был предложен метод «транспонирования» частоты, т. е. небольшого сдвига опасных частот в системе звукоусиления, но поскольку при этом частоты звуковых сигналов, излученных громкоговорителем, будут несколько сдвинуты, то пользоваться им можно только при тщательном слуховом контроле.

В целом создание систем звукоусиления, обеспечивающих достаточный уровень громкости, хорошее качество звучания и отсутствие «возбуждения» за счет обратной связи, — процесс, требующий достаточного опыта, использования современных методов расчетов и измерений. Подробную информацию можно найти в работах [45, 46].

Структура систем звукоусиления существенно зависит от их назначения: для систем перевода речи, конференц-систем, для озвучивания аудиторий, концертно-театральных залов и т. д. Пример системы звукоусиления для Большого Кремлевского дворца в Москве (на 6000 зрителей) показан на рис. В этом зале проблема с акустическими характеристиками была решена следующим образом: было выбрано время реверберации, оптимальное для речи, и соответственно размещены звукопоглощающие материалы, обеспечивающие высокий уровень поглощения. При исполнении музыки включалась амбиофоническая система, обеспечивающая дополнительную реверберацию [22, 57]. В некоторых случаях используются такие дорогостоящие методы, как уменьшение объема зала за счет передвижных перекрытий при переходе от одного вида программ к другим [40].

Необходимо отметить, что в залах, где применяется система звукоусиления, требования к структуре реверберационного процесса в помещении существенно видоизменяются. Поскольку любую точку зала можно обеспечить прямым звуком с высоким уровнем звукового давления за счет излучения от громкоговорителей, то нет необходимости добиваться высокого уровня первых отражений от фронтальной части зала (использовать навесные щиты, припортальные отражающие поверхности и т. д.), как в залах с естественной акустикой, — скорее, наоборот, в зоне вокруг микрофона лучше обеспечить усиленное звукопоглощение. Однако акустические характеристики зала должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить необходимое время реверберации для разных видов музыки, иначе его придется добавлять электронным путем (допускается оптимальное время реверберации на 15-20% ниже указанного для залов без звукоусиления).

Например, для залов кинотеатров, где используются системы озвучивания был предложен такой способ обеспечения оптимальных акустических характеристик: высокий уровень прямого звука создается для всех слушательских мест, ранние отражения уменьшаются по уровню за счет размещения поглотителей в приэк-ранной части зала, в то же время в зрительской части зала формируется достаточно высокий уровень отражений. Все это позволяет создать особую структуру реверберационного процесса, которая обеспечивает хорошую разборчивость речи и достаточное время реверберации для музыки. В современных кинозалах, где используются системы пространственной звукопередачи, например Dolby Digital, требования к акустическим характеристикам помещения изменились. В соответствии со стандартом ITU-R BS.775-1 время реверберации в таких залах должно быть в пределах 0,2-0,4 с с допустимым разбросом ± 0,05 с (ниже 200 Гц до пускается подъем на 25%); уровень ранних отражений в пределах 0-15 мс должен быть на 10 дБ ниже прямого звука; рабочая кривая уровня звукового давления должна иметь неравномерность в пределах +1-3 дБ в диапазоне частот 50-16 кГц со спадом -6 дБ на границах; требуется также отсутствие флаттер-эха, низкий уровень шумов и др.

Ни одно социально-культурное мероприятие в современности не может обойтись без оборудования системой озвучивания, это касается любых видов мероприятий, поэтому каждый специалист социально-культурной деятельности должен разбираться в данном вопросе.

Рис. Структура реверберационного процесса в залах кинотеатра

Рис. Размещение громкоговорителей в кинозале по системе Dolby Digital

1 — источник программ; 2 — декодер; 3 — левый громкоговоритель; 4 — центральный громкоговоритель; 5 — левый громкоговоритель; 6 — низкочастотный блок; 7 — тыловые громкоговорители левого канала; 8 — тыловые громкоговорители правого канала; 9 — усилители

Если нужно провести конференцию, собрание, даже читку сценария или другие мероприятия, требующие их проведения в конференц-зале, здесь тоже необходима система озвучивания. В данном разделе на примере конференц-зала мы объясним особенностей акустики, которая применяется в подобных проектах. Акустика конференц-зала одновременно должна выполнять несколько очень важных задач.

Во-первых, она должна максимально чисто и без искажений передавать голос говорящего, а также воспроизводить всевозможные аудиозаписи и сигналы источников.

Во-вторых, она должна быть достаточно мощной, чтобы донести звук одинакового уровня порой до достаточно большого числа слушателей.

В-третьих, она должна быть максимально скрыта, чтобы не привлекать к себе внимания и не выбиваться из интерьера.

Профессиональная и бытовая акустика

Все эти моменты рождают к акустике определенные требования, из-за которых она и получила название профессиональной. Соответственно, акустические системы, применяемые в домашних кинотеатрах, подчас называют бытовой. Термин «бытовая акустика», конечно же, не является показателем качества, а определяет прежде всего предназначение того или иного оборудования, так как оба вида (профессиональная и бытовая) различаются прежде всего именно своими техническими характеристиками, а значит и сферами использования.

Основные отличия профессиональной акустики:

Более высокая чувствительность, которая проявляется в том, что с акустикой большей чувствительности можно применять менее мощные усилители, чем с акустикой той же мощности, но менее высокой чувствительности.

Более высокий уровень звукового давления. Именно показатель звукового давления, а не мощности, является принципиальным при работе на большую аудиторию.

Наличие трансформаторной акустики. Этот тип применяется при необходимости подключить на один канал большое число колонок для озвучивания большого пространства.

Варианты использования

Фронтальное озвучивание. При этом акустические системы используются в стереорежиме.

Окружающий звук, часто называемый кинотеатральным звуком. В этом режиме с помощью тыловых акустических систем создается эффект окружающего звука.

Потолочная акустика. Удобный вариант в ситуациях, когда есть необходимость сделать акустическую системы максимально незаметной для глаза. Акустические системы располагаются в соответствии с акустическим расчетом помещения, для полного звукового покрытия помещения.

Смешанный тип . Бывают случаи, когда необходимо совместить озвучивание помещения с фронтальным звуком (например, когда фронтальный звук должен исходить со стороны проекционного оборудования). Такой тип подключения называется смешанным. Переключение режима работы акустики происходит на микшере оператора.

2. Виды систем озвучивания, оповещения и трансляции

Системы озвучивания по их функциональному назначению можно разделить на две группы: первая - это системы для озвучивания различного вида небольших помещений, мероприятий, например, небольших магазинов, кафе, ресторанов, конференц-залов, учебных аудиторий, залов заседаний, актовых залов и других подобных объектов;

вторая группа - это сложные системы фоновой и речевой трансляции, а также аварийно-пожарного оповещения, которыми оснащаются супермаркеты, учебные заведения, бизнес-центры, гостиницы, базы отдыха, санатории и другие объекты с большим количеством помещений и большой суммарной площадью.

Первый тип систем можно охарактеризовать локальным расположением звукоусилительного оборудования и акустических систем в пределах одного помещения. Они предназначены для фонового озвучивания различного рода мероприятий. Как правило, это фоновое озвучивание в ресторанах, кафе, небольших магазинах, воспроизведение и усиление звукового сопровождения во время учебного процесса в аудиториях учебных заведений. Также данный вид систем применяется на конференциях и собраниях в залах заседаний, во время докладов, презентаций, выступлений и других мероприятий. Такие несложные звуковые комплексы можно строить на как основе обычных низкоомных стерео-усилителей мощности и бестрансформаторных акустических систем, так и используя трансляционные акустические системы и усилители. Однако число колонок (громкоговорителей) в первом случае будет ограничено, а длина соединительных кабелей также будет крайне мала. Ведь в лучшем случае к обычному усилителю можно подключить 4 громкоговорителя и только при условии правильного согласования по его выходному сопротивлению и мощности. Главным недостатком такого способа является тот факт, что акустические стстемы подключаются к каждому выходному каналу отдельным проводом, то есть исключена возможность подключения всех громкоговорителей параллельно к одной линии, что увеличивает количество кабельных магистралей. Также, дополнительным недостатком такой системы озвучивания является ограничение по длине акустических кабелей от усилителя к колонкам, а также высокие требования к качеству (а значит и цене) кабеля. Это обусловлено тем, что выходной сигнал низкоомного усилителя мощности имеет небольшую амплитуду и параметры такого сигнала очень зависят от длины и качества кабельной линии, по которой он распределяется, что удорожает систему в целом. Более грамотный и рациональный способ построения системы озвучивания даже небольшого масштаба это использование трансляционного оборудования (усилители, громкоговорители, регуляторы громкости), работающего на уровнях сигнала 70-100В и которое специально предназначено для круглосуточной надёжной работы. В таких системах аудиосигнал преобразовывается в высоковольтный формат, т.е. уменьшаются потери сигнала, что обеспечивает его распространение на большие расстояния без потери качества, а также не требует применение дорогостоящих акустических кабелей. В трансляционных системах озвучивания громкоговорители подключаются к линии параллельно (на одну двухпроводную линию). Исключение составляют системы с количеством зон озвучивания более одной. В таком случае акустические системы объединяются в группы по зонам, что и определяет большее количество кабельных линий от усилительного оборудования. Однако, системы трансляции звука на две и более зон уже относятся к системам класса

Public Address.

Второй тип - это системы Public Address, которые предназначены для трансляции фонового музыкального и речевого озвучивания большого количества помещений и открытых площадей в составе одного комплекса. Зачастую это объекты общественного назначения: супермаркеты, базы отдыха, гостиницы, бизнес-центры, банки, учебные заведения, торговые площадки, вокзалы, аэропорты и т.д. Одним из самых важных предназначений таких систем является экстренное речевое оповещение при пожаре или любом другом чрезвычайном происшествии. Последнее является обязательным требованием и стандартом качества для систем озвучивания мест скопления большого количества людей. Такая система срабатывает автоматически: сообщение о чрезвычайной ситуации (например, от датчика дыма) передается с абсолютным приоритетом во все зоны оповещения, а голос, подсказывающий людям как себя вести включается автоматически с блока программ. Наш широкий выбор оборудования позволяет строить системы оповещения и трансляции любой конфигурации и степени сложности. Конфигурация системы озвучивания зависит от предъявляемых к ней требований, которые определяют количество и тип источников музыки и речи, количество зон озвучивания, наличие раздельной регулировки уровня громкости звука, приоритеты источников музыки и речи и так далее.

Возможны различные варианты создания системы озвучивания, которые подбираются для каждого конкретного случая. Это может быть потолочная установка громкоговорителей, монтаж в стену, настенного исполнения и др.

2.2. Источники сигнала в системах озвучивания

В системах озвучивания обязательной составляющей являются источники звуковых и речевых аудиосигналов - воспроизводящее оборудование.

Рассмотрим, какие приборы могут использоваться в системах трансляции для воспроизведения музыки и речи.

DVD-плеер - это устройство воспроизведения видео- и аудиосигналов, которое дает возможность получить качественное изображение

и воспроизводить практически все форматы аудиосигнала, что позволяет использовать данный тип оборудования в системах озвучивания.

СD-плеер - это устройство воспроизведения аудиозаписей, которое позволяет воспроизводить практически все известные форматы аудиозаписи. Также, во многих моделях профессиональных

CD-плеерах предусмотрена возможность подключения карты памяти, что делает эти приборы полностью универсальными. В системах звуковой трансляции главным требованием к CD-проигрывателям является надёжность и долгосрочность работы, так как трансляция музыки осуществляется практически круглосуточно. Поэтому, в таких системах применяются специально предназначенные для этого источники аудиосигнала, обеспечивающие надёжность работы на протяжении длительного времени. Такие устройства зачастую содержат в себе CD-плеер и цифровой FM/AM радио-тюнер, USB-порт, обеспечивая непрерывное качественное воспроизведение музыки в течение суток, в соответствии с требованиями, предъявляемыми.

Компьютеры получили широкое применении в системах озвучивания. Зачастую системы отображения видеоинформации интегрируются с системами озвучивания и компьютер является идеальным средством для хранения и воспроизведения музыкальных видеоклипов, рекламных роликов, служебной информации и музыкальных композиций.

Спутниковый тюнер – устройство для приёма спутниковых телевизионных и радиопрограмм. Может стать источником музыкальных программ. Часто со спутников осуществляется трансляция огромного количества музыкальных телевизионных каналов любой тематики, а также радиостанций. В составе звукового комплекса спутниковый тюнер позволяет транслировать в зоны озвучивания фоновую музыку, а также обеспечивает вывод видеоизображения, например, на LCD панель или видеопроектор. Объединение системы озвучивания с системой видеоотображения может быть использовано в кафе, ресторане и на других развлекательных объектах.

Микрофон – устройство для воспроизведение речевых сообщений оператора (рекламные объявления, вызов сотрудника по территории, поиск человека на большой площади, указания к действиям при чрезвычайных ситуациях). В системах локального озвучивания могут применяться как проводные настольные микрофоны, так и безпроводные микрофонные радиосистемы, обеспечивающие мобильность выступающего. Радиомикрофонные системы могут быть как с ручным микрофоном, так и с петличным, который располагают на груди или на голове выступающего, что обеспечивает удобство, например, при проведении лекций, докладов, где требуется свобода рук.

В системах трансляционного озвучивания и речевого оповещения Public Adress зачастую применяются проводные стационарные динамические микрофоны на "гусиной шее", а также в больших системах, применяются вызывные микрофонные станции, соединяемые с усилительным оборудованием по специальному протоколу, что дает возможность удалять их от главного оборудования на большие расстояния и подключать друг к другу для осуществления вызова несколькими людьми (так организовывается распределённая система вызова).

Блок цифровых сообщений - цифровой блок памяти, в который записывается одно или несколько речевых сообщений необходимой тематики стандартно и по желанию Заказчика.

Сообщения по сигналу оператора, таймера или системы автоматически передаются в зоны озвучивания. Цифровые блоки применяются в основном в системах Public Address для автоматического воспроизведения сообщений при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2.3.Усилительное оборудование в системах озвучивания и трансляции

В системах трансляции Public Address применяются специальные трансляционные усилители мощности, которые отличаются от обычных усилителей конструкцией и схемотехникой. Трансляционные усилители отличаются главным образом по номинальной мощности (от 30Вт и выше), что позволяет применять их в системах различных размеров. В сложных системах озвучивания и оповещения применяются усилители, которые могут автоматически диагностировать состояние линий передач и громкоговорителей. Это даёт возможность автоматически распознавать нарушения в подключении нагрузки и неисправности кабелей. Практически все трансляционные усилители оснащаются генераторами для привлечения внимания перед подачей речевого сообщения. Для систем с небольшим количеством зон озвучивания независимого озвучивания применяются усилители с коммутацией сигнала на 5 зон, что упрощает систему и позволяет обходится без коммутационных матриц. Многие усилители для небольших и несложных систем озвучивания оснащаются звуковоспроизводящими модулями (CD-проигрывателями, AM/FM-приёмниками), тем самым представляют собой законченный звуковой радиоузел.

В профессиональных системах озвучивания к одному усилителю может быть подключено большое количество громкоговорителей, поэтому для обеспечения совместимости трансляционных акустических систем и усилителей мощности последние обеспечивают напряжение на выходе 100В. Это до недавнего времени осуществлялось путем оснащения трансляционных усилителей трансформаторными выходами. Однако прогресс в схемотехнике позволил создать бестрансформаторные усилители, обладающие более высокими качественными показателями, что очень важно для звукового оборудования Public Adress.

Трансляционная акустика

Трансляционное оборудование, прежде всего, это громкоговорители, рассчитанные на различные условия работы. Не смотря на разнообразие подобных трансляционных акустических систем, главная их особенность - это возможность работы от линии 70/100в. Этот стандарт позволяет подключать к усилителю большое количество трансляционной акустики различной мощности, если их суммарная мощность не превышает мощности усилителя.

3. Cистема озвучивания на примере компании  BOSCH

3.1 Что такое системы оповещения

Системы оповещения Bosch применяются в магазинах, ресторанах, спортивных залах, на территориях зон отдыха и гостиничных комплексов для озвучивания речи, сигналов и фоновой музыки. С помощью систем plena производится информационное и служебное оповещение, музыкальные трансляции с возможностями до шести зон одновременно. Сочетание качества и невысокой цены системы серии Plena дает реальную возможность оснащения помещений с действенным выполнением таких функций, как звуковая трансляция и оповещение эвакуации (например, система Bosch evac), при этом управление звуком производится на территориях нескольких зон одновременно. Возможности таких систем не ограничиваются такими практическими задачами, как трансляция звука (музыки и рекламы), но делает реальным эффективное пожарное оповещение Bosch, прямое речевое оповещение Bosch, услуги служебной связи и прочих сервисных функций. Полная комплектация предполагает обширный комплект, объединенный в один интерфейс bosch (например, система cobranet), где среди прочего есть и микрофоны, и усилители, и микшерные устройства, и громкоговорители Bosch.

Системы оповещения Bosch применяются в супермаркетах, на спортивных комплексах, в гостиницах, аэропортах, вокзалах и так далее. Здесь наиболее актуальным решением представляется консоль Plena Voice Alarm System, которая позволяет озвучить до шестидесяти зон одновременно. Системы трансляции экстренных сообщений и звука является комплексным решением для зданий с большим количеством отдельных помещений, позволяющим удовлетворить потребности и нормы безопасности. Обеспечивается полное соответствие четвертой группе норм пожарной безопасности НПБ 77-98 и относится к четвертому классу НПБ 104-03, основная задача – создание распределенных систем с адресным оповещением с возможностями удаленного управления. Фирма Bosch комплектует всеми необходимыми элементами трансляционных систем и аксессуарами любые помещения в соответствии с необходимостью.

Также системы озвучивания от вышеупомянутой компании являются незаменимым атрибутом для любого торгового комплекса или транспортного терминала, в центрах развлекательного или делового профиля. Класс исполнения praesideo подразумевает охват не менее семи тысяч восьмисот зон для передачи всех необходимых сообщений и трансляций. Мощность цифровой системы Praesideo прекрасно справится с такими задачами, как оповещение о пожаре и управлением эвакуацией объектов с зонами трансляций более семи тысяч восьмисот, поддерживая СОУЭ по пятому типу в соответствии с НПБ 104-03. Озвучивание помещений такого масштаба предполагает наличие автоматики для бесперебойного контроля системы за собственной работой и полную комплектацию по всем необходимым индивидуальным запросам. Кроме этого, система предполагает гибкость в возможностях монтажа и возможности оригинальной инсталляции в проецируемом масштабе, широту функций и высокий уровень качества, максимальную простоту в разработке и управлении готовой системой, готовый потенциал для дальнейшего расширения.

Принципы работы

Для того чтобы понятнее было с системами оповещения, сначала необходимо разобраться, в чем суть их работы. Уже не один десяток лет с помощью систем оповещения осуществляется профилактическое, предупредительное и аварийное информирование на производствах, вокзалах, в аэропортах, в местах массового скопления людей и проведения массовых общественных мероприятий. Сегодня к данным функциям добавились возможности информационных и развлекательных трансляций, на языке профессионалов описанная аппаратура объединена аббревиатурой СОУЭ, в которой заложена трактовка системы об оповещения и управления эвакуационными мероприятиями в случае реальной или потенциальной опасности.

3.2. Область применения

Широта применения современных систем оповещения практически не ограничена, благодаря качественной работе при выполнении самых разнообразных функций они используются не только на общественном транспорте, но и в заведениях массового отдыха, спортивных, торговых центрах, в сфере услуг и так далее. Реалии двадцать первого века диктуют новые нормы безопасности, которые требуют более активного применения систем оповещения. Кроме того, оповещение о пожаре или возможности возникновения любой другой угрозы для жизни людей теперь только одна из возможностей таких систем. Зона трансляции прекрасно подходит как один из элементов создания подходящей атмосферы с развлекательными или коммерческими целями. Звуковые колонки Bosch позволяют озвучить практически любое помещение с требуемыми звуковыми параметрами, например, спокойная ненавязчивая музыка в ресторане.

3.3. Пожарное оповещение

Несмотря на многообразие применения систем оповещения основным остается оповещение о пожаре, как наиболее статистически реальной угрозе здоровью и жизни персонала или посетителей любого рода организаций. Своевременность и эффективность такого оповещения при условии безотказности работа всех сопутствующих систем являются одним из основных залогов спасения иногда жизней даже тысяч людей. Громкое оповещение с четким сигналом позволит значительно снизить возможности возникновения панических реакций, информируя об источнике опасности и задавая нужное направление для того, чтобы выйти в безопасное место. При этом те же звуковые прожекторы при отсутствии опасности применяются как эффективное обще информационное, маркетинговое и развлекательное средство. В зависимости от специфики работы организации, системы озвучивания могут стать незаменимым помощником в непосредственной деятельности. Кроме того, современные системы позволяют создавать каналы мобильных протоколов с выполнением задач трансляции определенных данных служебного пользования. В случае опасности вызывная станция мгновенно автоматически оповещает пост пожарной охраны или министерства чрезвычайных ситуаций о возникновении таковой ситуации по данному адресу.

Структура

Структурно системы озвучивания построены на общих принципах, поэтому нетрудно представить типовой образец таковой.

Первое, обязательно наличие блока для коммутации всех входящих и исходящих сигналов, чтобы технический уровень и правильная работа всех коммутируемых устройств была гарантирована. Это может быть микширующий усилитель, для других систем - микшер канальный, где-то таковым будет служить накопитель вызовов и так далее.

Второе, необходим источник подаваемого в системы озвучивания сигнала, которым может являться микрофон настольный, генерирующее сигналы устройство (приемник, аудио плеер и так далее) или более сложное устройство с компьютерным интерфейсом.

Третье, наличие оповещающей системы обуславливает комплектацию ее усилительными устройствами, это может быть усилитель мощности Bosch, либо объединенный с коммутационным устройством микшер усилитель.

Четвертое, одним из непременных элементов такой системы является громкоговорящие устройства, к таковым относятся потолочные громкоговорители (например, Bosch lbc), либо более универсальные звуковые колонки bosch.

И пятым сегментом могут являться дополнительные устройства, которые напрямую не влияют на работу системы, но в определенной комплектации являются незаменимыми, например, при достаточно сложной системе не обойтись без такого элемента, как клавиатура станции. Такие элементы позволяют увеличить и разнообразить функциональные возможности системы озвучивания.

Каким требованиям должны отвечать конечные устройства в системах оповещения, то есть громкоговорители. Как безусловное условие, которому должны отвечать озвучивающие элементы в любой системе оповещения – это полное соответствие требованиям безопасности, то есть, они не должны быть источником дополнительного распространения уже возникнувшего пожара и тем более, потенциальным источником возгорания. При этом системы озвучивания должны быть отстроены так, чтобы оповещение о пожаре не оглушало находящихся в любой точке зоны трансляции людей, но и было достаточно внятно слышно. Именно разборчивость и максимальное качество, которое дают колонки Bosch становятся одним из факторов выбора клиентами данной продукции. Также необходимы возможности индивидуальной отстройки уровня громкости каждого источника и автоматические сигналы для привлечения внимания перед началом важного сообщения.

Какие решения систем озвучивания являются оптимальными?

На рынке предлагается достаточно много решений, однако, наиболее полный и оптимальный комплект при любых условиях – это системы озвучивания от компании Bosch. В системах линии Plena (серия PLN) реализованы готовые комплексы для речевой или звуковой трансляции, которые прекрасно подходят для работы в условиях коммерческих и прочих объектов общественного использования.

Если необходимо организовать оповещение о пожаре для эвакуационных систем пятого типа с размещением на крупном объекте и большим количеством трансляционных зон, то наилучшим решением станет серия PRS (типовой интерфейс bosch Praesideo). Оперативность и эффективность оповещения при максимальной простоте и надежности устройства – это Bosch Praesideo.

3.4. Что предлагает  компания BOSCH?

В наличии и под заказ элементы для передачи речи, трансляционные системы, которые могут организовать вещание на все зоны одновременно, таким является микрофон bosch из серии Lbb 1941, либо микрофон bosch из серии Lbb 1946, который позволяет выбирать отдельные зоны оповещения. Причем, вне зависимости от удаленности и комбинации систем подключаются любые комбинации станций вызова. Устройство такого элемента максимально отвечает требованиям оперативности работы в критических условиях, оснащены такими элементами, как речевые фильтры и лимитеры.

В «мирных» условиях прекрасным дополнением системы являются источники для воспроизведения фоновой музыки. Кроме того, в таких системах не обойтись без усилительной аппаратуры, система усиления от компании (усилитель bosch) может представлять разнообразные по выдаваемым параметрам устройства, в зависимости от требований заказчика они могут быть максимально простыми в управлении. При даже двух коммутированных устройствах подачи сигнала необходим будет микшерный пульт, который поможет управлять уровнями сигналов в отдельных помещениях и балансом между музыкой и речью при одновременном чтении информации с фоновой «подложкой».

Основным вещателем сигналов являются различные конструктивные устройства (громкоговорители), они могут представлять собой пассивные или активные колонки, имеющие разное исполнение в зависимости от предназначенного места монтажа. Линейный массив Bosch, к примеру, является действительно простым и умным решением с активными колонками, безупречно воспроизводящими речь и музыку. Устройства для расширения (масштабирования) зоны действия приборов, которые помогут без капитальной реконструкции дополнить систему новыми устройствами ретрансляции. Также нужными в определенных условиях являются специальные устройства, накопители вызовов, которые позволяют выбрать степень приоритетности сообщений, записывать и распределять все сообщения, упрощает и делает более оперативной работу. Также в ассортименте системы для удаленного управления.

Преимущества

Кроме уже упоминавшихся выше достоинств именно продукции компании Bosch можно также отметить надежность и минимум отказов, самые современные стандарты, возможности взаимозаменяемости элементов систем, автоматизация самого высокого уровня, простота в эксплуатации и доступные цены. При необходимости на все интересующие вопросы ответят наши сотрудники, которые также помогут подобрать наиболее оптимальную конфигурацию системы озвучивания Bosch.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40799. Переходные процессы в линейных электрических цепях с сосредоточенными параметрами 66.4 KB
  Для цепей с заданными постоянными или периодическими напряжениями токами источников принужденная составляющая определяется путем расчета стационарного режима работы схемы после коммутации любым из рассмотренных ранее методов расчета линейных электрических цепей. общее решение уравнения 2 имеет вид 4 Соотношение 4 показывает что при классическом методе расчета послекоммутационный процесс рассматривается как наложение друг на друга двух режимов – принужденного наступающего как бы сразу после коммутации и свободного имеющего...
40800. Способы составления характеристического уравнения 81.02 KB
  Характеристическое уравнение составляется для цепи после коммутации. путем исключения из системы уравнений описывающих электромагнитное состояние цепи на основании первого и второго законов Кирхгофа всех неизвестных величин кроме одной относительно которой и записывается уравнение 2; путем использования выражения для входного сопротивления цепи на синусоидальном токе; на основе выражения главного определителя. Согласно первому способу в предыдущей лекции было получено дифференциальное уравнение относительно напряжения на...
40801. Переходные процессы в цепи с одним накопителем энергии и произвольным числом резисторов 81.22 KB
  Переходные процессы в цепи с одним накопителем энергии и произвольным числом резисторов. Общий подход к расчету переходных процессов в таких цепях основан на применении теоремы об активном двухполюснике: ветвь содержащую накопитель выделяют из цепи а оставшуюся часть схемы рассматривают как активный двухполюсник А эквивалентный генератор см. Совершенно очевидно что постоянная времени здесь для цепей с индуктивным элементом определяется как: и с емкостным как: где входное сопротивление цепи по отношению к зажимам 12 подключения...
40802. Расчет переходных процессов с использованием интеграла Дюамеля 64.54 KB
  Метод переменных состояния Уравнения элекромагнитного состояния – это система уравнений определяющих режим работы состояние электрической цепи. Метод переменных состояния основывается на упорядоченном составлении и решении системы дифференциальных уравнений первого порядка которые разрешены относительно производных т. Количество переменных состояния а следовательно число уравнений состояния равно числу независимых накопителей энергии. К уравнениям состояния выдвигаются два основных требования: независимость уравнений; возможность...
40803. Сущность операторного метода 83.67 KB
  В результате этого производные и интегралы от оригиналов заменяются алгебраическими функциями от соответствующих изображений дифференцирование заменяется умножением на оператор р а интегрирование – делением на него что в свою очередь определяет переход от системы интегродифференциальных уравнений к системе алгебраических уравнений относительно изображений искомых переменных. Изображения типовых функций Оригинал А Изображение Некоторые свойства изображений Изображение суммы функций равно сумме изображений слагаемых: . Законы...
40804. Применение кривых второго порядка в компьютерных системах 158 KB
  Программа для построения графиков является наукой, но простой в использовании. Она позволяет создавать анимированные 3D графики уравнений в табличных данных. В одной системе координат может быть неограниченное количество графиков, каждый из которых может отображаться при помощи точек, линий и поверхностей.
40805. Частотный (спектральный) метод анализа электрических цепей 67.46 KB
  Поскольку частотные характеристики являются характеристиками установившегося режима гармонических колебаний то целесообразно произвольное воздействие представить в виде совокупности гармонических и реакцию линейной цепи искать как совокупность реакций вызванных каждым гармоническим воздействием в отдельности. Таким образом частотный метод анализа включает в себя задачу частотного или спектрального представления воздействия в виде суммы гармонических составляющих с определенными амплитудами начальными фазами и частотами а также задачу...
40806. Цепи с распределенными параметрами 65.82 KB
  Однако на практике часто приходится иметь дело с цепями линии электропередачи передачи информации обмотки электрических машин и аппаратов и т. уже при к линии следует подходить как к цепи с распределенными параметрами. Для исследования процессов в цепи с распределенными параметрами другое название – длинная линия введем дополнительное условие о равномерности распределения вдоль линии ее параметров: индуктивности сопротивления емкости и проводимости. Уравнения однородной линии в стационарном режиме Под первичными параметрами линии...
40807. Линии без искажений 80.64 KB
  Пусть сигнал который требуется передать без искажений по линии является периодическим т. Таким образом для отсутствия искажений что очень важно например в линиях передачи информации необходимо чтобы все гармоники распространялись с одинаковой скоростью и одинаковым затуханием поскольку только в этом случае сложившись они образуют в конце линии сигнал подобный входному. Однако искажения могут отсутствовать и в линии с потерями.